Приступая к написанию своей работы, мы поставили перед собой следующие цели:
1 Что такое социальный статус и социальная роль?
2 Как влияет социальный статус на жизнь человека в обществе?
«Социальный статус и социальная роль и как они влияют на жизнь человека».
Авторы: Остапенко Максим Владимирович и Сидоров Максим Дмитриевич
8«А» класс, МБОУ СОШ №2
Руководитель: Каткова Светлана Владимировна,
учитель высшей категории
Истории и обществознания, МБОУ СОШ №2
г.Вязьма
2017 г.
Аннотация к работе
Приступая к написанию своей работы, мы поставили перед собой следующие цели:
1 Что такое социальный статус и социальная роль?
2 Как влияет социальный статус на жизнь человека в обществе?
План
1 Вступление «Что такое социальный статус и социальная роль?».
2 Обоснование «Как влияет социальный статус на жизнь человека в обществе?».
3 Обоснование «Как влияют социальные роли на жизнь человека?»
4 Обособление «Как человек накапливает социализацию?»
5 Заключение.
Задачи
1. Понять что такое социальный статус человека.
2. Понять что такое социальная роль человека в обществе.
3. Понять что такое социализация.
4. Закрепить понятия о том как социальный статус влияет на жизнь человека.
Содержание
Тезис к работе………………………………………………………………..3
1 Что такое социальный статус…………………………………………...4-5
1.2 Понятие социальной роли……………………………….………….......5
1.3 Виды социальной роли………………………………………...………5-6
2 О социальном статусе…………………………………………………......7
2.1 Виды социального статуса………………...………………………......7-8
2.2 Изменение социального статуса………………………………………8-9
3 Социальные роли …………………………………………………………..9
3.1 Разнообразие социальных ролей……………………………………….10
3.2 Ролевой набор…………………………………………………….....10-11
3.3 Ролевые ожидания………………………………………………….11-12
3.4 Ролевые конфликты………………………………………………..…..12
4 Социализация………………………………………………………....13-14
5 Заключение…………………………………………………………….14-16
Список литературы…………………………………………………………17
Тезис к работе
1. Социальный статус человека – это социальное положение, которое он занимает в структуре общества
2. Социальная роль – это комплекс действий, который человек обязан выполнять согласно достигнутому социальному статусу.
3. Социальный статус личности – это не только место человека в системе общественных отношений, но и права, обязанности, диктуемые занимаемым положением.
4. Социальный статус не может быть чем-то неизменным, так как жизнь людей не статична.
5. Социализация, приобретается социальный статус индивида.
1 Что такое социальный статус.
Социальный статус человека – это социальное положение, которое он занимает в структуре общества. Проще говоря, это место, которое индивид занимает среди других индивидов. Впервые это понятие использовал английский юрист Генри Мэн в середине XIX века.
Каждый человек одновременно обладает несколькими социальными статусами в разных социальных группах. Рассмотрим основные виды социального статуса и примеры:
Социальный статус дает человеку определенные права и обязанности. К примеру, достигнув статуса отца, человек получает обязанность заботиться о своем ребенке.
Совокупность всех статусов человека, которыми он обладает на данный момент, называют статусным набором.
Бывают ситуации, когда человек в одной социальной группе занимает высокий статус, а в другой – низкий. Например, на футбольном поле вы Криштиану Роналду, а за партой – двоечник. Или бывают ситуации, когда права и обязанности одного статуса мешают выполнению прав и обязанностей другого. Например, президент Украины, который занимается коммерческой деятельностью, чего он не имеет права делать по конституции. Оба эти случая – это примеры статусной несовместимости (или несовпадения статусов).
1.1 Понятие социальной роли.
Социальная роль – это комплекс действий, который человек обязан выполнять согласно достигнутому социальному статусу. Если конкретнее, то это модель поведения, которая вытекает из связанного с этой ролью статуса. Социальный статус – понятие статичное, а социальная роль – динамичное; как в лингвистике: статус – подлежащее, а роль – сказуемое. Например, от лучшего футболиста мира 2014 года ожидают отличной игры. Отличная игра – это роль.
1.2 Виды социальной роли.
Общепринятую систему социальных ролей разработал американский социолог Толкотт Парсонс. Он делил виды ролей согласно четырех основных характеристик:
По масштабу роли (то есть по диапазону возможных действий):
По способу получения роли:
По уровню формализации (официальности):
По мотивации (согласно потребностям и интересам индивида):
и так далее.
В структуре социальной роли немаловажный момент – ожидание окружающими определенного поведения от человека согласно его статусу. В случае невыполнения или своей роли предусмотрены различные санкции (в зависимости от конкретной социальной группы) вплоть до лишения человека его социального статуса.
Таким образом, понятия социального статуса и роли неразрывно связаны, так как одно вытекает из другого.
Человек не существует вне общества. Мы взаимодействуем с другими людьми, вступаем с ними в различные отношения. Для обозначения положения человека среди себе подобных и характеристики поведения индивида в тех или иных ситуациях учёные ввели понятия «социальный статус» и «социальная роль».
2 О социальном статусе
Социальный статус личности – это не только место человека в системе общественных отношений, но и права, обязанности, диктуемые занимаемым положением. Так, статус врача даёт право диагностировать и лечить пациентов, но в то же время обязывает доктора соблюдать трудовую дисциплину и добросовестно выполнять свою работу.
Понятие социального статуса впервые предложил американский антрополог Р. Линтон. Учёный внёс большой вклад в изучение проблем личности, её взаимодействия с другими членами общества.
Статусы есть на предприятии, в семье, политической партии, детском саду, школе, университете, словом, везде, где организованная группа людей занимается социально значимой деятельностью и члены группы состоят в определённых отношениях друг с другом.
Человек находится в нескольких статусах одновременно. Например, мужчина среднего возраста выступает сыном, отцом, мужем, инженером на заводе, членом спортивного клуба, обладателем учёной степени, автором научных публикаций, пациентом в поликлинике и т. д. Количество статусов зависит от связей и отношений, в которые вступает личность.
2.1 Виды социального статуса
Существует несколько классификаций статусов:
2.2 Изменение социального статуса
Социальный статус не может быть чем-то неизменным, так как жизнь людей не статична. Перемещение человека из одной социальной группы в другую называется социальной мобильностью, которая подразделяется на вертикальную и горизонтальную.
О вертикальной мобильности говорят, когда социальный статус личности повышается или понижается (рабочий становится инженером, начальник отдела – рядовым сотрудником и т. д.). При горизонтальной мобильности человек сохраняет своё положение, но меняет профессию (на равноценную по статусу), место жительства (становится эмигрантом).
Также выделяют межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая определяет, насколько дети повысили или понизили свой статус по отношению к статусу родителей, а по второй судят о том, насколько успешна социальная карьера у представителей одного поколения (виды социального статуса учитываются).
Каналами социальной мобильности выступают социальные институты: школа, семья, церковь, армия, общественные организации и политические партии. Образование представляет собой социальный лифт, помогающий человеку достичь желаемого статуса.
Приобретенный личностью высокий социальный статус или понижение такового свидетельствуют об индивидуальной мобильности. Если статус меняет некая общность людей (например, в результате революции), то имеет место групповая мобильность.
3 Социальные роли
Пребывая в том или ином статусе, человек совершает поступки, общается с другими людьми, то есть играет роль. Социальный статус и социальная роль тесно взаимосвязаны, но отличаются друг от друга. Статус – это положение, а роль – социально ожидаемое поведение, определяемое статусом. Если врач хамит и ругается матом, а учитель злоупотребляет спиртным, то это не соответствует занимаемому статусу.
Термин «роль» позаимствовали из театра, чтобы подчеркнуть стереотипность поведения людей похожих социальных групп. Человек не может поступать так, как ему хочется. Поведение индивида определяют правила и нормы, характерные для конкретной социальной группы и общества в целом.В отличие от статуса роль динамична, тесно связана с особенностями характера и моральными установками человека. Иногда ролевого поведения придерживаются только на людях, как бы надевая маску. Но бывает и так, что маска срастается с её носителем, и человек перестаёт различать себя и свою роль. В зависимости от ситуации такое положение дел имеет как позитивные, так и негативные последствия.
Социальный статус и социальная роль – две стороны одной медали.
3.1 Разнообразие социальных ролей
Поскольку людей в мире много и каждый человек – индивидуальность, вряд ли найдутся две одинаковые роли. Некоторые ролевые модели требуют эмоциональной сдержанности, владения собой (адвокат, хирург, начальник похоронного бюро), а для других ролей (актёр, воспитатель, мама, бабушка) эмоции очень даже востребованы.
Одни роли загоняют человека в жёсткие рамки (должностные инструкции, уставы и т. д.), другие не имеют рамок (родители полностью отвечают за поведение детей).
Исполнение ролей тесно связано с мотивами, которые тоже неодинаковы. Всё определяют социальный статус в обществе и личные мотивы. Чиновника волнует продвижение по службе, финансиста – прибыль, а учёного - поиск истины.
3.2 Ролевой набор
Под ролевым набором понимается совокупность ролей, характерная для того или иного статуса. Так, доктор наук находится в роли исследователя, преподавателя, наставника, научного руководителя, консультанта и т. д. Каждая роль подразумевает свои способы общения с окружающими. Тот же преподаватель по-разному ведёт себя с коллегами, студентами, ректором университета.
Понятие «ролевой набор» описывает всё многообразие социальных ролей, присущих конкретному статусу. Ни одна роль не бывает жёстко закреплённой за её носителем. Например, один из супругов остаётся без работы и на какое-то время (а может быть, и навсегда) теряет роли коллеги, подчинённого, руководителя, становится домохозяйкой (домохозяином).
Во многих семьях социальные роли симметричны: и муж, и жена в равной степени выступают кормильцами, хозяевами дома и воспитателями детей. В такой ситуации важно придерживаться золотой середины: чрезмерное увлечение одной ролью(директор фирмы, бизнес-вумен) приводит к нехватке сил и времени на другие (отец, мать).
3.3 Ролевые ожидания
Отличие социальных ролей от психических состояний и свойств личности состоит в том, что роли представляют собой некий исторически выработанный эталон поведения. К носителю той или иной роли предъявляются требования. Так, ребёнок непременно должен быть послушным, школьник или студент – хорошо учиться, рабочий – соблюдать трудовую дисциплину и т. д. Социальный статус и социальная роль обязывают действовать так, а не иначе. Система требований по-другому называется ожиданиями.
Ролевые ожидания выступают промежуточным звеном между статусом и ролью. Ролевым считается только такое поведение, которое соответствует статусу. Если преподаватель вместо того, чтобы читать лекцию по высшей математике, начнёт петь под гитару, то студенты будут удивлены, ведь они ждут от доцента или профессора других поведенческих реакций.
Ролевые ожидания состоят из действий и качеств. Заботясь о ребёнке, играя с ним, укладывая малыша спать, мама выполняет действия, а успешному выполнению действий способствуют доброта, отзывчивость, эмпатия, умеренная строгость.
Соответствие исполняемой роли важно не только окружающим, но и самому человеку. Подчинённый стремится заслужить уважение начальника, получает моральное удовлетворение от высокой оценки результатов своего труда. Спортсмен усиленно тренируется, чтобы установить рекорд. Писатель работает над созданием бестселлера. Социальный статус человека обязывает быть на высоте. Если ожидания индивида не соответствуют ожиданиям окружающих, то возникают внутренние и внешние конфликты.
3.4 Ролевой конфликт
Противоречия между носителями ролей возникают либо из-за несоответствия ожиданиям, либо из-за того, что одна роль полностью исключает другую. Молодой человек более или менее успешно исполняет роли сына и друга. Но друзья зовут парня на дискотеку, а родители требуют, чтобы он остался дома. У врача скорой помощи заболел ребёнок, а доктора срочно вызывают в больницу, так как случилось стихийное бедствие. Муж хочет ехать на дачу, чтобы помочь своим родителям, а жена бронирует путёвку на море, чтобы оздоровить детей.
Разрешение ролевых конфликтов – дело непростое. Участникам противостояния приходится определяться с тем, какая роль важнее, но в большинстве случаев более уместными оказываются компромиссы. Подросток возвращается с вечеринки пораньше, доктор оставляет своего ребёнка с мамой, бабушкой или няней, а супруги оговаривают сроки участия в дачных работах и время путешествий всей семьёй.
Иногда разрешением конфликта становится выход из роли: смена работы, поступление в университет, развод. Чаще всего человек понимает, что он перерос ту или иную роль или она стала ему в тягость. Смена ролей неизбежна по мере роста и развития ребёнка: младенец, малыш раннего возраста, дошкольник, ученик начальных классов, подросток, юноша, взрослый человек. Переход на новую возрастную ступень обеспечивается внутренними и внешними противоречиями.
4 Социализация
С рождения человек усваивает нормы, образцы поведения и культурные ценности, характерные для того или иного общества. Так происходит социализация, приобретается социальный статус индивида. Без социализации человек не может стать полноценной личностью. На социализацию влияют средства массовой информации, культурные традиции народа, социальные институты (семья, школа, трудовые коллективы, общественные объединения и т. д.).
Целенаправленная социализация происходит в результате обучения и воспитания, но усилия родителей и педагогов корректируются улицей, экономической и политической ситуацией в стране, телевидением, интернетом и прочими факторами.
От эффективности социализации зависит дальнейшее развитие общества. Дети вырастают и занимают статусы родителей, принимают на себя те или иные роли. Если семья и государство не уделяли достаточного внимания воспитанию подрастающего поколения, то в общественной жизни наступают деградация и застой.
Члены общества согласуют своё поведение с некими стандартами. Это могут быть предписанные нормы (законы, постановления, правила) или негласные ожидания. Любое несоответствие стандартам считается отклонением, или девиацией. Примеры девиации - наркомания, проституция, алкоголизм, педофилия и т. д. Девиация бывает индивидуальной, когда от нормы отклоняется один человек, и групповой (неформальные группы).
Социализация происходит в результате двух взаимосвязанных процессов: интернализации и социальной адаптации. Человек приспосабливается к социальным условиям, осваивает правила игры, обязательные для всех членов общества. Со временем нормы, ценности, установки, представления о том, что хорошо, а что плохо, становятся частью внутреннего мира личности.
Люди социализируются на протяжении всей жизни, и на каждом возрастном этапе приобретаются и теряются статусы, осваиваются новые роли, возникают и разрешаются конфликты. Так происходит развитие личности.
5 Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Список литературы.
Р.П. Корсун
Никто меня не любит
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Золотой циркуль
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
"Морская болезнь" у космонавтов