Торжокская земля полна бесценными памятниками культуры и истории, без чего бы оборвалась нить, связывающая поколения воедино. Для нас сохранили предки многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее.
У каждой эпохи есть свои герои, а точнее, вожатые, которые в поисках утраченного рая идут гораздо дальше последовательнее всех остальных, увлекая их за собой. Таков Николай Александрович Львов. Он оставил немалый след в самых разнообразных видах искусства - в поэзии, в музыке, но, прежде всего - в архитектуре.
Вложение | Размер |
---|---|
ya_k_istokam_svoim_pripadayu.doc | 83.5 КБ |
Районная историко-краеведческая конференция
«К нравственному становлению через познание национальной культуры»
«Я к истокам своим припадаю»
Исследовательская работа
«История «Храма Солнца»
в Никольском-Черенчицах»
Выполнил
учащийся 9 класса
МБОУ Никольской СОШ
Макаров Максим
руководитель
Макарова Лариса Евгеньевна
Благочестивые наши предки не могли жить без храма –
он был так же необходим для души народа,
как дом и пища для его телесного существования.
Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.
Введение
Я считаю себя счастливым человеком, потому что я живу в прекрасном селе, с красивым названием Никольское. Я очень люблю свою малую Родину. И мне очень интересно знать историю своего села, обычаи, традиции и все что с ним связано. Я узнал, что небольшое поселение уже можно было считать селом, если в нем находилась небольшая церквушка. В нашем селе есть Церковь Вознесения. Я немного знал историю родного села из материалов школьного краеведческого уголка, из рассказов наших учителей, моих родителей, сельского библиотекаря. Но об истории создания, тем более, что ее называют еще «Храмом Солнца», я узнал недавно. Вот я и решил провести свое исследование и собрать по возможности материал об истории храма нашего села.
Тема исследовательской работы – «История «Храма Солнца» в Никольском-Черенчицах».
Цель исследовательской работы – изучить историческое прошлое и сегодняшний день Храма Солнца в Никольском-Черенчицах» и показать его историческую значимость в жизни села, людей и нашей Родины в целом.
Задачи:
Николая Александровича Львова.
Моя исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней.
Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизвестная для общества тема.
Проблема: является ли исторической ценностью храм в нашем селе?
Гипотеза: я предполагаю, что исторические ценности влияют на духовное наследие человека, любящего свою Родину.
Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, я пришел к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы молодежь лучше знала историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.
Торжокская земля полна бесценными памятниками культуры и истории, без чего бы оборвалась нить, связывающая поколения воедино. Для нас сохранили предки многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее.
Основная часть
У каждой эпохи есть свои герои, а точнее, вожатые, которые в поисках утраченного рая идут гораздо дальше последовательнее всех остальных, увлекая их за собой. Таков Николай Александрович Львов. Он оставил немалый след в самых разнообразных видах искусства - в поэзии, в музыке, но, прежде всего - в архитектуре.
Усадьба Никольское-Черенчицы представляет собой родовое гнездо известного русского архитектора Н.А. Львова, влияние творчества которого существенно отразилось на архитектурном облике всего Новоторжского уезда. Николай Александрович Львов в своем небольшом имении стремился создать гармоничный мир, где максимально бы удовлетворялись и материальные, и духовные потребности.
Все постройки в Никольском-Черенчицах возведены по проектам, разработанным самим Львовым, и под его непосредственным руководством. Здесь он на практике применял свои новые инженерные разработки, к примеру, проложил водопровод под землей с водоподъемной машиной. В имении был разбит парк и созданы искусственные пруды.
Раньше имение Черенчицы представляло собой неприметный участок: на краю заболоченной низины – деревянный дом, а рядом с ним – старый сад и пруд, вокруг имения – холмы и овраги. Все это явилось основой для свободной планировки парка. Николай Александрович устроил на участке дренаж и осушил болото, превратив свое имение в красивый усадебный ансамбль с крупным хозяйственным комплексом: ригами, скотным двором, зернохранилищем, ветряной мельницей, погребами, кузницей. Им была разработана гидротехническая система, включающая 5 искусственных прудов, дренажную сеть, плотины, несколько колодцев, деревянный подземный водопровод.
Н.А. Львов сумел лучше других раскрыть возможности дворянской усадьбы. Именно с именем Львова связывается расцвет русской усадебной культуры конца 18 - начала19 вв.
Сегодня усадьба в Черенчицах - тихое и заросшее место среди не очень большой деревни. Время многое не пощадило, однако, к чести местных жителей, следов современного вандализма почти не заметно. Остатки многочисленных когда-то усадебных сооружений подчас трудно найти. Время как будто не тронуло ротонду-усыпальницу - гармоничную и светлую, удивительный памятник ее талантливому автору. Завершенная куполом, окруженная колоннадой, монументальная церковь-усыпальница имеет идеально круглую форму, следовательно, принадлежит к семейству ротонд. И мало чем отличается от той, которую изобразили на сто лет раньше ярославские художники. Иными словами, перед нами и на этот раз прекраснейший храм счастья. Сооружение Львова строилось как православная церковь, но, в сущности, по своей художественной идее, оно оказалось храмом тому божеству, которому в эпоху Просвещения поклонялись все обитатели русской Аркадии. Этому божеству друг Николая Львова и непременный участник знаменитого львовского кружка, поэт Гавриил Державин посвятил прекрасную оду. Она так и называется «На Счастье»:
Всегда прехвально, препочтенно,
Во всей вселенной обоженно
И вожделенное от всех,
О, ты, великомощно, Счастье!
Храм-усыпальница, возведенный архитектором Н. А. Львовым в собственном имении Никольское-Черенчицы, стал, пожалуй, самой известной усадебной церковью из его построек. Проект этой церкви-ротонды был выполнен, видимо, в 1783 г., т.к. уже 8 января 1784 г. Н.А. Львов подает прошение о выдаче храмозданной грамоты. Литература об этом памятнике обширна. Среди образцов, вдохновивших Н. А. Львова, назывались Темпьетто Браманте и круглые храмы античности в Риме и его окрестностях. Действительно, в облике церкви явно преобладают палладианские и античные римские черты. Для оформления фасадов Н. А. Львов выбирает римско-дорический ордер, напоминающий о храме Браманте, построенном на месте распятия Апостола Петра.
В интерьере львовской усыпальницы также сильны римские темы. Купол, вдохновленный Пантеоном, опирается на антаблемент, имеющий рельефный растительный фриз с включением виноградных гроздьев и птиц, клюющих виноград, что вызывает в памяти мозаичные украшения церкви-гробницы св. Констанции. Идея посвящения усадебного храма Воскресения Христову сложилась в процессе строительства: сначала архитектор хотел посвятить свою усадебную церковь трем главным христианским добродетелям- вере, надежде и любви: «Желание я имею в Новоторжской моей вотчине в сельце Черенчицах построить церковь во имя трех христианских добродетелей: « Веры, Надежды и Любви…». По-видимому, в процессе длительной переписки между Н. А. Львовым и Тверским архиереем о разрешении строительства (в селе не хватало жителей для полноценного церковного прихода), – оформилось окончательное посвящение храма. Тем не менее, уже в самом начале работы над проектом архитектор знал, что будет строить храм-усыпальницу «...с тем намерением и так расположенный, чтобы род наш в оном погребался, на каковой случай и нарочные места сделаны», как писал сын архитектора Леонид. Так что форма ротонды, как и посвящение главного алтаря Воскресению Христову, была естественной для такого замысла, тем более, что Н. А. Львов только что вернулся из путешествия по Италии. Вероятно, проект корректировался довольно долго, так как закладка нижней церкви состоялась только в 1789 году: в сентябре Н. А. Львов доносил об этом в Тверскую консисторию.
Небольшие изящные сдвоенные колонны коринфского ордера в пролете входной арки верхней церкви, кажутся заимствованными из интерьера церкви св. Констанции в Риме (такие же колонны предполагались проектом в пролете алтарной арки, но не были осуществлены). При этом надо вспомнить, что святитель Николай – небесный покровитель создателя храма в Никольском-Черенчицах (усадьба была переименована в это время в честь святителя) – был современником императора Константина и его дочери Констанции. Когда же было принято решение посвятить верхний храм Воскресению (Никольским должен был стать нижний престол), естественно возникла символическая связь ротонды в Никольском с ротондой Гроба Господня, воздвигнутой императором Константином в Иерусалиме. Добавим также, что для Н. А. Львова, как и для всех палладианцев, Санта-Констанца (церковь св. Констанции) в Риме была одним из основных церковных сооружений, поскольку Палладио поместил её обмеры среди лучших античных храмов в своей Четвертой книге об архитектуре. В собственной практической деятельности Палладио заимствовал характерный трехарочный мотив фасада этой церкви для главных портиков вилл Кальдонью в Меледо и Сарачено в Финале близ Виченцы, проект которой он также поместил в своём трактате.
При этом расходящиеся от центра купола кессоны с розеттами (в Никольском их фон выкрашен в синий цвет) образуют как бы звездные лучи от сияющего креста. Подобным же образом видится купол Пантеона епископу Порфирию (Успенскому) на закате классицизма: «Самая внутренность храма совершенно кругла: сколько в ней ширины, столько и высоты, а накрыта она небоподобным куполом, в темени которого оставлено отверстие, справедливо называемое окном [кажется, должно быть: "оком" – И. П.]».
Паломники, посещавшие храм Гроба Господня в Иерусалиме, нередко обращали особое внимание на отверстие в зените купола ротонды: «Тогда показоваху нам иноки главы церковные, кая над каковым приделом стоит. От них вси суть от самаго камени [со]здани гладким и лепим делом, едина же паче всех болша, от древа составленна и вне цению покровенна, а сверху дыру имуща велику, и сия есть над гробом Христовым». И еще: «… о святом свете все желают знать, как и откуда он приходит. Некоторые стоя тогда в церкви, мечтают чрез верхнее церковное отверстие, что над святым гробом, увидеть даже схождение оного»]. Епископ Порфирий, перед путешествием в Италию возглавлявший первую русскую духовную миссию в Иерусалиме, находясь в римском Пантеоне вспоминает иерусалимский храм: «Точно такой же купол с таким же окном ["оком"] накрывает ротонду гроба Господня во Святом граде Иерусалиме». В XVIII веке даже существовало мнение, что отверстие в куполе Пантеона было сделано при устройстве в нем христианской церкви.
К сказанному о замысле усыпальницы Н. А. Львова надо добавить об истории исследования этого вопроса, в результате чего возник околонаучный миф о якобы «нехристианских» устремлениях архитектора. Речь идёт о словах самого Н. А. Львова, которые он оставил рядом с наброском на полях книги Гиршфельда о садово-парковом искусстве: «Я всегда думал выстроить храм солнцу, не потому только, чтоб он солнцу надписан был, но чтоб в лучшую часть лета солнце садилось или сходило в свой дом покоиться». Вероятно, еще в середине XX века эти слова были отнесены к ротонде-усыпальнице.
В современных условиях возникает необходимость отделить христианские основы архитектурного образа этой церкви от рассуждений о якобы нецерковном (равно «масонском») образе «храма солнца». Во-первых, надо заметить, что сам Н. А. Львов не пояснял конкретно, в каком месте хотел бы построить упомянутый парковый павильон, а именно такое назначение в реалиях той эпохи должен был иметь «храм солнца». То есть, архитектор не указывал на свою усадьбу, как место желаемого строительства этого здания: запись сделана им не ранее середины 1780-х годов (книга издана в 1783 г.), а в это время он уже начал обдумывать планы переустройства своей усадьбы и всё же задаётся вопросом: «Но где время? Где случай?…». Во-вторых, чтобы видеть солнце, опускающимся на закате в этот павильон, будь он построен в Никольском-Черенчицах, Н. А. Львов должен был разместить его на горизонте к западу от своего дома. Тогда как Воскресенский храм, наоборот, расположен на востоке. Если же подумать о формах загадочного павильона, то станет очевидно, что для созерцания «внутри» него дневного светила он должен быть «прозрачным» на просвет, т. е. представлять собой нечто вроде открытой колоннады. И действительно, архитектор пишет об этом: «Тако и храм должен быть сквозной, и середина его – портал с перемычкой, коего обе стороны заняты стеною, а к ним с обоих сторон лес…». По тексту можно представить что-то вроде открытого портика со стенами по бокам, быть может, вдохновлённого «Портиком Октавии» в Риме – образцовым древнеримским сооружением, зарисованным А. Палладио, и использованным в его зданиях. И более того, у такого павильона, чтобы лучше было видно солнце, постепенно «сходящее в него», вероятно, не должно быть крыши (или купола).
Обратившись к наследию столь почитаемого им А. Палладио, наш архитектор мог обнаружить рассуждения о формах храмов солнцу и луне в предисловии к Четвёртой книге об архитектуре: «Древние считались с тем, что подобает каждому богу, не только при выборе места, где должен был строиться храм… но и при выборе формы; так Солнцу и Луне, поскольку они постоянно вращаются вокруг мироздания и таким вращением производят действия, очевидные для каждого, они делали храмы формы круглой или, по крайней мере, приближающейся к круглой». Так что у Н. А. Львова даже были основания, для уточнения первоначального формы этого паркового павильона. Из аналогов русского классицизма можно привести знаменитую Колоннаду Аполлона (солнечного античного божества, бога света, муз и поэзии), возведённую Ч. Камероном в Павловске (1780-1783), а также – «Храм Цереры» построенный Н. А. Львовым на Александровой даче (1787). Заметим при этом, что «Храм Цереры» был расположен как раз в самой дальней точке усадьбы и на самом возвышенном месте (т. е. на горизонте), и, в сущности, являлся памятником Екатерине II, которая, будучи бабушкой юного хозяина усадьбы – великого князя Александра Павловича, – выступала здесь в образе античной богини-прародительницы. И вероятно, именно здесь Н. А. Львов получил возможность воплотить свою идею «храма солнца».
Если же рассуждать о Воскресенской ротонде-усыпальнице в Никольском-Черенчицах в связи с образом солнца, то надо думать о том, что ее положение в усадьбе было там, где восходило физическое солнце. И называть эту церковь «храмом солнца» естественно в смысле указания на Христа в символическом образе «Солнца правды», отражённом в поэтическом тексте тропаря Рождеству Христову, с которым наш архитектор был знаком с младенческих лет.
Заключение
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Н. Гумилев. Фра Беато Анджелино
У каждого человека есть свои ценности. Для некоторых – это драгоценные металлы, для авторов – нечто иное. Завершая исследование, можно сказать что именно духовное наследие, православные ценности присущи человеку, любящему свою Родину.
Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Мы солидарны с теми, кто утверждает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, готового «Отчизне посвящать души прекрасные порывы», начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного города, страны, если лишён памяти о своём наследии?
Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. Это признает и Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля».
Увы, целый венок местных усадебных ансамблей, построенных Николаем Львовым - «новоторжцем», как его называли, пребывает в запустении и разрушается. Туристические автобусы редко заворачивают в то же Никольское: дорога разбита. При этом именно «на Львова» едут в Торжок с разных концов страны; выражаясь современным языком, его имя и архитектура стали главным брендом этой территории.
А еще мне очень хочется, чтобы имя Николая Александровича Львова внесли в школьную программу. Мы изучаем в литературе Державина – друга Львова, в истории добываем знания о постройках, храмах, изобретениях, но нигде не затрагивается имя Львова, а ведь его называют «Гением вкуса». Он – Мастер. И очень обидно, что наш Мастер остается в стороне, и не все жители Российской Федерации знают человека, которым гордимся МЫ!!!
Выводы
В ходе исследования я пришел к следующим выводам:
1) История наших храмов, обителей – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.
По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь города, твоих предков. Никогда уж не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить.
2) История убедительно свидетельствует - храмы на Руси имеют огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные, хозяйственные функции. Монастыри и храмы нашего края являлись центрами христианского просвещения, светочем православной культуры среди населения. Они и по сей день учат людей: духовный мир человека - хранилище нетленных сокровищ, перед которыми все богатства и царства мира - ничто
Источники и ссылки
к сказанному). Сборник статей исследователей творчества Н.А.Львова. – Вышний Волочек: Изд-во «Ирида-прос», 2013. – 768с.
М.: Госстройиздат, 1961. 4. Никулина Н.И. Николай Львов. – Л.: Лениздат, 1971. – 133 с.: ил. М.:Искусство, 1980. (серия "Жизнь в искусстве"); //Гений вкуса. Сб. 3. Тверь, 2003. С. 14 - 15. |
|
http://pav-leg.livejournal.com/16664.html |
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Именинный пирог
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Лепесток и цветок
Каргопольская игрушка