Цель учебно-исследовательской работы: систематизация теоретического и практического учебного материала по английскому словообразованию.
Вложение | Размер |
---|---|
territorialnaya_uchebno.doc | 195 КБ |
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ
СЕКЦИЯ “Английский язык”
Тема: «Аффиксация как основной способ словообразования
в английском языке»
Автор: Горбунова Вероника
учащаяся 8 класса
ГБОУ ООШ № 4
г. Новокуйбышевска,
Научный руководитель:
Горбунова Наталья Геннадьевна
учитель английского языка высшей категории
Новокуйбышевск, 2016
Оглавление
Введение | 3 | |
Глава I | 6 | |
1.1 Общие сведения о словообразовании | 6 | |
1.2 Основные способы словообразования | 7 | |
1.3 Аффиксация — основной способ словообразования | 10 | |
Глава II | 13 | |
2.1 Наиболее употребительные суффиксы при образовании производных глаголов. | 13 | |
2.2. Наиболее употребительные суффиксы при образовании производных имен существительных. | 15 | |
2.3 Наиболее употребительные суффиксы производных имен прилагательных. | 23 | |
Заключение | 30 | |
Библиография | 31 | |
Приложения |
Введение
Роль английского языка в современном мире огромна. Именно поэтому ЕГЭ по английскому языку станет обязательным, а девятиклассникам предстоит писать единую контрольную работу. В силе остается и ОГЭ по английскому языку, который добровольно выбирают сдавать девятиклассники. Подготовкой к экзаменам озабочены как учащиеся и их родители, так и педагоги с администрацией школ. Данная проблема создала почву для подробного изучения одного из разделов экзамена – словообразования.
В задании № 2 ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку в разделе «Грамматика и лексика» объектом контроля является умение использовать словообразовательные аффиксы английского языка. Тип задания – краткий ответ, для получения которого необходимо заполнить пропуски в тексте лексически и грамматически согласующимися с контекстом словами, преобразуя с помощью словообразовательных элементов слова, представленные на полях справа от пропусков.
Чтобы успешно выполнить эти задания, учащийся должен иметь богатый словарный запас, владеть аффиксальными способами словообразования и, соответственно, знать суффиксы и префиксы различных частей речи. Практика показывает, что учащиеся испытывают большие трудности в их применении. Так, анализ контрольной работы по английскому языку в ГБОУ ООШ №4 г. о. Новокуйбышевск Самарской области показывает, что лишь 14 учеников из 55 успешно справились с заданием.
Изучив действующие учебники «Forward» и «Round up», можно сделать вывод, что в них нет списка основных суффиксов и приставок, которые участвуют в образовании новых слов, отсутствует теоретический материал по словообразованию. В данных учебниках недостаточно упражнений для тренировки в образовании новых слов, нет системы работы. Поэтому более подробная разработка упражнений по теме «Словообразование в английском языке» является востребованной и актуальной на сегодняшний день.
Анализ учебников английского языка, требований государственного стандарта и образовательных программ позволил нам выделить ряд противоречий:
С учетом данных противоречий определена и сформулирована цель научно-исследовательской работы: систематизация теоретического и практического учебного материала по английскому словообразованию.
В рамках достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
Объект исследования – способы словообразования в английском языке.
Предмет исследования – система словообразовательных упражнений как неотъемлемая часть процесса подготовки к экзамену.
Гипотеза исследования: выполнение заданий ОГЭ и ЕГЭ на словообразование будет успешным,
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа теоретической и методической литературы произведена систематизация материала по словообразованию, составлен полный список аффиксов с примерами, переводом и классификацией по значению и частям речи.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные системы упражнений, словообразовательный словарь и “копилка” полезных сайтов помогут повысить качество подготовки к экзаменам по английскому языку.
Результатом нашей работы является:
Глава I
1.1 Общие сведения о словообразовании
Термин "словообразование" имеет два основных значения, которые следует четко различать. В первом своем значении он употребляется для выражения постоянного процесса образования новых слов в языке. Язык находится в состоянии непрерывного развития, включающего определенные языковые процессы, в том числе и создание новых лексических единиц. Суть словообразовательных процессов заключается в создании новых наименований, новых вторичных единиц обозначения, и коль скоро такие наименования являются словами, термин "словообразование" раскрывается в буквальном смысле, то есть, прежде всего, как наименование процесса образования слов". Во втором значении термин "словообразование" обозначает раздел науки, занимающейся изучением процессов образования лексических единиц. Основная задача словообразования заключается в изучении формальных, семантических, генетических и других закономерностей и особенностей образования новых лексических единиц, возникающих в процессе развития языка, который является своеобразным барометром общественного развития, чутко реагирующим на малейшие изменения в научной, политической и другой жизни общества. Производство новых лексических единиц происходит по определенным словообразовательным моделям, исторически сложившимся в данном языке. При этом одной из ключевых проблем словообразования является проблема продуктивности модели или способа словообразования [4,34].
К настоящему времени бесспорными установленными признаками деривационных отношений признаны производность по форме и мотивированность по содержанию. Современный английский язык располагает многими способами образования новых слов, к числу которых относятся словопроизводство, словосложение, конверсия, сокращения, адъективизация, субстантивизация, обратное словообразование, лексико-семантический способ, чередование звуков и перенос ударения в слове (фонологический способ) и т.д. Однако не все перечисленные способы используются в одинаковой степени, и удельный вес каждого из них в словообразовательном процессе неодинаков. Такие способы, как словопроизводство и словосложение, дают основное количество новообразований. С помощью словопроизводства и словосложения создается 88% новых слов. Другие же, например конверсия, лексико-семантический способ, образуют новые слова в меньшем количестве, и, наконец, третьи, к числу которых можно отнести чередование звуков и перенос ударения в слове, малопродуктивны и в настоящее время почти не используются, переходя в разряд исторических способов словообразования. Модель, аффикс, основа могут быть активны в создании новых слов и, наоборот, могут быть пассивны, т.е. с их помощью образуется незначительное количество слов или не образуется совсем.
1.2 Основные способы словообразования
Большое количество слов образуется друг от друга. Зная правила словообразования, мы сможем понять услышанное слово, если установим его прямую связь с другим, хорошо известным нам словом. Для эффективного увеличения словарного запаса, необходимо знать основные способы словообразования в английском языке:
1. конверсия
2. словосложение
3. компрессия
4. аббревиация
5. обособление значения
6. аффиксация
Остановимся более подробно на каждом из способов.
Конверсия — это такой способ образования новых слов, по которому от одной части речи образуется другая без каких-либо изменений во внешней форме слова.
Например:
Глагол --> Существительное
to answer - отвечать --> answer - ответ
to walk - гулять --> walk - прогулка
to water - поливать --> water - вода
to work - работать --> work - работа
to check - проверять --> check - проверка
to test - испытывать --> test – испытание
При конверсии двух- и многосложных существительных, имеющих ударение на первом или втором слоге, в глаголах ударение переносится на последний слог, например:
Глагол --> Существительное
to pro'gress - развиваться --> 'progress - развитие
to ex'port - экспортировать --> 'export - экспорт
to ac'cent - акцентировать --> 'accent - акцент
to con'flict - конфликтовать --> 'conflict - конфликт
to ob'ject - возражать --> 'object - объект
to per'mit - разрешать --> 'permit - разрешение
to pre'sent - дарить --> 'present - подарок
to dis'count - предоставлять скидку --> 'discount - скидка
to re'cord - записывать --> 'record – запись
Распространенным случаем конверсии является переход прилагательного в существительное (без смещения ударения), например:
Прилагательное --> Существительное
objective - объективный --> objective - цель
original - оригинальный --> original - оригинал
international - международный --> the International - Интернационал
professional - профессиональный --> professional – профессионал
Словосложение — это образование нового слова из двух или более слов. В русском языке при соединении двух слов в одно используется соединительная гласная о или е (водопровод, пылесос, толстостенный). В английском языке два слова соединяются друг с другом непосредственно, причем ударение обычно падает на первое слово.
Примечание. Сложные слова обычно пишутся слитно, но иногда через дефис.
Например:
Глаголы: | Существительные: | Прилагательные: | Наречия: | Местоимения: |
to broadcast - транслировать | girlfriend - подруга | kind-hearted - мягкосердечный | somewhere - где-то | somebody — кто-то, кто-нибудь |
Компрессия – это способ словообразования в английском языке, благодаря которому появляются сложные слова. При этом происходит сокращение компонентов словосочетания (a road test – to roadtest). Слова, образованные подобным способом, – частое явление в современном английском языке.
Аббревиация – образование новых слов путем сокращения.
Типы сокращений:
1) синтаксические:
а) семантико-синтаксические (public — public house, Liberals -Liberal party);
б) морфолого-синтаксические (sitters — baby-sitter);
2) фономорфологические (doc — doctor, mike — microphone, pub — public house, noncom — noncommissioned officer);
3) фонографические (Dr — doctor, Sgt — sergeant, sec — second, I. G.-Inspector-General, NATO — North Atlantic Treaty Organization);
4) смешанные (a-bomb — atom-bomb, scific — scientific fiction, Eurasia — Europa and Asia).
Обособление значения (точнее: обособление производного значения многозначного слова) — выделение слова в одном из значений в самостоятельную словарную единицу. Обособление значения происходит при исчезновении семантической связи между производным и исходным значениями. Например, существительное ton тонна (имевшее раньше написание tun) — обособившееся значение слова tun большая бочка. Существительное pound фунт стерлингов возникло в результате обособления частного значения мера веса. (Значение обособилось после того, как вместо серебра, фунт которого был денежной единицей, в качестве денег начали использовать золото, отличающееся от него по весу.)
1.3 Аффиксация — основной способ словообразования
Аффиксация – один из самых распространенных способов словообразования. Она представляет собой образование новых слов от основ существующих слов при помощи аффиксов (суффиксов и префиксов). Знание значений суффиксов и префиксов помогает определить значение незнакомых слов, образованных при их помощи от знакомых [4].
Аффикс (от лат. affixus — прикрепленный), часть слова, имеющая грамматическое значение и вносящая некоторое изменение в значение корня[4]. Аффиксы подразделяются на словообразовательные, образующие новые слова, и словоизменительные, выражающие отношение слова к другим словам или к говорящему лицу. По положению относительно корня словообразовательные аффиксы подразделяются на стоящие перед корнем — префиксы , после корня — суффиксы и внутри корня — инфиксы .
Аффикс — это морфема, которая присуща целому классу слов. Присоединяясь к основе, она изменяет ее значение.
Аффиксам присущи следующие характерные признаки:
Префиксы изменяют значение слов, но не часть речи. Префиксы, как и суффиксы, могут присоединяться к различным частям речи, изменяя при этом значение основы слова: happy (счастливый) – unhappy (несчастный), happiness (счастье) – happily (счастливо); help (помощь) – helper (помощник) – helpful (полезный) – helpless (беспомощный).
Имя существительное в английском языке в словообразовательном отношении – самая богатая часть речи. Широко представлена суффиксация, позволяющая производить существительные от основ различных частей речи. Английские существительные имеют гораздо больше суффиксов, чем любая другая часть речи.
Прибавление суффикса обычно не меняет смысловое содержание слова, но при этом слова часто переходят из одной части речи в другую и в словаре приводятся отдельной статьей. Или же в одной словарной статье указывается, с каким суффиксом может использоваться данное слово, и что получается в результате прибавления к нему этого суффикса.
Для того чтобы систематизировать аффиксы английского языка нами был произведен анализ заданий по словообразованию, представленных в учебных пособиях. Это позволило нам составить полный список аффиксов с примерами, переводом и классификацией их по значению и частям речи.
Выводы по I главе:
Основная задача словообразования заключается в изучении формальных, семантических, генетических и других закономерностей и особенностей образования новых лексических единиц, возникающих в процессе развития языка, который является своеобразным барометром общественного развития, чутко реагирующим на малейшие изменения в научной, политической и другой жизни общества. Современный английский язык располагает многими способами образования новых слов, к числу которых относятся словопроизводство, словосложение, конверсия, сокращения, адъективизация, субстантивизация, обратное словообразование, лексико-семантический способ, чередование звуков и перенос ударения в слове (фонологический способ) и т.д. Однако не все перечисленные способы используются в одинаковой степени, и удельный вес каждого из них в словообразовательном процессе неодинаков. Такие способы, как словопроизводство и словосложение, дают основное количество новообразований.
Глава II
Проанализировав вышеупомянутые английские произведения, а также задания по словообразованию из учебных пособий, нами были составлены таблицы наиболее употребительных суффиксов, которые можно применять при изучении английского языка.
2.1 Наиболее употребительные суффиксы при образовании производных глаголов.
Суффикс | Значение | Примеры и комментарии |
существительное + -en | использовать то, что обозначено основой для определенного воздействия на предмет | length – lengthen (удлинять) |
прилагательное + -en | переход в состояние, указанное основой | live – liven (оживить) |
существительное + -ify | производить действие или сделать(ся) таким, как обозначено основой | beauty – beautify (украшать) |
существительное + -ate | подвергать воздействию при помощи того, на что указывает основа; превращать(ся) в то, на что указывает основа | granule – granulate (дробить, измельчать) |
существительное + -ize/-ise | использовать, применять что-либо; | sympathy - sympathize, sympathise |
прилагательное + -ize /-ise | приобрести качество или состояние, обозначенное основой | modern - modernize, modernise |
существительное -yze/-yse [aiz] |
| analyst - analyze, analyse |
Суффиксы -ize, -ise, пишутся по-разному, но имеют одинаковое произношение [aiz]. Главная трудность для изучающих язык в том, что в британском английском многие из таких глаголов имеют два варианта написания, например,
Примечание:
Есть глаголы, оканчивающихся на -ise, в которых -ise произносится [is] (в этих словах -ise является частью корня, а не суффиксом), например,
promise ['promis] - обещать;
premise ['premis] - предпосылать;
practice (AmE) [ˈpræktɪs] - practise (BrE) - применять на практике.
2.2 Наиболее употребительные суффиксы при образовании производных имен существительных.
Суффикс | Значение | Примеры и комментарии |
существительное + -ade | значение действия, процесса и результата, а также заимствования из французского и испанского языков | block – blockade (блокада) |
глагол + -age | состояние, условие и результат действия | use – usage (употребление) |
существительное + -age | содержание чего-либо (в единицах измерения) | mile - mileage |
глагол + -al | результат действия | arrive – arrival (прибытие) |
глагол + -ant; -ent | действующее лицо или вещество | serve – servant (слуга) |
существительное + -dom | состояние, качество; территория | bore – boredom (скука) |
глагол + -ее | юридические термины или лицо, на которое направлено действие | employ - employee (служащий) |
глагол + -er; -or; -ar | лицо или предмет, совершающие действие | act – actor (актер) |
глагол + -ery; -ory; -ry | место действия | observe - observatory |
-ess | одушевленное существительное женского рода | actor – actress (актриса) |
существительное + -hood | состояние, принадлежность к группе | child – childhood (детство) |
-ese | национальная принадлежность | Portugal - Portuguese |
-ian; -an | национальная принадлежность | America - American |
существительное + -ian; -an | профессия или социальная группа | history – historian (историк) | |||
существительное + -ics | область знаний, науки | physical – physics (физика) | |||
глагол + -ing | результат действия | hunt – hunting (охота) | |||
глагол + -ation | действие, процесс или абстрактные понятия | inform - information | |||
глагол на -ate + -ation | действие, процесс или абстрактные понятия | demonstrate - demonstration | |||
глагол + -ion; -tion | значение действия, процесса | produce - production | |||
глагол + -ition | значение действия, процесса | compose - composition | |||
глагол + -sion; -ssion | значение действия, процесса или абстрактные понятия | permit - permission | |||
-ism | общественный строй, политическое, общественное или идеологическое течение | hero - heroism vandal - vandalism | |||
существительное + -ist | принадлежность к партийному, философскому или религиозному движению | social – socialist (социалист) |
существительное + -ist | профессиональная принадлежность | art – artist (художник) | |||
глагол + -ment | действие или процесс или значение совокупности предметов | improve - improvement | |||
прилагательное + -ness | состояние, качество | happy – happiness (счастье) | |||
существительное + -ship | состояние, положение, отношение между людьми | fellow - fellowship | |||
глагол + -th | качество | grow – growth (рост) | |||
прилагательное + -ty; -ity | состояние, качество, условие | able – ability (способность) | |||
прилагательное на -ible + -ibility | состояние, качество, условие | possible - possibility | |||
глагол + -ure; -ture; -sure | процесс; результат действия | press – pressure (давление) | |||
глагол + -y | качество или состояние | discover - discovery | |||
глагол + -ance; -ancy | процесс или результат действия | assist - assistance | |||
прилагательное на -ant | состояние, качество | important - importance | |||
глагол + -ence; -ency | процесс или результат действия | differ - difference |
прилагательное на -ent | состояние, качество | absent – absence (отсутствие) |
существительное + -су; -асу | качество, условие, состояние | accurate - accuracy |
Существительные с суффиксами -ance, -ence, -ancy, -ency были образованы от латинских глаголов, в которых буквы -a- или -e- в суффиксе означали разные типы спряжения глаголов. В английском языке нет глагольных спряжений, и выбор между суффиксами -ance или -ence (-ancy или -ency) представляет трудность даже для носителей языка.
2.3 Наиболее употребительные суффиксы производных имен прилагательных.
Суффикс | Значение | Примеры и комментарии |
глагол + -able; -ible | выполнимый (но не выполняемый), способный поддаваться действию | eat - eatable |
существительное + -able; -ible | наличие признака, свойства или качества, выраженного основой | comfort - comfortable |
существительное + -al | имеющий природу, относящийся к тому, что выражено основой | centre – central (центральный) |
-an; -ian | территориальная или национальная принадлежность; язык | America - American |
-ese | территориальная или национальная принадлежность; язык | China - Chinese |
существительное + -ish | территориальная или национальная принадлежность; язык | Denmark - Danish |
глагол + -ant | характеризуют лица или предметы как имеющие или проявляющие определенные качества | arrogance - arrogant |
глагол + -ent | характеризуют лица или предметы как имеющие или проявляющие определенные качества | dependence - dependent |
существительное + -ary | качество | document - documentary |
глагол + -ate | разнообразные значения | consider - considerate |
существительное + -ed | признак обладания чем-либо; | arch – arched (изогнутый) |
существительное + -en | сделанный из чего-либо | gold – golden (золотой) |
прилагательное + -er | сравнительная степень | big – bigger (больше) |
прилагательное + -est | превосходная степень | big - biggest |
существительное + -ful | обладающий (в полной мере) качеством, выраженным основой | hope - hopeful |
существительное + -less | лишенный качества, выраженного основой | help - helpless |
существительное + -ic; -tic; -ical | имеющий состав или структуру основы | atom – atomic (атомный) |
глагол + -ing | качество того, что выполняет действие | tire - tiring |
прилагательное + -ish | слабая степень качества | child – childish (детский) |
глагол + -ive; -ative | наличие признака, свойства или качества, выраженного основой | act – active (активный) |
существительное + -ly | характерный | day – daily (ежедневный) |
существительное + -ous; -ious | обладающий каким-либо признаком | curiosity - curious |
существительное + -y | имеющий качество того, что обозначено основой | сloud – cloudy (облачный) |
Вывод по 2 главе:
Таблицы, разбитые по частям речи, позволят учащимся лучше усвоить материал по словообразованию и продуктивнее готовиться к экзаменам, экономя время.
Заключение
Материалы данного исследования позволят учащимся не только качественно подготовиться к Обязательному Государственному Экзамену и Единому Государственному Экзамену в разделе «Лексика и грамматика» за счет разработанных автором работы таблиц по словообразованию и подобранных в Интернете тестов on-line, но и сэкономят их время на поиск слов, образованных с помощью аффиксов, в англо-русском словаре за счет использования предлагаемого словообразовательного словаря.
Таким образом, положенный в основу изучения словообразования системный подход и сформированные навыки сознательного образования слов различных частей речи путем выполнения упражнений обеспечат более качественное усвоение темы «Аффиксация в английском языке».
Библиографический список
Лупленый бочок
Кто должен измениться?
Дерево в снегу
Сорняки
Загадка старого пирата или водолазный колокол