Работа Куприяновой Елизаветы посвящена изучению темы "Двудольные графы". Данная тема актуальна с практической точки зрения. Умение решать нестандартные задачи необходимо для успешного выступления на олимпиадах различного уровня и ЕГЭ, В своей работе ученица рассматривает всевозможную теорию по данной теме, различные подходы к решению олимпиадных задач. Реферативная часть выполнена на высоком уровне и представляет серьезную работу. Материал изложен последовательно и четко.
Вложение | Размер |
---|---|
dvudolnye_grafy.docx | 116.2 КБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина
Индивидуальный проект по теме:
«Двудольные графы»
Автор работы:
ученица 10 класса А
Куприянова Елизавета,
Научный руководитель:
Неверовская Светлана Владимировна
Тамбов
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
1. общее понятие 4
2. лемма холла 7
практика 9
3. теорема кенига 10
практика 13
ЗАДАЧИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
Среди жителей Кёнигсберга была распространена такая практическая головоломка: можно ли пройти по всем мостам через реку Преголя, не проходя ни по одному из них дважды? В 1736 году выдающийся математик Леонард Эйлер заинтересовался задачей и в письме другу привел строгое доказательство того, что сделать это невозможно. В том же году он доказал замечательную формулу, которая связывает число вершин, граней и ребер многогранника в трехмерном пространстве. Формула таинственным образом верна и для графов, которые называются "планарными". Эти два результата заложили основу теории графов и неплохо иллюстрируют направление ее развития по сей день. Граф как математический объект оказался полезным во многих теоретических и практических задачах. Наверное, дело в том, что сложность его структуры хорошо отвечает возможностям нашего мозга: это структура наглядная и понятно устроенная, но, с другой стороны, достаточно богатая, чтобы улавливать многие нетривиальные явления.
Побывав в зимней математической школе при МФТИ, я узнала о небольшой, но в то же время сложной олимпиадной теме. Речь идет о теме “Двудольные графы”. Времени на нее уделялось относительно немного, и я решила изучить ее более подробно самостоятельно.
Актуальность. Данная тема актуальна, так как такие задачи могут встретиться в олимпиадах различного уровня. Но, к сожалению, школьная математика не предусматривает решения задач на двудольные графы. Некоторые дети заинтересованы в том, чтобы поступить в университеты с помощью олимпиад, таким образом, я попыталась собрать всю информацию по данной теме в своем проекте. Стоит заметить, что решение задач на эту тему, развивает логику.
Объектом исследования является процесс изучения темы “Двудольные графы”.
Предмет исследования – возможность применения полученных знаний.
Цель исследования – рассмотреть и овладеть знаниями о теме “Двудольные графы”.
В процессе работы я поставила перед собой следующие задачи:
Двудольный граф – граф, вершины которого можно разбить на два множества так, что каждое ребро соединяет вершины из разных множеств.
Все вершины графа можно покрасить в два цвета так, что ребра соединяют только разноцветные вершины.
Рисунок 1
Полный двудольный граф – двудольный граф, у которого все вершины в разных долях соединены ребрами.
Рисунок 2
Любое дерево – двудольный граф(в дереве отсутствуют любые циклы, в том числе и нечетные).
Рисунок 3
Теорема:
– двудольный граф тогда и только тогда, когда все его простые циклы имеют четную длину.
Следствие: всякое дерево, содержащее более одной вершины, является двудольным графом.
Рисунок 4
Паросочетание – набор ребер, такой что любая вершина – конец ровно одного из них.
Паросочетание в графе называется максимальным, если в нет паросочетаний, число ребер в которых больше, чем в . Вершина графа называется насыщенной в паросочетании , если в существует ребро, инцидентное , и свободной в паросочетании , если в нет таких ребер. Паросочетание называется совершенным, если все вершины графа насыщены в .
Очевидно, что всякое совершенное паросочетание максимально. Обратное неверно.
Данная лемма также известная как лемма о свадьбах или лемма о девушках.
Имеется n юношей и n девушек, которые как-то между собой знакомы, и известно, что любые k юношей вместе знакомы хотя бы с k девушками. Тогда их можно переженить таким образом, что в каждой паре будут знакомые.
Дополнение:
Мы берем любой набор юношей, тогда смотрим девушек, которые с ними знакомы. Тогда девушек будет не меньше, чем юношей.
Доказательство по индукции:
Понятно, что условие не только достаточное, но и необходимое.
База: очевидна (если есть 1 юноша, то есть девушка, которая с ним знакома)
Переход от к .
Два случая:
Следствие:
Для набора из юношей и девушек верно, что любые юношей знакомы хотя бы с девушками, а значит любые девушек знакомы хотя бы с юношами. В лемме Холла мы можем менять юношей и девушек местами.
Переформулировка на языке графов:
Имеется двудольный граф, у которого по вершин в каждой доле, и он обладает следующим условием. – доли графа, тогда верно, что для любого подмножества доли количество смежных с ней вершин меньше, чем количество вершин в доле . Тогда в графе существуют паросочетания.
Несложно заметить, что эта та же самая теорема.
Пусть доля - юноши, а доля – девушки, тогда знакомства – это наличие ребра в графе.
Условие: для любого количество вершин, смежных с (количества элементов в области ).
Мы берем какое-то количество юношей. И тогда девушки, которые с ними знакомы, их количество не меньше, чем количество юношей. Ну а паросочетание – это и будет разбиение юношей и девушек на пары.
Переформулировка на языке теории множеств:
У нас есть множества , и для любого набора этих множеств (набора индексов) количество элементов в объединении множеств() хотя бы k ().
Задача:
Подсчитать количество совершенных паросочетаний у дерева на n вершинах.
Решение:
Дерево может либо иметь лишь одно совершенное паросочетание, либо не иметь таких паросочетанй вообще. Докажем это по индукции.
Дерево (определенное на 2 вершинах) имеет единственное совершенное паросочетание, а дерево (определенное на 1 вершине) совершенного паросочетания не имеет. Рассмотрим теперь дерево на вершинах и какой-то лист в нем. Совершенное паросочетание должно покрывать вершину . Следовательно, оно должно включать в себя ребро , где - единственная смежная с вершина дерева . При этом все другие ребра, инцидентные , в строящееся паросочетание включать уже нельзя. Удаляя тогда вершины , мы получаем в общем случае лес, состоящий из нескольких деревьев. По индукционному предположению, у каждого из этих деревьев имеется либо одно, либо ни одного совершенного паросочетания. Предположим, что в каждом из этих деревьев имеется совершенное паросочетание. В этом случае, добавляя к ребрам этих паросочетаний ребро , мы получаем единственное паросочетание в исходном дереве . В противном случае, в дереве совершенные паросочетания отсутствуют.
Задача:
Найти количество совершенных паросочетаний в полном графе на 2n вершинах.
Решение:
Таких паросочетаний в полном графе ровно штук. Действительно, вершину мы можем соединить ребром с любой другой вершиной полного графа. Следовательно, имеется способ выбрать ребро, соединяющее вершину с любой другой, отличной от нее вершиной полного графа. В оставшемся графе возьмем любую пока еще не покрытую паросочетанием вершину . Ее мы можем соединить ребром с любой из оставшихся вершин, не покрытых строящимся паросочетанием. Продолжая далее, мы получим, что количество совершенных паросочетаний равно .
Задача:
В каждой строке и в каждом столбце шахматной доски стоят по три ладьи. Докажите, что можно выбрать 8 ладей, не бьющих друг друга.
Решение:
Пусть столбцы – юноши, а строки – девушки. Выбрать 8 ладей, не бьющих друг друга, – выбрать 8 пар строк и столбцов таких, что все строки и столбцы разные, т.е. переженить 8 юношей и девушек. Докажем от противного.
Пусть существуют k юношей, которые знакомы с меньше, чем k девушками. Пусть они знакомы с n девушками.
Тогда от доли юношей будет отходить 3k ребер, при этом знакомы юноши только с n девушками. А от доли девушек выходит 3n ребер, которые приходят ко всем юношам. Тогда получаем, что . Но по условию , а значит . Противоречие. Следовательно, k юношей знакомы не менее, чем с k девушками, тогда мы можем составить k пар. Значит, можем выбрать 8 ладей, не бьющих друг друга.
Задачи для тренировки:
Рассмотрим бесконечную шахматную доску. На этой доске стоит какое-то количество ладей(конечное). Из этого количества всегда можно выбрать какой-то набор, не бьющих друг друга ладей. Например, снять все ладьи кроме одной. В частности можно выбрать такой набор из максимального количества ладей. Рассмотрим максимальное количество не бьющих друг друга ладей, которые можно оставить, выкидывая с доски некоторые из них.
Рассмотрим две величины:
Доказать:
Доказательство:
Рисунок 5
Больше ладей нигде не стоит, их всех запихнули сюда.
Рассмотрим отдельно первый кусок и докажем, что в нем можно поставить ладей, не бьющих друг друга. Аналогично со вторым куском, где можно поставить ладей. Так как кусочки разные и друг друга бить не могут, то получится ладей.
Считаем, что в каждой строке и столбце стоит ладья. Проверим, удовлетворяет ли первый прямоугольник условию леммы Холла, т.е. что-то у нас будет юношами, а что-то – девушками. Пусть строки – юноши, а столбцы – девушки. Тогда у нас есть юношей и хотя бы девушек(т.е. если есть какая-то строка, такая что на этой части нет ни одной ладьи, то эту строку можно было выкинуть сразу, т.к. все ладьи в области 3 накрыты столбцами. А в области 1 хотя бы одна строка есть, следовательно, у каждого юноши хотя бы одна знакомая девушка.
Рассмотрим только столбец из первого прямоугольника. У нас есть строк и сколько-то столбцов. Возьмем несколько строк. На этих частях строк ладьи стоят хотя бы в . Почему это так? Предположим, что ладьи стоят меньше, чем в столбцах. Мы можем стереть эти строк. Ладьи, которые стоят в области 3, нас не волнуют, так как они все равно накрыты столбцами. А строк мы можем заменить на новые меньше, чем столбцов, так как ладьи стоят меньше, чем в столбцов. Мы получим, что покрытие меньше, чем линиями. Следовательно, у каждого юноши найдется набор столбцов хотя бы в штук, получается, что у каждого юноши хотя бы девушек. По лемме Холла мы можем разбить строки и столбцы в области 1 на пары(знакомство – наличие ладьи на пересечении). Мы можем этим строкам в области 1 выбрать столбцов в пары, т.е. есть какая-то строка, есть какой-то столбец, если мы выбрали пару, значит есть какая-то ладья на пересечении и т.д. Таким образом, мы соберем ладей, потому что мы образовали пар. Аналогичные рассуждения проведем с областью 2, только строки заменятся столбцами. Таким образом, выберем здесь ладей, а остальные выкинем. Из области 3 мы выкинем вообще все ладьи. Итак, мы сумеем выбрать хотя бы не бьющих друг друга ладей.
Переформулировка на языке теории графов:
У нас - двудольный граф.
В этом графе мы рассмотри две вещи:
Эти величины равны между собой.
Давайте поймем, что это та же самая теорема.
Пусть одна доля графа – это строки, а другая – столбцы. Один элемент из одной доли соединен с элементом из другой доли, если на пересечении строки и столбца стоит ладья. Максимальное паросочетание – максимальное количество ладей, которые можно оставить, чтобы они не били друг друга. Наименьшее количество вершин таких, что все ребра из них выходят, - наименьшее количество линий, которые покрывают все ладьи.
Задача:
В компании юношей и девушек не менее n человек. Оказалось, что среди них нельзя составить брак по знакомству. Докажите, что тогда можно выбрать n людей так, что из любой пары знакомых один выбран.
Доказательство:
Так как из компании n юношей и девушек нельзя выбрать n+1 брак по знакомству. То, переходя на язык теории графов, минимальное вершинное покрытие двудольного графа равно n. По теореме Кенига, минимальное вершинное покрытие равно максимальному паросочетанию в двудольном графе, откуда получаем, что максимальное вершинное покрытие нашего графа равно n. А значит, можно выбрать n людей так, что из любой пары знакомых один выбран.
Задача:
Докажите, что из 51 числа, не большего 100, можно выбрать 6 чисел, любая пара которых отличается в обоих разрядах.
Доказательство:
Пусть десятки – юноши, а единицы – девушки. Тогда от каждого юноши может выходить по 9 ребер, а от каждой девушки – по 10 ребер, где ребро – это знакомство юноши и девушки или по ,условию задачи, число. Тогда минимум у нас может быть 6 чисел. Получается, что минимальное вершинное покрытие в двудольном графе равно 6, откуда следует, что максимальное паросочетание тоже равно 6. Значит, можно выбрать 6 чисел, любая пара которых отличается в обоих разрядах.
Задача для тренировки:
В каждой клетке доски написано неотрицательное вещественное число таким образом, что суммы в каждой горизонтали и вертикали равны 1. Докажите, что можно расставить n не бьющих друг друга ладей так, что стоящие под ними числа будут не нулевые.
Работая над проектом, я выполнила поставленную перед собой цель, т.е. освоила и научилась применять полученные знания по теме “Двудольные графы”. Работая с различными сборниками задач и статьями в математических журналах, считаю нужным отметить отрывочность рассмотрения этой темы.
Для достижения этой цели я изучила теорию по данной теме и связала ее воедино.
Знания, полученные в ходе выполнения проекта, позволяют разнообразить методы решения олимпиадных задач. Эти знания могут пригодиться также и в дальнейшем, например, для участия в олимпиадах.
Любимое яичко
Выбери путь
Рисуем осенние листья
Браво, Феликс!
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью