Работа посвящена теме "Историческое содержание праздника "День народного единства"" и событиям Смутного времени
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_yashinoy_natali.docx | 34.39 КБ |
МБОУ «СОШ с. ЧАПАЕВО»
Секция : История и обществознание
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Историческое содержание праздника
«День народного единства»
Составитель:
Яшина Наталья Олеговна,
10 класс
Научный руководитель:
Стебенёв А.В., учитель истории
МБОУ «СОШ с.Чапаево»
Чапаево, 2015
1
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..с.2
Основная часть …………………………………………………………….с.3
Глава 1. Праздник «День народного единства»……………………….с.3
Глава 2. Россия на краю пропасти (состояние к 1611г.)……………..с.5
Глава 3. Народные ополчения и освобождение Москвы…………… с.7
Заключение ………………………………………………………………...с.9
Список литературы……………………………………………………… с.10
2
Введение
Тема работы связана с периодом Смутного времени- одним из самых тяжелых кризисов в нашей истории. Тема была выбрана, так как Смута интересна многообразием событий. Было также интересно понять истоки и значение современного праздника «День народного единства».
Актуальность темы, ее связь с современностью объясняется, во-первых, значением народного единства для истории и современности и, во-вторых, уроками Смутного времени для всех поколений россиян .
Цель работы- изучить исторические события, связанные с Днем народ-ного единства, выяснить их значение для современности, а также уроки, которые мы можем извлечь из Смуты для нашего времени.
В первой главе рассматриваются истоки праздника «День народного единства» и его связь с церковью и со Смутой. Во второй главе - делается общий обзор и анализ событий Смуты до 1611 года, а в третий главе – обзор событий, связанных с 1 и 2 ополчениями и событий 22 – 26 октября 1612 года , то есть дней , когда второе ополчение одержало победу.
В данной работе использовались в первую очередь труды классиков исторической науки, особенно труд Н.И.Костомарова « Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» , работы авторов советского периода, а также материалы из СМИ(праздничные программы 4 ноября 2015г.) и Интернета
3
Глава 1. Праздник «День народного единства»
В праздничных выступлениях в СМИ 4 ноября 2015г. отмечалось(в том числе в выступлении профессора МГУ Д. Володихина по телевизионному каналу «Россия-24»), что «до 1612 года в России церковь отмечала День Поминовения Иконы Казанской Богоматери». Он был связан с полулегендарной историей о том, как в июне 1579г. в Казани после страшного пожара девочке –подростку 9 –летней Матроне явилось видение (явление Богородицы ) с указанием, где находится эта чудодейственная икона- образ Богородицы. Икона была обнаружена в определённом месте, в земле и показала свою чудодейственность. ( На этом месте позже был основан Богородицкий девичий монастырь по указанию царя Ивана Грозного. С тех пор было сделано примерно 400 списков иконы. Первообраз оставался в Казани, богато украшался драгоценностями. В 1904г.он был украден и исчез).
Из исторических трудов мы узнаём, что с 1612г. Дмитрий Пожарский, а затем новая власть династии Романовых, связывали освобождение Москвы с присутствием Казанской иконы Богоматери. Эта икона (список, присланный патриархом Гермогеном) находилась в войске Второго народного ополчения во время пути к Москве, в ходе боёв в августе и октябре 1612г. 22 октября (1 ноября по новому стилю), «…в Китай город торжественно внесли икону Казанской Божьей Матери…В память этого-то дня установлен день 22 октября праздник иконы Казанской Богоматери…»[1] Неудивительно, что религиозные люди, верившие в чудеса, воспринимали освобождение столицы и прекращение Смуты как чудо, произведённое иконой. Конечно, присутствие иконы поднимало морально-боевой дух войска, что сыграло роль в победе. 25 октября (4 ноября) сдались остатки поляков и литовцев, был устроен крестный ход, когда в Кремль вносили икону Казанской Божьей Матери, а из Кремля выходили с иконой Владимирской Божьей Матери. [2] В 1636г. Д.Пожарским в Москве был заложен Храм Казанской Богоматери (в 1993г. собор был открыт после реставрации). Позже Казанский собор был построен также и в Санкт-Петербурге. Победа 1812г. и даже в Московской битве 1941г. также связывают с иконой Казанской Божьей Матери.
В 1990-е годы в России происходили сложные и противоречивые процессы во всех областях жизни, в том числе наблюдался резкий отказ от советской истории и возвращение к традициям и истории досоветско
4
го прошлого. Было сделано много положительного, но допущено и много отрицательного. В начале 2000-х годов в правящих кругах России появилась идея всенародного праздника, который бы заменил и вытеснил из памяти народа самый советский праздник – день Октябрьской революции В 2005г. был законодательно установлен общероссийский праздничный день – День народного единства (4 ноября), связанный с судьбоносными событиями 1612г. В этом же году икона Казанской богоматери (так называемый «ватиканский список», переданный Римским папой) была возвращена в Казань. Православная церковь как и прежде отмечает праздник иконы Казанской Богоматери.
Мы видим, что День народного единства (4 ноября) не совпадает с праздником иконы Казанской Богоматери, установленным в 1612г.(1 ноября), но связан с событиями 22-25 октября по освобождению Москвы, которые связаны в целом с иконой Казанской Богоматери , и совпадает с днём 25 октября (4 ноября), то есть днём полной победы и пленения оставшихся поляков и литовцев.
Поэтому значение праздника «День народного единств»а можно понять только в связи с историей Смутного времени и освобождения Москвы народным ополчением.
5
Глава 2. Россия на краю пропасти (состояние к 1611г.)
Почему началась Смута? Сплетение случайностей и закономерностей увлекло страну в пропасть, название которой Смута 1601-1612гг.(Есть другие датировки Смутного времени.Например, называют «тридцатилетие с конца 16 века по 20-е годы 1[3]).Так называли современники 12 долгих лет хаоса, гражданской войны, скрытой и открытой интервенции, стихийных бедствий и народных волнений.
Пять главных причин Смуты : резкое ухудшение положение крестьян в связи с отменой Юрьева дня и введением 5-летнего срока сыска беглых крестьян; династический кризис после кончины царя Федора Ивановича; борьба боярских кланов; стихийные бедствия, приведшие к голоду; сначала скрытая, а затем открытая интервенция .
Как началась Смута? Началом можно считать губительный голод 1601г. Долгие дожди, а потом ранние морозы, уничтожили урожай. В следующем году неурожай повторился . Голод в стране продолжался 3 года. Цена хлеба выросла в 100 раз. В 1601-1603гг происходят голодные бунты –начало «смятения» и народного движения[4]. Чувствуя, что вера в него как в государя исчезает, Годунов стремился помочь голодающим . Он, не жалея средств, раздавал беднякам деньги .Но хлеб продолжал дорожать, а деньги теряли цену . В народе зрело убеждение, что это кара Божья, что царствование Бориса незаконно и потому не благословляется Богом. В1601-1602 гг. Годунов, чтобы укрепить свое положение, пошёл даже на временное восстановление Юрьева дня. Но и это не помогло.
В последующие годы кризис обострялся, «смятение» нарастало. Последовали бурные и сложные события: объявление самозванцев, поход Лжедмитрия на Москву, смерть царя Бориса, беспрестанные бунты в столице, воцарение Лжедмитрия, убийство его и появление боярского царя Василия, движение Ивана Болотникова, движение «тушинцев»,«перебежки» из одного лагеря в другой, скрытая и открытая интервенция.
Состояние России к 1611г. было очень тяжёлым. Престол был свободен. Управление государством взяла на себя Боярская дума с князем Мстиславским во главе. От количества бояр в думе это правительство получило название «семибоярщина». Среди людей, которые назывались в качестве претендентов на престол, были сын митрополита Филарета Михаил Романов и князь Василий Голицын. Но к стенам Москвы уже подошли войска польско
6
го гетмана Жолкевского. Их силы были настолько большими, что правительству Москвы ничего не оставалось, как из двух зол выбирать меньшее. Бояре боялись, что при Лжедмитрии II Смута, поразившая всю Россию, еще больше усилится, и отдали предпочтение сыну Сигизмунда Владиславу . Патриарх Гермоген согласился признать польского королевича только после принятия им православной веры. Сигизмунд собирался силой покорить Москву, а уж потом сажать на престол Владислава. Условие о принятии им православия не обсуждалось совсем. Он уже чувствовал себя здесь хозяином и зачастую открыто вершил дела как российский государь. Присвоив себе этот титул, он раздавал должности и поместья. Патриарх Гермоген отказался подписать грамоту о признании королевской воли.
По всей России распространялись грамоты патриарха Гермогена, где он призывал россиян к объединению и восстанию против поляков. Лжедмитрий II 11 декабря 1610 года был убит.Смерть самозванца всколыхнула всю Россию и объединила народ в борьбе против поляков. Крестьяне писали, как грабят поляки народ, как разоряют храмы и надругаются над православной верой. Боярская дума была напугана силой народного движения и обвинила во всем патриарха Гермогена. Ему было приказано послать восставшим грамоту с тем, чтобы остановить их поход, но Гермоген назвал бояр изменниками и отказался писать что-либо подобное . Его заперли в келье Чудова монастыря. Казалось, все немыслимые беды обрушились на Россию ,и спасения искать было негде.В эти дни под натиском войска Сигизмунда пал Смоленск, Великий Новгород захватили шведы, а в Пскове объявился новый Лжедмитрий. Россия гибла : не было казны, не было войска , не было верховной власти. У России оставался её народ, и только он мог спасти свою страну в это ужасное время.
Правящая верхушка во время Смуты показала себя с худшей стороны, она была разделена: одни были за самозванца (князь Шаховской), другие- за легитимных царей Годунова или Шуйского(князь Пожарский), третьи- за поляков (глава Семибоярщины Ф.Мстиславский и другие). В стране было три патриарха, в том числе отец будущего царя «тушинский патриарх» Филарет Романов. Бояре, дворяне и князья, перебегали из одного лагеря в другой и обратно («перелёты»). Это относится и к тем, кто затем участвовал в ополчениях (П.Ляпунов, Д.Трубецкой и другие).
Выводы : Смута была тяжёлым кризисом для страны; она была подготовлена рядом причин; наблюдался большой раскол среди народа и среди правящих кругов; большую роль в антиправительственных силах играли народные массы, особенно –казаки. В первую очередь Смута была результатом внутреннего раскола, которым воспользовались позже интервенты.
7
Глава 3. Народные ополчения и освобождение Москвы
Московский посадский люд открыто выражал недовольство планами «семибоярщины». Мысль о том, что на российском престоле окажется иноверец, возмущала духовенство. Выразителем этих настроении стал несгибаемый ревнитель православия патриарх Гермоген. Опасаясь восстания городской черни, бояре осенью 1610г. пошли на прямое предательство и разместили в Кремле и других районах столицы польские отряды.
1 ополчение сложилось и завершилось в 1611 г. После гибели Лжедмитрия II его политическим наследником стал казачий атаман И.С.Заруцкий, который провозгласил царем только что родившегося сына Лжедмитрия II и Марины Мнишек Ивана. Вместе с князем Д.Т.Трубецким Заруцкий повел свои полки на Москву. Одновременно с бывшими тушинцами к Москве двинулись отряды рязанских дворян под началом П.П. Ляпунова. Участники похода преследовали не только корыстные цели. В их действиях явно заметны патриотические настроения: стремление очистить Москву от интервентов и возвести на престол православного царя. Жители Москвы тяготились присутствием чужеземцев. В марте 1611г. в городе вспыхнуло восстание. Однако поляки и их русские приспешники сумели спасти положение, устроив пожар. Забыв о мятеже, горожане бросились спасать свое имущество. Разбушевавшийся огонь уничтожил большую часть московского посада. Вскоре в лагере ополченцев вспыхнула вражда между дворянами и казаками. Ее умело раздували поляки и сторонники Семибоярщины. Предводитель движения Ляпунов был вызван на казачий круг, обвинен в измене и убит. Ополчение как единая сила прекратило существование. Однако казачьи войска продолжали стоять под Москвой и время от времени предпринимать попытки ее штурма.
2 ополчение начало складываться в 1611г. Лето 1611 г. принесло России новые несчастья. В июне польские войска штурмом взяли Смоленск. В июле шведский король Карл IX захватил Новгородскую землю. Местная знать пошла на сговор с интервентами и открыла им ворота Новгорода. Было объявлено о создании Новгородского государства с сыном шведского короля на престоле. В этой обстановке осенью 1611г. в Нижнем Новгороде началось создание Второго ополчения. Его организатором стал земский староста Кузьма Минин. По призыву Минина начался сбор средств на нужды ополчения. Вскоре найден был и опытный воевода, готовый взять на себя руководство военной стороной предприятия, -князь Дмитрий Пожарский (хотя он и сомневался вначале в законности и успехе предприятия). Он участвовал в народном восстании против поляков в Москве в марте 1611 г. и был тогда
8
тяжело ранен. Ополчение выступило на Кострому и Ярославль, накапливая силы и средства для борьбы.
В августе 1612 г. силы Второго ополчения подошли к Москве. Вместе с казаками Трубецкого они отразили наступление большого польского войска под командованием гетмана Я.Ходкевича, прибывшего из Речи Посполитой. Целью Ходкевича было пробиться к Кремлю и доставить осаждённым польским солдатам продовольствие и боеприпасы. В боях с Ходкевичем Кузьма Минин лично водил в атаку дворянские конные сотни. Большую помощь ополченцам оказали иноки Троице –Сергиева монастыря, в том числе отмечается активная роль келаря Авраамия Палицына. Взывая к религиозным чувствам казаков, они убедили их на время забыть о корысти и поддержать Минина и Пожарского. В итоге отряд Ходкевича потерял свой обоз и отступил от Москвы.
Решающие действия произошли 22-25 октября 1612г., когда был освобождён Китай –город, из Кремля были выпущены русские (знатные бояре, князья и священники, укрывшиеся от бурных событий, в том числе Михаил Романов и его мать), а затем сдался и польско-литовский гарнизон. Сильно страдая от голода, они продержались недолго . 25 октября польский гарнизон в Кремле капитулировал . В этих событиях, как и в августе решающую роль в успехе сыграли казаки Д.Т. Трубецкого[5]
Выводы: в 1611г. началось осознание в народе того, что страна находится на краю гибели и потери независимости; первой, но неудачной попыткой объединения сил было Первое ополчение; Второе ополчение создаётся по инициативе «снизу», объединяет людей самого разного положения, опирается на сбор денежных средств; Второе ополчение становится мощной силой единого народа и побеждает в сражениях в августе и в октябре 1612г, полностью освободив Москву.
9
Заключение
Мы можем сделать общие выводы по работе:
1. Праздник «День народного единства», установлен в РФ в 2005 году в честь освобождения Москвы от интервентов. Он связан с почитанием иконы Казанской Богоматери. Этот день – напоминание нам не только о победе, но и обо всех трагедиях и поражениях периода Смуты. Опросы людей показывают, что граждане России, особенно молодые, плохо знают историю и значение праздника.
2. Первым уроком Смуты должно быть понимание, что нельзя допускать таких тяжёлых кризисов, когда весь народ и его правящая верхушка расколоты и воюют друг с другом. Внешние враги приходят позже, пользуясь внутренним кризисом и слабостью государства. Главной причиной разъединения общества были социальные противоречия в результате не только природных бедствий, но и социальных (бедность и нищета, крепостничество, социальная несправедливость). Поэтому так легко было поднять людей на бунт, потому крестьяне и казаки превращались в раз-бойников, а дворяне и бояре предавали своих правителей, поддерживали самозванцев.
3. Победа единого народа стала возможна благодаря низовой инициативе и самоорганизации, когда выдающуюся роль играли люди из народа, далёкие от правящей элиты. Объединить народ смогли не Шуйские, Романовы, Мстиславские, а Минин, Пожарский, Трубецкой (роль которого была незаслуженно недооценена) и священники Гермоген, Дионисий, Авраамий Палицын.
Отмечая День народного единства, мы должны помнить об уроках Смутного времени и стремиться к подлинному единству многонационального народа нашей Родины - Российской Федерации.
10
Список литературы
Буганов В.И. Мир истории. Россия в 17 столетии. М,1989.
Карамзин Н.М. об истории государства Российского. М,1990.
Ключевский В.О. о русской истории. М,1993.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Кн.1,М,1990.
Морозова Л.Е. Смутное время в России. М,1990.
Скрынников Р.Г. Россия в начале 17 века. «Смута». М.1988.
Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале 17 века. Новосибирск,1987.
Соловьёв С.М. об истории Древней России. М,1992.
[1] Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Кн.1,М,1990,с.722.
[2] Там же, с.723.
[3] Морозова Л.Е. Смутное время в России. М,1990, с.3.
[4] Буганов В.И. Мир истории. Россия в 17 столетии. М,1989, с.14.
[5] Ключевский В.О. о русской истории. М,1993, с.312.
Лепесток и цветок
Яблоко
Ёжикина Радость
Простые летающие модели из бумаги
Знакомые следы