Тезисы статьи
Вложение | Размер |
---|---|
degtyarev_tezisy.doc.docx | 23.26 КБ |
Дегтярев А.Ю.
обучающийся, бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Омской области «Сибирский профессиональный колледж», г. Омск
научный руководитель, заведующий отделением, преподаватель,
Кочеткова И.А.
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Омской области «Сибирский профессиональный колледж», г. Омск
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация
Одним из приоритетных направлений современного образования (на всех его ступенях, на уровне профессионального образования – в том числе), является организация самостоятельной работы обучающихся. Данное исследование посвящено проблеме организации самостоятельной работы при изучении математических дисциплин. Использование виртуальной обучающей среды Moodle для организации самостоятельной работы предоставляет ряд преимуществ перед традиционными методами и формами ее организации.
Ключевые слова: самостоятельная работа, система дистанционного обучения Moodle, обучающийся, изучение математических дисциплин.
В соответствии с ФГОС СПО образовательная организация обязана обеспечить эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.
Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, выполняемый обучающимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредованно через специальные учебные материалы. Эффект от самостоятельной работы обучающихся можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения обучающихся.
В образовательном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине, МДК выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
При анализе общей структуры дисциплины преподаватель заранее определяет:
– материал, который обучающиеся могут усвоить самостоятельно;
– задания, направленные на формирование общеучебных умений;
– задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных способностей обучающихся;
– формы организации коллективной самостоятельной деятельности (работа в парах, бригадно-групповая).
Всем известно насколько важен индивидуальный подход в обучении. Он позволяет обучающемуся самому выстроить свою траекторию образования при помощи преподавателя. Это своего рода «своя свобода выбора».
Наиболее эффективным решением задачи интенсификации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся является создание на базе обучающих материалов образовательного информационного сайта.
Инновационный подход к организации самостоятельной работы обучающихся предполагает активное использование дистанционных образовательных технологий посредством организации открытой информационно-образовательной среды образовательного учреждения. Важное место в ней занимают такие компоненты, как система дистанционного обучения и электронный учебный курс, размещаемый в ней.
Одним из наиболее эффективных способов организации самостоятельной работы обучающихся по математическим дисциплинам является использование электронных учебных курсов на базе платформ дистанционного обучения.
Так, в БПОУ ОО «СПК» размещение на сайте http://spk-55.ru/ расширенных конспектов лекций (электронных учебников), снабженных задачами и заданиями для самостоятельной работы, вопросами и наборами тестовых заданий для самопроверки, тренажерами по изучаемым дисциплинам, ссылками на дополнительные электронные источники информации, позволяет облегчить подготовку обучающихся к зачетам и экзаменам.
В колледже используется система дистанционного обучения Moodle (модульная объектно‐ориентированная динамическая учебная среда) – это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и обучающимися.
По математическим дисциплинам по своей структуре разрабатываемый курс содержит несколько учебных модулей. Каждый учебный модуль посвящен отдельной теме. Он включает в себя лекции, практические занятия, лабораторные работы, тесты, контрольные вопросы, презентации, контрольные работы и др. Пользователь курса может получить от преподавателя консультацию. Преподаватель создает курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, опросников и т.п. Богатый набор модулей‐составляющих для курсов – Чат, Опрос, Форум, Глоссарий, Рабочая тетрадь, Урок, Тест, Анкета, Scorm, Survey, Wiki, Семинар, Ресурс (в виде текстовой или веб‐страницы или в виде каталога), который акцентирует внимание обучающегося на отдельных фрагментах (элементах) излагаемого содержания, позволяет закрепить предлагаемое содержание, информирует обучающегося о трудностях в освоении материала, контролирует усвояемость учебного материала. Учебный материал по математическим дисциплинам сопровождается заданиями, упражнениями и опросами, которые дают возможность «разбавлять» монотонное изложение материала активными действиями, задавать вопросы на понимание, помогают закреплению излагаемого материала.
Возможности, которые Moodle дает пользователям, можно сгруппировать по ролям:
1. Студенты. Учатся в любое время, в любом месте, в удобном темпе, тратят больше времени на глубокое изучение интересных тем, знания лучше усваиваются.
2. Преподаватели. Поддерживают курс в актуальном состоянии, меняют порядок и способ подачи материала в зависимости от работы группы, тратят больше времени на творческую работу и профессиональный рост, потому что рутинные процессы можно доверить системе дистанционного обучения, поддерживают обратную связь с обучающимися, в том числе и после окончания учебы.
3. Администрация. Эффективно распределяет нагрузку на преподавателей, анализирует результаты обучения, снижает затраты на управление учебным процессом2.
Безусловно, использование виртуальной обучающей среды Moodle для организации самостоятельной работы обучающихся предоставляет ряд преимуществ перед традиционными методами и формами организации, а именно: возможность реализации принципа индивидуализации деятельности; наличие быстрой обратной связи; большие возможности наглядного предъявления материала; вариативный характер самостоятельной работы; активность, самостоятельность. Эта обучающая среда позволяет организовать активную познавательную самостоятельную деятельность обучающихся, оптимизировать ее, увеличить объем информации, сообщаемой на занятии, повысить интерес к обучению.
Применение системы дистанционного обучения качественно меняет методы организации самостоятельной работы, позволяет создать условия для активной деятельности студентов, их высокой мотивации, достигать высокой эффективности процесса обучения, что подтверждено результатами исследования.
Таким образом, организация самостоятельной работы обучающихся с использованием информационно-образовательной среды образовательного учреждения позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, сформировать устойчивые умения использования компьютерной техники и информационно-коммуникативных технологий для дальнейшего саморазвития и самообразования будущего конкурентоспособного специалиста на современном рынке труда1.
Список литературы
1. Гаджиева П.Д. Возможности информационно-коммуникационных технологий обучения в организации самостоятельной работы студентов [Текст] / П.Д. Гаджиева, З.З. Мусакаева // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2013. – № 6. – С. 75–81.
2. Веб-приложения для бизнеса и образования. Moodle – система дистанционного обучения. URL: www.opentechnology.ru/products/moodle (дата обращения 03.04.2017).
Как нарисовать зайчика
Эта весёлая планета
Простые летающие модели из бумаги
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Три орешка для Золушки