Проектная работа "Парад военной техники. "Катюша" - БМ- 13 представлена теоретической и практической частями. Военная техника в годы войны сыграла огромное значение в самые ответственные и переломные моменты сражений. "Катюша" - оружие, которое заставляло фашистов бояться и бежать от ужаса. В практической части представлена модель боевой машины, выполненная по чертежам военных лет.
Вложение | Размер |
---|---|
Парад военной техники: "Катюша" - БМ-13 | 33.81 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя школа № 17 имени Арюткина Н.В.
г. Заволжье
Научное общество учащихся
Парад военной техники: «КАТЮША» - БМ 13
Выполнил: Дегтярев Антон
ученик 2 «А» класса
Научный руководитель:
Спасибова Т.В.
учитель начальных классов
Заволжье
2015
Содержание
Введение | 3 |
ГЛАВА 1 Техника времен великой отечественной войны – «Катюша» БМ-13 | 4 |
1.1 Книга, как побудитель к исследованию. | 4 |
1.2 «Катюша» - секретная «огнеметная» машина. | 4 |
1. 3 Секрет названия военной техники БМ -13. | 5 |
1.4 Внуки бабушки «Катюши» | 5 |
ГЛАВА 2 Практическая работа по созданию военной техники БМ-13 «Катюша» | 6 |
Заключение | 7 |
Список литературы | 8 |
Приложения | 9 |
Введение
Известно, что в обеспечении выдающейся победы нашей страны над фашисткой Германией огромную роль сыграл ратный подвиг и трудовой героизм народа. Солдаты самоотверженно сражались на фронте, рабочие изготавливали оружие и технику, благодаря которой и стала возможной наша победа.
В нынешнее время многие молодые люди мало знают об истории своей страны, об удивительной военной технике, которая помогала в сражениях с вражескими захватчиками.
Цель данной работы расширить знания о военной технике БМ 13 «Катюша».
Задачи работы:
- овладеть навыками поиска информации в интернете;
- ознакомиться с книгами о Великой Отечественной войне по внеклассному чтению;
- приобрести умение сбора и анализа информации в ходе экскурсионной поездки;
- расширить умения начального технического моделирования.
Раздел 1 Техника времен великой отечественной войны –
«Катюша» БМ-13
1.1 Книга, как побудитель к исследованию.
Я , как и все мальчишки, люблю военную технику, посмотреть как она устроена, представить что думали солдаты и командиры, управляя орудием. Люблю побегать по блиндажам и поиграть в «войнушку». И вот однажды на уроке внеклассного чтения мы с нашим учителем Спасибовой Татьяной Вениаминовной знакомились с книгами о Великой Отечественной Войне. Прочитав в книге Льва Кассиля «Главное войско» рассказ « Катюша», я очень заинтересовался этой военной техникой, ее огненной залповой стрельбой.
Мне захотелось больше узнать про боевую машину «Катюша». Я стал искать информацию в интернете, копировал и сохранял наиболее интересные фотографии и рассказы. Много нового я узнал про боевую машинуБМ-13 «Катюша», и мне очень захотелось увидеть ее своими глазами!
И вот летом, когда мы с мамой ездили в путешествие в город Москва, мы побывали на Поклонной горе с экскурсией. Там я повстречался с этой легендарной машиной и нашел ответы на все свои оставшиеся вопросы. Мне хочется поделиться со всеми своими открытиями и сейчас я расскажу всем об этой удивительной машине!
1.2 Катюша - секретная «огнеметная» машина.
Впервые батарея "Катюш" (БМ-13) показала себя в деле в начале июля 1941 года. Был нанесен удар по железнодорожной станции Орши. Эффект для немецких войск был ошеломительным - им показалось, что их накрыл чудовищный смерч, оставлявший после себя смерть и огонь. Хваленные гитлеровские вояки срывали с себя знаки отличия, бросали оружие и бежали в тыл - подальше от ужасного русского чудо-оружия. В то утро под Оршей немцы потеряли до батальона пехоты.
В протоколе допроса немецких военнопленных было отмечено, что «взятые в плен два солдата сошли с ума от огня реактивных установок». В Германию летели сообщения: "Русские имеют автоматическую многоствольную огнеметную пушку... Выстрел производится электричеством... Во время выстрела образуется дым..."
И действительно: залп полка «Катюш» продолжался 5-10 секунд, общее количество выпущенных за это время снарядов – 576, площадь поражения – 100 гектаров. Осколки разрывающихся мин разогревались до 800 градусов и поджигали все вокруг себя.
Войска «Катюш» ( БМ-13) были секретными машинами. Бойцы отбирались строго, после обучения давали клятву не отдавать врагу свои машины. На каждой установке было по 30 кг взрывчатки для самоуничтожения техники.
Фашисты сразу начали охоту за русским чудо-оружием. Но им так и не удалось решить «загадку «Катюши» до самого конца войны… Немецкие реактивные снаряды либо вяло сходили с направляющих, чтобы тут же упасть на землю, либо с бешеной скоростью начинали полет и взрывались в воздухе. Исправно долетали до цели считанные единицы.
1.3 Секрет названия военной техники БМ -13.
Побывав на Поклонной горе, я узнал, почему БМ-13 стали именоваться «катюшами»… Красноармейцы в батареи после обстрела удивлённо восклицали: «Вот это песенка! «Катюша». В то время песня «Выходила на берег Катюша» была очень популярна среди бойцов.
Следует также отметить, что установки впервые стреляли с высокой крутой горы — ассоциация с высоким крутым берегом в песне тут же возникла у бойцов.
Машины были так засекречены, что даже запрещалось использовать команды «пли», «огонь», «залп», вместо них звучали «пой» или «играй». Да и для нашей пехоты залп «катюш» был самой приятной музыкой.
В немецких войсках эти машины получили название «сталинские орга́ны» из-за внешнего сходства реактивной установки с системой труб орга́на и мощного ошеломляющего рёва, который возникал при запуске ракет.
1.4 Внуки бабушки «Катюши».
Легендарная боевая машина БМ 13 «Катюша» сейчас ушла на заслуженный отдых. Мы можем встретить ее лишь в исторических музеях. Но зато на смену ей пришло более современное вооружение.
Посмотрите, как переросли «бабушку» ее «внуки». Межконтинентальный ракетный комплекс «Тополь М» имеет длину ракеты 22,7 метра, а максимальная дальность стрельбы составляет целых 11 тысяч км.!!! Нет такого места на земле, куда бы не долетели эти ракеты. Вот какие боевые помощники охраняют нашу Родину, а прародительница этих машин – легендарная «Катюша».
ГЛАВА 2 Практическая работа по созданию военной техники БМ-13 «Катюша»
Я много узнал о военной технике БМ 13, и мне так захотелось смастерить эту легендарную «Катюшу»!
Мы с моими одноклассниками посещаем с первого класса занятия начального технического моделирования в центре внешкольной работы «Ровесник» г. Заволжья. На этих занятиях Ясникова Ольга Павловна познакомила нас с правилами моделирования из бумаги.
Навыки моделирования уже имелись, и я поставил перед собой следующие задачи:
1. найти чертежи «Катющи» в интернете;
2. вырезать все составляющие части БМ 13 «Катюша»;
3. скомплектовать боевую машину БМ 13 «Катюша»;
4. склеить все части «Катющи».
Задачи были поставлены и работа закипела!
Мы со старшим братом нашли чертежи «Катющи» в интернете. Вооружились ножницами, клеем и огромным терпением…
Я вырезал, потом клеил, потом опять вырезал и опять клеил.
И вот она - МОЯ КАТЮША!!! Она опять как много лет назад выехала на парад на Красную площадь, чтобы напомнить всем о своем подвиге в Великой Отечественной войне!
Заключение
В ходе проведенной исследовательской работы я узнал технические характеристики военной машины БМ 13 «Катюша», много интересных фактов из ее «биографии», узнал о современных боевых машинах, прародителями которых стала «Катюша».
Я смастерил бумажную модель военной машины БМ 13 «Катюша».
А главное, я понял, что узнавать новое и обучаться, это очень интересное занятие.
Началом же моего исследования стало знакомство с «Катюшей» в рассказе Льва Касиля. Именно книга смогла меня заинтересовать и дать начало такому интересному путешествию в мир статей и публикаций о войне, мир военно-исторических музеев, путешествию на страницы интернета в поисках необходимой информации.
Изучая книги и читая книги о войне и военной технике мы не только расширяем свой кругозор и узнаем новые факты о военных событиях прошлых лет, но и укрепляемся духом патриотизма и гордости за нашу страну, наполняемся решимости, если это будет необходимо, отстоять честь своей Родины, как наши деды и прадеды!
Да, залп «Катюши» нашей запомним на всю жизнь!
Те огненные стрелы, несущиеся ввысь…
Пламенем объятая плавилась земля,
Суровая оплата за наши города!...
Помни, как гремели орудий раскаты,
Как в огне умирали наши солдаты…
Помни, как земля содрогалась и слепла,
Как заря поднималась в крови и из пепла…
Помни людей обожженные лица,
Не дай всему этому вновь повторится!
Помни, чтоб шумели весенние всходы, –
Никогда не забудь эти грозные годы!
Список литературы
2. Досталь А. «Помни»
3. Касиль Л. «Главное войско»
4. БМ-13// https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%9C-13
5. Внук «Катюши». Реактивная система залпового огня «Град» // http://ribalych.ru/2015/02/10/reaktivnaya-sistema-zalpovogo-ognya-grad/
6. Интересные факты о «Катюше» // http://facte.ru/vojna/20577.html
7 . Катюша»: боевое применение //http://worldwar2blog.ru/ahsuytak-eoveob-einenemirp.html
8. «Катюша и ее наследники» //http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/tm/1985/5-katusha.html
9. Проект БМ-13. Загадки и легенды (Реактивная Система Залпового Огня БМ-13-16 "Катюша") // http://topwar.ru/643-tajny-russkogo-oruzhiya-proekt-bm-13-zagadki-i-legendy-reaktivnaya-sistema-zalpovogo-ognya-bm-13-16-katyusha.html
10. Установка БМ-13 ("Катюша") // http://rbase.new-factoria.ru/
Рецензия на научно- исследовательскую работу
« Катюша БМ- 13» выполненную учеником 2 «А» класса
Дегтярёвым Антоном.
Работа Дегтярёва Антона посвящена вопросу изучения техники военных лет, роли боевой техники в годы Великой Отечественной войны, благодаря которой и стала возможной наша победа.
Антон готовил работу на основе материалов, собранных в ходе изучения специальной литературы, касающейся времён ВОВ, и данных, полученных в ходе анкетирования своих сверстников.
Актуальность данной работы не вызывает сомнений. Вопросы изучения истории своей Родины, легендарного прошлого, моделирование и конструирование моделей военной техники в младшем школьном возрасте имеет большое значение. Именно в данный период закладываются основные черты характера, стиль поведения человека, его привычки, жизненные ориентации, происходит становление личности.
Автором проведена серьёзная работа по вопросу изучения техники времён Великой Отечественной войны. Антон расширил свой кругозор в данной области: собрал интересный материал о «Катюше- БМ 13».
Работа выполнена на достаточно высоком уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес. Автор не только показывает результаты анкетирования, но и делает собственный анализ, выявляет причины таких результатов. Определение эмоционального состояния подростков, представленное автором в работе, может явиться путеводной звездой для учителей, психологов, работающих с детьми; оно показывает, на что, прежде всего, нужно обратить внимание в работе с детьми. Может послужить кратким пособием в общении с подростками и для родителей.
Рецензируемая работа чётко структурирована: имеются введение, постановка задач, основное содержание, выводы, список изученной литературы.
Любили тебя без особых причин...
Одна беседа. Лев Кассиль
В поисках капитана Гранта
Разноцветное дерево
Ночная стрельба