Я заинтересовался этим вопросом и попросил Светлану Евгеньевну быть моим научным руководителем в небольшом исследовании, направленном на то, чтобы выяснить, почему военные игры так привлекательны для мальчиков, чем военные игры отличаются от других подвижных игр, в чем вред и польза таких игр. Считаю, что результаты такого исследования важны и для меня, и для моих друзей, с которыми я играю, могут представлять интерес и для взрослых – учителей и родителей.
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_voennuyu_temu.docx | 605.65 КБ |
VII учебно - практическая конференция младших школьников
«В науку первые шаги»
Образовательно учреждение: ГБОУ Гимназия № 406
ТЕМА РАБОТЫ: Игры на военную тематику учащихся младших классов: За и Против
Выполнил: ученик 2 Б класса
Гончаров Всеволод
Научный руководитель:
Костыгина Светлана Евгеньевна
Санкт-Петербург, г. Пушкин 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | стр | |
1. | Немного о себе | 3 |
2. | Введение, цель работы, методы ее достижения | 4 |
Основная часть исследования | 5 | |
Глава 1. Что такое детские игры? | 5 | |
1.1. | Понятие детских игр | 5 |
1.2. | Игра как форма общения детей | 5 |
1.3. | Игра как способ и стимул познания | 7 |
Выводы | 8 | |
Глава 2. Военные игры школьника младших классов: за и против | 10 | |
2.1. | Военные игры как форма передачи культурно-исторического наследия | 9 |
2.2. | Военные игры как разновидность подвижных игр | 11 |
2.3. | Военные игры = насилие, жестокость, агрессия. Да или нет? | 13 |
Выводы | 14 | |
3. | Список использованной литературы | 15 |
Немного о себе
Меня зовут Гончаров Всеволод. Мне 9 лет. Я учусь во 2 Б классе гимназии №406.
Еще дошкольником я делал посвященный Дню Победы доклад про членов моей семьи, принимавших участие в Великой Отечественной войне. После этого я всерьез заинтересовался военной тематикой, стал увлекаться военной
историей, а также историей развития оружия и военной техники.
Я пока не знаю, повлияют ли увлечения на мою дальнейшую жизнь, но уверен, что интерес к военному делу может принести немало пользы, если подойти к делу грамотно.
Введение
Игры занимают важное место в жизни детей и необходимо понимать и взрослым, и самому школьнику, какое влияние оказывают игры.
Когда я стал учиться в гимназии, то во время перемен устраивал с одноклассниками игры в « Войнушку». Наш классный руководитель, Светлана Евгеньевна, не раз говорила нам, что есть более полезные подвижные игры, а от игр в войну для моих сверстников больше вреда, чем пользы.
Актуальность темы: я заинтересовался этим вопросом и попросил Светлану Евгеньевну быть моим научным руководителем в небольшом исследовании, направленном на то, чтобы выяснить, почему военные игры так привлекательны для мальчиков, чем военные игры отличаются от других подвижных игр, в чем вред и польза таких игр. Считаю, что результаты такого исследования важны и для меня, и для моих друзей, с которыми я играю, могут представлять интерес и для взрослых – учителей и родителей.
Методы достижения указанной цели:
- наблюдение за играми детей на детских площадках, в детских развлекательных центрах;
- изучение научной литературы, посвященной детским играм;
- консультации специалиста-психолога;
- анкетирование учеников младших классов.
Искать и изучать литературу мне помогали: мой папа, моя крестная, которая, будучи специалистом-психологом, помогала мне читать книги и статьи по педагогике и психологии. С составлением анкет, проведением и обработкой результатов анкетирования мне очень помогли мой научный руководитель Светлана Евгеньевна Костыгина и моя мама.
1. Что такое детские игры?
1.1. Понятие детских игр
Из той литературы, которую я прочитал самостоятельно, а также тех книг и статей, которые я обсуждал с родителями, мне стало понятно, что современная наука пока не может однозначно ответить на вопрос «что такое детские игры».
Причина этого в том, что игра объединяет в себе все сферы жизни ребенка: общение, познание, воображение и эмоции.
Я прочитал много определений, что такое детская игра [1; 2]. В целом я понял, что детская игра, это:
- определение собственных действий, а также действий товарищей по игре, в условиях воссоздания реальной или воображаемой ситуации, в зависимости от особенностей мышления, воображения, эмоциональности и активности играющих детей;
- способ выражения впечатлений из окружающего мира;
- особая форма выражения потребности в общении.
Важно отметить, что:
1) игра - это особый вид деятельности, которым дети занимаются не по необходимости, а для собственного удовольствия;
2) в играх дети выходят за рамки собственного опыта. То есть можно в играх использовать образы, с которыми ребенок никогда не сталкивался лично: играть в пиратов и разбойников, космонавтов и вампиров и т.д.
3) игры – это самая первая форма общения детей, в которой они усваивают самые общие правила поведения (помогать тем, кто младше и слабее, не обижать девочек и т.д.).
1.2. Игра как форма общения детей
Что такое общение? Общение – это обмен информацией, опытом, знаниями, мыслями, оценками, суждениями, навыками, умениями, результатами деятельности [3].
Как отмечает в своей статье педагог моей 406-ой гимназии Татьяна Владимировна Явтушенко [7], игра – главная сфера общения детей; в ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. В игре проявляют себя свободный выбор ребенком своего поведения, практика творческих решений, система предпочтений.
Каждый из нас учится общению в ходе своей жизнедеятельности, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Игра как раз хороша тем, что позволяет без страха и опасений общаться как с ровесниками, так и с более старшими ребятами.
В книгах по педагогике утверждается, что в наибольшей степени навыки общения развивают игры, в которых:
- используется воображаемая, придуманная ситуация;
- дети играют через придуманные ими образы или роли;
- дети сами придумывают правила, договариваются о способах контроля за соблюдением правил.
Таким образом, с точки зрения навыков общения игры в рыцарей, пиратов или военных значительно более полезны, чем, к примеру, игра в футбол или игра в догонялки.
Результаты анкетирования учеников младших классов гимназии № 406 показывают, что для 15 из 27 опрошенных военные игры привлекательны тем, что правила и условия можно придумать вместе с друзьями. 4 из 27 опрошенных доверяют придумать игру другу. Итого: 19 из 27 участников опроса в играх учатся вместе фантазировать, договариваться, обмениваться мнениями.
1.3. Игра как способ и стимул познания
Когда я приступил к подготовке данного исследования, папа предложил мне применить метод самоанализа. Я разделил лист бумаги пополам и на одной половине листа записывал свои впечатления от игр, в которые играл в течение дня, записывал, что нового для себя я узнал во время игр. А на другой половине листа папа предложил мне записывать вопросы, которые возникали у меня во время игры, также я записывал сюда свои задумки как сделать игру лучше и интереснее.
Не всегда получалось четко сформулировать свои мысли, но за 2,5 месяца самоанализа (с середины ноября 2016 года по январь 2017 года) накопилось большое количество листов. Когда мы обобщили результаты, то выяснилась интересная взаимосвязь: очень часто (более чем в половине наблюдений) игра порождала у меня вопросы, побуждающие потом искать информацию в книгах или спрашивать у родителей. Зато потом я сам делился новой информацией с друзьями и использовал ее в других играх.
Так, например, я прыгал с другом на батуте и нам никак не удавалось прыгать одновременно и на одинаковую высоту. Возник вопрос почему так? Оказалось, что прыжок на батуте зависит от веса человека и площади батута. Когда я играл в военных с друзьями на детской площадке, то играл роль пулеметчика.
Потом стал искать информацию какой пулемет лучший в мире, посмотрел технические характеристики многих пулеметов и узнал, что даже самый легкий ручной пулемет весит около 7 килограммов. Тут я вспомнил, что во время игры много бегал и прыгал и сделал вывод, что с 7-килограмовым грузом особого много не попрыгаешь. Так что в последующих играх, когда мы обсуждали как играть я предложил ребятам учитывать характеристики оружия и все согласились, что это правильно.
Игра является одним из наиболее сильных стимулов, то есть – побудительным мотивом – познания нового, потому что игра основана на искреннем интересе самого ребенка. Я, например, не очень люблю читать сам. Мне очень нравится когда мне читают книги папа или мама. Но когда я играю в войнушку, то не просто бегаю и прыгаю, постоянно возникает потребность самостоятельно искать ответы на множество вопросов. Причем вопросы появляются в самых разных областях знаний. Так, мы играли с ребятами в сражения в космосе, в котором космические корабли обстреливали друг друга из лазерных пушек. А папа сказал, что это чепуха. Когда я спросил почему, он предложил почитать энциклопедию. Читать не хотелось, но любопытство сильнее. Прочитав и разобравшись что такое лазер, что такое рассеивание лазерного луча на расстоянии я сам понял, что и правда – чепуха, потом сам объяснял друзьям. Когда я рисовал схему штурма Суворовым крепости Измаил, у меня возник вопрос – а почему у Суворова было так мало солдат? Почему в каждом сражении с русскими войсками у турок всегда был численный перевес в солдатах? Чтобы ответить на этот вопрос пришлось почти неделю разбираться в том, как были организованы русская и турецкая армии в 18 веке, какие были отношения у России с соседними странами в то время, сколько войск могла содержать Россия.
Игры побудили меня пойти в военно-исторический клуб и познакомиться с настоящими образцами оружия. Я самостоятельно выполнил неполную сборку-разборку автомата Калашникова и поразился простоте его конструкции. Потом читал про историю разработки, сравнивал с другими российскими и иностранными системами автоматического оружия.
Игра выступает одним из лучших способов познания нового. Поскольку ребенок сам непосредственно выполняет игровые действия, он через собственный практический опыт получает новое знание. Так, играя в войнушку мы часто кидаем мячик, воображая что это граната. Но попасть мячиком в бегущего не так просто. Нужно оценить направление и скорость бега и кинуть мячик с упреждением, то есть не туда где игрок сейчас находится, а туда, где он будет через пару секунд. Несколько таких игр и навык упреждения закрепляется и его можно использовать и в других видах деятельности.
Выводы
Самый главный вывод, к которому я пришел по итогам первой главы своего исследования, состоит в том, что игры – это крайне серьезная, важная сфера жизни детей. Поскольку игра объединяет в себе общение, познание и эмоции – она очень сильно влияет на ребенка. Как сказал немецкий психолог Клаус Фоппель «В игре нет людей серьезнее, чем дети» [5]. Таким образом, детские игры – это не только территория детей, совершенно правильно, что взрослые не оставляют детские игры без внимания.
В качестве частных выводов я предлагаю следующие суждения:
Глава 2. Военные игры школьника младших классов: за и против
2.1. Военные игры как форма передачи культурно-исторического наследия
С моей точки зрения вопрос «играть или не играть мальчикам в военные игры» вообще лишен смысла. Военная тематика окружает мальчика с самого раннего детства. Самый яркий, красочный и громкий праздник в нашей стране, кроме Нового Года, - это День Победы 9 мая! В детские сады и школы приходят ветераны и рассказывают о войне, о мужестве, о ярости сражений и воинском долге. Один из государственных праздников России – это 23 февраля, День защитника Отечества.
Когда речь идет о игре мальчиков в войнушку, первое о чем говорят – это шумное бегание, прыгание, кидание и прочее. Результаты проведенного анкетирования девочек – учениц 406 гимназии частично подтверждают эту гипотезу:
Вопросы анкеты | Результат |
Когда мальчики на перемене играют в войнушку – это мешает или отвлекает? Как ты относишься к играм мальчиков в войну? | Игры мальчиков в войнушку не мешают, не обращаю на них внимания – 19 ответов из 27 опрошенных |
Игры мальчиков в войнушку шумные и опасные, и отвлекают – 9 ответов из 27 опрошенных |
Однако военные игры помимо двигательного, имеют и содержательное наполнение.
Во-первых, военные игры выступают формой передачи исторической памяти и наследия. В нашей культуре между словом «мужчина» и словом «воин» всегда стоял знак равенства. И в настоящее время воспитание мальчика во многом несет элементы воинской традиции. Конечно, обычная игра в войнушку на школьной перемене не несет в себе глубокого смысла. Но фантазируя и придумывая себе игровой мир мы рано или поздно приходим к очень серьезным вопросам: что именно необходимо защищать и от кого защищать.
Во-вторых, военные игры выступают формой патриотического воспитания. Мальчикам полезно помнить, что безопасность границ нашей страны и мирное небо над нами обеспечиваются силой российской армии и флота. Что российское оружие и военная техника – лучшие в мире! В первой главе исследования сделан вывод, что любая игра имеет основу в окружающей реальности. Поэтому даже когда мы играем в суперменов и джедаев, то побеждать должны российские супермены и российские джедаи!!!
В-третьих, такие игры требуют тщательного продумывания, иначе играть будет не интересно. Нужно не просто придумать правила игры, нужно договориться о игровых ролях или образах и придерживаться их во время игры, договориться о том, кто каким оружием играет и учитывать это во время игры, не забывать у кого «кончились патроны» и кто «ранен». Таким образом, с точки зрения тренировки памяти, внимательности, не просто фантазирования – но продумывания деталей игрового пространства – игры в войну не имеют себе равных среди иных подвижных игр.
2.2. Военные игры как разновидность подвижных игр.
Подвижные игры в литературе выделяют в отдельный вид игр детей всех возрастов [6]. Из многочисленных определений в книгах, статьях и материалах сети «Интернет» я делаю обобщение о следующих характерных признаках подвижных игр:
- незамедлительные двигательные ответы на изменяющиеся игровые ситуации;
- сочетание реакции на ситуацию и количества движений в единицу времени;
- перемещение тела или его частей в пространстве, при котором важное значение имеют скорость, точность, слаженность перемещения;
- целенаправленность – чтобы управлять движением своего тела, нужно понимать чего хочешь добиться, для чего ты выполняешь то или иное движение.
Поскольку подвижные игры в большинстве коллективные (то есть двое и более игроков), то оцениваются они по 5 основным критериям [4]: а) формирование устойчивого отношения к массовой игровой деятельности; б) физкультурное воздействие на организм; в) формирование умения вырабатывать коллективные правила и соблюдать их; г) формирование навыков взаимопомощи; д) учебно-познавательное воздействие.
По некоторым критериям (критерии «а», «в», «г») я считаю военные игры сопоставимыми с иными подвижными играми, в том числе – спортивными. Но по таким критериям как физкультурное воздействие на организм и особенно - учебно-познавательное воздействие я считаю военные игры превосходят все иные подвижные игры. Я не знаю другой такой коллективной игры, которая требовала бы такой двигательной активности (непрерывное движение, бег, бег с ускорением), столь широкого набора разнообразных движений (бег, прыжки, наклоны, махи руками, броски, уклонения, замереть неподвижно, мелкая моторика), сочетания скорости принятия решений и скорости реакции.
Для меня военные игры привлекательны также тем, что имеют огромное учебно-познавательное воздействие. Хорошо продуманная и организованная военная игра требует большого количества знаний в разных областях: политическая география (знать какие страны являются союзниками, а какие – враждуют, чтобы использовать это в игре), военная история (знать как проходило то или иное сражение, которое можно использовать как пример в игре), военная техника (технические характеристики вооружений, особенности практического использования различных видов военной техники). Познавательное значение военные игры имеют и в том, что для того, чтобы хорошо моделировать условия игры нужно знать особенности передвижения по лесу, по снегу, по пересеченной местности. Военные игры требуют внимания к деталям: к примеру, когда по условиям игры бой проходит в горах, нужно помнить, что в горах особо не побегаешь.
2.3. Военные игры = насилие, жестокость, агрессия. Да или нет?
Наиболее распространенная претензия к военным играм мальчиков состоит в том, что они способствуют развитию жестокости и агрессии.
Мне сложно оценить обоснованность таких претензий. За время подготовки данного исследования я усвоил первое правило исследовательской работы: для того, чтобы делать выводы, нужно опереться на факты.
Хотя я много играю в разнообразные военные игры – я не замечаю ни в себе, ни в товарищах по играм какой-либо агрессии. Бывает, что обидно проигрывать, случается, что не согласен с правилами, редко, но и подраться приходиться. Но то же самое можно сказать и о любой другой коллективной игре. Да, во время игры мы представляем себе, что целимся и стреляем. Но ведь целью служит не реальный живой человек, а образ противника. Можно сравнить хотя бы со спортом. На тренировках по борьбе тренер учит меня применять удушающие и болевые приемы, а потом на спаррингах и соревнованиях мы отрабатываем эти приемы до автоматизма.
Не подтверждают гипотезу об агрессивности военных игр и результаты анкетирования учеников 2-го класса 406 гимназии, которые показывают, что ребята против агрессии в игре. На вопрос «напиши три главных правила игры в войнушку» из 25 опрошенных мальчиков 18 указали такое правило, как «не драться, не стрелять в лицо, не ломать игрушки».
Для меня не понятно, в чем больше жестокости – в игре в войнушку или, например, в стихах Александра Сергеевича Пушкина, написавшего про то, как женщину с новорожденным ребенком посадили в бочку и пустили в море или про то, как родные братья убили друг друга из-за Шамаханской царицы?? Можно вспомнить и о том, с чего начинается одна из любимейших детских книжек – Волшебник Изумрудного города. А начинается она с того, что девочка Элли раздавила злую волшебницу Гингему (да, я знаю, что в этой сцене скрыт смысл о том, что зло вернулось к той, кто его породил, и умысла в действиях Элли не было, но это не меняет, как выражаются мои родители-юристы, общей квалификации деяния). И вообще, мотив того, как Добро героически побеждает Зло и отрубает ему голову (или три головы – как у Горыныча, или восемь – как у Чудо-Юдо у Калинова моста) можно найти в каждой второй детской сказке.
Как и любая другая игра, военная игра подходит не всем. Если ребенок наделен богатой фантазией, излишне эмоционален - игра на военную тематику может принести ему немалый вред. Но в данном случае первопричина проблем заключается не в характере игры, а в особенностях ребенка.
Выводы.
Внимательно изучив литературу, проанализировав данные собственных наблюдений, могу сформулировать следующий основной вывод по материалам второй главы исследования – игры на военную тематику чрезвычайно полезны для младших школьников, но только при условии хорошей подготовки самой игры, тщательного продумывания ее условий. Без соблюдения данного условия потенциал военных игр утрачивается. Поэтому следует признать, что играть на школьной перемене в неподготовленные заранее военные игры можно, но пользы от этого мало.
В качестве частных выводов по второй главе предлагаю следующие суждения:
Общие результаты исследования
Список литературы
Убунту: я существую, потому что мы существуем
«Течет река Волга»
Солдатская шинель
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Есть в осени первоначальной...