Ребята выполнили исследование технических характеристик "Титаника" и варианты спасения, используя закон сохранения импулься и момент силы.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 634 КБ |
![]() | 29 КБ |
![]() | 34 КБ |
Слайд 1
Что могло спасти Титаник? Авторы: ученики 10 А класса, Трусов Леонид и Гарин Сергей Учитель Успенская Е.В.Слайд 2
1.История строительства шестипалубного океанского лайнера «Титаник». 2.Фотографии 3.Основные характеристики лайнера 4.Импульс корабля 5.Как избежать трагедии? 6.Схема потопления Титаника 7.Видеоролик 8.Информационные ресурсы СОДЕРЖАНИЕ ВЫХОД
Слайд 3
Шестипалубный океанский лайнер "Титаник". История строительства. Строительство большого морского судна может длиться несколько лет. Прежде чем судоходная компания передаст верфи свой заказ, она тщательно анализирует и взвешивает, какие требования предъявляются к новому судну, какими качествами оно должно обладать и для каких целей предназначается. Конструкторы получают его размеры, требуемую скорость, тип машин и в основных чертах внутреннее устройство и оборудование. Затем сотни опытных проектировщиков в течение нескольких месяцев производят расчеты, вносят предложения и чертят планы. Готовится модель в несколько метров, на которой проверяются характеристики проектируемого судна. Таким способом выбираются, например, лучшие обводы корпуса, самое удачное расположение винта и его конструкция: ведь неудачная конструкция винта может привести к более чем десяти процентной потере мощности машин, что скажется на существенном увеличении расхода топлива…
Слайд 6
Общие данные: Порт приписки - Ливерпуль. Бортовой номер - 401. Позывной сигнал - MGY. Размеры корабля: Длина - 259,83 метров. Ширина - 28,19 метров. Масса - 46328 тонн. Водоизмещение - 52310 тонн. Высота от ватерлинии до шлюпочной палубы - 19 метров. От киля до верхушки трубы - 55 метров. Осадка - 10,54 метра. Технические данные: Паровые котлы - 29.Водонепроницаемые отсеки - 16. Предельная скорость - 23 узла. Спасательные средства: Стандартных шлюпок - 14 (65 мест).Разборных лодок - 4 (47 мест).Пассажиры: I класс: 180 мужчин и 145 женщин(включая 6 детей).II класс: 179 мужчин и 106 женщин(включая 24 ребенка).III класс: 510 мужчин и 196 женщин(включая 79 детей).Члены команды: Офицеры - 8 человек(включая капитана).Палубная команда - 66 человек. Машинное отделение - 325 человек. Обслуживающий персонал - 494 человека(включая 23 женщины).Всего на борту было - 2201 человек. Пожалуй, наиболее интересной конструктивной особенностью лайнера являлись его водонепроницаемые переборки. "Титаник" имел двойное дно и был разделён на 16 водонепроницаемых отсеков пятнадцатью водонепроницаемыми переборками. Странно, однако, что эти переборки простирались вверх не очень высоко. Первые две и последние пять переборок были доведены до палубы D, а средние восемь - только до палубы E. Тем не менее непотопляемость лайнера обеспечивалась при затоплении любых двух отсеков, и, поскольку конструкторы не могли себе вообразить несчастья хуже, чем пробоина в районе стыка двух отсеков. "Титаник" был объявлен "непотопляемым". Схема «Титаника». Основные характеристики
Слайд 7
Импульс корабля Масса Титаника - 46328 тонн Предельная скорость Титаника - 23 узла Однако "Титаник", самое большое и самое роскошное судно в мире, примерно в 23 часа ночи 14 апреля 1912 года шел через Северную Атлантику в районе дрейфующих льдов со скоростью 21 узел. P (Титаника) =M*V= ( 46328 *1000)*(21*(1853/3600))=46328000*(21*0.51)= =46328000кг*10.8м/с=500342400кг*м/с Масса айсберга точно не известна Так как айсберг был дрейфующим, то его скоростью можно пренебречь. P (айсберга) =M*V=0
Слайд 8
Как избежать трагедии? Трагедии можно было избежать, если помощник капитана выполнил маневр не снижая скорости. При снижении скорости, снижается эффективность руля. Так же можно было не поворачивать, а встретить удар «в лоб» нос судна от такого удара был бы полностью разрушен были бы жертвы и несколько отсеков затоплены, но судно осталось бы на плаву.
Слайд 9
Схема потопления Титаника 12 часов 17 минут. Носовая часть погрузилась в воду, рухнула первая труба. Большая волна движется к корме и смывает ходовой мостик, надстройки с каютами офицеров и стеклянным куполом над парадной лестницей. Н осовая часть ушла под воду, обламывается вторая труба. Корма поднимается под углом 45 градусов, и киль испытывает огромные перегрузки. 2 часа 18 минут. Корпус разламывается, рушатся третья и четвертая трубы. Корма погружается в воду, и после перелома киля обе части судна отделяются друг от друга. Н осовая часть опускается на дно, корма погружается в воду. На дно падает большое количество обломков. 2 часа 19 минут. Передняя часть кормы заполняется водой и сместившимися на нее механизмами, становится почти вертикально и поворачивается вокруг своей оси. Примерно через минуту она исчезает под водой.
Слайд 10
П риближался одиннадцатый час вечера. В "вороньем гнезде" Реджинальд Робинсон Ли внимательно всматривался в горизонт. Вдруг ему показалось, что далеко впереди он видит легкую дымку. Вскоре он убедился, что ошибся. Туман заметил и Фредерик Флит . Дымка или легкий туман в районах дрейфующих айсбергов - явление обычное, однако ночью их очень трудно заметить. Низкий туман, стелющийся над поверхностью воды, в ночное время опасен прежде всего тем, что часто его можно увидеть только с большой высоты, например из "Вороньего гнезда", но никак не с носовой надстройки или мостика, откуда нельзя различить где кончается линия горизонта и начинается небосвод, поскольку оба одинаково черные. Вахтенный офицер Мэрдок, следивший с мостика за морем пред судном, находился на высоте двадцати трех метров над поверхностью воды, вахтенные же в "вороньем гнезде" - на шесть метров выше. Поэтому вполне понятно, что Мэрдок не увидел того, что увидели Ли и Флит, иначе такой опытный офицер, как он, при ухудшающейся видимости, вероятно, вызвал бы капитана и предложил бы снизить скорость. Но Мэрдок ничего не видел, а из "вороньего гнезда" предостережений не поступило. Даже днем слабый туман существенно уменьшал вероятность своевременного обнаружения дрейфующего айсберга. Ночью это становилось еще сложнее. Трагедия
Слайд 11
Видеофайл
Слайд 12
Информационные ресурсы Интернет http:/ /www. bobych.webstyle.ru/ http:// www. home.tula.net/ Великие тайны прошлого Фильм «Титаник»
Приближался одиннадцатый час вечера. В "вороньем гнезде" Реджинальд Робинсон Ли внимательно всматривался в горизонт. Вдруг ему показалось, что далеко впереди он видит легкую дымку. Вскоре он убедился, что ошибся. Туман заметил и Фредерик Флит. Дымка или легкий туман в районах дрейфующих айсбергов - явление обычное, однако ночью их очень трудно заметить. Низкий туман, стелющийся над поверхностью воды, в ночное время опасен прежде всего тем, что часто его можно увидеть только с большой высоты, например из "Вороньего гнезда", но никак не с носовой надстройки или мостика, откуда нельзя различить где кончается линия горизонта и начинается небосвод, поскольку оба одинаково черные. Вахтенный офицер Мэрдок, следивший с мостика за морем пред судном, находился на высоте двадцати трех метров над поверхностью воды, вахтенные же в "вороньем гнезде" - на шесть метров выше. Поэтому вполне понятно, что Мэрдок не увидел того, что увидели Ли и Флит, иначе такой опытный офицер, как он, при ухудшающейся видимости, вероятно, вызвал бы капитана и предложил бы снизить скорость. Но Мэрдок ничего не видел, а из "вороньего гнезда" предостережений не поступило. Даже днем слабый туман существенно уменьшал вероятность своевременного обнаружения дрейфующего айсберга. Ночью это становилось еще сложнее.
Однако "Титаник", самое большое и самое роскошное судно в мире, примерно в 23 часа ночи 14 апреля 1912 года шел через Северную Атлантику в районе дрейфующих льдов со скоростью 21, а может быть и 21.5 узла. Стрелки на мостике показывали 23 часа 39 минут. Двое впередсмотрящих, Флит и Ли, продолжали вглядываться с фок-мачты в окутанный туманом горизонт: казалось туман густеет, он становился все более явственным. Вдруг Флит прямо перед носом судна увидел что-то еще более темное, чем поверхность океана. Одну-две секунды он всматривался в эту темную тень, ему казалось, что она приближается и растет.
Перед нами лед! - закричал он и тут же ударил в колокол, висевший в "вороньем гнезде". Три удара были сигналом, означающим, что прямо по курсу находится какой-то предмет. Одновременно он бросился к телефону, соединявшему "воронье гнездо" с мостиком. Шестой помощник Дж.П.Муди отозвался почти мгновенно.
Лед прямо по носу! - выкрикнул Флит.
Спасибо, - ответил Муди(его вежливый ответ потом станет частью легенды), повесил трубку и обратился к вахтенному офицеру Мэрдоку, прибежавшему с первого крыла мостика и встревоженному ударами колокола.
Лед прямо по носу, сэр, - повторил Муди зловещее известие, которое он только что услышал.
Мэрдок бросился к телеграфу, поставил его ручку на "Стоп!" и тут же крикнул рулевому: - Право руля! Одновременно он передал в машинное отделение: - Полный назад! По терминологии, существовавшей в 1912 году, приказ "Право руля" означал поворот кормы судна вправо, а носовой части влево. Рулевой Роберт Хитченс налег всем своим весом на рукоятку штурвального колеса и стал быстро вращать его против часовой стрелки, пока не почувствовал, что штурвал остановился в крайнем положении. Шестой помощник капитана Муди доложил Мэрдоку: Руль право сэр!
В эту минуту на мостик прибежали еще два человека - рулевой Альфред Оливер, который тоже нес вахту, и младший офицер Дж.Г.Боксхолл, находившийся в штурмовой рубке, когда в "вороньем гнезде" раздался удар колокола. Мэрдок надавил на рычаг, включавший систему закрытия водонепроницаемых дверей в переборках котелен и машинных отделениях, и тут же отдал приказ рулевому: - Лево руля!
А в "вороньем гнезде" Фредерик Флит, как загипнотизированный, смотрел на темный и все увеличивающийся силуэт. "Титаник" на большой скорости по инерции двигался вперед. Прошла целая вечность, прежде чем его носовая часть начала медленно поворачиваться влево. Глыба льда неумолимо приближалась по правому борту, возвышаясь над палубой носовой надстройки. В последнюю секунду она пошла мимо носовой части и скользнула вдоль борта судна. Обоим вахтенным в ""вороньем гнезде" показалось, что "Титанику" все же удалось разминуться с айсбергом. Носовая часть уже отвернула градусов на 20 влево, когда судно слегка вздрогнуло и снизу, из под правой скулы могучего корпуса, раздался скрежет. Позднее Флит рассказывал, что в "вороньем гнезде" толчка вовсе не почувствовали, только услышали слабый скрип.
Но в действительности все было иначе и гораздо трагичнее. Предотвратить столкновение практически было невозможно. Последующие опыты с "Олимпиком" показали, что нужно около 37 секунд, чтобы изменить курс так, как это сделал "Титаник" в момент столкновения, то есть на 22 градуса или два румба по компасу. За это время судно, идущее со скоростью около 21 узла, пройдет вперед около 430 метров, а если учесть те несколько секунд, пока отдавался приказ об изменении курса, истинное расстояние составит 460 метров. По все вероятности это и было расстояние между айсбергом и "Титаником" в тот момент, когда его увидел Флит и передал сообщение на мостик.
Строительство большого морского судна может длиться несколько лет.
Прежде чем судоходная компания передаст верфи свой заказ, она
тщательно анализирует и взвешивает, какие требования предъявляются к новому
судну, какими качествами оно должно обладать и для каких целей
предназначается. Конструкторы получают его размеры, требуемую скорость, тип
машин и в основных чертах внутреннее устройство и оборудование. Затем сотни
опытных проектировщиков в течение нескольких месяцев производят расчеты,
вносят предложения и чертят планы. Готовится модель в несколько метров, на
которой проверяются характеристики проектируемого судна. Таким способом
выбираются, например, лучшие обводы корпуса, самое удачное расположение
винта и его конструкция: ведь неудачная конструкция винта может привести к
более чем десяти процентной потере мощности машин, что скажется на
существенном увеличении расхода топлива.
Пока конструкторы разрабатывают проект, в цехах готовят стальные
балки для киля и шпангоутов, а также листы обшивки судна; по мере
надобности этот материал может быть различной формы и размеров. Большое
внимание уделяется тому, чтобы каждый шпангоут и каждый лист,
предназначенные для правого борта судна, точно соответствовали форме,
размерам и весу деталей противоположного, левого борта.
Судно строят в сухом доке, днище которого выполнено из прочного
железобетона. На нем размещается спускное устройство, смонтированное из
толстых досок и мощных балок. Они расположены наклонно к воде, и готовое
судно при спуске легко соскальзывает на ее поверхность.
Киль проходит по всей длине судна и является как бы хребтом судна , на
котором держится вся конструкция. Эта стальная балка, уложенная на
массивные дубовые брусья шириной 120-150 и толщиной 7-10 сантиметров,
составлена из большого количества прочно соединенных частей. Правильное
положение киля проверяется с максимальной тщательностью. Долгое время это
делалось так: по всей длине киля на определенном расстоянии друг от друга
расставляли колья с небольшими отверстиями посередине. Затем на одном конце
этого ряда зажигали свет и, если его можно было увидеть через все отверстия
с другого конца, значит, киль был заложен правильно; в противном случае
приходилось все исправлять и выравнивать.
На плоский киль по всей длине судно устанавливали вертикальный киль. К
нему от носовой части к корме крепятся поперечные балки и соединяются между
собой клепаными стальными листами, образующими настил второго дна,
разделенного переборками на большое число водонепроницаемых отсеков,
используемых в качестве емкостей для топлива и балластной воды.
После сооружения настила второго дна начинается установка
перпендикулярно к килю с правого и левого борта стальных шпангоутов,
представляющих собой профильные балки. Шпангоуты правого и левого борта
соединяются поперечными стальными балками, на которых крепятся палубные
настилы. Вместе со шпангоутами для создания жесткой конструкции
оконечностей судна устанавливаются штевни - мощные стальные балки весом 50-
75 тонн. Теперь можно приступать к обшивке судна пронумерованными стальными
листами, которые крепятся к шпангоутам. Шпангоуты вместе с листами образуют
корпус судна. По мере того как продолжаются работы на корпусе, вокруг
поднимаются леса, позволяющие работать клепальщикам и сварщикам.
После того как смонтированы основные части судна, на высоте второго
дна устанавливаются боковые кили. Это стальные полосы длиной около одной
трети длины судна, расположенные в его центральной части по обоим бортам.
Их задача - увеличить остойчивость судна, то есть ослабить его качку на
волне. Затем на корме устанавливается руль, а винты насаживаются на валы.
Теперь судно готово к спуску. Это трудоемкая операция, требующая
тщательной подготовки и большого напряжения. Дальнейшая работа продолжается
уже на воде, при стоянке судна у заводского причала. На него нужно
установить машины и множество другого оборудования. Объем необходимых работ
можно представить на примере "Олимпика", вес которого при спуске составлял
24600 тонн, а после доукомплектования увеличился примерно в два раза.
Киль "Титаника" был заложен не верфях фирмы "Харленд энд Волфф" в
Куинс-Айлэнде возле Белфаста 31 марта 1909 года. Судно строилось с помощью
самого большого в мире портального крана, рядом с "Олимпиком".
Три тысячи человек напряженно трудились в течении двух лет, и 31 мая
1911 года, когда "Олимпик" отправился в свой первый рейс через океан,
"Титаник" был спущен на воду. В 12 часов 13 минут гигантский корпус
скользнул по скату, а еще через 62 секунды уже покачивался на водной глади
Ирландского моря. На набережной за торжественным моментом наблюдали
огромные толпы жителей Белфаста и приглашенных гостей.
Через десять месяцев, 2 апреля 1912 года, "Титаник" успешно прошел
ходовые испытания, проводившиеся под наблюдением чиновников министерства
торговли, которые по британским законам о торговом флоте, являлись главной
контрольной инспекцией. С помощью буксира, "Титаник" по каналу Виктории был
выведен из Белфаста в Ирландское море, где плавал в течении нескольких
часов. В это время проверялось все его оборудование, включая
радиоаппаратуру.
Музыка космоса
Золотая хохлома
Две лягушки
Девчата
Дымковский петушок