В данной научно-исследовательской работе рассмтриваются превентивные меры по борьбе с наркоманией в разных зарубежных странах
Вложение | Размер |
---|---|
krutin_rabota.docx | 57.49 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Превентивные меры в борьбе с наркоманией за рубежом
Выполнил: Крутин Евгений Александрович,
9 Б класс, т. 89271841437
Научный руководитель: Мосевнина Светлана Александровна,
учитель английского языка МОУ «СОШ №3», т. 89271841437
Учитывая, что в настоящее время приобщение детей, подростков и молодежи к алкоголю, наркотикам и токсикоманическим средствам продолжается ускоренными темпами, необходимо проанализировать уже имеющийся зарубежный и отечественный опыт организации антинаркотической профилактики этой возрастной категории и определить наиболее перспективные ее направления.
В последние десятилетия основной акцент в антинаркотической политики большинства стран Западной Европы и Америки делается на профилактическую работу с детьми и молодежью. Большинство просветительских антиалкогольных, антинаркотических программ активно поддерживается и финансируется государством. Одна из основных
форм работы, сочетающей как информационный, так и интерактивный, обучающий компонент - проведение антиалкогольных и антинаркотических консультаций и семинаров для несовершеннолетних. «Социальные» семинары включают, как правило, демонстрацию фильмов антинаркотического содержания, их обсуждение, раздачу детям
красочных книг и брошюр со специальными руководствами для родителей. Очень популярны выставки плаката, детского рисунка на тему профилактики наркомании, беседы с детьми и подростками о вреде потребления алкоголя, табака, преимуществах здорового образа жизни. Работа с «трудными» подростками в большинстве зарубежных стран ведется в
следующих направлениях: во первых, это специальные диагностические
центры-аналоги российских медицинских вытрезвителей и наркологических
диспансеров, направленных на раннюю реабилитацию, а во-вторых, это учреждения закрытого типа, изолирующие правонарушителей подростков с психологическими дефектами.
Экспериментальные психиатрические и наркологические клиники для подростков в США - пример подобного учреждения закрытого типа. Наиболее эффективными, активно используемыми во всем мире программами по первичной профилактике являются программы, действующие в США, Англии, Польше, Швеции, Испании и Германии.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В США
В Соединенных Штатах Америки начиная с принятия Закона о подростках в 1899 г. проблеме отклоняющегося поведения молодежи, в частности предупреждению наркомании, было посвящено множество дискуссий и разработано огромное количество
программ профилактики. Ученые всего мира считают наркоманию одним из частых случаев девиантного поведения, поэтому предупреждение наркомании и как следствие - делинквентности признано одной из самых сложных проблем в науках об обществе. После всплеска наркотизации молодежи в 60-е гг. XX в. большинство школ США активизировало борьбу с наркоманией. Единого мнения о методах предотвращения этого бедствия не было. Поначалу использовали традиционные антинаркотические программы, проводимые сотрудниками местной полиции. Подросткам рассказывали ужасные истории о бедах, которые обрушиваются на любого, кто хоть раз попробует наркотик, иногда показывали сильнодействующие наркотические и психотропные вещества, демонстрировали запах горящей марихуаны, чтобы дети знали, чего следует бояться. В больших городах к школьникам приходили иногда и бывшие наркоманы, рассказывали им, как просто «сесть на иглу» и сколь ужасна жизнь наркомана. Надежды на то, что полученные знания уменьшат интерес тинэйджеров к алкоголю и наркотическому зелью, не оправдались. Проблема приобрела характер эпидемии. Широкомасштабные исследования показали, что «не существует какого-либо определенного типа подростка-наркомана: тут и обитатели беднейших гетто, и жители респектабельных районов, крупных городов и небольших поселков, цветные и белые, подростки, имеющие психологические проблемы и просто следующие «новой моде». Не существует и однотипных причин вовлечения школьников в употребление наркотиков. Исследуя эти вопросы, ученые пришли к выводу, что эффективность превентивных программ зависит от выбранной цели, поэтому следующей ступенью антинаркотического образования стали программы, где целью ставилось не получение информации о наркомании, а выработка у подростков способности принимать решение, основанное на этой информации». Одновременно с программой выбора ценностей были разработаны и программы альтернативы наркотикам. Например, для расслабления взамен наркотикам предлагались физические упражнения, а для повышения жизненной энергии - легкая атлетика, танцы. Для стимуляции чувств - прыжки с парашютом, для повышения уровня общительности - знания о психологических особенностях групп людей. А сторонникам развития спиритических взглядов вместо приема наркотиков - галлюциногенов рекомендовалось изучать религию. Одним из примеров действия таких программ явились школьные магазинчики, обслуживаемые самими учащимися, а также шефство старших школьников над младшими. И та, и другая программы основаны на групповых усилиях подростков, их частых встречах и общении, что требует активизации умственных и физических сил.
В 1978-1983 гг. эксперимент, проводившийся в городе Нала (Калифорния), совместил этот подход с антинаркотическим обучением. Поначалу результаты были весьма положительными: снизилось потребление алкоголя, марихуаны, сигарет, особенно среди девушек, но спустя год после окончания эксперимента все вернулось на круги своя. Поэтому в 1984 г. апробированные программы были подвергнуты серьезной критике, которая сводилась к следующим выводам: большинство превентивных программ не содержат адекватных оценочных компонентов; возрастающие знания о наркотиках не всегда формируют ожидаемое отрицательное отношение подростков к наркотикам; сугубо экспериментальный характер апробированных программ не позволил уделить внимание формированию у подростков методов сопротивления тем, кто склоняет их к употреблению наркотиков.
Лучшие программы по предотвращению наркомании среди молодежи отличаются широким диапазоном направлений работы, обеспечивающих решение проблемы девиантности в молодежной среде в целом. Для успешной реализации таких программ нужны объединенные усилия многих людей и организаций. Так, американские ученые выдвигают семь основных категорий предупреждения: через семью, религию, школу, организацию досуга, полицию, судебные и законодательные органы. Большую роль играют программы, ориентированные на ровесников, родителей, общины,
в которых живут молодые люди. Поскольку мнение молодежного окружения имеет большое влияние на поведение несовершеннолетних, разработаны программы, ориентированные на «уличную молодежь». Обычно в такую программу включается взрослый координатор, организующий обсуждение различных вопросов и проблем, возникающих у подростков, например, при выборе альтернатив одурманивающим веществам, создании здорового климата в группе, развитии навыков общения и т. д. Широкое распространение в США получил такой методический прием, как шефство. Его суть в следующем: старшие учащиеся дают младшим информацию о наркотиках, проблемах сохранения здоровья, а также по другим вопросам, более общим, но интересующим и тех и других. Опыт применения этого приема показал, что основное воспитательное воздействие он оказывает на молодых людей, выступающих в роли шефов. Гораздо меньшее влияние этот прием оказывает на подшефных. Существуют также программы, ориентированные на соучастие в них ровесников. Основная цель создания таких групп - в принятии совместных решений и в серьезной
работе молодых людей под руководством взрослых и без них. Такие группы
поддерживаются молодежными службами информации. Их труд (уборка территории, другие виды физической работы) иногда оплачивается. Смысл создания таких групп - выработка необходимых трудовых навыков, достижение успехов в учебе, формирование положительного мнения о молодом человеке, его сверстниках и друзьях, школе.
Превентивные программы с участием родителей многоаспектны.
1. Информационные программы. С их помощью родители получают необходимую информацию о наркотиках, рекомендации о том, как себя вести, если выяснится, что их ребенок употребляет наркотические средства или психотропные вещества, узнают, как их обнаружить и к чему это может привести. Кроме того, программы информируют родителей о дозах различных наркотиков, применяемых подростками и молодежью.
Основной же задачей программы является информирование родителей, с тем, чтобы они могли влиять на отношение их детей к наркотикам с ранних лет, своевременно распознавать и устранять факторы, подталкивающие детей к потреблению алкоголя или наркотиков.
2. Программы практического обучения родителей методам профилактики наркомании помогают выработать навыки общения с детьми, умение принимать решение, определять уровень ограничений, вовремя сказать «нет» ребенку. Такой уровень подготовки может сформироваться в результате хорошо организованных теоретических и практических занятий (в форме деловых игр). Стабилизации и укрепление доверительных отношении в семье- одно из важнейших условий в решении наркопроблемы ребенка.
3. Существующие в США группы поддержки родителей могут показать последним существенную помощь. Группы поддержки создаются из таких же, но более опытных родителей; они часто собираются вместе для обсуждения различных взглядов на причины и пути решения проблем, связанных с детьми, а также для определения предпочтительных действий в той или иной ситуации.
4. Программа «Семейное взаимодействие» призывает семьи к работе в союзе по выявлению причин распространения наркомании и алкоголизма и борьбе с ними. В сферу их деятельности входит также помощь в решении других семейных проблем, совместное противостояние опасностям. Эта программа спонсирует лекторов, снабжает родителей информацией, налаживает связи между подобными группами. В крупных американских городах действуют сети анонимных пунктов доверия, оказывающих доврачебную консультационную помощь больным и их родственникам.
Помимо анонимных пунктов доверия антинаркотическую профилактику осуществляют различные реабилитационные центры. Типичная реабилитационная система за рубежом - специализированные клиники, в
которых больные наркоманиями живут от одного до трех лет, приобретают новую профессию, восстанавливают утраченные трудовые навыки. При реабилитационных центрах создаются предприятия, подсобные хозяйства, художественные промыслы. Все это позволяет больному рационально изменить ранее сложившиеся категории ценностей, порвать с бывшим криминальным окружением, сформировать установку на здоровый образ жизни в будущем. К моменту завершения пребывания больного в
центре реабилитации ему подыскивают место работы и жилье.
Наркологи США в процессе исследования причин наркотизации школьников выявили неожиданную особенность, касающуюся контингента юных наркоманов. Оказалось, что в последние десятилетия XX в. число наркоманов среди подростков возрастало не за
счет хулиганов с дурной наследственностью (как наблюдалось в 60-е гг.), а в
результате наркотизации способных учеников. Одновременно была установлена и причина этого явления: способные дети постигают учебный материал без психического напряжения, а на фоне этой легкости не формируется способность к преодолению значительных психических нагрузок. Если же такой ребенок попадает в стрессовую ситуацию,
требующую психических, а не интеллектуальных нагрузок, он оказывается
беспомощным. В каждом штате США, а в его пределах в каждой общине, разрабатываются свои программы профилактики наркомании у детей, подростков, молодежи. В программу входят интенсивные за ков на организм, участие в дискуссиях под руководством специалиста, прошедшего спецподготовку по технике общения с подростками. В его
обязанности также входит консультирование учителей, получение статистики и достоверных материалов по проблеме, обсуждаемой со школьниками. Чаще всего занятия ведут в группах по 16 человек (не менее 12 занятий по 45 мин каждое). Большое внимание уделяется чувствам детей, их индивидуальности, нравственным ценностям, умению принять правильное решение в ходе обсуждения проблемы, касающейся наркомании. Одновременно организуются специальные семинары для родителей.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
В Англии профилактическая работа ведется с учащимися начальной, средней школы и колледжей. В программе антинаркотического образования большое внимание уделяется педагогам и родителям, которым легче вовремя обнаружить интерес ребенка к наркотикам, а тем более их употребление. Английские наркологи не рекомендуют родителям в случае изменений в поведении ребенка сразу обращаться к врачам, а тем более возлагать большие надежды на их помощь. Гораздо целесообразнее создать
доверительную, дружескую обстановку в общении с ребенком, позволяющую откровенно обсуждать любые интересующие его проблемы, в том числе и связанные с потреблением наркотиков. Это поможет выяснить, есть ли повод для беспокойства. В случае если опасения подтвердились, обращение к специалистам неизбежно. Наряду с советами в области профилактики родителей и педагогов обучают приемам первой медицинской помощи в критических ситуациях. Основная же профилактическая работа ведется с самими учащимися. В 1991 г. в Великобритании началась массовая образовательная кампания с целью определить уровень знаний у подростков о наркотиках, и прежде всего о последствиях их
употребления, включая и правовой аспект.
Основной пункт программы- это коллективная работа; занятия проводятся в группах, что позволяет участникам подробно обсудить все варианты ответов на поставленные вопросы. Занятия проводятся по следующей схеме: участникам выдаются специальные опросники, цель которых - выяснить, что подростки знают о наркомании вообще, об отдельных видах наркотиков, о последствиях их применения, о юридической ответственности за это; подростки должны сами отвечать на вопросы или выбирать подходящий по их мнению ответ из предложенных руководителем вариантов ответа. Выбор происходит в процессе общего обсуждения. Затем группам раздаются листы с правильными ответами и, если ответы детей с ними не совпадают или они с ними не согласны, начинается обсуждение спорных моментов; к некоторым занятиям учащихся просят подготовить наглядный материал по той или иной теме (вырезки из различных газет и журналов, альбомы, буклеты, плакаты, таблицы), представить сообщения на разные темы, касающиеся наркотиков, наркомании, наркоманов; на занятиях подросткам предлагается охарактеризовать стереотип наркомана, принимающего то или иное наркотическое или токсикоманическое средство; проверяется знание законов об ответственности за хранение и распространение
наркотиков; учащиеся должны уметь идентифицировать класс того или иного наркотика по его названию; учащимся предлагают различные варианты ситуаций с наркотиками, свидетельствующие о нарушении законодательства. Требуется определить, кем и в какой степени нарушен закон, какая мера наказания предусмотрена заданное нарушение.
В рамках этой программы подросткам предлагают и практическую помощь. Их знакомят с местными организациями, в которые можно обратиться за помощью, и даже со специалистами, которые могут решить конкретную проблему.
В процессе занятий ребятам представляют специальные учебные материалы в виде настольных игр, разработанных и изготовленных специально для вышеназванной антинаркотической кампании фирмой «Такаде». Содействие в организации антинаркотического движения оказывают местные комитеты по здравоохранению и образованию. Для педагогов и родителей по определенным дням проводятся специальные занятия, дающие представление о целях и задачах этой кампании, а также обеспечивается методическая помощь. Подобные программы ориентированы на то, что молодые люди, зная все аспекты данной проблемы - медицинские, правовые, социальные, - сумеют сделать для себя правильный выбор и не поддадутся искушению ступить на путь, сойти с которого очень и очень сложно. А чаще- невозможно, в силу скоротечно наступающей развязки.
В целом в Великобритании работа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами у школьников ведется в рамках относительно новой дисциплины «Обучение здоровому образу жизни».
В настоящее время в Объединенном королевстве разработаны, апробированы и проанализированы несколько стратегий обучения основам ведения здорового образа жизни.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛЬШЕ
Интересный опыт антинаркотической профилактической деятельности в образовательных учреждениях накоплен польскими специалистами.
В Польше создана система профилактики употребления наркотиков и реабилитации наркозависимых. Действует система реабилитации наркозависимых подростков и молодежи «МОНАР» («MONAR») , в области первичной профилактики работает проект «Муравейник»(«Mrowisko»).
МОНАР - Молодежное движение по борьбе с наркоманией, возглавляемое Мареком Катаньским. Этот известный врач-нарколог, убедившийся на собственном опыте в ущербности традиционной наркологии, в неспособности официальной медицины возвратить наркозависимых больных к здоровому образу жизни, считает, что труд, а тем более труд творческий, - необходимое условие преодоления тяги к наркотикам.
В деятельности «Муравейника» можно выделить два основных направления:
информирование и обучение (включая подготовку молодежных лидеров и волонтерского движения), а также предоставление альтернативной наркотикам деятельности. В Польше действует модель «мобильной профилактики». В школы и подростковые клубы приезжает автобус с подготовленными волонтерами антинаркотического движения и их
наставниками. Зачастую волонтерами антинаркотического движения являются подростки, завершившие или завершающие реабилитацию в центрах «МОНАР». Активисты движения проводят разнообразные игровые программы, участвуют в организации досуга подростков и молодежи. Игровые программы активно используются не только как формы организации досуга несовершеннолетних, но и как основной
метод информирования по проблеме злоупотребления ПАВ. В частности, проводятся программы, направленные на формирование отрицательного отношения к согласию употребить ПАВ под давлением со стороны, а также развитие навыков сопротивления групповому давлению (например, программа «Спасибо, нет!»). Также в рамках
информирования молодежи проводятся открытые дискуссии «Суд над наркотиками». Важно, что информированию и обучению навыкам противостояния социальному давлению обязательно сопутствует предоставление альтернативной наркотикам деятельности, способствующей самораскрытию молодого человека. Кроме обеспечения досуга
подростков в течение года, ежегодно проводятся летние творческие мастерские, как альтернативная употреблению ПАВ деятельность.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШВЕЦИИ
Количество потребителей «сильных» наркотиков в Швеции невелико: по ежегодным подсчетам, оно составляет в среднем 17000 человек при общей численности населения 88 млн чел. Однако, согласно официальной точке зрения, лица, употребляющие «легкие» наркотики (марихуану, гашиши др.) в школьные годы, являются потенциальными кандидатами в хронические потребители более сильных наркотиков в будущем. Поэтому Центральное просветительское общество по вопросам алкоголя и наркотиков
(CAN) проводит ежегодно по всей стране опросы среди школьников и молодых людей призывного возраста - с целью установить масштабы потребления наркотиков. По данным этих опросов, в 1972 г. 14,5 % учащихся 9-х классов потребляли наркотики (хотя бы один раз в течение последнего перед опроса месяца). В дальнейшем, на протяжение всех 70-х годов, эта цифра уменьшалась. В 1980 г. она равнялась 8 %, а начиная с 1984 г. доля учащихся, употребляющих наркотики, колеблется в среднем от 3 % до 5 % от общего числа опрошенных.
Большим приоритетом поэтому стали пользоваться меры по снижению спроса на наркотики, в то время как усилия по ограничению предложения были непопулярны. В середине 70-х годов героин прочно укрепился на рынке наркотиков, и все большее количество людей начали склоняться к необходимости активного противостояния общества торговле наркотическими средствами и воздействия на отдельных лиц, злоупотребляющих наркотиками. В конце 70-х годов риксдаг принял решение о том, что целью антинаркотической политики должно стать общество, свободное от наркотиков. По мнению политиков,
можно остановить наступление наркотиков и вернуть в общество тех, кто страдает наркоманией.
Антинаркотическая политика государства направлена, в первую очередь, на предотвращение распространения наркотических средств. Шведская модель включает пять основополагающих элементов: защита границ, строгое уголовное законодательство; профилактическая работа; оказание медицинской и социальной
помощи лицам, страдающим в связи с злоупотреблением наркотиков; борьба с уличной торговлей наркотиками. Швеция отвергает существующее в Европе движение за легализацию и утверждает, что
легализация, означающая в действительности социальное признание наркотиков, их большую доступность и удешевление, способна только обострить проблему. Швеция рассматривает движение за легализацию наркотиков как угрозу национальной политике, как движение, с которым следует вести активную борьбу. Правовые основы политики Швеции в отношении проблемы наркомании. Законодательство Швеции о наркотиках вступило в силу в 1968 году. В течение последующих лет оно неоднократно пересматривалось, в результате чего стало более строгим. В соответствии с действующим в настоящее время законом от 1988 года, наряду с
передачей, производством, приобретением с целью дальнейшей передачи, а также приобретением, переработкой, транспортировкой и хранением наркотиков, наказуемым являются также владение им и употребление.
Преступлением является и пособничество торговле наркотиками. Лицо,
способствующее установлению контактов между покупателем и продавцом, совершает уголовно наказуемое действие. Осуждено может быть также лицо, выполняющее роль курьера и не осознающее, что его действия являются частью противозаконной торговли наркотиками, - в случае, если это лицо имело ту или иную возможность осознать свою роль. Полиция
имеет право конфисковать предметы, используемые при потреблении наркотиков: шприцы, иглы, трубки для гашиша. Законодательство о наркотиках дополняется законом о нелегальном ввозе товаров.
Ответственность за организацию борьбы с незаконным ввозом наркотиков возложена на уголовный отдел Таможенного управления Швеции. На местах существуют оперативные уголовные отделы таможни. В их задачи входит борьба с профессионально организованным ввозом крупных партий наркотиков. С вступлением Швеции в Европейский Союз начали действовать новые правила по борьбе с наркотиками. Таможенная служба теперь не имеет права без наличия конкретных подозрений производить выборочный контроль прибывающих из-за границы пассажиров. Это, естественно, затрудняет борьбу с незаконным ввозом наркотиков. Таможенные службы Швеции пытаются найти новые способы его предотвращения. Речь
идет, в частности, о стремлении таможенных служб создать свою сеть информаторов, оплачивать их услуги, осуществлять поездки в целях слежки.
В 1994 году по инициативе Стокгольма зародилось движение «Города Европы против наркотиков». Сегодня его поддерживают более двадцати городов, в том числе Берлина, Лондона, Парижа.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИСПАНИИ
По окончании гражданской войны в 1939 г. в Испании установилась франкистская диктатура (1939-1975). В течение первых 15 лет диктатуры Испания находилась практически в полной международной изоляции. Тогда основное внимание уделялось социально-экономическому положению страны и упрочению позиций франкистского режима, а такие социальные явления, как, например, алкоголизм, рассмотрению не подвергались. Проблема злоупотребления наркотиками в Испании не подверглась огласке, как и другие «неудобные» социальные явления. Считалось, что амфетамины для студентов, снотворные, барбитураты, нейролептики и многие другие лекарства против состояния тревоги, депрессии, стресса и прочих психических расстройств, назначавшиеся профессиональными врачами, психологами и фармакологами, представляют опасность
лишь в редких случаях превышения предписанной дозы. Все находилось под контролем врачей, их письменно закрепленной личной ответственности. Однако не могла вызвать сомнения выработавшаяся во многих случаях сильная зависимость от таблеток из прикроватной тумбочки. Но при этом проблема так и не стала предметом внимания и широкой общественности.
А вот алкоголизм и табакокурение были хорошо известны испанскому обществу. По потреблению алкоголя Испания занимает третье место в Европе, причем особенно велика доля пьющих в школьном возрасте. Алкоголь является пятой по распространенности причиной смерти в Испании. Считается, что в стране 2,5 % населения - больны алкоголизмом и 5 % - пьют регулярно. Испанское общество допускает употребление алкоголя, которое поддерживается традицией и с которым
связаны важные экономические, трудовые и налоговые аспекты государства. Однако, ощутимый доход от реализации спиртного не покрывает расходов на борьбу с отрицательными последствиями пьянства и алкоголизма.
Табакокурение принимается обществом еще более благосклонно. Правда, курить разрешается лишь мужчинам. Если же курит женщина, то это значит, что она принадлежит к одной из четко определенных социальных групп: либо к представительницам «древнейшей профессии», либо же - тут другая крайность - к представительницам культурной, политической и артистической элиты общества. Вызывая восхищение у одних и зависть у других, курящие испанки, в конце концов становятся презираемыми большинством.
Сравнивая данные о конфискованных объемах кокаина и героина в последние годы, начиная с 1992 г выявляется обратная корреляция: при увеличении конфискаций кокаина уменьшаются конфискованные объемы героина, и наоборот. Информация как источник планирования мер борьбы с наркозависимостью. Основными источниками документальной информации для PND послужили: государственная система информирования об уровне токсикомании (El Sistema Estatal de Informacion sobre Toxicomanias);
результаты анкетирования населения; полицейская статистика.
Каждый из этих источников информирует о положении в отдельной области.
1) Государственная система информирования об уровне токсикомании
Система информирования об уровне токсикомании (SEIT) начала развиваться с 1986 г. SEIT была создана для сбора, анализа и распространения информации о злоупотреблении опиатами и кокаином. Ее задача состоит в том, чтобы проследить по трем показателям последствия злоупотребления наркотиками. Объектом наблюдения для SEIT являются группы наркоманов, которые находятся или находились на
лечении.
2)Анкетирование населения. Важный источник получения сведений об уровне потребления наркотиков - это «Домашнее анкетирование на предмет употребления наркотиков», которое наряду с
альтернативным «Анкетированием школьников на предмет употребления наркотиков» проводится ежегодно. Домашнее анкетирование (в 1997 г. в Испании было опрошено 12445 человек в возрасте от 15 до 65 лет) дает наиболее ценную информацию об увеличении объемов
потребления испанцами различных наркотиков, о социальном составе потребителей, об изменениях в картине потребления, о мнении и отношении населения к основным аспектам, связанным с употреблением наркотиков, а также о мерах, которые необходимо принят для решения связанных с наркоманиейпроблем.
3)Полицейская статистика. Полицейская статистика Испании сообщает о числе конфискаций и количестве задержанных за незаконное распространение наркотиков. Конфискованные полицией партии наркотиков не обязательно предназначались для реализации внутри Испании,
а задержанные за распространение наркотиков лица не обязательно являются их потребителями. Эти данные, в сопоставлении с другими, помогают лучше понять ситуацию.
В 1998 г. в Испании была создана Служба наркологического мониторинга (El Observatorio Espanol de la Droga y las Toxicomanias), выполняет на национальном уровне функции, которые в европейском масштабе осуществляет Европейская служба наркотоксикологического мониторинга.
Таким образом, план PND увязывает воедино все мероприятия, осуществляемые различными учреждениями по борьбе с наркозависимостью.
Поскольку Испания состоит из автономных сообществ, каждое из них осуществляет свою политику борьбы с наркозависимостью. Важно, что программы автономий, а также городских объединений имеют большие достижения в деле профилактики и
реабилитации, ведь проводимые меры гораздо более специфичны применительно к каждой конкретной ситуации.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГЕРМАНИИ
«История наркотиков представляется как история медицинского «прогресса» в борьбе против наркомании, причем прогресс в этом случае заключался не в снижении, а нередко в необычайном росте наркомании». Исторические исследования свидетельствуют, что в конце XIX в. в Германии кокаин стал использоваться как медицинское средство и эксперименты с этим веществом до конца XIX в. считались выражением экзотической культуры жизни, характерной скорее для молодежи, чем для подростков. В 40-е гг. национал-социализм использовал наркоманию как инструмент пропаганды, как свидетельство упадничества народа и деморализации евреев. Известно, что в послевоенное время наркоманией страдали как раз инвалиды и люди, употреблявшие наркотики как болеутоляющее средство, так что и здесь процент
несовершеннолетних оставался незначительным. До 60-х гг. употребление наркотиков не представляло для германского общества явления, типичного для несовершеннолетних, и не приводило к образованию особой среды. Существенный перелом произошел с возникновением молодежной культуры в крупных западногерманских городах вследствие влияния молодежных движений протеста западного и восточного побережья США. Взрывной рост употребления наркотиков подростками и молодежью, начавшийся во второй половине 60-х гг., был непродолжительным и достиг высшей точки в начале 70-х гг. Эта тенденция развития, которую Reuband проследил по результатам серии опросов школьников, продолжалась недолгое время.
После объединения Германии наблюдался устойчивый рост распространения незаконных наркотиков до западного уровня. Исторически сложилось пять методов борьбы с наркоманией, которые отчасти плавно переходят друг в друга, а отчасти перекрывают друг друга:
1) криминально-политический метод, согласно которому предупреждение наркомании рассматривается в тесной связи с мероприятиями по предупреждению преступности вообще;
2)социально-психологический метод, который исходит из функциональности употребления наркотиков и строится на принципах «функциональных эквивалентов»;
3) метод, который направлен на охрану здоровья человека и на «всестороннее развитие социальных качеств личности»;
4) метод, который направлен на оказание помощи страдающим наркоманией и в котором объединены наркопревентивные мероприятия «по минимизации ущерба здоровью» и «снижению риска»;
5) образовательный метод, в котором вопросы наркокультуры общества
рассматриваются в качестве важнейшей задачи образования и культивирования жизненного опыта. Отправной точкой для развития
наркопревентивной деятельности стали психологические исследования Silbereisen и Kasther по поводу функциональности употребления наркотиков в развитии подростков. Исходным пунктом явилось осознание того, что первое знакомство с наркотиками и максимальные дозы потребления характерны для определенных возрастных категорий. Согласно статистическим данным первый опыт употребления законных и незаконных наркотиков приобретают 14-18-летние подростки, в то время
как 18-23-летняя молодежь употребляет наибольшее количество наркотиков. Таким образом, употребление наркотиков представляет собой «феномен несовершеннолетних» и носит возрастной характер. Для молодежи употребление наркотиков является нормой. Со временем, когда молодые люди начинают задумываться о браке и детях, они практически без последствий отказываются от употребления наркотиков, и тот факт, что когда-то в молодости они были зависимы от наркотиков, теряет свою
актуальность, становится одним из эпизодов их биографии. Исходя из этого в 80-х гг. была разработана превентивная программа, основная задача которой заключалась в разработке альтернатив для потенциально опасного употребления наркотиков: программа «функциональных эквивалентов». В соответствии с этой программой необходимо было проводить такие наркопревентивные мероприятия, которые в развитии несовершеннолетних стали бы функциональным эквивалентом потребления наркотиков.
Программа функциональных эквивалентов привела к значительному сдвигу в практике наркопревентивной работы в Германии и прежде всего в организации свободного времени несовершеннолетних. Для осуществления многих проектов организации досуга молодежи требовалось, чтобы в них активное участие принимали не отдельно взятые подростки, а целые группы. Вскоре стали проводиться акции, затрагивавшие жизнь
всех слоев общества - радиопередачи, Graffiti-Workshops, выставки, кино- и
музыкальные проекты. Пассивному потреблению наркотиков противопоставлялось активное проведение свободного времени. Спортивные, развлекательные и воспитательные мероприятия должны были заменить попытки заглянуть в подсознание или выйти за пределы материального мира с помощью наркотиков. Таким образом получила развитие разноcторонняя, «увлекательная» наркопревентивная программа, авторы которой стремились подчеркнуть привлекательность предлагаемого активного досуга и удержать молодежь от соблазна употребления наркотиков.
Однако, несмотря на целесообразность проводимых акций по предупреждению наркомании, они были не лишены противоречий, а потому подверглись серьезной критике. В некоторых случаях поиск альтернативных решений приводил к тому, что в мероприятиях, проводимых с целью предупреждения наркомании, больше не прослеживалась проблема вреда наркомании и пристрастия к наркотикам. Большие надежды, возлагавшиеся на разнонаправленные методы, не оправдали себя, так как работа по предупреждению наркомании носила слишком свободный характер.
Развитие таких качеств как, самооценка, социальная компетентность,
сопротивляемость давлению со стороны группы, стало основным содержанием самой популярной на сегодняшний день превентивной программы, направленной на «всестороннее развитие социальных качеств личности». Эта программа разработана на основе «терапии отношения» по примеру американского «life skill-training» - «обучения жизненным навыкам»
Метод «всестороннего развития социальных качеств личности» Широко используется в школах, учебных заведениях школьного типа или в специальных «Work camps» - так называемых «трудовых лагерях». На занятиях наряду с учебными программами представлены также ролевые игры и упражнения, направленные на передачу знаний.
Однако результаты внедрения подобных программ заставляют серьезно призадуматься.
Употребление наркотиков как таковое должно стать предметом
индивидуального образовательного процесса посредством осознания необходимости самоанализа, то есть анализа своего образа жизни и образа жизни своей субкультурной группы. Отправным пунктом подобной образовательной работы могли бы стать потребность в наркотическом опьянении и поиск пограничных переживаний. При этом необходимо
опираться на мир опыта подростка и создавать некое пространство для обмена им и диалога среди самих подростков, без утайки положительных и захватывающих аспектов потребления наркотиков. В этом смысле в городе Нюрнберге, например, в рамках наркопрофилактической работы среди подростков был реализован показательный проект на тему «искусственный рай», сделавший доступным соблазны и опасности потребления наркотиков путем сооружения «комнат переживаний» и визуализации душевного состояния рефлексии.
В целом репрессивному отношению на государственном уровне Германии в настоящее время активно противостоит постоянно растущий прагматизм и с каждым днем увеличивающееся число организаций по предупреждению наркомании и оказанию помощи тем, кто находится в зависимости от наркотиков, на уровне городов.
Таким образом, программы первичной профилактики в ряде стран Западной Европы и Америки имеют много общего, построены по одним и тем же принципам. Большую часть программ занимает информационно - просветительский компонент: подростки, их родители получают необходимые сведения о видах и свойствах психоактивных
веществ, о медицинских и психологических последствиях их потребления, о правовой стороне данного вопроса. Практическая, обучающая часть профилактических программ, направленная на обучение молодежи жизненным навыкам, технология и методам ведения здорового
образа жизни, применяется в большинстве стран Запада используется при работе с детьми, начиная с дошкольного возраста. Обязательный компонент всех программ - подготовка родителей и педагогов для
ведения профилактической работы, ранней диагностики возможной наркотизации. Рассмотрев тенденции, характерные для антинаркотической политики большинства стран, и основные профилактические программы, используемые в них, можно сделать ряд следующих выводов:
1. Эффективность профилактических программ определяется не столько качеством и доступностью реализуемых мероприятий, сколько преемственностью, последовательностью и непрерывностью антинаркотической работы.
2. Доказана высокая продуктивность введения в профилактические программы направления по развертыванию волонтерской работы, когда занятия с младшими школьниками проводят специально обученные старшие подростки.
3. Подтверждается эффективность интерактивной работы с подростками практика самостоятельной подготовки детьми учебных пособий, наглядного материала к занятиям.
4. Не вызывает сомнения необходимость введения в профилактические программы занятии по изучению законодательной и нормативно-правовой базы, касающейся распространения и потребления психоактивных веществ.
5. Одним из существенных недостатков существующих профилактических программ можно считать отсутствие в системе преподавания средней школы элементов профилактической работы, введенных в циклы общеобразовательных предметов. Опыт, имеющийся в некоторых странах, показывает необходимость и эффективность развития
данного направления.
Список используемых источников:
2.Соломэс Д.А., Чеурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. — М., 2008. - С. 48.
3. Борьба с преступностью за рубежом (по материалам зарубежной печати) //Ежемесячный информационный бюллетень. — М., 2003. — № 11
4. Time. - 1989. - June 12. - P. 52-58; VS News and World Report. -1989. - July. - P. 26
Интернет источники:
1. РИА Новости https://ria.ru/spravka/20140626/1013636752.html
2. РИА Новости https://ria.ru/beznarko_help/20110627/393838957.html
3. https://www.narkohelp.ru/publications/266.html
Кто должен измениться?
Растрёпанный воробей
Как зима кончилась
Где спят снеговики?
Акварельные гвоздики