Давно прошли те времена, когда наши бабушки и дедушки были озабочены выбором ручки - пера и чернильницы. Раньше, когда все писали перьями, а позже перьевыми ручками писать было неудобно: надо было носить с собой чернильницу, на бумаге очень часто оставались кляксы, писать приходилось медленнее. А если прольются чернила? Представляете, сколько у детей было огорчений. Шариковые ручки - это, можно сказать, спасение от таких мучительных испытаний. Современному школьнику живётся гораздо легче.
А все ли мы знаем о ручке? В современных магазинах сейчас представлен широкий ассортимент ручек на любой вкус. Как правильно выбрать ручку? На что обращать внимание? Есть ли любимая ручка у нашего президента?
Цель исследования: выявить возможное отрицательное воздействие ручки на организм человека.
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательская работа "Ручка - древнейший гаджет планеты Земля" | 62.88 КБ |
Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук
Региональная общественная организация «Омский совет ректоров»
Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации
«Русское географическое общество»
Детская областная общественная организация
«Научное общество учащихся «Поиск»
МБОУ "Любинская СОШ №1"
XLIX
Муниципальная научно-практическая конференция
школьников
Тема: «Ручка - древнейший гаджет планеты Земля.»
Учебно-исследовательская работа
Научное направление: валеология
Выполнили:
МБОУ "Любинская СОШ №1"
Ученики 9 кл.
Барсукова Екатерина,
Колмагорова Екатерина
Ученики 3 кл.
, Ридель Илья,
Фальчевская Анна
Научный руководитель:
МБОУ "Любинская СОШ №1"
Дудоладова Ольга Анатольевна,
Швайцер Елена Павловловна
р.п. Любинский – 2017
Оглавление
Введение................................................................................................................3
Глава I. Ручка– один из древнейший гаджетов планеты Земля.
Глава II. Исследование ручки.
2.1. Результаты анкетирования среди обучающихся нашей школы "Что ты знаешь о ручке?...............................................................................................11
2.2. Исследования ручки. Выявление в составе пластмасс полимеров с повышенной химической активностью………………………………………..12
2.3.Особенности написания текста разными видами ручек………………….14
2.4. Пишет ли ручка под водой?..........................................................................14
2.5. Изучение ассортимента ручек, представленных магазина в р.п. Любинский……………………………………………………………………….15
2.6. Памятка «Выбирай ручку правильно!»………………………………........16
Заключение............................................................................................................17
Список литературы................................................................................................18
Приложение............................................................................................................19
Введение
Давно прошли те времена, когда наши бабушки и дедушки были озабочены выбором ручки - пера и чернильницы. Раньше, когда все писали перьями, а позже перьевыми ручками писать было неудобно: надо было носить с собой чернильницу, на бумаге очень часто оставались кляксы, писать приходилось медленнее. А если прольются чернила? Представляете, сколько у детей было огорчений. Шариковые ручки - это, можно сказать, спасение от таких мучительных испытаний. Современному школьнику живётся гораздо легче.
А все ли мы знаем о ручке? В современных магазинах сейчас представлен широкий ассортимент ручек на любой вкус. Как правильно выбрать ручку? На что обращать внимание? Есть ли любимая ручка у нашего президента?
Цель исследования: выявить возможное отрицательное воздействие ручки на организм человека.
Задачи:
1) изучить литературу об истории появления ручки в жизни человека;
2) исследовать строение ручки
3) провести анкетирование среди учащихся школы
4) провести опыты, которые выявят наличие вредных веществ, содержащихся в составных частях ручки;
5) выявить магазины, в которых продаются «опасные» ручки;
6) разработать памятку для школьников и их родителей «Выбирай ручку правильно!»
Тема нашей научно-исследовательской работы была выбрана неслучайно, так как в быстром ритме современной жизни, мы бываем беспечны в выборе вещей, которые нас окружают. А ведь они могут быть опасны для нашего здоровья.
Объект исследования: вредное влияние ручки на организм человека
Предмет исследования: ручка
Гипотеза:
«Может ли ручка принести вред нашему здоровью?»
Методы исследования:
Теоретические:
-подобрать и проанализировать различные источники литературы о ручке.
Практические:
-наблюдение,
-анкетирование обучающихся,
- провести ряд опытов, позволяющих выявить опасность, которую может представлять ручка.
Глава I. Ручка– один из древнейший гаджетов планеты Земля.
1.1.История появления ручки.
«Давным - давно, в незапамятные времена, милые мои, жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал свое тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать - вот все, что ему было нужно» - так начинается сказка английского писателя Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». В сказке рассказывается, что маленькая девочка Таффи с помощью рисунков передала отцу важное сообщение. Автор сказки уверен, что именно так было когда-то придумано самое первое письмо.
Ученые полагают, что «рисунчатое» (пиктографическое) письмо» появилось еще до возникновения письменности. Пиктография - первоначальный способ письменной передачи мысли. Поэтому, первыми средствами для изображения символов были рука, палка и камень. Рукой и палкой можно было рисовать на песке, а камнем - на скале.
Около 4000 лет до н.э. человек начал использовать смоченные глиняные дощечки. Письменные знаки выдавливали палочками на мягких глиняных табличках. При этом ручкой служила деревянная или бронзовая палочка, либо кость.
Затем таблички обжигали в печи или сушили на солнце. Если же хотели увековечить какой-то текст, то приходилось выбивать его на каменных плитах.
Наскальный рисунок.
Около 1300 до н.э. римляне стали использовать письмо по воску. Воск заливался в деревянные таблеты. В это время дано название пишущему инструменту - стилус (stylus). Стилус изготавливался из металла. Когда запись становилась не нужна, она стиралась с помощью плоского обратного конца стилуса. Ввиду схожести римских таблет с современными карманными компьютерами (palm-top), инструмент для работы с дисплеем тоже был назван стилус. Об этом инструменте мы поговорим чуть позже.
В 14 веке Испанцы стали использовать для письма заточенные гусиные перья. Гусиные перья просуществовали рекордно длительное время - до конца 18 века.
Благодаря гусиным перьям изменился стиль письма - буквы стали прописными и наклонными. Так были придуманы прописные буквы. До этого при письме использовали только заглавные буквы. Но подготовить перо для письма очень трудно. Весной у сильного молодого гуся надо было вырвать одно из пяти внешних перьев, причем обязательно из левого крыла (если ты возьмешь перо из правого крыла, то будешь при письме загораживать написанное). Потом перо надо обжечь в горячем песке, чтоб оно стало сухим и жестким. Потом заострить кончик перочинным ножом. Перьев требовалось уйма! В 18 веке из России только в Англию отправляли в год 27 миллионов перьев!
В нашем государстве в древние времена писали углем на бересте. Ее особым способом подготавливали.
В середине 19 века появились металлические перья. Их надевали на гусиные перья. И к концу 19-го века ручки с металлическим пером полностью вытеснили недолговечные, требующие частой замены гусиные перья.
Все попытки изобретателей сделать долго пишущую ручку оканчивались неудачей. В 1884 году страховой агент Левис Эдсон Ватерман вошел в историю, как изобретатель ручки, заправляемой чернилами (поначалу сбоку, с помощью специальной пипетки). Ему так много приходилось писать на работе, что это подтолкнуло его к изобретению. В 1888 году Джоном Лоудом в США впервые была предложена идея шариковой ручки.
Выводы: Человек всегда хотел писать, стремился излагать свои мысли не только в устной форме, но и в письменной. История шариковой ручки нами рассмотрена.
Интересные факты о ручке.
Шариковую ручку придумал аргентинец Ласло Биро. Столь полезное изобретение принесло пользу всем, кроме своего создателя: он вовремя не оформил патент, это сделали вместо него более предприимчивые люди, и изобретатель остался ни с чем. Сегодня многим неизвестно даже его имя, ведь в большинстве языков мира ручка называется именно «шариковой». Только аргентинцы остались верны своему соотечественнику и называют такую ручку «бирой».
-Ажиотаж при продаже первой партии шариковых ручек в 1945 году в Нью-Йорке был так велик, что властям города пришлось выставить оцепление из нескольких сотен полицейских. В первый же день было продано 10 тысяч ручек по 12 долларов за штуку. Примерно столько в среднем получал американский рабочий за день.
- Каждую секунду на Земле продают 125 ручек.
-качественной ручкой можно написать 50 тысяч слов.
-Коллекционирование шариковых ручек называется стилофилией.
-Нил Армстронг (первый человек, попавший на Луну) случайно отломал рубильник в своём лунном аппарате Eagle, и понял, что не сможет взлететь без него. Его спасла обычная шариковая ручка, при помощи которой он выдвинул переключатель. Даже на Луне ручка пригодилась!
- 97% людей, которым предложат новую ручку, первым делом напишут свое имя.
-В нашей стране первая шариковая ручка появилась 57 лет назад. Её разработкой занимались специалисты по приказу самого Сталина.
В процессе поиска интересных фактов о ручке, нам стало интересно: А какая любимая ручка у нашего Президента В.В.Путина. Изучив разные источники мы узнали , что и у Президента есть любимая ручка: Легендарной для В.В. Путина стала простая ручка-роллер Pentel Document Pen. Он с ней везде, на всех пресс-конференциях, и в свое время она стала родоначальницей крылатой фразы: «Ручку верните!».
Так же мы узнали, какой ручке отдает предпочтение губернатор омской области Назаров В.И.Это шариковая ручка PARKER.
Глава Любинского муниципального района Ракимжанов А.К.пользуется шариковой ручкой в металлическом корпусе с толщиной стержня 0.1.
Начальник Управления Образования Тумашова Е.Б. рассказала нам о своей ручке. Елена Борисовна предпочитает ручки в металлическом корпусе с устойчивой балансировкой. Так как тяжелой ручкой удобнее писать и почерк более аккуратный от письма такой ручкой.
Нам стало интересно, а есть ли любимая ручка у нашего директора? Оказывается, у Людмилы Рувимовны есть памятная ручка, привезенная из Парижа.
Вывод: у каждого человека есть предпочтения при выборе ручки.
1.2 Современная ручка. Виды ручек.
Современному школьнику живётся гораздо легче. Выбор ручек на любой вкус, цвет и размер огромен.
Строение ручки.
Ручка состоит из корпуса, внутри которого находится трубочка с наконечником, заполненная чернилами. Чернила по трубочке поступают к наконечнику, а с него - на бумагу.
Материалы, из которых изготавливают ручки.
Из чего делают ручки? Из пластмассы. Этот полимерный материал получают из природного сырья - нефти. Пластмасса имеет очень важные физические свойства: не проводит электрический ток, легкая, пластичная. Ручка может быть сделана из дорого материала, которая может быть украшена не только драгоценными металлами, но и драгоценными камнями, стоит такая ручка очень дорого.
Виды ручек.
Виды ручек зависят от наполнителя стержня, конструкции кончика пера, материала корпуса и назначения. Нас удивило такое разнообразие ручек.
1.Чернильная ручка. Ручка, пишущая чернилами
2.Шариковая ручка. Ручка, пишущая с помощью специального шарика
3.Гелиевая ручка. Ручка, пишущая специальным гелем
4.Капиллярная ручка.
5. Ручка роллер
Виды ручек по функциональному назначению
1.Ручки с внутренней рекламой.
2.Тяжелые ручки с балансировкой. Они помогают взрослому человеку улучшить почерк.
3.Стилус. Преимущества графических планшетов: создаются изображения на компьютере; позволяют пользователю, имеющему графический планшет, интерактивно демонстрировать рисуемое изображение абоненту на другом конце; некоторые пользователи предпочитают небольшие графические планшеты компьютерной мыши за меньшую нагрузку на руку.
4.Ручка - флэшка.
5.Ручка - фонарик.
6.Ручка-головоломка. Ручка-головоломка сделана по образу кубика Рубика, но в отличие от него сегменты передвигаются и вдоль ручки и по окружности.
7.Ручка - тренажер. Оригинальная модель очень понравится тем,
кто по - привычке все время что-то вертит в руках.
8.Аудио-ручка.
9.Подарочная ручка.
10.Ручка с лазерной указкой.
11.Ручка - зажигалка для мужчин.
12.Морозоустойчивые ручки.
13.Жароустойчивые ручки.
14.Ручки, пишущие даже на вертикальных поверхностях.
Вывод: Мы убедились, что фирмы предлагают многообразие ручек для людей разного возраста и разных профессий.
Глава II. Исследование ручки.
2.1. Результаты анкетирования среди обучающихся нашей школы "Что ты знаешь о ручке?"
В анкетировании приняли участие ученики нашей школы. Всего приняло участие 195 детей. Из анкет мы узнали, что среди анкетируемых учеников нашей школы: 100 человек при покупке ручки ориентируются на эргономические качества; ориентируются на внешний вид- 40 человек; отдают предпочтение определенной марке- 35 человек; для 20 человек решающим фактором при выборе ручке является цена.
Вывод: Большинство респондентов при выборе ручки отдают предпочтение эргономическим качествам ручки.
На вопрос «Может ли ручка отрицательно влиять на наше здоровье?» Мы получили следующие результаты:
«да»-50 чел
«нет»-65 чел
«не знаю»-80 чел.
Вывод: Как видно из результатов большинство учащихся затрудняются ответить на этот вопрос.
На вопрос: «Какой ручкой вы пользуетесь?»
Шариковой-150чел
Гелевой-35 чел
Капиллярной-10 чел
Вывод: самой популярной оказалась шариковая ручка.
2.2. Исследования ручки. Выявление в составе пластмасс полимеров с повышенной химической активностью.
В исследовании приняли участие добровольцы, которые «пожертвовали» своими ручками на время проведения опытов. В процессе исследования использовали следующие методы:
-наблюдение;
-проведение физических опытов;
-анализ полученных данных.
Опыт №1
Материалы и инструменты:
Опытные образцы ручек, освещенный солнцем подоконник.
Каждому виду ручки был присвоен свой идентификационный номер:
№ п.п | Наименование ручки. Краткая характеристика |
1 | Шариковая ручка Стамм, корпус синего цвета. |
2 | Шариковая ручка Linc Gold |
3 | Шариковая ручка Pilot |
4 | Гелевая ручка Crown Hi gel |
5 | . Шариковая ручка Стамм, корпус ярко-зеленого цвета |
6 | Шариковая ручка в прозрачном зеленом корпусе Tukzar |
7 | Шариковая ручка в флуерисцентном желтом цвете De Vente |
8 | Шариковая ручка в флуерисцентном зеленом цвете De Vente |
9 | Гелевая ручка пр-во Китай Yiheng |
10 | Гелевая цветная ароматизированная ручка производитель неизвестен |
Метод исследования: наблюдение.
Методика проведения исследования:
Все перечисленные ручки мы положили на освещенный солнцем подоконник. Через 20 минут оценили результат. Ручка №5,№7,№8,10 слегка поменяли цвет. Все остальные ручки визуально не изменили интенсивности окраски корпуса.
Вывод: Материал корпуса ручек, которые на солнце, изменили интенсивность окраски корпуса, содержат полимеры, химическая активность которых очень высокая. И мы не рекомендуем такими ручками пользоваться.
Опыт №2
Материалы и инструменты: опытные образцы ручек, емкости с кипятком.
В этом опыте мы решили проверить на активность полимеров только «подозрительные» ручки:
№ п.п | Наименование ручки. |
1 | Шариковая ручка в флуерисцентном желтом цвете De Vente |
2 | Шариковая ручка в флуерисцентном зеленом цвете De Vente |
3 | Шариковая ручка Стамм, корпус ярко-зеленого цвета |
4 | Гелевая ручка пр-во Китай Yiheng |
5 | Гелевая цветная ароматизированная ручка производитель неизвестен |
Метод исследования: наблюдение.
Методика проведения исследования:
Каждую ручку мы опускали в кипяток на 10 минут. Во всех сосудах вода не окрасилась, но в сосудах №4 присутствовал неприятный химический запах от резиновой муфточки ручки, сосуде №5 усилился запах ароматизаторов. Вывод: Если через 10 минут вода окрасится в цвет пластика, или появится специфический химический запах – это значит химическая активность полимеров очень высокая — лучше отправить пишущий прибор в мусорное ведро. Такую ручку нельзя давать детям.
2.3.Особенности написания текста разными видами ручек.
Для того чтобы выявить, какой из ручек лучше пользоваться, наша помощница Карина написала отрывок текста разными ручками(шариковая PILOT,гелевая пр-во Корея, шариковая СТАММ, роллер ручка), и сравнила их по следующим критериям: длительность использования пасты (чернил), удобство использования (положения кисти), аккуратность при письме.
Выводы:
шариковая ручка PILOT: При сравнении текстов, которые были написаны разными ручками можно, сделать вывод, что текст, написанный шариковой ручкой PILOT, выглядит намного аккуратнее. Учитывая форму и толщину: удобнее всего писать именно этой ручкой с резиновой муфтой, имеющей треугольное сечение: пальцы не скользят, практически не устают, удобно лежат на муфте. И рука не устала при письме именно этой ручкой.
гелевая пр-во Корея: Гелиевой ручкой писать также удобно, как и обычной шариковой. А если долго такую ручку оставить без колпачка, то она быстро высыхает, перестает писать и царапает бумагу. Гелиевая ручка иногда мажет. Поэтому страдает качество письма.
Шариковая ручка СТАММ: При письме этой ручкой был дискомфорт от ребер корпуса ручки, которые неприятно впивались в пальцы, и из-за этого рука быстро устала. Качество письма этой ручкой было не на высоте: толстые линии, чернила мажут. Единственный плюс этой ручки это низкая стоимость.
2.4. Пишет ли ручка под водой?
Цель: выявить пишет ли ручка под водой.
Задача: провести линии разными ручками под водой.
На протяжении всего опыта было использовано 3 вида ручек: гелиевая, шариковая PILOT, шариковая ручка СТАММ:
Материалы и инструменты: опытные образцы ручек, емкость с водой, лист бумаги.
Метод исследования: наблюдение.
Методика проведения исследования:
В емкость была налита вода, помещен лист бумаги. И под водой на бумаге была попытка написать слово.
Вывод: Все 3 ручки пишут под водой. Гелиевая ручка в воде писала лучше всех.
Взрослые не предают значения влияния ручки на ухудшение зрения и нарушению осанки. А зря. Известный врач, педагог-новатор, доктор наук В.Ф. Базарный многие годы исследует влияние на психическое и физическое здоровье детей безотрывного письма шариковой ручкой. Он пришел к выводу, что при письме же, шариковой ручкой то, есть при безотрывном письме, усилию придан режим постоянной мышечной напряженности, угнетающей и разрушающей ритмическую основу в организации непроизвольной моторики. Если ребенок слишком низко захватывает ручку, тогда ему приходится наклонять голову и корпус, что приводит к нарушении осанки и зрения.
2.5.Изучение ассортимента ручек на территории р.п. Любинский
На этом этапе работы мы решили изучить ассортимент ручек, представленных на прилавках магазинов в нашем поселке. Итак, мы посетили магазины: «Эффект», «Островок», «Может быть», «Канцелярский»(расположен в торговом павильоне «Березка»). Хотим отметить , что все продавцы были очень доброжелательными, дали исчерпывающую информацию по любой интересующей нас ручке. Наиболее широкий ассортимент ручек был в магазинах «Эффект», «Островок», «Может быть». В магазине «Канцелярский» представлен довольно скудный выбор, ориентированный на классический вид и сравнительно невысокую стоимость. В магазине «Островок» нас привлекла сувенирная ручка в виде яркого флуерисцентного цветка в резиновом корпусе. Эту ручку мы детально изучили: рассмотрели вблизи, потерли пальцами корпус ручки, понюхали ее. И мы убедились, что ручка не имеет химического запаха. Пальцы наши не окрасились. Единственным недостатком на наш взгляд было то, что этой ручкой очень неудобно писать. Так же хочется отметить, что ни в одном магазине мы не обнаружили ароматизированных ручек. Из этого можно сделать вывод, что владельцы магазинов следят за качеством продаваемых ими ручек.
Вывод: На прилавках любинских магазинов нами не было выявлено «опасных» ручек.
2.6. Памятка «Выбирай ручку правильно!»
Исходя из приведенных данных, нами сделан вывод, что поставленная гипотеза справедлива и ручка действительно при неправильном ее выборе может принести вред нашему здоровью. И для того, чтобы ручка приносила только пользу мы разработали памятку с правилами , которой мы хотим вас познакомить :
Ручка - самый доступный и необходимый гаджет на планете Земля! Но и его нужно выбирать с умом.
Правило №1:изучи внимательно весь ассортимент, если времени мало, то попросите помощи у продавца.
Правило №2: Подержите ручку. Вам удобно? Учитывайте её небольшой вес. Нетренированные пальчики не смогут долго удерживать массивную толстую ручку. Очень хорошо ,когда у ручки есть резиновая муфточка, которая помогает фиксировать наши пальчики при письме.
Правило №3
Теперь нужно попробовать, как пишет ручка на бумаге. Стержень не должен царапать бумагу
Правило №4
Старшеклассникам советуем писать чернильными ручками. Скорость письма такой ручки больше
Правило№5
Не покупайте ароматизированные ручки. Так они часто служат источником аллергии из- за содержащихся в чернилах ароматизаторов. Так же стоит отказаться от ручки яркой окраски, так как, скорее всего в пластмассе содержится ударная доза химических веществ.
Правило №6
Тем, кто склонен грызть канцелярию (впрочем, как и всем остальным) следует обратить внимание и на то, чтобы ручка не источала резкого запаха. Можно подержать изделие на солнце: если через некоторое время его цвет станет менее ярким, значит, материал, из которого оно изготовлено, токсичен. Корпус ручки не должен оставлять следов красящего вещества на пальцах и быть хрупким. А ещё при покупке канцелярии лучше убедиться в наличии гигиенического сертификата.
И помните, что хорошая ручка необязательно должна стоить дорого!!!
Исходя из поставленных задач, мы сделали выводы:
2)Мы узнали: есть ли любимая ручка у нашего Президента В.В.Путина;
3) Проведены исследования, которые показали, какую опасность может в себе таить ручка;
4) Проведено анкетирование, которое показало, какие предпочтения у учащихся нашей школы при выборе ручки;
5) Познакомились с ассортиментом ручек на прилавках наших магазинов, узнали, есть ли «опасная ручка» на их прилавках;
6) Разработана памятка для детей и их родителей «Выбирай ручку правильно!»
Заключение
На основании проведенных нами исследований
Мы сделали вывод, что из большого разнообразия ручек можно выбрать удобную для себя ручку, которая поможет выработать навык правильно держать пишущий инструмент, и эффективен при переучивании в случаи закрепления неправильного стереотипа.
В школе лучше всего писать шариковой ручкой «с подсказкой», со средним шариком, резиновой муфточкой с треугольным сечением, потому что:
- обеспечивает правильное и удобное положение пальцев во время письма, предотвращают скольжение и излишнее напряжение, и регулирует силу, с которой нужно удерживать пишущий инструментует, нет необходимости в дополнительном нажатии. Поэтому о характерных отметинах на пальчиках, которые обычно оставляют ручки, когда ребенок слишком сильно их сжимает можно забыть.
Поэтому вместо того, чтобы помногу раз повторять ребенку: « Возьми ручку правильно», лучше дайте ему правильный пишущий инструмент.
Следовательно, что от того, насколько удобно пользоваться ручкой, порой зависит успеваемость и даже самочувствие ученика, воспитателя, учителя, работника завода. Конечно же, нельзя возлагать на шариковую ручку столь большую ответственность, говоря, что она – залог успешности. Однако и уменьшать роль канцтоваров, а именно их вида и качества, нельзя. Ведь не зря говорят: Порядок на парте – порядок в голове ученика.
Считаем, что поставленную цель и задачи мы выполнили. Гипотеза доказана, что из большого разнообразия пишущего инструмента, можно выбрать или подобрать ту ручку, которая будет обеспечивать максимальное комфортное письмо для детской руки, что приведет к предотвращению напряжения и усталости руки во время письма.
Список литературы
1. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / Перевод с испанского. – М.: Эксмо, 2012. – 512 с.
2.Универсальная иллюстрированная энциклопедия почемучек и оттогочек: для очень любознательных детей / (Кейт Вудвард и другие) / пер. с анг. И. Алчева и другие. – М.: Астрель, 2012. – 110 с.
3.Дыбина О.В. Что было до…Игры-путешествия в прошлое предметов.
— М.: ТЦ Сфера, 2004. – 160 с.: цв. вкл.
4.Валянский, С. Писчие материалы и инструменты для письма [Текст]
/ С. Валянский, Д. Калюжный // Энергия. – 2004. – № 9. – С. 72–74
5. Каллиграфия. Развитие искусства красивого письма [Электронный ресурс]
// Интернет: http://elitepen.ru/info/info17.htm
6. Развитие письменности и инструментов для письма [Электронный ресурс]
// Интернет: http://www.elitepen.ru/info/info18.htm
Рукавичка
Рисуем кактусы акварелью
Два плуга
Свадьба в Малиновке
Астрономический календарь. Май, 2019