.
Вложение | Размер |
---|---|
perepis.docx | 133.2 КБ |
perepis.pptx | 298.77 КБ |
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Устьпёрская основная общеобразовательная школа» село Усть-Пёра Свободненского района Амурской области
| |||
ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ СЕЛА УСТЬ-ПЕРА | |||
Подготовила: Полишко Дарья Ивановна, обучающаяся 5 класса Руководитель: Лисихина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории |
с.Усть-Пера
2017
Оглавление
I. введение………………………………………………………………. | 3 |
II. основная часть……………………………………………………… | 5 |
глава 1. понятие о переписи населения……………………….… | 5 |
2.1.1. основные понятия переписи населения ………………… | 5 |
2.1.2. история проведения учетов населения в мире…………. | 7 |
2.1.3. история проведения учетов населения в России…………. | 8 |
глава 2. перепись населения с. Усть-Пера………………………. | 9 |
2.2.1. проведение переписи населения с. Усть-Пера…………. | 9 |
2.2.2. анализ результатов переписи населения с.Усть-Пера………………………………………………………………. | 10 |
III. выводы ……………………………………………………………. | 12 |
IV. заключение………………………………………………………… | 13 |
V. библиографический список……………………………………… | 14 |
VI. приложения………………………………………………………… | 15 |
В последнее время в нашей стране становится все меньше сел и деревень. Это происходит потому что молодежь уезжает в города, а в селах остаются пенсионеры. На мой взгляд, в нашем селе происходит то же самое. Это заметно и по количеству учеников в нашей школе, которое с каждым годом все уменьшается. Так пришла идея провести перепись населения нашего села.
Объектом исследования является население села Усть-Пера.
Предмет – численность и состав населения села Усть-Пера.
Цель работы - сбор и обобщение демографических данных о населении села Усть-Пера, сравнение с данными Всероссийской переписи населения 2010 г.
Задачи:
- познакомиться с основными понятиями по теме;
- изучить историю проведения переписей населения в мире и в России;
- разработать программу переписи;
- провести перепись;
- проанализировать результаты переписи населения села Усть-Пера;
- сравнить данные переписи в Усть-Пере с данными Всероссийской переписи 2010 г.
Гипотеза: демографические данные о населении села значительно хуже, чем в среднем по стране.
Методы исследования: опрос, анализ, сравнение, обобщение.
Обзор и краткий анализ источников:
Исследование началось с изучения учебника Медкова В. М. «Демография», из которого были взяты теоретические сведения: определение, основные принципы и способы проведения переписи. Полезная информация была найдена в Интернете: история переписей в мире и в России (сайты https://ru.wikipedia.org и http://studopedia.ru). Также для сравнения были изучены данные Всероссийской переписи населения 2010 г (Официальный сайт Госкомстата РФ http://www.gks.ru).
Глава 1. Понятие о переписи населения
2.1.1. Основные понятия переписи населения
В литературе существует несколько различных определений переписи. Наиболее полное определение было дано Статистической комиссией ООН. Согласно этому определению, перепись населения – это «единый процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации, или распространения иным образом, демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам в стране или четко ограниченной части страны» [1, с.30].
Чтобы качественно провести это мероприятие, необходимо разработать единую программу. Это означает, что сбор данных и их обработка ведутся по единым правилам, по общему плану для всех участников переписи. Обо всех людях собираются сведения по одним и тем же признакам, включенным в переписной лист. Например, адрес, демографические признаки —пол, гражданство, возраст, состояние в браке, образование, этнические характеристики, вероисповедание и т.д. На этапе обработки переписи вся собранная в ее ходе информация обрабатывается и публикуется по единому плану.
При проведении переписей различают три основных категории населения:
- наличное — всё население, на момент переписи находящееся на обследуемой территории, включая временное население;
- постоянное — население, постоянно проживающее на обследуемой территории (сроком более 6 месяцев или 1 года);
- юридическое — население, юридически закрепленное на данной территории.
Основными принципами (правилами) являются:
1. всеобщность (охватывается все население данной территории).
2. одномоментность (проводится в определенный момент времени, что позволяет точно учесть численность населения).
3. поименность (данные характеризуют каждого человека).
4. наличие программы (сведения должны быть собраны у всех жителей данной территории по одним и тем же правилам).
5. принцип самоопределения (фиксируются только те сведения, которые дает о себе тот человек, которого опрашивают).
6. централизация управления (для полного и точного выполнения работ необходим центр управления).
Перепись может быть проведена несколькими способами:
2.1.2. История проведения учетов населения в мире.
Учёт населения существует с древнейших времён, но сначала он был очень прост. В Древнем Китае, Египте, Месопотамии, Древней Греции и Риме учёт населения проводился с целью налогообложения и военными целями, (чтобы знать число налогоплательщиков и воинов). Переписи не были всеобщими и охватывали только мужское население.
Иногда в Древнем Мире делались попытки более широкого учёта населения. Так, например, в Древнем Риме в 6 веке до н.э. собирались пожертвования в храм с каждого жителя по монете разного достоинства в зависимости от пола и возраста. Подсчёт монет давал представление об общей численности населения с распределением его по половозрастному составу.
В V веке до н.э. в Риме стали проводить переписи (цензы) регулярно. Глава семьи под клятвой сообщал цензорам сведения о себе, своей семье, имуществе.
Позднее переписи проводились в виде поземельных описаний (кадастров), в которых учитывалось и население. Результаты заносились в писцовые книги. На основании этих записей определялись размеры податей, а сами записи в книгах служили документом на право владения землёй или имуществом.
В Средние века писцовые книги получили широкое распространение в Западной Европе. Сведения о населении в них были весьма скудные. Как правило, указывалось только число хозяйств (или семейств).
К середине XVIII века возникает потребность в информации о численности всего населения. К концу XVIII века переписи становятся регулярными, и это время можно назвать временем рождения переписей населения. Но программы переписей содержат всего 2-3 вопроса, нет чётких правил переписи и точного времени счёта.
Современные принципы проведения переписей населения разработал бельгийский ученый А. Кетле. Бельгийская перепись стала поворотным пунктом в переходе к современным переписям населения.
В дальнейшем методы проведения переписей населения развивали Международные статистические конгрессы, регулярно проводившиеся в 1853–1876 гг., Международный статистический институт, основанный в 1885 г., а затем, уже в наши дни, Статистическая комиссия ООН.
2.1.3. История проведения учетов населения в России.
В нашей стране начало учетов населения относится к IX в. (Киевская Русь, Новгородская республика). В ордынский период в отдельных русских княжествах проводились учеты населения с целью определения размера дани. С XIV в. объектом обложения становятся земельные угодья. В XVII в. начали проводить подворные переписи, называемые так потому, что единицей обложения стал двор (домохозяйство).
Реформа налоговой системы Петра I привела к переходу от налогообложения дворов к обложению душ, т. е. лиц мужского пола. Вследствие этого на место подворных переписей пришли переписи подушные. Первая из них, согласно указу Петра I от 26 ноября 1718 г., была проведена в 1719–1724 гг. Всего их было 10, последняя в 1857—59 гг. Они имели много недостатков.
Бурное развитие капитализма, изменения в обществе, последовавшие за отменой крепостного права, вызвали острую потребность в получении достоверных и надежных данных о населении страны, которые могла обеспечить только всеобщая перепись, проведенная в соответствии с научными принципами.
Первая и единственная всеобщая перепись населения Российской Империи была проведена в начале 1897 г. Инициатором ее стал выдающийся русский ученый П. П. Семенов-Тян-Шанский. Эта перепись представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце XIX в.
Уже в СССР и затем в России было проведено всего 8 переписей.
Переписи 1920г. и 1923г. в силу военного времени были неполные по программе наблюдения и по объёму собранных данных. Перепись 1926г. имела более полные результаты, и по ней удалось определить демографические сдвиги, прошедшие за 30 лет после переписи 1897г. (26 томов). Результаты переписи 1937г. объявлены ошибочными, остались закрытыми, а статистики, её проводившие, были репрессированы. Результаты повторной переписи 1939г. были приняты правительством и стали основным источником сведений довоенного времени. Далее переписи в Советском Союзе проводились почти регулярно: в 1970, 1979 и в 1989 годах.
Последняя Всероссийская перепись была проведена в 2010 году.
Таким образом, переписи населения в нашей стране имеют давнюю и богатую историю.
Глава 2. Перепись населения с. Усть-Пера.
Прежде чем приступить к проведению переписи, необходимо было изучить литературу по теме, чтобы ничего не упустить и пройти все обязательные этапы. Очень хотелось почувствовать себя настоящими переписчиками.
В первую очередь была составлена программа переписи:
1. Разработка переписных листов.
Так как вопросов было немного, наиболее удобным показалось собрать все данные в общую таблицу. Индивидуальные переписные листы не изготавливались. Перепись проводилась в виде опроса: переписчик сам заполнял таблицу с данными в ходе личной беседы с переписываемым лицом. (Таблица 1, с.13)
2. Обобщение результатов (методом подсчета) по следующим показателям:
- соотношение женского и мужского населения;
- возрастные группы;
-место рождения;
- занятость населения;
- образовательный уровень.
При проведении переписи учитывалось наличное население, то есть население, которое в конкретный момент времени находилось на территории села, включая временное население. Переписью было охвачено абсолютно все население данной территории. Работа проводилась с 8 по 29 июля 2016 года. Охарактеризован был каждый человек в соответствии с программой, то есть по одним и тем же правилам. Фиксировались только те сведения, которые человек давал о себе сам. Сведения о детях давали родители (законные представители). Жители с интересом участвовали в исследовании, отказавшихся не было.
Таким образом, все основные принципы и правила проведения переписи были соблюдены.
Результаты переписи села представлены в количественных показателях, так как тема «Проценты» в 5 классе еще не изучена.
Анализ данных переписи показал, что фактически на момент переписи в селе проживало 310 человек, из них 177 женского пола, 133 - мужского. (Диаграмма 1, с.15)
Всех жителей села можно разбить на несколько возрастных групп: пенсионеры – 70 человек, трудоспособного возраста (старше 22 лет) - 154, от 7 до 22 лет – 47, дети дошкольного возраста (до 7 лет) – 39 человек. (Диаграмма 2, с.15)
Среди населения преобладают коренные жители – 139 человек, еще 105 человек прибыли из других населенных пунктов Амурской области и всего 66 жителей из других регионов страны. (Диаграмма 3, с.16)
Из людей трудоспособного возраста 117 - работают, 37 – не работают. (Диаграмма 4, с.16)
При анализе образовательного уровня не брались в расчет жители от 0 до 22 лет. Профессиональное образование, включая техническое и специальное имеют -114 человек, высшее – 23, только основное общее образование (9 классов и менее) имеют 87 жителей села (Диаграмма 5, с.16) Из жителей, имеющих профессиональное образование, 96 человек трудоспособного возраста и 41 – пенсионер. (Диаграмма 6, с.16) Среди них 19 – безработных, 74 – работающих. (Диаграмма 7, с.16) Из жителей, имеющих только основное общее образование, 29 человек старшего возраста (пенсионеров) и, к сожалению, 58 человек трудоспособного возраста. (Диаграмма 8, с.16) К тому же 18 человек из них не работают, 40 – имеют работу. (Диаграмма 9, с.17)
Данные для сравнительного анализа переписи населения села с данными Всероссийской переписи (взяты с официального сайта Госкомстата РФ) представлены в виде обыкновенной дроби. (Таблица 2, с.15)
Таким образом, сравнив результаты исследования с данными Всероссийской переписи 2010 года, выяснили, что ситуация с населением в нашем селе, вобщем, не отличается от средних данных по стране, за исключением образовательного уровня (жителей, имеющих высшее образование).
.
III. Выводы.
С помощью учебника «Демография» были изучены основные понятия по теме исследования: определение, основные принципы и способы проведения переписи.
В ходе исследования выяснилось, что учёт населения существует с древнейших времён, но сначала он был очень прост. Современные принципы проведения переписей населения разработал бельгийский ученый А. Кетле в конце XIX века.
В нашей стране начало учетов населения относится ко времени Киевской Руси и Новгородской республики. Эти мероприятия имели множество недостатков, проводились нерегулярно. Таким образом, переписи населения в нашей стране имеют давнюю и богатую историю.
В процессе сбора информации были соблюдены все основные принципы (правила) проведения переписи.
Таким образом, проанализировав результаты переписи в селе и сравнив их с данными Всероссийской переписи 2010 года, выяснили, что ситуация с населением в нашем селе, в общем, не отличается от средних данных по стране. Ниже общероссийского только один показатель: количество жителей, имеющих высшее образование.
Наша гипотеза не подтвердилась.
IV. Заключение.
Перепись населения – не только увлекательный, но также сложный и трудоемкий процесс.
Работа была представлена ребятам из нашей школы. В будущем мы планируем повторить исследование с целью сравнения показателей.
Данная работа пополнит сведения по истории села, ее можно использовать на уроках истории, географии, краеведения, а также во внеурочной деятельности.
Приложение 1
Таблицы
Таблица 1
Год рождения | ФИО | Место рождения | Социальный статус | Образование |
Таблица 2
Показатель | Всероссийская перепись 2010 г. | Перепись с.Усть-Пера |
Соотношение женского и мужского населения | Преобладает женское население | Преобладает женское население |
Возрастные категории | Дети ≈ 1/5 Трудоспособные ≈ 1/2 Пенсионеры ≈ 1/4 | Дети ≈ 1/4 Трудоспособные ≈ 1/2 Пенсионеры ≈ 1/4 |
Уровень образования | Высшее ≈ 1/4 Среднее ≈ 1/3 Основное общее ≈ 1/4 | Высшее ≈ 1/12 Среднее ≈ 1/2 Основное общее ≈ 1/3 |
Приложение 2
Диаграммы
Диаграмма 1. Соотношение женского и мужского населения
Диаграмма 2. Возрастные группы
Диаграмма 3. Место рождения
Диаграмма 4. Занятость трудоспособного населения
Диаграмма 5. Образовательный уровень
Диаграмма 6. Имеющие профессиональное образование
Диаграмма 7. Занятость трудоспособного населения, имеющего профессиональное образование
Диаграмма 8. Имеющие основное общее образование
Диаграмма 9. Занятость трудоспособного населения, имеющего основное общее образование
Слайд 1
Перепись населения села Усть-Пера Подготовила: Полишко Дарья Ивановна обучающаяся 5 класса Руководитель: Лисихина Наталья АлександровнаСлайд 2
Объект – население села Усть-Пера . Предмет – численность и состав населения села Усть-Пера . Цель - сбор и обобщение демографических данных о населении села Усть-Пера , сравнение с данными Всероссийской переписи населения 2010 г.. Задачи : познакомиться с основными понятиями темы; изучить историю проведения переписей населения в мире и в России; разработать программу переписи; провести перепись; проанализировать результаты и сравнить их с данными Всероссийской переписи 2010 г. Гипотеза : демографические данные населения села значительно хуже, чем в среднем по стране.
Слайд 3
Основные принципы (правила) проведения переписи : 1. всеобщность 2. одномоментность 3. поименность 4. наличие программы переписи 5. самоопределение 6. централизация управления переписью
Слайд 4
Способы проведения переписи : 1. опрос 2. самосчисление 3. смешанный (анкетный)
Слайд 6
Проведение переписи населения с. Усть-Пера Учет наличного населения Время проведения 8-29 июля 2016 г Учтен каждый человек Перечень вопросов Год рождения ФИО Место рождения Социальный статус Образовательный уровень 5. Согласие переписываемых 6. Центр управления переписью – МОКУ Устьперская ООШ
Слайд 7
Диаграмма 1. Соотношение женского и мужского населения
Слайд 8
Диаграмма 2. Возрастные группы
Слайд 9
Диаграмма 3. Образовательный уровень
Слайд 10
Показатель Всероссийская перепись 2010 г. Перепись с.Усть-Пера Соотношение женского и мужского населения Преобладает женское население Преобладает женское население Возрастные категории Дети ≈ 1/5 Трудоспособные ≈ 1/2 Пенсионеры ≈ 1/4 Дети ≈ 1/4 Трудоспособные ≈ 1/2 Пенсионеры ≈ 1/4 Уровень образования Высшее ≈ 1/4 Среднее ≈ 1/3 Основное общее ≈ 1/4 Высшее ≈ 1/12 Среднее ≈ 1/2 Основное общее ≈ 1/3 Сравнительная таблица
Снеговик
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Фокус-покус! Раз, два,три!
Почта