В наше время очень часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои мысли.
Данная работа посвящена изучению различных способов решения логических задач.
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_resheniya_zadach_na_logicheskoe_myshlenie.docx | 126.06 КБ |
Способы решения задач на логическое мышление.
Балданова Арюна
Россия, Агинский Бурятский округ. с.Чиндалей.
МБОУ «Чиндалейская средняя общеобразовательная школа». 6 класс.
АННОТАЦИЯ
В нашей работе мы ознакомились с понятиями «логика», «логическая задача», «мышление», выделили типологию логических задач, рассмотрели основные способы их решения, разработали систему логических задач для 5-6 кл. Нами была проделана исследовательская работа по изучению способов решения логических задач из различных источников и на наглядных примерах.
Актуальность. В наше время очень часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои мысли. Таким образом данная работа является весьма актуальной.
Цель исследования: Основной целью данного исследования является изучение различных способов решения логических задач.
Для достижения указанной цели предпринята попытка решить следующие задачи:
Объект исследования: Логические задачи
Предмет исследования: способы решения задач на логическое мышление
Методы исследования:
В результате исследования я пришла к выводу:
Несмотря на то, что решение логических задач имеет глубокие корни, оно популярно и в наши дни:
Способы решения задач на логическое мышление.
Балданова Арюна
Россия, Агинский Бурятский округ. с.Чиндалей.
МБОУ «Чиндалейская средняя общеобразовательная школа». 6 класс.
План исследований
Гипотеза: Если знать способы решения задач на логические мышление, то можно успешно участвовать в математических олимпиадах.
Мною была проделана работа по изучению различной литературы, много часов провела в Интернете, рассмотрела много примеров на решение логических задач. Открыла для себя много нового и интересного. Например, что одной из современных профессий является менеджер по логистике. Изучая этот материал, также я узнала о существовании теории графов, области применения теории графов и сделала вывод, что этот раздел математики является одним из важнейших, который используется в нашей повседневной жизни часто незаметно для нас.
Способы решения задач на логическое мышление.
Балданова Арюна
Россия, Агинский Бурятский округ. с.Чиндалей.
МБОУ «Чиндалейская средняя общеобразовательная школа». 6 класс.
Введение
Сделав для себя одно маленькое, но очень интересное открытие, мы проделали большую работу по изучению способов решения логических задач. Некоторые способы изучали на наглядных примерах, затем применяли их на новых задачах. Пробовали классифицировать задачи по способам их решения, хотя допускаем, что деление это условное. В процессе работы увидели некоторые практические применения теории графов.
1. Логическая задача.
1.1. Понятие «логическая задача».
Логика - одна из древнейших наук. Точно установить, кто, когда и где впервые обратился к тем аспектам мышления, которые составляют предмет логики, в настоящее время не представляется возможным. Отдельные истоки логического учения можно обнаружить еще в Индии, в конце II тысячелетия до н. э.
Основоположником логики как науки является древнегреческий философ и ученый Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Он впервые разработал теорию дедукции, то есть теорию логического вывода.
ЛО́ГИКА1 (греч. λογική – наука о мышлении, от λόγος – слово, речь, разум, рассуждение) – наука о законах, формах и приемах познания мира на ступени абстрактного мышления, а также о языке как средстве такого познания.
ЛОГИКА 2 (от греч. logos – логос) - способность правильно, т.е. логически, мыслить; учение о тождестве и его отрицании (Г. Якоби), учение о последовательности и методах познания (наука логики).
ЛОГИКА 3 - это наука о законах мышления и его формах.
Мышление является высшим познавательным процессом. Мышление человека- это творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи.
Мышление - сложная форма психической деятельности. В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.
Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Синтез — это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу.
Сравнение — это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.
Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных.
Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание.
Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и прочие.
Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений. Всякое мышление совершается в обобщениях. Мышление — это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному.
К логическим задачам отнесём такие, при решении которых главное, определяющее – это отыскание связи между фактами, сопоставление их, построение цепочки рассуждений для достижения цели. Профессор Е. С. Канин, не ставя цель определить понятие «логическая задача», относит к ним такие задачи, которые на первый взгляд не являются математическими, но в то же время требуют для своего решения формулирования суждений (высказываний), построения умозаключений и их цепочек. Поскольку при решении логических задач строятся умозаключения, то при этом приходится применять и общие методы решения математических задач, такие как метод выведения, метод исчерпывающих проб, метод сведения к противоречию и др. [4, c.17–18].
К логическим задачам отнесём такие, при решении которых используются законы логики, например, закон двойного отрицания, закон противоречия (не может быть сразу А и не А), закон исключённого третьего (или А или не А, третьего быть не может).
От обычных задач они отличаются тем, что не требуют вычислений; в них мы не находим ни чисел, ни геометрических фигур; чаще всего в таких задачах создается ситуация, выход из которой может быть найден, если мы тщательно изучим ситуацию и сделаем ряд выводов, иначе говоря логическим методом, с помощью логических рассуждений. Можно сказать, что логическая задача — это особая информация, которую не только нужно обработать в соответствии с заданным условием, но и хочется это сделать. Но в учебниках, сборниках задач и в других учебных пособиях не дается точного определения логической задачи. В работе мы будем называть логическими следующие задачи: на упорядочивание множества; на нахождение соответствия между элементами различных множеств; задачи с ложными высказываниями; задачи на переправы и взвешивание, турнирные задачи.
________________________________
1 - Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
2 - Философский энциклопедический словарь. 2010
3 - С.И. Ожегов Словарь русского языка. – М.: Советская энциклопедия, 1972. – 848 с
1.2. Способы решения логической задачи.
Надо отметить, что решение и составление логических задач способствуют развитию мышления гораздо в большей степени, чем решение тривиальных задач, которые в основном развивают память.
При решении логических задач можно использовать различные методы. В данной работе рассмотрели следующие методы:
В соответствии с использованным методом решения выделим следующие типы логических задач:
1) Задачи, решаемые методом «здравых рассуждений»;
2) Задачи, решаемые с помощью таблиц;
3) Задачи, решаемые с помощью алгебры высказываний;
4) Задачи, решаемые построением графов.
Заметим, что эта классификация весьма условна, потому, что многие задачи могут решаться несколькими способами одновременно, как правило, это задачи, которые можно решить с помощью таблицы и с помощью графов.
1.2.1. Задачи, решаемые методом «здравых рассуждений»
Многие логические задачи решаются методом «здравых рассуждений». Процесс решения представляет собой анализирование рассуждений всевозможных ситуаций, выбор подходящих и отбрасывание ненужных. В результате решения мы находим выход из создавшегося, затруднительного положения.
Метод «Здравых рассуждений» применим при решении задач на переправу (задача о волке, козе и капусте), на взвешивание и т. д. Рассмотрим примеры таких задач.
Пример. Задача о переправе козы, волка и капусты.
Через реку надо перевезти козу, волка и капусту. На лодке, кроме перевозчика, может поместиться только один из трех. Каким образом их можно перевезти, чтобы коза не съела капусту, а волк – козу.
Решение. Рассмотрим различные варианты переправы.
Если сначала перевезти волка, то коза съест капусту. А если капусту, то волк съест козу. Следовательно, вначале надо перевезти козу. Затем перевезем волка, но если оставим его там, то он съест козу. Значит, надо перевезти козу обратно и привезти капусту. И уже после козу.
Можно поступить иначе: не волка, а капусту. Но коза ее съест. Значит, козу обратно. Теперь волка и снова козу.
Ответ: сначала козу, затем волка (капусту). Потом вернем козу, перевезем капусту (волка). Затем козу.
Не одним способом можно решать и задачи на взвешивание, в частности задачи с весами.
Пример. Из восьми колец одно легче других. Каково число взвешиваний на чашечных весах для определения более легкого кольца?
Решение:
Способ 1. Разобьем восемь колец по четыре. Взвесим ту группу колец, которая легче, разобьем ее по два кольца. Взвесим повторно. Кольца из более легкой пары подвергнем сравнительному взвешиванию. Таким образом, потребовались три взвешивания для выявления легкого кольца.
Способ 2. Разобьем восемь колец на три группы: 3, 3 и 2.
Первое взвешивание: если группы по три кольца весят одинаково, то легкое находится среди оставшихся двух колец.
Второе взвешивание: взвесим оставшиеся два кольца и найдем легкое кольцо.
Если группы по три кольца весят по-разному, то легкое содержится среди той группы, которая весит меньше. Из этой группы возьмем два кольца и взвесим, если они весят одинаково, то третье-легкое. Если же весят по-разному, то легкое кольцо найдено.
Ответ: способ 1 — три, способ 2 - два взвешивания.
1.2.2. Задачи, решаемые с помощью таблиц
Часто при решении логических задач используют таблицы, в связи с тем, что задачи могут содержать много условий, которые все сразу трудно удержать в голове. Поэтому мы должны составить таблицу. Она составляется при внимательном прочтении и анализе условии задачи, после чего вся содержащаяся информация в задаче отображается в таблице. Такая обработка условия данных задачи значительно облегчает ее решение, а иногда является единственным способом решения.
С помощью таблиц можно решать различные типы задач, например: задачи на соответствие между элементами различных множеств, задачи на упорядочение множеств, задачи с ложными высказываниями, турнирные задачи и т. д.
1) Задачи на установление соответствия между элементами различных множеств
Данный тип логических задач связан с рассмотрением нескольких конечных множеств, как правило, между элементами которых имеются некоторые зависимости.
Самым простым является случай, когда даны два множества с одинаковым числом элементов и требуется установить взаимно однозначное соответствие между ними. В более сложных случаях рассматривается большее число множеств, число элементов у которых одинаково и требуется установить взаимно однозначное соответствие между элементами каждой пары множеств. И, наконец, рассматривается несколько конечных множеств, между элементами которых имеются зависимости, но нет взаимно однозначного соответствия.
При решении перечисленных классов задач используются различного рода таблицы. В случае двух множеств с одинаковым числом элементов удобно пользоваться квадратной таблицей, состоящей из n х n клеток (n-число элементов в множестве). Данные задачи вносятся в соответствующие клетки таблицы, например: положительный результат знаком «+», а отрицательный - знаком «-». После использования всех условий задачи клетки, которые остались пустыми, заполняются знаком «+» или «-» путем логических рассуждений.
Если множеств более двух, то приходиться рассматривать несколько квадратных таблиц или одну прямоугольную таблицу.
1. Пример двух множеств:
Задача 1. Аня, Женя, Нина спросили, какие оценки им поставили за контрольную работу по математике. Учитель ответил: «Плохих оценок нет. У вас троих оценки разные. У Ани не «3». У Нины не «3» и не «5». Кто какую оценку получил?
Решение: В задаче можно выделить два множества: множество оценок и множество имен. Каждое множество состоит из трех элементов. Это «3», «4», «5» с одной стороны и Аня, Женя, Нина с другой. Составим таблицу исходных данных. Согласно тому, что у Ани не «3», значит в пересечение столбца «Аня» и строки «3» ставим знак «-».
Согласно тому, что У Нины не «3» и не «5», значит, поставим в пересечении столбца «Нина» и строк «3» и «5» знак «-».
Оценка | Аня | Женя | Нина |
3 | - | - | |
4 | |||
5 | - |
Из таблицы видно, что у Нины «4», значит, ставим в соответствующей ячейке знак «+». А также ставим знак «-» в пересечении строки «4» и столбцов «Аня» и «Женя».
Таким образом, у Ани не «3», но и не «4», значит у Ани «5», ставим соответствующие знаки в соответствующие ячейки.
Тогда, очевидно, у Жени «3» (не «4» и не «5»).
Оценка | Аня | Женя | Нина |
3 | - | + | - |
4 | - | - | + |
5 | + | - | - |
О т в е т: у Ани «5», у Жени «3», у Нины «4».
3адача 2. Коля, Боря, Вова, Юра заняли первые четыре места в соревнованиях. На вопрос, какие места они заняли, трое ответили: Коля - не 1-е, не 4-е; Боря - 2-е; Вова - не 4-е. Какие места заняли мальчики?
Решение: Как и в предыдущей задаче, имеем два множества, каждое из которых состоит из трех элементов. Составим таблицу исходных данных.
Место | Коля | Боря | Вова | Юра |
1-ое | - | |||
2-ое | + | |||
3-ое | ||||
4-ое | - | - |
Между множеством имен мальчиков и множеством завоеванных мест должно быть взаимно однозначное соответствие.
У Бори 2-е место, значит, поставим в пересечении строки «2-е» и столбцов «Коля», «Вова», «Юра» знак «-».
У Коли ни 1-е, ни 4-е, но и ни 2-е (оно у Бори), следовательно, у него 3-е место, значит, в пересечении столбца «Коля» и строки «3-е» знак «+». Поставим соответствующие знаки.
У Вовы ни 4-е, ни 3-е, ни 2-е, значит, - 1-е место. Поставим знаки.
Следовательно, у Юры 4-е место.
Место | Коля | Боря | Вова | Юра |
1-ое | - | - | + | - |
2-ое | - | + | - | - |
3-ое | + | - | - | - |
4-ое | - | - | - | + |
Ответ: У Коли 3-е, у Бори 2-е, У Вовы 1-е, у Юры 4-е.
2. Пример трех множеств:
Задача: Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби.
Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги.
Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.
Определите, кто, чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.
Решение: Выделяем в задаче три множества (имя — профессия — увлечение). Каждое множество состоит из трех элементов. Множество имен содержит - Влад, Тимур и Юра. Множество профессий - врач, физик и юрист. А множество увлечений - туризм, бег и регби.
Из слов Юры ясно, что он не врач и он не увлекается туризмом. Из слов врача следует, что он турист.
Имя | Юра | |
Профессия | врач | |
Увлечение | туризм |
Буква "а", присутствующая в слове "врач", указывает на то, что Влад тоже не врач, следовательно, врач - это Тимур. В его имени есть буквы "т" и "р", встречающиеся в слове "туризм", значит, второй из друзей, в названиях профессии и увлечения которого не встречается ни одна буква его имени — Юра. Юра не юрист и не регбист, потому что в его имени содержатся буквы "ю" и "р". Следовательно, окончательно имеем:
Имя | Юра | Тимур | Влад |
Профессия | физик | врач | юрист |
Увлечение | бег | туризм | регби |
Ответ. Влад — юрист и регбист, Тимур — врач и турист, Юра — физик и бегун.
Частным случаем задач на нахождение соответствия межу элементами различных множеств являются задачи на упорядочение множеств. В задачах такого рода надо установить соответствие между элементами данного множества и элементами N. Такие задачи можно решать с помощью таблицы.
Пример: В семье четверо детей. Им 5, 8, 13, 15 лет. Детей зовут Катя, Ваня, Ира и Галя. Сколько лет каждому, если одна девочка ходит в детский сад, Катя старше Вани, и сумма лет Кати и Иры делится на три?
Решение:
Возраст | Катя | Ваня | Ира | Галя |
5 | - | - | + | - |
8 | - | + | - | - |
13 | + | - | - | - |
15 | - | - | - | + |
Если одна девочка ходит в детский сад, то есть ей пять лет, то Ване не пять лет. Ставим знак минус в соответствующей графе. Так как Катя старше Вани, то Ване не 15 лет, ставим знак минус в соответствующей графе.
Сумма лет Кати и Иры делится на три - это возможно в двух случаях: когда одной девочке 8 лет, а другой - 13 лет, или когда одной - 5 лет, а другой - 13 лет. Значит Ване не 13 лет, а 8. Заполним соответствующие графы.
Сумма лет Кати и Иры делится на три и это возможно в случае, когда одной девочке 5 лет, а другой 13. Но по условию задачи Катя старше Вани, поэтому, Кате 13 лет, а Ире - 5. Тогда Гале 15 лет. Заполним оставшиеся ячейки.
Эту задачу можно решить и с помощью прямой.
Младше И В К Г Старше
¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯'¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯'¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯'¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯'¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯
Правее расположим точки, соответствующие детям более старшим по возрасту.
Отметим на прямой точку В. Девочка ходит в детский сад, поэтому ставим точку левее В. Так как Катя старше Вани, то точку К поставим правее точки В.
Так как Катя старше Вани, то ему не 15 лет, значит, ставим точку правее В. Определим нахождение этой точки. Она может находиться между В и К или правее К.
Сумма лет Кати и Иры делится на три и это возможно в случае, когда одной девочке 5 лет, а другой 13. Но согласно условию задачи Катя старше Вани, поэтому, Кате 13 лет, Ире - 5. Значит Гале 15 лет. Отметим на прямой, что левее В стоит точка И; точка К находится сразу после В; крайняя правая точка - это Г.
Ответ: Кате 13 лет, Ире 5 лет, Гале 15 лет, Ване 8 лет
2) Задачи с ложными высказываниями
Пример: Задача «Дело Брауна, Джонса и Смита». Один из них совершил преступление. В процессе расследования каждый из них сделал по два заявления:
Браун: 1.Я не преступник. 2.Джонс - тоже.
Джонс: 1. Браун не преступник. 2. Преступник - Смит.
Смит: 1. Преступник - Браун. 2. Я не преступник.
В процессе следствия было установлено, что один из них дважды солгал, другой дважды сказал правду, а третий - один раз солгал и один раз - сказал правду. Кто совершил преступление?
Решение: Предположим, что оба высказывания Брауна верны, тогда Джонс не преступник и сам Браун - тоже, отображаем это в таблице, в соответствующих ячейках. Тогда возможно, что Джонс один раз солгал и один раз - сказал правду, значит, Смит оба раза солгал. Из слов Джонса получаем: Браун-преступник и Смит-преступник, а по свидетельству Смита: Браун не является преступником – преступником является он сам. Отобразим полученные данные в соответствующих ячейках таблицы.
Версия Брауна | Версия Джонса | Версия Смита | |
Преступник Браун | - | + | - |
Преступник Джонс | - | ||
Преступник Смит | + | + |
Итак, мы пришли к тому, что двое из них совершили преступление одновременно, чего не может быть. Рассмотрим другой вариант.
Допустим теперь, что Джонс ни разу не солгал, то есть Браун не преступник, а преступник – Смит; Смит солгал оба раза, то есть Браун не преступник, преступником является Смит; тогда Браун солгал и сказал правду, то есть преступником является он сам, а Джонс - нет. Отметим результат в таблице.
Версия Брауна | Версия Джона | Версия Смита | |
Преступник Браун | + | - | - |
Преступник Джон | - | ||
Преступник Смит | + | + |
Получили аналогичный первому варианту результат. Рассмотрим следующий случай.
Пусть в этот раз оба раза солгал Джонс, Браун - солгал и сказал правду, а Смит дважды не соврал. По мнению Джонса получаем: Браун преступник, Смит - нет. Из свидетельства Брауна: Браун преступник, Джонс – нет. Из слов Смита: Браун преступник, а сам он нет. Отметим данные в таблице.
Версия Брауна | Версия Джона | Версия Смита | |
Преступник Браун | + | + | + |
Преступник Джон | - | ||
Преступник Смит | - | - |
Итак, пришли к тому, что преступником является Браун.
Ответ: преступление совершил Браун.
3) Турнирные задачи.
Турнирные задачи - логические задачи, связанные с выяснением итогов турниров. В таких задачах приводятся неполные данные об итогах спортивных встреч. Путем логических рассуждений требуется получить полные данные о проведенных турнирах.
Решению турнирной задачи способствует оформление турнирной таблицы по данным, приведенным в условии задачи, затем по данным, полученным логическим путем.
Естественно, решая задачу (о шахматном, футбольном или хоккейном турнире), нужно знать основные положения о таких турнирах.
В футбольном (хоккейном) турнире команда - победитель матча получает два очка. Ничейный исход оценивается для каждой команды в одно очко, а поражение оценивается в ноль очков. При распределении мест в футбольном турнире в случае равенства очков у двух команд во внимание принимается разница забитых и пропущенных голов.
Рассмотрим пример задачи о футбольном турнире.
Пример: В первенстве по футболу, который проводился по круговой системе, участвовали четыре команды: «Юниор», «ЦСК», «Динамо», «Спартак». Последняя встреча окончилась неожиданно: «Юниор» проиграл «Динамо», но это не улучшило турнирного положения Динамо», а «Юниору» не помешало стать чемпионом. Каков был исход игры между «Спартаком» и «ЦСК»?
Решение:
Команда | Юниор | ЦСК | Динамо | Спартак | Очки | Место |
Юниор | - | 2 | 0 | 2 | 4 | 1 |
ЦСК | 0 | - | 2 | 1 | 3 | 2-3 |
Динамо | 2 | 0 | - | 0 | 2 | 4 |
Спартак | 0 | 1 | 2 | - | 3 | 2-3 |
По условию задачи «Юниор» занял первое место, проиграв последний матч «Динамо». Максимально число очков, которое могла набрать команда в этом турнире, равно 6.
«Юниор» набрал не более, чем 4 очка. Но и меньше 4 очков он набрать не мог, потому что уже при 3 очках нашлась бы команда с не меньшим числом очков, чем у «Юниора», значит, команда «Юниор» выиграла у команд «ЦСК» и «Спартак».
По условию задачи «Динамо», выиграв у «Юниора», не улучшил своего турнирного положения. Значит, если бы «Динамо» до последней встречи имел бы не менее 2 очков, то после выигрыша у «Юниора» он оказался бы победителем. Если бы «Динамо» до последней встречи имел бы 1 очко, то после победы над «Юниором» он имел бы 3 очка, это давало ему право на второе место, то есть улучшило бы его турнирное положение. Так как «Динамо» не улучшил своего турнирного положения, то он перед последней встрече имел бы 0 очков. Значит, «Динамо» проиграл и «ЦСК», и «Спартаку». Но турнирное положение «Юниора» и «Динамо» зависело от встречи «Спартака» и «ЦСК». При выигрыше одной из них, например «ЦСК», первое и второе места делили бы «Юниор» и «ЦСК», а третье и четвертое места делили бы «Спартак» и «Динамо». Турнирное положение команды «Динамо» не меняется, если «ЦСК» и «Спартак» сыграли вничью.
1.2.3. Задачи, решаемые с помощью высказываний
Решая задачи этим методом, мы используем элементы алгебры высказываний.
Под высказыванием понимают повествовательное предложение, относительно которого можно сказать, истинно оно или ложно. Не всякое предложение является высказыванием, например: восклицательные, вопросительные предложения («Который час?»). Не являются высказываниями и такие предложения, которые являются определениями чего-либо, например: «Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны».
Нас будут интересовать только свойство высказывания: ложь или истина. Сопоставим число 1 – истинное высказывание, 0 – ложное высказывание.
Пусть имеется некоторая совокупность высказываний, называющихся элементарными (исходными). Исходя из этих высказываний, с помощью, так называемых логических операций, строят новые (сложные) высказывания.
Перейдем к точному описанию этих операций.
Отрицательным высказыванием A называется новое высказывание, обозначаемое Ā (неверно, что A), которое истинно, если A ложно, и ложно, если A – истинно.
Пример: для высказывания А: “5 является делителем числа 30”, построенное указанным способом высказывание Ā: “Число 5 не является делителем числа 30.”
Конъюнкцией высказываний P и Q называется новое высказывание, обозначаемое P ۸ Q (и), которое истинно, если истинны оба высказывания P и Q, и ложно во всех остальных случаях.
Пример: Высказывание «Число 376 четное и трехзначное» - конъюнкция двух высказываний: «Число 376 четное» и «Число 376 трехзначное». Так как оба высказывания – истинны, конъюнкция - истинна.
Дизъюнкцией высказываний P и Q называется новое высказывание, обозначаемое P ۷ Q (или), которое истинно в тех случаях, если истинно хотя бы одно из высказываний P или Q, и ложно, если ложны оба высказывания P и Q.
Пример: Высказывание «Шесть - число кратное трем или 19>37» - является дизъюнкцией двух высказываний: «6 - число кратное 3» и «19> 37». Дизъюнкция истинна, так как одно из высказываний истинно.
4. Импликация.
Импликацией высказываний P и Q, называется новое высказывание, обозначаемое P => Q
(« если P, то Q»; из Р следует Q»), которое ложно лишь в том случае, если P – истинно, а Q – ложно.
Пример: Высказывание “Если число n делится на 4 , то оно делится на 2” –импликация высказываний «число n делится на 4» и «число n делится на 2». Оно истинно, так как истинны оба последовательные высказывания.
5. Эквивалентность.
Эквивалентностью высказываний P и Q, называется новое высказывание, обозначаемое P <=> Q, являющееся истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания P и Q одновременно истинны или одновременно ложны.
Пример: Высказывание «Число 15 делится на 3» эквивалентно высказыванию «сумма цифр числа 15 делится на 3». Оно истинно, так как оба высказывания истнны.
При решении логических задач с помощью алгебры высказываний мы будем использовать некоторые формулы – тавтологии (тавтологией называется тождественно истинная формула).
Основные тавтологии, используемые при решении логических задач:
Пример: Один из трех братьев поставил на скатерть кляксу.
Оказалось, что двое мальчиков в каждом из двух своих заявлений сказали правду, а один оба раза сказал неправду. Кто поставил на скатерть кляксу?
Решение: Пусть буква а обозначает, что Алеша поставил кляксу, тогда ā означает, что Алеша кляксу не ставил. Аналогичный смысл символов e, ē и u, ū.
Запишем теперь высказывания мальчиков формулами. Алеша сказал, что Витя не ставил кляксу и что это сделал Боря. Это высказывание запишется формулой:
A = ē ۸ u.
Аналогично запишем высказывание Бори, а именно:
В = e ۸ ā.
Витя сказал, что Боря не ставил кляксу и что он не готовил уроки. Но последнее совершенно не значит, что Витя не мог поставить кляксу. Поэтому высказывание Вити запишется так:
C = ū ۸ (e ۷ ē) = ū.
(мы формулу С упростили, поскольку высказывание e v ē - тавтология).
По условию задачи, двое мальчиков оба раза сказали правду, а один мальчик оба раза сказал неправду. Поэтому среди записанных нами трех формул А, В, С две истинны (тавтологии), а одна ложна (противоречие). Мы не знаем, какая именно формула ложна. Но мы утверждаем, что если из этих формул образовать попарные дизъюнкции, то поскольку в каждую дизъюнкцию будет входить по крайней мере одна истинная формула, эти дизъюнкции будут истинными. Образуем их, получив новые формулы:
D = A ۷ B = (ē ۸ u) ۷ (e ۸ ā),
H = A ۷ C = (ē ۸ u) ۷ ū = ē ۷ ū,
N = B ۷ C = (e ۸ ā) ۷ ū.
Найдем конъюнкцию формул Д и Н. Она, конечно же, истинна:
D ۸ H = ((ē ۸ u) ۷ (e ۸ ā)) ۸ (ē ۷ ū) = (ē ۸ u) ۷ (e ۸ ā ۸ ū).
Теперь найдем конъюнкцию трех формул Д, Н и N:
D ۸ H ۸ N = ((ē ۸ u) ۷ (e ۸ ā ۸ ū)) ۸ ((e ۸ ā) ۷ ū) = e ۸ ā ۸ ū.
Из этой истинной конъюнкции и заключаем, что кляксу поставил Витя.
Задача решена.
В связи со сложностью задач такого типа, их нежелательно давать ученикам на уроках математики в 5 - 6 классах. Для решения задач подобным способом необходимо знакомить детей с основами алгебры высказываний, который не может быть усвоен учениками в полном объеме в силу возрастных и индивидуальных особенностей школьников, а также из-за малого количества учебного времени при условии, что материал будет даваться только на уроках математики. Если ознакомление будет происходить на внеклассных и факультативных занятиях, то все будет зависеть от уровня подготовленности детей.
1. 2.4. Задачи, решаемые построением графов
Задачи, которые можно решить с помощью таблиц, можно решить и с помощью графов (исключением являются турнирные задачи).
При решении логических задач обычно бывает достаточно трудно держать в памяти многочисленные факты, данные в условии, устанавливать связь между ними, высказывать гипотезы, делать частные выводы и пользоваться ими.
На помощь могут прийти графы. Граф - множество точек, изображенных на плоскости (листе бумаги, доске), некоторые пары из которых соединены отрезками. При изображении графы на рисунках или схемах могут быть прямоугольными или криволинейными, расположение точек произвольное. Точки называют вершинами графов, а отрезки - ребрами графов. Выделяя из словесных рассуждений главное - объекты и отношения между ними, графы представляют изучаемые факты в наглядной форме. Примеры решения логических задач с использованием графов подкупают своей естественностью и простотой, избавляют от лишних рассуждений, во многих случаях сокращают нагрузку на память. С одной стороны, графы позволяют проследить все логические возможности изучаемой ситуации, с другой, благодаря своей обозримости, помогают в ходе решения задачи классифицировать логические возможности, отбрасывать неподходящие случаи, не доводя до полного перебора всех случаев.
Основой применения графов для решения логических задач служит выявление и последовательное исключение логических возможностей, задаваемых условиями задачи. Это выявление и исключение логических возможностей весьма часто может быть истолковано с помощью построения и рассмотрения получающихся графов. Такое применение графов и можно считать характерным для рассматриваемого приема решения логических задач.
Решение многих логических задач с помощью графов вполне доступно уже младшим школьникам. Для этого им достаточно иметь интуитивные представление о графах и самых очевидных их свойствах.
Рассмотрим примеры использования графов при решении некоторых известных задач. При этом объекты будем изображать точками, а отношение между ними - отрезками (положения точек и длины отрезков произвольны).
Выяснение структур логических задач с точки зрения применяемых методов решения дает возможность вычленить некоторые виды таких задач.
1) Построение графов - деревьев
Задача. Три ученицы — Аня, Варя и Клава — на первомайской демонстрации были: одна в красном, другая в белом, третья в синем платье. В высказывании: Аня была в красном платье, Варя не в красном, Клава не в синем — одна часть верна, а две неверны. В каком платье была каждая из учениц?
Решение: Будем исходить из двух возможностей: Аня была в красном платье (Ак) и Аня была не в красном (то есть в белом или синем) и изобразим эти возможности: первую ребром Ак, а вторую двумя ребрами Ас и Аб, исходящими из одной точки. Если Аня была в красном платье, то в синем могла быть или Варя, или Клава. Поэтому к ребру Ак присоединим 2 ребра Вс и Кс. Путь АкВс закончим Кб, а путь АкКс закончим Вб. Но из двух получившихся путей условию задачи, ни один не удовлетворяет.
Обратимся ко второй возможности. К ребру Ас присоединим два ребра Вк и Кк, так как в красном платье в этом случае могла быть Варя или Клава. Такие же два ребра присоединим к Аб. Закончить каждый из получившихся путей очень просто: нужно присоединить последовательно ребра Кб, Вб, Кс и Вс. Имеем четыре логические возможности, но условию задачи удовлетворяет лишь путь АсВкКб, а остальные три пути — не удовлетворяют. Значит, Аня была в синем платье, Варя — в красном, а Клава—в белом.
2) Наличие двух множеств
Задача. «Красный, синий, желтый и зеленый карандаши лежат в четырех коробках по одному. Цвет карандаша отличается от цвета коробки. Известно, что зеленый карандаш лежит в синей коробке, а красный не лежит в желтой. В какой коробке лежит каждый карандаш?»
Обозначим точками карандаши и коробки. Сплошная линия будет обозначать, что карандаш лежит в соответствующей коробке, а пунктирная, что не лежит. Тогда с учетом задачи имеем граф G1.
К К
С С
З З
Ж Ж
G1
Далее достраиваем граф по следующему правилу: поскольку в каждой коробке может лежать ровно один карандаш, то из каждой точки должны выходить одна сплошная линия и три пунктирные. Получается граф G2, дающий решение задачи.
К К
С С
З З
Ж Ж
G2
3) Наличие трех множеств
Задача. Три товарища — Иван, Дмитрий и Степан — преподают различные предметы (химию, биологию, физику) в школах Москвы, Ленинграда и Киева. Известно:
1) Иван работает не в Москве, а Дмитрий не в Ленинграде;
2) Москвич преподает не физику;
3) Тот, кто работает в Ленинграде, преподает химию;
4) Дмитрий преподает не биологию.
Какой предмет и в каком городе преподает каждый из товарищей?
Решение: Выделим три множества: множество имен, множество предметов и множество городов. Элемент каждого из множеств на рисунке 1 задан своей точкой (буквы на этом рисунке — первые буквы соответствующих слов). Если две точки из разных множеств характеризуют признаки разных людей, то будем соединять такие точки штриховой линией. Если же две точки из разных множеств соответствуют признакам одного человека, то такие точки будем соединять попарно сплошными линиями. Существенно, что по условию задачи для каждой точки любого множества в каждом из остальных множеств найдется одна и только одна точка, ей соответствующая. Таким образом, граф на рисунке 1 содержит все заданные в условии элементы множеств и отношения между ними. Задача на языке графов сводится к нахождению трех «сплошных» треугольников с вершинами в разных множествах.
Рассмотрим граф на рисунке 1. Напрашивается штриховой отрезок ХД. Действительно, Л соответствует X и, одновременно, Л не соответствует Д, то есть X не может соответствовать Д. Итак, используется типичная для такого рода задач операция на графе: если у треугольника с вершинами в трех разных множествах одна сторона сплошная, вторая — штриховая, то третья должна быть штриховой. Из условия задачи следует правомерность еще одной операции на графе: если какая-то точка соединена штриховыми отрезками с двумя точками во втором множестве, то ее следует соединить с третьей точкой этого множества сплошным отрезком. Так проводится сплошной отрезок ДФ. Далее проводится штриховой отрезок ДМ (в треугольнике ДФМ сторона ДФ сплошная, а ФМ — штриховая), ДК сплошным (ДМ и ДЛ штриховые). Теперь соединим точки Ф и К сплошным отрезком. Если в треугольнике с вершинами в разных множествах две стороны сплошные, то третья тоже будет сплошной. Найден первый «сплошной» треугольник ДФК.
Рис. 1 Рис. 2
Так, не возвращаясь к тексту задачи, руководствуясь лишь естественными операциями на графе, описанными выше, мы находим решение (рис. 2). Отметим последовательность, в которой проводились отрезки: ХД, ДФ, ДМ, ДК, ФК, МС, ИЛ, ХИ, БМ, БС. Вершины каждого из трех полученных «сплошных» треугольников определяют ответ задачи: Иван преподает химию в Ленинграде, Дмитрий — физику в Киеве и Степан — биологию в Москве.
Использовать графы в процессе обучения можно, даже не читая специальных курсов и факультативов. С одной стороны, графовые задачи, без сомнения, нужно использовать для развития сообразительности учеников на математических кружках, при подготовке к олимпиадам. С другой стороны, использование графов как языка на уроках алгебры, геометрии, поможет решать методические задачи обучения и повысить качество этого обучения.
Заключение
В нашей работе мы ознакомились с понятиями «логика», «логическая задача», «мышление», выделили типологию логических задач, рассмотрели основные методы их решения, разработали систему логических задач для 5-6 кл. Нами была проделана исследовательская работа по изучению способов решения логических задач из различных источников и на наглядных примерах.
В результате исследования мы пришли к выводу:
Несмотря на то, что решение логических задач имеет глубокие корни, оно популярно и в наши дни:
Библиография:
1. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
2. Философский энциклопедический словарь. 2010
3. С.И. Ожегов Словарь русского языка. – М.: Советская энциклопедия, 1972. – 848 с.
4. Е.С. Канин Логические задачи // Математика для школьников. – 2011. – № 3. – С.17–30.
5. Л. В. Ончукова Элементы логики. Логические методы на уроках математики: учебное пособие для 6 класса. – Киров, 2001. – 64 с.
6. Е. М. Вечтомов, Я. В. Петухова Решение логических задач как основа развития мышления // Концепт. – 2012. – № 8 (август). – ART 12109. – 1,2 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12109.htm.
7. Гарднер, М. А ну-ка догадайся! - М.: Мир, 1984.
8.Гарднер, М. Математические головоломки и развлечения. – М.: Мир, 1971.
9.Гарднер, М. Математические досуги. – М.: Мир, 1972.
10. Перельман, Д.И. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. / Под ред. и с дополн. И.Г. Болтянского. - 11-е изд. – М.: Наука, 1978.
Приложение I.
Система логических задач для 5-6 классов
Задачи, решаемые методом «здравых рассуждений»
Задачи, решаемые с помощью таблиц
Вода и молоко не в бутылке;
Сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом;
В банке не лимонад и не вода;
Стакан стоит около банки и сосуда с молоком.
Куда налита каждая жидкость?
— Вот увидишь, Шумахер не придет первым, — сказал Джон. Первым будет Хилл.
— Да нет же, победителем будет, как всегда, Шумахер, — воскликнул Ник. — А об Алези и говорить нечего, ему не быть первым.
Питер, к которому обратился Ник, возмутился:
— Хиллу не видать первого места, а вот Алези пилотирует самую мощную машину.
По завершении этапа гонок оказалось, что каждое из двух предположений двоих друзей подтвердилось, а оба предположения третьего из друзей оказались неверны. Кто выиграл этап гонки?
Один из них (самый откровенный) оба раза говорил правду; второй (самый скрытный) оба раза говорил неправду, третий (осторожный) один раз сказал правду, а другой раз — неправду.
Определите, представителями каких стран являются откровенный, скрытный и осторожный министры.
- старший брат Дмитрия оканчивает 7-ой класс, а младший брат Жени учится в 5-ом классе;
- Саша старше Кирилла на один класс, А Леня старше Жени на два класса;
- Вася оканчивает школу в этом году;
- Ваня по окончании третьего класса получил награду;
- Боря – пионервожатый в 5-ом классе, а Вася – в 4-ом;
- Саша, Кирилл и шестиклассник живут на проспекте Мира, а Дима, первоклассник и восьмиклассник – на Садовой;
- Боря помогает отстающему Жене, Дима помогает Ване, а Саше помогает Георгий.
(В задаче идёт речь о десятилетней школе).
Вот эти утверждения:
Конверт 1
1.На этот конверт не нужно наклеивать марку.
2.Обязательно нужно наклеить марку на второй конверт.
Конверт 2
1. Не нужно наклеивать марку на первый конверт.
2. Необходимо наклеить марку на третий конверт.
Конверт 3
1. Не следует наклеивать марку на этот конверт.
2. Требуется наклеить марку на первый конверт.
Определите, на какой конверт нужно наклеить марку.
В январе он его не достал,
И поэтому несколько дней
У шофёра билет покупал
Он себе за 15 рублей.
А в иной день кондуктор с него
Брал 11 только рублей.
Возвращаясь с кружка своего
Всякий раз шёл пешком наш Андрей.
За январь сколько денег ушло,
Посчитал бережливый Андрей:
С удивлением он получил
Аккурат 115 рублей!
Сосчитайте теперь поскорей,
Сколько раз был кружок в январе?
«Верен ответ А или D» – сказала Лена.
«Верен ответ В или Е» – сказал Юра.
«А, В и С – неверные ответы» – сказала Таня.
«Верный ответ – А» – сказал Саша.
«Все вы не правы» – сказала Наташа.
Оказалось, что мальчики и девочки ошиблись одинаковое число раз. Так какой же ответ верный?
(A) A (В) B (С) C (D) D (Е) E
Осла, козу и кошку,
Они купили красный мяч
И желтую гармошку.
Зайдя потом, увидел я
Осла, козу и белку,
Они купили красный плащ
И белую тарелку.
Зашел я в третий, встретил там
Опять осла и кошку.
Они купили в этот раз
Лишь желтую матрешку.
Мне срочно нужен твой совет,
Задумайся немножко.
Скажи: какой любимый цвет
У белки и у кошки.
И кто не сделал ни одной
Покупки в магазинах.
Поскольку не было, увы,
Товаров ярко-синих.
Совет: учтите, что каждый из героев этого стихотворения покупает товары только одного любимого им цвета.
Галя: «Я заняла первое место»;
Лида: «Я заняла не первое место»;
Наташа: «Я заняла не третье место, однако, вы учтите, что один из ответов моих подруг правильный, а другой — неправильный».
Кто занял в соревнованиях первое место, если Наташин ответ во всем правдив?
1.«Ольга заняла первое место, Нина — второе»;
2.«Ольга — второе, Поля — третье»;
3.«Мария — второе, Поля четвертое».
Отвечавшие при этом признали, что одна часть каждого ответа верна, а другая - неверна. Какое место заняла каждая из учениц?
22. Три друга: Алеша, Боря и Витя — учатся в одном классе. Один из них ездит домой из школы на автобусе, один — на трамвае и один — на троллейбусе. Однажды после уроков Алеша пошел проводить своего друга до остановки автобуса. Когда мимо них проходил троллейбус, третий друг крикнул из окна: «Боря, ты забыл в школе тетрадку!» Кто на чем ездит домой?
23. На одном заводе работают три друга: слесарь, токарь и сварщик. Их фамилии Борисов, Иванов и Семенов. У слесаря нет ни братьев, ни сестер, он самый младший из друзей. Семенов старше токаря и женат на сестре Борисова. Назовите фамилии слесаря, токаря и сварщика.
Задачи, решаемые построением графов
А был впереди Б и В;
Б впереди К через одного;
Л впереди А, но после Д;
В после Е через одного;
Д между Б и Г;
Е рядом с К, но впереди В.
В каком порядке выстроились мальчики?
Известно, что:
Смит самый высокий;
играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;
играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;
когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;
Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.
На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?
Известно, что:
Джуди живет не в Париже, а Линда — не в Риме;
парижанка не снимается в кино;
та, кто живет в Риме, певица;
Линда равнодушна к балету.
Где живет Айрис, и какова ее профессия?
а) У Феди – собака, б) У Коли – канарейка, в) У Феди – кошка, г) У Жени – рыбка, д) У Миши – собака?
- На чём играет Маша? – спросил я.
- На рояле.
- А кто играет на скрипке?
- Что-то не могу вспомнить, но, по-моему, та девочка, которая говорит по-французски, - ответила бабушка.
Поговорив с бабушкой, я узнала, что Оля играет на виолончели, а Лена не говорит по-немецки. Маша не знает итальянского языка, а Оля не скрипачка и не знает английский язык. Валя не знает французского, Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Определите, кто из девочек играет на каком инструменте, и говорит на каком языке.
Браун: 1.Я не преступник. 2.Джонс - тоже.
Джонс: 1. Браун не преступник. 2. Преступник - Смит.
Смит: 1. Преступник - Браун. 2. Я не преступник.
В процессе следствия было установлено, что один из них дважды солгал, другой дважды сказал правду, а третий - один раз солгал и один раз - сказал правду. Кто совершил преступление?
14.В очереди в кассу за билетами на концерт стоят Юля, Маша, Вика, Даша и Оля. Известно, что: Юля купит билет раньше, чем Маша, но позже Оли; Вика и Оля не стоят рядом; Даша не находится рядом ни с Олей, ни с Юлей, ни с Викой. Кто за кем стоит в очереди?
15. Кто участвовал в ограблении! Известно, что из шести гангстеров ровно двое участвовали в ограблении. На вопрос, кто участвовал в ограблении, они дали следующий ответы:
Гарри: Чарли и Джордж.
Джеймс: Дональд и Том.
Дональд: Том и Чарли.
Джордж: Гарри и Чарли.
Чарли: Дональд и Джеймс.
Поймать Тома не удалось. Кто участвовал в ограблении если известно, что четверо из гангстеров верно назвали одного из участников ограбления, а один назвал неверие оба имени?
Другие задачи
«Хвост весит 150 г, голова - столько, сколько хвост и половина туловища, а туловище — сколько голова и хвост вместе». Сколько весит рыба?
Два плуга
Басня "Две подруги"
Как зима кончилась
Любимое яичко
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари