В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Мы связаны с бумагой c наших самых первых дней и до конца жизни. Сегодня малыши сталкиваются с листами этого материала гораздо раньше, чем начинают учиться писать или читать. Ребенок рвет, мнет её, пытаясь придать листу определённую желаемую форму. Этот материал доступен и дешев, экологически чист, поэтому его можно без страха доверять детям.
Вложение | Размер |
---|---|
isledovatelskaya_rabota_skladanyuk_aleksandry.docx | 134.38 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 2.14 МБ |
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества»
«Сравнения техник выполнения аппликации и оригами»
Автор: Складанюк Александра,
МКОУ ДОД ЦРТДиЮ,10 лет
Руководитель: Рассказова О.Ф.
педагог дополнительного образования,
МКОУ ДОД ЦРТДиЮ
с. Большие Уки – 2013г.
Содержание:
I. Введение……………………………………………………….3
II. История возникновения и развития аппликации…………..5
III.История возникновения и развития оригами………………8
IV. Сравнение аппликации и оригами.
Анкетирование кружковцев………………….……………..13
V. Практический эксперимент………………………………….14
VI. Выводы………………………………………………………15
VII. Литература………………………………….……………….16
Введение.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Мы связаны с бумагой c наших самых первых дней и до конца жизни. Сегодня малыши сталкиваются с листами этого материала гораздо раньше, чем начинают учиться писать или читать. Ребенок рвет, мнет её, пытаясь придать листу определённую желаемую форму. Этот материал доступен и дешев, экологически чист, поэтому его можно без страха доверять детям.
Тема моего исследования: сравнение техник выполнения аппликации и оригами.
Цель работы: узнать, чем интереснее заниматься ребятам: изготовлением аппликации или оригами?
Что труднее выполнить?
Какая работа интереснее и красивее?
Доступно ли искусство оригами для всех?
Методы исследования: работа с информационными источниками: энциклопедиями, справочниками; анализ, обобщение и систематизация собранной информации; анкетирование кружковцев; наблюдение.
Мои предположения:
Большинство ребят выберут аппликацию, потому что её выполнять легче и быстрее.
Самостоятельно разобраться со схемой сгибания квадратов смогут не все ученики.
В ходе выполнения практических заданий мы получим поделки, выполненные в технике аппликации и оригами. Они помогут нам ответить на поставленные вопросы.
План исследования.
Изучение истории возникновения аппликации и оригами.
Анкетирование кружковцев.
Практический эксперимент. Изготовление поделок.
Подведение итогов. Выводы.
История возникновения и развития аппликации.
Своё исследование я начала с изучения истории возникновения и развития аппликации.
Аппликация в переводе с латинского языка значит «прикладывание».
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова слово «аппликация» - это изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что–нибудь кусков цветной бумаги, материи.
История возникновения аппликации уводит нас в далекие прошедшие века. Еще древние кочевники украшали аппликацией свою одежду, предметы обихода, свой шатер.
У разных народов аппликация выполняется из самых разнообразных материалов.
Северные народности: ханты, манси, нанайцы, эвенки — используют в аппликации не только кожу и сукно, но и мех. Техника меховой аппликации комбинируется с вставкой узора из бисера.
Многие народности (коми, казахи, калмыки, осетины, буряты и др.) используют аппликацию для оформления национального костюма, предметов быта. Делали аппликации из бересты, войлока, ткани, кожи и бумаги.
Издавна славились на Украине, в Белоруссии бумажные узорчатые занавески — фиранки. В настоящее время аппликация широко процветает в народном искусстве нашей страны. Используют аппликацию в оформлении современной, особенно детской и молодежной одежды.
Классификация аппликаций.
По используемым материалам аппликацию можно разбить на следующие группы:
из бумаги;
из ткани, ниток, верёвок, тесьмы;
из природных материалов: листьев, цветов, семян, соломки, крупы, пуха, перьев, кожи и др.
из нетрадиционных материалов: гофрированного картона, пластиковых упаковок, коробок, проволоки, бисера и др.
По содержанию аппликации можно подразделить на предметные, сюжетные, орнаментальные, шрифтовые.
предметные аппликации (листья, фрукты, овощи, цветы, грибы, насекомые, животные) наиболее просты по выполнению.
сюжетные (выполняются по сказке, песне, рассказу, ); состоят из нескольких разных фигур, часто в движении, служат для создания панно, картин.
орнаментальные применяют для оформления альбомов, пригласительных билетов, украшения одежды.
шрифтовые – это буквы, которые используют для заголовков стенгазет, написания лозунгов, плакатов.
По виду выполнения аппликации можно подразделить на плоскостные и объемные.
плоскостная (все детали аппликации полностью наклеиваются на фон);
объёмная (детали не полностью наклеиваются на фоне и за счёт этого создаётся объёмное изображение).
По способам выполнения:
мозаика (изображение состоит из небольших кусочков разного цвета, которые выкладывают в виде нужной композиции);
аппликация обрыванием (детали выполняются обрыванием бумаги).
По цветовому решению:
монохромные (выполненные в одном цветовом сочетании);
полихромные (многоцветные)
По способам закрепления деталей на фоне:
с помощью клея:
пришиванием;
сцеплением;
на пластилин.
История возникновения и развития оригами.
Искусство оригами своими корнями уходит к древнему Китаю, где и была открыта бумага.
В древности китайцы использовали для письма деревянные и бамбуковые дощечки и шелк. Способ фиксации знаний на дощечках был объемен и поэтому неудобен. А шелк, хоть и являлся прекрасным материалом для письма, был слишком дорогим. К 3 в. до н.э. китайцы заменили шелк более дешевым и доступным материалом – растительными волокнами, используя для этого толченую кору тутового дерева и размочаленные стебли бамбука. Получился совершенно новый материал - бумага. Официальной же датой «появления» бумаги в Китае считается 105 г. до н.э., когда чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о существовании такой технологии.
Высушенные листки спрессованного волокнистого материала оказались прекрасным материалом для письма. Император Хен Сюай даже издал специальный указ, запрещающий писать на дереве и предписывающий использовать для письма только бумагу.
Из бумаги изготовлялись и разнообразные полезные в быту вещи, вроде знаменитых подвесных фонариков. При их изготовлении использовался прием складывания. Однако складывание фигурок из квадратных листов бумаги не получило в Китае такого же мощного развития, как в Японии. Именно в Японии догадались складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки.
Складывание каждой фигурки представляло собой сложный ритуал и сопровождалось молитвой. Постепенно оригами утрачивало свое мистическое наполнение, становясь популярным занятием, сначала – при
дворе, где навыки оригами были едва ли не обязательным признаком хорошего тона, а затем – и в более широких слоях общества. Развитие технологии бумажного дела и удешевление бумаги сделали искусство оригами доступным для всех. Своим широким распространением в мире оригами обязано японскому мастеру Акире Йошизаве. Именно он придумал своеобразную "нотную азбуку" оригами, которая позволила записывать и передавать процесс складывания фигурок. Любой человек, знакомый с этими обозначениями, сумеет сложить модель, из какой бы иноязычной книги она ни была взята. В начале XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии.
Любителем оригами был Льюис Кэрролл - автор «Алисы в Стране Чудес» и «Алисы в Зазеркалье», преподававший математику в Оксфорде.
Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой.
В свое триумфальное шествие по всему миру оригами отправилось в начале XX века. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир. Мир особый, радостный, веселый, добрый и ни на что иное не похожий. Искусство оригами открыто всему миру. Его подхватывают и парижские модельеры, и американские дизайнеры, и шестилетние дети.
Сегодня клубы оригами существуют почти во всех странах мира; организуются фестивали и конкурсы, составляются компьютерные программы по обучению этому искусству.
Виды и техники оригами.
Разберём виды и техники оригами.
Классическое оригами изготавливают из квадратного листа бумаги и не используют клея и ножниц. Современные виды оригами пошли дальше и теперь у нас есть множество неклассических видов, которые позволяют дать большую волю фантазии.
Кроме классического оригами с прямыми линиями сгиба есть и мокрое оригами, которое сродни папье-маше, аэрогами, киригами, простое оригами и модульное оригами.
Бумажные самолётики и прыгающие жабки – это одна из разновидностей оригами, которая называется аэрогами, доступна любому новичку, и в несколько шагов получается вполне хорошо летающий самолёт.
Модульное оригами. Модель создаётся из нескольких одинаковых модулей по классическим правилам оригами.
Кроме того, для оригами была изобретена система условных знаков, помогающих записать схему сгибания и складывания.
Большую свободу дают иные техники оригами: мокрое складывание, киригами и простое оригами.
Техника киригами предполагает использование ножниц, а также бумагу можно разрезать.
Мокрое оригами возникло двадцать лет назад, и позволило изготовить детали с плавными линиями, в отличие от прямых классических. Бумага смачивается водой и ей придаётся любая форма. В результате фигурки более выразительны, а линии получаются плавными. Можно изготовить оленя или тигра, весьма похожих на настоящих.
Для начинающих существует совсем упрощённая неклассическая версия оригами – простое оригами. В этой технике используются лишь складки горой и долиной. Минимальное количество складок делает эту технику подходящей для детского творчества, а минимум используемых техник приводит к потребности включать фантазию для изготовления желаемой фигуры.
Следует добавить, что техники складывания бумаги возникли и в европейских странах, но ни одна из них не достигла таких высот, как оригами.
Японская мудрость издревле гласит:
«Великий квадрат не имеет пределов».
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечет интересное дело.
А. Е. Гайдаенко
Создавая разнообразные и сложные изделия из бумаги, мы делаем свои произведения частью повседневной жизни.
Как приятно получать подарки! Но не менее приятно их дарить. Подарок, изготовленный своими руками, а не купленный в магазине, - это нечто уникальное, оригинальное и особенно приятное. Благодаря искусству оригами мы можем подарить младшим сестренкам и братишкам забавные игрушки. Что бы мы не приготовили, наши родные и любимые будут приятно удивлены.
Широкую известность в наши дни приобрело такое направление в оригами, как упаковка подарков. Ведь красиво упакованный подарок – это не просто подношение, это знак уважения и любви к одариваемому. А к чему тратить множество фраз на то, что прекрасно можно выразить без слов? Правильная упаковка расскажет о ваших чувствах! Коробочки для упаковки. Коробочка может быть обычной квадратной, в форме звездочки, в форме спичечного коробка, необычной формы, санбо, дзунако - видов коробочек может быть бесчисленное множество... Небольшой подарок можно положить в красиво оформленную коробочку, а подарок покрупнее - можно украсить розочкой или звездочкой из бумаги. Искусство оригами - прекрасный способ сделать новогодний подарок необычным и интересным.
Цветы в нашей жизни занимают очень большое место. Их мы дарим любимым в дни праздников. Ими же украшаем свои квартиры, наряды, и подарки для близких. Цветы из бумаги можно сделать как объемными, так и плоскими. Объемные цветы можно поставить в любую декоративную или бумажную вазу. Плоские цветы используют в основном для изготовления панно, украшения подарочных коробок.
Салфетки! Искусство оригами можно использовать и в сервировке стола, чтобы празднично разложить салфетки.
Наш быт и отдых теперь сложно представить без продуктов искусства оригами. Оно еще помогает в оформлении холлов и залов, стендов для выставок, экспозиций.
Сравнение аппликации и оригами.
Анкетирование кружковцев.
Следующий этап моей работы: анкетирование кружковцев.
В анкете было 4 вопроса:
Чем Вам интереснее заниматься?
Что легче выполнять?
Какая работа Вам нравится больше?
Какой кружок Вы бы хотели посещать?
Результаты анкетирования таковы:
Выяснилось, что из 18 человек при работе с бумагой интереснее выполнять аппликацию 4 ребятам, а оригами - 14. У 11 детей нет трудностей при выполнении оригами и у аппликации. 11 ребятам легче делать аппликацию и лишь 1 – оригами. При оценивании конечного результата 10 ученикам нравятся обе поделки, 7 – оригами, 1 выбрали аппликацию.15 человек хотели бы посещать кружок «Оригами», 2 отдали своё предпочтение аппликации, 1 занимался бы в обоих кружках.
Практический эксперимент.
Затем мы приступили к практическому эксперименту.
Ребята разбились на 2 группы. Каждая выбрала для себя одно из предложенных заданий. 1 группа будут делать аппликацию, а 2 – оригами. И работа закипела.
Мои наблюдения за работой групп показали, что выполнять аппликацию оказалось легче. Имея шаблоны для выполнения поделки, ребята быстро приготовили нужный материл для изготовления панно. Разместили и наклеили сделанные детали. Работать с оригами оказалось сложнее. Ребятам нужна особая сосредоточенность в работе. На изучение схемы сборки и на овладение приёмом сгибания бумаги ушло достаточно времени. Иногда приходилось обращаться за помощью к педагогу, так как самостоятельно дети не смогли разобрать схему. Но все ребята справились с заданием.
Выводы.
Работая над проектом, я узнала много нового об аппликации и оригами. Познакомилась с историей возникновения и развития этих техник. Существует много видов аппликации и оригами. Они широко применяются в повседневной жизни. Освоила некоторые приёмы складывания бумаги.
Сравнила процесс изготовления аппликации и оригами и сделала следующие выводы: выполнять аппликацию оказалось легче и быстрее, так как есть шаблоны. Помощь взрослых не требуется, важно быть старательным и аккуратным. Работать с оригами сложнее. Нужна сосредоточенность в работе. На изучение схемы сборки и на овладение приёмом сгибания бумаги ушло достаточно времени. Приходилось обращаться за помощью к учителю, так как самостоятельно не смогла разобрать схему по изготовлению поделки.
Мои предположения оказались неверными. Большинство ребят, несмотря на сложность выполнения оригами, выбрали именно этот вид работы. Мне тоже было интереснее работать в этой технике.
Литература.
Приложение
Слайд 1
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества Сравнения техник выполнения аппликации и оригами Автор: Складанюк Александра Руководитель: Рассказова О.Ф. С. Большие УкиСлайд 2
Тема: Сравнения техник выполнения аппликации и оригами
Слайд 3
узнать, чем интереснее заниматься ребятам: изготовлением аппликации или оригами. Цель:
Слайд 4
изучить историю возникновения аппликации и оригами; провести анкетирование; выявить в ходе практического эксперимента у ребят, что труднее выполнять аппликацию или оригами и какая работа интереснее и красивее; узнать доступно ли оригами для всех. Задачи:
Слайд 5
История возникновения и развития аппликации.
Слайд 6
Из бумаги; Из ткани, ниток, верёвок, тесьмы; Из природных материалов: листьев, семян, крупы, пуха, перьев и др; Из гофрированного картона, пластиковых упаковок, коробок, проволоки, и др. Виды аппликации
Слайд 7
предметные сюжетные орнаментальные шрифтовые По содержанию аппликации можно подразделить на:
Слайд 8
плоскостные объёмные По виду выполнения аппликации можно подразделить на:
Слайд 9
мозаика аппликация обрыванием По способам выполнения:
Слайд 10
монохромные (выполненные в одном цветовом сочетании); полихромные (многоцветные). По цветовому решению:
Слайд 11
с помощью клея; пришиванием; сцеплением; на пластилин. По способам закрепления :
Слайд 12
Японская мудрость издревле гласит: «Великий квадрат не имеет пределов». Попробуй простую фигурку сложить, И вмиг увлечет интересное дело. А. Е. Гайдаенко История возникновения и развития оригами
Слайд 13
Виды и техники оригами модульное оригами
Слайд 14
Аэрогами
Слайд 15
Киригами
Слайд 16
Мокрое оригами
Слайд 17
Простое оригами
Слайд 18
Вопросы: Чем вам интереснее заниматься? Что легче выполнять? Какая работа Вам нравится больше? Какой кружок Вы бы хотели посещать? Анкетирование кружковцев «Сравнение аппликации и оригами».
Слайд 19
вопросы Ответы 1 % 2 % 3 % 4 % Оригами 14 77,8 11 61,1 7 38,9 15 83,3 Аппликация 4 22,2 1 5,6 1 5,6 2 11,1 Аппликация и оригами - - - - 10 55,6 1 5,6 Результаты анкетирования
Слайд 20
Практический эксперимент
Слайд 21
выполнять аппликацию оказалось легче и быстрее, так как есть шаблоны. Помощь взрослых не требуется, важно быть старательным и аккуратным; работать с оригами сложнее. Нужна сосредоточенность в работе на изучение темы сборки и на овладение приёмам сгибания бумаги ушло достаточно времени. приходилось обращаться за помощью к педагогу, так как самостоятельно не смогли разобрать схему по изготовлению поделки. Выводы:
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Ручей и камень
Привередница
Философские стихи Кристины Россетти
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым