2016г. ученица 10 Б класса
Цели: изучить способы решения одного тригонометрического уравнения, научиться применять их имыслить логически, углубить понимание методов его решения, расширить знания по данной теме, поделиться знаниями с учащимися.
Задачи: вспомнить методы решений тригонометрических уравнений при помощи дополнительной литературы, применить к уравнению sinx + cosx = 1, рассказать о них учащимся.
Гипотеза: одно уравнение можно решить несколькими способами.
Методы исследования: теоретические и математические.
Вложение | Размер |
---|---|
100_referat_i_anastasii_10a_.docx | 834.53 КБ |
i_anastasiya_10a_8_sposobov_resheniya_trigonom_uravn-ya_.pdf | 1.37 МБ |
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9 г. Холмска
муниципального образования «Холмский городской округ»
Сахалинской области
8 способов решения тригонометрического уравнения sinx+cosx=1
(Информационно-реферативная работа)
И Анастасия
ученица 10 «А» класса
Руководитель проекта:
Рязанцева Людмила Ивановна,
учитель математики
г. Холмск
2016
Содержание:
Введение
Глава 1. Историческая справка………………………………………………………..……5
1.1Изглубокой древности и до наших дней……………………….………………..…….5
1.2 Заслуги Леонарда Эйлера………………………………………………………..……..7
Глава 2. Тригонометрические уравнения. Методы решений тригонометрических уравнений………………………………………………………………………………..…..8
2.1 Решение простейших тригонометрических уравнений………………………..........8
2.2 Алгебраический метод……………………………………………………………..…..9
2.3 Разложение на множители……………………………………………………………...9
2.4 Сведение к однородному уравнению…………………………………………...……10
2.5 Переход к половинному углу……………………………………………..…….…….10
2.6 Введение вспомогательного угла……………………………………………….…….11
2.7 Преобразование суммы в произведение……………………………...………………11
2.8 Преобразование произведения в сумму………………………………………………12
2.9 Универсальная тригонометрическая подстановка…………………………………..12
2.10 Возведение обоих частей уравнения в квадрат………………………..……..……..13
2.11 Сведение к квадратному уравнению……………………………………..………….14
Глава 3. Способы решения тригонометрического уравнения sinx+cosx=1…………...15
3.1 Возведение обоих частей уравнения в квадрат…………………………………........15
3.2 Введение вспомогательного угла……………………………………………………..16
3.3 Сведение к однородному уравнению……………………………………….…..........16
3.4 Сведение к квадратному уравнению…………………………………………………..18
3.5 Универсальная тригонометрическая подстановка (УТП)……………………..……19
3.6 Преобразование суммы в произведение………………………………………………20
3.7 Разложение на множители……………………………………………………………..21
3.8 Переход к половинному углу...…………………………………………………...…..22
Заключение……………………………………………………………………………….....23
Список литературы………………………………………………………………………....24
Приложение…………………………………………………………………………………25
Введение
Первое знакомство с математикой происходит в детстве. Изначально, в старшей группе детского сада, нас учат цифрам, счету, основам, без которых невозможно приступить к дальнейшему изучению данной науки. Затем, в начальной школе, мы учимся проводить расчеты: складывать и вычитать, делить и умножать, решать простейшие задачи. Перейдя в старшие классы, изучаемый материал становится сложнее, но довольно интереснее, и уже математика имеет несколько разделов, а не два, как на начальном этапе нашего изучения.
Лично для меня наиболее интересной показалась тригонометрия. Она изучает зависимость между значениями величин углов и длин сторон треугольников, а также занимается анализом алгебраических тождеств тригонометрических функций. Её изящность и гибкость решений многих задач привлекает большое количество людей. Например, одно уравнение имеет не одно или два решения, как учат в школе, а несколько. А если рассмотреть окружность, составляющую данного раздела, можно заметить,что точкам, лежащим на ней, соответствует множество значений. Этим то и необычна тригонометрия.
К тому же, сложно представить, но с этой наукой мы сталкиваемся не только на уроках математики, но и в нашей повседневной жизни. Учащийся в школе подросток не всегда знает, как сложится его будущее, куда пойдет учиться и где будет работать. Для некоторых профессий знание тригонометрии просто необходимо. Вы могли не подозревать об этом, но именно она позволяет измерять расстояния до недалёких звёзд в астрономии, между ориентирами в географии, контролировать системы навигации спутников. Принципы тригонометрии используются в таких науках и областях, как физика, биология, химия, медицина, электроника, теория вероятностей, фармацевтика, экономика и даже фонетика. Не последнюю роль она играет в сейсмологии, метеорологии, океанологии, картографии, геодезии и, что самое интересное, без нее не обошлось даже в музыке и архитектуре.
Решение тригонометрических уравнений играет важную роль для учащегося школы, так как они из года в год встречаются в заданиях ЕГЭ.
В своей работе я буду рассматривать 8 способов решений одного тригонометрического уравнения. Я выбрала эту тему, потому что она показалась мне достаточно интересной, к тому же в школе отводится мало часов для ее изучения. В ходе исследований по данной теме я поставила цели и задачи, а также вывела гипотезу.
Цели: изучить способы решения одного тригонометрического уравнения, научиться применять их имыслить логически, углубить понимание методов его решения, расширить знания по данной теме, поделиться знаниями с учащимися.
Задачи: вспомнить методы решений тригонометрических уравнений при помощи дополнительной литературы, применить к уравнению sinx + cosx = 1, рассказать о них учащимся.
Гипотеза: одно уравнение можно решить несколькими способами.
Методы исследования: теоретические и математические.
Итак, мы сегодня сможем поближе познакомиться с этой наукой и рассмотреть всю красоту и разносторонность решений тригонометрических задач.
Глава 1. Историческая справка.
Впервые термин «тригонометрия» встречается в заглавии книги«Тригонометрия, или краткий и ясный трактат о решении треугольников» немецкого математика Бартоломеуса Питискуса (1561-1613) в 1595 году. Оно имеет греческое происхождение и означает «измеряю треугольник».
1.1 Из глубокой древности и до наших дней
Хотя название науки возникло сравнительно недавно, многие относимые сейчас к тригонометрии понятия и факты были известны ещё две тысячи лет назад. Стимулом к развитию тригонометрии являлись потребности астрономии, вспомогательным разделом которой стала тригонометрия. Согласно сохранившимся данным, основоположником возникновения тригонометрии стал во 2 в. до н. э. древнегреческий астроном Гиппарх Никейский. Он впервые рассмотрел тригонометрический круг и вычислил таблицу хорд, соответствующих различным углам. Так как в то время астрономам не были известны тригонометрические функции, она стала основным элементом греческой тригонометрии на плоскости. Единицами измерения были градусы, минуты, секунды, терции. Далее, Клавдий Птолемей во 2 в. н. э. вывел соотношения между хордами в круге, которые равносильны современным формулам для синуса половинного и двойного угла, суммы и разности двух углов. Для прямоугольного треугольника с гипотенузой, равной диаметру круга, на основании теоремы Пифагора он записал: (хорда α)²+ (хорда /180-α/)² = (диаметру)², что соответствует современной формуле sin²α+cos²α=1.
Важный вклад в развитие тригонометрии был внесен индийскими астрономами в период 5-12 вв. н. э. Индийские математики вычисляли не полную хорду, как это делали греки, а ее половину. Замена хорд синусами стала главным достижением средневековой Индии. Такая замена позволила вводить различные функции, связанные со сторонами и углами прямоугольного треугольника. Индийские математики назвали синус «ардхаджива», что в буквальном смысле означало «половина тетивы лука». Также они составили таблицу синусов, в которой были даны значения полухорд. Таким образом, в Индии было положено начало тригонометрии как учению о тригонометрических величинах, названное позже гониометрией (от «гониа» - угол и «метрио» - измеряю). Тем не менее, для индийцев как и для греков тригонометрия была вспомогательным разделом астрономии.
Ознакомившись с трудами индийских математиков, арабские ученые существенно продвинули вперед разработку тригонометрии. Они называли линию синусов словом «джайб» , что переводится на латынь как sinus – изгиб, кривизна. От латинского выражения complementisinus, т.е. «дополнительный синус», произошло слово «косинус» . Тангенсы и котангенсы возникли в связи с решением задачи об определении длины тени в 10 в. Термин «тангенс» с латинского переводится как «касающийся», т.е. линия тангенсов – касательная к единичной окружности. Ну а «котангенс», по аналогии с косинусом, означает «дополнительный тангенс». Важным нововведением было использование единичного радиуса, вычисления с ним гораздо проще.
В 11-13 вв. в трудах математиков Средней Азии, Закавказья, Ближнего Востока и Индии началось формирование тригонометрии как отдельной науки.
Первые упоминания о тригонометрии в Европе относятся к 12 в., когда арабские трактаты были переведены на латынь. Изначально тригонометрия представляется как часть геометрии, но затем в сочинении «Четыре трактата о прямых и обращенных хордах» английского астронома Ричарда Уоллингфордского (около 1320 г.) начинает обособляться от нее.Немецкий ученый Иоганн Мюллер (1436-1476), известный в науке под именем Региомонтан, издал труд «Пять книг о треугольниках всех видов» (1462-1464), сыгравший важную роль в развитии тригонометрии. Благодаря его трудам тригонометрия стала самостоятельной дисциплиной и в Европе. В 14—15 вв. тригонометрия заняла место среди университетских курсов.
Дальнейшее развитие тригонометрии шло на пути накопления и систематизации формул, уточнении основных понятий, становления терминологии и обозначений.
В данной области работали европейские ученые Николай Коперник (1473-1543), Иоганн Кеплер (1571-1630), Франсуа Виет (1540-1603) и Исаак Ньютон (1643-1727).
Коперник посвятил тригонометрии две главы в своём трактате «О вращении небесных сфер» (1543). Кеплер опубликовал труд «Оптическая часть астрономии» (1604).
Виет открыл «плоскую» теорему косинусов, разработал общую алгебраическую символику. Появление символики позволило записать в компактном и общем виде тригонометрические тождества, например, формулы тригонометрических функций для кратных углов (приложение 2). Исаак Ньютон (1643-1727) разложил эти функции в ряды и открыл путь для их использования в математическом анализе.
В 17 в. тригонометрия имеет новое направление – аналитическое. Постепенно она становится частью математического анализа. Также находит широкое применение в физике, особенно при изучении колебательных движений и других периодических процессов. А Альбрехт Дюрер стал тем, благодаря кому на свет появилась синусоида.
В России первые сведения о тригонометрии появились в начале 18 в.В то же время появился первый русский учебник по тригонометрии, и назывался он «Геометрия практика». Дальнейшее развитие теории тригонометрии было продолжено в 19 в Н. И. Лобачевским и другими учеными. В 19—20 вв. бурное развитие получили теория тригонометрических рядов и связанные с ней области математики: гармонический анализ, теория случайных процессов, кодирование аудио и видеоинформации и другие.
В наше время важнейшая часть тригонометрии – учение о тригонометрических функциях рассматривается в математическом анализе, а решение треугольников является частью геометрии.
1.3.1 Заслуги Леонарда Эйлера
Современный вид тригонометрия получила, благодаря заслугам члена Российской академии наук Леонарда Эйлера (1707-1783). Именно он ввел само понятие функции и принятую в наши дни символику. Величины sinx, cosx и т.д. он рассматривал как функции числа х – радианной меры соответствующего угла. Он давал числу х всевозможные значения. Как положительные, так и отрицательные, и даже комплексные. К его заслугам можно отнести то, что именно он обнаружил связь между тригонометрическими функциями и экспонентой комплексного аргумента. Это позволило превратить многочисленные и объемные тригонометрические формулы в простые следствия из правил сложения и умножения комплексных чисел. Также, Эйлер ввел обратные функции. Именно он создал тригонометрию как науку о функциях и дал ей аналитическое изложение, вывел всю совокупность формул из основных формул. Благодаря обозначениям, которые заключались в определении сторон малыми буквами, а углов – большими, он смог упростить формулы, тем самым придать им красоту и ясность. Его нововведения позволяют нам изучать тригонометрию такой, какая она есть в 21 в. Ведь именно Леонарду Эйлеру принадлежит идея рассматривать тригонометрические функции как числа (отношения соответствующих линий к радиусу круга, причем радиус равен 1). Он вывел ряд новых соотношений, установил связь тригонометрических функций с показательными, дал правило знаков функций в во всех четвертях, получил обобщенную формулу приведения, избавил тригонометрию от многих ошибок, допущенных ранее. На основании работ Эйлера были составлены учебники тригонометрии, излагавшие ее в строгой научной последовательности.
Глава 2. Тригонометрические уравнения. Методы решений тригонометрических уравнений.
Тригонометрические уравнения – это один из видов трансцендентныхуравнений (содержащие показательные, логарифмические, тригонометрические, обратные тригонометрические функции), то есть не алгебраических, содержащих переменную под знаками тригонометрических функций.
Решение трансцендентных уравнений в явном виде также может быть получено в редких, простейших случаях. Уравнения такого типа, как правило, имеют неопределённое число корней. Необходимость решения трансцендентных уравнений возникает, например, при расчёте устойчивости систем, расчете парожидкостного равновесия и т.п.
Одним из нескольких отличий такого уравнения является наличие в ответе параметра k. Его рассматривают как количество полных обходов окружности в ту или иную сторону. Данный параметр принадлежит к множеству целых чисел. В единичной окружности (R = 1) одной точке соответствует бесконечное множество чисел, потому что окружность – замкнутая линия. Ее можно сравнить с беговой дорожкой стадиона. По ней можно двигаться очень долго, так как она замыкается, и начинается новый круг, и старту ,началу движения, может соответствовать 0 м и 600 м (после прохождения дистанции 600 м), то есть одна точка имеет несколько значений. Также и в окружности, одной точке соответствует несколько чисел. Именно поэтому ввели параметр k.
А основной целью решения любого тригонометрического уравнения является приведение его к виду простейшего.
2.1 Решение простейших тригонометрических уравнений.
Простейшие уравнения - это уравнения вида f(x) = a, где f(x)- одна из основных тригонометрических функция, а а-данное число. Для решения уравнений нужно знать основные тригонометрические формулы (приложение 1).
Пример 1.
sin 2x = ,
2x = (-1)k + πk, k∈Z,
x = (-1)k + , k∈Z,
Ответ: (-1)k + , k∈Z.
2.2 Алгебраический метод.
Пример 1.
2cos2 x – 3cosx + 1 = 0,
Заменим cosx на уи получим обычное квадратное уравнение:
2y2 – 3y + 1 = 0,
y1 = 1,
y2= ,
x = 2πk, k∈Z,
x = ± + 2πk, k∈Z,
Ответ: 2πk, ± + 2πk, k∈Z,
Пример 2.
cos2x – sin2x – cos x = 0,
Так как sin2x = 1-cos2 x, то уравнение можно записать
cos2x – (1 – cos2 x) – cos x = 0,
cos2x – 1 + cos2 x – cos x = 0,
2cos2x – cosx -1=0,
Пусть cosx = t, тогда уравнение имеет вид
2t2 – t – 1 = 0,
t1=1,
t2= - ,
x = 2πk, k∈Z,
x = ± (π – ) + 2πk, k∈Z,
x = ± + 2πk, k∈Z,
Ответ: 2πk, ± + 2πk, k∈Z,
2.3 Разложение на множители.
Пример 1.
sin 2x – cosx = 0,
Применяя формулу двойного угла, получим
2sin x cos x – cos x = 0,
cos x( 2sin x – 1) = 0,
x = 2πk, k∈Z,
2sin x = 1,
sin x = ,
x = (- 1)k +πk,k∈Z,
Ответ: 2πk, (- 1)k + πk, k∈Z,
2.4 Сведение к однородному уравнению.
Пример1.
3 sin2x – 2 sin x cos x – cos2x = 0,/(cos2x ≠ 0),
3 tg2x – 2tg – 1 = 0,
Пускай tgx = t, тогда уравнение имеет вид
3t2 – 2t – 1 = 0,
t1 = 1,
t2 = - ,
x = + πk, k∈Z,
x = -arctg + πk, k∈Z,
Ответ: + πk, - arctg + πk, k∈Z,
2.5 Переход к половинномууглу.
Пример1.
11sinx – 2cosx = 10,
Применяем формулы двойного угла и формулу тригонометрической единицы:
22 sin cos – 2 cos2 + 2sin2 = 10sin2 + 10cos2,
Переносим все влево:
8sin2 – 22sin cos + 12cos2 = 0, /(2cos2 ≠ 0),
4tg2 – 11tg + 6 = 0,
D = 121- 96 = 25,
tg = ,
tg = 2,
x = 2arctg + 2πk, k∈Z,
x = 2arctg 2 + 2πk, k∈Z,
Ответ: 2arctg + 2πk, 2arctg 2 + 2πk, k∈Z.
2.6 Введение вспомогательного угла.
Пример 1.
sin 3x – cos3x = 1,
В этом уравнении коэффициенты:
a= , b = -1, поэтому делим обе части на = 2
sin 3x - cos 3x = ,
Смотрим в таблицу значений тригонометрических функций( приложение 2):
cos sin 3x – sin cos 3x = ,
sin(3x - ) = ,
3x – = (-1)k + πk,k∈Z,
3x = (-1)k + + πk, k∈Z,
x = (-1)k + + , k∈Z,
Ответ:(-1)k + + , k∈Z.
2.7 Преобразование суммы в произведение.
Пример 1.
cos – sin 2x = 0,
По формулам приведения из cos = sin 3x получаем
sin 3x- sin 2x = 0,
Преобразуем разность синусов в произведение:
sin 3x- sin 2x = 2sin cos = 2sin cos ,
2sin cos = 0, /2
sin cos = 0,
= πk, k∈Z,
x =2πk, k∈Z,
= + πk, k∈Z,
5x = π + 2πk, k∈Z,
x = + , k∈Z,
Ответ: 2πk, + , k∈Z.
2.8 Преобразование произведения в сумму.
Пример 1.
sin 5x cos 3x = sin 6x cos 2x,
Воспользуемся формулой преобразования произведения в сумму:
(sin 2x + sin 8x) = (sin 4x + sin 8x),
sin 2x – sin 4x = 0,
-2 sin x cos 3x = 0,
1) sin x = 0,
x = πk, k∈Z,
2)cos 3x = 0,
3x = +πk, k∈Z,
x = + , k∈Z,
Ответ: πk, + , k∈Z.
2.9 Универсальная тригонометрическая подстановка.
Пример 1.
sinx + cosx = 2,
Заменив sinx и cosx через tg, получим:
+ – 2 = 0, *( 1+ tg2 ),
2√3 tg + 1- tg2 – 2 – 2tg2 = 0,
3tg2 - 2√3 tg + 1 = 0,
Пусть tg = y, тогда уравнение имеет вид
3y2 - 2√3y + 1 = 0,
Так как D = 0, то y = = ,
tg = ,
= arctg + πk, k∈Z,
x = 2arctg + 2πk, k∈Z,
Ответ:arctg + πk, 2arctg + 2πk, k∈Z.
2.10 Возведение обоих частей уравнения в квадрат.
Пример 1.
sin 2x + cos 2x = 1,
(sin 2x + cos 2x)2 = 12,
sin2 2x + 2sin 2x cos 2x + cos2 x = 1,
Так как sin2 x + cos2 x = 1, то уравнение имеет вид
2sin 2x cos 2x + 1 = 1,
2sin 2x cos 2x = 0, /2,
sin 2x cos 2x = 0,
2x = πk, k∈Z,
x = , k∈Z,
2x = + πk, k∈Z,
x = , k∈Z,
Ответ: , , k∈Z.
2.11 Сведение к квадратному уравнению.
Пример 1.
2 – cos 2x + 2√2cos = 0,
Воспользуемся формулой приведения:
cos = - sin x,
Получим уравнение:
2 – cos 2x - 2√2 sin x = 0,
Таккак sin2 x = ; 2sin2 x = 1-cos 2x, тоcos 2x = 1-2sin2 x,
2 – (1-2 sin2 x) - 2√2 sin x = 0,
2 – 1+ 2 sin2 x - 2√2 sin x = 0,
1+ 2 sin2 x - 2√2 sin x = 0,
2 sin2 x - 2√2 sin x + 1= 0,
Представим 2 sin2x, как (√2 sin x)2:
(√2 sinx)2 -2√2 sinx + 1= 0,
Свернем в формулу квадрата разности:
(√2 sin x-1)2 = 0,
√2 sin x-1= 0,
√2 sin x = 1,
sin x = ,
x = (-1)k+ πk, k∈Z,
Ответ: (-1)k + πk, k∈Z.
Глава 3. Способы решения тригонометрического уравнения
sin x+cos x =1
В своей работе для решения тригонометрического уравнения sin x+cos x =1 я представлю лишь 8 методов решения. Это возведение обоих частей уравнения в квадрат, введение вспомогательного угла, сведение к однородному уравнению, сведение к квадратному уравнению, универсальная тригонометрическая подстановка (УТП), преобразование суммы в произведение, разложение на множители и переход к половинному углу. Но для этого нужно знать основные формулы тригонометрии (приложение 1).
3.1 Возведение обоих частей уравнения в квадрат.
sinx + cos x = 1,
(sin x + cos x)2 = 12,
sin x2 + 2sin x cos x+cos x2=1, (т.к. sin x2+cos x2=1),
2 sin x cos x + 1= 1,
Прием 1:
2 sin x cos x = 0, /2
sin x cos x = 0,
x=πk, k∈Z
x=+πk, k∈Z
Ответ: πk,+πk, k∈Z
Прием 2:
2sin x cos x = 0, (формула двойного угла)
sin 2x=0,
2x = πk, k∈Z,
x = , k∈Z,
Ответ: , k∈Z.
В независимости от ответов, приемы решения допустимы.
3.2 Введение вспомогательного угла.
Приём 1:
Умножим обе части уравнения на:
sinx+cosx=1, *,
sinx+cosx =, (смотрим в таблицу значений тригонометрических функций углов)
cossin x+sin cos x = ,
sin (x+)=,
x+ = (-1)k + πk, k∈Z
x = (-1)k - + πk , k∈Z,
Ответ: (-1)k- + πk , k∈Z
Приём 2:
Воспользуемся алгоритмом решения уравнений вида а sin x + b cos x = c:
c=√2, т.к. a=1, b=1, a c=
sin x=,
sin x= = , ⇒t=,
√2sin(x+)=1,
sin(x+ )=,
x+ = (-1)k + πk, k∈Z
x= (-1)k - π/4 + πk , k∈Z,
Ответ: (-1)k– + πk , k∈Z.
3.3 Сведение к однородному уравнению.
Перейдем к аргументу и применим формулы половинного аргумента к функциям в левой и правой частях уравнения:
sin x + cos x = 1.
2sin cos + cos2- sin2= sin2+ cos2,
2sincos+ cos2- sin2- sin2- cos2 = 0, (cos2и -cos2взаимноуничтожаются),
2sin2-2sincos= 0,
2(sin2–sincos)=0,/2,
sin2- sincos = 0,
Прием 1:
Разделим обе части уравнения на cos2, (cos2≠ 0):
tg2 - tg=0,
Вынесем за скобку tg:
tg(tg-1)=0,
= πk, k∈Z,
x= 2πk, k∈Z.
tg=1,
= + πk, k∈Z,
x= +2πk, k∈Z.
Ответ: 2πk, +2πk, k∈Z.
Приём 2:
Рассмотрим решение уравнения способом разложения на множители:
sin2– sincos= 0,
sin (sin-cos)= 0,
= πk, k∈Z,
x= 2πk, k∈Z.
Разделим обе части уравнения на cos, (cos≠ 0),
tg - 1=0,
tg=1,
=+πk, k∈Z,
x= +2πk, k∈Z.
Ответ: 2πk, +2πk, k∈Z.
3.4 Сведение к квадратному уравнению.
sinx + cosx = 1,
Прием 1:
Представим sinx= ±,
±+cos x=1,
±=1-cos x,
Возведем в квадрат обе части уравнения:
(±)2=(1-cos x)2,
1-cos2x=1-2cos x+cos2x,
2cos2x-2cosx=0,
2(cos2x-cosx)=0, /2,
cos2x-cosx=0,
Выносим за скобку cosx:
cos x(cos x-1)=0,
x= +πk, k∈Z.
cos x=1,
x=2πk, k∈Z.
Ответ: 2πk, +πk, k∈Z.
Прием 2:
Представим cosx= ±,
±+sinx=1,
±=1-sin x,
Возведем в квадрат обе части уравнения,
(±)2=(1-sin x)2,
1-sin2x=1-2sin x+sin2x,
2sin2x-2sinx=0,
2(sin2x-sinx)=0, /2,
sin2x-sinx=0,
Выносим за скобку sinx,
sin x(sin x-1)=0,
x= πk, k∈Z.
sin x=1,
x=+2πk, k∈Z/
Ответ: πk, +2πk, k∈Z.
3.5 Универсальная тригонометрическая подстановка(УТП).
sinx + cosx = 1,
+ =1,
Домножаем уравнение на (1+tg2),
2tg +1-tg2 = 1+tg2,
2tg2 -2tg= 0,
Выносим за скобку 2:
2(tg2 -tg) = 0, /2,
tg2 -tg= 0,
Выносим за скобку tg,
tg(tg-1)= 0,
= πk, k∈Z,
x= 2πk, k∈Z.
tg=1,
= +πk, k∈Z,
x= +2πk, k∈Z.
Ответ: 2πk, +2πk, k∈Z.
3.6 Преобразование суммы в произведение.
Используя формулы преобразования суммы тригонометрических функций в произведение, решим данное уравнение:
sin x + cos x = 1,
Приём 1:
Выразим cos x через sin( – x):
sin x+ sin( – x)=1,
2sin cos=1,
2sin cos (x- =1,
sin cos (x- )=,
cos (x- )=,
√2 cos (x- )=1,
cos (x- )= ,
x-= ± +2πk, k∈Z,
x= ± ++2πk, k∈Z,
Ответ: ± ++2πk, k∈Z.
Прием 2:
Выразим sinx через cos( – x):
cos( – x)+ cos x=1,
2cos cos=1,
2cos cos=1,
2cos cos (x- ) =1,
cos cos (x - ) =,
cos (x- )=,
√2 cos (x- )=1,
cos (x- )= ,
x- = ± +2πk, k∈Z,
x= ± ++2πk, k∈Z,
Ответ: ± ++2πk, k∈Z.
3.7 Разложение на множители.
sin x + cos x = 1,
sin x-1+cos x=0,
sinx-(1-cosx)=0,
Так как sin2 =⇒ 2sin2 =1-cosx, то
sinx-2sin2=0,
По формуле двойного угла раскладываем sinx:
2sin cos -2sin2=0,
Выносим за скобку 2:
2(sincos – sin2)=0, /2,
sin cos -sin2=0,
Выносим за скобку sin:
sin(cos – sin )=0,
= πk, k∈Z,
x= 2πk, k∈Z.
1-tg=0,
tg=1,
= +πk, k∈Z,
x= +2πk, k∈Z.
Ответ: 2πk, +2πk, k∈Z.
3.8 Переход к половинному углу.
sin x + cos x = 1,
sin x=1-cos x,
Приводим к обе части уравнения:
Так как sin2 = ⇒ 2sin2 =1-cosx, то
2sincos = 2sin2, /2,
sin cos = sin2, /cos2 ≠0,
tg =tg2,
tg2- tg=0,
tg (tg – 1) =0,
= πk, k∈Z,
x= 2πk, k∈Z.
tg =1,
= + πk, k∈Z,
x= +2πk, k∈Z.
Ответ: 2πk, +2πk, k∈Z.
Заключение
Данные приемы решения позволяют выбрать наиболее удобный, рациональный для нас способ. Также, разнообразие решений одного уравнения способствует развитию логического мышления, что немало важно для подрастающего поколения.Потребность в вариациях решения данной задачи обусловлена сдачей Единого Государственного Экзамена в 11 классе, так как очень часто ученик, наткнувшись на тригонометрическое уравнение, не может вспомнить принцип решения, который проходят в школе. Но зная дополнительные методы, он сможет выйти из сложившейся ситуации. К тому же, знания по тригонометриии ее составляющие важны в будущем. Как уже говорилось, данный раздел математики имеет применение в различных областях.
Именно поэтому,во избежание последующих проблем, очень важноне упускать в школе уроки тригонометрии, а постараться максимально научиться решать задачи такого типа, приложив все старания и усилия.
Цели и задачи, поставленные для данного исследования, достигнуты. Гипотеза подтвердилась.
Я рассмотрела 8 способов решения тригонометрического уравнения sin x + cos x = 1, научилась применять их, а также углубила свое понимание методов его решения, расширила знания по данной теме.
Проделанная работа показалась мне интересной, потому что я узнала, что полученные знания будут полезны в дальнейшем, к тому же я владела хорошими знаниями и навыками решения тригонометрических уравнений.
Надеюсь, что данная исследовательская работа будет полезна другим ученикам.
Список литературы
Интернет – ресурсы:
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Как я избавился от обидчивости
Ёжикина Радость
Девочка-Снегурочка