Статья посвящена анализу вербальной и невербальной коммуникации. Рассматриваются особенности вербального и невербального общения, проводится работа с тестами, направленными на оценку коммуникативных умений, умение использовать мимику и жесты.
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на научной конференции | 27.48 КБ |
ВЕРБАЛЬНАЯ И НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ ОБЩЕНИЯ
Сироткина Наталья Михайловна
Гимназия № 1799 «Экополис»
Россия, Москва
E-mail: natali799106@mail.ru
Статья посвящена анализу вербальной и невербальной коммуникации. Рассматриваются особенности вербального и невербального общения, проводится работа с тестами, направленными на оценку коммуникативных умений, умение использовать мимику и жесты.
Ключевые слова: общение; вербальная коммуникация; невербальная коммуникация.
Цель исследования – проанализировать особенности использования языковых и невербальных средств для выражения чувств и мыслей в различных ситуациях общения».
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятие и сущность вербального и невербального общения;
2) изучить методику исследования вербального и невербального общения;
3) выявить определенные аспекты вербального и невербального общения;
4) рассмотреть особенности проявления вербальных и невербальных средств общения в различных ситуациях общения.
На протяжении жизни человек находится во взаимодействии с другими людьми. Речь является важнейшим средством общения. Поэтому речь каждого отдельного индивида должна быть четкой, ясной и понятной каждому.
Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопонимании.
Как известно, коммуникация бывает вербальной (общение при помощи слов) и невербальной (общение, осуществляемое жестами, взглядами, мимикой).
Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но с приходом электронной почты важность письменного общения возросла.
Любое письменное сообщение имеет одно несомненное преимущество перед устным. Составляя его, вы имеете возможность подумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости даже переписать созданный текст набело.
Однако нужно отметить и недостатки письменной коммуникации: письменное сообщение не может передавать интонации голоса и жестикуляцию.
Рассмотрим вербальное общение.
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Вербальная коммуникация – это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно «перевести» сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал «красный свет» переводится как «проезд закрыт», «остановитесь»; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как «прошу дополнительную минуту перерыва» в спортивных соревнованиях и т.п.
Чтобы научиться эффективно общаться и использовать вербальные средства общения, нужно не только совершенствовать свою речь, знать правила русского языка или изучать иностранные языки, но уметь разговаривать в психологическом смысле. Слишком часто у людей возникают различные психологические барьеры или боязнь устанавливать контакты с другими людьми. Для успешного взаимодействия с обществом их нужно вовремя выявлять и преодолевать.
То, как мы говорим, дает представление собеседнику о нас. Можно даже переформулировать известную поговорку: «Скажи мне, и я скажу, кто ты...». Не случайно в произведениях художественной литературы речь персонажа является важным средством характеристики.
Вербальные коммуникации являются основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты, преподаватели, политики и т.п. Поэтому владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека.
Язык имеет несколько функций:
1) Коммуникативная (взаимодействие между людьми). Язык – это основная форма полноценного общения человека с себе подобными.
2) Аккумулятивная. С помощью языка мы можем хранить и накапливать знания. Если рассматривать определенного человека, то это его записные книжки, конспекты, творческие произведения. В контексте же глобальном – это художественная литература и памятники письменности.
3) Познавательная. С помощью языка человек может приобретать знания, содержащиеся в книгах, фильмах или сознании других людей.
4) Конструктивная. При помощи языка легко формировать мысли, облекать их в материальную, ясную и конкретную форму (либо в виде устного словесного выражения, либо в виде письменного).
5) Этническая. Язык позволяет объединять народы, общности и другие группы людей.
6) Эмоциональная. С помощью языка можно выражать эмоции и чувства, причем здесь рассматривается именно их прямое выражение с помощью слов. Но в основном эта функция, конечно, выполняется невербальными средствами общения.
Рассмотрим некоторые примеры вербального общения в произведениях русской литературы.
1. Коммуникативная функция (пример взят из драмы М. Горького «На дне».)
Герой пьесы Лука готов советом и ласковым словом помочь каждому человеку. Его речь подтверждает мягкость характера. Он говорит ласково, утешительно, часто рассказывает притчи и упоминает Христа. Лука не произносит высокопарных фраз, а простыми, понятными всем словами может достучаться до сердца любого человека
2.Аккумулятивная функция.
Благодаря дневнику Печорина, мы можем понять натуру этого героя. Герой пишет о себе искренне и бесстрашно, не боясь выставить наружу свои слабости и пороки. В предисловии к «Журналу Печорина» автор замечает, что история души человеческой едва ли не полезнее и не любопытнее истории целого народа. Журнал Печорина рассказывает трагедию человека одаренного, активного, но обреченного на вынужденную бездеятельность. В дневнике герой очень честен, может быть, поэтому он вызывает к себе сочувствие и сострадание.
Печорин о себе говорит:
«....Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй....
И, может быть, я завтра умру! … и не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно.
Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь! «Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние...»
3. Познавательная и конструктивная функции.
Размышления Князя Андрея по дороге в Отрадное.
Нельзя не заметить, как похож старый дуб на уставшего старца, который ничему не радуется, не верит «в весну, и любовь, и счастье», считая все это «глупым и бессмысленным обманом». Описание этого дуба любого заставит задуматься о смысле жизни, вспомнить о том, что на земле ничто не вечно, заставит переоценить свою жизнь. Именно такое состояние меланхолии и грустных размышлений охватило князя Андрея при встрече с этим деревом. В его душе возник «целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных». Ведь жизнь не предвещала ему никаких перемен в лучшую сторону. Герой разочаровался в своем стремлении добиться славы на военном поприще. Желая обратить все свои душевные и физические силы на семью, он устремился к беременной жене, но жена умерла при родах. Так несчастье за несчастьем постепенно превратили душу князя Андрея в душу старца и заставили его сделать такой вывод: «… Пускай молодые вновь поддаются на это обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!». И так думает человек, которому всего лишь чуть больше тридцати лет!
4. Этническая функция остается актуальной в современном мире, ярким примером ее реализации являются олимпийские игры.
5. Эмоциональная функция в романе в романе Толстого «Война и мир».
Наташа, видя красоту ночи, восхищаясь ею, не может спать. Она в который раз просит Соню спеть, теребит ее, пытается обратить ее внимание на великолепие ночи. Наташу переполняют чувства, она даже не может их выразить, только восклицает: «Ах, какая прелесть!». Но мы понимаем, насколько впечатлила ее картина «светлого, почти беззвездного весеннего неба». Наташа полна эмоций, она даже хочет подхватить себя под коленки и лететь. Но опять слышится строгий голос Сони, которая со свойственной ей долей разума говорит: «Полно, ты упадешь». Наташа – вполне реальная, земная девушка, но душа ее крылата, поэтому мечты девушки о полете воспринимаются как нечто естественное, органичное для нее. Поэтому Наташу можно назвать «крылатой героиней»; ей, как тургеневской Асе, как Катерине Кабановой, тесно на земле, богатство внутреннего мира, щедрость души влекут ее куда-то ввысь, в полет.
А теперь о невербальном общении.
Невербальное общение известно, как язык поз и жестов. Оно включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
Невербальные проявления очень важны во взаимодействии людей. Основные их функции состоят в следующем:
- дополнение произнесенного сообщения;
- повторение сказанного;
- выражение противоречия между словом и делом;
- акцент на чем-то;
- замена слов;
- разнообразие невербальных средств общения.
В невербальном общении можно выделить некоторые элементы:
- жесты и поза;
- мимика, взгляд и выражение лица;
- дистанция между собеседниками и прикосновения;
- интонация и характеристики голоса.
Невербальные сигналы важны в общении.
- Около 70% информации человек воспринимает по зрительному каналу.
- Невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника.
- Наше первое впечатление формируется под влиянием воздействия походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться и т.д.
- Невербальные сигналы спонтанны и всегда искренни.
Наиболее распространенными жестами обмана является прикрывание рта, прикосновение к носу, потирание глаз, потирание мочки уха, оттягивание воротничка, пальцы во рту.
Невербальное общение, так же, как и вербальное, нашло свое отражение в русской художественной литературе.
Например, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» невербальные средства общения играют основную роль в передачи информации. Понтий Пилат, хоть и наделен властью, но он обычный человек. У него может болеть голов. Он пытается ей не двигать, чтобы уменьшить болезненные ощущения: «… попробую не двигать головой…» О том, что боль нестерпимая, свидетельствует болезненная гримаса, от которой прокуратор не может удержаться, – весьма выразительный жест. И чуть далее: «Прокуратор был как каменный потому, что боялся качнуть пылающей адской болью головой». Силу боли автор подкрепляет и определенной манерой речи: «губы его шевелились чуть-чуть при произнесении слов», «с трудом проговорил», когда он говорит, у него «тусклый, больной голос».
Не только неподвижность головы, но и другие детали передают болезненное состояние Понтия Пилата. Например, глаза. «Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания глаз уставился на арестованного. Другой глаз оказался закрытым». Раздражаясь от вынужденного допроса, через какое-то время он реагирует так: «Теперь уже оба больные глаза глядели на арестанта». «… прокуратор … сжал голову руками», «тронул висок рукой» – все это типичные жесты мучающегося от головной боли человека.
Еще один весьма выразительный жест прокуратора: он водит руками, как бы поглаживая собаку – единственное существо, искренне любящее хозяина, – догадывается Иешуа.
Среди своих одноклассников я провела тесты, которые должны были прояснить роль невербальных средств коммуникации при словесном общении.
Первый тест касался оценки коммуникативных умений; второй – умения общаться; третий – понимания языка жестов и мимики.
Первый тест показал, что уровень развития коммуникативных умений у моих одноклассников средний. По результатам второго теста можно сказать, что ребята в целом являются приятными собеседниками. Третий тест показал, что ребята неплохо разбираются в невербальных средствах общения.
Целью моего исследования была задача выяснить, насколько невербальная коммуникация дополняет вербальную. Проведя тесты и обработав ответы, я пришла к выводу: в общении использование жестов, мимики, взглядов играет немаловажную роль, дополняя вербальные средства: невербальные средства могут либо усиливать эмоции, либо сдерживать их.
Речь одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Наряду со словесным (вербальным) общением необходимо учитывать невербальные средства передачи информации. В обмене информацией важную роль играет точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. Но не стоит забывать и про речевые звуковые явления (темп речи, тональность голоса, тембр и т.д.). Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи. Большое значение при общении людей друг с другом имеет их расположение в пространстве, т.е. дистанция или зона общения.
Для того чтобы достичь определенных результатов во взаимоотношениях с собеседниками, во время общения, бесед, переговоров необходимо уметь контролировать, с одной стороны, собственные движения, собственное поведение и мимику, с другой стороны – уметь считывать информацию невербальных средств общения ваших партнеров по беседе. Поэтому язык невербального и вербального общения необходимо изучать всем, кто заинтересован в позитивном и результативном проведении переговоров, бесед.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М: Аспект Пресс, 2002. – 335 c.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Академия, 2002. – 264 с.
3. Леонтьев А.А. Психология общения. – М: Смысл, 1997. – 351 с.
4. Парыгин Б.Д. Антомия общения. – СПб: Изд. Михайлова, 1999. – 301 с.
5. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методики, история и теория. – Спб: ИГУП, 1999. – 592 с.
6. Чалдини Р. Психология влияния. – Спб.: Питер ком, 1999. – 272 с.
VERBAL AND NONVERBAL COMMUNICATION
IN VARIOUS SITUATIONS OF COMMUNICATION
Natalya M. Sirotkina
Gymnasium № 1799 “Ekopolis”
Russia, Moscow
Scientific adviser: Marina B. Kondakova
The article is devoted to the analysis of verbal and nonverbal communication. Features of verbal and nonverbal communication are considered, work with the tests directed on an assessment of communicative abilities, ability to use a mimicry and gestures.
Keywords: communication; verbal communication; nonverbal communication.
Повезло! Стихи о счастливой семье
Загадка Бабы-Яги
Где спят снеговики?
Рисуем "Ночь в лесу"
Ласточка. Корейская народная сказка