Исследовательская работа по химии "Экологический мониторинг реки Гжать"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_himii.doc | 563.5 КБ |
МБОУ СШ №4 им. А.А. Леонова г. Гагарина
Исследовательская работа по химии "Экологический мониторинг реки Гжать "
Выполнили: ученица 9Б класса
Алексеева Александра
Преподаватель:
Денисова Ирина Анатольевна
2016 год
Содержание:
1. Введение.
2. Методика исследований.
3. Результаты исследований.
4. Выводы.
5. Использованная литература.
«Вода - это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного»
Лао-цзы
Введение
Вода является одним из самых распространенных химических соединений на Земле. Она покрывает около 4/5 земной поверхности, а ее общая масса на планете достигает 10^18 тонн. Вода не только играет первостепенную роль в быту и промышленности, но и исключительно важна для поддержания жизни вообще.
Обыкновенную простую воду академик А.Е. Ферсман назвал «самым важным минералом на Земле, без которого нет жизни». Вода действительно является поистине своеобразным и единственным в своём роде веществом, которое практически очень трудно чем – либо заменить
Вода служит постоянным участником интенсивных биохимических процессов, происходящих в человеческом организме. Ни один жизненный процесс не совершается без нее.
Главным потребителем воды на Земле является человечество и его деятельность. И не случайно все великие цивилизации древности возникали и развивались вблизи воды, в больших речных долинах. Не существовало ни одной великой цивилизации в местности, лишенной воды.
Нет на Земле ничего, к чему надо было бы относиться с большим вниманием и осторожностью, чем к столь привычной для нас воде.
Вода является главным фактором, определяющим климат на поверхности Земли
Реки называют голубыми артериями Земли. Они покрывают весь земной шар как будто голубой паутиной
Раньше реки являлись основными путями сообщения. Именно по этой причине вдоль берегов многих рек поселялись племена, зарождались города.
Да и сейчас, судоходные реки позволяют наладить транспортное сообщение между прибрежными городами и поселениями
Сейчас человек научился использовать энергию речных вод.
Значение рек для жизни человека:
•Орошение
•Водоснабжение
•Транспортный путь
•Рыболовство
•Зона отдыха
Гжать
Был проведен экологический мониторинг реки Гжать в Гагаринском районе Смоленской области.
Территории присущ влажный умеренно-континентальный климат: разность средних температур июля и января достигает 30оС. Осадки обильные, средняя годовая сумма осадков составляет примерно 690 мм. Средняя годовая температура воздуха положительная (8, 7 о С), температура января обычно около 7 С ниже нуля, а в июле 20о выше нуля.
Река является крупным водным источником Гагаринском и Тёмкинском районах.
Дно главным образом песчаное. Берега сухие, заросшие ивняком.
Исток в 5 километрах к югу от деревни Покров. Прежде впадала в реку Вазуза, после постройки Вазузского водохранилища (1979—1981) впадает в него. В устье Гжати в образовался широкий разлив. В настоящее время река является подпитывающей Вазузскую Гидротехническую систему, входящую в состав водоисточников города Москвы.
Современная длина реки составляет 67 км (113-46), площадь водосборного бассейна — 2370 км².
Ранее была судоходна с 1705 года по 1870. В Гжатске (сейчас Гагарин) была пристань.
Актуальность выбора данной темы исследование обусловлена потребностью общества в изучении и сохранении вод рек своей малой родины.
Цель работы: проведение исследования и составление характеристики качества воды в реки Гжать
Задачи:
Методика работы по выявлению качества воды в реке
Образец, набранный в деревне Ашково - №1
Образец, набранный у «Гагаринского хлебозавода»- №2
Образец, набранный на Ленинградской набережной- № 3
Образец, набранный у завода «Останкино» - № 4
Экспериментальный опыт №1
«Определение прозрачности и цвета воды в пробах»
Цель: определить прозрачность и цвет воды
Оборудование: 4 мензурки, 4 образца речной воды
Ход работы: В лаборатории количественное определение прозрачности производим в приборе, представляющем градуированный цилиндр с плоским дном. Исследуемую воду перед определением хорошо взбалтываем и наливаем в цилиндр. Затем для однотонного фона используем лист белый бумаги.
№ образца | Цвет воды |
№ 1 | Вода слабо-мутная, зеленоватого оттенка |
№ 2 | Водасильно - мутная, грязно-зеленого цвета |
№ 3 | Вода прозрачная |
№ 4 | Вода прозрачная |
Экспериментальный опыт №2
«Определение запаха воды»
Наличие запаха у природной воды может быть связано либо с наличием в ней разлагающихся органических веществ, либо с присутствием химических загрязнителей.
Цель: определить запах
Оборудование: 4 колбы, 4 образца речной воды
Ход работы: Для опыта мы взяли 100 мл воды и заливаем в колбы 4 образца воды, затем с помощью собственного носа оцениваем характер и интенсивность запаха при комнатной температуре
№ образца | Запах воды |
№ 1 | Запах неприятный отсутствует |
№ 2 | Ощущается слабый и неприятный запах |
№ 3 | Неприятный запах отсутствует |
№ 4 | Неприятный запах отсутствует |
Экспериментальный опыт №3
«Определение хлоридов»
Цель работы: определение хлоридов как естественных компонентов воды с использованием метода их количественного определения.
Оборудование: пробирки, химические стаканы, пипетка- капельница на 5 мл с соединительной трубкой, 4 образца речной воды
Реактивы:10% раствор нитрата серебра (AgNO3)
Ход работы
В 4 пробирки наливаем по 5 мл воды и добавляем по 3 капли 10%-ного раствора нитрата серебра. Примерное содержание хлоридов определяем по осадку или помутнению на основании таблицы.
Осадок и помутнение | Концентрация хлоридов, мг/л |
Опалесценция или слабая муть | 1-10 |
Сильная муть | 10-50 |
Образуются хлопья, но осаждаются не сразу | 50-100 |
Белый объемистый осадок | Более 100 |
№ образца | Концентрация хлоридов, мг/л |
№ 1 | 10-50 |
№ 2 | 1-10 |
№ 3 | 50-100 |
№ 4 | 50-100 |
Экспериментальный опыт №4
«Обнаружение катионов железа в воде»
Цель: оценка качества воды и формирование навыков качественного обнаружения катионов тяжелых металлов.
Оборудование: пробирки, пипетка- капельница на 5 мл с соединительной трубкой, 4 образца речной воды
Реактивы: азотная кислота (HNO3), 20%-ый раствор роданида аммония
В 4 пробирки наливаем по 5 мл воды, добавим 1 каплю концентрированной НNO3 и 1 мл 20%-ного раствора роданида аммония. Примерное содержание катионов железа определяем по окраске на основании таблицы
Концентрация ионов железа (мг/л) | Окраска |
до 0,25 | Слабо желтовато-розовая окраска |
до 1 | Желтовато-розовое |
более 2 | Желтовато-красное |
№ образца | Концентрация ионов железа (мг/л) |
№ 1 | до 0,25 |
№ 2 | до 0,25 |
№ 3 | до 0,25 |
№ 4 | до 0,25 |
Экспериментальный опыт №5
«Обнаружения сульфат ионов в воде»
Цель: оценка качества воды и поиск сульфат ионов.
Оборудование: пробирки, 4 образца речной воды
Реактивы: 0,3 %-ный водный раствор бария
В 4 пробирки наливаем по 5 мл воды, добавим 3 капли 0,3 %-ного водного раствора бария.
№ образца | Осадок |
№ 1 | Практически отсутствует |
№ 2 | Небольшой |
№ 3 | Практически отсутствует |
№ 4 | Слабый |
Использованная литература:
Ворона
Как зима кончилась
Заколдованная буква
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
"Морская болезнь" у космонавтов