Цель данного исследования – выяснить развивает ли сбор пазлов внимание, мышление и по итогам исследования составить алгоритм сбора пазлов.
Вложение | Размер |
---|---|
panenkov.docx | 396.41 КБ |
Исследовательская работа на тему:
«Современная мозаика: технология сбора пазлов»
Номинация: «Творческая мастерская»
Выполнил:
Паненков Иван 11 лет -
обучающийся 5 «а» класса.
Руководитель:
Тишкевич Лейла Назимовна
г. Выкса
2016 г.
Аннотация.
Цель данного исследования – выяснить развивает ли сбор пазлов внимание, мышление и по итогам исследования составить алгоритм сбора пазлов;
Задачи:
Объект исследования: пазлы.
Предмет исследования: влияние процесса сбора пазлов на развитие внимания, памяти, мышления человека.
Гипотеза: Пазлы развивают мышление, внимание, память, воображение и познавательные способности человека. Если составить пошаговую инструкцию собирания пазлов, то их можно будет собирать быстрее и легче.
Практическая значимость исследования позволяет не только собирать пазлы по памятке, но и составлять свои пазлы . Материалы данного исследования могут быть использованы на классных часах, занятиях во внеурочной деятельности, проведении мастер-классов. Исследование позволяет объединить несколько наук.
Содержание
Аннотация …………………………………………………………………… 2
3.Глава 2. Виды и размеры пазлов …...................................................................9
2.1. Картонные и деревянные пазлы……………....................................…9
2.2.Объемные голографические пазлы ………..................................….. 10
2.3.Пазлы – шары ………………………………..................................… 10
2.4.Фактурные пазлы …………………………..................................….. 10
2.5.Велюровые пазлы …………………….................................………. 10
2.6.Пазлы – 3D …………………………………..................................… 10
2.7.Размеры пазлов …………………………………….......................… 10
4. Глава 3. Практическая часть ………………… ………................................ 11
3.1 Влияние пазлов на развитие человека ………………………………11
3.2 Интервью с людьми, увлеченными складыванием пазлов ………..12
3.3 Интервью с психологом школы Терентьевой А.С. ……………… 13
3.4 Анкетирование учащихся 2 – 5 классов ………………………… 13
3.5 Как собирать пазлы ………………………………………………. 14
3.6 Мастер – класс с учащимися 3 класса …………………………… 15
3.7 Изготовление игры - пазлы своими руками…………………………16
3.8Создание дидактического пособия по теме «Времена года»
для 1 классов ……………… …...........................................................16
Выводы ………………………………………………….....................................17
Заключение ……………………………………………...................................…17
Список литературы и интернет ресурсов …………….........................……….18
Приложение ……………………………………………......................................19
Введение
Современный мир сложно представить без настольных игр для детей и их родителей. Разновидностей игр придумано множество, но есть среди них одна незатейливая игра, завоевавшая огромную популярность во всем мире, речь идет о пазлах. Я очень люблю собирать пазлы. И я решил узнать о них побольше.
Пазл принято считать одной из самых доступных игр, развивающих мышление, внимание, память, воображение и познавательные способности человека. По мнению психологов к этому списку можно добавить еще и развитие образного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, учит правильно воспринимать связь между частью и целым, развивает мелкую моторику рук.
Актуальность моего исследования состоит в том, что в наши дни в любом игрушечном магазине можно найти огромное количество головоломок, связанных с составлением картинок. Самыми сложными из них – пазлами – увлекаются даже взрослые. При этом возникает вопрос: насколько нужны подобные занятия ребенку? Что это – пустое развлечение или полезная развивающая деятельность?
Исходя из актуальности этой проблемы, возникают цели моего исследования: узнать о пазлах поподробнее, начиная с истории их появления, и постараться узнать о влиянии пазлов на человека. И еще написать собственную памятку собирания пазлов
Задачи, поставленные в ходе исследования:
Объект исследования: пазлы.
Предмет исследования: влияние процесса сбора пазлов на развитие внимания, памяти, мышления человека.
Гипотеза: пазлы развивают мышление, внимание, память, воображение и познавательные способности человека. Если составить пошаговую инструкцию собирания пазлов, то их можно будет собирать быстрее и легче.
Ожидаемые результаты.
Исследование имеет практическую значимость исследования позволяет не только собирать пазлы по памятке, но и составлять свои пазлы . Материалы данного исследования могут быть использованы на классных часах, занятиях во внеурочной деятельности, проведении мастер-классов. Исследование позволяет объединить несколько наук.
Глава 1. История возникновения пазлов
В разных источниках можно прочитать разные версии возникновения пазлов.
По одной из версий, родиной пазлов является Германия, в которой в 18 веке наладили производство пазлов и их экспорт. Примером тому служит известная немецкая картина Джона Кладиуса Саррона, вырезанная Мартином Энгельбрехтом в Агсбурге в середине 19 века.
Согласно французской версии, пазлы были изобретены во Франции профессиональным педагогом мадам Бомон, которая была француженкой, но в период 1748 – 1762 жила и работала в Англии. Она была руководителем частной школы и выпускала сборник детских сказок. В этом сборнике сообщалось о новом методе обучения географии с помощью разрезанных деревянных карт. Датская версия гласит, что самые старинные пазлы сделаны в Нидерландах в начале 18 века из географических карт в качестве учебного пособия по географии.
Наиболее известным родоначальником пазлов считают Джона Спилсбери, члена Королевского географического общества, который в 1761 году разрезал карту Англии и Уэльса. Для изготовления пазла он начал наклеивать черно-белые гравюры географических карт на роскошную тонкую панель из ливанского кедра и красного дерева и разрезать получившийся сэндвич на мелкие куски причудливой формы. Каждый такой кусочек содержал немного географической информации, и, собирая элемент за элементом нужные участки, ученик изучал географию. (рис. 1)
В течение десятилетий пазлы использовались только для географических карт. Затем их стали использовать и для изучения других предметов, в частности сохранились пазлы из хронологической таблицы с датами правления английских королей и королев.
Чего только в дальнейшем не разделяли на кусочки — портреты, изображения исторических сражений и даже библейские события, даты известных людей, картины знаменитых художников.
В 19 веке наблюдается снижение стоимости на пазлы. Это приводит к их большому распространению и популярности. Черно-белые тона меняются цветными, что усиливает интерес людей к «маленьким кирпичикам» большого рисунка. Уже к середине 19 века благодаря широкому распространению в Америке штамповки по картону пазлы значительно подешевели и стали доступны каждому. Это привело к широкой популярности пазлов во всем мире.[1]
В России пазлы появились во второй четверти 19 века в Санкт-Петербурге и назывались «пузелями». Литограф и художник П. Вдовичев имел в Санкт-Петербурге собственную мастерскую детских игр. Он выпускал картинки, которые надо было раскрашивать, наклеивать на картонку и разрезать на кусочки, чтобы потом опять их складывать. Собирать пузеля считалось дорогим, салонным увлечением.
Однако пик популярности пазлов наступил в ХХ веке. Пазлы с художественными репродукциями стали изготавливать в качестве развлечения для взрослых. Игра стала популярным салонным развлечением в Европе.
Первое фабричное производство пазлов привычных нам скрепляющихся открыла в 1909 году в США фирма «Parker Brothers». Предприимчивые американские промышленники решили максимально удешевить производство пазлов и стали их изготавливать из картона. Это позволило существенно снизить их цену и, как следствие, привело к широкой популярности во всем мире. Пик популярности пазлов приходится в Америке на время Великой Депрессии 1929-1933гг. Великая депрессия – это период спада всей мировой экономики в 1929-1940 г., хотя сам термин чаще употребляется по отношению к США. В условиях перепроизводства товаров и нехватки денежной массы, инфляции, банкротства предприятий продажа пазлов достигла небывалой величины – 10 миллионов долларов в неделю.
Пазлами были увлечены все слои населения. Производители выпускали еженедельный тематический пазл и устраивали конкурс среди любителей пазлов. Имена победителей публиковались в воскресных выпусках газет.
В Америке доходило до того, что в крупных городах устраивались соревнования по сборке пазлов. Особенно интересны были командные состязания, когда собирались огромные картины, состоящие из нескольких тысяч деталей. Вместо репродукций часто брали картинки из иллюстрированных журналов, фотографии дорогих автомобилей, карикатуры и т.д.
Картинки использовались самые разные. В России, Украине и Европе предпочитались изображения на тему искусства, в Америке – фотографии автомобилей, иллюстрации популярных журналов. Сейчас, наверное, трудно придумать тематику, на которую бы не выпускались пазлы, но совершенно бесспорно одно: пазлы, претерпев множество изменений, и сегодня остаются для одних игрой и увлекательной забавой, для других – серьезным и предметным увлечением.
В начале XXI века пазлы продолжают завоевывать популярность теперь уже в Интернете. Во всемирной паутине существуют множество вариаций этой увлекательной головоломки с разным количеством кусочков и разными принципами их соединения. Пазлы онлайн привлекают внимание все большего количества пользователей.
Глава 2. Виды и размеры пазлов сегодня.
Картонные и деревянные пазлы
Помимо традиционных пазлов на картоне с разным количеством элементов и видом их нарезки: от распространённой и классической прямоугольной с выступами и выемками до треугольных, круглых, овальных кусочков, а также кусочков других форм, существуют также деревянные пазлы, изготовляемые из высокосортных пород дерева и покрытые экологически чистыми красками . (рис.2)
Такие головоломки предлагают для развития малышей уже с 1.5 лет. Они могут быть в виде плоской картинки или в виде кубиков. По тематике – самые разнообразные, но чаще всего – это животные.
Объёмные голографические пазлы – где в зависимости от угла зрения меняется изображение картинки.
Пазлы-шары, представляют собой пластиковые шары со слегка вогнутыми деталями, при сборке образующими очень прочный шар, не нуждающийся в дополнительном склеивании, который может храниться на специальной подставке прилагающийся в комплекте.
Фактурные пазлы, поверхность которых выполнена из различных материалов, таких как пробка, дерево или японская бумага. Сбор такого пазла способен подарить как эстетическое, так и тактильное наслаждение.
Велюровые пазлы, поверхность которых покрыта бархатистым велюром очень приятны на ощупь.
3D-пазлы представляют собой объёмные пазлы средневековых зданий, машин, кораблей, домиками с полисадниками или Семь чудес света. Использование специального защитного слоя позволяет собрать их таким образом, что конструкция не разваливается на части.
Также существует множество компьютерных пазлов.
Размеры пазлов сегодня
В настоящее время существует большое количество различных видов и модификаций пазлов.
Цель при сборе пазлов одна — получить из разобранных элементов единую картину.
Пазлы делятся по размеру элементов и размеру единой картины. Сложность пазла определяется рисунком, но главным критерием является число элементов — чем оно выше, тем пазл больше и сложнее.
Классический размер маленького пазла — 54 элемента (пазлы с этим числом элементов и выше (примерно до 260) являются детскими пазлами и предназначены для развития детей как индивидуумов.
На детских пазлах обычно изображают героев вымышленных персонажей, автомобили, кадры из мультфильмов.
Как правило, существуют размеры пазлов: самый маленький -8 штук, самый большой в мире 18000 штук.
Эти размеры являются относительными, и существуют множество пазлов с числом элементов, близких к этой категории.
Пазлы с размерами, превышающими 260 элементов, уже не предназначены для сбора детьми и предназначены для взрослых. Соответственно, на них могут быть изображены и другие, серьёзные жизненные сцены, и на них уже герои детских мультфильмов не изображаются. На пазлах могут изображаться географические места, фантастические сцены, на очень больших пазлах (свыше 6 000) обычно изображаются только сцены из Библии, картины известных художников (Леонардо да Винчи, Микеланджело).
Глава 3.Практическая часть
3.1Влияние пазлов на развитие человека
По мнению психологов , собирание пазлов способствует развитию образного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, в частности, различению отдельных элементов по цвету, форме, размеру и т. д.; учит правильно воспринимать связь между частью и целым; развивает мелкую моторику.
В ходе исследовательской работы был проведён социологический опрос среди одноклассников (учеников 5–А класса), друзей и знакомых о пользе собирания различных пазлов.
В ходе опроса задавались следующие вопросы:
Результаты опроса отображены в диаграмме (диаграмма 1)
3.2.Интервью с людьми , увлеченными складыванием пазлов.
Любое складывание, не только увлекательно, но и познавательно. Пазлы принято считать одной из самых доступных игр, развивающих мышление, внимание, память, воображение и познавательные способности человека. При сборе пазлов можно ощутить радость творчества.
Я узнал , что многие ученики нашей школы увлекаются сбором пазлов и решил взять у них интервью. Сестры Тихоновы – творческие девочки ,их увлечение – сбор пазлов. Я попросил их устроить небольшую выставку работ и дать мне интервью, на что они любезно согласились.
1. Интервью с учащимися 5 «б» класса Тихоновыми Аленой и Юлией. Приложение (Фото 1, 1.1)
--- Почему ты увлеклась пазлами ?
--- Мне доставляет удовольствие конечный результат .
--- На какую тему ты любишь собирать пазлы ?
--- Это животные, пейзажи .
--- Кто помогает вам выполнять сбор ?
---- Мы пытаемся делать все самостоятельно , так как считаем , что если это увлечение – никто не должен помогать. Это важно и интересно для нас. Но если сложно нам помогает бабушка .
--- Помогает ли сбор пазлов развивать математические способности ?
--- Да, но ещё развивает мелкую моторику пальцев , память.
--- Можете ли вы научить кого-либо мастерству сбору пазлов ?
--- С удовольствием.
-Какое количество элементов в пазлах вы в состоянии осилить?
- 5 000 штук
3.3Интервью с психологом Терентьевой А.С. (приложение (фото 2))
«Помогают ли занятия сбора пазлов в развитии способностей учащихся?»- с таким вопросом я обратился к психологу МБОУ Вильской средней школы А.С.Терентьевой.
Терентьева А.С :
- Складывая пазлы, человек поневоле концентрирует своё внимание на этом процессе. Действуя автоматически, без контроля сознания. Поэтому занятия по сбору пазлов является своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь человека от повседневных мыслей, то есть направить его внимание на творческую работу. Сбор пазлов повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обоих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей в развитии человека.
Таким образом, я понял, что пазлы это не просто игра, доставляющая удовольствие, но и занятие, развивающее творческие способности человека.
3.4Анкетирование учащихся 2-5 классов.
Проведя интервью, я узнал о том , насколько интересен и увлекателен сбор пазлов. Мне захотелось узнать , интересен ли этот вид творчества учащимся 2- 5 классов , и что они знают о пазлах?
В опросе участвовало 29 человек.(Приложение Анкета , фото 3))
Учащиеся отвечали на следующие вопросы:
1.Знаком(а) ли ты с пазлами ?
2.Любишь собирать пазлы ?
3. Знакомы тебе способы сбора пазлов?
4.Дальнейшая жизнь собранных пазлов?
5.Любимые темы пазлов?
6.Какое количество элементов в пазлах вы в состоянии осилить?
На основе проведенного опроса можно сделать следующие выводы:
1. Все опрошенные (100 % учащихся) знакомы с пазлами . (Диаграмма 1)
2. Учащиеся (69% ) любят собирать пазлы .(Диаграмма 2)
3. На вопрос : «Знакомы ли тебе способы сбора пазлов?»- ответили утвердительно лишь 14 % учащихся, 86% учеников ответили , что не знакомы. (Диаграмма 3)
4. 27% учащихся собранную картинку используют в быту или дарят друзьям.(Диаграмма 4)
5. Большинство учащихся ( 62%) предпочитают животных.(Диаграмма 5)
6. 54 – 80 элементов –15 чел .% 104-120 элементов – 10 чел. %, 160элементов -4 чел. %.(Диаграмма 6)
3.5 Как собирать пазлы?
Открываем коробку… Лежат, сбились поближе друг к другу, перевернулись кому как удобно, отдыхают…сотни и тысячи цветных кусочков. Где место каждого из них, ни за что не скажут.
Собрать единую картину из этого хаоса частичек кажется чем-то из серии фантастики…
Однако "сотворить мир" из воцарившегося беспорядка совсем не сложно при системном подходе к решению этой глобальной задачи.
Существуют разные способы собирания пазлов. Кто-то начинает собирать с рамки. Кто-то начинает с собирания центральной фигуры. А я собирал пазлы так… (Приложение Фото 8-12))
Я составил памятку по собиранию пазлов
1.Из общей массы отбираем кусочки для рамки: с одним гладким краем; с двумя гладкими краями – эти детали поместим по углам будущей картины , подобрав их местонахождение по цвету изображения на коробке.
2.Оставшиеся детали аккуратно раскладываем на подготовленную поверхность, сортируя их по цвету и схожему изображению. Ориентируясь по контрольному изображению на коробке, начинаем выкладывать отдельные блоки изображения.
3.Наш пазл готов. Все кусочки нашли своё место и существуют как единое целое!
А что же делать дальше?
1.Разбираем пазл и складываем в коробку до следующего раза.
2.Украшаем комнату картинами и работами из пазлов.
3.Собранную картинку используем в быту.
4.Красиво оформленные работы из пазлов дарим своим друзьям.
3.6 Мастер-класс с учащимися 3 класса (Приложение Фото 9-12)
Пазлы – вот мой выбор. Теперь это стало моим увлечением и увлечением моей семьи. На сайтах интернета я познакомился с техникой сбора и видами данного искусства, узнал о первых пазлах и где их используют .
И я решил поделиться с учащимися 3 класса своим опытом, познакомить их с различными способами сбора пазлов. «И кто знает, может пазлы, так же станут и вашим увлечением», – сказал я ребятам.
Для проведения мастер – класса мне понадобились:
1.Пазлы
2.Внимательность
3.Хорошее настроение.
Я класс разделил на 4 группы, объяснил все способы сбора пазлов.
1 группа собирает по цвету.
2 группа – от краев к центру.
3 группа от центра к краям.
4 группа – по объектам.
Благодаря проведенному мастер-классу ребята узнали новые способы сбора пазлов.
3.7 Изготовление игры - пазлы своими руками
У меня есть младшая сестренка. Когда я собираю пазлы , она всегда пытается мне помочь. Тогда я решил сам сделать ей пазлы и вместе с ней собрать по своему алгоритму. (Приложение фото.13 - 19)
3.8 Создание дидактического пособия по теме «Времена года»
Выполняя данную работу по изучению пазлов, сделав настольную игру сестренке, я решил попробовать создать пособие для 1 класса по окружающему миру « Времена года». Я выбрал одинаковые рисунки , раскрасил их по временам года, наклеил на картон и разрезал на части. Учащиеся должны, прежде чем собирать пазлы, распределить их по временам года. Благодаря игре с пазлами дети одновременно развивают мелкую моторику рук, мышление, внимание, память и закрепляют тему: «Времена года».
Выводы.
Многие люди отмечают положительный эффект этой головоломки. Взрослые не меньше детей, если не больше, любят заниматься составлением картинок; могут неделями собирать пазлы, состоящие из тысяч деталей, которые сами «ведут» руку человека, подсказывая решение. Такое собирание не требует мыслительного напряжения и творческих усилий.
Складывание картинки позволяет снять излишнее возбуждение, поэтому его хорошо использовать как расслабляющее и успокаивающее средство для подвижных или просто перевозбужденных. Ну а если человек стеснителен, замкнут, необщителен, то часто используют собирание пазлов как своеобразный уход от окружающего мира. Таких людей можно увидеть в абсолютном одиночестве сидящих где-нибудь в уголке и чуть ли не часами собирают эти самые пазлы, автоматически подбирая детали.
Но важно отметить, что для того чтобы пазлы действительно имели для детей развивающее значение, необходимо участие взрослого. Ведь любую игрушку ребенку преподносит взрослый, именно он раскрывает ее суть и все возможные способы игры с ней. Ребенок, который остается один на один с коробкой пазлов, скорее всего, сведет игру к механическому подбору деталей картинки.
Список литературы
Психология детства: Учебник / Под ред. А.А. Реана - СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. - 368 с.
Интернет ресурсы
Приложение
(рис. 1) Карты
- пазлы
(рис.2) Пластмассовые и деревянные пазлы
Результат опроса одноклассников
(Диаграмма 1) «Что развивают пазлы»
Этот древний-древний-древний мир!
Медведь и солнце
Почему Уран и Нептун разного цвета
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский