Цель данной работы дать рекомендации подросткам, как выжить в экстремальной среде с помощью подручных средств. Гипотеза состоит в том, что если в ходе проведения опытов получим положительный результат и добудем огнь, очистим воду, определим части света, подручными средствами, то выбранные нами методы верны. Объектом исследования выступают природные ресурсы и подручные предметы. Предметом исследования являются методы добывания огня, очистки воды и определение сторон света. Решены следующие задачи: изучены информационные источники; проведены эксперименты; даны рекомендации. Для решения поставленных задач проведен анализ информационных источников, обобщена информация.
В нашей работе мы рассказали о правилах поведения на природе. Продемонстрировали действия, с «подручными» средствами, выполнив которые, вы сможете выжить в экстремальных условиях. Так мы получили и развели огонь с помощью картофеля, определили части света с помощью наручных часов и полуденной тени, сделали грязную воду пригодной для питья. Дали несколько рекомендаций, которые помогут обрести уверенность в своих силах, сохранить здоровье и жизнь. Информация в нашей работе носит ознакомительный характер и не может расцениваться, как единственный способ для выживания в экстремальных условиях, в дикой природе, в лесу или горах.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.31 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №33»
Городского округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан
Научно - исследовательская работа
« ИСПОЛЬЗУЙ ТО, ЧТО ПОД РУКОЙ И НЕ ИЩИ ДРУГОГО»
Выполнил Кругляков Гордей ученик 1г класса
Руководитель Файзуллина Л.Р. учитель начальных классов
Стерлитамак 2017
Содержание
Введение 3
Глава I
I.1. Экстремальные ситуации вокруг нас 4
I.2. Вы заблудись в лесу 4
Выводы по главе I 5
Глава II.
II.1. Определение частей света с помощью наручных часов 6
II.2. Получение огня с помощью картофеля 7
II.3. Очистка воды с помощью природных материалов 8
Выводы по главе II 10
Заключение 11
Список литературы 12
Введение
Названием нашей работы стал девиз героя мультфильма «Вокруг света за 80 дней» снятого по одноименному роману Жюль Верна. Это было выбрано не случайно, так как именно умение находить выход в сложной ситуации, где нет привычных средств помощи, будет темой нашей работы.
Цель – дать рекомендации подросткам, как выжить в экстремальной среде с помощью подручных средств.
Актуальность – использование нестандартных предметов в необычной обстановке, для достижения поставленных целей.
Гипотеза: если в ходе проведения опытов получим положительный результат и добудем огнь, очистим воду, определим части света, подручными средствами, то выбранные нами методы верны.
Объектом исследования выступают природные ресурсы и подручные предметы.
Предметом исследования являются методы добывания огня, очистки воды и определение сторон света.
Задачи:
1. изучить информационные источники.
2. провести эксперимент.
3. дать рекомендации.
Методы исследования:
Анализ информационных источников, эксперимент, обобщение полученной информации.
Глава I
I.1. Экстремальные ситуации вокруг нас
Не редко в средствах массовой информации мы можем услышать словосочетание - «экстремальные ситуации». Зачастую мы не задумываемся над тем, что это такое, однако эти самые ситуации подстерегают нас повсеместно. Что же такое экстремальные ситуации?
Под экстремальной ситуацией понимают опасные для жизни изменения условий среды вокруг человека, происходящее в течение короткого периода времени.
Бытует мнение, что обычным жителям городов вряд ли пригодится информация о выживании в сложных условиях. Однако, как мы говорили ранее, жизнь полна сюрпризов. Машина может потерпеть катастрофу, поход за грибами обернется потерей ориентировки в глухом лесу, может случиться пожар, землетрясение, наводнение, да и многие другие нестандартные ситуации, когда от вашего умения ориентироваться и принимать правильные решения зависит ваша жизнь.
Конечно, в разных ситуациях следует руководствоваться разными правилами. Например, полезные умения в тайге, окажутся не нужными в городе. Хитрости, предназначенные для выживания в пустыне, не могут применяться на Крайнем Севере. И все же какие-то общие принципы подойдут к любой нестандартной ситуации.
I.2 Вы заблудись в лесу
Разберем ситуацию. Вы пошли в поход с классом в соседний лес. Все было прекрасно. Лес радовал зеленой листвой и веселым щебетанием птиц. Но однообразный поход строем быстро наскучил. И вам очень, захотелось пробежаться или попрыгать, или полежать на мягкой траве, или просто устроить неожиданный сюрприз, оббежать группу одноклассников по рядом проходящей тропе, что бы неожиданно появиться впереди всех. И вот чуть приотстав от остальных, вы решаете осуществить свой план и сворачиваете на другую тропу. Быстро идете и даже бежите в надежде, что скоро обгоните сверстников. Первое время вы не замечаете, что тропа уводит вас дальше и дальше от коллектива, а когда понимаете, что голоса одноклассников уже не слышны, да и тропка стала еле заметной, решаете повернуть назад или, как вам кажется наперерез, вашей группе или возвращаетесь и снова бежите вперед. Вас охватывает паника, вы начинаете кричать, плакать. Что делать? Как найти свою группу?
Об этом мы поговорим в следующей главе.
Выводы по главе I
Собираясь с друзьями или в одиночку в поход в лес, на прогулку к реке или в другую мало знакомую местность, прежде всего, начните с выбора целей и маршрута путешествия, если есть подробная карта местности, изучите ее. Если вы один или с друзьями, куда, либо уходите, сообщите об этом родителям или кому-либо из взрослых.
Во время прогулки старайтесь запомнить основное направление движения, характерные особенности рельефа.
В целях обеспечения безопасности у туристов существуют правила поведения на маршруте, на привале, при преодолении препятствий, изучите их и четко им следуйте. Будьте дисциплинированным, ведь большая часть экстремальных ситуации на природе возникает из-за недисциплинированности участников. Беспрекословно выполняйте указания руководителя группы.
Глава II
II.1. Определение частей света с помощью наручных часов
Итак, вы поняли, что заблудились в лесу. Первое что вы должны предпринять - это остановится и успокоиться. Вас обязательно, рано или поздно, начнут искать. Постойте, осмотритесь, сориентируйтесь. Если в телефоне осталась зарядка позвоните родным и близким и сообщите о случившемся. Если телефон не работает, то вспомните, в каком направлении шли, в какой части света находиться ваш дом. Попытайтесь на месте определить, где север, юг, восток, запад. Это удобнее всего сделать с помощью компаса. Однако мы не планировали заблудиться, поэтому компаса с собой не взяли. Не расстраивайтесь, используйте то, что есть под рукой, вернее на руке. Определить части света вам помогут круглые наручные часы со стрелками.
Для этого нужно сделать следующее:
1. Часы положите на ладонь, часовая стрелка должна смотреть на солнце.
2.Мысленно разделите угол, получившейся между часовой стрелкой и 1(единицей) на циферблате пополам. Эта воображаемая линия укажет вам направление на юг.
Если ваши наручные часы не имеют стрелок, это тоже не проблема.
Посмотрите на часы, если они показывают 12 или 1 час дня то:
Встанете спиной к Солнцу, вы увидите тень - она покажет вам север. При этом запад будет по левую руку, а восток - по правую.
Если наручных часов нет, то ориентироваться можно по местным приметам.
Запомните: мхи и лишайники покрывают северную сторону деревьев и камней. Если вы заблудились в жаркий день, то разыщите хвойное дерево (сосну, ель): с южной стороны у дерева всегда выделяется смола. Муравьи устраивают свои жилища к югу от ближайших деревьев или кустов, причем, южный склон муравейника более пологий, чем северный. Вглядитесь в деревья: у многих пород хвойного леса кора на деревьях с северной стороны грубее, на ней больше трещин. Под камнями почва суше с южной стороны и более влажная с северной стороны. Как только вы определите стороны света двигайтесь в направлении вашего дома, периодически останавливаясь и прислушиваясь.
Могут помочь уточнить направление движения звуки. Знайте, что звук работающего трактора слышен примерно на расстоянии 3-4 км, гудок поезда- 4-5 км, сигнал автомобиля - 2-3 км, громкие крики - до 1 км, звуки выстрела - 2-3 км, стук топора и шум мотоцикла - 0,5 км.
При полной невозможности определить местонахождение выходите «на воду» - вниз по течению. Ручей приведет к реке, река - к людям.
II.2. Получение огня с помощью картофеля
Если вы поняли, что до наступления темноты не найдете дороги домой, оставайтесь обустраиваться там, где застал вас вечер, приступайте к оборудованию места ночлега. Для начала выберите сухое ровное место. Очистите его от мусора.
Самое главное для человека - это источник тепла. Огонь – один из самых важных факторов, от которых зависит выживание в дикой природе и экстремальных ситуациях. С помощью огня вы сможете согреться, приготовить еду, защитится от диких зверей и прогнать комаров. Огонь наполнит вас уверенностью в завтрашнем дне. Но вот вопрос, ни спичек, ни зажигалки с собой нет. На помощь, как всегда приходит смекалка и знания.
Вот один из способов добычи огня с помощью картофеля:
Есть еще один простой способ добычи огня в природных условиях. Для него не нужны никакие инструменты кроме целлофанового пакета с водой и солнца. Все просто набираем в пакет воды. Зажимаем его в руке (Приложение №5).
Подкладываем под пакет сухие палочки или бумагу. Долго держим пакет, направляя его содержимое на солнце. Через какой - то промежуток времени солнце нагреет воду, вода нагреет поверхность бумаги, она начнет дымиться и потом вспыхнет. Далее останется только поддержать огонь.
II.3. Очистка воды, с помощью природных материалов
Итак, огонь горит, картофель вымыт и приготовлен для запекания. Остается найти и приготовить для питья воду.
Вода играет одну из самых важных ролей практически во всех процессах жизнедеятельности человека. Она участвует в работе кровеносной системы, доставляя к органам питательные вещества и кислород. Без воды мы не могли бы переваривать пищу. Она защищает от перегрева и выводит отходы жизнедеятельности. И если без еды человек еще может «продержаться» месяц-другой, то без воды он умирает в течение недели.
Более ста лет назад люди осознали, что вода из природных источников нуждается в очистке от болезнетворных бактерий и вирусов. Чтобы оградить человека от этих нежелательных микроорганизмов, начали «готовить» воду пригодную для питья используя природные и синтетические фильтры, устраняющих опасные соединения.
Где же нам, в походных условиях, найти средства для очистки воды. Так вот они, снова у нас под рукой. Простейшим фильтром может служить ткань, сложенная в несколько слоев. Бактерии он вряд ли задержит, но от крупных примесей, остатков растений, взвешенной грязи поможет избавиться. Более мелкие частички примесей удалит песок. Третий слой – фильтр тонкой очистки. Он позволяет удалить из воды неприятный запах, поглотить часть вредных веществ это- уголь из костра. Брать его нужно мелкими кусками, а не золой, иначе вместо очищенной воды, получим только более грязную воду.
Итак:
Поиск воды обычно не представляет трудностей, но в случае с ее отсутствием достаточно иметь обыкновенный целлофановый пакет. Его надевают на ветку с густой листвой, туго заворачивают у основания. Через несколько часов на внутренних стенках пакета осядут капли влаги, испаряемые листьями. За сутки, таким образом можно собрать до литра воды.
Выводы по главе II
Ожидая помощи, будьте аккуратны. Общение с природой не всегда безопасно. В лесу легко отравиться ядовитыми ягодами или грибами, получить укус змеи или насекомого. Постарайтесь не собирать не знакомые вам растения. Держитесь подальше от звериных следов и троп. Главное - не паникуйте! Отбросьте в сторону страх. Пройдет время, и вы, конечно, выйдете к людям. Потом еще будете с удовольствием вспоминать это приключение.
Заключение
В нашей работе мы рассказали о правилах поведения на природе. Продемонстрировали действия, с «подручными» средствами, выполнив которые, вы сможете выжить в экстремальных условиях. Так мы получили и развели огонь с помощью картофеля, определили части света с помощью наручных часов и полуденной тени, сделали грязную воду пригодной для питья. Дали несколько рекомендаций, которые помогут обрести уверенность в своих силах, сохранить здоровье и жизнь. Информация в нашей работе носит ознакомительный характер и не может расцениваться, как единственный способ для выживания в экстремальных условиях, в дикой природе, в лесу или горах.
И все же есть совет, который подходит для всех ситуаций. Будьте предельно аккуратны и со всей серьезностью относитесь к мероприятиям, где возможна встреча с природой « один на один».
Список литературы
1. А.А.Агапова «Ориентирование на местности» Орион 2012г.
2. З.А. Клепина Природоведение 2 класс Просвещение 1979г.
3 .http://www.kakprosto.ru/kak-59244-kak-dobyt-ogon-s-pomoshchyu-kartofelya
4. http://survinat.ru/2009/12/7-sposobov-dobychi-vody/#axzz4Sv4Wq49t
5. http://www.nexplorer.ru/news__11365.htm
Рисуем кактусы акварелью
Хитрый коврик
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Тупое - острое
Нечаянная победа. Айзек Азимов