рекомендации к школьной форме
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_k_shkolnoy_forme.docx | 51.68 КБ |
rekomendatsii_k_shkolnoy_forme.pptx | 938.28 КБ |
Главное управление образования мэрии города Новосибирска
Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор»
Открытый городской конкурс исследовательских проектов
учащихся 5-8 классов
Направление: естественнонаучный проект
Рекомендации к школьной форме
Автор: Пикула Светлана,
МБОУ Лицей № 185, 7 класс,
Октябрьский район г. Новосибирска
Консультант проекта: Булгакова
Виалетта Владимировна
учитель химии
высшей квалификационной категории
контактный телефон руководителя:
8-923-121-8964
г. Новосибирск, 2016
Портфолио проекта
Проект: «Рекомендации к школьной форме»
Участник проекта: Пикула Светлана Павловна
Консультант проекта: учитель химии высшей категории Булгакова
Виалетта Владимировна
Класс: 7
Название, номер учебного учреждения, где выполнялся проект: МБОУ Лицей № 185, Октябрьского района, города Новосибирска.
Предметная область: химия.
Время работы над проектом: декабрь 2015 г. – март 2016 г.
Проблема проекта: представление о здоровом образе жизни у учащихся МБОУ Лицей № 185
Цель проекта: изучить содержание свободного формальдегида в тканях для школьной формы с помощью метода спектрофотометрии.
Задачи:
- узнать откуда появляется формальдегид в тканях
-определить содержание свободного формальдегида в образцах школьной формы фирмы «SAMM».
-сформировать предложения по пропаганде и поддержки ношения школьной форма в лицее.
Тип проекта (по виду деятельности): поисковый, исследовательский.
Используемые технологии: мультимедиа, спектофотометрический.
Форма продукта проекта: мультимедийная презентация, буклет «Твоя школьная форма».
Содержание: теоретические аспекты исследования и получения формальдегида. Влияние формальдегида на организм человека. Изучение отношения учащихся 5-11 классов МБОУ Лицей № 185 к школьной форме. Ход эксперимента и его результаты.
Исследование:
-теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
-анкетирование, учащихся;
-проведение экспериментальной части, обработка результатов эксперимента;
-разработка мероприятий по пропаганде ношения школьной формы.
Область применения результата проекта: возможность использования исследовательских результатов как в научных целях (например, при проведении схожих тематических исследований), так и в воспитательной работе (при разработке мероприятий для учащихся в качестве дополнительного материала для проектной деятельности).
Результативность: создан буклет «Твоя школьная форма», рекламный плакат «Школьная форма фирмы «SAMM»».
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….4
Глава1.Теоретические аспекты исследования школьной формы на содержание формальдегида……………………………………………………….4
1.1История открытия и свойства формальдегида………………………….4
1.2.Влияние формальдегида на здоровье человека………………………..5
Глава2.Экспериментальная часть…………………………………………………6
2.1Построение градуировочной характеристики (ГХ)………………………6
2.2Градуировочная характеристика для определения формальдегида….7
2.3Определение содержания свободного формальдегида в ткани. ………8
Выводы……………………………………………………………………………..9.
Список используемых литературных источников………………………………10
Введение
С 2013 года школы России имеют право вводить специальную форму одежды для своих учеников. Нередко руководство учебного заведения выбирает производителя, а родителям школьника остается лишь приобрести необходимые предметы одежды.
Поэтому очень важно знать какого качества и безопасна ли предлагаемая школьная форма. Чем может быть опасна школьная форма?
Есть несколько объективных показателей, свидетельствующих о безопасности тканей, из которых сшита школьная форма.
Наиболее важные из них являются воздухопроницаемость и гигроскопичность и наличие в тканях токсичных веществ.
Особое внимание на содержание в школьной форме формальдегида обусловлено двумя основными причинами
Во-первых, формальдегидные препараты входят с в состав основных используемых в легкой промышленности аппретов, используемых для придания ткани несминаемости, малой усадочности и форм устойчивости.
Во-вторых, остаточное содержание формальдегида установлено во многих стандартах на текстильную российскую и зарубежную продукцию.
Поэтому целью данной работы стало определение свободного формальдегида в тканях.
И перед мной были поставлены следующие задачи:
-Узнать откуда появляется формальдегид в тканях
-Определить содержание свободного формальдегида в образцах школьной формы «SAMM».
Глава1.Теоретические аспекты исследования школьной формы на содержание формальдегида.
1.1История открытия и свойства формальдегида.
Впервые формальдегид был получен в 1859г А. М. Бутлеровым.
способом получения формальдегида из метилового спирта путём окисления последнего кислородом воздуха. Для этой цели он пропускал пары метилового спирта вместе с воздухом через нагретую трубку с платинироанным асбестом.
Тем не менее, по данным, приведенным в других источниках приоритет отдается A.W. Hoffman, который в 1868 году получил формальдегид при пропускании смеси паров метанола с воздухом через раскаленную платиновую спираль и идентифицировал его.
Молекулярный вес формальдегида (масса) – 30,03. tпл - 92ºC, tкип от минус 19,2 до минус 21ºC. При охлаждении переходит в жидкость, которая в последующем замерзает, превращаясь в твердое кристаллическое вещество. Пары формальдегида тяжелее воздуха. Они легко поглощаются водой и спиртом. Формальдегид хорошо растворяется в воде, спиртах и др. полярных растворителях. При низких температурах смешивается в любых соотношениях с неполярными растворителями: толуолом, диэтиловым эфиром, этилацетатом, СНСl3 (с увеличением температуры растворимость падает). Вода может поглотить до 52-55% газообразного формальдегида.
1.2.Влияние формальдегида на здоровье человека.
Изучение литературы, показало, что по отношению к формальдегиду применяются двойные стандарты, исключая его применение в одних сферах деятельности, мотивируя высокой токсичностью вещества, но ничего не делая с применением вещества в других областях, где оно по-прежнему остается в широком использовании.
Формальдегид является крайне реакционным химическим соединением, и в чистом молекулярном виде он практически недоступен. [1].
Без всяких сомнений, формальдегид (ФА) является токсичным веществом, для которого научными фактами установлен канцерогенное действие на человеческий организм. Формальдегид E240. Быстродействующий клеточный яд, канцероген. Класс опасности 2. Формальдегид и его полимеры оказывают раздражающее действие на кожу (растворы концентрации выше 1-2%); на глаза и дыхательные пути (от 1 мг/м3); при длительном воздействии (от 0,5 мг/м3). Его присутствие заметно при очень низких концентрациях из-за сильного запаха. Порог чувствительности запаха 0,1-0,3 мг/м3.
Желание уменьшить воздействие ФА на организм человека вполне понятно, но, для такого вещества, которое очень широко распространено в окружающей среде, нужно знать дозы, которые вызывают реальную опасность, а которые слишком малы, чтобы вызвать клиническую патологию, определение которой было бы возможно.
Предельно допустимые концентрации свободного формальдегида», который устанавливает допустимые концентрации свободного формальдегида для материалов бытового назначения (ткани и изделия льняные, полульняные, хлопчатобумажные и смешанные) (таблица 2) [4].
Таблица 2. Допустимые концентрации свободного формальдегида (Ф) в материалах бытового назначения
Группа 1 содержание Ф до 1000мкг/г | Группа 2 содержание Ф до 300мкг/г | Группа 3 содержание Ф до 75мкг/г | Группа 4 без содержание Ф |
Для изделий пальтого костюмного ассортимента | Для изделий пальтово-блузочного ассортимента и сорочек верхних | Для нательного и постельного белья, в том числе для детей всех возрастных групп, кроме детей в возрасте до года | Для детей в возрасте до года |
Глава2.Экспериментальная часть
В качестве объектов исследования мною были использованы образцов одежды формы SAMM. Сарафан для девочек младшей школы, футболка для девочек(красного цвета), юбка для девочек, кардиган и рубашка голубого цвета .
Определение количества свободного формальдегида в выбранных тканях нами проводилось по ГОСТу 25617-83 «Ткани и изделия льняные, полульняные, хлопчатобумажные и смешанные. Методы химических испытаний» [3].
2.1Построение градуировочной характеристики (ГХ)
Градуировочная характеристика – зависимость аналитического сигнала от содержания аналита (определяемого компонента), выражаемая в виде формулы (градуировочная функция) или графика (градуировочный график)
Аналитический сигнал – физическая величина или комбинация физических величин, функционально связанная с содержанием аналита и регистрируемая в ходе выполнения методики анализа.
В фотометрическом метода анализа аналитическим сигналом является оптическая плотность.
Для построения ГХ готовят серию градуировочных растворов. Градуировочный образец – образец сравнения, используемый для установления градуировочной характеристики.
Градуировочные образцы представляют собой либо искусственные смеси, либо вещества с известной концентрацией определяемых веществ.
2.2Градуировочная характеристика для определения формальдегида
Для начала я приготовила стандартный раствор №1, содержащий 2 мг/мл формальдегида.
Он готовится из 1% раствора формалина, в котором предварительно устанавливают содержание формальдегида.
Предварительно я установила количество тиосульфата, расходуемого на титрование 10 мл 0,1 н раствора йода.
Затем установила количество йода, израсходованное на окисление формальдегида. В колбу вместимостью 200 мл наливают 1мл 1% раствора формалина, 10 мл воды, 10 мл 0,1 н раствора йода и по каплям 20% раствор едкого натра до получения устойчивой светло-желтой окраски. После этого закрывают колбу пробкой и оставляют на 10 минут. Затем подкисляют 5 мл 10% раствора соляной кислоты, оставляют на 10 минут в темном месте и титруют 0,1 н раствора тиосульфата натрия с крахмалом в качестве индикатора.
Определяем количество формальдегида в растворе, по разности между объемами тиосульфата, израсходованных на контрольное титрование и титрование раствора формалина. Устанавливают количество йода, израсходованного на окисление формальдегида, 1 мл 0,1 н раствора йода соответствует 1,5 мг формальдегида в растворе.
Стандартный раствор №2, содержащий 10 мкг/мл формальдегида готовим в день анализа соотвествующим разбавлением стандартного раствора №1. Градуировочные образцы готовят согласно таблице 3.
Таблица 3 Приготовление растворов для построения ГХ
№ стандарта | Стандартный раствор №2 мл | Изопропиловый спирт 50%, мл | Концентрация формальдегида |
0 | 0,00 | 5,00 | 0,0 |
1 | 0,05 | 4,95 | 0,1 |
2 | 0,10 | 4,90 | 0,2 |
3 | 0,20 | 4,80 | 0,4 |
4 | 0,40 | 4,60 | 0,8 |
5 | 0,60 | 4,40 | 1,2 |
6 | 0,80 | 4,20 | 1,6 |
7 | 1,00 | 4,00 | 2,0 |
Мною было приготовлено 4 серии градуировочных растворов, с помощью которых была построена градуировочная характеристика.
Для построения графической зависимости был выбран метод наименьших квадратов. Градуировочная характеристика в виде графика представлена на рисунке -1
Рисунуко-1 Градуировочная характеристика для определения формальдегида в тканях
Таблица 4 Результаты градуировочной характеристики
№ град. образца | Концентрация формальдегида, мкг/мл | Оптическая плотность относительно холостой пробы | Среднее значение оптической плотности | |||
С | D1 | D2 | D3 | D4 | Dcp | |
1 | 0,1 | 0,027 | 0,027 | 0,028 | 0,031 | 0,028 |
2 | 0,2 | 0,044 | 0,036 | 0,033 | 0,036 | 0,037 |
3 | 0,4 | 0,087 | 0,091 | 0,096 | 0,090 | 0,091 |
4 | 0,8 | 0,170 | 0,158 | 0,148 | 0,165 | 0,160 |
5 | 1,2 | 0,221 | 0,265 | 0,258 | 0,264 | 0,252 |
6 | 1,6 | 0,401 | 0,390 | 0,436 | 0,395 | 0,406 |
7 | 2,0 | 0,581 | 0,581 | 0,568 | 0,570 | 0,575 |
По полученным средним значениям были рассчитаны коэффициенты а и b.
Уравнение ГХ имеет вид: A=0,274·с-0,028, где
А- аналитический сигнал,
С- концентрация формальдегида в мкг/мл.
2.3Определение содержания свободного формальдегида в ткани.
Методика определения содержания свободного формальдегида в тканях основана на реакции взаимодействия формальдегида с ацетилацетоном в присутствии ацетата аммония с образованием окрашенного в желтый цвет продукта конденсации (λ= 412 нм).
Я точно взвесила 1- 1,5 г измельченного текстильного материала и поместила его в коническую колбу на 200 мл с притертой пробкой, куда предварительно залила 50 мл дистиллированной воды, охлажденной до 0-5оС.
Плотно закрыла колбу пробкой и выдержала в течение 7 минут на ледяной бане при частом перемешивании (встряхивании).
Полученный экстракт отфильтровала в чистую сухую колбу (через стеклянный фильтр) и использовала для анализа.
5 мл фильтрата перенесла в чистую сухую колбу, добавила 5 мл поглотительного раствора, содержащего равные объемы 0,4%-ного по объему раствора ацетилацетона и 20%-ного раствора ацетата аммония, плотно закрыла пробкой, перемешала и выдержала 10 минут на кипящей водяной бане. После охлаждения измерила оптическую плотность рабочего раствора в области длин волн 400-450 нм (светофильтр №3) в кювете с толщиной слоя l=10 мм по сравнению с раствором, приготовленным аналогично рабочему, но не содержащим формальдегида. Содержание формальдегида в анализируемой пробе (а, мкг/мл) определила по калибровочному графику. Результаты эксперимента свела в таблицу№5.
Содержание формальдегида на ткани вычисляют по формуле:
Фсвоб.=
Во всех исследованных образцах определено содержание свободного формальдегида новых тканей и этих же тканей после стирки.
Таблица 5- Содержание свободного формальдегида в школьных изделиях.
Наименование изделия | Количество свободного формальдегида до стирки, мкг/г | Количество свободного формальдегида до стирки, мкг/г После стирки |
Футболка | 83 | 50 |
Рубашка голубого цвета | 99 | 75 |
Юбка | 107 | 89 |
Сарафан | 124 | 100 |
Анализ полученных результатов показал, что исследуемые образцы соответствует установленному Российскому стандарту по остаточному содержанию свободного формальдегида в текстильных изделиях, в том случае, если они бы использовались для взрослого ассортимента (75 мкг/г). Исследуемые образцы будут использоваться для школьников, то по российскому стандарту ГОСТ Р 50729-95 фактические значения свободного формальдегида намного превышают норму.
Однако в российской текстильной промышленности широко используется зарубежный стандарт ОЕКО-ТЕХ-100 [6], согласно которому норма свободного формальдегида в школьных изделиях, равна 20 мкг/г. Соответственно, по зарубежному стандарту количество свободного формальдегида в исследуемых образцах соответствует норме.
Анализ постиранных тканей показал уменьшение концентрации свободного формальдегида в незначительном количестве. Можно сделать вывод, что всю одежду из магазина нужно тщательно прополаскивать в проточной воде.
Определение свободного формальдегида особенно важно, когда речь идет о школьной одежде, которая напрямую соприкасаются с кожей учащегося.
В школьной форме, не отвечающей требованиям безопасности ребенок быстрее утомляется, создаются условия для возникновения кожных заболеваний. Душная и некомфортная одежда вызывает стресс, может стать причиной развития невроза и снижения успеваемости у ребенка.
Выводы
Список используемых литературных источников
1. Кричевский Г.Е. Химическая технология текстильных материалов. Т. 3. / Г.Е. Кричевский. - М.: МГУ. – 2001. – 315 с.
2. Ольшанская О.М. Органические вещества в льне и льняной продукции / О.М. Ольшанская, В.А. Грищенкова, А.В. Артемов // Экология и промышленность России. - № 5. – 2002. - с. 35-38.
3. ГОСТ 25617-83 « Ткани и изделия льняные, полульняные, хлопчатобумажные и смешанные. Методы химических испытаний».
4. ГОСТ Р 50729-95 «Материалы текстильные. Предельно допустимые концентрации свободного формальдегида».
5. Третьяков В.Ф. Методы анализа формальдегида / В.Ф.Третьяков, Р.М. Талышинский, А.М. Илолов, И.А. Голубева, Н.И. Ковалева, Н.А. Французова, М.С. Якимова // Вестник МИТХТ. – т.3. - № 86. – 2008. – с. 3 - 13
6. Курс аналитической химии. Количественный анализ. - Под ред. А.П. Крешкова, - 5-е изд., испр.-М.: Химия, 1982
7.РМГ – 76 "ГСИ. Внутрений контроль качества результатов количественного химического анализа"
8.Википедия. [Электронный ресурс] / http://ru.wikipedia.org
9.Алесковский В.Б. и др. Физико-химические методы анализа. Практическое руководство. Изд. 2-е, пер. и испр. Изд-во "Химия", Ленинградское отделение, 1971.
10.ГОСТ 25617-83. Ткани и штучные изделия текстильные. Правила приемки и метод отбора проб./ введ. 01.07.1976
11.Большая Энциклопедия Нефти Газа. Спектрофотометрический метод. [Электронный ресурс] / http://www.ngpedia.ru/id152308p1.html
12. Сайт газеты "Известия".[Электронный ресурс] / http://izvestia.ru/news/294118
Слайд 1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОБОДНОГО ФОРМАЛЬДЕГИДА в школьной одежде . Исследовательский проект ученицы 7 «Б» класса МБОУ Лицея №185 Новосибирск 2016 Выполнила: Пикула Светлана Павловна Руководитель проекта: учитель высшей категории Булгакова В.ВСлайд 2
С 2013 года школы России имеют право вводить специальную форму одежды для своих учеников. Нередко руководство учебного заведения выбирает производителя, а родителям школьника остается лишь приобрести необходимые предметы одежды . Поэтому очень важно знать какого качества и безопасна ли предлагаемая школьная форма. Чем может быть опасна школьная форма ?
Слайд 3
Наиболее важные из них являются воздухопроницаемость и гигроскопичность и наличие в тканях токсичных веществ .
Слайд 4
Одним из основных токсичных веществ в тканях может быть формальдегид: Во-первых , формальдегидные препараты используются для придания ткани несминаемости, малой усадочности и форм устойчивости. Во-вторых , остаточное содержание формальдегида установлено во многих стандартах на текстильную российскую и зарубежную продукцию.
Слайд 5
Цель исследовательской работы: Определение свободного формальдегида в школьной одежде фирмы SAMM .
Слайд 6
Для осуществления цели передо мной были поставлены следующие задачи: Узнать откуда появляется формальдегид в тканях. Определить содержание свободного формальдегида в образцах школьной формы « SAMM ».
Слайд 7
в 1859г А. М. Бутлеров получил формальдегид из метилового спирта путём окисления его кислородом воздуха.
Слайд 8
A.W. Hoffman , 1868
Слайд 9
Молекулярный вес– 30,03 . Температура плавления - 92 0 C , Температура кипения -21 0 C . При охлаждении переходит в жидкость, которая в последующем замерзает, превращаясь в твердое кристаллическое вещество. Пары формальдегида тяжелее воздуха. Формальдегид хорошо растворяется в воде, спиртах и др. полярных растворителях. Свойства формальдегида
Слайд 10
Формальдегид E240 . Быстродействующий клеточный яд, канцероген. Класс опасности 2. Формальдегид и его полимеры оказывают раздражающее действие на кожу (растворы концентрации выше 1-2%); на глаза и дыхательные пути (от 1 мг/м3); при длительном воздействии (от 0,5 мг/м3). Его присутствие заметно при очень низких концентрациях из-за сильного запаха. Порог чувствительности запаха 0,1-0,3 мг/м3.
Слайд 11
Допустимые концентрации свободного формальдегида в материалах бытового назначения Группа 1 содержание Ф до 1000мкг/г Группа 2 содержание Ф до 300мкг/г Группа 3 содержание Ф до 75мкг/г Группа 4 без содержание Ф Для изделий пальтого костюмного ассортимента Для изделий пальтово-блузочного ассортимента и сорочек верхних Для нательного и постельного белья, в том числе для детей всех возрастных групп, кроме детей в возрасте до года Для детей в возрасте до года
Слайд 12
Экспериментальная часть Объектом исследования данной работы стали – школьная одежда фирмы SAMM (футболка, сарафан, рубашка , юбка). Предметом исследования являются определение количества свободного формальдегида по ГОСТу 25617-83 «Ткани и изделия льняные, полульняные, хлопчатобумажные и смешанные. Методы химических испытаний»
Слайд 13
фото
Слайд 14
Приготовление растворов для построения градуировочной характеристики № стандарта Стандартный раствор №2 мл Изопропиловый спирт 50%, мл Концентрация формальдегида 0 0,00 5,00 0,0 1 0,05 4,95 0,1 2 0,10 4,90 0,2 3 0,20 4,80 0,4 4 0,40 4,60 0,8 5 0,60 4,40 1,2 6 0,80 4,20 1,6
Слайд 15
По полученным средним значениям были рассчитаны коэффициенты а и b . Уравнение ГХ имеет вид: A=0,274·с-0,028, где А- аналитический сигнал, С- концентрация формальдегида в мкг/мл.
Слайд 16
Градуировочный график
Слайд 17
Результаты градуировочной характеристики № град. образца Концентрация формальдегида, мкг/мл Оптическая плотность относительно холостой пробы Среднее значение оптической плотности С D1 D2 D3 D4 Dcp 1 0,1 0,027 0,027 0,028 0,031 0,028 2 0,2 0,044 0,036 0,033 0,036 0,037 3 0,4 0,087 0,091 0,096 0,090 0,091 4 0,8 0,170 0,158 0,148 0,165 0,160 5 1,2 0,221 0,265 0,258 0,264 0,252 6 1,6 0,401 0,390 0,436 0,395 0,406
Слайд 18
Поглотительный раствор 50 мл воды Образец пробы 1-1,5 г Выдерживание 10 минут Охлаждение до 0 0 с Кювета, длина волны 400-450 нм Спектрометр Измерение Обработка результатов Фсвоб =100 * А/ m
Слайд 19
Фото Фсвоб.=
Слайд 20
Результаты эксперимента Таблица 5- Содержание свободного формальдегида в школьных изделиях. Наименование изделия Количество свободного формальдегида , мкг/г до стирки Количество свободного формальдегида до стирки, мкг/г После стирки ПДК Футболка 83 50 до 75мкг/г Рубашка голубого цвета 99 75 Юбка 107 89 Сарафан 124 100
Слайд 21
Выводы
Слайд 22
Спасибо за внимание!
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Хитрость Дидоны
В поисках капитана Гранта
Валентин Берестов. Аист и соловей
Отчего синичка развеселилась