Данная проектная работа содержит теоретическую информацию о вреде громких звуков и исследования влияния музыки на здоровье подростков
Вложение | Размер |
---|---|
sluh_proekt.doc | 676.5 КБ |
biologiya_proekt.ppt | 1.78 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Проектно-исследовательская работа по теме:
«Влияние громкой музыки на здоровье подростка»
Работу выполнили: обучающиеся 8 «А» класса
Ершова Валентина
Журавкова Милана
Семёнова Мария
Научный руководитель: учитель географии и биологии
Нечаева Е.В.
2017г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретическая часть
Введение…………………………………………………………………………………………3
состояние организма» ……………………………………………………………………..15
2.6 Исследование «Влияние музыки на работоспособность школьников……………………………………………………………………..........................16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………...18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………………...20
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………………...21
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Способность к восприятию звуков – одна из важнейших составляющих нашего полноценного общения с окружающим миром. Звуковые ощущения позволяют не только получать эстетическое наслаждение от прослушиваемой музыки, пения птиц, шороха листьев, но и массу полезной информации, необходимой нам повседневно.
Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде. В настоящее время ученые во многих странах ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на организм человека. Шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает нас. Каждый человек воспринимает шум по-разному.
Актуальность работы.
В наше время большинство людей увлечены здоровым образом жизни, правильным питанием. Общество ведет борьбу с наркоманией, алкоголизмом, СПИДом и другими проблемами, актуальными для нашего времени. Но, на наш взгляд, мало кто уделяет должное внимание проблемам, связанным со слухом. Молодежь не расстается с плеерами, слушая музыку, на недопустимой для слуха громкости. Громкая музыка рассеивает внимание, мешает сосредоточиться, понижает работоспособность. Шумы влияют на физиологическое состояние человека, могут вызвать тугоухость, глухоту.
Даная работа посвящена проблеме влияния звуков и шумов на организм школьника. В этой работе мы постараемся показать, как отрицательно влияет прослушивание громкой музыки через наушники плеера на слух, работоспособность и физиологическое состояние школьников.
Гипотеза исследования: Если прослушивать музыку в наушниках плеера ежедневно по несколько часов, то это может привести к повреждению слуха, снижению работоспособности и изменениям в работе сердечно-сосудистой системы человека.
Целью данной работы является: выявление отрицательного влияния громкой музыки, на слух, работоспособность и физиологическое состояние человека.
Для достижения цели были поставлены такие задачи:
Объект исследования: обучающиеся 8-ого класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский».
Предмет исследования: отрицательное влияние громкой музыки, на слух, работоспособность и физиологическое состояние человека.
Методы исследования: анализ литературных источников, измерение, наблюдение, анкетирование, тестирование, математический, сравнительный анализ.
Оборудование: энциклопедическая литература, линейка, механические часы, тонометр, блокноты, ручки, карандаши.
Практическая значимость работы:
В результате работы на практических примерах будет показано, как прослушивание громкой музыки через наушники отрицательно влияет на слух, работоспособность, физиологию организма. Необходимо сказать, что звук не всегда играет такую отрицательную роль. Надо только умело им пользоваться. Есть звуки и музыка, которые выполняют лечебное и благоприятное значение. Например, звуки моря, шум листвы, всплеск воды, пение птиц и т.д. успокаивают и снимают стрессы.
Для того чтобы каждый школьник помнил о влиянии громкой музыки на орган слуха и на состояние его организма были разработаны рекомендации, которые можно разместить в классных уголках.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Строение уха
Для того, чтобы стало понятней, как же плееры, наушники и громкие звуки портят наш слух, мы решили рассмотреть строение уха. В результате чего узнали, что человеческое ухо – это сложный и чувствительный орган, который состоит из трех главных частей: (Приложение 1, рис . 1)
Внешнее ухо
Внешнее ухо состоит из ушной раковины (внешняя хрящевая часть уха) и ушного канала. В конце ушного канала расположена барабанная перепонка, отделяющая внешнее ухо от среднего. Внешнее ухо работает подобно спутниковой антенне - оно улавливает звуковые волны и проводит их в ушной канал.
Среднее ухо
Среднее ухо представляет собой заполненное воздухом пространство, воздушное давление в котором регулируется Евстахиевой трубой, соединяющей глотку с барабанной полостью среднего уха. В среднем ухе находятся три крошечные косточки - молоточек, наковальня и стремечко. Эти косточки образовывают рычажный механизм, проводящий колебания барабанной перепонки во внутреннее ухо, в так называемую улитку. С этими косточками связаны две мышцы, которые сокращаются при поступлении в ухо очень громких звуков. Эти мышцы уменьшают эффект чрезмерного звукового давления во внутреннем ухе.
Внутреннее ухо
Внутреннее ухо, так называемая улитка, имеет форму раковины улитки и заполнено жидкостью. С улиткой связан вестибулярный аппарат, который состоит из трех полукружных каналов, заполненных жидкостью. Среднее ухо и внутреннее ухо соединены посредством овального окна. С овальным окном связано основание стремечка, которое работает как поршень, давящий на жидкость в среднем ухе.
Продвижение жидкости активизирует волосяные клетки во внутреннем ухе (этих "чувствительных клеток" около 20000). При возбуждении волосяные клетки посылают импульсы по слуховому нерву в мозг, который воспринимает эти импульсы в качестве звука.
Изучив материал по физиологическому строению органа слуха мы установили что когда звуковые волны попадают к нам в ухо, то они вызывают колебания тонкой барабанной перепонки. Звуки разной громкости вызывают изменение давления воздуха и мы можем слышать их благодаря тому, что наши уши являются очень чувствительными и способны воспринимать их.
Способность к восприятию звуков – одна из важнейших составляющих нашего полноценного общения с окружающим миром. Слух – важнейшее из человеческих чувств. Несмотря на то, что здоровые люди ценят его меньше чем зрение. Наше ухо работает непрерывно в течение суток, даже во сне.
1.2 Понятие звука и шума
В научной литературе дается понятие звука как колебания частиц в упругих средах, распространяющихся продольных волн, частота которых лежит в пределах воспринимаемых человеческих ухом, т.е. в среднем от 16 до 20000 Гц (1Гц – 1колебание в секунду). В воздухе при температуре 00С и нормальном атмосферном давлении звук распространяется со скоростью 330 м/с, в морской воде - около 1500 м/с, в некоторых металлах скорость звука достигает 7000 м/с. [1]
Основными источниками звуков и шумов в школе являются разговоры учащихся, учителей, крики, звонок (на урок и с урока), прослушивание плееров, телевизоры.
Шум – такой же медленный убийца, как и яд. Первые жалобы на шум можно обнаружить у римского сатирика Ювенала (60-127гг). Он утверждал, что в столице «трудно заснуть: скрип и грохот обозов на узких улицах, брань возниц, мешали сну, раздражали».
В Париже борьба с шумом началась с 1954 года. Тогда были запрещены автомобильные гудки, водители грузовиков должны были укладывать груз так, чтобы он не гремел, а на колеса вагонов метро надевали резиновые шины.
И все таки шумовая нагрузка возрастает от десятилетия к десятилетию. Звук измеряется по частоте (высоте) и интенсивности (громкости). Частота измеряется в колебаниях в секунду, или в герцах (Гц).[2]
Громкость – уровень энергии в звуке измеряется в децибелах. Что такое «децибел»? За классическим определением обратимся к энциклопедии: «логарифмическая единица уровней, затуханий и усилений, численно равная десятичному логарифму безразмерного отношения физической величины к одноимённой, принимаемой за исходную физическую величину, умноженному на десять».
Человеческое ухо наиболее хорошо воспринимает звуковые колебания с частотой от 50 до 5000 Гц, что соответствует диапазону человеческого голоса. Колебания с частотой ниже 16 (20) Гц (инфразвук) и выше 20 000 Гц (ультразвук) не воспринимаются (не слышатся) органами слуха, хотя и оказывают вредное влияние на организм человека. Для характеристики акустических явлений принята специальная измерительная система интенсивности звука и звукового давления, учитывающая приближенную логарифмическую зависимость между раздражением и слуховым восприятием, а именно шкала логарифмических единиц – децибелов (дБ).
Отечественное обозначение единицы «децибел» — «дБ», международное — «dB». Не будем подробно останавливаться на этом понятии, важно усвоить главное: децибел величина не абсолютная, как килограмм или метр, а относительная, как процент. Приведем простые соотношения: изменение уровня шума в десять раз соответствует 10дБ, изменение уровня в четыре раза означает 6 дБ разницы, в 100 раз – 20дБ.
Шепот приравнивается примерно к 15 дБ, звук голосов в аудитории примерно 50 дБ нормальная человеческая речь 40 дБ, уличный шум при интенсивном дорожном движении - около 90 дБ. Примерно столько же дБ имеет плеер, включенный очень громко. Грохот музыки на дискотеке 110 дБ. Уровень звукового давления на рок-концерте может составить 120 дБ, что сопоставимо с ревом реактивного двигателя. Отсюда уже недалеко и до болевого порога – 140 дБ. Шумы выше 100 дБ могут быть не выносимы для уха человека.
Шумы порядка 140 дБ (например, звук реактивного самолета) могут оказаться болезненными для уха и повредить барабанную перепонку.
Кстати! Насколько мощный разрушительный эффект имеет шум, можно проверить на братьях наших меньших. К примеру, звук от пролетающего реактивного самолета угнетающе действует на пчелу, она теряет способность ориентироваться. Этот же шум убивает личинки пчел. (Приложение 2, табл. 1)
В последнее время все больше внимание уделяется проблеме шума. Особенно эта актуально для больших городов, где человек ежедневно подвергается влиянию многих вредных факторов.
Всякий нежелательный для человека звук является шумом. Интенсивное шумовое воздействие на организм человека неблагоприятно влияет на протекание нервных процессов, способствует развитию утомления. Поэтому шум признан одним из вредных факторов.
У большинства людей острота слуха с возрастом притупляется. Это объясняется тем, что слуховые косточки утрачивают свою подвижность, и колебания не передаются во внутреннее ухо.
Необходимо осторожно пользоваться плеерами, поскольку чрезмерная громкость может привести к глухоте. Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные нервные клетки не могут достаточно четко координировать работу организма. Постоянное воздействие шума может вызвать такие вредные последствия как звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости, нервное напряжение, беспокойство, раздражение. Постоянное прослушивание плеера с громкой музыкой может вызвать расстройства сердечно-сосудистой системы. Шум коварен, его вредное воздействие совершается незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. К тому же организм человека против шума практически бессилен.
Известно и о лечебном действии звуков. Специально подобранная очень негромкая, мелодичная музыка используется для снятия напряжения, восстановления работоспособности. Это умиротворяющее свойство музыки используется многими в повседневной жизни.
Слух- способность организма воспринимать звуковые раздражения. Слух является необходимым фактором речи и речевого общения между людьми. Отсутствие слуха значительно обедняет жизнь человека, лишает его возможности нормального общения с людьми, восприятия музыки. Хороший слух также необходим для ряда профессий.
1.3 Вред громкой музыки.
Тревожная статистика свидетельствует о стремительном ухудшении слуха у молодежи вследствие прослушивания громкой музыки в наушниках. Сейчас нечасто можно встретить подростка без наушников. Молодежь слушает музыку нон-стоп - в транспорте, на уроках, дома. Однако мало кто задумывается о том, как звук, раздающийся в наушниках, влияет на слух . Негативное воздействие громкой музыки вы наверняка хотя бы раз испытывали на себе. Выйдя из клуба или концертного зала, человек некоторое время ощущает звон в ушах, ухудшение слуха. Он даже разговаривает громче обычного. И если после рок-концерта организму нужно несколько дней, чтобы восстановиться, то при каждодневной атаке на уши звуков из злосчастного МРЗ-плеера времени на приведение слуха в порядок уже не остается.
Желание не расставаться с любимыми мелодиями оборачивается головокружением, звоном в ушах и, в конечном итоге, снижением остроты слуха.
Мышцы слухового прохода ограничивают доступ опасных колебаний во внутреннее ухо при воздействии громких низких и высокочастотных звуков. Если же громкие звуки длительное время не прекращаются, мышцы просто утомляются и перестают защищать внутреннее ухо, что приводит к повреждениям специальных волосковых клеток, ответственных за передачу импульсов в мозг. Наиболее опасны для уха громкие высокие частоты, на втором месте - низкие. В человеческом ухе природой предусмотрена защита только от кратковременных громких звуков, длительное же воздействие неизбежно приводит к снижению слуха. [4]
Ушам помогут беруши. Это специальные "пробки" для ушей. Их название-сокращение от "берегите уши". Беруши изготавливают из пенопласта, резины, вспененного полиуретана, силикона. В зависимости от материала и формы они обеспечивают разный уровень шумопоглощения: от 12 до 34 дБ. Беруши защищают уши от шума, попадания воды и перепадов давления во время полетов.
В сознании большинства людей слуховой аппарат прочно ассоциируется с образом пожилого человека. Действительно, такие возрастные изменения в организме, как деградация волосковых клеток, являются частыми причинами снижения слуха. Тем не менее, вопреки распространенному мнению, нарушениям слуха подвержены все возрастные группы. Более того, согласно статистике, в наши дни все больше молодых людей испытывают затруднения со слуховым восприятием. Чем это объясняется?
Современная жизнь, несмотря на все ее преимущества, таит в себе немало опасностей для здоровья. Среди факторов, имеющих непосредственное отношение к слуху — ухудшение экологической обстановки, работа в условиях вредности, неправильное питание, использование вредных для слуха (ототоксичных) медицинских препаратов и бытовых химикатов, пренебрежение элементарными мерами профилактики. Резкие звуки (такие, как взрыв петарды) также могут являться причиной внезапного ухудшения слуха. Большую опасность для нашего слуха таят в себе такие неизменные спутники урбанистической среды, как повышенный уровень фонового шума; резкие шумы, излишне раздражающие чувствительный слуховой анализатор; длительный просмотр телепередач и разговоры по телефону. Всё это на сегодняшний день распространенные причины потери слуха, и не в последнюю очередь среди молодых людей. Ведь именно молодёжь гораздо больше других возрастных групп стремится жить в соответствии с популярным рекламным слоганом «бери от жизни все». В юности человеком движет эмоциональность, поиск новых, острых ощущений. Здоровье представляется чем-то самим собой разумеющимся, данным раз и навсегда, а разговоры о рациональном отношении к собственному телу выглядят чем-то скучным и неуместным. К первым признакам снижения слуха молодые люди чаще всего тоже относятся несерьезно, стараются не обращать на них внимания.
А ведь именно молодёжь в наши дни представляет собой одну из групп риска по тугоухости. По данным немецкой ассоциации отоларингологов, каждый пятый человек в возрасте от 16 до 20 лет имеет то или иное нарушение работы внутреннего уха. Еще более шокирует то, что среди молодых стали появляться заболевания органа слуха, ранее характерные только для пожилых. У многих молодых людей уже присутствуют нарушения слуха на уровне восприятия высокого диапазона, а нередко и более низких тонов, что соответствует начальным формам тугоухости. Если на этом этапе проблеме слуха не уделить должного внимания, то в старшем возрасте она может значительно усугубиться.
Серьезный фактор риска, которому подвержены преимущественно молодые люди — это увлечение музыкой. Решающее значение имеют громкость музыки и время воздействия. Дискотеки, ночные клубы, концерты популярной музыки пользуются популярностью у молодежи, но вызывают озабоченность специалистов. Такой шум может травмировать орган слуха и привести к заметным изменениям в системе слухового восприятия. Прослушивание концерта вблизи динамиков может привести даже к даже резко выраженному снижению слуха. Не в последнюю очередь вредному воздействию громкой музыки подвергаются и сами музыканты. Согласно исследованиям, 70% музыкантов, работающих с усиленным звуком, страдают от слуховых травм. [3]
Однако вред от прослушивания громкой музыки еще больше усиливается, если делать это с помощью наушников. Увлечение такими новинками аудиотехники, как MP3-плееры, iPod и т. п., распространено повсеместно. Именно в возрастающей популярности музыкальных плееров специалисты видят причину того, что количество случаев тугоухости среди молодёжи продолжает расти чудовищными темпами. Громкость таких плееров часто превышает частоту 100 децибел. Сравните: рабочим, занятым на шумном производстве, уже при уровне шума 85 децибел необходимо использовать защитные наушники. По данным последних исследований, для увеличения риска потери слуха достаточно ежедневно прослушивать музыку через iPod на полной громкости в течение всего 5 минут. С другой стороны, можно слушать музыку через наушники и без ущерба для слуха. Нужно делать это не более 1,5 часов в день и при громкости не более 80% от максимального уровня.
Снижение слуха, как и многие коварные заболевания, зачастую начинается незаметно. Но его опасность не только в этом. При замеченном ухудшении слуха приходится преодолеть психологический барьер и признать наличие проблемы. Особенно сложно сделать это молодому человеку. Не забывайте, что речь идет о вашем здоровье! Если вовремя не принять меры, снижение слуха может прогрессировать и привести к необратимым потерям. При любом подозрении на ухудшение слуха необходимо как можно скорее обратиться к специалисту, а если он диагностирует снижение слуха, без раздумий начать использовать слуховой аппарат. [5]
1.4 Мнение экспертов.
Так называемой шумовой болезнью обычно страдают люди, которые на своем рабочем месте испытывают постоянную нагрузку шума на вестибулярный аппарат. Это работники сельского и лесного хозяйства, наземного и воздушного транспорта, строители.
При регулярном воздействии громкого шума, в том числе и музыки, организм начинает включать защитные механизмы. Он постепенно снижает чувствительность нервных окончаний, что приводит к их отмиранию и появлению тугоухости. Самыми опасными для слуха являются наушники, издаваемые звук свыше 90 децибел.
Воздействие шума зачастую вызывает необратимое снижение и даже потерю слуха. А подростки-меломаны добровольно подвергают свое здоровье серьезным испытаниям. Для сравнения, современные плееры могут воспроизводить музыку мощностью до 110-120 дБ. А безопасным для человеческого уха является уровень шума 25-30 дБ.[9]
К сожалению, на плеерах нет грозных предупреждений, что их использование наносит непоправимый вред здоровью. Найдите аргументированное объяснение и проявите терпение, чтобы рассказать ребенку о вреде прослушивания громкой музыки. Докажите ему, что ухудшение слуха, а тем более глухота может в будущем помешать вести нормальную жизнь - получить образование, полноценно работать, создать семью.
Во избежание возможных проблем всего-то и нужно, что дозировать прослушивание музыки на МРЗ-плеере. Допустимой считается громкость, при которой подросток сможет расслышать речь находящихся рядом людей.
Необходимо свести к минимуму воздействие на слух. На концертах лучше сидеть подальше от динамиков. Для защиты от шума на улице или в транспорте можно воспользоваться берушами. Во время прослушивания музыки в наушниках, необходимо соблюдать "правило 60-60". Это значит, что нельзя слушать МРЗ-плеер на громкости более 60% и дольше 60 минут подряд.
Если музыка наушников слышна окружающим, то это уже вредно для слуха того, кто слушает в плеере музыку на такой громкости. Лучше пользоваться наушниками, которые заслоняют всю ушную раковину и не дают возможности достигать опасной для здоровья громкости.
А существуют ли безопасные наушники?
Безопасные наушники для слуха существуют. Это большие наушники, которые полностью закрывают ухо, но при этом не перекрывают слуховой проход. Они издают наиболее качественный звук и способствуют изоляции человека от внешних шумов. А потому при их использовании человек не ставит громкость звука на максимум, тем самым защищая свои органы слуха от повреждения.
Помните, органы слуха после повреждения практически не восстанавливаются. А потому, если вам дорог свой слух, то лучше навсегда откажитесь от применения наушников. Если же появляется необходимость их использования, то следует отдавать предпочтение большим наушникам. Но и их частое применение может негативно отразится на вашем здоровье.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Методика исследования
В работе мы использовали и составили свои методы исследования.
1. Сначала мы составили и провели анкетирование старшеклассников
«Мой слух и музыка» (Приложение3) По результатам анкетирования для наглядной картины составляем диаграммы: мнения о своем состоянии здоровья, количество времени прослушивания музыки в сутки, состояние после дискотеки, выполнение д-з, любимая музыка.
Чтобы выяснить реальную картину с остротой слуха было произведено тестирование по определению слуха у старшеклассников. [7 ] (Приложение 3)
2. Определение остроты слуха у школьников практическим путем. Оборудование: механические часы, линейка. Для определения остроты слуха к уху подносим механические часы с секундной стрелкой и линейку. Измеряем, на каком расстоянии от уха исследуемый слышит звук секундной стрелки. [8] Затем школьники в течении 3-х минут слушают через наушники громкую музыку и снова проводятся измерения остроты слуха по той же методике. Результаты исследования заносим в таблицу (Приложение 5, таблица 2)
Сравниваем результаты, полученные в результате тестирования и практического определения остроты слуха, проводим анализ полученных результатов, сопоставив их с результатами анкетирования.
3. Для того, чтобы выяснить влияние звуков на физиологическое состояние
человека в частности на артериальное давление и пульс проводим исследование. Сначала испытуемым измеряем пульс и артериальное давление в спокойном состояние. Затем школьники в течение 5 минут слушают музыку через наушники, на привычной для них громкости. Все результаты фиксируются. Составляется сводная таблица. (Приложение 6, таблица 3)
4.Для проверки влияния музыки на работоспособность учащихся проводится мини-эксперимент. Старшеклассники решают несложное задание. Затем они надевают наушники и решают задание аналогичного характера, но под сопровождение громкой музыки. (Приложение 7, таблица 4)
5. Все результаты прорабатываются, сравниваются, фиксируются, заносятся в таблицы, составляются диаграммы. (Приложение 4)
6. На основе полученных данных надо сделать следующие выводы: влияет ли прослушивание музыки на плеерах на физиологическое состояние школьников и на их работоспособность и слух.
2.2 Анкетирование учащихся «Мой слух и музыка»
В школе среди старшеклассников учащихся 8-х классов был проведен опрос. Всего было опрошено 8 человек. (Приложение 4 , диаграмма )
Результаты опроса среди старшеклассников:
- 75% -уверены, что у них отличный слух;
-25% - считают, что слышат не совсем хорошо;
-25% - регулярно посещают дискотеки;
- 50% - испытывают шум в ушах после дискотеки;
- 6% - согласны пользоваться берушами на рок концертах;
- 87% - постоянно слушают музыку на высокой громкости;
-94% - знают о пагубном влиянии громкой музыки;
- 56% - выполняют домашнее задание под музыку;
- 50% - слушают музыку всю подряд;
- 75% - слушают музыку 4 часа в день.
Уровень шума до 95 дБ не вызывает опасений если подросток посещает дискотеки один раз в неделю. Однако, больше половины клубов включают музыку больше 100 дБ . Если при этом несколько часов в день слушать плеер, полученный вред суммируется. В настоящее время врачи выступают за то, чтобы запретить продажу плееров мощностью более 105 дБ. [12]
2.3 Тест на остроту слуха у обучающихся
В тестировании приняло участие эти же 8 человек (Приложение 3) . Результаты показали, что 17% учащихся просят говорить собеседника громче и их близкие жалуются на то, что они слишком громко включают телевизор; 10% утверждают, что им плохо разговаривать по телефону, так как они не понимают отдельных слов; 5% плохо разбирают женские и детские голоса и плохо слышат звонок телефона и дверной звонок; 5% плохо понимают содержание разговора, поэтому им хочется, чтобы с ними говорили медленнее. Таким образом, результаты показали, что у некоторых учащимся есть повод обратиться к врачу - специалисту.
2.4 Определение остроты слуха
Чувствительность уха к звуковым раздражениям называют остротой слуха. У здоровых людей она может быть различна. Остроту слуха можно исследовать при помощи шепотной и громкой речи, а также особыми приборами – камертонами и аудиметрами. [10]
За неимением приборов для определения остроты слуха использовали механические часы и линейку. ( Приложение 5 таблица 2 ,Приложение 8, фото 1)
Из этой таблицы можно сделать вывод: у 50% старшеклассников острота слуха была ниже нормы еще до прослушивания музыки. После прослушивания музыки острота слуха ниже нормы стала уже у 75% испытуемых школьников. Но также острота слуха в пределах нормы понизилась после прослушивания громкой музыки на 0,8 см. 40 % ребят плохо слышат на одно ухо. В группе риска находятся еще 40% - у них слышимость на левое ухо составляет 12 см, а после прослушивания громкой музыки острота слуха еще снизилась. Можно предположить, что постоянно слушая музыку через наушники, подросток начинает назаметно для себя глохнуть. Слух подростков притупляется. Сначала развивается тугоухость, а затем глухота. К сожалению, до сих пор ухудшение слуха ассоциируется с преклонным возрастом. Однако, проблема слуха с каждым годом все больше молодеет.
2.5 Влияние прослушивания музыки через наушники на физиологическое состояние школьников
Длительный шум неблагоприятно влияет не только на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердечно-сосудистой системы, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Постоянное прослушивание громкой музыки через наушники, может вызвать такие вредные последствия, как звон в ушах, головокружения, головную боль, усталость, беспокойство, раздражение. [11] Чтобы проверить каким образом прослушивание музыки в наушниках влияет на физиологическое состояние организма, нами было проведено простое исследование. В нем приняли участие школьники 8-ого класса всего 8 человек. Сначала каждому участнику измеряли артериальное давление и пульс в спокойном состоянии, и после 5 минут прослушивания громкой музыки в наушниках. ( Приложение 8 , фото 2,3)
Результаты исследования приведены в приложение 6, таблице 3.
Исследование показало, что частота пульса поднялась у всех 8 человек (100%) участников эксперимента ( в среднем на 4 удара в минуту), у 6 человек (75%) поднялся уровень артериального давления ( в среднем на 7 мм.рт. столба). Сопоставив результаты анкетирования, тестирования и исследований нам показалось интересным, что у некоторой категории учащихся кровяное давление практически не изменилось. По этим результатам может показаться, что организм привыкает к музыке и не реагирует на нее. На самом деле это не так: восприимчивость к шумам примерно одинаковая, и кровяное давление не меняется только потому, что слух у них уже успел притупиться и организм реагирует на повышенный уровень звукового давления не так остро. У учащихся, которые слушают музыку реже и на меньшей громкости, слух оказался намного лучше.
Также было выявлено: чем больше слух подвергается воздействию шума, тем сильнее изменяется физиологическое состояние организма.
Чтобы проверить каким образом действует шум на работоспособность школьников, нами было проведено исследование такого характера. В нем приняли участие 8 учащихся 8 класса. Им было предложено решить несложное задание, которые они решали сначала без прослушивания музыки. Затем испытуемые надели наушники и выполняли аналогичные задания под музыку. (Приложение 8 , фото 4,5)
Некоторые учащиеся, как только надели наушники и включили музыку, сразу не смогли приступить к выполнению задания, так как музыка их отвлекала, некоторые подпевали. И на выполнение аналогичного задания у 7 учащихся (88%) ушло на 1 минуту 1 секунду в среднем больше, чем без музыки.
Другие учащиеся делали много ошибок, особенно при прослушивании музыки. Некоторые не могли собраться и настроиться на работу, раздражались. (Приложение 7, таблица 4)
По результатам этих исследований видно, что для детского уха, даже спокойная музыка может быть сильным раздражителем, не говоря уже о громких «бьющих по ушам» хитах. Она снижает работоспособность, повышает утомление, рассеянность, раздражение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа позволила изучить отрицательное влияние громкой музыки на слух, работоспособность и физиологические состояние организма. Проблема слуха молодежи очень актуальна в наше время. На основании полученных данных мы увидели, что некоторые школьники уже имеют притупленный слух, повышенное артериальное давление. Слушая громкую музыку каждый день по несколько часов через наушники плеера, подростки усугубляют проблемы, связанные с изменениями работы сердечно-сосудистой системы, снижению работоспособности. К сожалению, многие не осознают этой опасности, бездумно губя и свой орган слуха. Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо и незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. Кроме этого, прослушивания громкой музыки в наушниках может привести к трагическим последствиям: подростки все чаще слушают музыку, идя по оживленным улицам и проезжей части, вдоль линии ж/ дорожного транспорта и т.д. За увлекательными и «орущими» мелодиями, ребята не слышат приближающегося транспорта, что может привести к серьёзным ДТП со смертельным исходом.
Необходимо проводить в школах и других учебных заведениях беседы о пагубном влиянии громких звуков и шумов, и в том числе и громкой музыки на слух. Разъяснять школьникам влияние шума на работоспособность, качество сна, физиологические особенности организма, в конечном итоге на жизнь самого подростка.
В ходе проделанной работы было найдено подтверждение гипотезе: человеческий организм чувствителен к громким звукам.
При длительном пребывании в шумной обстановке, а таковым является ежедневное прослушивание громкой музыки через наушники, слух постепенно ухудшается, кровяное давление и пульс повышается, работоспособность понижается.
Памятка «Как сохранить слух»
Ребятам хотим дать несколько советов:
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. БСЭ М: «Издательство» БСЭ» 1956г. ТОМ 3 стр.376-377.
2. Гордиенко А.В. Физические поля и безопасность жизнедеятельности. М; Профиздат, 2006г.
3. Исаев Л.К. «Воздействие на организм опасных и вредных экологических факторов». М. ПАИМАС 1997г.
4. Кузнецов А.Н. Биофизика электромагнитных воздействий. – М. Энергоатомиздат, 2005г.
5. Мамаев А.Д. Слух человека и его особенности. М. Просвещение. 2005 г.
6. http://wiki.doctor.kz/index.php?title
7. http://www.akademia-sluha.ru/info/narusheniya_sluha_u_molodezhi/
8. http://www.caldio.net/410.html
9. http://www.dgstation.ru/publications/41.php
10. http://www.kakras.ru/doc/shum-decibel.html
11. http://www.supersluh.com.ua/Structure_of_an_organ_of_hearing.aspx
12. http://sarssp.ru/o-vliyanii-mr3-pleerov-na-slux-molodezhi/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рис. 1 Строение уха
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 1 Интенсивность типичных шумов
Источник шума, помещение | Уровень шума дБ | Реакция организма на длительное воздействие |
Тихий шелест листьев | 10-15 | Почти не слышно |
Листва, прибой | 20 | Успокаивает Гигиеническая норма |
Комната в тихой квартире | 35 | |
Средний шум в квартире, классе | 40 | |
Шум на магистрали | 60 | Появляется чувство раздражения, утомляемость, головная боль |
Телевизор, спокойный разговор | 70 | |
Поезд (метро, на железной дороге), Кричащий человек | 80 | Очень шумно |
Мотоцикл , Дизельный грузовик, метро | ||
Реактивный самолет (на высоте 300м) | 95 | Постепенное ослабление слуха, нервно-психический стресс (угнетенность, возбужденность, агрессивность), язвенная болезнь, гипертония |
Оркестр, вагон метро (прерывисто), раскаты грома Плеер | 100 | Максимально допустимое звуковое давление для наушников плеера (по европейским нормам) Повреждение чувствительных клеток внутреннего уха |
Цех текстильной фабрики | 110 | |
Ткацкий станок Отбойный молоток | 120 | Вызывает звуковое опьянение наподобие алкогольного, нарушает сон, разрушает психику, приводит к глухоте |
Болевой порог | ||
Сверхзвукового самолёта | 160 | Шок, травмы ударная волна от сверхзвукового самолёта |
Шум на дискотеке | 175 | |
При уровнях звука | свыше 160 | возможен разрыв барабанных перепонок и лёгких |
больше 200 | смерть (шумовое оружие |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Анкета
Тест на определение состояния слуха
Ниже приведена серия вопросов, с помощью которых Вы сможете самостоятельно оценить состояния Вашего слуха и обнаружить признаки ухудшения слуха 1. Вам хочется, чтобы с Вами говорили медленнее, так как Вам трудно понять содержание разговора?
2. Вы часто просите собеседника говорить громче?
3. Вам трудно разговаривать по телефону, так как Вы не понимаете отдельных слов?
4. Ваши близкие жалуются, что Вы слишком громко включаете телевизор или радиоприемник?
5. На совещаниях, докладах, в гостях, в театре Вы напрягаете свой слух и при этом пропускаете, не слышите отдельные слова и даже иногда теряете смысл отдельных фраз?
6. Вы с трудом разбираете женские и детские голоса?
7. Вы чувствуете, что перестали слышать знакомые Вам ранее звуки: пение птиц, шорохи листьев, тихую музыку, тихие разговоры окружающих и т. д.?
8. Вы стали плохо слышать звонок телефона или дверной звонок?
9. Находясь в транспорте, Вы с трудом понимаете разговор?
Если хотя бы на один из вопросов Вы дали утвердительный ответ, если к тому же у Вас в детстве часто болели уши, если Вы любите слушать громкую музыку, Вам стоит проверить свой слух у врача.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Результаты анкетирования
Результаты тестирования
СОСТАВИТЬ ДИАГРАММУ
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Таблица 2. Определение остроты слуха у школьников практическим путем
Класс | Левое ухо | Правое ухо | Плохо слышит одно ухо | ||
До прослушивания музыки | После прослушивания музыки | До прослушивания музыки | После прослушивания музыки | ||
Гагарина Мария | 14 | 9 | 15 | 8 | + |
Битюков Евгений | 15 | 10 | 15 | 9 | |
Шардин Александр | 15 | 12 | 15 | 11 | |
Сычев Павел | 15 | 7 | 15 | 6 | + |
Журавкова Милана | 12 | 8 | 15 | 11 | |
Лазуркевич Эльдар | 13 | 14 | 14 | 8 | |
Приветкина Елизавета | 15 | 11 | 15 | 12 | + |
Скрынская Дина | 14 | 12 | 14 | 10 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Таблица 3. Влияние звуков на физиологическое состояние человека. (На артериальное давление и пульс)
Ф.И ученика | Класс | Артериальное давление | Пульс | ||
В спокойном состоянии | После прослушивания громкой музыки | В спокойном состоянии | После прослушивания громкой музыки | ||
Гагарина Мария | 8 «а» | 94 на 52 | 106 на 61 | 64 | 68 |
Битюков Евгений | 8«а» | 115 на 65 | 135 на 55 | 67 | 69 |
Шардин Александр | 8«а» | 108 на 55 | 111 на 66 | 77 | 80 |
Сычев Павел | 8«а» | 118 на 94 | 118 на 97 | 112 | 120 |
Журавкова Милана | 8«а» | 120 на 64 | 125 на 72 | 73 | 78 |
Лазуркевич Эльдар | 8 «а» | 97 на 51 | 98 на 66 | 75 | 78 |
Приветкина Елизавета | 8 «а» | 110 на 68 | 110 на 69 | 85 | 90 |
Скрынская Дина | 8 «а» | 99 на 60 | 109 на 70 | 92 | 99 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Таблица 4. Влияния музыки на работоспособность учащихся
Ф. И. ученика | Решение без музыки | Решение с музыкой |
Гагарина Мария | 1:05 | 1:46 |
Битюков Евгений | 1:22 | 2:45 |
Шардин Александр | 2:02 | 3:06 |
Сычев Павел | 2:17 | 2:20 |
Журавкова Милана | 1:15 | 2:45 |
Лазуркевич Эльдар | 1:00 | 2:04 |
Приветкина Елизавета | 1:30 | 1:55 |
Скрынская Дина | 1:18 | 3:00 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Фото 1.
Фото 2
Фото 3
Слайд 1
ПРОЕКТ «ВЛИЯНИЕ ГРОМКОЙ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКА»Слайд 3
Гипотеза исследования : Если прослушивать музыку в наушниках плеера ежедневно по несколько часов, то это может привести к повреждению слуха, снижению работоспособности и изменениям в работе сердечнососудистой системы человека. Цель : выявление отрицательного влияния громкой музыки на слух, работоспособность и физиологическое состояние человека. Задачи: Изучить литературу по данной теме. Провести анкетирование и тестирование среди обучающихся 8-х классов. С помощью измерений определить остроту слуха у старшеклассников. Провести необходимы исследования по выявлению отрицательного влияния громкой музыки на физиологическое состояние и работоспособность подростков. Разработать памятку «Как сохранить слух здоровым» Объект исследования: обучающиеся 8-ого класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский». Предмет исследования: отрицательное влияние громкой музыки, на слух, работоспособность и физиологическое состояние человека. Методы исследования: анализ литературных источников, измерение, наблюдение, анкетирование, тестирование, математический, сравнительный анализ. Оборудование: энциклопедическая литература, линейка, механические часы, тонометр, блокноты, ручки, карандаши.
Слайд 4
Внутреннее строение уха
Слайд 5
Шум Источник шума, помещение Уровень шума дБ Реакция организма на длительное воздействие Тихий шелест листьев 10-15 Почти не слышно Листва, прибой 20 Успокаивает Гигиеническая норма Комната в тихой квартире 35 Средний шум в квартире, классе 40 Шум на магистрали 60 Появляется чувство раздражения, утомляемость, головная боль Телевизор, спокойный разговор 70 Поезд (метро, на железной дороге), Кричащий человек 80 Очень шумно Реактивный самолет (на высоте 300м) 95 Постепенное ослабление слуха, нервно-психический стресс Оркестр, вагон метро (прерывисто), раскаты грома , плеер 100 Повреждение чувствительных клеток внутреннего уха Ткацкий станок Отбойный молоток 120 Вызывает звуковое опьянение наподобие алкогольного, нарушает сон, разрушает психику, приводит к глухоте Болевой порог Сверхзвукового самолёта 160 Шок, травмы ударная волна от сверхзвукового самолёта Шум на дискотеке 175 При уровнях звука свыше 160 возможен разрыв барабанных перепонок и лёгких больше 200 смерть (шумовое оружие
Слайд 6
Анкета 1.Как вы считаете, хороший ли у вас слух? 2.Часто ли вы посещаете дискотеки? 3.Ощущаете ли вы шум в ушах после продолжительного прослушивания громкой музыки? 4.Станете ли вы пользоваться берушами при посещении рок-концертов? 5.Часто ли вы слушаете музыку в плеере? 6.Знаете ли вы, что прослушивание громкой музыки пагубно влияет на ваш слух? 7.Как вы делаете домашнее задание, под музыку / телевизор? 8.Какую музыку вы любите слушать? (рок, металл и т.д.) 9. В сутки вы слушаете плеер 2-3 часа или больше? 10. У вас бывает после прослушивания музыки агрессия, напряжение, раздражение?
Слайд 7
Таблица 1. Определение остроты слуха у школьников практическим путем Класс Левое ухо Правое ухо Плохо слышит одно ухо До прослушивания музыки После прослушивания музыки До прослушивания музыки После прослушивания музыки Гагарина Мария 14 9 15 8 + Битюков Евгений 15 10 15 9 Шардин Александр 15 12 15 11 Сычев Павел 15 7 15 6 + Журавкова Милана 12 8 15 11 Лазуркевич Эльдар 13 14 14 8 Приветкина Елизавета 15 11 15 12 + Скрынская Дина 14 12 14 10
Слайд 8
Таблица 2. Влияние звуков на физиологическое состояние человека Ф.И ученика Класс Артериальное давление Пульс В спокойном состоянии После прослушивания громкой музыки В спокойном состоянии После прослушивания громкой музыки Гагарина Мария 8 «а» 94 на 52 106 на 61 64 68 Битюков Евгений 8«а» 115 на 65 135 на 55 67 69 Щардин Александр 8«а» 108 на 55 111 на 66 77 80 Сычев Павел 8«а» 118 на 94 118 на 102 112 120 Журавкова Милана 8«а» 120 на 64 125 на 72 73 78 Лазуркевич Эльдар 8 «а» 97 на 51 18 на 66 75 78 Приветкина Елизавета 8 «а» 110 на 68 114 на 66 85 90 Скрынская Дина 8 «а» 99 на 60 109 на 70 92 99
Слайд 9
Таблица 3. Влияния музыки на работоспособность учащихся Ф. И. ученика Время решения без музыки Время решения с музыкой Гагарина Мария 1:05 1:46 Битюков Евгений 1:22 2:45 Щардин Александр 2:02 3:06 Сычев Павел 2:17 2:20 Журавкова Милана 1:15 2:45 Лазуркевич Эльдар 1:00 2:04 Приветкина Елизавета 1:30 1:55 Скрынская Дина 1:18 3:00
Слайд 10
Памятка «Как сохранить слух» ) , 1.Опасным является уровень шума свыше 80 децибел 2.Старайтесь не перегружать себя громкой музыкой 3. Пользуйтесь правилом «60-60» 4.Берегите свой слух, старайтесь слушать музыку дома на хорошей аудиосистеме 5.Помните, что частое использование плеера влечет за собой снижение эластичности барабанной перепонки и к ослаблению слуха 6. Используйте безопасные наушники (большие) 7. Избегайте громкой музыки. Не включайте на полную громкость телевизор, радио, музыкальные установки. 8. Не включайте одновременно несколько электроприборов. 9. Дайте ушам отдых. Выключите телевизор, почитайте книгу.
Муравьиная кухня
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
У меня в портфеле
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Девочка-Снегурочка