Биология - один из важнейших предметов в школе. Из-за сложных терминов и отсутствия наглядного представления её изучение может вызвать затруднения у учащихся. На своем примере могу показать, что ученики не всегда могут их осмыслить и запомнить. Я задался вопросом: «А что если попробовать самому придумать наглядные пособия по некоторым темам, которые часто вызывают затруднения у школьников»? Моя работа имеет конкретную цель, она будет полезна и необходима учащимся, интересующимся естественными науками.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno_issledovatelskaya_rabota.portnyagin_vladislavdocx.docx | 34.34 КБ |
Научно исследовательская работа «Изготовление комплекта наглядных пособий для изучения биологии». Выполнил: Портнягин Владислав, ученик 11Б МБОУ «ЧСОШ им. А.Г. Чикачева». Научный руководитель: Шахова В.И. учитель биологии, химии РУООШ Сопровождение участия в проекте «Одаренные дети» от МБОУ «ЧСОШ им А.Г. Чикачева» Кочкина Е.Н.
Введение.
«Золотое правило для учащихся» - дело обучения необходимо поставить так, чтобы не учителя говорили ученикам, а сами предметы.
Чтобы ученики могли касаться их или их заменителей, рассматривать, слушать…
Я. А. Коменский
Биология - один из важнейших предметов в школе. Из-за сложных терминов и отсутствия наглядного представления её изучение может вызвать затруднения у учащихся. На своем примере могу показать, что ученики не всегда могут их осмыслить и запомнить. Основными причинами этого являются:
Неумение анализировать, выделять главное и многое другое.
Объект исследования: самодельные наглядные пособия.
Объектная область: предмет биология
Предмет исследования: как сделать доступным учебный материал по некоторым темам биологии.
Цель:
Изготовить самодельные наглядные пособия по некоторым темам биологии, и помочь учащимся понять и запомнить смысл и суть изучаемого программного материала, опираясь на данные пособия.
Задачи:
Актуальность и новизна
Результат запоминания выше при опоре на наглядный материал. Кроме того, восприятие у учащихся тесно связано с эмоциями. У школьников вызывает интерес яркий, образный, наглядный материал, живое и эмоциональное изложение. Ученик обращает внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не на то, что важно само по себе. Эйнштейн утверждал, что слова и теории для него в познании – ничто, а вот образы и практика – все.
Яркость впечатлений вызывает сильные чувства и запоминается легко и надолго. Поэтому изложение нового материала следует сделать более образным, эмоциональным, запоминающимся объяснением с элементами мнемотехники.
Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Гипотеза: Я задался вопросом: «А что если попробовать самому придумать наглядные пособия по некоторым темам, которые часто вызывают затруднения у школьников»? Так в общем то и появилась тема моей работы.
Ожидаемые результаты:
Моя работа имеет конкретную цель, она будет полезна и необходима учащимся, интересующимся естественными науками
Исследование
Новизной данных пособий является разработка образных моделей по основным темам курса, в которых эмоции сочетаются с логикой, а рисунки выражают сущность понятий, терминов, значков, свойств. Предлагаемые пособия ориентированы на область чувств. Дети проявляют интерес только к тому, что вызывает у них эмоциональную реакцию. Эмоции – важнейшая предпосылка успеха. Если же изучаемый материал представлен неинтересно, не затрагивает область чувств ребенка, он быстро забывается, у детей даже «не включается» механизм переработки информации. Ученик обращает внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не на то, что важно само по себе.
Ученики придут к пониманию правила, закономерности только в том случае, если когнитивный (познавательный) компонент будет удачно сочетаться с эмоциональным. В противном случае мотивация неизбежно снижается, и учебный материал «отторгается» детьми.
Пособия являются визуальной опорой, способствующей возникновению ассоциаций, что помогает не только лучше запоминать, но и воспроизводить изученный материал. В результате применения данных пособий, возрастает объем зрительных впечатлений, обучение проходит эффективнее. В связи с этим именно пособия, а не тексты легче всего воспринимаются учащимися. Они оживляют урок, являются хорошей мотивацией к выполнению задания, доставляют детям удовольствие.
Методы исследования:
Я составил план исследования, для этого:
В словаре слово НАГЛЯДНОСТЬ - требование, согласно которому предлагаемые модели изучаемых явлений должны быть непосредственно воспринимаемы наблюдателем с помощью органов чувств. Принцип наглядности разрабатывали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и другие великие педагоги XVII - XIX вв. В разное время они приходили к выводу, что эффективность обучения повышается с увеличением количества анализаторов (органов чувств), которые используются учащимися в обучении Возможность представления всего, изучаемого для восприятия разнообразными ощущениями (зрением, слухом, обонянием, вкусом, прикосновением)
Я определил, что существует 4 вида учебной деятельности:
Я сверил успеваемость выпускников по годам и пришел к выводу, что используя это пособие по этим темам, у учащиеся повысился уровень качества.
Для того чтобы выяснить ценность данных пособий, я задал вопросы ученикам с 6 по 9 класс вопрос: «Помогают ли им данное пособие понять и запомнить смысл и суть изучаемого программного материала, помогают ли они прочно запоминать новые понятия?»
Всего в анкетировании приняли участие все ученики с 6 по 9 класс: 6 класс – 1 ученица; 7 класс – 5 учеников; 8 класс – 3 ученика; 9 класс – 3 ученика.
Использование данных пособий способствует прочному и осознанному усвоению материала;
Успеваемость по биологии выпускников МОУ «РУООШ» за последние годы
Результаты анкетирования
В качестве экзамена по выбору большинство выпускников выбирают биологию -96 % выбирают этот предмет.
По результатам анкетирования была составлена диаграмма:
Из диаграммы видно, что все 100% учеников ответили «Да. Очень нравится».
При анкетировании школьников 100% учеников отмечают, что им больше нравятся уроки с использованием данных наглядностей. На вопрос «Помогает ли данная наглядность и чем?» ученики отвечают: «Помогает понять суть и механизм понятий, помогает, если не можешь что-то представить».
Обработка данных показала, что при использовании пособий ученики:
Прочно запоминают новые понятия, правила, обозначения и зависимости.
Использование данных пособий способствует:
Выводы по исследованию.
Наглядные пособия позволяют уйти от постоянного заучивания терминов, помогают почувствовать предмет, ощутить связи – отношения. Мы живём в объемном мире, поэтому именно трехмерные объекты воспринимаются лучше и легче, чем плоскостные фигуры.
При их использовании ученики:
Использование данных пособий способствует:
Наглядные пособия представляют собой яркий, образный наглядный материал с живым, эмоциональным изложением, пробуждающим интерес к учебе. По содержанию пособия отличаются полнотой и оригинальностью, не повторяют имеющиеся наглядные пособия.
При использовании данных пособий урок приобретает эмоциональную окраску, благодаря этому повышается его эффективность и улучшается «моральный климат».
Основные, несущие учебную информацию пособия являются моделями и призваны раскрывать программное содержание понятий, смысл и особенности терминов и обозначений, структурные связи системы понятий. Они используются на уроках изучения нового материала и при обобщении.
В результате решения поставленных задач были созданы наглядности нового типа модели и аппликации, которые призваны раскрывать смысл понятий программного содержания, особенности и значение терминов и обозначений, структурные связи системы понятий на уроках объяснения нового материала и при обобщении
Используемая литература:
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Флейта и Ветер
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Стеклянный Человечек
Как нарисовать черёмуху