Нас окружает множество вещей, без которых мы просто не представляем нашу жизнь, настолько они для нас «сами собой разумеющиеся». Трудно поверить, что когда-то не было спичек, подушки или вилки для еды. Но все эти предметы прошли долгий путь видоизменений, чтобы попасть к нам в таком виде, в котором мы их знаем. Какие-то из привычных нам повседневных предметов (например, пуговица, ножницы) – пришли к нам из глубокой древности, другие – (например, спички, канцелярские скрепки) - только в 19 веке. А вот такие предметы как зеркало, очки, механические часы появились в Средневековье. И такие незамысловатые вещи, как вилка и носовой платок пришли к нам так же из этой эпохи.
Вложение | Размер |
---|---|
neprostaya_istoriya-osnovnoy_variant.docx | 45.56 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28» городской округ Мытищи
Научно – практическая конференция школьников
«Шаг в науку»
«Непростая история простых предметов»
Автор : Пантелеев В.С.
Научный руководитель : Широкова М.А.
го Мытищи
2016
Оглавление
1. Вилка - предмет излишней роскоши 5
2. Откуда пришел носовой платок? 7
7. Непростая история простого карандаша 20
История есть у всего, что нас окружает!
Нас окружает множество вещей, без которых мы просто не представляем нашу жизнь, настолько они для нас «сами собой разумеющиеся». Трудно поверить, что когда-то не было спичек, подушки или вилки для еды. Но все эти предметы прошли долгий путь видоизменений, чтобы попасть к нам в таком виде, в котором мы их знаем. Какие-то из привычных нам повседневных предметов (например, пуговица, ножницы) – пришли к нам из глубокой древности, другие – (например, спички, канцелярские скрепки) - только в 19 веке. А вот такие предметы как зеркало, очки, механические часы появились в Средневековье. И такие незамысловатые вещи, как вилка и носовой платок пришли к нам так же из этой эпохи.
Основополагающий вопрос исследования:
Какую тайну несет прошлое?
Проблемные вопросы исследования:
Что могут рассказать вещи (зеркало, очки, часы) о культуре Средневековья?
Какое значение имеют зеркало, очки, часы в жизни современного человека?
Что повлияло на появление предметов: часов, очков, зеркала?
Учебные вопросы
1) Как возникли, часы, очки, зеркало, вилка, расческа?
2) Где впервые появились Зеркало, часы, очки, вилка, расческа?
3) Кто мог пользоваться этими предметами в Средние века?
4) Кто может пользоваться этими предметами сегодня?
5) Какими вещами в течение дня вы пользуетесь чаще всего?
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что каждый из нас в повседневной жизни использует такие предметы как вилка, очки, расческа, но мало кто знает, откуда к нам пришли эти привычные предметы.
Таким образом, в настоящей работе исследуется история возникновения простых, казалось бы предметов.
Объект настоящего исследования – возникновение «простых» предметов. Предмет исследования – роль этих предметов в нашей жизни.
А теперь – об истории возникновения этих предметов.
Первое упоминание об этом столовом предмете появилось еще в 9 веке на Востоке. До появления вилки люди употребляли пищу только ножом, ложкой или ели ее руками. Аристократические слои населения для поглощения нежидкой пищи использовали пару ножей: одним они нарезали еду, другим переносили ее в рот. Появились также свидетельства того, что вилка на самом деле впервые появилась в Византии в 1072 году в доме императора. Ее изготовили одну-единственную из золота для принцессы Марии Агриры из-за того, что она не хотела унижаться и есть руками. Согласно версии, маленькая вельможа не дотрагивалась до пищи руками, вместо этого, она заставляла своих слуг резать все продукты на крохотные кусочки. Возле принцессы лежал необыкновенной красоты инструмент с двумя зубцами, как раз под стать своей хозяйке. На него она и цепляла блюда. Первым, кто описал "чудо" стал Томас Кориэт, после возвращения на родину с путешествия по Италии.
Во Франции до 16 века вообще не использовали ни вилку, ни ложку. Только королева Жанна имела вилку, которую хранила от посторонних глаз в секретном футляре. Всем попыткам ввести этот кухонный предмет в широкий обиход сразу противостояла церковь. Католические служители считали, что вилка – излишний предмет роскоши. Аристократия и королевский двор, которые ввели этот предмет в повседневную жизнь, расценивались как богохульники и обвинялись в связи с дьяволом.
Но несмотря на сопротивление, первое широкое распространение вилка получила именно на родине католической Церкви - в Италии в 17 веке. Она была обязательным предметом всех аристократов и купцов. Благодаря последним, она начала путешествие по всей Европе. В Англию и Германию вилка попала в 18 веке, в Россию – в 17 веке была завезена Лжедмитрием 1.
В 1606 году царица Марина Мнишек появилась на одном свадебном пиру с новинкой в руке, чем напрочь шокировала всех присутствующих. Гости и подумать не могли, что всего через несколько десятилетий этот атрибут для пищи станет неотъемлемой частицей приема трапезы. Уже намного позже, один европеец, который изъездил всю великую Россию как-то написал в своих очерках, что на каждом знатном обеде для гостей клали на стол ложку и хлеб, а также вилку, нож и тарелку. Лишь в XVIII столетии слово "вилка" прочно укоренилось в русском языке. До этого как только ее не называли — и "рогатина", и "вильца"... Все это время аксессуар имел форму рукоятки и прямых зубцов. Конечно, с ним было намного удобнее и даже интереснее кушать, но с годами люди поняли, что и того не достаточно. Именно по этой причине, в том же столетии в Германии изобрели изогнутые зубцы, а чуть позже их стало больше — аж четыре штучки.
Еще долгое время к этому предмету относились с предосторожностью, сочиняли гнусные пословицы и истории. Тогда же начались рождаться и приметы: если уронить вилку на пол, то будет беда.
История появления этого простого предмета уходит корнями в эпоху господства Древнего Рима. Знатные горожане носили на шее, плече или запястье орариум (от лат. — “полотенце”), надушенный кусок материи, предназначенный для вытирания лица или пальцев рук после принятия пищи или высмаркивания.
В III веке до н.э., во время принятых в то время пиров, с его участников пот катился градом. Тогда и был изобретен платок для пота, который назывался «сударий» платок. Эти платки обматывали вокруг шеи.
Носовой платок как модный аксессуар впервые появился в Италии в период Ренессанса, а затем получил распространение во Франции, Германии и Испании. На протяжении XVI-XVII столетий платки являлись декоративным дополнением к костюму. В качестве гигиенической принадлежности носовые платки применяются с XVIII века, и только в XIX веке становятся предметом, необходимым всем.
В средневековье носовой платок был символом романтической любви. Дамы прикрепляли его на копьё своего рыцаря. Платок должен был напоминать рыцарю о цели его участия в турнире — победе в честь возлюбленной.
Во Франции с 1285 года во времена царствования Филиппа IV Красивого в Париже шла торговля платками. В то время платок был принадлежностью дамского туалета. В то время им пользовались как веером. Чуть позднее платок вошел в моду. Носили по два платка. Первый дамы носили в руке, а кавалеры в кармане, для красоты. А второй по проще на показ не выставляли. Он имел чисто практическое значение. Платки были большие и маленькие, овальные, украшенные кружевами и пуговицами. Часто их пропитывали духами и затем роняли на пол, чтоб кавалер поднявший их ощутил приятный запах. Квадратная форма носового платка вошла в обиход с легкой руки французской королевы Марии Антуанетты, закрепившись уже навсегда.
На Востоке носовые платки были привилегией князей, которые их носили под кушаком. Бросить носовой платок в сторону человека (особенно женщины) было жестом, свидетельствовавшем о высоком уважении. Эта традиция в Турции сохранилась до XIX века.
На Руси носовой платок изначально назывался "утиральник", позже "ширинка". Платки изготавливались из целого куска ткани, отрезанной по ширине, отсюда и произошло слово ширинка. В Домострое рядом со словом ширинка употребляется термин "вусчина" — от слова "узкий".
На Руси платок ввел Петр I. В руководстве «Юности честное зерцало», он писал: «И сия есть не малая гнусность, когда кто часто сморкает, яко бы в трубу трубит».
История зеркал началась еще с древности, но они очень отличались от тех, в которые мы сегодня смотримся. Первая отражающая поверхность- это поверхность воды. Со временем людям надоело нагибаться над водой чтобы увидеть отражение себя, и они начали искать предметы, которые имели отражающие свойства: сталь, полированное железо, алюминий.
Лет сто назад археологи нашли в одной из египетских гробниц небольшой металлический диск, покрытый толстым слоем ржавчины. Диск был укреплен на голове статуэтки, изображающей молодую женщину. Для чего служил этот диск?
Мнения археологов разделились. Одни утверждали, что такой диск мог служить вместо опахала. Другие говорили, что это просто-напросто украшение. А некоторые считали, что это сковородка: на ней египтянки пекли сладкие хлебцы вроде нашего печенья. Таинственный диск отправили в лабораторию. Здесь химики отмыли его от многовековой пыли, отломили кусочек металла и исследовали его. Оказалось, что диск сделан из сплава меди с оловом, то есть из бронзы. Наждаком сняли слой черного налета. И когда на свет выглянула гладкая отполированная поверхность диска и химик увидел в ней свое лицо, всё стало ясным. Загадочный предмет оказался зеркалом.
Мы привыкли к стеклянным зеркалам. А вот египетские зеркала были бронзовые. Бронзовое зеркало давало очень тусклое и неясное изображение. От сырости оно быстро темнело, и тогда уже ничего нельзя было в нем рассмотреть. Поэтому в древности пробовали делать и другие зеркала - серебряные. Изображение в таком зеркале довольно ясное и отчетливое. Но серебро от времени тоже тускнеет. К тому же серебряное зеркало стоило, конечно, очень дорого. Делали и стальные зеркала. У нас на Руси их называли «булатными». Но и они быстро мутнели, покрывались красноватой пленкой ржавчины.
Совершенно новый тип зеркал - вогнутых - появился лишь в 1240 году, когда научились выдувать сосуды из стекла. Мастер выдувал большой шар, затем вливал в трубку расплавленное олово (иного способа соединения металла со стеклом еще не изобрели), а когда олово растекалось ровным слоем по внутренней поверхности и остывало, шар разбивали на куски. И, пожалуйста: можно смотреться, сколько угодно, только отражение было, мягко говоря, немного искаженным.
Наконец, примерно в 1500 году, во Франции придумали "смачивать" плоское стекло ртутью и приклеивать таким образом на его поверхность тонкую оловянную фольгу. Однако плоские стекла в те времена были невероятно дороги, и хорошо их умели делать лишь в Венеции. Венецианские купцы, недолго думая, выторговали у фламандцев патент и целых полтора века держали монополию на производство отличных "венецианских" зеркал (которые следовало бы именовать фламандскими). Цену их можно представить на таком примере: зеркало размером 1,2 метра на 80 сантиметров стоило... в два с половиной раза дороже, чем полотно Рафаэля!
Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века, когда в Голландии освоили их кустарную технологию. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех.
В XV веке центром стеклоделия становится остров Мурано, расположившийся под Венецией, в морской лагуне. Специально созданный "Совет Десяти" ревниво оберегал секреты стеклоделия, всячески поощряя мастеров, заодно изолируя их от внешнего мира: слишком велики были прибыли от монополии, чтобы потерять ее. На остров Мурано стеклоделов переселили под предлогом обезопасить Венецию от пожаров. В начале ХVI века братья Андреа Доменико из Мурано разрезали вдоль еще горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.
Европейские монархи любыми средствами пытались выведать зеркальные тайны Венеции. Это удалось в XVII веке министру Людовика XIV - Кольберу. Золотом и посулами он соблазнил троих мастеров из Мурано и вывез их во Францию.
Французы оказались способными учениками и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьем. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.
Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длинной 73 метра и нуждалась в зеркалах большого размера. В Сен-Габене изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться "король-солнце"?
На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Люди благочестивые его избегали. Церковный собор 1666 года взял да и запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала.
Став важным элементом меблировки и декора, зеркало потребовало соответствующего обрамления. В зеркальных рамах нашли выражение художественный вкус, особенность дарования ювелиров и художников, национальный колорит, мастерство и, конечно, время, которому подвластны и ремесла, и искусство.
Как давно ли человечество озабочено измерением времени? Жизнь древнего человека подчинялась исключительно биологическим ритмам, и такими вопросами, как измерение времени он, вероятно, не слишком заморачивался. Ну просто не до того было. Однако в определенный момент людям все-таки пришлось задуматься над этим. Вся жизнь человека была связана с солнцем, его большими и малыми циклами. Потому вполне закономерно, что и первыми в истории человечества часами стали именно солнечные часы. В основу их работы был положен вполне элементарный принцип: люди заметили, что в каждый период дневного солнечного цикла тень от предметов меняется в зависимости от положения солнца. Дальше уже - дело техники. Самые первые солнечные часы появились по всей вероятности в Древнем Египте, во времена Сети 1. Именно в гробнице этого фараона, построенной приблизительно в 1290 г. до н. э. была найдена надпись с подробным описанием устройства для измерения времени.
В Китае солнечные часы появились одновременно с египетскими, или чуть позже. Во всяком случае уже в древнекитайском задачнике (!) "Чжоу-би", датируемом примерно 1100 г до н. э. есть задача, описывающая устройство солнечных часов.
Древних греков, по свидетельству Витрувия, познакомил с устройством солнечных часов вавилонский астроном, историк и писатель Беросс, живший примерно в период с 350 по 270 гг до н. э.. В Рим солнечные часы из Сицилии привез впервые консул Валерий Массала в 263 г до н. э. , однако , созданные для более южных широт, в Риме они не показывали точного времени. Первые точные часы для широты Рима впервые были выполнены лишь около 170 г. н.э. Вообще - главным недостатком солнечных часов было то, что они создавались для совершенно определенного места, ориентируясь строго по сторонам света. При переносе в другое место, даже при соблюдении условия строгой их ориентации, происходила неизбежная погрешность.
Однако на протяжении долгого исторического периода солнечные часы оставались наиболее распространенным и чуть ли не единственным прибором для измерения времени. Хотя предпринимались также попытки создать часы, действующие по другому принципу - водяные и песочные - но они столь широкого распространения не получили.
В Древней Руси солнечные часы были известны вероятнее всего с 11 века. К 16 веку в России, как и в Западной Европе, появились уже портативные солнечные часы, образцы которых сохранились до наших дней. Но их точность разумеется очень сильно зависела опять же от строгого соблюдения предварительных условий и... от наличия солнца на небе!
Но примерно 1000 лет назад в решении проблемы измерения времени была совершена настоящая революция. Причем это тот редкий случай, когда известно и имя героя, и приблизительная дата изобретения. Случилось это не в Китае и не в Египте, а в Германии. И авторство изобретения первых механических часов легенда приписывает аббату Герберту, ставшему впоследствии Папой Римским. Часы эти по описанию представляли из себя механизм, состоящий из одной неподвижной стрелки и подвижной шкалы, перемещение которой и позволяло определить точное время. Несомненным плюсом таких часов по сравнению с солнечными было то, что они не зависели от солнца, от положения в пространстве и от времени года. Время можно было узнать круглосуточно. Поистине - эпохальное изобретение! Однако очень долгое время они широкого распространения не получали, оставаясь чуть ли не единственной действующей моделью.
Первыми по-настоящему общедоступными механическими часами стали башенные часы Вестминстерского аббатства, созданные в 1228 г. Может, именно потому, что первые часы появились в Англии педантичность и пунктуальность стали неотъемлемыми чертами истинных англичан?
Со временем башенными часами обзавелись вслед за Лондоном и другие уважающие себя города Европы. Часовые механизмы все совершенствовались, часы обзавелись уже второй, минутной стрелкой, обрели "голос". Теперь они исполняли в определенное время целые мелодии. Часы становятся не только важным и полезным городским атрибутом, но и элементом престижа. Для их создания приглашаются самые искусные мастера, а их оформлением занимаются знаменитые художники.
Прогресс не стоял на месте - механизмы часов становились все более компактными, а цена их все доступнее. Наряду с большими башенными появляются сравнительно компактные разнообразные домашние часы - настольные, напольные и настенные. Путешественники берут с собой в дорогу т. н. седельные часы. А примерно в середине 17 века появляются уже первые карманные и наручные часы.
Очки, помогающие ослабленным глазам, появились только в конце XIII века. Стоили они страшно дорого и долгое время оставались предметом роскоши. Чтение же при свече и факеле, безусловно, портило зрение средневековых грамотных людей, особенно монахов-переписчиков книг.
Это произошло в далеком 1280 году. Капля застывшего стекла случайно привлекла внимание стекловара, который взял ее и увидел, что она способна не только увеличивать предметы, но и вполне пригодна для исправления зрения. Это был впервые документально зафиксированный прообраз очков.
Уже в 1300—1301 годах Венецианский государственный совет не разрешает употреблять для производства очков плохое стекло; для этих целей годится только хорошее, то есть хрустальное.
В Венеции первыми стали производить очки в промышленном масштабе, причем окончательную обработку линз и сборку очков делали ювелиры, которые имели опыт работы с горным хрусталем. Для изготовления очковых оправ использовались самые разные материалы – дерево, рог, кожа, китовый ус, черепаховый панцирь, металл.
Нет точных данных о том, когда появились первые очки на Московской Руси, однако о них уже знали в первой трети XVII века. Так, в «Расходной книге денежной казне» царя Михаила за 1614 год значится, что для царя у московского гостя были куплены «очки хрустальные». ...
Казалось бы, простое дело — носить очки. Но триста лет подряд искали конструкторы способ приладить их к глазам. Сначала был в ходу монокль — одно стекло на длинной рукояти.
Потом начали шлифовать большие двойные стекла — бинокли, делая их с двумя ручками. Такой бинокль можно было надеть на нос. Позже пытались прикреплять очки к шляпе.
Вшивали очковые стекла в ременный поясок, который завязывали на затылке, словно карнавальную маску, или приделывали пружины, прижимавшиеся к вискам, оправляли стекла в железные кольца и соединяли перемычкой. Получалась как бы разновидность пенсне, но без зажима на носу. Наконец, приспособляли к очкам заушины, почти совсем, как это делается теперь.
Материалы для очковых оправ также эволюционировали, причем в каждой стране в соответствии с местной культурой. Так, в отличие от Европы, где критериями были экономичность и простота обработки, на Востоке выбор был продиктован представлениями о магических свойствах материалов. Например, оправы изготавливались из черепахового панциря, поскольку черепаха, будучи долгожителем, должна была принести долголетие и носящему очки.
Для линз часто использовались камни, считавшиеся священными, такие как горный хрусталь, прозрачные или дымчатые кварцы, аметисты и топазы. Очень часто эти линзы не корректировали зрение, а только защищали глаза, что подчеркивает статусную роль очков, которые могли носить только люди определенного ранга.
В изобретатели очков записывали также китайцев. Многие годы эта версия основывалась на следующем факте, приведенном в книге “Разъяснение загадочных вещей”, написанной Чао Цзи Ку, жившим в XIII веке.
“Аи-таи похожи на крупные монеты, а цветом напоминают слюду. Когда же старые люди чувствуют головокружение и их зрение портится, они не могут читать мелкий шрифт, тогда они надевают на глаза аи-таи и способны сосредоточиться, так как очертания букв приобретают четкость. Аи-таи происходят из западных областей Малакки”.
Так как книга Чао Цзи Ку была написана примерно в 1240 г., тогда исследователи сочли, что это доказывает первенство китайцев в изобретении очков. Однако в первых экземплярах книги не было отрывка об очках. Он, по-видимому, попал туда во времена правления династии Мин (1368-1644 гг.). Отрывок, где упоминается королевство Малакка на Малазийом полуострове, тем не менее является ключом к разгадке происхождения древнейших китайских очков. В летописи китайского двора, которая восходит примерно к 1410 г., описывается, как король Малакки преподнес в дар императору десять очков. В то время в Малакку часто приезжали арабские и персидские купцы, и, вероятнее всего, они привезли с Запада эти первые, высоко ценимые очки.
Китайцы могут, однако, претендовать на первенство изобретения дымчатых очков, на что есть ссылка в “Записях о часах досуга”, написанных неким Лью Чи в начале XII в. Эти очки были сделаны из дымчатого кварца, и носили их судьи, но не для того, чтобы защитить глаза от солнца, а чтобы скрыть свое отношение к приговору во время его оглашения при дворе. "
Трудно поверить, но такого простого предмета как расческа могло бы и не быть, если бы не изобретательность наших давних предков. Чтобы выглядеть привлекательными для мужчин, женщины в древности использовали рыбий скелет и расчесывали им свои длинные волосы. Первые гребни, найденные в Европе, относятся к каменному веку. Изготавливали гребни из коровьего рога: удаляли внутреннюю часть рога, распаривали его, разрезали на две части, распрямляли под прессом и высушивали, а затем вручную выпиливали зубья. Первый гребень из кости животного был найден на территории Древнего Рима, у него были штучно вырезаны зубчики, и даже имелась удобная ручка. Со временем люди научились делать расчески из кораллов, панциря черепахи и слоновой кости. Эти материалы использовались до самого 19 века.
В некоторых странах гребень был не просто предметом для волос, он подчеркивал, в первую очередь, материальный статус. Богатые могли себе позволить украшать расчески камнями, золотом и серебром. Славяне считали гребень магическим предметом, поэтому тщательно его берегли. Они были уверенны, что ведьмы используют расчески, чтобы накладывать заклятия и сглазы. На Руси девушки часто гадали на гребнях: его прятали на всю ночь под подушку и говорили: «Суженый-ряженый, приходи кудри причесывать». Также пользовался популярностью способ приворожить юношу или девушку с помощью расчески. А вот в Японии существовала милая традиция, согласно которой каждому юноше нужно было собственноручно изготовить гребень для возлюбленной и принести ей в дар. Если избранница вплетала его в косы, то это был знак, что девушка разделает чувства юноши. Японцы использовали гребни в боях и сражения, чтобы острыми зубцами поражать противников.
На гребнях искусные мастера вытачивали узоры и расписывали разными цветами. В средние века ценились расчески из слоновой кости и из золота. На них вырезались ангелы и мифологические животные. Примерно в это время появились щетки из свиной щетины и из ежовых игл.
С приходом эпохи Возрождения, появилась мода на высокие замысловатые прически. А это время ручка расчески существенно удлинилась, чтобы дамы могли без труда поправить огромное сооружение на голове.
В 17 веке специальность «мастер гребня» стала очень популярной и престижной. Чтобы изучить все тонкости, нужно было обучаться больше десяти лет. Благодаря мастерам, гребни стали удобней и функциональней. Появились отдельно расчески для объема волос, для расчесывания пробора, для бритья… Изготавливали гребни, в большинстве, из дерева, только аристократы могли позволить себе черепаховые панцири.
Только после 1862 года, когда был изобретен пластик, гребни стали достоянием всех людей без исключения.
На самом деле о происхождении этого предмета можно догадаться, если поинтересоваться этимологией самого слова. Слово карандаш – тюркского происхождения (karadasí) и означает «черный камень» (kara – «черный» и das – «камень»). Прямыми предшественниками современного карандаша были кусочки угля, которыми еще первобытные люди пробовали рисовать на стенах пещер и костях животных. Палочки древесного угля использовали для набросков древние греки и римляне. Простейший рецепт изготовления в домашних условиях угольного «карандаша» можно найти в «Трактате о живописи» (1437 г.) Ченнино Ченнини, который советует взять «ивовые палочки, сухие и тонкие, нарезать их длиной с ладонь», «обстругать и очинить с обоих концов, как у веретена» и связать в пачки. «Возьми потом новый горшок и положи их в него столько, чтобы горшок был полон. Затем возьми крышку и замажь ее глиной, чтобы сделать горшок непроницаемым для дыма. Вечером пойди к булочнику, когда он окончит работу, поставь этот горшок в печь и оставь его там до утра, а утром посмотри, хорошо ли угли прожжены и достаточно ли они черны». Примерно с XII века художники начали пользоваться так называемым «серебряным карандашом» – заточенным кусочком серебра или проволоки, которую припаивали к ручке и хранили в специальном футляре. Миниатюристы и переписчики Средневековья с помощью таких «серебряных карандашей» разлиновывали листы пергамента и создавали эскизы иллюстраций, что было весьма удобно, поскольку серебряные палочки-штифты оставляли на листах не слишком заметные следы бледно- или темно-серого цвета. В эпоху Возрождения «серебряные карандаши» пользовались популярностью у итальянских, немецких и голландских художников. Среди наиболее крупных имен – Ян ван Эйк, Альбрехт Дюрер, Ганс Бальдунг Грин, Петрус Кристус, Леонардо да Винчи. Техника работы «серебряным карандашом» довольно трудоемкая, поскольку требовала предварительной грунтовки поверхности, для чего обычно применялась костяная пыль (такая поверхность называлась carta tinta). Рисунок, сделанный «серебряным карандашом», получается вначале голубовато-синего цвета. Но постепенно, в результате окисления, он принимает теплый коричневатый оттенок, делающий изображение еще более изысканным. Начиная со второй половины XVI века, эта техника используется все меньше и меньше, а к XVIII веку она была уже практически совершенно забыта. Однако в начале ХХ века, благодаря публикациям историков искусства, «серебряный карандаш» вновь привлек внимание художников, и многие стали его активно использовать в своей работе.
Также в XIII-XVII веках, особенно для подготовительных набросков для портретов, художники часто использовали «свинцовый карандаш» – штифт для рисования, вставлявшийся в металлический футляр типа рейсфедера. На бумаге он оставлял неяркий, но довольно четкий след. В конце XIV века был изобретен так называемый «итальянский карандаш» – черный стержень для рисования, дающий мягкую красочную линию. Первоначально для его изготовления использовали глинистый сланец черного цвета с сероватым оттенком («черный мел»), позднее – порошок жженой кости, скрепленный растительным клеем. В отличие от серебряного или свинцового карандаша, итальянский карандаш давал интенсивную насыщенную линию, что художники, конечно же, сразу оценили. Первые месторождения «черного мела» были открыты в Пьемонте, затем стали разрабатывать залежи в Тюрингии и Андалузии. Во Франции был изобретен так называемый «парижский карандаш» или соус – смесь белой глины (или клея) с ламповой сажей, который оказался мягче и чернее итальянского карандаша. Как и много веков назад, он и сейчас изготавливается в виде цилиндрических палочек в обертке. Также в эпоху Возрождения в художественный обиход входит пастель – разноцветные мелки, изготовляемые на основе растертых в порошок красок. Краски смешивали с мелом, тальком, гипсом, смолами, иногда даже с молоком, а затем прессовали. «Художники делают эти карандаши в цилиндрической форме, окатывая их на мраморном камне, и сгущают их с примесью жира или гуммиарабика, или соков смоковницы, или сыворотки. Тем самым одни карандаши становятся мягче, другие же тверже», – писал лионский профессор Петрус Григориус в своем трактате «Syntaxeon artis mirabilis» (1574 г.) Не менее популярная у художников сангина (фр. sanguine, от лат. sanguis – кровь) – материал столь же древний, что и уголь. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита. Художники эпохи Возрождения использовали натуральную сангину – так называемый красный мел. Принято считать, что первым оценил ее удивительные свойства Леонардо да Винчи. Красивый (от красноватого до темно-коричневого и фиолетового) теплый, мягкий цвет сангины издавна используется при рисовании обнаженного тела. История происхождения современного карандаша не совсем обычная – он дважды рождался на свет. В 1565 году в английском графстве Камберленд было обнаружено природное месторождение неизвестного минерала, названного графитом. Им можно было писать, рисовать. Из него вручную стали вытачивать стержни и закреплять их в деревянной оправе, оборачивать в бумагу или обвязывать бечевкой. В XVII веке такие палочки из графита обычно продавали на улицах. Но, увы, небольшое месторождение не бесконечно, к XVIII веку оно было выработано, и изобретатели стали придумывать, чем природный графит можно заменить.
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Лавовая лампа
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Ворона