Научно-исследовательская работа по русскому языку.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_kulikova_anna.docx | 93.18 КБ |
Муниципальное образовательное автономное учреждение
«Гимназия №7» (полного дня)
Научно-практическая конференция исследовательских работ учащихся
Секция: гуманитарная
Тема: «Роль безличных предложений в произведениях Ф.М. Достоевского»
Куликова Анна
9А класс
МОАУ «Гимназия №7» (полного дня)
Руководитель проекта (исследования):
Пашикова Екатерина Андреевна,
учитель русского языка и литературы
«Гимназия №7» (полного дня)
Оренбург
2017
Содержание
Введение……………………………………………………………………………… | 3 |
Глава I. Богатое наследие удивительного писателя Ф.М. Достоевского………… | 5 |
| 5 |
Ф.М. Достоевского…........................................................................................ | 7 |
| 10 9 |
Глава II. Анализ безличных предложений из произведений Ф.М. Достоевского...................................................................................................... | 12 1 12 |
2.1. Безличные предложения со значением психического состояния человека в повести «Белые ночи»……………………………………………………………... | 12 |
2.2. Яркие синтаксические структуры со значением физического состояния человека в произведении «Записки из мёртвого дома»………….………………… | 14 14 12 |
Заключение……………………………………………………………………….…... | 16 |
Список использованной литературы………………………………………….......... | 17 |
Приложение……………………………………………………….………………...... | 18 |
Введение
Каждый человек сам решает, откуда ему узнавать ту или иную информацию. Важным источником получения новых знаний всегда была книга. Произведения многих авторов заставляют нас задуматься над многими проблемами и вопросами.
Книга — это величайший учитель всего человечества, бесценное наследие, которое могли оставить предки своим потомкам. Многие из них уникальны, так как содержат особую информацию. Книги развивают и обогащают нашу речь, расширяют наш словарный запас, так как из них мы узнаем новые понятия, которые помогают нам мыслить, и новые идеи. Они позволяют нам почувствовать себя в положении героя и понять, какие чувства он испытывает, попадая в ту или иную ситуацию. Книги являются частью культурного наследия, так как дарят нам новые впечатления и знания. Синтаксические конструкции занимают особенное место в каждом произведении, так как это сочетание слов или группы слов, которые обладают непосредственной связью. Для нас очень важно постоянно не только расширять свои знания о произведении, но и о структуре языка, на котором он написан, так как каждое предложение уникально по своему составу.
Типология простых предложений - одна из наиболее важных областей исследования русского синтаксиса. Границы простого предложения, его состав, трактовки – всё это остаётся актуальным материалом для исследования в наши дни. Наибольшую сложность для типологического анализа представляют собой безличные предложения, выделяющиеся на фоне иных разновидностей односоставных предложений. Их ключевая особенность заключается, во-первых, в отсутствии стандартной, устойчивой структуры, а во-вторых, в том, что отдельные члены предложения, формирующие эту структуру, постоянно меняют свои функции. Говоря о национальных особенностях русского языка, можно утверждать, что к его индивидуальным свойствам относится категория безличности и неопределенности.
Лингвистов давно и неслучайно интересует как языковая категория безличности, так и безличное предложение. Русский язык отличается от всех языков мира большим богатством данного вида предложений. Профессор Е.А. Попова в своих работах, посвященных русской лингвокультурологии, предлагает обратить на этот феномен самое пристальное внимание: по ее мнению, безличные конструкции - это своего рода синтаксическая матрица национального сознания, отражение ментальности. Проблему безличности в плане отражения в синтаксическом строе русского языка национального образа человека затрагивает Н.Д. Арутюнова, советский и российский лингвист.
Безличное предложение – это одна из наиболее показательных, ярких разновидностей синтаксических структур русского языка. Этот тип предложения вбирает в себя фундаментальные особенности, присущие мышлению русского человека.
Актуальность исследования обусловлена тем, что безличные предложения играют значимую роль в каждом произведении, выполняют множество функций для описания героев автором.
Цель нашей работы – рассмотреть значение безличных предложений в произведениях Ф.М. Достоевского.
Задачи исследования:
- исследовать творчество Ф.М. Достоевского;
- изучить методы написания произведений Ф.М. Достоевским;
- углубить знания о безличных предложениях;
- проанализировать выбранные безличные предложения из произведений Ф.М. Достоевского с точки зрения синтаксиса.
В качестве объекта исследования были выбраны произведения Ф.М. Достоевского: «Белые ночи», «Записки из мёртвого дома».
Предметом исследования являются особенности семантического функционирования безличных предложений в произведениях Ф. М. Достоевского «Белые ночи», «Записки из мёртвого дома».
Методы исследования: изучение художественной, научной и методической литературы, анализ произведений Ф.М. Достоевского, методический эксперимент.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут быть применены для дальнейшего изучения аспектов русского синтаксиса и для решения проблем, возникающих при анализе безличных предложений.
В исследовании безличных конструкций мы прибегали к науке, изучающей роль и значение предложений в тексте, синтаксису.
При проведении анализа предложений были использованы труды Д.Э. Розенталя.
Глава I. Богатое наследие удивительного писателя Ф.М. Достоевского
1.1.«Величайший в мире писатель, мировой гений» - Ф.М. Достоевский
Федор Михайлович Достоевский (1821 - 1881) - один из наиболее ярких русских писателей, имеющий значимую роль в русской литературе. Место рождения - Москва. В семье Достоевских было шесть детей. Сразу после кончины матери два брата, Федор и Михаил, были отправлены в пансионат Санкт-Петербурга. С 1838 года юный писатель проходил учебу в Главном инженерном училище Петербурга. Окончил обучение в 1842 году со званием инженер-подпоручик и поступил на службу. В 1844 году писатель подал в отставку и одновременно представил свою первую работу «Бедные люди». Именно данная повесть принесла успех писателю, в отечественной и мировой литературе.
В 1848 году вступил в тайное сообщество, организованное наиболее ярким «петрашевцем» Н. А. Спешневым. Такое собрание носило политический характер и ставило перед сообществом цель о перевороте в России. Весной 1849 года молодой Достоевский был арестован за участие в политическом деле против действующего правительства. Дело передали военному суду, который вынес решение о приговоре к смертной казни. Однако приговор не был приведен в исполнение, но в наказание, Достоевский был лишен титула дворянина, всего имеющегося имущества, помимо этого, сослан на каторгу в Сибирь, на четырехлетний срок. Достоевский отбыл причитающийся ему срок. В 1854 году в Сибири в городе Семипалатинске поступил служить солдатом в звании рядовой, где уже спустя год был переведен в унтер-офицеры. Сохранение прав гражданина за Достоевским оказалось неслучайным, император Николай I смог оценить талант молодого писателя и принял решение помиловать его, чего ранее не случалось в царской России.
Отбывая наказание на каторге, у Достоевского первый раз проявилось хроническое заболевание - эпилепсия, имевшее продолжение. В связи с этим писателя отправили в отставку, после чего он жил в Твери, а затем смог уехать в Петербург. Здесь Достоевский смог вплотную заняться литературной деятельностью. В 1861 году старший брат семьи Достоевских, Михаил, запустил в издательство ежемесячный журнал («Revue») – «Время» в котором Федор Михайлович напечатал роман «Униженные и оскорбленные». Позднее в печати появилась работа «Записки мертвого дома», где писатель, пользуясь псевдонимом, излагает жизнь каторжников. В 1863 году журнал был запрещен к публикации, тогда братья Достоевские создают новый, под названием «Эпоха». Тогда же в 1864 году были написаны «Записки из подполья». В 1865 году, будучи в Германии, писатель начал трудиться над величайшим романом «Преступление и наказание», и завершил его в 1866 году. Произведение было опубликовано в журнале «Русский вестник». Одновременно с этим в 1866 году умирает старший брат Достоевского.
15 февраля 1867 года состоялось таинство венчания Федора Михайловича Достоевского с Анной Григорьевной Сниткиной. Она стала второй и последней его женой. Имея большие долги перед кредиторами, семья Достоевских вынуждена была уехать в Европу на период с 1867 года по 1871 год. Уже в 1868 году, издается известный роман «Идиот», ставший классическим произведением для русской литературы, а также идет работа над произведением «Бесы».
В 1872 году, Достоевский возвращается на родину и живет в Новгородской губернии в городе Старая Русса. Здесь начинается самая плодотворная деятельность в творчестве Достоевского. В 1872 году завершает написание романа «Бесы», в 1873 году писатель обзаводится собственным изданием - ежемесячным журналом «Дневник писателя». В период с 1874 по 1875 годы завершена работа над романом «Подросток», в 1876 году представлено произведение «Кроткая». Российский император Александр II представляет своей семье Достоевского в 1878 году, а в 1880 году, выходит роман «Братья Карамазовы». В том же году писатель выступает со знаменитой речью по случаю открытия памятника А.С. Пушкину, содержание которой вызвало общественный резонанс. Будучи полон творческих планов, Федор Михайлович собирался приступить к написанию второй части «Братьев Карамазовых», но в начале 1881 года Достоевский скоропостижно скончался. Погребен русский писатель при монастыре Александро-Невской лавры в Петербурге.
1.2. «Большой он художник, но причудливый». Творения Ф.М. Достоевского.
Достоевский оставил после себя огромное литературное наследие, в котором критика не разобралась до сих пор, не установив даже взаимного отношения между различными произведениями, из которых некоторые имели значение подготовительных этюдов к позднейшим крупным творениям. Характерные черты творчества Ф.М. Достоевского вполне ясны.
Трагически напряженный, полный контрастов и противоречий, освещенный изнутри постоянными поисками идеала, художественный мир Достоевского отчетливо отражается в языке его произведений. Федор Михайлович Достоевский — один из самых решительных новаторов в истории русской прозы. Его художественный язык строился на основе трансформации привычных норм. Для Достоевского характерны неожиданные соединения разных фактов, которые сам читатель должен понять и объяснить себе. Своеобразный лаконизм, точность и динамизм придают языку Достоевского особые, индивидуальные сочетания глагола или существительного с предлогом. Язык писателя - могущество творческой мысли, которая без особых видимых усилий укладывает в свой стиль обычный, будничный материал человеческой речи. В характере Достоевского проявлялись неуравновешенность, быстрая, беспричинная смена восторгов и отчаяния – многие черты характера сформировали язык, который отражает тонкие изгибы русской человеческой мысли, душевное состояние героя. Стиль Достоевского - это стиль, в котором ясно проступает стремление к законченности, стимулирующей мысль читателя. Достоевский недоговаривает, намекает, выражается как бы неточно и вместе с тем с какой-то поражающей утонченностью. Он заставляет читателя думать и делать свои выводы.
Поразительной особенностью характеристик и описаний наружности действующих лиц является отсутствие статических, устойчивых черт. Достоевский характеризует своих героев по тому, что является в них меняющимся и развивающимся. Он вскрывает в своих героях движение. Больше того, он боится стабильной черты в своем герое и как только что-то сообщает о нем определенное, так сейчас же, иногда в той же фразе стремится смягчить впечатление от определенности характеристики сообщением о нем прямо противоположного. Достоевского интересует не только то, какой его герой сейчас, но и каким он был, какими свойствами обладал, как он таким стал. В центре каждого литературного произведения Федора Михайловича стоит человек с его сложным внутренним миром. Достоевский - психолог, задача которого раскрыть душу героя, понять мотивы его поступков. Ф. М. Достоевский исследует внутреннюю свободу человека, и этот исступленный психологизм писателя проистекает из его утверждения свободы и возможности воскрешения души. Федор Михайлович стремился изучить сложный и непонятный мир каждого действующего лица в произведении.
Повесть «Белые ночи» написана Федором Достоевским осенью 1848 года и вскоре была опубликована в журнале «Отечественные записки». Словосочетание «белые ночи» указывает место действия – Петербург, а также символизирует некую фантастичность, нереальность происходящих событий. Первый подзаголовок «Сентиментальный роман» определяет как традиционный жанр произведения, так и его сюжет. Второй подзаголовок «Из воспоминаний мечтателя» сообщает читателям, что изложение событий пойдет от первого лица. Выбрав повествование от первого лица, писатель придал произведению черты исповеди, размышлений автобиографического характера. Главный герой повести не имеет имени. Образ мечтателя всю жизнь волновал Достоевского. Достоевский считает, что призрачная жизнь грешна, она уводит из мира реальности: «человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода». В то же время мечтания имеют творческую ценность: «он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу». Мечтатель – своеобразный тип «лишнего человека». Но его критика обращена исключительно внутрь себя, он не презирает общество. Герой испытывает искреннюю симпатию к незнакомым людям и даже домам. Герою-мечтателю противопоставлена активная девушка Настенька. Автор создал образ утонченной и романтичной красавицы, «родственной души» героя, но в то же время ребячливой и немного наивной. Санкт - Петербург занимает в произведении так много места, что по праву может считаться действующим лицом.
«Белые ночи» — красивая утопия, мечта о том, какими могут быть люди, если они честны и бескорыстны в своих чувствах. Литературные критики считают «Белые ночи» Достоевского одним из лучших произведений «сентиментального натурализма».
«Записки из Мертвого дома» - повествование о фактах жизни. Преступление рассматривается как факт бытия, и потому данный текст наполнен рефлексией относительно природы человека, способного на преступление, и относительно самой сущности преступления. «Записки из Мертвого дома» написаны не от лица самого Достоевского, а от лица рассказчика Александра Петровича Горянчикова, он поселенец и бывший каторжник. Повествование ведется на основе найденной рукописи. Для Федора Михайловича важна атмосфера острога, человека грызет страшная тоска от бессмысленного труда, совместного проживания. Дом в нашем понимании – уютный, теплый, а оксюморон «мертвый дом» в произведении имеет значение места, где находятся только преступники, искажается человеческий характер. Ф.М. Достоевский поражает читателей разносторонностью своего художественного дарования. Язык произведения отличается насыщенностью, яркостью. В каждом предложении явно прослеживается мысль автора, которую хочется понять и сделать определенные выводы. Произведение уникально тем, что в нем есть различные виды предложений, интересных по своему строению. Со всей силой мастерства Ф.М. Достоевский раскрывает образ каждого действующего лица благодаря умелому использованию различных видов синтаксических конструкций.
Основной мотив – мотив мертвенности, традиционный для русской литературы. В этом тексте много традиционных элементов. Достоевский объединяет факты с символическим обобщением. Перед нами художественное описание фактов, рассказчик доказывает, что вопрос о свободе для человека самый важный, и его каждый человек решает самостоятельно. Достоевский заключает, что есть два типа свободы: внешняя и внутренняя. Внутренняя – свобода духовная, которая ставится выше внешней, ее нельзя отобрать у человека, она позволяет выжить в любых условиях. Внешняя свобода – всего лишь критерий существования, который не обязателен. «Записки из Мертвого дома» - своеобразный пролог к будущим романам Достоевского: есть полифония, обобщение, зачатки философской и религиозной проблематики.
Ф.М. Достоевский – писатель-психолог, исследователь глубин человеческой души, аналитик её тончайших настроений. Жизнь представляется ему необычайно сложной и стихийной, исполненной противоречий и неразрешимых загадок; на человеческую душу, переживающую сложность и стихийность жизненного процесса, одновременно действуют и ум, и сердце, и слепая вера. Таинственное мистическое начало, таясь в глубинах человеческой личности, владеет ею не меньше, чем внешние обстоятельства. Реальное и мистическое постоянно сопоставляются в романах Достоевского.
Безличные предложения — это односоставные предложения, в которых говорится о действии или состоянии, возникающих и существующих независимо от производителя действия или носителя состояния. Особенностью грамматического значения безличных предложений является значение стихийности, непроизвольности выражаемого действия или состояния. Оно проявляется в самых различных случаях, когда выражается действие, состояние человека или животного, состояние окружающей среды, состояние дел. По выражению Д. Э. Розенталя, безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности».
Использование в речи «самой пестрой» и наиболее употребительной группы односоставных предложений, безличных, позволяет дать выразительную характеристику физического и нравственного состояния человека, описать пейзаж, обстановку, где происходит событие, выразить различные оттенки: необходимости, возможности, сделать повествование более лиричным. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю, особо важными. Наиболее частотны в произведениях Ф.М. Достоевского по сравнению с другими типами бессоюзных сложных предложений бессоюзные предложения со значением перечисления, одновременности, последовательности фактов, явлений действительности. Функции бессоюзных предложений: создание динамики, оформление психологичности повествования, создание семантики незавершенности, оформление сбивчивости устной речи. От всех синонимичных конструкций бессоюзные сложные предложения отличаются стилистически (разговорный характер), что используется Ф.М. Достоевским в контексте романа. Простых предложений в произведениях «Белые ночи» и «Записки из мёртвого дома»56%, сложных предложений 44% (таблица 1.2). Двусоставных предложений от общего числа всех простых предложений представлено 34%, осложненных – 33%, односоставных предложений 12%, неполных – 21% (таблица 1.2).Они функционируют преимущественно в устной форме повествования. Подавляющее большинство бессоюзных предложений представлено в речи героев. Простое предложение всегда заключает идею, которая несет большую смысловую нагрузку. Использование минимальных синтаксических единиц, т.е. небольших, емких, лаконичных предложений, при максимальном смысловом насыщении названных синтаксических структур выступает отличительной чертой языка Ф.М. Достоевского. Структурные особенности простого предложения дают мастеру слова возможность использовать названные синтаксические конструкции в функции маркирования значимых элементов, деталей.
Ф.М. Достоевский широко использует безличные предложения, представляющие резкую смену действия и движений (внешних и внутренних) героев. Предложения являются утвердительными или отрицательными, что определяет основу их значения через противопоставление утверждения или отрицания, но функционально-семантическая значимость простого предложения реализуется в контексте. Смысловую нагрузку составляют коммуникативная задача, ситуация, момент речи, эмоциональная атмосфера, детали, жесты.
Мы выбрали изучение односоставных безличных предложений, потому что они придают тексту образность, помогают избежать неоправданных лексических повторов местоимений; дают возможность акцентировать внимание автора только на действии, не называя того, кто его производит; могут играть роль обобщения, передавать настроение автора, состояние героев и природы; создавать особый эмоциональный фон произведения. Данный вид предложений обладает огромными выразительными возможностями, а примеры их использования можно найти во всех, без исключения, произведениях русской литературы.
Глава II. Анализ безличных предложений в повестях Ф.М. Достоевского
2.1.Безличные предложения со значением психического состояния человека в повести «Белые ночи»
В повести «Белые ночи» Федор Михайлович Достоевский старался осмыслить тему Петербурга с философско-исторической точки зрения. Ему в полной мере удалось раскрыть образ одинокого интеллигентного человека, ощущающего себя чужим в большом городе. В поисках выхода из сложившейся ситуации « главный герой погрузился в себя, он ушел от реальности с помощью мечтательности». Он проводит серьезнейший психологический анализ человеческих отношений. Мечтатель Достоевского жаждал жизни, он мучился, но искал точки соприкосновения с ней.
Многие литературоведы были уверены, что в художественном плане «Белые ночи» значительно совершеннее предшествующих произведений Федора Михайловича. Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом. Достоевский через использование безличных оборотов реализует «маятниковую» структуру желаний и намерений своего героя, то стремящегося к цели, то испытывающего стыд, разочарование, страх. Расщепленный мир сознания мечтателя, нереализованные амбиции при неуверенности, недостаточной укорененности в представлении о себе как об автономном субъекте, как нельзя лучше подходят для того, чтобы быть описанным именно в безличных конструкциях, заостряющие проблему воли, направляемой уединенным сознанием, воли, которой не суждено претвориться в жизнь.
Герой Достоевского в сценах, когда его поведение или намерения кажутся самыми дискредитированными, заведомо ложными, нечестными, неприличными, получает возможность спрятаться за безличные обороты: безличная конструкция вместо личной часто используется писателем там, где причиной, препятствующей осуществлению желания, бывает чувство такта, вежливости, понимания человеком неуместности поступка, что прослеживается в следующих предложениях: «Боже мой! У меня сердце сжалось», «— Ну, коли без сомнения, так продолжайте, — ответила Настенька, — потому что мне очень хочется знать, чем это кончится» (в составе сложного предложения есть простое безличное), «Мне вдруг показалось, что меня, одинокого, все покидают и что все от меня отступаются», «Да разве никак нельзя помочь горю?», «Ну, худо и кончилось». Путаные признания и чрезмерные эмоции, которые мечтатель выплескивает сумбурно, кажутся не имеющими совершенно никакого отношения к ситуации. Его постоянно мучает чувство вины, он лишен приличных манер, его речь несвязна. Мечтатель сравнивает себя с бедным измазанным котенком, которого постоянно кто-то обижает: «Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновение». Данное безличное предложение отражает эмоциональное состояние главного героя, который был одинок и печален во многие минуты своей жизни. Составное именное сказуемое «стало грустно» подчеркивает состояние мужчины, которое охватывает душу героя в данный момент и заставляет задуматься о будущем. Мечтатель хотел почувствовать себя счастливым рядом с девушкой, но у него ничего не получилось: «Мне казалось, что он всю жизнь просился из души моей, и только теперь... ». Автор, используя именно безличные предложения, раскрывает внутренние переживания своих героев, которым он искренне сочувствует. Чистота души мечтателя подобна чистоте белых ночей в Петербурге: «Мне стало за нее грустно, и я не знал, как искупить свое прегрешение».
Многие безличные предложения начинаются с местоимения «мне». Они несут очень глубокие чувства и яркие эмоции, волнующие каждого человека: «И мне стало так горько, что я не могу помочь вам этой любовью... что сердце разорвалось, и я, я — не мог молчать, я должен был говорить, Настенька, я должен был говорить!..», «Мне вдруг показалось, что меня, одинокого, все покидают и что все от меня отступаются», «Мне и без того знаком весь Петербург; вот почему мне и показалось, что меня все покидают, когда весь Петербург поднялся и вдруг уехал на дачу» , «Мне страшно стало оставаться одному, и целых три дня я бродил по городу в глубокой тоске, решительно не понимая, что со мной делается.». Рядом с Настенькой герой первый раз в жизни испытывает прекрасное чувство: «Превосходно!». Именно при описании общения мечтателя с девушкой Ф.М. Достоевский использует безличные предложения, выражающие эмоциональный подъем, которые до этого были не применимы. В конце произведения жизнь героев встает на свои места и прослеживается тоскливость, трогающая до глубины души каждого неравнодушного читателя: «Вам жаль меня, Настенька; вам просто жаль меня, дружочек мой!». Данное безличное предложение несёт глубокий смысл, так как ощущается благородство мечтателя, судьба которого настолько трагична.
Анализ безличных конструкций позволяет выделить, что все безличные предложения объединяет общее значение – независимость ключевого конституирующего признака от воли субъекта, его непроизвольность.
2.2. Яркие синтаксические структуры со значением физического состояния человека в произведении «Записки из мёртвого дома»
«Записки из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского представляют собой повествование в повествовании. Автор подробно описывает быт и околицы лагеря, его устав и распорядок жизни в нем. Рассказчик размышляет о том, как и почему люди оказываются там. Кто-то преднамеренно совершает преступление с целью уйти от мирской жизни. Многие из заключенных – настоящие преступники: воры, аферисты, убийцы.
В анализируемом произведении Ф.М. Достоевского безличные предложения, выражающие состояние, можно отнести непосредственно к физическому (или физиологическому) типу, они немногочисленны, и преимущественно описывают болезненные, дискомфортные ощущения: «Мне всегда было тяжело возвращаться со двора в нашу казарму», «Впрочем, к этому ли ещё мне надо было привыкать!», «Меня ужаснуло в них огромное количество тараканов», «Мне было стыдно и показалось чрезвычайно глупым приставать к человеку, который именно поставляет своею главнейшею задачею – как можно подальше спрятаться от всего света», «И так тошно, тошно мне стало!».
В отличие от предложений, выражающих непосредственно физическое состояние человека, мы выделили в исследуемом произведении значительную группу безличных предложений, выражающих интеллектуальное восприятие физического состояния человека: «Им можно, а вам нельзя», «Не лезть же за ним и конвойному», «С другой стороны, мне и не хотелось замыкаться перед ними в холодную и недоступную вежливость, как делали поляки», «Примериться с этой жизнью было невозможно, но признать её за совершившийся факт давно пора было».
Семантика этих предложений обусловливает и их строение. В них выражается состояние, а не деятельность субъекта, они не связаны с деятелем, поэтому в них нет подлежащего, а есть только сказуемое: «Здесь ужасно тяжело для всех нас», «И так тошно, тошно мне стало!», «Тяжело переносить первый день заточения, где бы то ни было: в остроге ли, в каземате ли, в каторге ли …», «Что, тебе очень теперь тяжело?». Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи.
В произведении Ф.М. Достоевского «Записки из мёртвого дома» есть такие, которые типичны для разговорной речи, и такие, которые выделяются канцелярской окраской, также есть лирические по эмоциональной окраске, и есть предложения, используемые в публицистической речи. По сравнению с односоставными определенно - личными предложениями, которые, по словам Д.Э. Розенталя, «содержат элемент активности, проявления воли действующего лица», безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности». Особый разряд безличных предложений, представленный в произведении, также выражающий физическое состояние героев, – инфинитивные предложения. Они представляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли. Однако основная сфера их функционирования – разговорный стиль. Художник слова - Фёдор Михайлович Достоевский обращается к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи и вводит их в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями, отражающие физическое состояние героя: «Сибири можно блаженствовать», «Надо только уметь ею пользоваться», «Разговориться не было с ним ни малейшей возможности», «Мне было стыдно и показалось чрезвычайно глупым приставать к человеку, который именно поставляет своею главнейшею задачею – как можно подальше спрятаться от всего света», «Впрочем, к этому ли ещё мне надо было привыкать!». При соответствующем интонационном оформлении инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью, что сумел передать автор произведения: «Готовились к проверке; начало рассветать; в кухне набралась густая толпа народу, не в прорез», «Ругаться, «колотить» языком позволяется», «Особенно доставалось нам сначала на работе, за то, что в нас не было столько силы, как в них, и что мы не могли им вполне помогать».
«Записки из Мертвого дома» – это документальное воссоздание картин тюремной действительности, которые стали результатом осмысления увиденного и услышанного за четыре года, проведенных Ф.М. Достоевским на каторге в Омске. Писатель «залазит в душу» герою, и во все его физические состояния и действия, описываемые безличными конструкциями. Без этого приема невозможно было бы показать, почему в итоге сознание его, физическое и психическое состояние изменяются.
Заключение
Фёдор Михайлович Достоевский в своих произведениях стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Автор раскрывает психологию героев, их душевные страдания. Ф.М. Достоевский – великий мастер художественного слова, поэтому каждая безличная конструкция была выбрана неслучайно в каждом из произведений.
В основе логики написания того или иного предложения, несомненно, лежит авторское восприятие духовного мира героев и окружающей их действительности. Это позволяет говорить о глубоком психологизме, который был ведущей чертой творчества Ф.М. Достоевского. Именно безличные конструкции позволяют подчеркнуть уникальный психологический стиль писателя – предельная сосредоточенность на сложнейших, глубинных пластах внутреннего мира человека, умение захватить читателя изображением напряжённейших душевных состояниях, художественное освоение «двух бездн» в душе человека. Ф.М. Достоевский в своем творчестве широко использует все многообразие безличных предложений русского языка и с точки зрения структуры, и с точки зрения семантики, явления организма, внутреннего мира и психики человека, сферу модальности. Данный вид предложений, являющийся одним из характерных черт русского языка и выражающий специфические качества русского менталитета, в полной мере использовались Достоевским в его творчестве. С помощью них создается одна из важнейших черт его идиостиля - неуправляемость действий. Это напрямую связано с концепцией человека Достоевского, именно она в значительной мере определила выбор средств для описания «феномена человека». В ходе анализа II главы на примере произведений «Белые ночи» и «Записки из мертвого дома» можно утверждать, что разнообразие безличных конструкций свидетельствует о том, что у русского писателя есть выбор, который позволяет передать тончайшие оттенки значений в выражении состояния и различных модальных и межличностных отношений.
Великий писатель – гуманист Ф.М. Достоевский всегда стремился привлечь внимание общества к судьбам самых ущемленных, самых обиженных, «униженных и оскорбленных». Благодаря верному употреблению конструкций Федор Михайлович с большим успехом смог донести все свои замыслы, идеи и чувства, которые волновали его. Он сумел показать силу и мощь русского языка на примере своих творений.
Список использованной литературы
Борковский, В. И. Историческая грамматика русского языка / В. И. Борковский, П. С. Кузнецов. М. АН СССР, 1963
Бороздина, Ю. Е. Человек и текст (Антропоцентризм и текстоцентризм как отличительные парадигмальные черты современного языкознания) / Ю. Е. Бороздина // Антропоцентризм современной лингвистической ситуации: Сборник статей. Липецк, 2002
Борисова, С. А. Пространственность как текстообразующая категория /
C. А. Борисова // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2004
Бохиева, М. В. Функционирование безличных предложений в описательном типе речи: Дис. .канд. филол. наук
Буланин, JI. JI. Трудные вопросы морфологии. Пособие для учителей / JI. J1. Буланин. М.: Просвещение, 1976
Булыгина, Т. В. Грамматические и семантические категории и их связи / Т. В. Булыгина // Аспекты семантических исследований. М.: Наука, 1980 Булыгина, Т. В. К построению типологии предикатов в русском языке / Т. В. Булыгина // Семантические типы предикатов. М.: Наука, 1982
Достоевский Ф.М. «Записки из мёртвого дома» Для учащихся ст. классов сред.шк./.,Сост., авт. послесл. и примеч. С.В.Белов-М.:Просвещение, 1995
Достоевский Ф.М. «Белые ночи» Для учащихся ст. классов сред.шк./.,Сост., авт. послесл. и примеч. С.В.Белов-М.:Просвещение, 1998
Курляндская Г., Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского - Просвещение, 1988 г.
Приложение 1
Безличные предложения из произведения Ф.М. Достоевского «Записки из мёртвого дома»
Они не правы: не только с служебной, но даже со многих точек зрения в Сибири можно блаженствовать.
Шампанского выпивается неестественно много.
Надо только уметь ею пользоваться.
Разговориться не было с ним ни малейшей возможности.
Мне было стыдно и показалось чрезвычайно глупым приставать к человеку, который именно поставляет своею главнейшею задачею – как можно подальше спрятаться от всего света.
Мне всегда было тяжело возвращаться со двора в нашу казарму.
Давно уж это было; все это снится мне теперь, как во сне.
Уже смеркалось; народ возвращался с работы; готовились к проверке.
Впрочем, к этому ли ещё мне надо было привыкать!
На иной взгляд, можно даже назвать его сумасшедшим; да так и делают.
А в каторге можно было даже иметь и вино.
Без этих подаяний, во многих местах, арестантам, особенно подсудимым, которые содержатся гораздо строже решенных, было бы слишком трудно.
Но если б заставить его, например переливать воду из одного ушата в другой, а из другого в первый, толочь песок, перетаскивать кучу земли с одного места на другое и обратно, - я думаю, арестант удавился бы через несколько дней или наделал бы тысячу преступлений, чтоб хоть умереть, да выйти из такого унижения, стыда и муки.
Зимою же в нашей крепости казенных работ вообще было мало.
Меня ужаснуло в них огромное количество тараканов.
Но на другой же день мне пришлось выйти из острога, чтоб перековаться.
Их должно было надевать под панталоны.
Того только и надо было весёлому толстяку, который, очевидно, был в казарме чем-то вроде добровольного шута.
Готовились к проверке; начало рассветать; в кухне набралась густая толпа народу, не в прорез.
Ругаться, «колотить» языком позволяется.
Особенно доставалось нам сначала на работе, за то, что в нас не было столько силы, как в них, и что мы не могли им вполне помогать.
Мне надо было почти два года прожить в остроге, чтоб приобресть расположение некоторых из каторжных.
Из русских дворян, кроме меня, было четверо.
Не было ремесла, которого бы не знал Аким Акимыч.
Мне особенно хотелось расспросить о нашем майоре.
Но ещё два года мне суждено было прожить под его начальством.
«Нет, говорю, выше высокоблагородие, поздно позвали; кабы вчера или третьего дня, в это же время, так вылечил бы пса; а теперь не могу, не вылечу»
До женщин было трудно добраться.
Было, впрочем, просторно, ещё не все собрались.
Им бы очень хотелось вас оскорбить, унизить.
Здесь ужасно тяжело для всех нас.
Нужно много равнодушия, чтоб к этому привыкнуть.
Им можно, а вам нельзя.
И довольно долго пришлось мне прожить в остроге, прежде чем я разъяснил себе все такие факты, столь загадочные для меня в первые дни моей каторги.
Даже странно было смотреть, как иной из них работает, не разгибая шеи, иногда по нескольку месяцев, единственно для того чтоб в один день спустить весь заработок, все дочиста, а потом опять, до нового кутежа, несколько месяцев корпеть за работой.
У него есть несколько денег для начала, и он решается торговать вином: предприятие смелое, требующее большого риску.
Не лезть же за ним и конвойному.
Что же касается вообще доносов, то они обыкновенно процветают.
Можно представить себе, сколько нужно выпить таких чашек и сколько заплатить за них денег, чтоб напиться!
Что же касается целовальника, то, наторговав наконец огромную сумму, несколько десятков рублей, он заготовляет последний раз вино и уже не разбавляет его водой, потому что назначает его для себя; довольно торговать: пора и самому попраздновать.
Впрочем, за деньги все можно сделать, и такие путешествия остаются почти всегда в тайне.
Надо прибавить, что они весьма редко случаются; на это надо много денег, и любители прекрасного пола прибегают к другим средствам, совершенно безопасным.
Прежде всего меня поразило его прекрасное лицо; ему было не более двадцати трёх лет от роду.
И так тошно, тошно мне стало!
Мне иногда представлялось, что я вижу перед собой огромного, исполинского паука, с человека величиною.
Но в год раза два ему приходилось напиваться самому пьяным, и вот тут-то высказывалось всё зверство его натуры.
Так шло несколько лет.
Им, видимо, приятно было наше опасное положение …
Тяжело переносить первый день заточения, где бы то ни было: в остроге ли, в каземате ли, в каторге ли …
Но положим, что примирить, сгладить эту разницу невозможно, что это своего рода неразрешимая задача – квадратура круга, положим так.
Спать было ещё рано.
Кому случалось встречать когда-нибудь подсудимых арестантов, тот, вероятно, надолго запомнил их измождённые, худые и бледные лица, лихорадочные взгляды.
Впоследствии мне не раз придётся говорить об Акиме Акимыче.
В ней приходилось мне жить много лет, и это всё были мои будущие сожители и товарищи.
Верно, там хорошо?
Ещё бы не знать!
Что, тебе очень теперь тяжело?
Между прочим, у него было много способностей механических: он выучился порядочно шить бельё, тачал сапоги и, в последствии, выучился сколько мог столярному делу.
Что ж тебе больше всего нравиться?
На работах, если нам случалось работать вместе, они на перерыв помогали мне и считали это себе за счастье.
Не испытав нельзя судить о некоторых вещах.
Их было шестеро, и они были вместе.
Может быть, - когда, через много лет, придётся оставить его, - ещё пожалею о нём.
Мне его всегда было от чего-то жаль.
Смениться – значит перемениться с кем – нибудь именем, а следственно, и участью.
Дать себя и теперь вместо соболя бить можно, - заметил Лука Кузьмич.
Так что ж, братцы, как начинать –то?
Трём курам корму раздать обочтётся, а туда же первый …
Да что ж мне на вас чехлы понадеть, что ли?
Начинать !
– Сказано – не будет урока.
Даже досадно было смотреть на эту здоровенную толпу дюжих работников, которые, кажется, решительно недоумевали, как взяться за дело.
Приходилось стоять отдельно, а отдельно стоять, когда все работают, как – то совестно.
Отнюдь не сближаться с ними на некоторых известных пунктах и не давать потачки некоторым их привычкам и обычаям, одним словом – не напрашиваться самому на полное их товарищество.
С другой стороны, мне и не хотелось замыкаться перед ними в холодную и недоступную вежливость, как делали поляки.
Примериться с этой жизнью было невозможно, но признать её за совершившийся факт давно пора было.
Больно досталось А-ву от нашего плац-майора, когда он, фискаля ему на острог, упомянул раз имя нашего острожного цирюльника и неосторожно назвал его майором.
«Нет,- думал я на него глядя,- я хочу жить и буду жить.»
Странно, было бы требовать с человека, в половину слабейшего силой и никогда не работавшего, того же урока который задавался по положению настоящему работнику.
Класть за губу табак было в обычаях у многих каторжных.
Насчёт решительных трудно сказать; в каторге, как и везде, их было довольно мало.
Темой рассказа было, как он, Лука Кузьмич, не для чего иного, как единственно для одного своего удовольствия, уложил одного майора.
Назначено было идти после обеда, и в эти послеобеда уже не было работы.
Мне даже несколько совестно было; хотелось уверить Петрова, что я и один умею пройти; но он этому бы не поверил.
В мастерской никого нет, а сидят все в задней комнате.
Обидно мне стало, что уж слишком он так меня низко ставит.
У него не было ни семейных воспоминаний, потому что он вырос сиротой в чужом доме и чуть не с пятнадцати лет пошёл на тяжёлую службу.
Ему тяжело было смотреть на «страм», как говорил он про всеобщую гулянку арестантов.
Мне тогда же показалось – я помню это, - что в их справедливом суде над собой было вовсе не принижение, а чувство собственного достоинства.
Конечно, места для арестантов полагалось слишком мало.
Куда деваться?
Можно было даже удивляться, смотря на этих импровизированных актёров, и невольно подумать: сколько сил и таланту погибает у нас на Руси иногда почти даром, в неволе и тяжёлой доле!
Это, конечно, было мне очень досадно.
Меня же так и покоробило в ту минуту, и я тотчас же с омерзением и любопытством начал осматривать только что надетый мною халат.
Мне показалось, что он пристально посмотрел на мой чай.
Страшно было смотреть на это длинное-длинное тело, с высохшими до кости ногами и руками с опавшим животом.
Надо признаться много лекарей на Руси пользуются любовью и уважением простого народа.
Следовало расковать мертвеца …
По лицу его было видно, что это самый незадумывающийся человек в мире.
Но мне ужасно трудно и тяжело было видеть этих несчастных.
Тяжело было там, ещё тяжелее, чем здесь, нравственно тяжелее.
Становиться смрадно и душно.
У них есть деньги, едят они очень хорошо, пьют вино.
Случается, что он налагает значительную сумму даже на очень бедного подсудимого.
Мне не спалось: что же делать, как не слушать?
Безличные предложения из произведения Ф.М. Достоевского «Белые ночи»
Мне вдруг показалось, что меня, одинокого, все покидают и что все от меня отступаются.
Мне и без того знаком весь Петербург; вот почему мне и показалось, что меня все покидают, когда весь Петербург поднялся и вдруг уехал на дачу. Мне страшно стало оставаться одному, и целых три дня я бродил по городу в глубокой тоске, решительно не понимая, что со мной делается.
Случись, что я не буду в известный час на том же месте Фонтанки, я уверен, что на него нападет хандра.
И на улице мне было худо (того нет, этого нет, куда делся такой-то?) — да и дома я был сам не свой.
Удавалось ли мне встретить длинную процессию ломовых извозчиков, лениво шедших с возжами в руках подле возов, нагруженных целыми горами всякой мебели, столов, стульев, диванов турецких и нетурецких и прочим домашним скарбом, на котором, сверх всего этого, зачастую восседала, на самой вершине воза, щедушная кухарка, берегущая барское добро как зеницу ока; смотрел ли я на тяжело нагруженные домашнею утварью лодки, скользившие по Неве иль Фонтанке, до Черной речки иль островов, — воза и лодки удесятерялись, усотерялись в глазах моих; казалось, всё поднялось и поехало, всё переселялось целыми караванами на дачу; казалось, весь Петербург грозил обратиться в пустыню, так что наконец мне стало стыдно, обидно и грустно: мне решительно некуда и незачем было ехать на дачу.
Вмиг мне стало весело, и я шагнул за шлагбаум, пошел между засеянных полей и лугов, не слышал усталости, но чувствовал только всем составом своим, что какое-то бремя спадает с души моей.
Мне послышалось глухое рыдание.
Нет, ничего, ничего; напротив.
Почем знать, может быть, и вы, тому назад десять минут, плакали от воспоминанья...
Вот в чем дело, мне нужно быть здесь; не подумайте, чтоб я вам назначала свидание; я предупреждаю вас, мне нужно быть здесь для себя.
В чем же, в чем быть умнее?
Чем кончилось?
Кончилось тем, что нужно всё снова начать, потому что в заключение всего я решила сегодня, что вы еще мне совсем неизвестны, что я вчера поступила как ребенок, как девочка, и, разумеется, вышло так, что всему виновато мое доброе сердце, то есть я похвалила себя, как и всегда кончается, когда мы начнем свое разбирать.
А когда я нашалила тому назад года два, так она видит, что меня не удержишь, взяла призвала меня да и пришпилила булавкой мое платье к своему — и так мы с тех пор и сидим по целым дням; она чулок вяжет, хоть и слепая; а я подле нее сиди, шей или книжку вслух ей читай — такой странный обычай, что вот уже два года пришпиленная...
Превосходно!
Нет, Настенька, что ему, что ему, сладострастному ленивцу, в той жизни, в которую нам так хочется с вами? он думает, что это бедная, жалкая жизнь, не предугадывая, что и для него, может быть, когда-нибудь пробьет грустный час, когда он за один день этой жалкой жизни отдаст все свои фантастические годы, и еще не за радость, не за счастие отдаст, и выбирать не захочет в тот час грусти, раскаяния и невозбранного горя.
— Нет, этого нельзя, — сказала она беспокойно, — этого не будет; этак, пожалуй, и я проживу всю жизнь подле бабушки.
Послушайте, знаете ли, что это вовсе нехорошо так жить?
— Ох, нет, нет! — закричала Настенька, и слезинки заблистали на глазах ее, — нет, так не будет больше; мы так не расстанемся!
Потому что мне уже начинает казаться в эти минуты, что я никогда не способен начать жить настоящею жизнию; потому что мне уже казалось, что я потерял всякий такт, всякое чутье в настоящем, действительном; потому что, наконец, я проклинал сам себя; потому что после моих фантастических ночей на меня уже находят минуты отрезвления, которые ужасны.
Припоминается, например, что вот здесь ровно год тому назад, ровно в это же время, в этот же час, по этому же тротуару бродил так же одиноко, так же уныло, как и теперь!
— Нет, нет! — перебила Настенька засмеявшись, — мне нужен не один умный совет, мне нужен совет сердечный, братский, так, как бы вы уже век свой любили меня!
Надо думать, что бабушка была прежде богаче, потому что и теперь вспоминает о лучших днях.
Одним словом, в первое время отойти никак нельзя было: и работай, и читай, и учись — всё подле бабушки.
Ну, худо и кончилось.
Что там написано?
— Нет, бабушка, и под переплетом нет ничего.
На этот раз тем и кончилось.
Я уж было хотела не отвечать и уйти, да сил не было.
У вас подруг нет никаких, к которым бы можно было в гости пойти?
Дальше и дальше, и нашло на меня: и сидеть-то я не сижу, и читать-то я не читаю, и работать не работаю, иногда смеюсь и бабушке что-нибудь назло делаю, другой раз просто плачу.
Да разве никак нельзя помочь горю?
А теперь вот что, слушайте-ка: тогда было условие, что как только приедет он, та тотчас даст знать о себе тем, что оставит мне письмо в одном месте, у одних моих знакомых, добрых и просты людей, которые ничего об этом не знают; или если нельзя будет написать ко мне письма, затем что в письме не всегда всё расскажешь, то он в тот же день, как приедет, будет сюда ровно в десять часов, где мы и положили с ним встретиться.
Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновение; однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.
Мне казалось, что он всю жизнь просился из души моей, и только теперь...
Мне стало за нее грустно, и я не знал, как искупить свое прегрешение.
Никого нельзя было легче обмануть, как ее в эту минуту, да и всякий в эту минуту как-то радостно выслушивает хоть какое бы то ни было утешение и рад-рад, коли есть хоть тень оправдания.
Ну, можно ли, можно ли?
Я, право, не знаю, как бы вам это рассказать, что я чувствую; но мне кажется, вы вот, например... хоть бы теперь... мне кажется, вы чем-то для меня жертвуете, — прибавила она робко, мельком взглянув на меня.
Как легко ему оскорбить, обидеть, бедную, беззащитную девушку, которая тем и виновата, что любит его!
Но нет же, нет, не виноват я, Настенька; я это слышу, чувствую, потому что мое сердце мне говорит, что я прав, потому что я вас ничем не могу обидеть, ничем оскорбить!
Приложение 2
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
На горке
Два Мороза
Для чего нужна астрономия?
Сладость для сердца