Мемуары и письма участников Великой Отечественной войны как источники истории повседневности
Вложение | Размер |
---|---|
strunina.docx | 32.91 КБ |
Мемуары и письма участников Великой Отечественной войны как источники истории повседневности
Струнина Анна Александровна
Ученица 9а класса
ГБОУ СОШ «Центр образования» п.Варламово
м.р.Сызранский Самарской области
Введение.
В современной исторической науке все большую популярность и актуальность получают исследования по истории повседневности, то есть изучение быта и уклада повседневной жизни людей в определенный период времени.
По мнению академика Ю.А. Полякова, важнейшей задачей современной историографии является изучение не столько производственной и политической деятельности, культурных и научных достижений человечества, сколько «самого человека, как такового, его жизни, какой она была и какой стала» [1]1
«История повседневности» (everyday life history, Alltagsgeschichte, histoire de la vie quotidienne) - новая отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности во множественных историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах.
Обращение к истории повседневности отражает стремление исследователей перейти от линейного описания событий, к изучению человеческого повседневного бытия в контексте этих событий.
История повседневности не только дает возможность узнать о каких-то событиях, но и показывают отношение людей к этим событиям, их тогдашние мысли, чувства, переживания.[2]2
В отечественной исторической науке изучению Великой Отечественной войны всегда придавалось большое значение. Однако в то время, как практически все внимание историков уделялось исследованию сражений и общего хода войны, в тени побед и поражений остался такой немаловажный вопрос, как быт солдат на фронте.
Оказываясь на войне, участвуя в боевых действиях, человек оказывается в новых, непривычных для него условиях, что не может не отразиться на его образе жизни.
В рамках исследования фронтового быта основными видами источников являются материалы личного происхождения, а именно: мемуары и письма с фронта.
Целью данной работы является характеристика этих материалов и использование их в качестве источников в истории повседневности фронтового быта.
Принимая во внимание, что в этом году будет праздноваться 70-летие Великой Победы и что все меньше остается ветеранов, которые могут рассказать потомкам о том, что им пришлось прочувствовать на войне, данная тема представляется актуальной, позволяющей открыть еще одну малоизученную, но не менее важную страницу Великой Отечественной войны.
Объектом исследования является история повседневности фронтового быта, предметом исследования — источники личного происхождения: мемуары и письма солдат.
Гипотеза исследования заключается в том, что история повседневности фронтового быта, находящая отражение в солдатских мемуарах и письмах дополняет официальную, военную часть истории Великой Отечественной войны и позволяет воссоздать наиболее полно общую картину этого периода.
Для достижения поставленной цели нами были выделены следующие задачи:
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в использовании результатов исследования на уроках истории, краеведения, в работе научных обществ, а также для широкого читателя, интересующегося историей нашей страны и родного поселка.
Методы исследования:
-проблемно-поисковый, при помощи которого осуществлялся поиск источников личного происхождения в Архивном отделе Администрации Сызранского района и анализ воспоминаний вдовы ветерана Великой Отечественной войны Индова В.С.
-сравнительно-сопоставительный, позволивший рассмотреть теоретические аспекты работы: возникновение истории повседневности, виды источников личного происхождения, их преимущества и недостатки.
В работе были использованы следующие Интернет-ресурсы: электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», «Фонд исторической перспективы», «Новая локальная история» Межвузовский научно-образовательный центр Ставропольского государственного университета и Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева; материалы журнала «Одиссей: Человек в истории», «Вопросы истории», «Социальная история. Ежегодник».
Из опубликованных источников использовался Печатный орган Сызранского РК ВКП (б) и районного совета депутатов трудящихся «За устойчивый урожай» за 1941-1943гг, хранящийся в Архивном отделе Администрации Сызранского района, «Книга памяти. Сызранский район в годы Великой Отечественной войны.
Неопубликованным источником в работе выступили воспоминания вдовы ветерана Великой Отечественной войны Индова В.С.
Использование данных источников в совокупности позволило достичь поставленной цели.
Глава1.
История повседневности стала выделяться в самостоятельное научное направление благодаря школе «Анналов». Ее представители показали тесную связь между образом жизни людей, их бытом и их ментальным складом и предложили перейти от описательной истории быта к аналитическому изучению комплексной истории человека, события и факты частной жизни которого подчас могут влиять не только на факты его собственной повседневности, но и на жизнь общества в целом.
Задолго до появления повседневной истории как направления бытовая сторона повседневности находила отражение в исторических трудах в качестве дополнения и украшения «большой» истории. Своеобразным рубежом в формировании истории повседневности стала в начале ХХ в. издательская деятельность А. Берра - основателя журнала «Исторический синтез», на страницах которого печатались М. Блок и Л. Февр. Именно в рамках основанной ими «Школы Анналов» в центре исторических исследований все чаще стал появляться простой человек со своими повседневными проблемами.
С начала 1980-х гг. в Западной Германии возник массовый интерес к изучению прошлого своего города или поселка, к истории своей семьи. Родоначальниками нового направления стали германские историки А. Людтке и Х. Медик. А сам термин «повседневность» в широкий научный оборот сферы исторического знания был введен Ф. Броделем. К концу 1980-х гг. история повседневности стала общепризнанным научным направлением, получила известность за пределами ФРГ, разрабатывается в Австрии, Швейцарии и других странах.
Среди отечественных историков, заново открывших мир повседневности, был Ю.М.Лотман, опубликовавший в 1970-х гг. работы о коде бытового поведения людей ХVIII-ХIХ вв. Возникновению интереса к структурам повседневности способствовали также работы Ю.Л.Бессмертного. Издававшийся под его редакцией альманах «Казус» изначально ориентирован на микроисторию и историю повседневности. В настоящее время на территории России действует несколько центров изучения истории повседневности.
История повседневности сейчас переживает настоящий бум. Но нельзя допустить сужения истории повседневности до картинок из быта маленьких людей. Только комплексный подход к повседневной жизни как целостному феномену может дать принципиально новое историческое знание.
«История снизу» призывает ученых оживить в памяти народа тех безымянных участников истории, чьи жизни во всех исторических сочинениях, в том числе и в тех, где речь идет о «народных массах» как «движущей силе истории», неизбежно исчезают, растворяются в величии исторических событий или в деяниях героев.[3]
В отечественной исторической науке изучению Великой Отечественной войны всегда придавалось большое значение. Однако в то время, как практически все внимание историков уделялось исследованию сражений и общего хода войны, в тени побед и поражений остался такой немаловажный вопрос, как быт солдат на фронте.
Стоит отметить, что исследование повседневной жизни солдат и использование мемуаристики по данной проблеме не нашли должного отражения в отечественной исторической науке. Однако необходимо отметить историко-психологическое исследование Е.С. Сенявской под названием «Психология войны в XX веке. Исторический опыт России», в котором целая глава посвящена теме фронтового быта солдат в различных войнах XX в., в том числе и в Великой Отечественной войне.[4]4
Для начала стоит дать характеристику источникам, о которых пойдет речь. Согласно Большой советской энциклопедии: «Мемуары (франц. mémoires, от лат. memoria – память), воспоминания о прошлом, написанные участниками или современниками каких-либо событий. Создаются на основе личного опыта их авторов, но осмысленного в соответствии с их индивидуальностью и общественно-политическими взглядами времени написания мемуаров» .[5]5
Мемуары носят еще и назидательный характер для потомков. В истории жизни значимого, выдающегося или просто пережившего грандиозные события (как война или революция) человека содержится много полезных уроков для последующих поколений. Также, и это немаловажно, мемуары иллюстрируют еще и личное отношение человека к происходившим событиям, что в некоторой степени позволяет нам увидеть хоть и субъективный, но все-таки срез общественного мнения того времени.
Однако стоит отметить несколько существенных недостатков мемуаристики. Во-первых, излишний субъективизм изложения, зачастую сильно искажающий описываемые события. Каждый видит войну из своего окопа, и сложить из этих данных общую картину происходившего весьма сложно.
Во-вторых, зачастую в изложение вмешивается личное отношение человека к событию и замещает, а порой даже искажает правду.
В-третьих, воспоминания, как правило, пишутся на склоне лет, когда многие подробности и некоторые события уже забылись. Это становится причиной неточностей и огрехов в хронометраже описываемых дат.
Еще одним важным эпистолярным источником являются письма солдат-фронтовиков, адресованные родным и близким. В этих письмах они делятся событиями и переживаниями, волнующими их в данный момент, рассказывают о своей жизни и достижениях на фронтах.
При работе с письмами необходимо учитывать некоторые особенности этого своеобразного вида источников. Основным недостатком фронтовых писем как исторического источника является их сжатость, вызванная зачастую недостатком бумаги или свободного времени. Не стоит сбрасывать со счетов и такой немаловажный фактор, как действие военной цензуры. Проверке подвергались абсолютно все письма, идущие с фронта. Эти действия были направлены на недопущение утечки секретной информации и проникновения нежелательных настроений из фронта в тыл.
Если сравнивать письма с воспоминаниями в качестве источника по истории повседневности, то у первых есть значительное преимущество в точности датировки описываемых событий, зато воспоминания предоставляют более подробную информацию. Из всех источников личного происхождения письма играют скорее второстепенную роль, однако без их использования исследование фронтовой жизни не будет полным и всесторонним.
Таким образом, исследование фронтового быта советских воинов в Великой Отечественной войне как одного из объектов истории повседневности не представляется возможным без использования всех типов существующих источников. Однако источники личного происхождения: мемуары и письма являются основными в данном вопросе. Потому что они позволяют увидеть события глазами их непосредственных очевидцев и участников. Естественно, подразумевается полноценное комплексное использование всех вышеперечисленных материалов, это даст возможность исследователю открыть еще одну малоизученную, но не менее важную страницу Великой Отечественной войны.
Глава 2.
Экспериментальная часть нашей работы посвящена изучению источников личного происхождения солдат-фронтовиков п.Варламово.
Фронтовых писем среди фондов Архивного отдела Администрации Сызранского района нами, к сожалению, не было обнаружено. Но в печатном органе Сызранского РК ВКП (б) и районного совета депутатов трудящихся Куйбышевской области «За устойчивый урожай» за 1941, 1943 годы имеются так называемые «письма с фронта», где фронтовики обращаются к своим землякам.
Основным содержанием таких «обращений» являются выражение благодарности за поддержку, подарки, пересылаемые на фронт, призыв к своевременной уборке урожая, а также выражение уверенности в победе советского народа в борьбе с фашизмом.[6]6
Но даже оказавшись на войне, солдаты в своих письмах тянутся к миру, к родным местам. Так, Н.Г.Лисов, техник-интендант 1-го ранга, в сентябре 1941 года писал, «живу ничего. Погода стоит переменная. Последние 10-12 дней была пасмурная, много было дождей. А прошедшей ночью был заморозок, кое-где замерзла вода. Вспомнил утром об овощах совхоза. Мороз нарушил, по-видимому, жизнь растений. А, может быть, этот небольшой мороз и не повсеместный. Это было бы лучше».[7]7
Большая часть практической работы посвящена Индову Виктору Степановичу. Это человек, который оставил след в сердцах и умах половины населения нашего поселка. Он Учитель с большой буквы. Работал директором в нашей школе и преподавал историю. Когда началась война, Виктор Индов, тогда ещё восемнадцатилетний юноша, только что закончил школу. Жил он в то время в столице у своей тети и в скором времени собирался домой к родителям в Смоленскую область. Но война внесла свои коррективы в жизнь Виктора, как и в жизнь других таких же « зеленых» мальчишек.
Не успев повидаться с родными, попал он в ряды Советской Армии, сразу же был направлен в Одесское артиллерийское училище, которое было эвакуировано в город Сухой Лог. Проучился там не долго, всего каких-то полгода, и в марте 1942 года отправили лейтенанта В.С. Индова на фронт.
Можно перечислить случаи, происходившие на фронте, рассказать как гибли товарищи, но очень трудно передать словами ощущения, которые при этом испытывает человек. Виктору Степановичу запомнилось одно из них- безразличие к смерти. Когда бой следует за боем и солдаты не спят сутками, пребывая в нечеловеческом напряжении, тогда не обращаешь внимания на летящий снаряд и упавшего рядом с тобой однополчанина.
Виктор Степанович вспоминал : « Это страшно, но такова жизнь. Война- это каждодневный тяжелый труд, довольно обыденный, только вот убивают иногда…»
В 1943 году молодая симпатичная докторша сказала Индову : « А сердце то у вас шалит». К этому времени прошел Виктор Степанович с боями от Нарофоминска до Могилёва, охватив территорию Московской и Смоленской областей, часть Белоруссии. Шли по непроходимым болотам, лесам , иной раз таким густым, что хоть вырубай. Видел Виктор Степанович, как складывают штабелями в окопы бывших друзей, как мечется в зажженном сарае масса людей- жителей одной из деревень Смоленской области, и помочь им уже нельзя, как одна из деревенских женщин, сгоревшего дотла села взяла головню за горящий конец, не чувствуя боли.
Практически на его глазах была расстреляна батарея, где воевали два закадычных друга, которых он знал ещё в военном училище. Какое сердце выдержит всё это?..
За бои 1942-1943 г.г. получил артиллерийский офицер Виктор Степанович и свои боевые награды: две медали « За боевые заслуги» и орден « Александра Невского» за ряд сражений близ станции Спасс-Демьянск в Смоленской области. [8]8 Было в то время офицеру 21 год.
За что дают орден Александра Невского? Эта награда не очень распространенная и считалась в нашей воинской среде командирской, так же как орден Славы почитался солдатским. Того и другого ордена удостаивались отличившиеся только в бою. « Слава» венчает личное мужество и храбрость солдата, Орден Александра Невского- и эти заслуги, и ещё самостоятельность, умелое руководство командира вверенным ему подразделением.
Бывалые вояки дивизии, брошенной к ст. Спасс- Демьянск из-под Сталинграда, уверяли, что там, пожалуй, было проще, чем здесь. Насыщенность артиллерией и авиацией была колоссальной. Повсюду немецкие доты, укрепленные так, что даже снарядом их не возьмешь.
Непроходимые леса Смоленщины и болота Белоруссии оставили о себе и иную память: лихорадку и ревматизм.
Ведь бывало до мая ходили солдаты в валенках, которые впитывали в себя влагу как губка.
Дошел В.С. Индов в составе 2-го Белорусского фронта 160-й дивизии 973 артиллерийского полка до реки Вислы, а в январе 1945 года списали его по болезни -отказала нога. Закончил Виктор Степанович войну в звании капитана. В начале её командовал взводом топографической разведки, а затем- батареей.
В 1944 году воевал на Западной Украине, участвовал в боях южнее Брестской крепости, где был контужен при форсировании реки Буга. Второй раз контузило Виктора Степановича на территории Польши- попал под шестиствольный миномет. Как говорится, все испытал и попробовал…
В течение всей войны боялся лишь одного- плена. А страха за свою жизнь, как ни странно , не было. Кому-то это может показаться неправдоподобным, но ведь все мы такие разные.
Возвратившись с фронта в село Заборовку, куда к тому времени эвакуировались его родители, он поступил военруком в Заборовскую школу. Проработал два года и переехал уже вместе с женой в с. Рамено. Преподавал в Раменской школе физкультуру, вел делопроизводство. Затем закончил Сызранский учительский институт и вновь переехал, в Новую Рачейку, где стал директором местной школы. Этот период в своей жизни ветеран называл культурной ссылкой т.к. село это в 1951 г. было довольно глухим, а через десять лет переехал Виктор Степанович в совхоз « Большевик», став там тоже директором школы. Пятнадцать лет проработал он на этом посту. Виктор Степанович для многих учеников 60-70- х годов остается любимым учителем и директором. При нём было построено здание основной школы п. Варламово. При нём работал творческий коллектив педагогов. На всех вечерах встречи выпускников звучат слова благодарности этому человеку. Жаль , что он этих слов уже не слышит. Виктор Степанович умер почти 20 лет назад.
Заключение
В ходе работы наша гипотеза подтвердилась - история повседневности фронтового быта, находящая отражение в солдатских мемуарах и письмах дополняет официальную, военную часть истории Великой Отечественной войны и позволяет воссоздать наиболее полно общую картину этого периода.
В отечественной исторической науке изучению Великой Отечественной войны всегда придавалось большое значение. Однако в то время, как практически все внимание историков уделялось исследованию сражений и общего хода войны, в тени побед и поражений остался такой немаловажный вопрос, как быт солдат на фронте.
В рамках исследования фронтового быта основными видами источников являются материалы личного происхождения, а именно: мемуары и письма с фронта.
Используя данные источники, необходимо учитывать имеющиеся преимущества и недостатки. Исследование фронтового быта советских воинов в Великой Отечественной войне как одного из объектов истории повседневности не представляется возможным без использования всех типов существующих источников. Однако источники личного происхождения: мемуары и письма являются основными в данном вопросе.
Полноценное комплексное использование всех исторических источников дает возможность исследователю открыть еще одну малоизученную, но не менее важную страницу Великой Отечественной войны.
Заглавие с экрана http://bse.slovaronline.com/М/МЁ/19846-MEMUARY
2 Булыгина Т.А. История повседневности и «Новая локальная история»: Исследовательское поле и исследовательский инструмент.
Новая локальная история. Межвузовский научно-образовательный центр
Заглавие с экрана. http://www.newlocalhistory.com/
3 Варшавский Д.И. Московский государственный областной университет. Мемуары, дневники и письма как исторический источник в вопросе изучения фронтового быта советских солдат в Великой Отечественной войне // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». № 4 / 2012
4 Зотов А.А. Книга Памяти. Сызранский район в годы Великой Отечественной войны.1992г. Т.2.с.269
5 Печатный орган Сызранского РК ВКП (б) и районного совета депутатов трудящихся «За устойчивый урожай» № 217 от 17.09.1941.с.2
6 Печатный орган Сызранского РК ВКП (б) и районного совета депутатов трудящихся «За устойчивый урожай» № 230 от 26.10.1941.с.1.
7 Печатный орган Сызранского РК ВКП (б) и районного совета депутатов трудящихся «За устойчивый урожай» №13 от 21.02.1943.с.1.
8 Поляков Ю.А. Человек в повседневности // Вопросы истории. 2000. №3. С. 125-127.
9 Пушкарева Н.Л. «История повседневности» как направление исторических исследований. Фонд исторической перспективы. Заглавие с экрана http://www.perspektivy.info/index.php
10 Сайт школы ГБОУ СОШ «Центр образования» п.Варламово м.р.Сызранский. Заглавие с экрана www.varlamovo.ucoz.ru
11 Фонд знаний «Ломоносов».
Заглавие с экрана http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0129506
12 Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг». Заглавие с экрана
http://podvignaroda.mil.ru/?#id=150288767&tab=navDetailManAward
[1]1 Поляков Ю.А. Человек в повседневности // Вопросы истории. 2000. №3. С. 125-127.
[2]2 Булыгина Т.А. История повседневности и «Новая локальная история»: Исследовательское поле и исследовательский инструмент. Новая локальная история. Межвузовский научно-образовательный центр. Заглавие с экрана http://www.newlocalhistory.com/
[3] Пушкарева Н.Л. «История повседневности» как направление исторических исследований.
Фонд исторической перспективы. Заглавие с экрана http://www.perspektivy.info/index.php
[4]4 Варшавский Д.И. Московский государственный областной университет Мемуары, дневники и письма как исторический источник в вопросе изучения фронтового быта советских солдат в великой отечественной войне .// Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». № 4 / 2012
[5]5 Большая советская энциклопедия. Заглавие с экрана http://bse.slovaronline.com/М/МЁ/19846-MEMUARY
[6]6 Печатный орган Сызранского РК ВКП (б) и районного совета депутатов трудящихся «За устойчивый урожай» № 217 от 17.09.1941, с.2, № 230 от 26.10.1941, с.1; №13 от 21.02.1943,с.1
[7]7 Зотов А.А.. Книга Памяти. Сызранский район в годы Великой Отечественной войны.,,1992г. Т.2.с.269
[8]8 Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг» Заглавие с крана http://podvignaroda.mil.ru/?#id=150288767&tab=navDetailManAward
Два петушка
Никто меня не любит
Знакомимся с плотностью жидкостей
Дымковский петушок
Выбери путь