...
Вложение | Размер |
---|---|
kalendar_i_ego_istoriya.doc | 22.5 КБ |
Творческая работа на тему:
«Современный календарь и его история»
автор: ученица 10а класса Лобутова Виктория (2017-18 уч. Год.)
ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 368
с углубленным изучением английского языка
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Календарем принятно называть определенную систему счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды, например, годы, месяцы, недели и дни. Само же слово "календарь" произошло от латинских слов "caleo"-провозглашать и "calendarium"- долгая книга. Первое напоминает нам о том, что в древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе- что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам. Потребность измерять время возникла у людей уже в глубокой древности, и определенные методы счета времени, первые календари возникли много тысячелетий назад, на заре человеческой цивилизации.
Задача о построении календаря состоит из двух частей. Во-первых, на основании многолетних астрономических наблюдений необходимо как можно точнее установить продолжительность периодического процесса, который принимается за основу календаря. Во-вторых, было необходимо подобрать календарные единицы счета целых суток, месяцев, лет различной продолжительности и установить правила их чередования таким образом, чтобы за достаточно большие промежутки времени средняя продолжительность календарного года была близкой к тропическому году ( промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, достигнув наибольшей величины, снова уменьшается). Чтобы использовать эти единицы времени, людям древности необходимо было их осознать.
К сожалению, иногда эти две совершенно различные стороны проблемы смешиваются. Так, например, можно встретить утверждение, будто календарь народа майя был точнее нашего. Вывод делается на том основании, что астрономы майя установили продолжительность тропического года точнее, чем они принимаются в нашем современном календаре. Также следует говорить о том, как составителям календаря удавалось чередуя в определенном порядке календарные годы, имеющие различную продолжительность, приблизить среднюю продолжительность календарного года к продолжительности тропического года.
Более 5000 лет назад на юге Месопотамской равнины возникло несколько город-государств шумеров. Есть основания полагать, что уже 2500г. до н. э. шумеры пользовались лунно-солнечным календарем с определенными, хотя и неизвестными нам правилами вставки 13-го месяца. Чтобы удерживать на своем месте месяцы, названия которых соответствовали определенным сезонам года, надо было придерживаться как раз таки этой системе вставки 13-го месяца.
Известно, что древневавилонский календарный год состоял из 12 месяцев. Названия месяцев в основном были связаны с особенностями быта древних вавилонян. В обрядовых календарях вавилонян обнаружены обозначения счастливых и несчастливых дней. Оказалось, что на месяц нередко приходится четыре и даже пять дней, в которые надлежало поститься, но номера этих дней в месяцах не всегда были кратными семи. Вероятно, лишь после того, как было установлено число планет, когда сформировались представления об их влиянии на судьбы людей и начала свое непрерывное шествие через века и тысячелетия семидневная неделя.
Так же, по некоторым данным, древние греки начинали свой год около зимнего солнцестояния. Потом его начало было перенесено на летнеее солнцестояние, так как в это время обычно происходили собрания, на которых избирались должностные лица.
Сегодня же все народы мира пользуются солнечным календарем, практически унаследованным от древних римлян. Но если в своем нынешнем виде этот календарь почти идеально соответствует годичному движению Земли вокруг Солнца, то о его первоначальном варианте можно сказать лишь "хуже было некуда".
В средние века появилось разделение на календарь старого и нового стиля (календарная реформа 1582 года). Первый представлял из себя юлианский календарь, где число дней в месяцах были упорядочены по принципу: нечетный месяц имеет 31 день, четный- 30. Февраль же в простом году должен был иметь 29, в високосном- 30 дней. За второй принимался григорианский календарь. Григорианский календарь во многом повторяет основные положения своего предшественника: обычный год также состоит из 365 дней, а високосный – из 366, также количество дней меняется только в феврале – 28 или 29. Главное отличие состоит в том, что Григорианский календарь исключает из числа високосных все годы, кратные ста, за исключением тех, которые делятся на 400. Кроме того, если по Юлианскому календарю Новый год наступал первого сентября или первого марта, то в новой хронологической системе он изначально был заявлен 1 декабря, а затем сместился еще на месяц.
Ранее на основании расчета было показано, что когда вводили юлианский календарь, весеннее равноденствие приходилось на 23 марта. Отмечено, что в результате реформы из юлианского календаря было исключено 10 дней, чтобы возвратить весеннее равноденствие на то место (21 марта), которое оно занимало во времена Никейского собора. Тем не менее, многие находят проблемы и недостатки в григорианском календаре, например, продолжительность календарных месяцев различна и колеблется в пределах от 28 до 31 дня; Месяцы разной продолжительности чередуются беспорядочно; Четверти года имеют различную продолжительность; Первое полугодие всегда короче второго (на три дня в простом году и на два дня в високосном); Дни недели не совпадают с какими-либо постоянными датами. Поэтому не только годы, но и месяцы начинаются с различных дней недели.
Вводят в заблуждение любителей календарной проблемы и замечания Д. И. Менделеева: "При введении этого григорианского стиля сделана погрешность в счете начала ( определившаяся как недостаточной точностью сведений об истинной длине года, так и поправкой лишь со времени Никейского собора), а именно: ошибка юлианского стиля от истинного счета лет равнялась -12,355 суток, а папа Григорий XVIII ввео поправку всего на 10 дней, т. е. умножил недоразумения разного рода, и вопросы календаря усложнились, а не упростились, если в счете лет исходить от Рождества Христова. Можно заметить, что Д. И. Менделеев не понял сущности реформы 1582 года, задачей которой было возвратить весеннее равноденствие не к эпохе эры, а к моменту, когда складывались правила расчета даты пасхи.
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Рисуют дети водопад
Мальчик и колокольчики ландышей
Рисуем зимние домики
Бородино. М.Ю. Лермонтов