Интерес к математике обуславливается, прежде всего, практической значимостью этой дисциплины. Настоящий проект позволил обучающимся взглянуть на тему «Производная» через призму исторических фактов, познакомиться с фактами жизни ученых, проводивших исследования по теории дифференциального исчисления, рассмотреть разные виды задач в экономике, решение которых опирается на свойства производной, классифицировать их по типам и предложить свои варианты решений, а также распространить полученные знания для пользователей Интернета.
В результате реализации проекта «Игра «Производная в экономике» на школьном сайте разместилась тематическая образовательная виртуальная игра по теме из алгебры и начал анализа 11 класса «Производная». Игра разбита на три блока – «исторический», «теоретический» и «практический».
Игра содержит графические иллюстрации и тематический контент, пользователь может в форме диалога «Вопрос-ответ» пройти по текстовому лабиринту, повторить алгоритм решения разобранных задач и немного улыбнуться вместе с создателями страницы Игры на «островках улыбок» прослушав веселую мелодию или прочитав жизнерадостную цитату.
Страница сайта расположена по ссылке: https://sites.google.com/a/school-134.ru/obrazovanie-v-skole-ucitel-nechaeva-a-e/proekt-igra-proizvodnaa-v-ekonomike
Очная защита проекта состоялась на IV научно-практической конференции учащихся Красногвардейского района Санкт-Петербурга "Мир науки".
Настоящим действием осуществлена публикация сопровождающих документов проекта.
ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 134
Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко
ПРОЕКТ
Игра «Производная в экономике»
по математике
Авторы:
ученики 11А класса
Джафарова Эльвира,
Лебедев Денис
Лысенко Иван,
Плакатнов Иван,
Струницкий Александр
Руководитель:
Нечаева Анна Евгеньевна
учитель математики
ГБОУ СОШ №134 им. Сергея Дудко
Красногвардейского района
г. Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2017
Оглавление
Содержание проекта в соответствии с выделенными этапами проектной деятельности обучающихся 5
Описание продукта, полученного в результате 8реализации данного проекта 8
Список использованной литературы и информационных источников 10
Интерес к математике обуславливается, прежде всего, практической значимостью этой дисциплины. Настоящий проект позволяет обучающимся взглянуть на тему «Производная» через призму исторических фактов, познакомиться с фактами жизни ученых, проводивших исследования по теории дифференциального исчисления, рассмотреть разные виды задач в экономике, решение которых опирается на свойства производной, классифицировать их по типам и предложить свои варианты решений, а также распространить полученные знания для пользователей Интернета.
Описание проекта. Проект предназначен для учащихся 11 классов в рамках изучения предмета алгебра и начала анализа. В ходе проекта обучающимся предлагаются различные виды проектной деятельности: сбор информации по теме «Производная в экономике», ее анализ через решение промежуточных задач, решение задач по теме, виртуальная реализации проекта «Игра «Производная в экономике» на школьном сайте.
Предполагается, что проект повысит образовательный уровень обучающихся по теме «Производная», а также будет способствовать росту компетентности обучающихся в решении экономических вопросов.
Проект выполняется во внеурочное время.
Основополагающий вопрос: Могут ли потребоваться знания по теме «Производная» в будущем?
Проблемные вопросы:
Учебные вопросы:
Дидактические цели проекта:
Продолжительность проекта: 10 недель.
План проведения, этапы проектной деятельности:
Представление родителям учеников краткой информации о проектном методе обучения и получение от них согласия на работу детей в Интернете, публикации текстов и графических материалов, разработанных и созданных обучающимися
Формирующее оценивание и планирование. Знакомство с проектом. Формирование целей, задач и плана проекта.
Поиск, анализ информации и предварительная подготовка контента. Оценивание результатов и корректировка плана проекта.
Создание графических иллюстраций и контента по проекту, размещение на странице сайта с Игрой. Самооценивание и редактирование Игры на сайте школы. Самооценивание совместной работы в проекте.
Презентация и защита проекта на открытом уроке в форме учебной научно-практической конференции. Отзывы и анкетирование приглашённых участников. Рефлексия.
Цели: Знакомство с идеей проекта, обсуждение, «мозговой штурм»
Задачи: выработка общего плана проекта плана работы каждого участника проекта в группе
Сроки: 1 неделя.
Результат: сформирован общий план работы над проектом и план работы каждого участника проекта в группе.
Цели: Организация поиска информации в разных источниках. Отбор информации для формирования контента страницы сайта Игры.
Задачи: определение направления поиска, поиск информации в разных источниках, организация и проведение необходимых экспериментальных исследований, критическое осмысление и анализ информации, выбор главного; сравнительный анализ результатов теоретических и практических исследований, подготовка информации для использования в качестве контента страницы школьного сайта с игрой «Производная в экономике» https://sites.google.com/a/school-134.ru/obrazovanie-v-skole-ucitel-nechaeva-a-e/proekt-igra-proizvodnaa-v-ekonomike. Оценивание и корректировка плана проекта, заполнение листов продвижения по проекту учителем и учениками, самооценивание и взаимное оценивание с опорой на «Критерии оценивания контента страницы сайта» в бланках оценивания. Самооценивание совместной работы в проекте с помощью контрольных листов. Рефлексия.
Сроки: 4 недели.
Выводы: Участниками проекта проведен сбор информации из различных информационных источников (см. список использованной литературы и источников).
Обучающиеся узнали, что теория маржинализма в экономике, сложившаяся в XIX веке оперирует такими понятиями, как предельные издержки, предельный доход, предельная полезность, производительность и другие. В случае, когда удается описать процесс формирования издержек, дохода, полезности, производительности и др. с помощью непрерывной функции, то при решении задач на нахождение предельных величин этих понятий проще всего использовать свойства производной функции.
Также участниками найдены экономические задачи на нахождение эластичности спроса по цене для некоторой функции спроса с помощью производной, нахождения предельной производительности труда через нахождение производной производственной функции и др.
Участники проекта познакомились с историей развития дифференциального исчисления.
Подводя итоги поисковой работы, участники провели оценивание результатов и выработали критерии отбора информации для формирования контента страницы сайта с Игрой, предварительно продумав концепцию виртуальной Игры «Производная в экономике».
Было решено страницу Игры виртуально разделить на 3 информационных блока – «исторический», «теоретический» и «практический». В «историческом» блоке было решено расположить информацию и вопросы о математиках и экономистах, проводивших исследования по направлению «производная в экономике», в «теоретическом» – информацию и вопросы о понятиях производной, экономических понятиях, таких, как полезность, производительность, доход, спрос и др., а в «практическом» показать различные типы задач и способы их решения и расположить таким образом, чтобы пользователь мог поработать в Игре в диалоге, попробовать самостоятельно решить предлагаемые задачи.
Цели: Создание страницы школьного сайта с Игрой
Задачи: Создание графических иллюстраций, создание контента по проекту, размещение на странице сайта с игрой «Производная в экономике»: https://sites.google.com/a/school-134.ru/obrazovanie-v-skole-ucitel-nechaeva-a-e/proekt-igra-proizvodnaa-v-ekonomike. Самооценивание и редактирование Игры на сайте школы. Самооценивание совместной работы в проекте с помощью контрольных листов. Заполнение контрольных листов продвижения по проекту учителем и учениками.
Сроки: 4 недели
Выводы: Участниками разработаны графические иллюстрации, контент по проекту и размещены в виде трех информационных блоков на странице сайта с Игрой с возможностью перехода на сопутствующие страницы. В процессе размещения информации участники много советовались, обсуждали промежуточные результаты с целью создания страницы сайта с Игрой в единой концепции развития школьного сайта, но, тем не менее самостоятельной страницы с Игрой. В процессе размещения появились новые идеи – в будущем к Игре «Производная в экономике» добавить Игры «Производная в строительстве», «Производная в музыке», «Производная в мореплавании». Самооценивание и заполнение контрольных листов продвижения по проекту выявило, что уровень самооценивания и оценивания с учителем имеет незначительный разрыв – оценки, выставленные с учителем немного выше оценок, выставленных самими участниками.
Цели: Презентация и защита результатов проекта.
Задачи: Подготовка публичного выступления участниками проекта, распределение ролей, непосредственно презентация и защита проекта на открытом уроке в форме учебной научно-практической конференции. Сбор отзывов и анкетирование приглашённых участников. Рефлексия.
Сроки: 1 неделя.
Выводы: участники рассказали о реализации своего проекта, и предложили приглашенным и другим участникам сыграть в Игру «Производная в экономике». После чего состоялась дискуссия о значимости созданной страницы сайта, о возможных изменениях, улучшениях. Собраны отзывы приглашенных об Игре и проведено анкетирование на странице сайта с Игрой с целью оценить профессиональную составляющую Игры.
В результате реализации проекта «Игра «Производная в экономике» на школьном сайте разместилась тематическая образовательная виртуальная игра по теме из алгебры и начал анализа 11 класса «Производная». Игра разбита на три блока – «исторический», «теоретический» и «практический».
Игра содержит графические иллюстрации и тематический контент, пользователь может в форме диалога «Вопрос-ответ» пройти по текстовому лабиринту, повторить алгоритм решения разобранных задач и немного улыбнуться вместе с создателями страницы Игры на «островках улыбок» прослушав веселую мелодию или прочитав жизнерадостную цитату.
Страница сайта расположена по ссылке: https://sites.google.com/a/school-134.ru/obrazovanie-v-skole-ucitel-nechaeva-a-e/proekt-igra-proizvodnaa-v-ekonomike.
Осуществление данного учебного проекта позволило учащимся развить свои навыки работы не только с дополнительными источниками по математике, но и с компьютером, сформировать навыки работы в сети Интернет, а также коммуникативные способности учащихся.
Участие в осуществлении проекта позволило углубить знания по применению математики в экономике, а также закрепить знания по указанной теме. Следует отметить, что полученные в ходе осуществления проекта знания извлекаются с конкретной целью и являются объектом заинтересованности ученика. Это способствует их глубокому усвоению.
В целом работа по проекту прошла успешно. Каждый был вовлечен в мыслительную деятельность по данной проблематике, приобрел новые знания путем самостоятельной работы. На заключительном этапе были апробированы практические приемы работы, проведен самоанализ в виде презентации.
Проектная деятельность учащихся способствует истинному обучению, т.к. она:
Эти ценные моменты, которые дает участие в проектах, необходимо шире использовать в практике развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Таким образом, использование метода учебных проектов в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности 21 века, личности новой эпохи, когда определяющими факторами развития общества будут интеллект человека и информация.
5. www.scienceforum.ru
6. Графические объекты с ресурсов Yandex и Google.
Слайд 1
Авторы: Джафарова Эльвира, Лебедев Денис, Лысенко Иван, Плакатнов Иван, Струницкий Александр, 11А класс ГБОУ СОШ №134 Руководитель: учитель математики Нечаева Анна Евгеньевна 2017 год ПРОЕКТ «Игра «Производная в экономике»Слайд 2
Цели проекта Взглянуть на производную через призму исторических фактов, познакомившись с фактами жизни ученых, проводивших исследования по теории дифференциального исчисления. Рассмотреть разные виды задач в экономике, решение которых опирается на свойства производной, классифицировать их по типам и предложить свои варианты решений. Распространить полученные знания для пользователей Интернета Сроки проекта: 10 недель
Слайд 3
Описание Этап I. (1 неделя) Формирующее оценивание и планирование. Знакомство с проектом. Формирование целей, задач и плана проекта. Этап II. (4 недели) Поиск, анализ информации и предварительная подготовка контента. Оценивание результатов и корректировка плана проекта. Этап III. (4 недели) Создание графических иллюстраций и контента по проекту, размещение на странице сайта с Игрой. Самооценивание и редактирование Игры на сайте школы. Самооценивание совместной работы в проекте. Этап IV. (1 неделя) Презентация и защита проекта на открытом уроке в форме учебной научно-практической конференции. Отзывы и анкетирование приглашённых участников.
Слайд 4
Описание В результате реализации проекта «Игра «Производная в экономике» на школьном сайте разместилась тематическая образовательная виртуальная игра по теме из алгебры и начал анализа 11 класса «Производная». Игра разбита на три блока – «исторический», «теоретический» и «практический». Игра содержит графические иллюстрации и тематический контент, пользователь может в форме диалога «Вопрос-ответ» пройти по текстовому лабиринту, повторить алгоритм решения разобранных задач и немного улыбнуться вместе с создателями страницы Игры на «островках улыбок» прослушав веселую мелодию или прочитав жизнерадостную цитату. Страница сайта расположена по ссылке: https://sites.google.com/a/school-134.ru/obrazovanie-v-skole-ucitel-nechaeva-a-e/proekt-igra-proizvodnaa-v-ekonomike .
Слайд 5
Результаты проекта https://sites.google.com/a/school-134.ru/obrazovanie-v-skole-ucitel-nechaeva-a-e/proekt-igra-proizvodnaa-v-ekonomike
Слайд 6
Результаты проекта
Слайд 7
Результаты проекта
Слайд 8
Результаты проекта
Слайд 9
Результаты проекта
Слайд 10
Результаты проекта
Слайд 11
Выводы Осуществление данного проекта позволило развить навыки работы не только с дополнительными источниками по математике, но и с компьютером, сформировать навыки работы в сети Интернет. Участие в осуществлении проекта позволило углубить знания по применению математики в экономике, а также закрепить знания по указанной теме. В целом работа по проекту прошла успешно. Каждый был вовлечен в мыслительную деятельность по данной проблематике, приобрел новые знания путем самостоятельной работы. На заключительном этапе были апробированы практические приемы работы, проведен самоанализ в виде презентации.
Слайд 12
Источники 1. Кочержова Е.Н., Боташева Л.Р., Цыплакова О.Н. РОЛЬ ПРОИЗВОДНОЙ В ЭКОНОМИКЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 6. – С. 72-74; URL: https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=31986 (дата обращения: 28.02.2017); 2. Мисходжев А.Б., Кармова Д.А., ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАСЧЕТАХ// АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ, Сборник научных трудов по материалам 81-й ежегодной научно-практической конференции молодых ученых. 2016 год, Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "СЕКВОЙЯ" (Ставрополь). – 2016. – С. 321-325. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=27239956 3. Шелматов И. Н ., Искакова А.М. Применение производных при решении задач и значение производной в экономике// ИТОГИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИЗОБРЕТЕНИЯ, МЕТОДИКИ, ИННОВАЦИИ Сборник материалов VI международной научно-практической конференции. Научный центр "Олимп". – 2015. - С. 677-682; URL: http://olimpiks.ru/d/1340546/d/itogi_nauchno-issledovatelskoy_deyatelnosti _2015.pdf (дата обращения 28.02.2017); 4. Шуваев А.В., Гочияев М.Х., Использование понятия производной в экономике// МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК, Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Информационно-технический отдел Академии Естествознания" (Пенза). – 2015. -№ 3-4 . – С. 493-495 5. www.scienceforum.ru 6. Графические объекты с ресурсов Yandex и Google .
Слайд 13
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Лепесток и цветок
Ночная стрельба
Нарисуем попугая цветными карандашами
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Сказка об одной Тайне