История Сызранского казачества
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа История Сызранского казачества | 52.76 КБ |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Возрождение Сызранского казачества.
Выполнил: Рябецкий Данила,
ученик 9б класса
ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово м.р.Сызранский
Научный руководитель:
Батуева Екатерина Игоревна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово м.р.Сызранский
446073 Сызранский район,
пос.Варламово, ул.Советская, 12
телефон (факс) 8 (8464) 99-80-18
Сызрань
2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………..с.3
Глава 1. Происхождение казачества……………………………………......с.6
Глава 2. Развитие казачества в Самарском крае………………………….с.10
2.1 Первые казачьи общины на Волге…………………………………….с.10
2.2 Возрождение станицы «Сызранская»………………………………... с.12
Заключение……………………………………………………………….....с.16
Библиография……………………………………………………………….с.18
Удальцы природны,
Славьтесь, храбрые донцы,
Вы на все пригодны.
Не страшат вас пуля, меч,
Не страшат ядро, картечь,
Горы и долины,
Топи и стремнины.
(казачья песня)
ВВЕДЕНИЕ
«Давно известно, что в здоровом теле — здоровый дух, а здоровый дух формирует здоровое тело. Казачество же своими традициями всегда приносило Отечеству пользу…», — сказал сотрудник епархиального отдела по сотрудничеству с Вооруженными силами и правоохранительными органами иерей Виталий Евсеев, окормляющий казачество Тамбовской области и имеющий чин подъесаула. [1]
О какой же пользе идет речь? Казаки – это прежде всего воины. Они участвовали в походах, как на суше, так и по рекам, морям. Сил казаков хватило, чтобы противостоять османской империи. Решающую роль казаки играли и в других войнах, таких как Первая и Вторая мировая.[2]
Кроме того, казачество является хранителем высоких нравственных и духовных ценностей, пронеся через века в современность трепетное отношение к Святой Руси — Матушке Земле. Жили казачьи общины и воспитывали своих детей по библейским заповедям, в строгой морали. Понятие чести и чувства собственного достоинства в крови казаков, независимость и храбрость они впитывали с молоком матери.
В конце XX века, рыночные отношения, став одним из главных рычагов прогресса в экономике, послужили причиной регресса в культуре, так как коммерческий интерес далек от духовных ценностей, не имеющих ничего общего с бизнесом. Необходимо было опереться на такие идеалы в культуре, которые были бы неподвластны политическим веяниям. Такие ценности несла в себе традиционная народная культура казачества. Эта востребованность вызвала движение за ее возрождение во всех уголках страны.
Целью данной работы является исследование процесса возрождения казачества на примере станицы «Сызранская» Волжского Войскового Казачьего Общества.
Президент РФ Владимир Путин положительно оценивает процесс возрождения казачества в России и отмечает его роль в воспитании патриотизма. "Мне очень приятно, что происходит возрождение казачества, возрождение уникальной и самобытной культуры казаков, повышается их роль в жизни государства российского и, что, может быть, самое главное - растет чувство патриотизма, которое всегда было присуще казачеству"[3].
Принимая во внимание эти слова Президента о заинтересованности государства в реализации потенциала казачества в нашей стране, в решении тех совместных задач, которые традиционно решаются государством вместе с казачеством: в укреплении нашей страны в целом, в воспитании молодежи, укреплении военно-патриотических традиций, выбранная тема исследования представляется актуальной, позволяющей изучить возрождение казачества на территории малой родины.
Объектом исследования является история казачества в России, предметом исследования —возрождение казачества в Сызрани.
Гипотеза исследования заключается в том, что возрождение казачества в Сызрани является общероссийской тенденцией и способствует формированию личности патриота подрастающего поколения посредством деятельности кадетского корпуса.
Для достижения поставленной цели нами были выделены следующие задачи:
Методы исследования:
-проблемно-поисковый, при помощи которого осуществлялся поиск материалов в различных источниках, в том числе и в музее Волжского казачьего кадетского корпуса им.Атамана Ермака Тимофеевича "специальное воздушно десантное отделение", расположенном в ГБОУ СОШ № 27 г.о.Сызрань (свидетельство выдано в апреле 2010 г. ГУДО ЦСМО ОЦДиЮТ)
-сравнительно-сопоставительный, позволивший рассмотреть особенности возрождения казачества в Сызрани, сравнить этот процесс с общероссийским движением.
Жизнь казачества получила многостороннее отражение в собраниях законов, сборниках документов, в трудах историков, повествованиях самих казаков, в произведениях писателей и поэтов.
Первым исследованием о волжском казачестве можно считать опубликованную работу А. И. Ригельмана «История о донских казаках», опубликованную еще в конце XVIII в., где рассматриваются общие сведения о возникновении, службе, административном устройстве, хозяйственном укладе, городках Волжского казачьего войска.
Среди региональных работ постсоветского периода стоит выделить такие монографии как «Сказание о первых самарцах: Очерки по истории Самары 1586-1680-х годов» Дубмана Э.Л.[4], «История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. XVI – первая половина XIX века»[5], «Самарская летопись: Самарский край с древнейших времен до середины XIX века».[6] В указанных работах специально не затрагиваются самарские казаки, но периодически обращаются к истории возникновения, несения службы и другим общественно-политическим явлениям жизни Волжского казачьего войска.
В работе были использованы следующие Интернет ресурсы государственных ведомств РФ и ВВКО: Минобрнауки России (http://минобрнауки.рф/?%ED=), Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества и войсковых казачьих обществ России. (http://kazakirossii.ru/), сайт Волжского Войскового казачьего общества (http://ввко.рф/), а также публикации Православного информационного агентства «Русская линия» (http://rusk.ru/st.php?idar=183724), блог Семенова Павла (http://semenoff.pro/?p=4075).
Из опубликованных источников использовались нормативно -правовые документы: Федеральные Законы, Распоряжения, Указы, Постановления Президента и Правительства РФ. Данные документы помогают проследить тенденцию возрождения и государственного становления казачества в современной России на юридической основе.
Периодическая печать представлена газетами и журналами. Газета «Казачий Вестник» с 2001 – 2009 гг. (с 2010 года, газета именуется «Волжский казачий Вестник»). Данная газета – официальное издание ВВКО. Публикации в ней отражают все стороны жизни казаков Волжского войска. Среди них, исторические материалы и документы ВВКО, казачья хроника, имеются фотоматериалы, очерки из истории и современной жизни ВВКО, его отделов и иных структурных подразделений.
Неопубликованным источником в работе является интервью с начальником Волжского казачьего кадетского корпуса им.Атамана Ермака Тимофеевича "специальное воздушно десантное отделение" - Милаховым Валерием Андреевичем.
Использование данных источников в совокупности позволило достичь поставленной цели.
ГЛАВА 1
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА
О первых страницах казачьей истории не сохранилось достоверных письменных источников. Истоки происхождения казачества многие исследователи пытались обнаружить среди самых разных народов (скифов, половцев, хазар, алан, киргизов, татар, горских черкесов, касогов, бродников, черных клобуков, торков и др.) или рассматривали оригинальную казачью общность как результат генетических связей нескольких племен с пришедшими в Причерноморье славянами.
Другие историки, напротив, доказывали русскость казачества, делая упор на постоянность нахождения славян в областях, ставших колыбелью казачества. Оригинальная концепция была выдвинута историком-эмигрантом А. А. Гордеевым, считавшим, что предками казаков является русское население в составе Золотой Орды, поселенное татаро — монголами на будущих казачьих территориях. Долгое время доминировавшая официальная точка зрения, что казачьи общины появились в результате бегства русских крестьян от крепостной зависимости (а также взгляд на казачество как на особое сословие), были подвергнуты в 20 веке аргументированной критике. Но и теория местного происхождения имеет слабую доказательную базу и не подтверждается серьезными источниками. Вопрос о происхождении казачества по-прежнему остается открытым.
С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (просуществовало до 1775), а служилое — «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.
Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Например, в Донском Войске до начала 18 века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды». Огромное значение в жизни казачьих общин играла война: они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча (в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ). Совершались речные и морские походы на стругах, а также конные набеги.
Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.
Казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали его от набегов степных орд. Казаки принимали также участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств. Для успешного выполнения этих важных функций в практику московских царей вошли ежегодные посылки отдельным Войскам подарков, денежного жалования, оружия и боевых припасов, а также хлеба, поскольку казаки его не производили.
Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и Россия прекращала всякую помощь казакам. Недовольство Москвы вызывал и постоянный уход подданных в казачьи области. Демократические порядки (все равны, ни властей, ни налогов) стали магнитом, притягивавшим к себе все новых предприимчивых и смелых людей из русских земель. Опасения России оказались отнюдь не беспочвенны — на протяжении 17-18 веков казачество шло в авангарде мощных антиправительственных выступлений, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний — Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев. Велика была роль казаков во время событий Смутного времени в начале 17 века. Поддержав Лжедмитрия I, они составили существенную часть его военных отрядов.
Чтобы закрепить верность российскому престолу, цари, используя все рычаги, сумели добиться к концу 17 века принятия присяги всеми Войсками (последнее Войско Донское — в 1671). Из добровольных союзников казаки превратились в российских подданных. С включением юго-восточных территорий в состав России казачество осталось лишь особой частью российского населения, постепенно потеряв многие свои демократические права и завоевания.
С 1721 казачьи части находились в ведении казачьей экспедиции Военной коллегии. В том же году Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью. Последних остатков независимости казаки лишились после поражения Пугачевского бунта в 1775, когда Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. В 1798 по указу Павла I все казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладатели получили права на дворянство. В 1802 было разработано первое Положение для казачьих войск. С 1827 августейшим атаманом всех казачьих войск стал назначаться наследник престола. В 1838 был утвержден первый строевой устав для казачьих частей, а в 1857 казачество перешло в ведение Управления (с 1867 Главное Управление) иррегулярных (с 1879 — казачьих) войск Военного министерства, с 1910 — в подчинение Главного штаба.
В конце 19 века в недрах царской администрации обсуждались проекты ликвидации казачества. На полях сражений Первой мировой войны принимало участие более 300 тыс. казаков. Война показала неэффективность использования больших конных масс (казаки составляли 2/3 численности русской кавалерии) в условиях сплошного фронта, высокой плотности огневой мощи пехоты и возросших технических средств обороны.
Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1917 формально казачество как сословие и казачьи формирования были упразднены. В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал) и именно там велись самые ожесточенные бои. Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой Добровольческой армии в борьбе с большевизмом. К этому казачество подтолкнула проводимая красными политика расказачивания (массовые расстрелы, взятие заложников, сожжение станиц, натравливание иногородних против казаков)
По окончании Гражданской войны большое количество казаков оказалось в эмиграции (около 100 тыс. человек). казаки продолжали считаться «непролетарскими элементами» и подвергались ограничению в правах, в частности, запрет служить в рядах Красной Армии был снят лишь в 1936, когда создали несколько казачьих кавалерийских дивизий (а затем и корпусов), отлично проявивших себя во время Великой Отечественной войны. Гитлеровское командование с 1942 также формировало части из русских казаков (15 корпус вермахта, командир генерал Г. фон Панвиц) численностью более 20 тыс. человек. Во время боевых действий они главным образом использовались для охраны коммуникаций и борьбы против партизан в Италии, Югославии, Франции. После поражения Германии в 1945 англичане передали разоруженных казаков и членов их семей (около 30 тыс. человек) советской стороне. Большинство из них было расстреляно, остальные попали в сталинские лагеря.
Весьма осторожное отношение властей к казачеству (результатом чего стало забвение его истории и культуры) породило современное казачье движение. Первоначально (в 1988-1989 годах) оно возникло как историко-культурное движение за возрождение казачества (по некоторым оценкам, около 5 млн. человек). [7]
1990 год можно назвать точкой отсчета начала нового этапа в истории российского казачества. 24 марта 1990 года в городе Орджоникидзе (Владикавказ) состоялся учредительный Круг терских казаков. Первым атаманом терцев был избран Герой Советского Союза казак станицы Тарская В. Д. Коняхин.1 28 – 30 июня 1990 года в Москве в клубе завода «Серп и молот» состоялся Учредительный Большой Круг, на который съехалось 263 делегата от разных организаций, представляющих более 80 тыс. казаков и 450 гостей. Это событие можно считать точкой отсчета организации движения за возрождение казачества России.
В 1991-1992 гг. начинают выходить один за другим ряд постановлений, определивших правовую основу возрождения казачества. Это Постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» от 16 июня 1992 года и ряд последующих указов и законов: Указ Президента от 09.08.1995 г. «О государственном реестре Российской Федерации», Указ Президента от 25.02.2003 г.№ 249 «О совершенствовании деятельности возрождению и развитию российского казачества», 154-ФЗ от 05.12.2005 «О государственной службе российского казачества», Указ Президента от 07.10.2009 № 1124 « Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации , являющимися членами казачьих обществ, обязательство по несению государственной или иной службы», Указ Президента от 09.02.2010 г. № 168 «Об утверждении гербов и знамен войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ», Указ Президента от 09.02.2010 г. № 171 «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ».[8]
Самарская область не стала исключением в вопросе сохранения и развития казачьих станиц – 12 мая 2015 года появился закон «О развитии российского казачества на территории Самарской области».
В 2009 году создан и функционирует по сегодняшний день Совет по делам казачества при Президенте РФ, а в 2015 году Указом Президента РФ создается Федеральное агентство по делам национальностей, в функционал которого входит нормативно-правовое регулирование в сфере взаимодействия с казачьими обществами.[9]
За 20 лет казачество прошло путь от этапа возрождения национального самосознания, признания государством его, как отдельного антропологического типа, к этапу формирования единой структуры взаимодействия внутри казачества и выстраивания тесных взаимоотношений с государственной властью.
ГЛАВА 2
РАЗВИТИЕ КАЗАЧЕСТВА В САМАРСКОМ КРАЕ
2.1. Первые казачьи общины на Волге
Первые казачьи общины на Волге появились еще в 14м веке. После покорения Казанского и Астраханского ханств в соответственно 1552 и 1556 годах, территории вдоль Волги вошли в состав Московского государства. Казаки приняли активное участие в обеих операциях.
Волга стала новой границей России. Волжские казаки были в это время особенно многочисленны и настолько прочно “сидели” в Жигулевских горах, что практически ни один караван не проходил мимо без выкупа или не был разграблен. Именно в связи с этим летописи российские впервые особо отмечают волжских казаков в 1560 году записано: “... Казаки вороваху по Волге... Благочестивый же Государь посла на них воевод своих со многими ратными людьми и повеле их имати и вешати...”. 1560й год волжские казаки считают годом старшинства Волжского казачьего Войска. Иван IV Грозный не мог поставить под угрозу всю восточную торговлю и, выведенный из терпения нападением казаков на своего посла, 1 октября 1577 года направляет стольника Ивана Мурашкина на Волгу с приказом “...воровских волжских казаков пытать, казнить и вешать”.
Во многих работах по истории казачества высказывается версия, что изза этих правительственных репрессий волжские вольные казаки ушли одни на Терек, другие на Яик (Урал), третьи, во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем, в Чусовские городки на службу к купцам Строгановым, а оттуда в Сибирь.
Волжские и донские казаки вместе с союзными им местными племенами, ходили в походы за добычей, а также в защиту русских поселений на Тереке и Сунже. Осевшие там казаки послужили основой Терского казачьего войска. Волжские казаки были основой отряда легендарного атамана Ермака, в 158283 годах совершившего поход в Сибирь и разгромившего последнего наследника Золотой Орды Сибирское ханство. После героической гибели Ермака его соратники остались на государевой службе в завоеванном регионе и послужили основой для Сибирского казачьего войска.
В 1586 году воевода князь Григорий Засекин в устье реки Самара в месте ее впадения в реку Волга основал крепость Самара. Задачами гарнизонакрепости Самара были оборона от набегов кочевников, контроль за водным путем и торговлей, а также за волжской казачьей вольницей, по возможности привлекая ее на государеву службу или же карая за неповиновение.
В конце XVI века на Волге появились прикочевавшие из глубин Азии калмыцкие орды. Годы 1590 1606е отмечены в летописях постоянной борьбой волжских казаков с калмыцкими набегами. Постепенно окрепшее русское государство разгромило беспокоившее его пределы сначала ногайцев, потом калмыков и на Волге стало спокойнее. Но не для казаков, включившихся в междоусобицы Смутного времени сначала на стороне Лжедмитрия I и атамана Ивана Заруцкого, а потом и во втором ополчении.
Начиная с 1630 года практически все Волжское казачество включается в борьбу с прикочевавшей из глубины Азии Большой Калмыцкой Ордой. В 1639 году десятитысячное войско калмыков попыталось штурмом овладеть Самарой, но было отбито казаками и стрельцами. В благодарность за это 26 августа 1643 года царь Михаил Федорович пожаловал Самарским казакам набатный колокол весом 14 пудов. Ныне изображение этого колокола стало одним из символов Возрождения Волжского казачьего Войска. А в 1650 1670е годы Волжские казаки в составе правительственных войск неоднократно привлекались к службе на Кавказе. На полгода, на год, а то и больше уходили казаки с берегов Волги “держать” эту опасную границу. Последнее выступление волжской казачьей вольницы вспыхнуло с началом восстания Степана Разина, в чьей армии было много вольных волжан. Разгром восстания поставил окончательную точку в истории казачьего своеволия на Волге.
Для ограничения своеволия казаков Петр 1 передал их в ведение Военной Коллегии и отобрал право выбора Войсковых атаманов и старшины, которые стали назначаться Высочайшей Властью. Казаки участвовали в Азовских походах Петра, участвовали в Великой Северной войне. Во времена восстания башкир отряды казаков неоднократно направлялись для их усмирения.
При преемниках Петра I, а именно при Императрице Анне Иоанновне волжское казачество обрело статус Войска, активно включившись в государственную службу Российской Империи. Что из себя представляли волжские казаки в то время? Быт оставался практически неизменным: православная вера, строгие патриархальные отношения, выборность атаманов, традиционные промыслы рыбная ловля, земледелие, охота и, конечно, военная служба русскому государству, на которую казак обязан был являться со своим конем и вооружением. Любимым оружием казаков были пики и сабли, широко употреблялись кремниевые пистолеты и ружья. Умели казаки пользоваться и луком со стрелами, неплохо владели арканом.
Станицы и хутора волжских казаков (в среднем течении Волги они назывались селами) тянулись вдоль ее берегов от Астрахани до Симбирска и Алатыря. Кроме того, казаки с семьями составляли население многих городков и крепостей бассейна Волги по рекам Самара, Кинель, Сок, Кондурча,Черемшан, Камышенка, Ахтуба и другим. [10]
2.2. Возрождение станицы «Сызранская»
Начало Возрождения казачества в Самаре связано с именем полковника Бориса Николаевича Гусева, депутата Областного совета народных депутатов, военного комиссара Промышленного района г. Самары. Под влиянием организации «Союза казаков России», у Б. Н. Гусева возникла идея создать в городе казачье землячество.
Первый Круг «Самарского казачьего землячества» (СКЗ), собравшего 14 человек прошел 30 ноября 1990 года, в здании библиотеки им. Ленина. На этом Круге атаманом был избран Гусев Б. Н., состоялись выборы атаманского правления. Уже к концу 1991 года движение за возрождение казачества набирает обороты и начинает осуществлять свою деятельность по области.
Так вскоре и в Сызрани была реанимирована казачья станица «Сызранская» Волжского казачьего войска, в которой состояло около 50-казаков.
Наиболее подробно в нашем исследовании нам бы хотелось рассказать о атамане Макарове Вячеславе Борисовиче. Именно в его бытность атаманом был создан Волжский казачий кадетский корпус им.Атамана Ермака Тимофеевича "специальное воздушно десантное отделение" в 1998 году. Первым руководителем являлся Петренко Владимир Иванович, сейчас корпусом руководит Милахов Валерий Андреевич.
Казачьи классы имеются в следующих образовательных учреждениях г.о.Сызрань – ГБОУ СОШ № 27, ГБОУ СОШ № 17, ГБОУ СОШ № 12, ГБОУ СОШ № 4, а также в г.о.Октябрьск и с.Н.Рачейка Сызранского района. В 2015-2016 учебном году там обучается 485 ребят, как мальчиков, так и девочек, в трех возрастных категориях:
- младщая группа (с 6 до 10 лет)
- средняя группа (с 10 до 14 лет)
- старшая группа (с 14 до 18 лет)
Занятия проходят два раза в неделю: по субботам и воскресеньям по следующим направлениям подготовки:
- физическая
- строевая
- инженерная
- парашютная
- разведочная
-медицинская
а также Устав кадетского корпуса, история России и казачества и обязательно уроки православия.
Текущий контроль успеваемости осуществляется при помощи журналов, куда выставляются оценки. А в случае успешной сдачи экзаменов, выпускник получает Сертификат об окончании кадетского корпуса.
Кроме учебной деятельности по перечисленным видам подготовки, кадеты в соответствии с Планом работы корпуса на 2015-2016 учебный год, участвуют в следующих мероприятиях: стоят в Почетном карауле во время таких православных праздниках как «Масленица», «Рождество Христово», соревнуются между собой и между отделениями в парашютном многоборье, физической и строевой подготовке, играют в кадетском духовом оркестре, встречаются с ветеранами, являются участниками различных добровольческих акций.
Обязательным мероприятием в жизни каждого кадета является присяга, казака - верстание. Каждый казак должен принимать участие в Казачьем Круге - общем войсковом совете казаков, высшем органе самоуправления.
В мае 2015 года состоялся казачий круг, на котором был выбран новый атаман станицы и внесены изменения в устав позволяющие станице соответствовать законодательству сегодняшнего дня. Атаман Макаров заявил о добровольной отставке и предложил кандидатуру нового атамана. Новым атаманом станицы Сызранская стал есаул Волжского казачьего войска – Гаранин Николай Викторович. Обязательной была проверка принадлежности атамана к православной вере – наличие креста на груди, а также символическое прикладывание к спине нагайкой. Затем новый атаман дал присягу и начал принимать поздравления от почетных гостей Круга. Все действия на Круге были предварительно разрешены благословением присутствующих священников - Благочинным Сызранского округа протоиереем Григорием Коберником и настоятелем Свято-Вознесенского Сызранского мужского монастыря игуменом Марком Алексеевым. Священники не имеют права голоса на Круге, но могут выразить свое несогласие, покинув Круг. Без священнослужителей или Совета старейшин Круг считается неправомочным. Обязательной была и молитва при закрытии Круга. После того, как Круг закрыт никаких обсуждений решений круга не допускается. Все нужно решать на круге. На Круге каждый может показать свою позицию. У всех казаков равное право голоса.[11]
Таким образом, на примере восстановления казачества на Сызранской земле и вовлечения подрастающего поколения в кадеты, мы можем видеть, что этот процесс в полной мере отражает ситуацию возрождения казачества на всей территории России.
Но существует много нерешенных вопросов, связанных, например, с особым отношением казачьих обществ, внесённых в реестр, к военной службе или с кадетским образованием. Сегодня в России работают около 30 специализированных казачьих кадетских корпуса и около тысячи казачьих классов в общеобразовательных школах. Всего в них учатся более 40 тысяч воспитанников. Кроме того, Министерство образования и науки утвердило Типовое положение об общеобразовательных учреждениях - казачьих кадетских корпусах (№ 2190 от 5 августа 2011 г.). Данный документ устанавливает правила приема в казачий кадетский корпус, требования к программам обучения и воспитательной работе. Особое внимание в документе уделяется изучению исторических и культурных традиций российского казачества, а также подготовке воспитанников к несению государственной гражданской и военной службы.[12]
Но назрела насущная необходимость на самом высоком государственном уровне решать проблемы кадетского образования. Опыт показывает, что полноценное Кадетское образование возможно только в условиях особого типа учреждений, таких как Суворовское военное училище или Нахимовское военноморское училище, кадетский корпус или кадетское училище. Только в таких самостоятельных учебных учреждениях, по специальным программам может осуществляться воспитание и подготовка молодежи к военной и гражданской службе в условиях полного пансиона, воинского общежития, регламентацией распорядка дня и приемом с 5го класса (в течении 7 лет обучения).
Также сегодня в нашей стране необходимо разработать такую систему подбора кадров для преподавательского состава Кадетских корпусов, в рамках которого действующие кадровые военные, а также военные, вышедшее уже на пенсию, будут передавать традиции и культуру военного дела будущему подрастающему поколению.
Еще необходимо разработать государственную концепцию Кадетского образования, создать четкую правовую базу, внести поправки в действующее законодательство, на основании которых будет развиваться Кадетское образование в стране.
В современной войне для победы важны не только новейшие системы вооружений и профессионализм военнослужащих, но и высокие моральные качества и боевой дух воинапатриота. Именно такими будущих офицеров воспитывали в Кадетских корпусах Императорской России, Суворовских и Нахимовских училищах Советского Союза.
Патриотыгосударственники необходимы не только Вооруженным Силам страны. Будущее страны, а возможно само существование России зависит от того, займут ли ключевые посты в системе государственного управления люди, взращенные на идее создания «потребительского рая»,
комфорта, жизненного успеха и индивидуализма… или воспитанные на идеалах служения Отечеству, на идеалах кадетского братства, патриотыгосударственники.
В декабре 2015 г.на базе патриотической платформы Партии ЕДИНАЯ РОССИЯ» по теме «Кадетское движение – традиции и будущее» и представителей общественности, была создана рабочая группа по обобщению предложений и проработке вопроса «Развитие Кадетского движения». Развитие Кадетского образования и Кадетского движения – одна из тех стратегических задач, от решения которых зависит будущее нашей страны.[13]
Заключение
Издавна казачество было оплотом Руси, ее силой, гордостью и отвагой. Казаки были не только защитниками родных рубежей, но и хранителями богатейшей русской культуры, ее традиций, основателями сел.
Сегодня потомки российского казачества по всей России ратуют за возрождение народной культуры и боевых традиций своих дедов и прадедов.
Исследуя возрождение станицы «Сызранская» нам удалось доказать, что этот процесс шел в ногу с общероссийским движением, и получил свое развитие в первую очередь, благодаря нормативным документам, определивших правовую основу казачества.
Возрождение традиционной для России государственной службы казачества рассматривается как один из элементов становления новой российской действительности.
Право быть привлеченными к несению государственной службы имеют только казачьи общества, зарегистрированные в качестве таковых и внесенные в Государственный реестр казачьих обществ. Общественные объединения казаков, иные некоммерческие и коммерческие организации не получают права несения государственной службы. [14]
Виды государственной службы, к которым привлекается российское казачество определено Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 93[15]. К ним относят:
Действительно, казака – наша сила и гордость. Но казачества не будет, если не будет осуществляться связь поколений, если не будет передаваться опыт от стариков - подрастающему поколению. В основе кадетского образования лежат идеи развития личности с позиции гражданского долга, патриотизма, физического и морального совершенствования. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания кадет. Но как мы убедились, социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами кадетского корпуса или класса.
Кадетские образовательные учреждения, а также учреждения, осуществляющие образовательный процесс с использованием культурно-исторических традиций казачества, показывают высокую результативность организации учебно-воспитательного процесса на основе возрождения исторических, культурных ценностей и традиций казачества, эффективность в решении проблем безнадзорности, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.[16]
Библиография
Интернет-сайты:
1. Блог Семенова Павла. Режим доступа: http://semenoff.pro/?p=4075/
2. Волжское Войсковое казачье общество
Режим доступа: http://ввко.рф/
3. Газета «Известия». Режим доступа: http://izvestia.ru/news/400638
4. Земля мастеров. Режим доступа: http://zema.su/blog/kazachi-kadetskie-korpusa-budut-rabotat-po-edinym-pravilam
5. Казаки. Режим доступа: http://kvzn.zp.ua/?go=news&news_id=2429
6. Минобрнауки России.
Режим доступа: http://минобрнауки.рф/?%ED/
7. Оренбургское отдельное казачье общество.
Режим доступа: http://ovko.orb.ru/news/285/
8. Православное информационное агентство «Русская линия».
Режим доступа: http://rusk.ru/st.php?idar=183724/
9. Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества и войсковых казачьих обществ России.
Режим доступа: http://kazakirossii.ru/
10. Церковь Успения Богородицы.
Режим доступа: http://klin-demianovo.ru/kazachja-obschina/tradition/kazachestvo-proishozhdenie-istorya-rol-v-istorii-rossii/
Литература:
Периодическая печать:
[1] Православное информационное агентство «Русская линия» Режим доступа: http://rusk.ru/st.php?idar=183724
[2] Казаки. Режим доступа: http://kvzn.zp.ua/?go=news&news_id=2429
[3] Газета «Известия» от 29.05.2007 г. Режим доступа: http://izvestia.ru/news/400638
[4] Дубман, Э.Л. Сказание о первых самарцах: Очерки по истории Самары 1586-1680-х годов / Э.Л. Дубман. – Самара: АртМакет, 1991. – 74 с.
[5] История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. XVI – первая половина XIX века / П.С. Кабытов и др. – М.: Наука, 2000. – 287 с.
[6] Самарская летопись: Самарский край с древнейших времен до середины XIX века / П.С. Кабытов и др. – Самара: Самарский университет, 1993. – 219 с Самарская летопись: Самарский край с древнейших времен до середины XIX века / П.С. Кабытов и др. – Самара: Самарский университет, 1993. – 219 с
[7] Сайт Церкви Успения Богородицы. Режим доступа: http://klin-demianovo.ru/kazachja-obschina/tradition/kazachestvo-proishozhdenie-istorya-rol-v-istorii-rossii/
[8] Волжское Войсковое Казачье Общество. Режим доступа: http://ввко.рф/
[9] Казаки России. Режим доступа: http://kazakirossii.ru/
[10] Волжское Войсковое Казачье Общество. Режим доступа: http://ввко.рф/
[11] Блог Семенова Павла. Режим доступа: http://semenoff.pro/?p=4075
[12] Земля мастеров. Режим доступа: http://zema.su/blog/kazachi-kadetskie-korpusa-budut-rabotat-po-edinym-pravilam
[13] официальный сайт Оренбургского отдельного казачьего общества. Режим доступа: http://ovko.orb.ru/news/285/
[14] Указ Президента Российской Федерации от 09.08.1995 № 835 «О Государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации»
[15] Википедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Государственный_реестр_казачьих_обществ_Российской_Федерации#cite_note-11
[16] Озеров А.А. Проблемы и перспективы военно-патриотического воспитания в казачьих кадетских корпусах России.// Инженерный вестник Дона №4, ч.2 (2014)
Лягушка-путешественница
Хрюк на ёлке
Ералаш
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Три коробки с орехами