Исследование взаимоотношений человека и природы в прозе забайкальского писателя Алексея Егорова.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.96 КБ |
Районная научно – практическая конференция
«Шаг в будущее»
Исследовательская работа
«Взаимоотношения человека и природы
в прозе забайкальского писателя Алексея Егорова»
Россия
Газимурский Завод
Автор: Бояркина Надежда Андреевна,
ученица 8-б класса
МБОУ Газимуро – Заводская средняя
общеобразовательная школа.
Научный руководитель:
Резанова Любовь Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ Газимуро – Заводская средняя
общеобразовательная школа.
2017 г.
«Взаимоотношения человека и природы
в прозе забайкальского писателя Алексея Егорова»
Бояркина Надежда Андреевна
Россия
Забайкальский край
Газимурский Завод
МБОУ Газимуро – Заводская средняя общеобразовательная школа
8 –б класс
Аннотация
Цель работы: исследование взаимоотношений человека и природы в прозе забайкальского писателя Алексея Егорова.
Методы исследования: теоретический анализ источников; библиографический анализ литературы и материалов сети Internet; литературный анализ художественных произведений, анализ полученных данных, обобщение.
Выводы:
В результате проведённого исследования мы пришли к выводу, что одной из основных тем творчества Алексея Егорова является тема человека и природы. Алексей Егоров как истинный патриот своей родины – Забайкальского края – пишет о родной забайкальской природе, показывая разные стороны взаимоотношений человека и природы:
- единство человека и природы;
- гармония между человеком и природой;
- нарушение гармонии человека и природы.
Также А. Егоров обращает внимание читателя на одну из современных экологических проблем – браконьерство. Он пишет: «Тайга, конечно, изменилась. Точнее, изменились люди. Раньше таёжник после себя в зимовье обязательно оставлял сухие дрова, разжигу, продукты. Сейчас такое редко встретишь, в основном пакостят. Люди набрали нарезного оружия и долбят всё подряд. У большинства нет желания общаться с природой, только одно — убить».
Таким образом, нам удалось доказать правильность выдвинутой гипотезы: показывая взаимоотношения природы и человека, А. Егоров пишет о вере в человеческую доброту, раскрывает разум и широту русской души, обращаясь к душам читателей.
«Взаимоотношения человека и природы
в прозе забайкальского писателя Алексея Егорова»
Бояркина Надежда Андреевна
Россия
Забайкальский край
Газимурский Завод
МБОУ Газимуро – Заводская средняя общеобразовательная школа
8 –б класс
План исследований
Вопрос: «Как раскрываются взаимоотношения человека и природы в прозе забайкальского писателя Алексея Егорова?»
Гипотеза – показывая взаимоотношения природы и человека, А. Егоров пишет о вере в человеческую доброту, раскрывает разум и широту русской души, обращаясь к душам читателей.
Описание метода исследования.
Библиография.
«Взаимоотношения человека и природы
в прозе забайкальского писателя Алексея Егорова»
Бояркина Надежда Андреевна
Россия
Забайкальский край
Газимурский Завод
МБОУ Газимуро – Заводская средняя общеобразовательная школа
8 –б класс
Научная статья
Человек – сын природы.
В. А.Сухомлинский.
Сам человек только в зеркале природы
может увидеть свое настоящее лицо.
М. Пришвин.
28 апреля 2017 г. забайкальскому поэту и писателю, члену Союза писателей России Алексею Николаевичу Егорову исполнилось 50 лет. Это молодой, начавший в 2002 г. свою серьёзную литературную деятельность. Проза Егорова привлекает внимание тем, что основана на наблюдениях, воспоминаниях и встречах с разными людьми, характеры воссозданы с любовью и уважением, в единстве человека и природы. Герои его рассказов и повестей простые труженики, охотники–промысловики, таёжники. В рассказах, стихах поэта много романтики, красоты, света, любви к природе, к родному краю. Его рассказы многоплановы, каждый из них имеет свою изюминку. Конечно, их надо читать!
Творчество Алексея Николаевича мало изучено. Это и обусловило актуальность данной работы.
Поскольку Алексея Егорова называют «поэтом из тайги», мы решили обратить своё внимание на изображении взаимоотношений человека и природы в прозаических произведениях А. Егорова. Тексты для исследования – наиболее понравившиеся рассказы о природе.
Новизна исследовательской работы обусловлена тем, что данный материал необходим для расширения представления читателей о творчестве современных писателей родного края.
Цель работы – исследование взаимоотношений человека и природы в прозе забайкальского писателя Алексея Егорова.
Задачи:
Гипотеза - показывая взаимоотношения природы и человека, А. Егоров пишет о вере в человеческую доброту, раскрывает разум и широту русской души, обращаясь к душам читателей.
Объект исследования – прозаические тексты А. Н. Егорова: «Какованя», «Майская берёзка», «Лохматая полундра», «Лютый», «Спасительный яр».
Предмет исследования – взаимоотношения человека и природы в прозе А. Егорова.
Методы исследования – теоретический анализ источников; библиографический анализ литературы и материалов сети Internet; литературный анализ художественных произведений, анализ полученных данных, обобщение.
Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, что в ней непосредственно доказано, что природа – это не только великое чудо, но и великое благо для людей, он требует нашей постоянной заботы и внимания, нуждается в бережном отношении и охране.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что работу можно использовать на уроках литературы и забайкаловедения.
«Поэт из тайги» А. Егоров
Стихи будущий поэт и писатель Алексей Николаевич Егоров начал писать лет в 25. Первое своё стихотворение он посвятил матери Галине Иосифовне на её 55-летний юбилей.
Стихи и тайга в жизни поэта связаны неразрывно. Кроме творчества, есть у Алексея Николаевича и ещё одно занятие для души – он охотник-промысловик, с тайгой на «ты». В долгие вечера у таёжного костра, наедине со звёздным небом, с таинственной ночной тайгой, полной шорохов и звуков, были написаны многие стихи и рассказы. Без общения с природой, как говорит Егоров, душа его начинает скукоживаться и болеть, каменный город уничтожает все самые светлые и нежные душевные побеги. По словам Алексея Николаевича, время, проведённое в тайге, в одиночестве, накладывает отпечаток. Свои мысли, чувства и переживания он вкладывает в стихи. Иногда рифмованные строчки рождаются сами по себе.
Первая серьёзная публикация состоялась в 1994 году в журнале «Охота и охотничье хозяйство», в котором была напечатана статья Алексея Николаевича «Сберегите тайгу». В верховьях реки Никишихи строился дачный посёлок, массово вырубали лес. Об этом и писал Алексей Николаевич.
С 2002 года всерьёз занялся литературной деятельностью. Публиковался в газетах «Народный депутат Забайкалья», «Вечорка», «Забайкальский рабочий», «Земля», «Сельская новь», «Чита литературная», «Культура Забайкалья». Продолжает сотрудничать с журналами «Слово Забайкалья» и «Охота и охотничье хозяйство» (Москва).
Михаила Евсеевича Вишнякова, известного забайкальского писателя, он считает своим учителем и литературным наставником. С благословения М. Е. Вишнякова увидел свет первый поэтический сборник молодого поэта «Таёжный теремок» (Чита, 2005).
В конце 2016 года вышел из печати сборник рассказов и повестей «В краю морозов и костров». Это первая книга прозы. Отдельные рассказы уже печатались в периодических изданиях и нашли своего читателя.
Сейчас Алексей Николаевич работает над романом «Тараканихина падь». Это роман о предках по материнской линии от прадеда, который пришёл в Забайкалье с берегов Днепра в XIX веке.
В 2005 году Алексей Николаевич стал лауреатом литературного конкурса при газете «БНВ». В марте 2010 года награждён грамотой «За участие в патриотическом воспитании военнослужащих» командиром в/ч 12652 гвардии подполковником Юсуповым. В сентябре 2012 года был принят в Союз писателей России. В 2015 году получил «Благодарственное письмо» от губернатора Забайкальского края за участие в литературном празднике «Забайкальская осень».
В 2008 году Алексей Николаевич Егоров, как ученик М. Е. Вишнякова, предложил проводить Вишняковские чтения с целью увековечения памяти поэта, изучения и пропаганды его творчества. Инициатива была горячо поддержана. С 2010 года в Краевой детско-юношеской библиотеке им. Г. Р. Граубина проходят ежегодные Вишняковские чтения, в которых принимает участие А. Н. Егоров.
Взаимоотношения человека и природы в прозе А. Н. Егорова
Природа в творчестве русских поэтов и писателей разных времён предстает необычайно многообразной и разносторонней, однако все авторы сходятся в одном: природа оказывает огромное влияние на человека и его жизнь.
Единство человека и природы показаны в очерке Алексея Егорова «Майская берёзка». Ветеран Великой Отечественной войны Зорин Тимофей Никифорович в память о солдатах, погибших в Карельском перешейке, посадил в своём дворе берёзку: «Расти, милая, на радость людям. Это в память о вас, ребята! Обо всех, кто остался лежать на Карельском перешейке». Берёзка прижилась и стала своеобразным памятником той страшной войны. «Березке сам Бог велел жить. Она хранительница солдатских душ, живой памятник Второй мировой». Показывая поступок Тимофея Никифоровича, автор очерка пишет о вере в человеческую доброту, в широту русской души.
Примером гармонии во взаимоотношениях человека и природы является рассказ А. Егорова «Лютый». В этом произведении показана настоящая и искренняя дружба человека и животного. «С каждым днём всё сильнее крепнет дружба колонка и человека. Лютый уже без опасения подходит к чашке с кормом, не отскакивает, когда Лукич подлаживает добавку. Если же зверёк чересчур наглеет, Иван слегка щелкает нахала пальцем по носу. Тот отпрянет, фыркнет и опять лезет к кормушке».
Приручить – значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности, то есть стать другом. На человеческую доброту, заботу природа отвечает взаимностью: колонок Лютый приносит своему другу – человеку добычу. «Колонок, прыгнув на стол, что-то волочил в зубах. Положив это «что-то» у тарелки с макаронами, спрыгнул на пол. Отбежав немного, встал на задние лапки, замер, глядя на человека.
Строгин осветил предмет лампой и засмеялся: зверёк проволок землеройку – мышку с кожистой розовой мордочкой, вытянутой хоботком, как у ехидны.
— Хе-хе! Подарок мне, значит… Ну-ну! Спасибо, старина! Уважил! Э-хе-хе! — Иван Лукич не смог сдержать смех и удивление. И как только Лютый догадался подарить человеку свою добычу? Чудеса, да и только!»
Образ Ивана Лукича – образ человека с доброй душой, способного позаботиться о природе, братьях наших меньших, которые нуждаются в его доброте и защите. А. Егоров пишет: «Вот Лютый – дикий зверь! Пусть маленький, но хищник, а доброту шибко понимает».
Пример нарушения природного естества, вследствие необдуманного поступка человека показан в рассказе «Лохматая Полундра». Комбриг Александр Михайлович Сигунов берёт на корабль маленького медвежонка, не прислушиваясь к советам других. «Знаешь, Сашка, если что случится, с медведем или с кем-нибудь по вине зверя, всё ляжет на твою совесть! Не обижайся! Я искренне, как другу говорю».
Медведь, проживавший среди матросов, оказывает им помощь, таская тяжёлые мешки, в то же время повадки дикого зверя преобладают. «Летом служивых части ждала еще одна беда, уготовленная лохматым Полундрой. Медведь обнаружил огромную выгоду от рэкета, про который еще страна развитого социализма слыхом не слыхивала. Утром Мишка занимал «круговую оборону» на высоком крыльце чепка и терпеливо ждал покупателей. Стоило кому-то купить пряников или конфет, зверь требовал угощения. Если же «просьбу» игнорировали, расправа следовала незамедлительно: жадина получал увесистую плюху лапой под зад и, кубарем скатывался по деревянным ступенькам, набивая шишки и синяки».
Очень важная мысль звучит в словах Вадима Кузьмина: «Не дело такого зверя держать вместо игрушки. Тайга его дом».
В рассказе медведь погибает от рук человека, комбриг тяжело переживает гибель друга, но он понимает свою косвенную вину в этой гибели. «Чувство вины перед Лохматым Полундрой ещё долго будет жечь, просоленное морским ветром, безрассудное, но благородное сердце».
Осознание трагедии совершённого поступка позволило А. Сигунову не повторить ошибку, когда вместо погибшего друга ему предложили нового питомца: «Не имею права, Иван Данилович… — покачал головой Сигунов. Он до скончания дней своих запомнил разговор с Вадимом Кузьминым. Глядя на мохнатый комочек, Саша видел топтавшегося шалуна Полундру, в чьей трагической судьбе роковую роль сыграл он — капитан первого ранга Сигунов. По наивному представлению о милосердии и благородстве, моряк, практически сам зарядил тот злополучный АКМ, задолго до гибели дикого питомца».
Не всё во власти человека! О том, как природа может перехитрить человека, спасаясь от его злодеяний, написан рассказе – быль А. Егорова «Спасительный яр». «Коля задел меня за плечо и взглядом указал на обрывистый берег острова. Мы поперхнулись, сдерживая смех: над яром топтались трое браконьеров, а под яром, прижавшись всем корпусом к песчаной круче, притаился здоровенный гуран. Горе-охотники не догадались заглянуть вниз, это и спасало животное». Козёл, казалось, не дышал. Его мускулистое тело слегка подрагивало от напряжения и испуга. Копытки, взрыхлив песок, медленно сползали в воду. Изящные, бугристые рожки на запрокинутой голове, едва не касались спины. Черносмородинные глаза умоляюще зыркали на лодку: «Не выдавайте меня». Предать хитреца не позволила совесть, мы отвернулись, выпутывая из сети водоросли и рыбу, украдкой наблюдали за происходящим. Парни потоптались еще немного, ушли в заросли, и вскоре их лодка заскользила к берегу. Самец косули выждал, когда голоса охотников смолкнут, сделал несколько жадных глотков холодной ононской воды и одним прыжком, точно пружина, вскочил на яристый склон. Белёсое «зеркало» козьего зада пару раз мелькнуло в увядающей зелени кустарника и бесшумно растворилось в глубине острова. Меня поразила отчаянная хитрость зверя. Как ловко он обвел вокруг пальца деревенских браконьеров. Умственным способностям гурана можно только позавидовать. Понятно, что таковой трюк неоднократно спасал ему жизнь, а сколько раз спасёт еще? Бог знает!»
В этом произведении автор показывает и нарушение гармонии человек – природа, и единство человека и природы. Одни, браконьерствуя, стараются погубить природу, в результате мы видим её превосходство над человеком. Другие проявляют доброе отношение человека к природе, находящейся в опасности, и становятся духовно богаче.
Такая же мысль звучит в рассказе – были «Какованя». Бригада промысловиков встречает в тайге раненого гурана, пострадавшего от жестокости, жадности браконьеров. «Опять лучильщики поганые объявились! — подумал Гена и сжал кулаки. Он люто ненавидел эту категорию «стрелков», которых назвать охотниками не поворачивается язык. — Понабрали вездеходов да винтовок с мощными оптиками и «шакалят» по тайге, как мамаева орда. Сколь зверя губят попусту…» Словами бригадира Геннадия Полуянова автор выражает своё отношение к данной проблеме. Образ Генки – образ сына природы: Геннадий сохраняет жизнь погибающему животному, ухаживает за ним в течение трёх недель. «Вынув из рюкзака кусок брезента, служивший прикрытием от ветра во время ночёвок под открытым небом, Полуянов аккуратно обернул козла. Напрягая канаты мышц, поднял раненого и, покачиваясь, понес его к зимовью. Под кровом избушки охотник выложил перед необычным гостем корм, осмотрел раны, затопил печь и поставил в ведре таять лёд. Пострадавший немного успокоившись, уплетал угощение. Геннадий теплой водой с марганцовкой промыл и обработал перекисью водорода прострелы. В котелке черенком ножа перетер сухие золотой корень и копытень, добавил таблетку стрептоцида, и полученным порошком присыпал повреждения, наложив салфетку из бересты, туго перебинтовал». Природа ищет помощи у человека и человек помогает ей, выполняя свой сыновний долг.
«Эта мизерная частица, минута, мгновение, останется в памяти незабываемой встречей с кусочком дикой природы, чувством гордости и радости, благородству к «братьям нашим меньшим», чувством выполненного долга перед тем, чему ты посвятил свою жизнь» - в этом предложении, на наш взгляд, выражена основная мысль текста.
Таким образом, в своих произведениях Алексей Егоров показывает разные стороны взаимоотношений человека и природы - чёрную и белую, добро и зло.
Выводы
В результате проведённого исследования мы пришли к выводу, что одной из основных тем творчества Алексея Егорова является тема человека и природы. Алексей Егоров как истинный патриот своей родины – Забайкальского края – пишет о родной забайкальской природе, показывая разные стороны взаимоотношений человека и природы:
- единство человека и природы;
- гармония между человеком и природой;
- нарушение гармонии человека и природы.
Также А. Егоров обращает внимание читателя на одну из современных экологических проблем – браконьерство. Он пишет: «Тайга, конечно, изменилась. Точнее, изменились люди. Раньше таёжник после себя в зимовье обязательно оставлял сухие дрова, разжигу, продукты. Сейчас такое редко встретишь, в основном пакостят. Люди набрали нарезного оружия и долбят всё подряд. У большинства нет желания общаться с природой, только одно — убить».
Таким образом, нам удалось доказать правильность выдвинутой гипотезы: показывая взаимоотношения природы и человека, А. Егоров пишет о вере в человеческую доброту, раскрывает разум и широту русской души, обращаясь к душам читателей.
Денис-изобретатель (отрывок)
Как нарисовать черёмуху
Астрономический календарь. Март, 2019
Композитор Алексей Рыбников
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев