Ученик проанализировал особенности ссылки в Сибирь в XVII веке на основе данных, содержащихся в произведении того времени "Житие протопопа Аввакума". С работой восьмиклассник выступал на гимназической и районной научно-практических конференциях, где получил призовое II место.
Вложение | Размер |
---|---|
pondin_d._ssylka_v_sibir_v_17_v.docx | 32.47 КБ |
prezentatsiya_ssylka_v_sibir_v_17_v._pondin.pptx | 1.48 МБ |
Оглавление
1. Введение……………………………………………………………………3
2. Глава 1. Условия транспортировки заключённых в Сибирь
в XVII в.…………………………………………………………………….4
3. Глава 2. Особенности жизни в сибирской ссылке в XVII в.……………5
4. Заключение……………………………...……………………………..…...9
5. Список используемой литературы…..……………………….……..…...10
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня такой метод наказания как ссылка в нашей стране не используется. Однако было время, когда он широко применялся, например, в XVIII – XIX в.в. особенно часто арестантов направляли в Сибирь, но зарождение такого наказания как ссылка в Сибирь произошло в период освоения этой территории русскими, то есть в XVII веке. Занявшись вопросом о том, в чём состояла сибирская ссылка в XVII в., мы обнаружили отсутствие литературы о ссылке именно XVII в.
Цель исследования: описание сибирской ссылки 17 в.
Поставленные нами задачи для достижения цели исследования:
Объектом нашего исследования является ссылка в Сибирь в 17 в., предметом же исследования является история ссылки в Сибирь протопопа Аввакума, содержащаяся в его житии.
Смеем предположить, что условия содержания заключённых были неудовлетворительными, условия труда - отнюдь не лучше, возникали конфликты с народами тех мест, куда ссылали заключённых, а транспортировка каторжников была плохо организованна и шла очень долго.
Мы решили построить исследование на «Житии протопопа Аввакума» как единственном доступном источнике информации о ссылке в Сибирь того времени. Довольно подробная информация имеется о сибирской ссылке 18 - 19 в.в., но не 17 в.
Методами исследования мы выбрали индукцию и анализ, так как индукция подразумевает собой рассуждения от частного к общему, а анализ - выделение и изучение отдельных частей объектов исследования.
Глава 1. Условия транспортировки заключённых
в Сибирь в 17 в.
Предлагаем, в первую очередь, рассмотреть вопрос о доставке арестованного в Сибирь, ведь данная территория значительно удалена от европейской части России. Ссыльный вместе со своей семьёй отправлялся в место отбывания наказания пешком, таща за собой сани и телеги десятками недель, о чём нам рассказывает протопоп Аввакум: «Та же послали меня в Сибирь с женой и детьми три тысящи верст недель с тринатцеть волокли телегами и водою и санми половину пути» [1, стр.259]. В последующие разы, когда заключённого отправляли в другое место для пребывания в ссылке, использовали в качестве транспорта лодки, что мы видим из текста жития: «Таже сел опять на корабль свой, еже и показан ми, что выше сего рекох, – поехал на Лену» [1, стр.260], «Наутро кинули меня в лотку и напредь повезли» [1, стр.261]. Служилые люди Сибирского приказа, которые арестовывали заключённых, отвечали только за сопровождение и доставку арестантов к месту лишения свободы. Они не выдавали во время транспортировки предметы первой необходимости, если в них нуждались, по этому поводу должны были позаботиться сами ссыльные: «Сверху дождь и снег; а на мне на плеча накинуто кафтанишко просто; льет вода по брюху и по спине…» [1, стр.261]. Таким образом, транспортировка заключённых в Сибирь в 17 веке производилась самими ссыльными, те, кому был отдан приказ о доставке арестованного, выполняли только функцию сопровождения до места отбывания наказания.
Глава 2. Особенности жизни в сибирской ссылке XVII в.
Теперь перейдём к вопросу о содержании арестованных в период самой ссылки. Первое время после прибытия заключённых, скорее всего, не кормили, так как в житии находим следующие строки: «Что собачка, в соломке лежу: коли накормят, коли нет…» [1, стр.262]. Местами расселения заключённых являлись сырые тюрьмы без коек, где водились грызуны: «…и в тюрьму кинули, соломки дали. И сидел до Филипова поста в студеной башне... Мышей много было…» [1, стр.262]. Можно заметить, что в такие сырые помещения ссыльных селили, не обращая внимания на время года, так мы видим, что Филиппов пост длился с 15 по 24 декабря, иначе его называют Рождественским постом. Спустя время заключённых переводили в тёплые помещения, где одновременно размещалось огромное количество людей и животных: «Перевёл меня в тёплую избу, и я тут с аманатами и с собаками жил скован зиму всю» [1, стр.262]. Аманатами в то время называли заложников. Интересен тот факт, что семью арестованного также ссылали в Сибирь вместе с преступником. Где же тогда находились семьи арестантов? Жену и детей селили поодаль от каторжника: «…жена з детми верст с двадцеть была сослана от меня» [1, стр.262]. При попытке члена семьи заключённого встретиться с арестованным, его наказывали днём нахождения в холодной тюрьме: «Сын Иван - невелик был - прибрел ко мне побывать после Христова рождества, и Пашков велел кинуть в студеную тюрьму, где я сидел: начевал милой и замерз было тут» [1, стр.262]. Во время пребывания в Тобольске жилище протопопа Аввакума и вовсе не было определено, о чём и пишет сам протопоп: «…иное в церкве начую, иное к воеводе уйду, а иное в тюрьму просился, – ино не пустят» [1, стр.260]
Вопрос питания лежал на самих ссыльных – они брали продукты с собой из дома. Мало того, их запасы расхищались: «Запасу небольшое место осталось, а первой разграблен весь: и книги и одежда иная отнята была, а иное и осталось» [2, стр.5]. За время ссылки арестованные вынуждены были выживать, питаясь подножными кормами, что доказывают строки из текста: «У протопопицы моей однарятка московская была, не сгнила, – по-русскому рублев в полтретьяцеть и больши по-тамошнему. Дал нам четыре мешка ржи за нея, и мы год-другой тянулися, на Нерче-реке живучи, с травою перебиваючися... по степям скитающеся и по полям, траву и корение копали, а мы – с ними же; а зимою – сосну; а иное кобылятины бог даст, и кости находили от волков пораженных зверей, и что волк не доест, мы то доедим. А иные и самых озяблых ели волков, и лисиц, и что получит – всякую скверну. Кобыла жеребенка родит, а голодные втай и жеребенка и место скверное кобылье съедят» [1, стр.262]. Интересно ещё то, что у ссыльных была мелкая живность, которая приносила небольшое количество пищи: «Курочка у нас черненька была; по два яичка на день приносила… та птичка одушевлена, Божие творение, нас кормила, а сама с нами кашку сосновую из котла тут же клевала, или и рыбки прилучится, и рыбку клевала…» [1, стр.264]. Порой каторжников не кормили долгое время, это мы видим из текста: «Все люди з голоду поморил…» [1, стр.262], «И у меня два сына маленьких умерли в нуждах тех…» [1, стр.263]. Были те, кто помогал ссыльным, подкармливая их: «Но помогала нам по Христе бояроня, воеводская сноха, Евдокея Кириловна, да жена ево, Афонасьева, Фекла Симеоновна: оне нам от смерти голодной тайно давали отраду… – иногда пришлют кусок мясца, иногда колобок, иногда мучки и овсеца, колько сойдется, четверть пуда и гривенку-другую, а иногда и полпудика накопит и передаст, а иногда у коров корму из корыта нагребет» [1, стр.263]. За действия, которые не понравились смотрителям, переводили в холодную тюрьму на долгий срок или наказывали битьём кнутом: «Держали меня у Николы в студеной полатке семнадцеть недель» [2, стр.9], «Посем свезли меня паки в монастырь Пафнутьев и там, заперши в темную полатку, скована держали год без мала» [2, стр.9], «…ударил меня по щоке, таже по другой и паки в голову, и сбил меня с ног и, чекан ухватя, лежачева по спине ударил трижды и, разболокши по той же спине семдесят два удара кнутом» [1, стр.261]. Стоит отметить, что в одном из мест, где отбывал срок Аввакум, был монастырь, который использовался как тюрьма. Заключённых могли мучить, унижать и оскорблять: «У сего келаря Никодима попросился я на велик день для праздника отдохнуть, чтоб велел, дверей отворя, на пороге посидеть; и он, наругав меня, и отказал жестоко, как ему захотелось…» [2, стр.9], «Баба ея Ксенья мучила зиму ту всю, - лаяла да укоряла» [1, стр.262].
Судя по описаниям протопопа Аввакума, место, в котором он находился, отбывая наказание в монастыре, расположено в г. Боровске. Время года: зима (исходя из описаний о Филипповом посте и осадках во время транспортировки). Климат этого места определяется как умеренно континентальный, что обуславливает в зимнее время устойчивые сильные морозы (около -30 °C).
В таких условиях здоровье каторжника резко ухудшалось, о чём и говорит нам протопоп Аввакум: «Все на брюхе лежал: спина гнила. Блох да вшей было много» [1, стр.262].
Стоит рассмотреть вопрос об условиях труда ссыльных в XVII в. Исходя из текста, мы можем установить, что арестованных не отпускали на работы для какого-либо заработка, о чём пишет протопоп Аввакум: «Все люди з голоду поморил, никуды не отпускал промышлять» [1, стр.262]. Но во время пребывания в Тобольске протопоп Аввакум находился на службе в церкви, что подтверждают следующие слова: «Архиепископ в Тоболске к месту устроил меня» [1, стр.259].
Перейдём к последнему вопросу об отношениях заключённых с народами Сибири. Как мы можем предположить, люди тогдашней Сибири воспринимали чужеземцев агрессивно, что доказывают строки: «На Оби великой реке предо мною 20 человек погубили християн, а надо мною думав, да и отпустили совсем», «…оне с луками и обскочили нас» [1, стр.265]. Если случалось встретиться с народами Сибири XVII в., то можно было либо понадеяться на их доброту, либо откупиться, приобретя некий товар, который они предложат, чтобы сохранить себе жизнь: «…торговать со мною стали, — медведев я у них накупил, — да и отпустили меня» [1, стр.265].
Рассмотрев условия содержания ссыльных, приходим к выводу, что первое время заключённые находились в сырых тюрьмах, а впоследствии переводились в тёплые избы. При наличии нарушений арестованных наказывали нахождением в холодной тюрьме, что происходило и с членами семьи ссыльного. Нормой считалось унизить, оскорбить или измучить арестованного. В порядке вещей могли не кормить долгое время каторжников и их семьи, при том, что запасы продовольствия и одежды, которые впоследствии изымались, они привозил свои. Во время пребывания в ссылке заключённые добывали себе скудное пропитание, но его не хватало, чтобы прокормиться. Так называемые аманаты ничем не занимались, ибо им не давали даже возможности освоить какую-нибудь работу за небольшой заработок. Но у протопопа Аввакума была возможность заняться деятельностью во время ссылки, так как был человеком из духовенства. Отношение с народами Сибири XVII в. складывалось негативное, они были отрицательно настроены на ссыльных и при удобном случае либо убивали их, либо заставляли платить выкуп.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из полученной нами информации о ссылке в Сибирь 17 в., мы формируем вывод о рассмотренных аспектах.
Ссылка в Сибирь 17 в. носила в себе множество тягот для арестованных, которым им не всегда получалось противостоять. Условия транспортировки ссыльных в Сибирь были непригодны для людей. Первое время арестанты добирались до места отбывания наказания сами под наблюдением служилых людей Сибирского приказа, преодолев несколько тысяч вёрст пешком зимой, таща за собой сани и телеги. По прибытию в назначенное место ссыльным предстояло ощутить на себе голод и холод в сырых тюрьмах. В тёплые помещения арестованные переводились лишь спустя несколько недель, где селились в одной избе большими группами. Изредка случалось, что место жилища не было определено, приходилось жить там, где получится. За нарушения ссыльные наказывались битьём кнутом или переселением в холодную тюрьму на достаточно долгий срок. Находясь под стражей, арестант мог быть измучен или унижен. Условия питания оставляли желать лучшего: заключённых долгое время не кормили, расхищались их запасы, если ссыльным и удавалось что-то съесть, то это была скудная и скверная пища. Условия труда были не лучше: работу никакую выполнять не разрешали, лишь единственный раз протопопу Аввакуму удалось заняться церковными делами, живя в Тобольске, и то потому, что сам он был человеком из духовенства. Отношение с народами Сибири XVII в. складывались довольно трудно, встретившись с представителями таких народов, можно было погибнуть, не всем удавалось уйти от них живым.
Список используемой литературы.
Слайд 1
ССЫЛКА В СИБИРЬ В XVII Веке Автор: Пондин Дмитрий, ученик 8 класса МБОУ «Гимназия № 32» Руководитель: Багрянцева Марина Сергеевна, учитель истории МБОУ «Гимназия № 32» XII районная научно-практическая конференция Новокузнецк, 2017Слайд 2
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПИСАНИЕ СИБИРСКОЙ ССЫЛКИ XVII В.
Слайд 3
ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРАНСПОРТИРОВКИ В МЕСТА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ, В СИБИРЬ В XVII В. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ В СИБИРСКОЙ ССЫЛКЕ XVII В.
Слайд 4
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ССЫЛКА В СИБИРЬ В XVII В. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: СИБИРСКАЯ ССЫЛКА ПО ДАННЫМ ПРОТОПОПА АВВАКУМА
Слайд 5
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДУКЦИЯ АНАЛИЗ
Слайд 6
УСЛОВИЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЗАКЛЮЧЁННЫХ В СИБИРЬ В XVII В .
Слайд 7
ДОЩАНИК
Слайд 8
ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ В СИБИРСКОЙ ССЫЛКЕ XVII В. ПРОТОПОП АВВАКУМ В ТЕМНИЦЕ
Слайд 9
ПОСЕЩЕНИЕ ПРОТОПОПА БОЯРЫНИЕЙ МОРОЗОВОЙ
Слайд 10
Протопоп Аввакум. Древнерусская литература. Книга для чтения. 5-9 классы. / Составитель: Е. Рогачевская. Круг чтения: школьная программа Москва: «ШКОЛА-ПРЕСС» - 1993. http://profilib.com/chtenie/150445/kollektiv-avtorov-zhitie-protopopa-avvakuma.php / ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Шелковая горка
Ледяная внучка
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Три загадки Солнца