Фабрика национальной обуви является гордостью нашего района. Ведь когда то продукция фабрики принесла славу не только для нашего района или даже республики,. а всему СССР.
Вложение | Размер |
---|---|
о производстве своего района | 914.21 КБ |
II Всероссийская (XVIII Поволжская) научная конференция учащихся
им. Н. И. Лобачевского
Секция «География. Окружающий мир. Туризм»
Исследовательская работа
ФАБРИКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБУВИ – ГОРДОСТЬ АРСКА
Ризванова Камиля, 11 класс
Направляющая организация:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Арская гимназия №5 Арского муниципального района
Научный руководитель:
учитель географии высшей
квалификационной категории
Хусаинова Н.Г.
Казань 2017
Оглавление
3.Заключение…………………………………………………………………….20
4. Список использованной литературы………………………………………22
Приложения...………………………………………………………….............23
Когда речь идет об Арском районе, многие, в особенности пожилые люди, сразу вспоминают о вышитых ичигах и чувяках – знаменитой татарской национальной обуви (Приложение 1). Где зародилось это ремесло, кто занимался такой кропотливой работой? Почему производство национальной обуви, активно развивавшееся в советское время в Арском районе, продолжается сегодня лишь в небольших объемах? Мы, пытаясь ответить на эти вопросы, и занялись данной исследовательской работой.
Тема нашей работы действительно актуальна не только потому, что информации об этом производстве на сегодняшний день сохранилось очень мало, несмотря на то что когда-то продукция данного производства разнесла славу об Арске далеко за пределами бывшего СССР. Многие забывают, а молодежь и вовсе не знает ничего о фабрике, о вышитых ичигах и чувяках, а ведь это была не просто обувь, а духовное наследие татарского народа, которое мы должны хранить и передавать из поколения в поколение.
Цель нашей работы: изучить историю формирования и развития данной фабрики, причины ее закрытия и перспективы дальнейшего развития сегодняшнего небольшого производства, а также создание электронного историко-географического пособия для уроков краеведения.
Задачи:
Объектом нашего исследования является производство национальной обуви в Арском районе с момента его возникновения и до сегодняшних дней. Предметом же нашей работы является влияние фабрики на развитие как промышленного производства в районе, так и всего района в целом.
В ходе работы мы опирались на архивные документы своего города, историю Арского края, книгу Н. Г. Габдрахманова «Авылымның йөзек кашы сәхтиян читекләре». Мы собрали много информации, первым делом встретившись с бывшим директором фабрики И.М. Минхаеровым, бывшим секретарем ВЛКСМ фабрики Хакимуллиным Ф.Х. (ныне директор нашей гимназии), также автором книги «Авылымның йөзек кашы сәхтиян читекләре» Н.Г. Габдрахмановым, изучили материал из газет и журналов разных лет. Для получения информации встретились с ветеранами фабрики, от них получили старые фотографии, посетили музеи своего города, библиотеку и проанализировали все полученные данные. Также среди населения мы провели социологический опрос, спрашивали людей о том, как они относятся к продукции фабрики и к восстановлению ее деятельности, для того, чтобы изучить общественное мнение по данному вопросу.
Наша работа имеет важное прикладное значение, так как она является историко-географическим пособием, которое можно применять на уроках краеведения и классных часах. Оно способствует сохранению культурного наследия татарского народа и передаче знаний о народном ремесле молодым поколениям.
Арский муниципальный район – один из крупнейших районов Республики Татарстан, расположенный в северной части западного Предкамья, образованный в 1930 году. Административный центр - город Арск - расположен на берегу реки Казанка, находится в 60 км от столицы Татарстана. Общая численность населения района на сегодняшний день– 52 274 человека, из них в городе Арск – 20 046 человек.
На территории города Арск в разные годы и до настоящего времени осуществляют деятельность предприятия преимущественно пищевой, легкой промышленности, строительной отрасли. Вместе с тем район специализируется на сельском хозяйстве. Его основу составляют мясомолочное, зерновое направления. В полеводстве главное значение принадлежит зерновому хозяйству и картофелю.
На сегодняшний день производство национальной обуви в Арске незначительно, но ранее оно считалось одним из крупнейших предприятий района и играло значительную роль в формировании его хозяйственной специализации.
В 1930-1950 годах производство национальной обуви в форме артели, а также Казанбашская артель по обработке овчины формировали легкую отрасль промышленности Арского района. На этих предприятиях производились десятки тысяч пар обуви, одежда, изделия из меха и натуральной кожи. Пищевая промышленность была представлена элеватором и картофелетёрочным заводом, инкубационной станцией и маслозаводом. Строительные материалы производили на алебастровом и кирпичном заводах. Также функционировали промыслово-кооперативная артель «Интруд», машинно-тракторная станция и нефтебаза. Таким образом, в эти годы в промышленном производстве Арска было занято более 900 рабочих.
В 1960-1980 годы Арский район становится одним из центров легкой промышленности ТАССР. Помимо производства национальной обуви, производившего в 80-е годы около миллиона пар обуви в год, она была представлена фабрикой «Меховщик», выпускавшей меховые изделия в год на сумму более 2 миллионов рублей. Все так же успешно развивались предприятия пищевой промышленности – элеватор, молкомбинат, заготзерно и мясокомбинат. Таким образом, главными направлениями промышленного производства были легкая и пищевая отрасли. В них было сконцентрировано более 60% всех работающих в промышленности Арского района в целом.
В 90-е годы стало развиваться производство строительных материалов (кирпичный завод ОАО «АСПК»), сохраняла свои позиции и пищевая промышленность (ОАО «Арский молкомбинат», ОАО «Арский элеватор», хлебокомбинат), росла сырьевая (ЭПУ «Арскгаз», рыбхоз, лесхоз, ОАО «Арскнефтепродукт»). Вместе с тем распад СССР, переход на рыночную экономику привели к падению объемов производства в легкой промышленности.
На сегодняшний день основу производства Арского района составляют промышленные предприятия (ОАО "АСПК"), строительные предприятия (ООО "Арское монтажно-строительное объединение", ООО "Строй-Сервис", ООО "Строймастер", Арский филиал ОАО ПРСО "Татавтодор", ООО "Заман-Стройдизайн") и предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию (ОАО "Арский элеватор", филиал "Арский молкомбинат", ООО "Новокинирский суш.завод"). Легкая же промышленность почти не представлена в связи с банкротством производства национальной обуви в начале столетия.
Арское объединение национальной обуви берет свое начало из деревни Клачи Арского района. По рассказам старожилов деревни и Г. Хабибуллина, занимавшего долгие годы должность руководителя артели «Труд», обучение этому ремеслу жителями деревни уходит корнями в XIX век. В 1885 году братья Рамазан и Вали Гайнуллины в поисках работы отправляются в город Казань, где им предлагает работу Султан бай, занимавшийся изготовлением ичигов. Братья согласились и принялись обучаться этому нелегкому ремеслу. Зарплату они не получали, только обеспечивались одеждой и едой. Спустя два года они полностью овладели ремеслом изготовления татарской национальной обуви и, приезжая в родную деревню, предлагали молодым людям устроить их на работу. И многие уезжали в город в поисках лучшей жизни. Таким образом, до 1925 года десятки жителей деревни Клачи работали в производстве национальной обуви в Казани.
Когда в Казани начали открываться ширпотреб артели, спрос на ичиги начал падать и казанские баи не могли продолжать свою деятельность в полном объеме. В эти годы деревенские люди начали работать у себя дома, выполняя заказ Казанских артелей по договору.
Молодое советское государство в число неотложных задач выдвигает и развитие народных художественных промыслов. Этот вопрос рассматривался на VIII съезде партии, и ВЦИК принимает Декрет «О мерах содействия кустарной промышленности». В том же 1919 году проводится первый съезд народных мастеров и художников. Они подготовили почву для восстановления и организационной перестройки художественных промыслов страны на новых кооперативных началах.
28 сентября 1920 года в Казани проводится выставка культуры народов Востока. Среди экспонатов татарского отдела были представлены и образцы мозаичной обуви. В 1923 году татарские ичиги демонстрировались в Москве на Всероссийской сельскохозяйственной кустарно-промышленной выставке. Эти ичиги, собирающие изделия на выставку, закупили в Арском районе. В 1925 году ичиги наряду с другими вышитыми изделиями из кожи были отправлены на ярмарку в Париж.
XV съезд партии открыл возможности дальнейшего развития мелкой и кустарной промышленности. В 1929 году Таткустпромкредсоюз объединяет всех сапожников в кооперативные артели. Пять таких артелей были созданы в Казани, а шестая – в Арском районе.
В 1929 году Кожвалсоюз при Татпромсовете решил собрать всех ремесленников и открыть артель в д. Клачи, так как в этой деревне знатоков этого ремесла было очень много. Но выяснилось, что в маленькой деревне нет подходящего здания, а в соседней деревне Мульма имеется неиспользуемая военная казарма. Поэтому артель открылась в деревне Мульма, дали название Тукаевская. 120 человек из Клачей ежедневно ходили на работу в артель, которая находилась в пяти километрах и обучали рабочих из других деревень. Эта артель стала первым объединением ичижников Заказанья. Сапожники из Клачей, Средних Атов, Атни, Унси, Средней Серды, Дубъязов договорились назвать артель именем великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Этим они почтили память земляка, уроженца деревни Кушлауч, тоже славившейся своими ичижниками.
Поступившее при поддержке правительства сырье, переплетаясь с богатой фантазией сельских умельцев, в виде нарядной вышитой обуви отправлялось в города Франции, Англии, Италии, Германии, Бельгии. В начале 30-х годов половина выпускаемой артелью обуви (150 тысяч пар) идет за границу в обмен на золото. В 1931 году было выпущено продукции на 617 тыс. рублей.
Производство расширяется и в то же время появляется необходимость привлечения и обучения новых рабочих сил из близлежащих сел Арского, Атнинского, Высокогорского и Дубъязского районов. После прохождения обучения вышивальщицы работали на дому. Таким образом, работой обеспечивались всего 750 человек. В каждый район были прикреплены агенты для бесперебойного обеспечения работников материалом.Открытие артелей в 20-ых годах ставило перед собой задачи: первое – подъем народного хозяйства, второе – сохранение многовекового ремесла. Наладка производства национальной обуви и экспорт данной продукции внесли свой вклад в увеличение золотого запаса молодого государства. Это в то время, когда на экспорт товаров выпускалось очень мало.
80% всего произведенного изделия уходило на экспорт в Германию, Францию, Англию и Америку. Товар изготавливали из кожи и вышивали шелковыми разноцветными нитями. Качество товара всегда стояло на первом месте. Известен факт, что, не поверив в то, что ичиги вышиваются вручную, в 1933 году из Германии приезжает агент, чтобы удостовериться лично. Также известно, что Индире Ганди в качестве презента изготовили ичиги, а Н. Крупской подарили туфли, сшитые мастерами д. Клачи. Н. Крупская прислала письмо с благодарностью за такой подарок. А для И. В. Сталина было изготовлено панно 3,20х2,18 из кожаной мозаики.
30-е годы XX века – годы расцвета производства татарской национальной обуви – ичигов. После этого постепенно производство начинает падать. Причин этому может быть несколько. Одна из них – плановая система в производстве. Требуется все больше и больше, годовые, пятилетние планы, рост производства и т.д. Такая система не очень применяема в такой области, как производство национальной обуви, которая может равняться к произведению искусства, где основная работа выполняется вручную. В погоне за количеством начинает падать качество товара и постепенно прекращается экспорт.
В начале 1941 года начинаются разговоры о разделении крупных артелей, и в январском номере газеты «Татарстан» появляется статья о разделении артелей. После чего работники артели «Труд», которые ходили на работу из деревни Клачи (их было большинство) с просьбой открыть артель в своей деревне, обращаются в Татпромсовет. Просьба была удовлетворена, и из Казани приезжает комиссия рассмотреть этот вопрос.
10 марта 1941 года, отделившись от Тукаевской артели в д. Клачи, образовывается самостоятельная артель «Труд». Первым директором артели «Труд», назначается Баки Галлямов. Необходимость пешком проходить по 10 км ежедневно отпала. Рабочие с энтузиазмом работали, строили новые планы по обустройству и расширению производства. Но Великая Отечественная война внесла свои коррективы. В цехах остались только женщины и подростки.
В 1941-1945 годы оставшиеся в тылу женщины, подростки и вернувшиеся с фронта по ранению солдаты изготавливали для госпиталей простые тапочки, подшивали солдатские валенки, шили обувь для фронта и госпиталей, изготовляли конные упряжки. В тяжелое послевоенное время, когда не было сырья для производства ичигов, занимались производством башмаков с вышивкой из материи. Когда наладили производство хрома, вернулись к производству ичигов.
1945 году фабрика начинает изготовление азиатской обуви, на фабрику приходят молодежь, параллельно ведется обучение молодых ремеслу. Организуются молодежные бригады, так как 85 % рабочих составляют молодые. Между цехами и бригадами организуются социалистические соревнования на договорной основе. За хорошую работу в 1946 году артели «Труд» вручается переходное Красное Знамя совета министров ТАССР и областного комитета ВКП (б).
В 1951 году в производство вводится легкая брезентовая и фитровая обувь. Руководителем артели в 1952 году назначается Гатаулла Хабибуллин и работает до 1960 года. За долголетний труд руководитель артели награждается орденом «Почетного знака».
В течение первых пяти послевоенных лет не могло быть и речи о производстве кожаных сапожек, туфель – дефицитным сырьем была в те годы кожа. Но находчивыми, изобретательными оказались мастера – пошли в ход солдатские пилотки. Их распарывали, перекрашивали, кроили заготовки для легких женских туфель. Только с 1950 года по-настоящему появилась на промысле кожа, а с нею и первые небольшие заказы на мозаичную обувь. В 1958 году расширяется производство:цеха кройки, вышивания, изготовления башмаков успешно работают в соседних деревнях, артель выпускает новую обувь и открывается две точки ремонта обуви. Ассортимент новой продукции: мужские яловые сапоги, хромовые сапоги и ботинки, женские чувяки и сапоги, спортивная обувь и национальная обувь мужская, женская, школьная и детская. Продукцию артели отправляли в другие регионы страны, лишь 25-30 % реализовывалось в торговых сетях района.
В артели развивается общественная и спортивная работа. Организуется оборонительно-спортивная организация «Спартак» и свое подсобное хозяйство.
В 1960 году артель получила статус фабрики. В 1961 году промысловые артели становятся государственными учреждениями, и дела постепенно начинают идти в гору. Конечно, автоматика в производство не внедряется, работа выполняется в основном вручную, так как этого не позволяет специфика изготовления обуви. Если бы в погоне за модой в производство внедрили современные машины и технологии, это бы не позволило сохранить вековые традиции этого ремесла. С одной стороны промышленность, с другой стороны народный промысел на уровне искусства, который не принимает внедрения новизны, любое вмешательство в традиции может уничтожить ремесло навсегда. Автоматика может вмешаться только в цех кройки, а шитье и особенно вышивка должна осуществляться вручную.
В 1961 году Мульминская фабрика присоединяется к фабрике национальной обуви Арского района, а в 1962 году и Дубъязская фабрика.
Расширяется ассортимент, наряду с пошивом новой обуви занимаются и ремонтом обуви. Наименования продукции: мужские яловые сапоги и ботинки, хромовые шевровые ботинки, полуботинки и туфли, текстильные полуботинки, туфли, чувяки и комбинированная обувь, детская дошкольная и детская школьная обувь и др. В 1967 году на фабрике было произведено более 200 тысяч пар обуви.
В 1964 году министром местной промышленности стал Н.Х. Козлов. Он очень интересовался работой фабрики, думал о ее расширении: сам приезжал на фабрику, обходил все цеха по деревням. Второй визит министра на фабрику организуется зимой, его с лошадьми встречают на Казанской дороге, потому что зимой в деревню невозможно приехать на машине. В таких условиях расширить фабрику уже было немыслимо, это и решает дальнейшую судьбу фабрики.
В 1972 году фабрика переехала в поселок Арск, так как расширение производства в деревне без хороших условий и дороги было невозможным. С марта 1972 года фабрика получает статус Арского производственного объединения национальной обуви и становится одним из крупнейших промышленных предприятиях района. С 1966 по 1983 года фабрику возглавляет В. Уваев.
На станции Арск выделяется участок для строительства фабрики и уже 1972 году фабрика переходит в новое здание и начинает работать в две смены на полную мощность.
За 1971-1975 годы только на развитие производственных площадей было вложено 500 тыс. рублей. Производство за эти годы выросло в 2 раза, а производственные фонды – в 3 раза. Если в 1970 году было произведено 365 тыс. пар обуви, то в 1975 году – 743 тыс., а объем реализации за эти годы вырос с 2077 до 4100 тыс. рублей.
По словам ветерана труда Сафиной Фильсины Хакимовны, проработавшей в ПОНО с 1977 по 2002 года сначала вышивальщицей, мастером, а позднее – председателем профсоюза, в конце 70-х на фабрике работали 1200 человек вместе с филиалами: около 1000 человек в Арске, 200 – в филиалахв деревнях Клачи, Серда, Средние Аты, Субаш-Аты, Дубъязы, Унса, Березка. Все цеха, кроме вышивального, работали в две смены (раскройный, заготовочный, швейный, пошивочный). Кроме этих цехов работал экспериментальный, разрабатывавший новые модели. Работа была организована конвейером, за сутки выпускали 550-570 пар обуви разной модификации. Главная роль отводилась качеству продукции. С целью его повышения каждую неделю организовывались дни качества, а каждый месяц – дни мастеров и социалистические соревнования между цехами.
В связи с этим в Арском производственном объединении национальной обуви происходит немало перемен: повышается производительность, улучшается качество, создаются удобства для рабочих, расширяется ассортимент. Одна из новых моделей – домашние туфли на резиновой подошве. За смену фабрика выпускала 400 пар домашних туфель.
Не прекращается работа на строительных площадках предприятия. Строится гараж, склад, фундамент для детского сада и планируется новый корпус фабрики.
К этому времени орнамент ичигов был значительно обеднен. Было необходимо разработать множество моделей, которые воплотились бы затем в миллионы пар обуви – популярные татарские тапочки и туфли с орнаментами, современные варианты узорных сапожек и даже сабо. В течение нескольких десятилетий в Арской фабрики работал потомственный ичижник Рахматулла Сафаров. При разработке каждой модели мастера стремились к тому, чтобы национальная обувь не потеряла эстетического своеобразия и удобства. Золотая медаль, присужденная продукции Арского объединения на Лейпцигской ярмарке 1980 году – результат работы самобытных художников, сапожников, вышивальщиц. К 1981 году ассортимент расширился до 24 наименований обуви (Приложение 2).
В 80-е годы в ПОНО формируется сильный трудовой коллектив, многие в совершенстве владели искусством пошива модной национальной и других моделей обуви. В объединении большое внимание уделялось повышению деловой квалификации и работе с молодежью. В 80-е годы объединение ежегодно выпускает около миллиона пар обуви, осваиваются десятки новых моделей, в том числе спортивная обувь.
Как говорит Хакимуллин Фатих Хамбалович, работавший секретарем комсомольской организации Арского ПОНО в 1982-1985 годах, фабрика считалась самым крупным предприятием в районе с филиалами в деревнях Атня, Субаш-Аты, Средние Аты, Кушлауч, Клачи Арского района, в Высокогорском, Тукаевском и Нижнекамском районах. Из 1000 человек коллектива около 90% были женщины, большой была и доля молодежи. Огромным спросом у покупателей пользовались вышитые татарские тюбетейки. Продукция фабрики отправлялась не только в магазины Татарстана, а также в Москву, республики Средней Азии, в Челябинскую, Тюменскую области РСФСР. Наряду с выпуском промышленной продукции, должное внимание обращалось решению социально-бытовых вопросов. В 80-ые годы были построены следующие объекты социального значения: детский сад, общежитие, вышивальный цех, квартиры, открыта столовая, организован подвоз рабочих. А в 1983 году директором фабрики назначается М. Х. Хакимов, под руководством которого продолжается успешная деятельность производства.
В 1993 года Арское производственное объединение «Национальная обувь» было преобразовано в ОАО «Национальная обувь», основной деятельностью которого являлся пошив национальной обуви, тюбетеек, товаров народного потребления и сувениров.
Производство татарской национальной обуви ручной работы высочайшего качества и невероятной красоты начинает приходить в упадок уже к концу XX века. Капиталистический рынок диктует свои правила: производители обуви закупают машины, которые производят обувь в тысячи раз больше и быстрее. В начале 90-х страна начала движение в сторону рыночной экономики, производство национальной обуви не смогло приспособиться к условиям рыночной экономики. Командно-административная экономика предусматривало то, что государство само занималось реализацией продукции, а теперь этим должна была заниматься сама фабрика. После распада СССР разрушается СЭВ, в связи с этим поставка сырья для производства нарушается. Если раньше из Узбекистана поставляли мулине, из Армении и Казахстана – натуральную кожу, из Белоруссии и Прибалтики – клей, то теперь надо было строить экономические отношения заново. В отличие от кирпичного завода ОАО «АСПК», ОАО «Арский молкомбинат», ЭПУ «Арскгаз», ОАО «Арскнефтепродукт», ОАО «Арский элеватор», хлебокомбината, рыбхоза и лесхоза, успешно развивавшихся в конце 90-х, ОАО «Национальная обувь» испытывает финансовые, экономические затруднения, снижается спрос товаров, возникают проблемы с поставкой сырья. И в 2000 году фабрика объявляется банкротом. В конце XX – в начале XXI века оставались только отдельные ремесленники, которые изготавливали ичиги.
В июне 2002 года инвесторы берут ОАО «Национальная обувь» под свое крыло, председателем совета директоров назначается Минхаеров Исмагиль Минвалиевич. Перед акционерным обществом ставятся новые цели и задачи, составляется бизнес-план для того, чтобы оставаться конкурентноспособными на рынке. Производство пытались адаптировать под запросы местного населения. Были предприняты попытки создать современные модели. Предприятие выпускает продукцию 40 различных наименований, среди которых не только национальные ичиги, чувяки, вояжорки, тюбетейки, но и современные модели обуви. Несмотря на все усилия, ОАО «Национальная обувь» не смогло устоять в период экономического кризиса.
Ряд предприятий в условиях рыночной экономики обанкротились, среди них крахмальный завод, объединение бытового обслуживания, ремонтно-механический завод. ОАО «Национальная обувь» прекратило свою деятельность в 2006 году. Здание было реконструировано под жилой дом, а 1,5 тысячи человек остались безработными.
2.3 Сегодняшняя фабрика.
Несмотря на прекращение деятельности ОАО «Национальная обувь», среди бывших рабочих появляются люди, которые не безразличны к судьбе национальной обуви. Айрат Султанов, бывший модельер-конструктор данной фабрики, открывает маленький цех. Он закупает необходимое оборудование из фабрики. Под его руководством остается 20 человек: сапожники, закройщики, вышивальщицы. Акционерное общество с ограниченной ответственностью «Национальная обувь» сначала арендует гаражное помещение, потом здание железнодорожного магазина.
А сегодня они находятся в здании одного из магазинов в центре города. Его небольшой коллектив состоит из 10 человек. Сам Айрат Султанов– и руководитель общества, и модельер-конструктор, и закройщик, и снабженец, он же реализует готовую продукцию. Здесь работают люди – мастера своего дела, каждое изделие выполняют душой, в основном вся работа выполняется вручную. Для Айрата Султанова самое главное – это качество продукции, ведь в рыночных условиях выживают только конкурентоспособные. Закупают сырье из Турции, Италии, Испании, а также из Казани и Нижнего Новгорода. В основном работают со шкурой КРС. Товар поставляют в казанские магазины, с зарубежными странами работают через посредников.
В месяц выпускают 200 пар чувяков и башмаков, и 30 пар ичигов. В основном работают под заказ, летом особенно много заказов. Спрос на товары растет с каждым годом, это очень отрадно. Участвуют на различных выставках, в конкурсах.
Однако у них есть и проблемы: оборудование устаревшее, рабочие в основном предпенсионного возраста, среди молодежи нет желающих продолжить эту работу, также есть трудности с нахождением нужного сырья. Производство очень надеется на государственную поддержку, ведь судьба прославленной национальной фабрики в руках маленькой организации.
На сегодняшний день в Арске одной из важнейших проблем остается занятость населения. Люди вынуждены ехать в Казань или другие близлежащие населенные пункты для того, чтобы найти работу. Основной причиной этому является то, что в Арске нет крупных производств, кроме ОАО «АСПК». Легкая промышленность, раньше составлявшая основу хозяйственной структуры района, вовсе исчезла. В связи с этим развитие производства национальной обуви дало бы существенные преимущества для экономики района. Были бы созданы новые рабочие места, в бюджете района появилась бы новая перспективная статья дохода. И вековое народное ремесло не могло бы быть утрачено.
Среди населения мы провели небольшой социологический опрос, спрашивали людей о том, как они относятся к продукции фабрики и к восстановлению ее деятельности. Результаты этого опроса приведены в Приложении 3. Исходя из этих результатов, мы пришли к тому, что подавляющее большинство населения одобряет качество производимой продукции, но треть населения ничего о ней не знает (в основном это представители молодежи). Помимо того, что производство создавало большое количество рабочих мест, большинство людей считают, что основная роль Арского ПОНО состояла в том, что производившаяся национальная обувь была одним из символов Арского района. Восстановление деятельности фабрики в целом воспринимается населением положительно, однако определенная доля населения считает, что производство не сможет быть восстановлено в прежних объемах.
Сегодня о фабрике и о вышитых ичигах и чувяках знают в основном только люди пожилого возраста, а молодежь вовсе никогда ничего не слышала об этом. Следовательно, наши традиции могут кануть в лету, если мы не предпримем действительных мер. А ведь каждый воспитанный человек должен знать историю своего края.
Арское производственное объединение национальной обуви, несомненно – одна из самых ярких страниц в истории района, а его продукция – не просто обувь, а духовное наследие татарского народа, которое мы должны хранить и передавать из поколения в поколение. Чудотворные руки умельцев, производящих на свет вышитую обувь, нарядные тюбетейки, украшенные бисером, калфаки, разнесли славу об Арске далеко за пределы бывшего СССР.
ОАО «Национальная обувь» - это наша гордость, гордость всего татарского народа. Мы хотим, чтобы эта организация расширялась, развивалась. И надеемся, что мастера этого скромного общества в будущем будут работать в уютных, просторных цехах, использовать современное оборудование.
Мы надеемся, что данная работа станет пособием для воспитания подрастающего поколения и хорошим материалом для учителей и воспитателей для изучения национально-регионального компонента на уроках истории, литературы, географии и классных часах. Также мы не теряем надежды на то, что имеющемуся производству будет оказана государственная поддержка, и наше предложение по восстановлению фабрики будет рассмотрено, ведь это решение имело бы множество положительных сторон.
Закончить работу хотелось бы словами Хакимуллина Ф. Х., секретаря комсомольской организации Арского ПОНО в 1982-1985 годах, а ныне директора нашей гимназии: «Я часто встречаюсь в Арске с теми, с кем когда-то вместе работал на фабрике национальной обуви. И каждый из них с сожалением говорит о том, что сегодня нет того объединения, которое давало работу 1000 человек. А ведь спрос на татарские тюбетейки, вышитые ичиги из натуральной кожи сохраняется. Они продаются не только как сувениры, но и как элементы костюмов для театральных и танцевальных коллективов. Да и на улицах все больше людей, одетых в одежду с национальным орнаментом. Это не может не радовать».
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Снежная книга
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Ласточка. Корейская народная сказка