Выполнил: студентка 2 курса БПОУ
«Чебоксарское УОР имени В.М. Краснова»
Минспорта Чувашии.
Филошина А.И.
Научный руководитель:
учитель биологии,
преподаватель медико-биологических
дисциплин
Колмакова Н.Ю.
Мусор – одна из категорий отходов человеческой деятельности. Но не всегда это понятие имело негативную окраску. Например, наши пра-пра-пра-прадеды - древнейшие люди были очень зависимы от природы, близки к ней, поэтому и мусор производили такой же, как любое другое живое существо. Но вот эволюция привела к техническому прогрессу, и вместе с этим накапливаются горы отходов, а выделяемые ими вещества загрязняют и разрушают биосферу. Мы понимаем, что невозможно отказаться от технического развития, ведь это противоречит развитию человечества! Значит, следует создавать новые технологии производства. Но немаловажно и доносить до каждого человека основы рациональной утилизации бытовых отходов и пускать их в переработку.
Вклад ученых, изучавших взаимозависимость жизнедеятельности человека и состояния Земли и трудно переоценить. Это и основоположник отечественной агрономии Андрей Тимофеевич Болотов, и основоположник почвоведения Василий Васильевич Докучаев, и создатель учения о ноосфере Владимир Иванович Вернадский. А также работу нашего земляка В.Л. Сусликова – профессора кафедры профилактической медицины Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, изучавшего геохимическую экологию болезней в Чувашии и многие другие. Но бытовые отходы – это отдельная тема. Это проблема на стыке химии, экологии, медицины, географии и как, ни странно, - психологии.
Справиться с увеличивающейся массой мусора можно только предприняв серьезные меры на уровне государства, продумав способы мотивации населения , создав комфортные и доступные условия для этого важного общего дела. А также, устранив психологические, социальные и экономические препятствия этому, существующие в настоящее время.
В работе произведен анализ подхода к утилизации бытового мусора в России различных зарубежных странах. Выявлены мотивы, побуждающие граждан тратить время, а иногда и собственные средства на правильную переработку мусора, а также и на уменьшение производимого ими количества бытовых отходов. Сформулированы пути выхода из сложившейся неблагоприятной обстановки в России.
Также проведено анкетирование студентов и преподавателей по вопросам, связанным с утилизацией твердых бытовых отходов, и анализ полученных результатов. Анкетирование показало, что необходима дальнейшая просветительская работа в теме производства и переработки бытовых отходов. Однако, есть позитивные результаты шагов, предпренимаемых в этом направлении и работу следует продолжать.
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-ek_i_psihol_problemy_ratsionalnoy_utilizatsii_musora.docx | 121.06 КБ |
Бюджетное Профессиональное образовательное учреждение ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «Чебоксарское училище олимпийского резерва»
Министерства по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики
ТЕМА РАБОТЫ
Социально-экономические и психологические проблемы раздельной утилизации мусора в России
Выполнила: студентка 2 курса БПОУ «Чебоксарское УОР имени В.М. Краснова» Минспорта Чувашии. Филошина А.И. Научный руководитель: учитель биологии, преподаватель медико-биологических дисциплин Колмакова Н.Ю. |
Чебоксары, 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | …………………………………………………….. | 3 |
Глава I | Изучение проблемы замусоривания планеты….. | 4 |
Глава II | Экологическое просвещение об утилизации мусора……………………………………………. | 6 |
2.1 | Экологическое просвещение об утилизации мусора в Зарубежных странах…………………. | 6 |
2.2 | Экологическое просвещение об утилизации мусора в России………………………………… | 7 |
Глава III | Социально-экономические и психологические причины несоблюдения рациональной утилизации мусора ………………………………………………. | 9 |
Глава IV | Изучение информированности об утилизации мусора | 10 |
Заключение………………………………………………………….. | 13 | |
Список литературы………………………………………………..... | 14 | |
Приложения…………………………………………………………. | 15 |
“Дело в том, что в России люди разделены, а мусор перемешан”
Денис Старк, «Путь в чистую страну»
Введение
Мусор – одна из категорий отходов человеческой деятельности. Сейчас это слово означает что-то испорченное, непригодное, сломанное, грязное, вредное. Но не всегда это понятие имело негативную окраску. Например, наши пра-пра-пра-прадеды - древнейшие люди были очень зависимы от природы, близки к ней, поэтому и мусор производили такой же, как любое другое живое существо. Отходы после приготовления пищи, охоты легко включались в круговорот веществ и не нарушали равновесие в природе.
Эволюция привела к техническому прогрессу и вот уже истощаются природные ресурсы, накапливаются горы различного мусора, а выделяемые этим мусором вещества загрязняют и разрушают биосферу. Однако, мы понимаем, что невозможно отказаться от технического развития, ведь это противоречит самому развитию человечества. Значит, следует создавать новые технологии производства нужных веществ, продуктов и т.д., такие технологии, которые учитывают и способы утилизации использованной упаковки и самого отслужившего свое товара. Но достаточно ли этого?
Ещё в школе нам объясняют понятия: «макулатура», «металлолом», «переработка вторсырья». Давным – давно существуют технологии превращения исписанной бумаги в чистую, ржавого металлолома в новые металлические предметы, использованного и битого стекла в новую стеклотару. Почему же на российских свалках встречаются старые газеты и картон? Почему там встречается металл, стекло, пластик – ведь мы знаем, что они могут стать сырьем для вторичной переработки?
Видимо, недостаточно создать технологию. Необходимо учесть место человека - потребителя в этой технологии. Иначе мусора не станет меньше, и площадь свалок будет увеличиваться. Стоит исследовать данную проблему, чтобы иметь представление о причинах, которые могут привести территорию России в неприглядное состояние большой пустыни, усыпанной мусором, с засоренными пресными водоемами и вредным для дыхания воздухом.
Глава І. Изучение проблемы замусоривания планеты
Можно сказать, что впервые задумались о судьбе отходов ученые, изучающие взаимосвязь живых организмов в природных экосистемах. К ним можно отнести и известного всем Чарлза Дарвина (1809-1882), который описал борьбу за существование вида со средой обитания. По существу, именно эта работа Ч. Дарвина под названием «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859) стала началом изучения взаимоотношения живых организмов и окружающей среды [3]. И даже жившего намного раньше ученика Аристотеля - Теофраста Эризийского (372-287 гг. до н.э.), который описывал своеобразие растений в зависимости от почвы и климата в котором они живут.
Понятное дело, в те далекие года, когда жил Теофраст не было оснований беспокоиться о мусоре или как его сейчас называют на Западе «твердых муниципальных отходах». Но, становилось понятно, что важно изучать взаимосвязи организма и среды обитания. Поэтому, в 1866 году с легкой руки немецкого биолога Эрнста Геккеля получила свое название и родилась новая наука Экология.
В нашей стране мусор, как загрязняющий природу фактор, долгое время был оставлен без внимания. Например, ни основоположник отечественной агрономии Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833), ни основоположник почвоведения Василий Васильевич Докучаев (1846-1903) в конце XIX века даже не предполагали, что одной из причин, приводящих к загрязнению почв, может быть огромное количество бытовых отходов. В то время причиной истощения чернозема могло быть, например, неправильное использование его в земледелии.
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) – создатель учения о ноосфере, первым предсказал, что деятельность человека сильно влияет на окружающую среду. Настолько, что вызывает изменения во всех оболочках Земли под влиянием: добычи и сжигания углеводородного топлива, добычи и переработки металлов, синтезе химических веществ, переизбытке удобрений, антропогенном опустынивании и т.д. Он указал, что, например, загрязнение почв и водоемов хозяйственно-бытовыми сточными водами приводит к увеличению содержания азота на суше и в морях. Нарушается его естественный круговорот – геохмический цикл. [4]. Но и Владимир Иванович Вернадский больше учитывал влияние избытков удобрений, вносимых на поля, а не продуктов разложения твердых бытовых отходов на городских свалках.
Далее человечество продолжало увеличивать численность, и вот уже площадь городской свалки так велика, что случайны поток воздуха не оставит её не замеченной. Например, жители деревни Пихтулино в окрестностях города Чебоксары живут рядом с городской свалкой уже 50 лет. Сюда привозят отходы с двух городов (Чебоксары, Новочебоксарск) и всего Чебоксарского района. А площадь загрязненной территории больше 30 гектаров.
На сегодняшний день каждый человек добавляет в мусорную кучу 1-1,5 кг ежедневно. В связи с этим у экологии появилось новое ответвление - наука – гарбология, от английского слова «мусор» - garbage. Она изучает мусорные отходы и их влияние на жизнь планеты и людей, решает глобальные вопросы утилизации мусора.
Глава II. Экологическое просвещение об утилизации мусора
2.1. Экологическое просвещение об утилизации мусора в Зарубежных странах
В Зарубежных странах не существует такой проблемы как сортировочная переработка мусора. Раздельная утилизация принята обществом как необходимость в Японии, Финляндии, Швейцарии, США и т.д., так как это в первую очередь выгодно с материальной точки зрения. Каждый горожанин понимает, что на правильной утилизации мусора можно сэкономить.
Например, Япония имеет небольшую территорию и густо заселена. Нерациональная утилизация мусора неизбежно привела бы к значительному засорению островов, но жители поняли, что это скажется на их здоровье. Поэтому здесь разделяют мусор - в баки разного цвета (или пакеты) кладут мусор несгораемый, сгораемый, перерабатываемый и крупногабаритный. 2/3 всего мусора сжигают. На крупногабаритные вещи, которые, естественно, в пакеты не вмещаются, наклеиваются специальные наклейки, которые необходимо покупать, без такой наклейки мусор забирать не станут. Но самое главное, что утилизацию несортированного мусора здесь, как и во многих странах, приходится оплачивать, тогда как сортированный мусор можно сдать бесплатно и он перерабатывается на специальных заводах.
В Финляндии стеклянная бутылка стоит достаточно дорого это стимулирует сдать тару обратно в магазин, чтобы получить назад свои деньги. Здесь было проведено исследование затрат энергии на повторное использование стеклянной тары без переработки. Оказалось, что при десятикратном повторном использовании одной и той же стеклянной бутылки вместимостью 0,34 л, расход энергии составляет только 24% от энергозатрат на такую же бутылку, созданную заново из вторичного сырья. И всего около 16% от уровня затрат на стеклянную бутылку, если её изготовят заново из первичного материала. Поэтому выгоднее использовать современные средства очистки и наполнять такие бутылки вновь.
В США воспитание разумного отношения к отходам начинается в детстве. В школе много внимания уделяется вопросам экологии, ученикам объясняют, как важно уменьшать и правильно сортировать мусор. Более того, регулярно проходят соревнования по сбору макулатуры или пластиковой тары. Также, школьная программа предусматривает 100 обязательных часов волонтерства, которые включают в себя и уборку улиц. Нередко ученики участвуют в программе «Усынови территорию», где дети берут шефство над частью сквера, парка, леса и поддерживают там порядок. Таким образом, правительство надеется сформировать новый тип американцев, которые с юных лет будут заботиться об окружающей среде и следить за уровнем отходов в собственном доме и в стране.
В Дании кроме сортировки мусора, ещё с 1994 года магазины стали брать с покупателей определённую цену за пластиковые мешки. В результате датчанин использует в год всего четыре такие сумки. Дело в том, что по данным французских исследований, пластиковый пакет служит в среднем 20 минут, а разлагаться будет 450лет. Стоит сказать и о вреде пакетов, проглоченных водными моллюсками и млекопитающими, спутавших прибрежных птиц и животных. Поэтому правительства разных стран хотят сократить и даже отказаться от их использования. Полностью запретили использование полиэтиленовых пакетов в Бангладеш в 2002 году, так как бесчисленное множество мешков постоянно забивали городскую канализацию. В 2008 году примеру последовала Руанда. Теперь в аэропортах этой страны у прилетевших пассажиров конфискуют пластиковые мешки, а за пользование ими грозит штраф 150 долларов США [1].
В Швейцарской полиции есть особое подразделение полиции – мусорная полиция, которая следит за правильной сортировкой мусора. Сортировать мусор здесь должен каждый – это закон. А за нарушение его подразумевается крупный штраф. Мусорная полиция способна найти и привлечь к суду даже человека, выбросившего из машины окурок.
Итак, во всех Зарубежных странах правительство стимулирует своих граждан денежными выплатами, где-то понижением квартирной платы, где-то уменьшением налогов, где-то выплатой за каждый килограмм мусора определенной суммы. Существует система залоговой стоимости упаковки, система штрафов. Не последнее место занимает и просвещение подрастающего поколения. Все эти меры приводят к увеличению количества повторно переработанного мусора. И к уменьшению загрязненности окружающей среды в этих странах. Как же обстоят дела с этим в России?
2.2 Экологическое просвещение об утилизации мусора в России
Россия существенно отстает от более развитых европейских стран в плане переработки твердых бытовых отходов. Это связано в первую очередь с тем, что в нашей стране практически не применяются современные системы сортировки мусора возле его непосредственного источника. Граждане не сортируют бытовые отходы, в результате чего они поступают на мусороперерабатывающие заводы, где сортировочный процесс также оставляет желать лучшего. В лучшем случае мусор сжигают или прессуют и компактно размещают на специальных полигонах.
Попытки раздельного сбора мусора применялись еще в Советском Союзе и некоторые из них были весьма успешны. Например, были разработаны стандартные бутылки для молока, лимонада и других напитков, по всей стране существовали пункты сбора стеклотары. В школах активно проходил сбор макулатуры и металлолома. Существовала сеть приема ветоши. Однако, за данные виды отходов при их сдаче платилась слишком маленькая сумма, что было в какой-то степени невыгодно людям. Также было мало заводов по переработке сортированных отходов. Поэтому большая часть сжигалась или закапывалась. Исходя из русского менталитета, люди зачастую не видели смысла в сортировке мусора: «Все равно сожгут или закапают».
В настоящее время повысилось внимание к данной проблеме. Сейчас все больше проводится экологических уроков с детьми в школах и занятий со студентами. Организуются массовые мероприятия по уборке территории вокруг учебных заведений, мест работы, по берегам рек и опушкам лесных угодий и соревнования по сбору макулатуры, пластика. В средствах массовой информации публикуются данные о экологической ситуации в России, чтобы привлечь внимание населения и подчеркнуть важность мер по её улучшению. Объясняется польза идеи о раздельной утилизации мусора населением России. Однако, все перечисленные меры, на которые государство тратит много сил, не спасают нас от мусора по обочинам дорог, по берегам рек; не задерживает роста городских свалок и т.д.
Какие же проблемы мешают населению России перенять разумный подход к решению мусорной проблемы у Зарубежных стран?
Глава III. Социально-экономические и психологические причины несоблюдения рациональной утилизации мусора
Перед рассмотрением причин нерационального отношения к мусору, надо в первую очередь вспомнить, что человек – часть живой природы, биологическое существо. В семье животных котенок подражает маме и учится умываться, волчонок подражает взрослым и учится охотиться. Даже щенок домашней собаки, встречаясь с подобными себе, учится основам поведения в стае, например, не кусать щенков. Усвоение социального поведения происходит при подражании действиям родителя. Подражание – это процесс при котором один индивид в точности следует действиям другого. Это социально-психологический механизм общения, при котором возникают групповые нормы и ценности [3].
Как эта мысль связана с утилизацией мусора? Напрямую. Если родители не уделяют должного внимания сортировке мусора, то и ребенок, скорее всего, останется глух к любым призывам извне. И даже занятия в школе на известную тему не обязательно что-то изменят, так как ценность данного действия в семье не сформирована. Но нельзя сказать, что все потеряно и ребенок всегда будет бездумно повторять действия родителей. С возрастом, каждый человек начинает отделять свое «Я» и от родителей и от родительской семьи, вот тут и возможно переосмысление отношения к проблеме отходов. Поэтому экологическое образование нельзя прекращать в школах, ВУЗах, и даже с экранов телевизоров в виде социальной рекламы.
Следующая проблема в отсутствии комфортных условий для сдачи сортированного мусора. Можно считать её психолого-экономической. Некоторое время назад во дворах появились оборудованные по-новому площадки с тремя контейнерами для раздельного сбора мусора: для ветоши, стекла и остального мусора. Но вскоре их пришлось убрать, так как идея сортировки не прижилась, и раздельного сбора не получилось. Идея была реализована раньше, чем подготовлено сознание населения. Значит, чтобы ускорить переход к разумной сортировке мусора надо вскоре снова оснастить преддомовые территории контейнерами с четким указанием на них вида собираемого мусора. Со стороны государства необходимы материальные вложения в оснащение таких территорий.
Также, не стоит забывать, что любой россиянин экономически зависит от государства, которое может выплачивать премии или налагать штрафы. Поэтому разумные экономические меры по стимуляции сортировки отходов можно считать применимыми и в России.
Глава IV. Изучение информированности об утилизации мусора
Для того чтобы определить информированность в данном вопросе учеников и студентов нашего училища, мы провели анкетирование по вопросам связанным с изученной темой. Анкета содержала 5 вопросов (Приложение). Респондентами стали ученики 9 класса и студенты 2-4 курсов и преподаватели. Общее количество участников анкетирования 61 обучающихся и 15 учителей.
В результате анализа ответов на первый вопрос оказалось, что экологическую ситуацию в России участники оценивают по-разному: 67,5% думают, что экологическая обстановка критическая, 25% считают, что обстановка удовлетворительная, 7,5% ответили, что никогда не задумывались об этом (рис.1).
Рисунок 1. Анализ ответов на вопрос «Что вы думаете об экологической ситуации в России»
При ответе на вопрос «Понимаешь ли ты важность правильной утилизации мусора?», 97,5% ответили утвердительно (рис.2).
Рисунок 2. Анализ ответов на вопрос «Понимаешь ли ты важность правильной утилизации мусора?»
Значит, большинство респондентов подсознательно готовы к нововведениям, посвященным раздельной утилизации.
В третьем вопросе мы спрашивали: «Разделяешь ли ты мусор при утилизации?» (рис.3). 47,5% ответили отрицательно, 37,5% сказали, что не всегда, 15% считают, что разделяют. Однако, опрошенные проживают в общежитии нашего училища, поэтому у них нет возможности разделять мусор при утилизации, так как наше училище такими контейнерами не оборудовано. Значит, они заблуждаются в том, что означает понятие «разделение мусора» и работу по просвещению их в данной теме надо продолжать.
Рисунок 3. Анализ ответов на вопрос «Разделяете ли вы мусор?»
Четвертый вопрос «Раздельный сбор отходов - для чего он нужен?». 75% ответили, что для вторичной переработки сырья, 22,5% думают, что оба варианта верны, 2,5% сказали, что для экономии электроэнергии и воды (рис.3). Несмотря на то, что большинство учащихся выразили мнение, что необходима вторичная переработка сырья, однако для этого нужно создать заводы по переработки сырья.
Рисунок 4. Анализ ответов на вопрос «Раздельный сбор отходов – для чего он нужен?»
Пятый вопрос: «Как вы думаете, что следует сделать для правильной утилизации мусора?». 87,5% ответили, что распределять по контейнерам и перерабатывать, 12,5% что нужно сжигать. Никто из опрошенных не выбрал вариант «Закапывать» (рис.5). В первую очередь, по мнению большинства, нужно создать условия для сортировки и переработки отходов. Что бы выделить как можно больше полезных веществ из отходов, лучше всего их разделять.
Рисунок 5. Анализ ответов на вопрос: «Как вы думаете, что следует сделать для правильной утилизации мусора?»
Как показало анкетирование, мнение преподавателей и учащихся по большинству вопросов одинаково. Основная масса преподавателей считает, что экологическая обстановка в нашей стране удовлетворительная. На второй вопрос о важности правильной утилизации мусора учителя ответили положительно. На вопрос, разделяешь ли ты мусора при утилизации ответом было, что они понимают всю необходимость сортировки мусора однако, для этого нет специальных условий. И поэтому в большинстве своем разделение мусора проблематично. При рассмотрении четвертого вопроса для чего нужен раздельный сбор отходов было высказано два основных мнения: для вторичной переработки сырья и для экономии электроэнергии и воды и вторичной переработки сырья. В пятом вопросе учителя были согласны с мнением учащихся, в необходимости распределении мусора по контейнерам и его переработки.
Заключение
Нынешнюю экологическую ситуацию можно охарактеризовать как экологический кризис. Экологический кризис – стадия взаимодействия между обществом и природой, на которой до предела обостряются противоречия между экономикой и экологией, а способности саморегулирования экосистем в условиях антропогенного воздействия существенно подорваны. Экологический кризис вызвал ряд глобальных экологических проблем, одна из которых – загрязнение биосферы по вине хозяйственной деятельности человека.
На Конференции ООН в Рио-Де Жанейро в 1992 году была принята Концепция устойчивого развития. Это стратегия достижения гармонии между людьми (друг с другом) и между Обществом и Природой. Для этого надо устранить мешающие социально-экономические и психологические препятствия в России. Немалое значение имеет и проблема рациональной утилизации мусора в решении которой Россия находится ещё в самом начале долгого пути.
Прогресс нельзя запретить – он будет сопровождать человека всегда, но и человечество, соответственно прогрессу, должно изменяться и совершенствоваться. Именно взаимодействие государства с каждым отдельным членом общества, в конечном счете, должно привести к достижению гармонии между Обществом и Природой.
Список литературы
1. Иванов С. Проблема полимерного мусора / С. Иванов // Наука и жизнь. – 2016. - №5.- С. 30.
2. Жилин Д. М. Современные проблемы утилизации мусора [Текст] / Д.М. Жилин// Химия в школе. - 1998. - N1.-С.4-11.
3. Мамедов Н.М. Экология. Учебное пособие для 9-11 классов общеобразовательной школы/ Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина. – М.: Школа-Пресс. – 1996. – 464с.
4. Моисеенко Т.И. В.И. Вернадский и экологические проблемы современности/ Т.И. Моисеенко// Вестник Тюменского государственного университета.- Тюмень - 2013. - №12. - С.10-20.
5. Мокшанцев Р.И. Лекции по социальной психологии. Учебное пособие для ВУЗов/ Р.И .Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. - Новосибирск: Инфра-М, 2001. - 408 с.
6. Равич Б. М. Комплексное использование сырья и отходов / Б.М. Равич. - М.: Наука. - 1998.
7. Рихванов Е. Твердые бытовые отходы / Е. Рихванов // Экологический журнал «Волна».- 1999. - № 1.
8. Сапожникова Г.П. Раздельный сбор бытовых отходов: проблемы и решения [Текст] / Г.П. Сапожникова. - М.: Накра. - 2003.
9. Сапожникова Г.П. Конец «мусорной цивилизации»: пути решения проблемы отходов [Текст] / Г.П. Сапожникова. - М.: Оксфам. – 2010. – 108с.
10. Череп О.М. Проблема твердых бытовых отходов: комплексный подход [Текст] / О.М. Череп, В.М. Виниченко// Эколайн. - 1996
Приложение
Анкета
Изучение мнения об утилизации и переработке отходов
1. Что вы думаете об экологической ситуации в России и Чувашии?
А) экологическая обстановка удовлетворительная
Б) экологическая обстановка критическая
В) никогда не задумывался об этом
Г) свой вариант ответа
2. Понимаете ли вы важность правильной утилизации мусора?
А) да
Б) нет
В) не знаю
Г) свой вариант ответа
3.Разделяете ли вы мусор?
А) да
Б) нет
В) не всегда
Г) свой вариант ответа
4. Раздельный сбор отходов для чего он нужен?
А) для вторичной переработки сырья
Б) для экономии электроэнергии и воды
В) оба варианта верны
Г) свой вариант ответа
5.Как вы думаете, что следует сделать для правильной утилизации мусора
А) распределять по контейнерам и перерабатывать
Б) сжигать
В) закапывать
Г) свой вариант ответа
Рисуем акварельное мороженое
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Два плуга
Ворона
Три загадки Солнца