Научно-исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_issledovanie.doc | 230 КБ |
Краевая открытая научная конференция школьников
Ставропольского края
Секция: физика
Название работы: Исследование факторов, влияющих на тормозной путь автомобиля
г. Ставрополь, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение. 3
II. Основная часть.
2.1. Тормозной путь автомобиля. 4
2.2. Проведение и результаты экспериментов. 4
2.3. Расчет тормозного пути по формуле. 6
III. Заключение. Выводы. 7
IV. Список использованной литературы. 8
ВВЕДЕНИЕ
Автомобиль прочно укрепился в образе современного жителя. С каждым годом машина приобретает всё большую значимость в жизни человека. Однако автомобилизация несёт людям не только пользу, с популярностью автотранспорта связаны и острые проблемы, переживаемые человечеством в последние годы, в частности рост дорожно-транспортных происшествий. Так, в Кочубеевском районе за последние 2 года можно наблюдать большое количество дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали, а в некоторых случаях и погибли люди.
Год | 2013 | 2014 |
Количество ДТП | 71 | 68 |
Количество пострадавших | 84 | 71 |
Количество погибших | 8 | 9 |
Актуальность темы.
Именно длина тормозного пути часто оказывается решающим фактором в критической ситуации на дороге. Лишний метр, прочерченный покрышками по асфальту, может стоить не только разбитого бампера, но и жизни.
Многие из тех, кто в настоящий момент обучается в школе, в будущем станут водителями или пешеходами, которые обязаны знать, от каких факторов зависит тормозной путь автомобиля. В нашем районе, как и во всей стране, дороги стали объектом повышенной опасности, что приводит к необходимости изучения этого вопроса.
Основная цель данного проекта: исследовать факторы, от которых зависит тормозной путь автомобиля.
Задачи:
1. Изучить литературу по данному вопросу.
2. Выяснить зависимость тормозного пути от скорости и коэффициента сцепления шин с дорогой.
3. Организовать и провести эксперименты, подтверждающие зависимости тормозного пути от скорости и коэффициента сцепления шин с дорогой.
4. Сделать необходимые выводы.
Для достижения поставленных целей над данным проектом я работал по следующим направлениям:
1) Изучение теории тормозного пути;
2) Проведение эксперимента;
3) Выводы
Гипотеза. Тормозной путь зависит от скорости движения и от коэффициента сцепления шин с дорогой.
Практическая значимость состоит в необходимости учитывания в повседневной жизни зависимость тормозного пути от скорости и от коэффициента сцепления шин с дорогой.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Тормозной путь автомобиля.
Чаще всего причиной ДТП является физическое явление инерция - свойство тел сохранять покой или равномерное прямолинейное движение, если внешние воздействия на него отсутствуют или взаимно скомпенсированы.
Торможение — процесс создания искусственного сопротивления движению автомобиля с целью уменьшения его скорости.
Сила трения тормозов заставляет автомобиль снижать скорость. Чем сильнее нажимать на тормоз, тем большая площадь тормозных колодок соприкасается с колесами и тем быстрее остановится автомобиль. Но, однако, автомобиль остановить мгновенно нельзя, потому что у всех средств транспорта есть тормозной путь.
Тормозной путь - путь, пройденный автомобилем с начала действия тормозов до его полной остановки.
Далеко не все водители знают, что в зависимости от условий торможения со скорости 60 км/ч остановочный путь может составлять как 25, так и 150 метров. От чего зависит его длина?
Величина тормозного пути зависит от многих факторов, а именно:
1- скорость движения
2- дорожное покрытие (погодные условия)
3 - состояние колес и тормозной системы
4 - способ торможения
Проведение и результаты экспериментов
Мне предстояло организовать и провести эксперименты, в ходе которых можно определить, как зависит тормозной путь автомобиля от скорости движения и дорожного покрытия.
Так как на данный момент у меня нет разрешения на вождение автомобиля, то мне пришлось в качестве движущегося средства взять велосипед и начать исследование тормозного пути велосипеда при различных условиях движения. Результаты данного эксперимента помещены в таблице.
Зависимость тормозного пути велосипеда от скорости движения и дорожного покрытия
Длина тормозного пути | ||
Сухой асфальт | Укатанный снег | |
Движение на пониженной скорости | 0,4 м | 1,4 м |
Движение на повышенной скорости | 1,3 м | 4,8 м |
По результатам эксперимента можно сделать вывод, что тормозной путь зависит от дорожного покрытия и от скорости движения: чем больше скорость и хуже дорога, тем длиннее тормозной путь.
Для более точного исследования зависимости тормозного пути от скорости движения и дорожного покрытия я использовал интерактивную модель «Калькулятор тормозного пути».
Выбирая последовательно различные виды дорожного покрытия (сухой асфальт, мокрая дорога, укатанный снег, обледенелая дорога), а также скоростной режим (в км/ч), я изучал длину тормозного пути. Полученные данные отражены в таблице.
Зависимость тормозного пути автомобиля от скорости движения и дорожного покрытия
Скоростной режим, км/ч | Дорожное покрытие | Тормозной путь, м |
40 | сухой асфальт | 9 |
мокрая дорога | 16 | |
укатанный снег | 31 | |
обледенелая дорога | 63 | |
80 | сухой асфальт | 36 |
мокрая дорога | 63 | |
укатанный снег | 126 | |
обледенелая дорога | 252 |
Анализируя данные результаты, я заметил, что при увеличении скорости движения автомобиля в 2 раза, его тормозной путь на одном и том же дорожном покрытии увеличивается в 4 раза!
Расчет тормозного пути по формуле
Обратившись к различным теоретическим источникам для подтверждения полученных фактов, я увидел, что существует несколько формул расчета тормозного пути автомобиля. В их основе лежит второй закон Ньютона.
Основной тормозной путь автомобиля можно определить по формуле:
S = V²о/2gµ,
где:
S - тормозной путь в метрах;
Vо - скорость движения автомобиля в момент начала торможения в м/сек;
g - ускорение силы тяжести, равное 9,81 м/с2;
µ - коэффициент сцепления шин с дорогой.
Коэффициент сцепления шин на различных дорожных покрытиях следующий:
асфальт (сухой) 0.7 - 0.8;
асфальт (мокрый) 0.4 - 0.5;
укатанный снег 0.25 – 0.35;
гололёд 0.1 – 0.2.
Чем хуже дорога, тем ниже будет коэффициент.
Вывод: Тормозной путь прямо пропорционален квадрату скорости движения автомобиля и обратно пропорционален коэффициенту сцепления шин с дорогой.
Приведенная формула годится лишь при одновременном торможении всех колес до "юза".
Результаты проведенных мною экспериментов полностью подтверждаются теорией.
Безопасность автомобиля и водителя с пассажирами на дороге определяющим образом зависит от состояния его колес, а именно от остаточной высоты протектора покрышки. Протектор — та часть колеса, которая контактирует с дорожным покрытием. Именно от параметров и состояния протектора зависит показатель сцепления автомобиля с дорогой и его управляемость при движении, особенно на скользкой дороге.
Следует помнить, что в процессе износа протектора тормозной путь автомобиля будет увеличиваться. Глубина протекторов новых покрышек варьируется от 5 до 17 мм (у внедорожников) . Обычные летние автомобильные шины имеют высоту протектора 7,5–8,5 мм, а зимние 8,5–9,5 мм. Если принять за единицу тормозной путь абсолютно новой покрышки, то при износе на 1 мм протектора покрышки тормозной путь будет увеличиваться приблизительно на 5%. При достижении же критической высоты протектора в 1,6 мм, тормозной путь, в сравнении с новой покрышкой возрастает в 1,6 раза. Например, на новых шинах машины BMV тормозной путь составил 59,5 м, на изношенных до 3 мм — 88,5 м, на почти лысых (1,6 мм) — 115,5 м.
Такой расчет верен для сухой поверхности дороги, для мокрых и скользких поверхностей результаты увеличения тормозного пути будут еще больше в 2,5–3 раза.
Немаловажную роль играет и тормозная система автомобиля. Случается так, что плохо отрегулированная система торможения может стать причиной длинного тормозного пути.
Существует несколько способов торможения: плавное, резкое, прерывистое и ступенчатое. Первый способ применяется в спокойной обстановке. Постепенное увеличение давления на педаль дает плавное замедление автомобиля. При этом получается самый большой тормозной путь. Резкое торможение (сильное нажатие на педаль) практически всегда приводит к блокировке колес и юзу, что в свою очередь влечет к потере управляемости и заносу автомобиля. При прерывистом торможение водитель должен сильно нажать на педаль тормоза практически до блокировки колес, затем отпустить педель. Повторять эти действия до полной остановки. При ступенчатом торможении водитель должен несколько раз нажать на педаль тормоза, при этом каждое последующее нажатие производится с большим усилием, чем предыдущее пока автомобиль не остановиться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ВЫВОДЫ.
Зачастую покупатели машин смотрят на разгон до 100 км/ч, расход топлива на 100 км. Однако при этом мало кто смотрит на тормозной путь. А зря!
На самом деле торможение куда важнее любых других технических характеристик. Ведь быстро остановиться означает спасти жизнь, автомобиль, бампер, фары. 99 процентов автовладельцев не то что не помнят, иногда даже и не знают о тормозном пути своей машины! Более того, большинство не понимают, насколько много или мало тормозного пути в 30 или 40 метров при остановке со скоростью 100 км/ч.
Любопытно знать, что даже не все сотрудники ГАИ разбираются в длине тормозного пути. Примером тому служат новости с фразами «тормозной путь Ланоса составил 18 метров, при этом скорость была порядка 100 км/ч». Подобные комментарии - абсурдны, так как тормозной путь у этой марки машины, движущейся со скоростью 100 км/ч составляет 31,4 метра.
Нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом. Об этом следует помнить во избежание ДТП как пешеходам, так и автомобилистам. При движении автомобиля и по сухой летней, и по скользкой зимней дороге тормозной путь и время торможения зависят от скорости движения, причём тормозной путь прямо пропорционален квадрату скорости. Поскольку зимой коэффициент трения резины по асфальту уменьшается, тормозной путь и время торможения увеличиваются. Контроль состояния покрышек автомобиля и их своевременная замена должны стать главными правилами для каждого автомобилиста. Для того чтобы тормоза не стали причиной аварии, необходимо регулярно проходить технический осмотр своего автомобиля.
Многих аварий можно было бы избежать, если бы водители следовали золотому правилу - держи дистанцию. Для остановки транспорта требуется время и пространство.
ВОДИТЕЛЬ, ВНИМАНИЕ! ТОРМОЗИ ЗАРАНЕЕ!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Зимний лес в вашем доме
Самый богатый воробей на свете
Л. Нечаев. Яма
Медведь и солнце
Проказы старухи-зимы