Вложение | Размер |
---|---|
kipenskaya_sosh_tsibrov_nikitagrafy.docx | 434.5 КБ |
Ломоносовский муниципальный район
МОУ Кипенская средняя общеобразовательная школа
Тема проекта: Теория графов.
Решение задач с помощью графов
Проект выполнил Цибров Никита ученик 5А класса Научный руководитель: учитель математики Корешкова Ольга Владимировна |
Математика
д.Кипень
2014 год
Цель проекта: сформировать представление о значении теории графов как средства описания действительности; научиться применять полученные знания в реальной жизни.
Задачи: изучить и проанализировать литературу, содержащую задачи теории графов и их решение; экспериментально проверить, как можно применять изученные методы к решению нетипичных математических задач
Ожидаемые результаты: формирование логико-алгоритмического и системно-комбинаторного мышления; формирование опыта исследовательской деятельности
Гипотеза: Если теорию графов сблизить с практикой, то можно получить самые благотворные результаты, например, решить задачи по нахождению длины кратчайшего пути или составить блок-схему решения задачи по программированию, физике, математике, логике
План проекта:
«Графы» имеют корень греческого слова «графо», что значит «пишу». Тот же корень в словах «график», «биография», «голография». Изучая теорию графов на уроках математики я решил узнать как можно применить теорию графов на практике, в жизни.
В последние десятилетия происходит значительное увеличение интереса к теории графов. Зародившись более 200 лет назад при решении головоломок и занимательных задач, она стала простым, доступным средством решения широкого круга важных практических задач. Особенно велико значение графов при создании математических моделей. Построенные модели можно эффективно исследовать с помощью компьютера.
Первая работа по теории графов, принадлежит известному швейцарскому математику Л. Эйлеру. Основы теории графов как математической науки он заложил рассматривая задачу о кенигсбергских мостах. Сегодня эта задача стала классической.
Ученый Леонард Эйлер принадлежит к числу гениев!
Задача о Кенигсбергских мостах: Бывший Кенигсберг (ныне Калининград) расположен на реке Прегель. В пределах города река омывает два острова. С берегов на острова были перекинуты мосты. Старые мосты не сохранились, но осталась карта города, где они изображены. Кенигсбергцы предлагали приезжим следующую задачу: пройти по всем мостам и вернуться в начальный пункт, причём на каждом мосту следовало побывать только один раз.
Графы эффективно используются в теории планирования и управления, теории расписаний, экономике, биологии, медицине, географии.
Широкое применение находят графы в таких областях, как программирование, в решении вероятностных и комбинаторных задач.
Медицинский граф:
Граф программиста:
Граф расписание
Многие структуры, представляющие практический интерес в математике и информатике представлены графами.
Например, строение сайта можно смоделировать при помощи графа , в котором вершины — это страницы, а дуги — гиперссылки
Граф - это картинка из точек, соединенных линиями
Говоря простым языком, граф - это множество точек (вершин) и попарно соединяющих их линий (ребер, дуг или петель).
Вершины графа - это те самые точки
Граф состоит из вершин, связанных линиями.
Направленная линия (со стрелкой) называется дугой.
Линия ненаправленная (без стрелки) называется ребром.
Линия, выходящая из некоторой вершины и входящая в неё же, называется петлей.
Компьютерная сеть, может быть условно изображена в виде некоторого числа компьютеров и путей их соединяющих.
Это граф. Пять компьютеров являются вершинами, а соединения (передача сигналов) между ними – ребра. Заменив в правой части компьютеры на вершины, в левой мы получим более привычный граф.
Он имеет 10 ребер и 5 вершин.
Соседние вершины (или, попросту, соседи) - это две вершины графа, соединенные ребром;
Полный граф - это граф, в котором любые две вершины соседние.
Примеры полных и неполных графов:
Граф, вершины которого соединены ребрами. С помощью таких графов могут быть представлены схемы двухсторонних (симметричных) отношений.
Граф, вершины которого соединены дугами.
С помощью таких графов могут быть
представлены схемы односторонних отношений.
Задача: В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке – не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Куда налита каждая жидкость?
Ответ: в кувшине-молоко, в банке-квас, в стакане-вода, в бутылке-лимонад.
Ещё одна задача, решаемая с помощью неориентированного графа: Аркадий, Борис, Владимир, Григорий и Дмитрий при встрече обменялись рукопожатиями (каждый пожал руку каждому по одному разу). Сколько всего рукопожатий было сделано? Ответ: 10
По окончании деловой встречи специалисты обменялись визитными карточками (каждый вручил свою карточку каждому). Сколько всего визитных карточек было роздано, если во встрече участвовали: 1) 3 человека; 2) 4 человека; 3) 5 человек?
Ответ: 6; 12; 20
Взвешенный граф - это граф, некоторым элементам которого (вершинам, ребрам или дугам) сопоставлены числа. Наиболее часто встречаются графы с помеченными ребрами. Числа-пометки носят различные названия: вес, длина, стоимость.
Примеры взвешенных графов:
Взвешенный граф по заданной таблице (она еще называется весовой матрицей)
может быть изображен по-разному; например, той же таблице соответствует граф, показанный на рисунке справа от нее и слева
Длина пути во взвешенном графе
Длина пути во взвешенном (связном) графе - это сумма длин (весов) тех ребер, из которых состоит путь. Расстояние между вершинами - это, как и прежде, длина кратчайшего пути. Например, расстояние от Санкт-Петербурга до Омска во взвешенном графе,
равна – 2760 км
Еще задача: Пусть, в стране есть несколько городов и дорог, соединяющих эти города. При этом у каждой дороги есть длина. Вы хотите попасть из 3 города в 6 , проехав как можно меньший путь. Какова длина пути? Ответ: 7
Вершины, из которых выходит нечетное число ребер, называют нечетными вершинами, а вершины, из которых выходит четное количество ребер, - четными.
Если все вершины графа четные, то можно одним росчерком ( т.е. не отрывая карандаша от бумаги и не проводя дважды по одной и той же линии ) начертить граф. При этом движение можно начать с любой вершины и окончить
в той же вершине.
Графы, которые можно изобразить одним росчерком пера
Так как граф содержит четыре нечетные вершины,
то его нельзя начертить одним росчерком,
значит, и пройти по всем семи мостам так, чтобы на каждом из них побывать лишь по одному разу
и вернуться к тому месту, откуда начал маршрут – нельзя
Теория графов очень интересная тема. Я понял, как решаются многие логические задачи - легко и быстро.
Некоторые нестандартные математические задачи я научился решать, используя графы. В результате работы над проектом я узнал, что Леонард Эйлер был основоположником теории графов, решил задачи с применением теории графов. Для себя сделал вывод, что теория графов находит применение в различных областях современной математики и её многочисленных приложений. Решение многих математических задач упрощается, если удается использовать графы. Представление данных в виде графа придает им наглядность. В особенности это относится к таким областям математики, как математическая логика, комбинаторика.
Таким образом, изучение этой темы имеет большое общеобразовательное, общекультурное и общематематическое значение. В повседневной жизни все большее применение находят графические иллюстрации, геометрические представления и другие приемы и методы наглядности.
Я научился анализировать дополнительную литературу и применять полученные знания на практике.
Свои исследования я продолжу.
Незнайка в стране графов, 6-8 классы, Мельников О.И., 2007
Иванов С.В., Математический кружок М.: Наука, 1988.
Кирюхин В.М., Лапунов А.В., Окулов С.М. Задачи по информатике.
Международные олимпиады 1989 – 1996: Для факультативов по информатике в старших классах. – М.: ABF, 1996
Журнал «Математика в школе». Приложение «Первое сентября» № 13 2008г.
Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты».- Москва: «Просвещение», 2000 год.
Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В. Программирование для математиков.
Интернет источники:
Сайт К. Полякова: http://krolyakov.narod.ru
официальный сайт www.ege.ru
Рыжие листья
Хризантема и Луковица
У меня в портфеле
Мальчик и колокольчики ландышей
Мастер-класс "Корзиночка"