Разметка материалов является первой и важнейшей операцией при изготовлении изделий. Именно на этом этапе мы видим, подходит ли выбранная нами заготовка для работы, и можем максимально сэкономить материалы. Правильность и точность изготовления изделия так же напрямую зависит от точности выполненной разметки.
Вложение | Размер |
---|---|
kulikov_gotovoe.doc | 723 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Советский»
628240, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область,
г. Советский, ул. Советская, 10. Т.ф.: 3-33-58.
Районный конкурс творческих, проектных, исследовательских работ учащихся «Первые шаги»
Номинация: Технологический проект
Набор измерительных и разметочных инструментов
«Мастер»
Автор:
Куликов Максим Алексеевич
ученик 8а класса МБОУСОШ № 4 г. Советский
Тюменская обл. ХМАО г. Советский, ул. Советская, д. 21, корпус 1, кв. 7.
Тел.: 3-05-28
Руководитель:
Бакатура Евгений Григорьевич
учитель технологии МОУСОШ № 4 г. Советский
Тюменская обл. ХМАО г. Советский, ул. Гастелло 9-32
Советский
2015
Содержание
3. Исследовательская деятельность 5стр.
а) Выбор конструкции изделия 5стр.
б) Выбор материалов 6стр.
в) Выбор способа соединения деталей 7стр.
г) Выбор инструментов 8стр.
д) Выбор способа отделки 9стр.
4. Технологическая карта 10стр.
5. Экономическое обоснование 12стр.
6. Экологическое обоснование 13стр.
7. Заключение 14 стр.
8. Литература 15стр..
9. Приложение 16 стр.
1.Актуализация проблемы.
Разметка материалов является первой и важнейшей операцией при изготовлении изделий. Именно на этом этапе мы видим, подходит ли выбранная нами заготовка для работы, и можем максимально сэкономить материалы. Правильность и точность изготовления изделия так же напрямую зависит от точности выполненной разметки. Не секрет что размет ка достаточно трудоемкая операция. Для нее мы используем различные разметочные инструменты. Самые распространенные из них угольник и линейка. Но существуют инструменты позволяющие решать нам специфические задачи. Именно о них и пойдет речь в моей работе.
В 8 классе мы занимались токарной обработкой древесины. Мне досталась заготовка из кругляка березы и у меня возникла проблема нахождения центров на торцах заготовки. Именно эта проблема натолкнула меня на выполнение изделия «центроискатель».
Занимаясь городецкой росписью, возникла проблема выполнения рамок на фасонных поверхностях доски для росписи. Здесь мне очень пригодилось изделие
«рамкочертитель».
Благодаря трудностям, возникшим при выполнении некоторых практических работ появились « угломер »и «ограничитель для линейки». Так получилось, что все представленные в проекте инструменты и приспособления были сконструированы и изготовлены для решения насущных практических задач.
Так же я постарался, что бы каждый инструмент, изготовленный мною, был многофункциональным, то есть выполнял несколько операций.
2. Историческая справка
Как же возникли многие измерительные и разметочные инструменты?
Когда же появился, например, транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали, что в году не 365 или 36 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарем легко сделать, имея транспортир.
Обратите внимание, сколько различных транспортиров бывает! Но в чем они все схожи? Какие бы они ни были, у всех есть ШКАЛА и ЦЕНТР. Единицу величины угла называют градусом.
Сегодня для нас линейка – это обычная вещь. Ее используют во многих сферах жизни. Линейка просто незаменима для школьников, студентов, для работников сфер, где часто нужно делать чертежи, для бухгалтеров, строителей и многих других. Линейки бывают разные по форме, величине, отметкам и многих других признакам. Но, кто-нибудь задумывался, откуда она появилась, какая история ее происхождения?
Доказательством существования линейки еще в древние времена, стало ее нахождение на раскопках на территории древней Помпеи. Она представляла собой тщательно отструганную дощечку, которая помогала архитекторам в планировании сооружений.
Есть факты, что в средние века немецкими монахами также были изобретены своего рода линейки. Они были в виде разметок линий и колонок на листах, которые делались при помощи специальных свинцовых пластинок. Во многих странах Европы линейки имели несколько иной вид. Это были железные прутья – «шильца». В русских писцов также существовал свой вид линеек, который они назвали «правильца».
Линейка, которой сейчас широко пользуемся мы, появилась в послереволюционной Франции. Тогда лучшим академикам было поставлено задание, разработать новый улучшенный вид линейки с новой системой мер.
Как же была придумана такая система мер? Оказалось все очень просто. Лучшие умы подсчитали и поделили ее на сантиметры и миллиметры. Сантиметр – это сорокамиллионная часть географического меридиана, который проходит через Париж, а миллиметр – это десятая часть сантиметра.
Перед началом работы я провел маркетинговые исследования и выяснил, сколько стоят подобные инструменты и приспособления в розничной продаже.
-Угломер нониусный 4УМ – 4 450 руб. (profkontrol.ru/g4557719-uglomer-noniusnyj-tipa)
-Глубиномер микрометрический ГМ-100- 2 300 руб. (profkontrol.ru/g3992315-glubinomery)
Сложив стоимость даже этих двух инструментов - получилась весьма приличная сумма.
Перед началом работы я постарался сформулировать цель и задачи, которых мне необходимо было достичь.
Цель: создание набора разметочных инструментов и приспособлений для применения на уроках технологии
Задачи:
Апробация:
А) Выбор конструкции изделия.
При выборе конструкции изделий я руководствовался степенью необходимости этих инструментов на уроках технологии.
12
345
56
78
Вывод: из рассмотренных вариантов конструкций я выбрал 2-й ,6- й,7-й и 8-й, так как они наиболее часто используются при выполнении разметочных операций контроле размеров.
б) Выбор материалов.
Доступность материалов я поставил в таблице на первое место т.к. исходя из наличия материала в мастерской, можно рассматривать его остальные характеристики.
Доступность материала | Посильность обработки | Экологичность | Практичность | Эргономика | |
Листовой металл | _ | _ | _ | + | _ |
Древесина (доска) | + | _ | + | + | _ |
Фанера | _ | + | _ | + | + |
ДСП | + | + | _ | _ | _ |
Вывод: Проведя исследование, я выяснил, что наиболее подходящим материалом для изготовления приспособления является древесина и фанера. Эти материалы удовлетворяют наибольшему количеству требований.
в) Выбор способа соединения деталей
Вывод: Наиболее приемлемым вариантом для сборки изделия оказалось применение шурупов и болтовых соединений. Эти соединения являются разъемными и в случае поломки или модернизации изделия его будет легко разобрать.
г) Выбор инструментов
Выполнив технологическую карту, я составил список необходимых мне для работы оборудования и инструментов.
Вывод: все инструменты необходимые мне для работы имеются в школьной мастерской, и я обладаю навыками работы с ними. В работе с ручным электрифицированным инструментом помощь мне окажет учитель.
д) Выбор способа отделки
Для защиты изделий от воздействия влаги и предотвращения их загрязнения я решил произвести их отделку.
Вывод: так как в нашей мастерской имеется возможность работать с нитро лаками, я решил выполнить отделку ими. Покрытие изделий лаком придает им законченный и внешне привлекательный вид, а так же делает их влагонепроницаемыми.
4 Технологическая карта.
№ | Операция | Эскиз | Оборудование, инструменты |
1 | Выполнить соединение транспортира и линейки на клею. | “Супер” клей | |
2 | Выполнить сборку изделия струбциной | Струбцина | |
3 | Просверлить сквозные отверстия диаметром 4 | Сверло диаметром 4,сверлильный станок | |
4 | Произвести сборку изделия на болт | Болт (1 шт.) | |
Центроискатель | |||
1 | Выбрать заготовку размером 12х145х150 | Линейка, карандаш, угольник, ножовка | |
2 | Разметить заготовку согласно чертежу, произвести пиление | Линейка, угольник, карандаш, ножовка | |
3 | Выполнить сборку изделия на шуруп | Угольник пластмассовый, шурупы 3,5х14,отвертка | |
Ограничитель для линейки | |||
1 | Выбрать заготовку размером 25х45х65 | Линейка,карандаш,угольник | |
2 | Разметить и просверлить отверстие диаметром 8,рассверлить его под носковую гайку диаметром 22 | Линейка,карандаш,шило,сверло диаметром 8,перовое сверло диаметром 22 | |
3 | Выбрать заготовку размером 18х45х65 | Линейка,угольник,карандаш, ножовка | |
4 | Установить носковую гайку на шуруп | Молоток,шуруп 3,5х14 | |
5 | Выбрать паз под линейку | Линейка,карандаш,стамеска | |
6 | Выполнить сборку изделия на шуруп | Саморезы 2х4,отвертка | |
Рамкочертитель | |||
1 | Выбрать заготовку размером 8х30х150 (2 шт) | Линейка,угольник,карандаш | |
2 | Выполнить разметку и сверление отверстий согласно чертежу, пропилить паз | Линейка,карандаш, лобзик | |
3 | Установить носковую гайку на шуруп | Молоток,шуруп 3,5х14 | |
4 |
5. Экономическое обоснование
Ст. (изд)= Ст.сам.+ Ст. бар. +Ст. болт. + Ст.шайбы.+ Ст. шб. +Ст. мор. +Ст. от.
Ст.(изд)- себестоимость изделия
Ст.сам. –саморезы
Ст.нос.-носковые гайки
Ст. бар. – барашковые гайки
Ст.шайбы.- шайбы усиленные
Ст. шб.- шлифовальная бумага
Ст. фан.- фанера
Ст. от. – оплата труда
Ст. болт- стоимость болтов
Ст.сам.= 10 шт(3,5*50)* 0,26 коп.=2,6 руб
Ст.нос.=2 шт*2 руб=4 руб
Ст. бар.= 3 шт (8 мм)* 2 руб.= 6 руб
Ст. шайбы. =3шт* 3руб= 9руб
Ст. шб.= 2листа(110х270 см)* 10 руб+=20 руб
Ст. фан.= 15 руб
Ст. болт= 5*3 руб= 15 руб
Ст. дт.= 30 руч/час*8 часов=240руб
Ст. (изд)=2,6+6+9+20+1,8+240+15=273 руб 40коп
Вывод: произведя сравнение цен предлагаемых магазинами образцов и изготовленного мною изделия видно, что намного выгоднее его изготавливать самому.
6. Экологическое обоснование
Для производства фанеры используется смола карбамидоформальдегидная марки КФМТ-15 или смола фенолоформальдегидная марки СФЖ 3014, а так же аммоний хлористый . В полимеризированном состоянии эти вещества не представляют опасности для человека и окружающей среды. Однако при утилизации отходов и старых материалов возникают проблемы.
В нашем регионе методики утилизации фанеры пока не получили широкое распространение. Сложность утилизации фанеры заключается в том, что при ее производстве используются различные полиуретановые смеси. Так что и сжигание, и размещение фанеры на полигонах ТБО может нанести природе значительный ущерб. Поэтому очень важно как можно эффективнее использовать этот конструкционный материал. Для производства своих изделий я использовал только материалы уже бывшие в употреблении. Считаю, что в моей работе они обрели вторую жизнь.
Вывод: вторичное использование материалов, на которое сделан акцент в моей работе, приносит весомую пользу окружающему нас миру.
7.Заключение
Выполняя данный проект, мне пришлось проводить исследования в различных областях от материаловедения до экологии. Это доказывает, что выполнение творческих работ способствует расширению нашего кругозора, учит нас находить связи между информацией различного рода. Я закрепил навыки поиска информации в различных источниках (интернет ресурсы, библиотека).
Большим плюсом это работы я считаю то, что при ее выполнении мне пришлось выполнять много конструкторской работы, находить пути решения возникающих задач, работать с документацией. Это развивает мое мышление, кругозор, тренирует мою память.
Моей основной задаче при разработке проекта было создание многофункционального приспособления способного облегчить труд человека. Это приспособление широко используется при выполнении заданий во всех классах. Ученикам 5-6 классов оно помогает овладеть приемами и навыками разметочных операций, а 7-8 классам сэкономить время. Я считаю что задачи, которые я поставил перед собой, были выполнены.
В дальнейшем я планирую продолжать работу в данном направлении.
8. Литература
1. П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. Технология. Москва.1998.
2. Журнал "Школа и производство" от 10.91. (с 25)
3.А.К. Бешенков. Раздаточные материалы по технологии. Москва. 2003.
4.Школа и производство. Журнал. №3. 2004.
5. В.М. Казакевич, Г.А. Молевая. Технология. Технический труд. 8кл. М.: Дрофа. 2004. -192с.
8. http://www.industrial-tech.ru
9.Приложение
Чертежи.
Чертеж сборочный.
Щелкунчик
На берегу Байкала
Стеклянный Человечек
Ветер и Солнце
Фильм "Золушка"