Разметка материалов является важнейшей операцией при изготовлении изделий. Именно на этом этапе мы видим, подходит ли выбранная нами заготовка для работы, и можем максимально сэкономить материалы. Правильность и точность изготовления изделия так же напрямую зависит от точности выполненной разметки. Не секрет что размет ка достаточно трудоемкая операция. Для нее мы используем различные чертежные инструменты и приспособления . Например, циркуль.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Алмаз" | 508 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Советский»
628240, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область,
г. Советский, ул. Советская, 10. Т.ф.: 3-33-58.
Районный конкурс творческих, проектных, исследовательских работ учащихся «Первые шаги»
Номинация: Технологический проект
Набор измерительных и разметочных инструментов
«Алмаз»
Автор:
Рябушев Павел Евгеньевич
ученик 8а класса МБОУСОШ № 4 г. Советский
Тюменская обл. ХМАО г. Советский, мкн. Нефтяник, д. 19, кв. 5.
Руководитель:
Бакатура Евгений Григорьевич
учитель технологии МОУСОШ № 4 г. Советский
Тюменская обл. ХМАО г. Советский, ул. Гастелло 9-32
г. Советский
2015
Содержание
3 Исследовательская деятельность 5стр.
а) Выбор конструкции изделия 5стр.
б) Выбор материалов 6стр.
в) Выбор способа соединения деталей 6стр.
г) Выбор инструментов 7стр.
д) Выбор способа отделки 7стр.
4 Технологическая карта 8стр.
5 Экономическое обоснование 11стр.
6 Экологическое обоснование 11стр.
7 Заключение 12 стр.
8 Литература 13стр..
9 Приложение 14 стр.
1.Актуализация проблемы.
Разметка материалов является важнейшей операцией при изготовлении изделий. Именно на этом этапе мы видим, подходит ли выбранная нами заготовка для работы, и можем максимально сэкономить материалы. Правильность и точность изготовления изделия так же напрямую зависит от точности выполненной разметки. Не секрет что размет ка достаточно трудоемкая операция. Для нее мы используем различные чертежные инструменты и приспособления . Например, циркуль. Я рассмотрел несколько образцов циркулей и выявил несколько недостатков. При работе с циркулем очень трудно соблюсти установленный размер, так как ножки циркуля постоянно меняют свое положение, как бы сильно я ни затягивал винты скрепляющие их. Это относится и к металлическим и к пластмассовым циркулям. Кроме того эти циркули можно транспортировать только в специальных футлярах из за острия, которым можно пораниться. Моей целью стало придумать и изготовить циркуль небольшой по габаритам, безопасный, и с надежной фиксацией ножек. А так же я хотел придумать устройство для черчения окружностей большого радиуса.
В этом году мы изготавливали изделие, в котором было необходимо выполнить разметку 12 заготовок, а точнее найти середину толщины каждой заготовки с 4-х сторон. В общем надо было разметить 48 сторон. Потребовалось бы очень много времени и усилий для выполнения этой операции. Евгений Григорьевич предложил подумать, как можно ускорить этот процесс. Я занялся сбором информации, а затем и к изготовлению приспособлений.
Пред началом работы мы сформулировали цель и задачи, которые хотим решить.
Цель: изготовить набор чертежных и разметочных инструментов.
Задачи:
2. Историческая справка
Циркуль ( лат. circulus — круг, окружность) — инструмент для рисования окружностей и дуг окружностей, также может быть использован для измерения расстояний, в частности, на картах. Может быть использован в геометрии, черчении, для навигации и других целей.
Обычно циркуль делается из металла и состоит из двух частей, соединённых шарниром. Обычно на конце одной из них располагается игла, на конце другой — пишущий предмет (например, грифель). У измерительного циркуля могут быть иглы на обеих ножках.
Специальный набор, содержащий помимо циркуля дополнительные принадлежности (такие как сменные стержни, иглы) и инструменты (кронциркуль, измерительный циркуль, рейсфедер), а также футляр с соответствующими углублениями для них называется готовальней.
Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент - история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику знаменитого Дедала, первого «воздухоплавателя» древности. История циркуля насчитывает уже несколько тысяч лет - судя по сохранившимся начерченным кругам, инструмент был знаком еще вавилонянам и ассирийцам (II - I века до нашей эры) . На территории Франции, в галльском кургане был найден железный циркуль (I век нашей эры) , во время раскопок в Помпеях было найдено много древнеримских бронзовых циркулей. Причем в Помпеях найдены инструменты уже совсем современные: циркули с загнутыми концами для измерения внутренних диаметров предметов, «кронциркули» для измерения максимального диаметра, пропорциональные - для кратного увеличения и уменьшения размеров. При раскопках в Новгороде был найден стальной циркуль-резец для нанесения орнамента из мелких правильных кружочков, очень распространенного в Древней Руси.
3. Исследовательская деятельность
а) Выбор конструкции изделия 123 45
Вывод : из рассмотренных вариантов конструкций я выбрал 2-й и 5 -й так как они наиболее посильны для его выполнения в школьной мастерской и соответствуют поставленным задачам.
Модель серединоискателя пришлось разрабатывать полностью, так как подобных конструкций найдено не было.
б) Выбор материалов
Доступность материала | Посильность обработки | Экологичность | Практичность | Эргономика | |
Листовой металл | _ | _ | _ | + | _ |
Древесина (доска) | + | _ | + | _ | _ |
Фанера | + | + | _ | + | + |
ДСП | + | + | _ | _ | _ |
Вывод: Проведя исследование, я выяснил, что наиболее подходящим материалом для изготовления приспособления является фанера различной толщины
в) Выбор способа соединения деталей
Вывод : Наиболее приемлемым вариантом для сборки изделия оказалось применение болтовых соединений.
г) Выбор инструментов
Вывод: все инструменты необходимые мне для работы имеются в школьной мастерской .
д) Выбор способа отделки
Вывод: для того чтобы изделия имели эстетический внешний вид и для защиты от влаги и загрязнений я решил произвести отделку нитро лаком.
4. Технологическая карта
Номер | Операция | Эскиз | Инструменты |
Центроисктель большой. | |||
1 | Выбрать заготовку размером x35x35x135 | Линейка, угольник , карандаш, ножовка. | |
2 | Просверлить отверстия для шкантов. | Сверло Ф 10, шило, сверлильный станок. | |
3 | Просверлить отверстие под карандаш Ф 8. | Сверло Ф8,сверлильный станок, шило. | |
4
| Рассверлить отверстие под носковую гайку. | Носковая гайка, перовое сверло Ф 22, сверлильный станок. | |
5 | Выбрать заготовку диаметром на Ф 10 x 80 | .линейка, угольник, карандаш, ножовка. | |
6 | Установить шканты на клею. | Клей ПВА, киянка | |
7 | Зачистить и отшлифовать изделие. | Шлифовальная колодка. |
Номер | Операция | Эскиз | Инструменты |
Центроискатель малый | |||
1 | Выбрать заготовку x10x35x115. | Ножовка , угольник, линейка, карандаш. | |
2 | Выполнить сверление по разметке согласно чертежу. | Сверла Ф 4 и Ф 8, сверлильный станок. | |
3 | Установить носковую гайку. | Носковая гайка, шурупы 3,5x14. | |
4 | Выполнить сборку изделия на болт. | Болты. |
Номер | Операция | Эскиз | Инструменты |
Циркуль большой | |||
1 | Выбрать заготовку x15x15x300. | Ножовка, линейка, угольник, карандаш. | |
2 | Просверлить отверстие диаметром Ф8 под карандаш. | Сверло Ф 8, сверлильный станок, шило. | |
3 | Выбрать заготовку размером 18x50x50. | Ножовка, линейка, карандаш, угольник. | |
4 | Просверлить отверстие Ф 16. | Сверло Ф 16, шило, сверлильный станок. | |
5 | Сформировать из круглого отверстия квадратное. | Стамеска, напильник. | |
6 | Просверлить отверстия Ф 6 и Ф 8. | Сверла Ф 6 и Ф 8, сверлильный станок. | |
7 | Установить в корпус болт диаметром М8*50 и шпильку Ф 6. | Болт м 8, шпилька Ф 6. | |
8 | Выполнить сборку изделия. |
Номер | Операция | Эскиз | Инструменты |
1 | Выбрать заготовку x4x35x75 и разметить по шаблону. | Угольник, Карандаш, Линейка, шаблон. | |
2 | Выпилить заготовку по разметке И просверлить отверстия Ф 6 и Ф 4. | Лобзик, сверла Ф6 и Ф 4. | |
3 | Выполнить сборку изделия на болт и установить шпильку. | Болт М6, барашковая гайка Ф 6, болт М 4. | |
4 | Зачистить и отшлифовать | Шлифовальная колодка. |
5 .Экономическое обоснование
Ст. (изд)= Ст. бар. +Ст. болт. + Ст.шайбы.+ Ст. шб. +Ст. от.
Ст.(изд)- себестоимость изделия
Ст.сам. –саморезы
Ст. бар. – барашковые гайки
Ст.шайбы.- шайбы усиленные
Ст. шб.- шлифовальная бумага
Ст. фан.- фанера
Ст. от. – оплата труда
Ст. болт- стоимость болтов
Ст. бар.= 5 шт (6 мм)* 2 руб.= 10 руб
Ст. шайбы. 5шт* 3руб= 15руб
Ст. шб.= 1лист* 10 руб=10 руб
Ст. болт= 7*3 руб= 21 руб
Ст. фан.=1,5мкв-500 руб 500/10000=0,05руб * 900см. кв=45 руб
Ст. дт.= 30 руч/час*8 часов=240руб
Ст. (изд)=10+15+10+21+45+240=341руб
Вывод: произведя сравнение цен предлагаемых магазинами образцов и изготовленного мною изделия видно, что намного выгоднее его изготавливать самому.
6. Экологическое обоснование
Для производства фанеры используется смола карбамидоформальдегидная марки КФМТ-15 или смола фенолоформальдегидная марки СФЖ 3014 а так же аммоний хлористый . В полимеризированном состоянии эти вещества не представляют опасности для человека и окружающей среды. Однако при утилизации отходов и старых материалов возникают проблемы.
В нашем регионе методики утилизации фанеры пока не получили широкое распространение. Сложность утилизации фанеры заключается в том, что при ее производстве используются различные полиуретановые смеси. Так что и сжигание, и размещение фанеры на полигонах ТБО может нанести природе значительный ущерб. Поэтому очень важно как можно эффективнее использовать этот конструкционный материал.
Вывод : вторичное использование материалов на которое сделан акцент в моей работе приносит весомую пользу окружающему нас миру.
7. Заключение
Большим плюсом это работы я считаю то, что при ее выполнении мне пришлось выполнять много конструкторской работы, находить пути решения возникающих задач, работать с документацией. Это развивает мое мышление, кругозор, тренирует мою память.
Выполняя данный проект, мне пришлось проводить исследования в различных областях от материаловедения до экологии. Это доказывает, что выполнение творческих проектов способствует расширению нашего кругозора, учит нас находить связи между информацией различного рода. Я закрепил навыки поиска информации в различных источниках (интернет ресурсы, библиотека).
Так же я овладел новыми навыками и знаниями.
Нашей основной задачей при разработке проекта было создание многофункционального приспособления способного облегчить труд человека. Это приспособление широко используется при выполнении заданий во всех классах. Ученикам 5-6 классов оно помогает овладеть приемами и навыками разметки, а 7-8 классам сэкономить время на выполнении этой операции.
Я считаю что задачи, которые я поставил перед собой, были выполнены.
В дальнейшем я планирую продолжать работу в данном направлении.
8. Литература
1. П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. Технология. Москва.1998.
2. Журнал "Школа и производство" от 10.91. (с 25)
3.А.К. Бешенков. Раздаточные материалы по технологии. Москва. 2003.
4.Школа и производство. Журнал. №3. 2004.
5. В.М. Казакевич, Г.А. Молевая. Технология. Технический труд. 8кл. М.: Дрофа. 2004. -192с.
8. http://www.industrial-tech.ru
9. Приложение
Чертежи
Весенняя сказка
Прекрасное далёко
У меня в портфеле
Лупленый бочок
Фильм "Золушка"