Учебно- научная работа посвящена исследованию состояния отношения к чтению в нашей школе в сравнении с данными исследования , проводившимися другой моей ученицей несколько лет назад.
Вложение | Размер |
---|---|
otnoshenie_k_chteniyu_proshloe_nastoyashchee_budushchee.doc | 79 КБ |
Управление образования администрации МО «Баргузинский район»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Уринская средняя общеобразовательная школа»
671615 Республика Бурятия, Баргузинский район, с.Уро, ул.Школьная, 2
тел. 83013195691 uroschool@rambler.ru
Отношение к чтению: прошлое, настоящее, будущее
( на примере учащихся Уринской школы)
Работу выполнила:
Красноярова Ксения,
ученица 6А класса
Руководитель:
Чиркова Татьяна Федоровна,
учитель русского языка и
литературы 1 категории
2017
Содержание:
4. Список литературы-------------------------------------------8 стр.
Введение
Чтение - сложный процесс, направленный на понимание текста, представляет собой взаимодействие между текстом и читателем. Также чтение – это способность воспринимать информацию.
Русское слово «чтение» корнями связано со словом «почтение». Оно всегда считалось в России делом, заслуживающим глубокого уважения и преклонения. Читающий человек в общественном мнении издревле причислялся к социальной элите. Мы гордились, что в 60- 70-е годы по праву могли назвать себя «самой читающей страной в мире». Сегодня же все стремительно меняется. «В настоящее время заметно снижение мотивации обучающихся к чтению. Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки (электронные носители, система гиперссылок, обилие коротких бытовых текстов и др.) приводят к тому, что традиционный, линейно разворачивающийся книжный текст, всё труднее воспринимается и прочитывается детьми. Это становится серьёзным препятствием для освоения литературных произведений и почвой, на которой расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений, рефератов и др.)»,- читаем мы в «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации».
Объектом исследования стали учащиеся Уринской школы двух разных временных периодов (2011 и 2017 год);
Предметом исследования - отношение учащихся к чтению, книге;
Актуальность проблемы: в условиях заметного снижения мотивации обучающихся к чтению, изменения свойств и условий существования текстов у учащихся оказывается несформированной заинтересованность в освоении значительного объема произведений русской и мировой литературы, именно этим обусловлена необходимостью проанализировать, как изменилось отношение учащихся нашей школы к книге, какими причинами это вызвано;
Цель: выявить, различается ли отношение к чтению и книгам у учащихся нашей школы двух разных временных периодов, найти объяснение этому;
Методы: для решения поставленных задач применяются следующие методы исследования: наблюдение; экспериментальный метод; метод обработки данных.
Основная часть
В «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 читаем: «Потребность в литературном образовании, его престиж в обществе сегодня невелики. Фундаментальные ценности, которые несет в себе литература как вид искусства, зачастую входят в противоречие с прагматическими ценностями, выступающими на первый план в повседневном обиходе, а также в средствах массовой информации.
Фактически литературное образование столкнулось сегодня с серьезным вызовом - поиском внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к литературе, выработкой аргументации и методик для повышения интереса к знакомству как с русской классикой, так и с наиболее значительными произведениями современной литературы.» [2]
Понимая, что все вышесказанное напрямую относится и к моим сверстникам, мы решили провести исследование и узнать, как они относятся к чтению. Похожее исследование было проведено в 2011 году ученицей нашей школы Жеравиной Мариной, мы хотим сравнить результаты шестилетней давности с сегодняшними. Тогда было опрошено 16 человек, сейчас – 14. И тогда, и сейчас учащимся были розданы анкеты со следующими вопросами:
Проведя анализ ответов на вопросы, мы пришли к выводу, что практически нет отличий в ответах учащихся только по первому: любит читать примерно одинаковое количество отвечавших (56%-57%). Ответы на следующие вопросы анкеты подтверждают мысль о том, что интерес к чтению в нашей стране стремительно падает: так имеет дома книги на 25% меньше учеников, чем это было шесть лет назад (были книги у 75% опрошенных, сегодня есть только у 50%). Но ведь, кроме домашних библиотек, существуют общественные, может быть, учащиеся нашей школы посещают их? Оказалось, и это не так: процент посещения библиотек, как показывают результаты опроса, снизился еще больше: в 2011 году читали там книги 44% опрошенных, сейчас – 7% (то есть лишь один из четырнадцати!). Количество родителей, любящих читать, снизилось с 85% шесть лет назад до 71% в 2017 году, соответственно, больше чем в два раза снизилось и число пап и мам, которые находят время, чтобы почитать своему ребенку книгу: было 37%, стало – 14%. (Смотрите таблицу)
Вопрос | 2011год Опрошено 16 человек | 2017 год Опрошено 14 человек | ||
да | нет | да | нет | |
Любишь ли ты читать? | 56% | 44% | 57% | 43% |
Есть ли у тебя дома книги? | 75% | 25% | 50% | 50% |
Как часто ходишь в библиотеку? | 44% | 56% | 7% | Редко – 57% Нет – 36% |
Родители любят читать? | 85% | 15% | 71% | 29% |
Читают ли они вместе с тобой? | 37% | 63% | 14% | 86% |
Мнения ребят по вопросу, каким ты видишь будущее книги, в 2011 году разделились: половина считала, что на смену бумажной книге придет электронная, а вторая – что останется привычная для нас книга в переплете, но никто из них не представлял себе будущего вообще без книг. Сегодня 86% шестиклассников видит в будущем напечатанную старым способом книгу, книгу электронную, книгу, которую можно будет прочитать в интернете с помощью планшета, ноутбука, компьютера, а вот 14% (2 человека из 14) считают, что в будущем легко можно будет обойтись без книги, там ей нет места.
На вопрос, кого из писателей ты любишь, в 2011 году наши сверстники называли имена авторов «Робинзона Крузо», «Острова сокровищ», «Золушки, «Чипполино». В 2017 году 8 шестиклассников (57%) не назвали никого, 6 человек (43%) назвали Агнию Барто, причем один человек при этом умудрился даже неправильно написать ее фамилию. Учитывая, что опрашивали мы шестиклассников, а назвали они поэта, со стихами которого знакомят детей дошкольного возраста, а большая часть школьников вообще никого не назвала, результаты можно назвать удручающими.
Понимая, что сложившуюся ситуацию нужно исправлять, мы обратились к школьному психологу Слесаревой Наталье Игоревне с просьбой дать несколько советов, как можно повысить интерес к чтению, как заинтересовать школьников книгой. Отвечая на наши вопросы, она вначале предложила разобраться в причинах сложившейся ситуации и назвала следующие:
А теперь перейдем к конкретным рекомендациям, которые нам дала Наталья Игоревна:
Надо научиться выбирать и хорошие книги, Джон Рёскин, английский писатель, художник, теоретик искусства, по этому поводу писал: «Читайте не то, что попало, а со строгим выбором. Поскольку жизнь так коротка, а свободных часов мало, мы не можем тратить ни одного из них на чтение малоценных книг. Плохие книги не только бесполезны, но и вредны». [3]
Заключение
Проведя исследование, мы выяснили:
Список литературы:
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Заяц-хваста
Филимоновская игрушка
Снежная книга
Ледяная внучка