После ввода обязательного Единого государственного экзамена не прекращаются споры, как среди педагогов, так и среди родителей и их детей, подверженных данному жизненному испытанию: есть ли от ЕГЭ польза для российской системы образования? Почему ломаются копья вокруг этого экзамена? Почему все лица, имеющие отношение к образованию, разделились на три лагеря - за, против и безразлично?
Вложение | Размер |
---|---|
научно-исследовательская работа"ЕГЭ:за и против" | 222.62 КБ |
Районная научно-практическая конференция обучающихся
«ШКОЛА-НАУКА-ВУЗ»
«ЕГЭ: за и против?»
Авторы: Любко Ксения Сергеевна
10 «А» класс, МБОУ СОШ №2
Руководитель: Каткова Светлана Владимировна,
учитель высшей категории
Истории и обществознания, МБОУ СОШ №2
г.Вязьма
2017 г.
Аннотация к работе
Приступая к написанию своей работы, япоставила перед собой следующие цели:
Задачи:
План:
1)Вступление «Что такое ЕГЭ?»
2) Основная часть «За и против»
3) Заключение «Пути решения»
Тезисы к работе
«ЕГЭ: за и против?»
Содержание
Введение………………………………………………………………….5-6
1.Что такое ЕГЭ? …………….………………………………………….7
1.1. Сущность понятия ЕГЭ………………………………………….….7
1.2 Кратко о введении ЕГЭ в Российской Федерации..............................8
1.3Каковы основные цели ЕГЭ. .. ………………………………….…8-9
2. «ЗА»…………………………………………………………………....10
2.1. ЕГЭ: объективность и эффективность……………………..…. 11-14
2.2. Сравнение ЕГЭ с традиционной формой …………………………. 15
2.3. ЕГЭ — «Инструмент №1» в деле создания социальных лифтов………………………………………………………………….....…16-17
3. «ПРОТИВ»……………………………………………………………..20
3.1. ЕГЭ - выгодно, но не для всех……………………………….…21 - 23
3.2. Градус тревоги повышается……………………………...…….26 - 27
4. Анализ опроса учеников старших классов на тему: «ЕГЭ: за и против»
Введение
После ввода обязательного Единого государственного экзамена не прекращаются споры, как среди педагогов, так и среди родителей и их детей, подверженных данному жизненному испытанию: есть ли от ЕГЭ польза для российской системы образования? Почему ломаются копья вокруг этого экзамена? Почему все лица, имеющие отношение к образованию, разделились на три лагеря - за, против и безразлично?
Несколько последних лет россияне воюют за право своих детей на качественное образование. То, что раньше было понятным и стабильным, теперь оказалось противоречивым и постоянно меняющимся. Обсуждение развития образовательной системы в России, причины введения единого государственного экзамена, проблемы которые возникают, при его сдаче, имеют широкий общественный резонанс. Одни восторженно отзываются об этом нововведении, другие, наоборот, считают, что ЕГЭ не может показать истинных знаний экзаменующегося.Актуальность работы очевидна и основана на явных противоречиях в общей оценке Единого Государственного Экзамена.
Гипотеза — как и любой другой вид экзаменационной системы, ЕГЭ имеет ряд достоинств и недостатков, которые необходимо выяснить и обобщить с целью более объективной оценки.
Нужно признать, что 8 лет эксперимента с ЕГЭ обнажили главные проблемы в современном российском образовании. И этих проблем как минимум пять:
Если оперировать фактами, то выпускник математической школы по определению готов к ЕГЭ по математике лучше, чем выпускник школы обычной.Во Франции, например, где, как и во всех цивилизованных странах, существует независимый экзамен, четыре разных уровня математики.
Речь идет о предметах общественно-гуманитарного и эстетического циклов. Специфика их в том, что на этих уроках детей учат чувствовать, сопоставлять, анализировать, делать самостоятельные выводы. Поэтому тесты при оценивании таких предметов как минимум неуместны.
За последние годы количество детей, не готовых к обучению, выросло на 70%. Специалисты уже говорят о специфических проблемах школьников: дислексии (неумении овладеть навыками чтения), дисграфии (проблемах с письмом и грамматикой), дискалькулии (когда ребенок не может освоить математические дисциплины). И речь в данном случае идет о ребятах из вполне нормальных семей.
В связи с этими разгорающимися проблемами, всё чаще вызывающими дискуссии и спорыв обществе,необходиморассмотреть две противоборствующие стороны «за» и «против» в отношении единого государственного экзамена. Но для начала разобраться: что такое ЕГЭ?
1. «Что такое ЕГЭ?»
1.1. Сущность понятия ЕГЭ.
Что такое ЕГЭ знает каждый ученик. К нему начинают готовить с младшего школьного возраста. Для этого проводится тестирование, позволяющее оценить уровень знаний, а также выработать привычку к разным методам исследования успешности учебной деятельности. Единый государственный экзамен является основной формой заключительной школьной аттестации. С ее помощью происходит оценка, какие именно знания были получены за все 11 лет каждым учеником.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — централизованно проводимый в Российской Федерации экзаменпо отдельным предметам, которые должны сдавать все выпускники полной общеобразовательной средней школы. Единство этих экзаменов заключается в двух их особенностях:
• их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в вузы;
• при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.
Это бесплатные выпускные экзамены, которые проводятся в мае-июне каждого года в регионах по решению местных органов управления образованием с помощью федеральных КИМов (контрольно-измерительных материалов) и результаты которых учитываются как в выпускных аттестатах, так и в свидетельствах, направляемых абитуриентами в вузы этих регионов, а также некоторые другие, также засчитывающие результаты ЕГЭ.
1.2. Кратко о введении ЕГЭ в Российской Федерации.
Проведение эксперимента по введению ЕГЭ началось с постановлений Правительства РФ:
- «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» от 16 февраля 2001 года
- «Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена» от 5 апреля 2002 года.
Впервые эксперимент по введению ЕГЭ был проведён в 2001 в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях по восьми учебным дисциплинам. В 2002 году эксперимент по введению единого государственного экзамена прошёл в 16 регионах страны. В 2003 году эксперимент охватил 47 субъектов РФ, а в 2004 — 65 регионов страны. В 2006 ЕГЭ уже сдавали около 950 тысяч школьников в 79 регионах России. В 2008 его сдавали свыше миллиона учащихся во всех регионах. Конкретный перечень предметов, по которым ЕГЭ проводился в 2001—2008 годах, устанавливался каждым регионом самостоятельно.
1.3. Каковы основные цели ЕГЭ.
Многие, в том числе и я задаются вопросом: «Для чего вообще нужен ЕГЭ?». По замыслу авторов данного законопроекта, Единый Государственный экзамен имеет сразу несколько целей. Во-первых, это помогает обеспечить равные условия при поступлении в вуз и сдаче выпускных экзаменов в школе, поскольку при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки. Кроме этого, проводится ЕГЭ в условиях, обеспечивающих достоверность результатов. Проверяются результаты на компьютерах ответы на задания типа «А» (выбор из вариантов) и типа«В» (краткие свободные ответы), ответы на задания типа «С» (развернутые свободные ответы) оцениваются независимыми экспертами. Это позволяет сократить так называемое «целевое репетиторство» и взяточничество.
Еще одна цель — попытка улучшения качества образования в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его прохождение. Детей готовят к экзаменам, чтобы они сдавали их успешно, чтобы их результаты можно было сравнивать, и учат выполнять такие экзамены — новая задача для наших учителей.
Наконец, немаловажное соображение — разгрузить выпускников-абитуриентов, сократив число экзаменов,вместо выпускных экзаменов и вступительных экзаменов они сдают Государственные экзамены, их результаты одновременно учитываются и в школьном аттестате, и при поступлении в вузы.
Более отдаленная цель — содействовать справедливому перераспределению финансовых потоков между вузами. В сильные вузы при этом вслед за более сильными абитуриентами идёт больше денег (по механизму ГИФО — «государственных именных финансовых обязательств»).
2. «ЗА»
Аргументы "за":
+ ЕГЭ помогает избежать коррупции и блата при поступлении в ВУЗы.
+ ЕГЭ оценивает знания и способности ученика более объективно, чем традиционные виды экзаменов.
+ ЕГЭ стимулирует подготовку учеников к экзамену, в том числе и самостоятельную.
+ ЕГЭ позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах.
+ ЕГЭ позволяет выпускникам поступать в вузы, находящиеся на значительном расстоянии от места их проживания, не тратясь на дорогу, а всего лишь отправив сведения о сдаче ЕГЭ по почте. Облегчается подача документов сразу в несколько вузов, без необходимости сдавать в каждом из них экзамены.
+ ЕГЭ позволяет выявлять достойных абитуриентов в провинции, которые ранее не имели возможности сдавать вступительные экзамены в крупных городах.
+ Проверка результата частично компьютеризирована, что позволяет сэкономить время и деньги, так как не надо тратиться на услуги наёмных проверяющих.
+ Повышение требований на ЕГЭ, как утверждается, ведёт к повышению качества образования, квалификации учителей и качества учебной литературы.
2.1. ЕГЭ: объективность и эффективность.
С каждым годом усиливается максимальная объективность сдачи единого государственного экзамена, чтобы выявить именно те знания и умения, которыми должен располагать ученик, полностью освоивший школьную программу.
«Практика показала, что онлайн-наблюдение себя оправдало. Онлайн-наблюдение – это прежде всего порядок в ППЭ (пунктов приема экзаменов). Усиление контроля, объективности, прозрачности. Кроме того, новая технология проведения экзамена – по часовым поясам – также показала себя с лучшей стороны. Экзаменационные материалы были равные по сложности, но разные для различных регионов страны – то есть, например, Дальний Восток писал свой вариант экзамена, а центральные районы России свой», – подчеркнул глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
Ряд нововведений по усилению контроля сделал процедуру ЕГЭ прозрачнее, объективнее и честнее, уверены чиновники.
Так, контроль за перемещением выпускников позволил избежать ЕГЭ-туризма. Узнать заранее задания экзамена было нельзя, поскольку изменилась схема доставки контрольных измерительных материалов. Доставка КИМов до ППЭ осуществлялась силами Спецсвязи, в запечатанных пакетах, вскрыть которые было невозможно. Кроме того, в ряде пунктов – 30% от общего количества – печать экзаменационных материалов осуществлялась непосредственно в ППЭ. Установка металлодетекторов в зданиях проведения экзаменов помогла сократить нарушения, связанные со шпаргалками в мобильных телефонах.
Ученики перестали надеяться на подсказки из интернета, рассчитывая только на свои силы. В результате по подавляющему большинству предметов повысился средний балл. Особенно улучшились результаты по русскому языку, математике и физике.
С целью выявления мнений выпускников, старшеклассников, их родителей и учителей относительно единого государственного экзамена, мной был проведен опрос, в котором были заданы следующие вопросы:
Так, 80% учителей считают, что тесты и задания отражают реальные знания учащихся. Соответствующими действительности результаты ЕГЭ называет и большинство десятиклассников (62%), и нынешних первокурсников, заработавших в 2016 году высокие баллы (60%). И только те, кто в прошлом году на выпускных экзаменах получил средние или низкие баллы, скорее считают результаты заниженными (52%), чем соответствующими их реальным знаниям (35%).
Использование шпаргалок или мобильных телефонов при сдаче экзамена и остаться незамеченным, по мнению большинства десятиклассников, – миф(73% считают это невозможным). Однако многие выпускники 2016 года, обучающиеся сегодня на первом курсе вуза, говорят о реальности подобных действий (48% среди «высокобалльников и 40% среди «середняков»). При этом только около 10% нынешних студентов-первокурсников сообщили о том, что использовали «шпоры», тогда как более 85% заявили, что на выпускных ничего из перечисленного не применяли.
В целом выпускники 11-х классов (88% высокобалльников и 86% выпускников, получившие средние и низкие баллы за ЕГЭ) не пользовались во время сдачи выпускных экзаменов ЕГЭ мобильным телефоном или шпаргалкой, что доказывает усиление контроля за сдачей единого государственного экзамена и повышение объективности ЕГЭ.
2.2. Сравнение ЕГЭ с традиционной формой
В последнее время появилось мнение, что проведение экзаменов в форме ЕГЭ необходимо отменить. Чтобы определить, нужны ли такие экзамены нашей школе я провела анализ, в котором ЕГЭ сравнивалось с традиционным экзаменом. Рассмотрим результаты сравнительного анализа и отличительные особенности экзаменов.(Приложение 4).
Познакомившись со сравнительным анализом, можно убедиться, что наиболее комфортной формой сдачи экзамена является ЕГЭ. Единый государственный экзамен использует задания стандартизированной формы и единую процедуру проведения экзамена, что позволяет оценивать знания и способности ученика более объективно, чем традиционные виды экзаменов.
Теперь все получили единые и понятные правила сдачи экзамена и поступления в ссузы или вузы. Процесс зачисления в вузы стал публичным, что нанесло весомый удар по коррупции при поступлении в вузы (по данным экспертов Государственного университета - Высшей школы экономики в 2005 году "теневые вложения" составляли около 10 миллиардов рублей)
3. «ПРОТИВ»
Аргументы против ЕГЭ:
- Наиболее престижные вузы страны ввели дополнительные вступительные испытания. Это демонстрирует некотируемость результатов ЕГЭ в ведущих вузах (МГУ, МГИМО и другие).
-ЕГЭ не помогает полностью избежать коррупции.
- ЕГЭ подрывает психическое состояние учащихся.
-Не учитывается специализация школы: ученики как школ с гуманитарным, так и с естественно-научным уклоном сдают один и тот же вариант обязательного выпускного экзамена.
-Нельзя одним контрольно-измерительным материалом качественно проверить уровень подготовленности слабо и хорошо подготовленных выпускников школ.
-ЕГЭ приводит к новому виду репетиторства, связанного с повышением уровня знаний в спецификациях ЕГЭ.
-Отмена устной части экзамена ухудшает качество подготовки к экзаменам и качество знаний абитуриентов.
- Дети не получают разностороннего развития по всем предметам школьной программы.
- ЕГЭ требует постоянной модернизации, что сопровождается огромными расходами из бюджета.
3.1. ЕГЭ - выгодно, но не для всех.
Недостатки ЕГЭ на сегодняшний день ничем не отличаются от тех, о которых говорили год, два или три назад. «Все вызовы, с которыми сталкивается единый экзамен, остались теми же самыми, — уверен первый заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы Владимир Бурматов. — Ситуация лишь усугубляется год от года».
Первым и главным недостатком ЕГЭ принято выделять коррупцию. Существует три вида коррупционного бизнеса на ЕГЭ. Первый вид — существование многочисленных сайтов, которые торгуют якобы актуальными ответами к экзамену, и мы понимаем, что если они эти ответы получают, то каким-то образом связаны с теми, у кого хранится база ответов, то есть с чиновниками Министерства образования. Еще один вид такого бизнеса — существование компаний, которые занимаются так называемой гарантированной подготовкой к ЕГЭ.
Решебники — тоже способ коррупции на ЕГЭ. Ведь можно зайти в любой книжный магазин и увидеть решебники к ЕГЭ, авторами которых являются сами чиновники Министерства образования, они сами ставят себе на эти пособия грифы подведомственных им организаций, а издательства готовы платить огромные деньги за то, чтобы продавать эти решебники, ведь на них стоит гриф. Это, как минимум, статья о конфликте интересов».Действительно, такие пособия продаются в книжных магазинах, огромное количество решебников к ЕГЭ предлагают и книжные интернет-магазины.
Подготовиться к ЕГЭ особенно для учеников сильной школы возможно, и я не вижу необходимости покупать ответы, потому что рынок этот мошеннический. Но беда в том, что в нынешнем году не нужно было ничего покупать — варианты и ответы в сети были бесплатно. Это доказывает, что в системе защиты и разработки экзаменационных материалов есть куча пробелов, которые надо ликвидировать. Пока вранье на ЕГЭ выгодно не только ученикам, но и всем участникам образовательного процесса — от ЕГЭ зависит оценка учителей, школ, губернаторов регионов.
Ведь варианты ЕГЭ рассылаются из Москвы в регионы в электронном виде. Распечатывают их уже на местах. При такой системе утечек не избежать. ЕГЭ попадает в сеть реже именно потому, что задания печатают в Москве. Если есть регионы, где ЕГЭ проводят раньше, значит, необходимо делать для них отдельные варианты. Или нужно сделать базу вариантов ЕГЭ открытой, а сами тесты генерировать в день экзамена случайным образом.
Сейчас говорят про то, что дети с Дальнего Востока фотографируют КИМы, выкладывают их в сеть и помогают всей стране. Но дети участвуют в этом, как в игре в индейцев — обмани государство, в которой что за несколько дней до экзаменов появляются разные варианты, и среди мошеннических попадаются настоящие. Министерство образования стремится к борьбе с попаданием вариантов ЕГЭ в сеть. «Мы вчера и сегодня работали в сотрудничестве с Рособрнадзором и Министерством образования. Важно, чтобы была система быстрого реагирования. Ливанов подтвердил, что мы будем искать модели изменения ситуации. Правда, дальше мы упираемся в особенность нашей страны, где мухлеж — тотальный. Бороться с ним можно, но только понимая ограниченность возможностей», — говорит Волков.
3.2. Градус тревоги повышается.
Мы уже как будто привыкли к страшному факту: с конца мая средства массовой информации начинают писать о волне самоубийств учеников выпускных классов. Кто-то не сдал экзамен, кто-то сдал, но не дождался результатов. Посмотрите, ЕГЭ проходит у нас в режиме войсковой спецоперации, это не преувеличение, это действительно так. Дежурят участковые, стоят рамки металлоискателей, повесили видеокамеры, в классах наблюдатели, школьников под конвоем водят в туалет. Вокруг этого нагнетается совершенно невероятная истерика. Поделившись темой моего исследования с одним из выпускников МБОУ СШ №2, он высказал, что ЕГЭ не показывает реальный уровень знаний: «Кто-то угадывает, кто-то, переволновавшись, напутает ответы. Многие просто перерешают тысячи вариантов ЕГЭ, а шаг в сторону – и решить ничего не смогут. Более того, многие умудряются списать. О какой объективности тут можно говорить?»
Правила сдачи экзамена меняются буквально каждый год. Система отлаживается, а школьники в это время и, что немаловажно, учителя просто не успевают адаптироваться.
В результате всего этого «градус тревоги» поднялся и у детей, и у педагогов, и у родителей. Родители беспокоятся за результаты экзамена, так как это существенно скажется на семейном бюджете и на планах на жизнь всей семьи в целом: платные места в вузах недешёвы. Родители переживают за низкий уровень образования в школах и, главное, за то, что успехи на уроках не гарантируют успешной сдачи ЕГЭ. А репетиторы – платные репетиторы, заметим, - так же не дают никаких гарантий. Глядя на мучения своего ребёнка в последний год, родитель выпускника может задуматься о целесообразности вообще полного среднего образования: зачем этот ЕГЭ и натаскивание, когда ребёнок не стремится сразу после школы в вуз? И наоборот, зачем «мучить троечников», думает родитель будущего студента, в ущерб качеству подготовки детей, ориентированных на науку. Наконец, управленческая и юридическая не проработанность ЕГЭ сказывается на родителях: самые тревожные находят нужную информацию в Интернете, в редко попадающихся толковых пособиях, однако нередко, когда, глядя на «бардак» и неготовность, родители просто «машут рукой» на своих чад, оставляя детей один на один с ЕГЭ, с их судьбой и будущим.
Тревога родителей передаются детям, плюс - появившийся недавно страх неопределённости и безработицы, связанный с кризисом и резкими сменами престижности профессий. Вуз – это какая-то всё-таки определённость, надежда на работу и более или менее хорошую зарплату. Не попадая по итогам ЕГЭ в вуз, ребёнок получает «двойную» психологическую травму: неудачу побеждённого, и неизвестность будущего: несмотря на то, что престиж рабочих специальностей стал немного расти, в городах избыток рабочих рук и предложения. Но главное – поворот, определивший его судьбу, осуществился резко, в короткие сроки и в условиях организационного беспорядка, видимого всеми. Это «бьёт» по чувству справедливости подростка, по уверенности его в рациональном устройстве мира, по самооценке в первую очередь.
4. Анализ опроса учеников старших классов на тему: «ЕГЭ: за и против»
С целью выявления мнений старшеклассников относительно единого государственного экзамена, мной был проведен опрос. На вопросы отвечали учащиеся 10-11 классов (перечень вопросов см. приложение 5)
На вопрос «Как вы относитесь к единому государственному экзамену» большинство опрашиваемых дали положительный ответ - 40%.
На вопрос по поводу выбранного ВУЗа большая часть опрашиваемых учеников ответила, что выбрала ВУЗ, в который собирается поступать. На вопрос о причине выбора того или иного высшего учебного заведения многие ответили, что в основу их выбора легли личные предпочтения – 15,9%; были ответы, что выбор был сделан родителями -11,3%; важным условием считают наличием и предоставление общежития для иногородних студентов - 4,5%.
На вопрос «Готовы ли вы к ЕГЭ?» утвердительно ответили – 36,4%, отрицательно – 52,3%, нейтрально – 11,3%.
На вопрос: «Достаточно ли знаний, полученных в школе, для успешной сдачи ЕГЭ по профильным предметам?» большинство ответили, что школьных знаний достаточно – 53,7%, т. к. задания, включаемые в ЕГЭ, - олимпиадного уровня, остальные ответили, что знаний вполне не хватает, чтобы сдать ЕГЭ-39,3%, нейтрально 11,30%
Из проведенного анализа можно сделать вывод, что система образования в нашей стране..
Приложение
(приложение 1)
| 1.Соответствуют ли полученные Вами баллы на ЕГЭ Вашим реальным знаниям по этим предметам?(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто сдавал ЕГЭ (итоговые или пробные)) | Как Вы считаете, полученные баллы на пробном ЕГЭ соответствуют или не соответствуют реальным знаниям Вашего ребенка по этим предметам? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных в целевой группе) | Исходя из Вашей практики, полученные баллы на ЕГЭ, как правило, соответствуют или не соответствуют реальным знаниям учеников? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных в целевой группе) | ||
Студенты 1 курса – высокобалльники | Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ | Ученики 10-х классов | Родители учеников | Учителя | |
Скорее соответствуют знаниям | 60 | 35 | 62 | 57 | 80 |
Скорее ниже реальных знаний | 32 | 52 | 31 | 33 | 14 |
Скорее выше реальных знаний | 3 | 5 | 4 | 2 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 8 | 3 | 8 | 3 |
Приложение 2.
Возможно, ли во время сдачи ЕГЭ пользоваться шпаргалками или мобильным телефоном и остаться не замеченным, или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных в каждой целевой группе) | |||||
| Студенты 1 курса - высокобалльники | Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ | Ученики 10-х классов | Родители учеников | Учителя |
Возможно списать или подсмотреть | 48 | 40 | 22 | 10 | 16 |
Невозможно списать или подсмотреть | 43 | 51 | 73 | 80 | 79 |
Затрудняюсь ответить | 9 | 9 | 5 | 10 | 5 |
Приложение 3.
Вы лично пользовались во время сдачи выпускных экзаменов ЕГЭ мобильным телефоном или шпаргалкой, или нет?(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных в каждой целевой группе) | ||
| Студенты 1 курса - высокобалльники | Студенты 1 курса - средние и низкие баллы за ЕГЭ |
Да | 11 | 12 |
Нет | 88 | 86 |
Отказ от ответа | 1 | 2 |
Приложение 4.
Отличительные особенности | Традиционный экзамен | ЕГЭ ГИА |
Что оценивается? | Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить "скрыть" пробелы в знаниях. | Оцениваются знания и умение рассуждать, решать, удерживаться в рамках задания, понимать формулировку, планировать и организовывать свою деятельность. |
Что влияет на оценку? | Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление и т.д. | Оценка максимально объективна. |
Возможность исправить собственную ошибку | На устном экзамене легче заметить ошибку за счет обратной связи от экзаменатора и можно ее исправить во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном — при проверке собственной работы. | Можно заметить и исправить ошибки при самостоятельной проверке. |
Кто оценивает? | Знакомые ученику люди. | Компьютер, незнакомые и невидимые эксперты. |
Когда можно узнать результаты экзамена? | На устном экзамене — практически сразу, на письменном — в течение нескольких дней. | В течение нескольких дней. |
Содержание экзамена | Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т.д.) | Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала. |
Как происходит фиксация результатов? | В письменном экзамене — на том же листе, на котором выполняются задания. На устном — на черновике. | Результаты выполнения задания необходимо перенести на специальный бланк регистрации ответов. |
Приложение 5
Карты планет и спутников Солнечной системы
Именинный пирог
Любимое яичко
Привередница
Четыре художника. Осень