В материале представлена студенческая исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_referata.docx | 895.05 КБ |
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
IV Областная научно-практическая конференция студентов
«Путь к успеху-2017: Образование. Наука. Профессия»
Тематическое направление
«Историческое и культурное наследие России»
Чугунное литьё в городской архитектуре
Ф.И.О. исполнителя: Батура Иван Юрьевич, студент II курса, профессия «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»
Руководитель: Кузнецова Алина Валентиновна, преподаватель физики высшей кв. кат. |
2017 год
Содержание.
стр.
Введение…………………………………………………………………………..3
Чугунное литьё как элемент архитектурного стиля……………………………4
Заключение………………………………………………………………………20
Литература……………………………………………………………………….21
Введение.
Мой родной город Первоуральск в 2017 году отметит своё 285-летие. В честь этого события планируется провести много различных мероприятий. Я бы хотел посвятить моему городу эту исследовательскую работу.
Наверное, многим известно, что Первоуральск – один из промышленных центров Свердловской области. Но в 50-60-е годы ХХ века Первоуральск называли «маленьким Парижем», настолько красивым, ухоженным, архитектурно цельным выглядел центр нашего города. Я обратил внимание на использование литых декоративных изделий из чугуна в городской архитектуре. К сожалению, во многих местах эти некогда прекрасные решётки и ограды находятся в полуразрушенном состоянии.
Поэтому, целью моей работы является сохранения исторического наследия как единства архитектурного стиля нашего города.
Задачи:
Объектом исследования является использование чугунного литья как элемента архитектурного стиля
Предметом исследования являются образцы декоративного чугунного литья.
Чугунное литьё как элемент архитектурного стиля.
1. История и технология чугунного литья.
Истоки чугунного художественного литья уходят в глубокую древность. Нигде в мире искусство чугунного художественного литья не заслужило такой славы, как в России. Во многих районах России изготовляли чугунные художественные отливки, но самое высокое мастерство в художественном литье чугуна достигнуто на Урале. Самобытное искусство уральских литейщиков, накопивших опыт многих поколений, принесло огромные творческие успехи.
Чугунное литье возникло в России, а в частности, в уральском регионе в конце 17 – начале 18 веков. Основными сферами применения чугунного литья на тот момент были посуда и предметы быта. Однако, в скором времени чугунное литье выходит за эти чисто бытовые рамки и охватывает и сферу машиностроения и строительства.
Именно такая многозадачность обязывала литейщиков постоянно развивать отрасль. «Будничный» сплав — чугун приобрел в руках талантливых русских мастеров особое звучание. Мастера, научившись готовить идеальный сплав, бросали все свои силы на отточку мастерства, что в конечном итоге вывело чугунное литье на уровень художественного искусства.
Мало какой материал может поспорить с чугуном по исключительной тонкости и выразительности ажурных изделий: литые кружева и художественные орнаменты отличаются прекрасной прорисовкой и изяществом. Литые чугунные узоры — излюбленные произведения литейного искусства русских мастеров.
За свою длительную историю литейное производство познало многие способы изготовления отливок. Многие столетия тому назад появилось литье в песчано-глинистые формы и сразу стало главным способом изготовления литых деталей; главным оно остается и поныне.
Есть много разновидностей этого способа, но суть его заключается в том, что с помощью деревянных или металлических моделей и стержневого ящика из песчано-глинистой смеси изготовляют части полости литейной формы, которые располагаются в специальных ящиках — опоках и формируют наружные контуры отливок, и стержни, создающие в отливках отверстия. Собранная из этих частей литейная форма заливается жидким металлом через литник, и после его застывания создается новая отливка.
Такое литье не только не утратило сочетания искусства и технических приемов, но и обогатилось прочной научной основой. Постоянный научный поиск и высокое искусство техники литья позволяют литейщикам непрерывно совершенствовать традиционные способы изготовления литейных форм. Автоматизация и химия сделали устойчиво главным на многие десятилетия древний способ — литье в песчаных формах. Автоматы, прессующие песчаные формы под большим давлением, делают их точными и прочными, способными давать отливки необходимого качества. А химия дала литейному производству такие способы отверждения форм и стержней, которые до предела упростили процесс их формирования.
Пайка металлов является одним из самых старых способов соединения частей чугунных изделий. Детали сложной формы изготавливают из нескольких деталей простой формы, с последующим соединением их при помощи пайки твердыми припоями.
Чугун – сплав металла, который очень плохо варится. Причина кроется в углероде, из которого он состоит. Обычно углерод имеет вид графита или представляет собой карбид железа. Однако были найдены различные способы, при которых появилась возможность проводить сварочные работы с чугуном. В большинстве случаев сварка чугуна требуется при ремонте лопнувших чугунных деталей, когда необходимо избавиться от трещин и различных дефектов, которые возникают в процессе работы или во время литья.
2. Литейное искусство в архитектуре Первоуральска.
Сегодня декоративные решётки и ограды из чугуна украшают центральные улицы нашего города. Капитально центр Первоуральска начал застраиваться в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ века. Тогда возводились новые кварталы улиц Ватутина, Чкалова, Герцена, Ильича, Папанинцев, Трубников, Володарского Школьной, Металлургов и Медиков. В архитектуре того времени главенствует стиль «советского неоклассицизма». Между зданиями, украшенными арочными конструкциями и лепниной, были установлены ажурные чугунные решётки (см. рис. 1).
Рис.1 Решётка на улице Герцена.
Я обратил внимание, что в образцах чугунной решётки были использованы различные орнаменты и символы. Например, советская символика: пятиконечные звёзды в обрамление пшеничных колосьев выглядят очень красиво и гармонично (см. рис. 2).
Рис. 2 Элемент ограды на улице Герцена.
Широко представлен в образцах растительный орнамент: чугунные цветы и листья продолжают украшать улицы города и в ХХI веке (см. рис. 3 - 5).
Рис. 3 Ограда на улице Папанинцев.
Рис. 4 Ограда на улице Папанинцев (другой образец).
В качестве крепления разнообразных решёток кроме кирпичных столбиков использовали и чугунные столбы, которые мало сохранились. На рис. 5 представлен образец ограды с чугунными столбиками. Столбики украшены изящными шишечками.
Рис. 5 Элемент ограды на улице Герцена с чугунными столбиками.
В литых архитектурных образцах 50 – 60-х годов прошлого века поражает красота и изящество линий, а также удивляет, насколько тонко проработаны даже самые мелкие элементы конструкции. Например, «типовая» решётка, установленная на многих улицах в центре Первоуральска (см. рис. 1), а также на улице Ильича в микрорайоне Динас, представляет собой чугунные стержни, украшенные сверху литыми шишечками в бутонах и листьями (см. рис. 6), а по середине стержни также имеют литой орнамент в виде бутонов или листьев (см. рис. 7).
Рис. 6 Украшения решётки в виде шишечек в бутонах и листьев.
.
Рис. 7 Украшения решётки в виде бутонов и листьев
Оригинально смотрятся ограды, установленные вокруг школы на улице Чкалова и городской больницы на улице Металлургов, выполненные в виде стальной сетки, которая закреплена на чугунных столбах (см. рис. 8).
Рис. 8 Ограда вокруг школы № 2.
Даже столбы фонарей, которые некогда освещали улицы Первоуральска, были выполнены в технике чугунного литья (см. рис. 9).
Рис. 9 Фонарный столб на улице Чкалова.
Отдельного разговора заслуживает архитектурный ансамбль дворца культуры «Огнеупорщик» в микрорайоне Динас (см. рис. 10). Здание построено в стиле неоклассицизма и окружено парком, украшенным чугунными архитектурными формами: это и ограда, и фонари, а также великолепные чаши (см. рис. 11).
Рис. 10 Дворец культуры «Огнеупорщик».
Рис. 11 Чугунная чаша.
К сожалению, далеко не везде чугунные конструкции сохранились. Ограды вдоль аллей по улице Папанинцев и проспекту Ильича пришли в негодность и были демонтированы. Сейчас на их месте «красуется» ограда из стальной «коробочки», выполняющая своё прямое функциональное назначение и не более. Улице Ватутина повезло больше: разрушающееся чугунное украшение вдоль центральной аллеи в 80-х г.г. прошлого века было заменено на новую чугунную решётку. Конечно, новая ограда была выполнена из более простых элементов, но сделана качественно и смотрится на центральной улице города вполне достойно (см. рис. 12).
Рис. 12 Ограда на улице Ватутина.
Более современные образцы чугунного литья, установленные в начале 90-х годов прошлого века, отличаются простотой форм и исполнения, и, вряд ли, имеют историческую ценность (см. рис. 13).
Рис. 13 «Современные» образцы чугунного литья.
3. Реестр исторических объектов чугунного литья.
Для сохранения исторического наследия необходимо составить реестр объектов чугунного литья в Первоуральске с указанием их местоположения и степени сохранности.
Я проанализировал наблюдаемый материал и выделил следующие образцы архитектурного чугунного литья (см. табл. 1).
Таблица 1 «Образцы чугунного литья в архитектуре Первоуральска».
№ п/п | Наименование | Описание | Образец |
1 | Образец № 1 | Решётка | |
2 | Образец № 2 | Решётка | |
3 | Образец № 3 | Решётка | |
4 | Образец № 4 | Решётка | |
5 | Образец № 5 | Решётка | |
6 | Образец № 6 | Решётка (изменённый образец №5) | |
7 | Образец № 7 | Столб ограды | |
8 | Образец № 8 | Фонарный столб | |
9 | Образец № 9 | Фонарный столб | |
10 | Образец № 10 | Чаша | |
11 | Образец № 11 | Ворота | |
12 | Образец № 12 | Решётка | |
13 | Образец № 13 | Решётка (упрощённый образец № 12) |
Для оценки сохранности исторических объектов я использовал пятибалльную шкалу (см. табл. 2).
Таблица 2 «Шкала оценки состояния архитектурных объектов».
Оценка состояния | Состояние исторических объектов чугунного литья |
5 | Объект полностью сохранился: все элементы на своих местах, отсутствуют следы коррозии, покрытие своевременно обновлено. |
4 | Объект имеет небольшие дефекты: могут отсутствовать незначительные элементы конструкции, присутствуют следы коррозии на небольших участках, покрытие некачественное или его давно не обновляли. |
3 | Объект имеет значительные дефекты: отсутствуют и (или) сломаны значительные части конструкции, утерянные элементы заменены на малоподходящие аналоги, коррозия покрывает многие участки, покрытие некачественное или его давно не обновляли. |
2 | Объект частично разрушен: отсутствует и (или) сломана большая часть конструкции, утерянные элементы ничем не заменены, коррозия покрывает многие участки, покрытие некачественное или его давно не обновляли. |
1 | Объект разрушен почти полностью: сохранились только отдельные элементы конструкции, коррозия покрывает многие участки, покрытие некачественное или его давно не обновляли. |
Реестр исторических объектов архитектурного чугунного литья представлен в таблице 3.
Таблица 3 «Реестр исторических объектов архитектурного чугунного литья в г. Первоуральск».
№ п/п | Место расположения (адрес) | Наименование образца | Оценка состояния |
1 | ул. Ватутина, д. 16 - 18 | Образец № 2 | 2 |
2 | ул. Ватутина, д. 22 - 24 | Образец № 2 | 1 |
3 | ул. Ватутина, д. 24 - 26 | Образец № 2 | 1 |
4 | ул. Ватутина, д. 28 - 30 | Образец № 5 | 4 |
5 | ул. Ватутина, д. 30 - 32 | Образец № 5 | 4 |
6 | ул. Ватутина, д. 34 - 36 | Образец № 5 | 2 |
7 | ул. Ватутина, д. 36 - 38 | Образец № 5 | 4 |
8 | ул. Ватутина, д. 23 - 25 | Образец № 5 | 4 |
9 | ул. Ватутина, д. 25 - 27 | Образец № 5 | 4 |
10 | ул. Ватутина, д. 29 - 31 | Образец № 5 | 4 |
11 | ул. Ватутина, д. 31 - 33 | Образец № 5 | 4 |
12 | ул. Ватутина, д. 37 - 39 | Образец № 5 | 4 |
13 | ул. Металлургов, «медгородок» | Образец № 7 | 3 |
14 | ул. Чкалова, д. 26 (школа № 2) | Образец № 7 | 3 |
15 | ул. Ватутина, д. 23 – ул. Металлургов, д. 6 | Образец № 5 | 3 |
16 | ул. Ватутина, д. 29 – ул. Физкультурников, д.1 | Образец № 5 | 3 |
17 | ул. Папанинцев, д. 24 | Образец № 4 | 5 |
18 | ул. Папанинцев, д. 22 – д. 18 | Образец № 1 Образец № 3 Образец № 11 | 3 3 4 |
19 | ул. Папанинцев, д. 18 | Образец № 12 | 4 |
20 | ул. Папанинцев, д. 16 | Образец № 2 | 5 |
21 | ул. Чкалова, д. 34 - ул. Папанинцев, д. 10 | Образец № 1 Образец № 11 | 2 3 |
22 | ул. Ватутина, д. 35 – ул. Герцена д. 20 | Образец № 5 | 4 |
23 | ул. Ватутина, д. 33 – ул. Физкультурников, д. 5 | Образец № 5 | 4 |
24 | ул. Ватутина, д. 32 – ул. Герцена д. 23 | Образец № 2 | 3 |
25 | ул. Герцена д. 21 | Образец № 2 | 4 |
26 | ул. Герцена д. 9 | Образец № 4 | 4 |
27 | ул. Герцена д. 7 | Образец № 4 | 3 |
28 | ул. Герцена д. 5 | Образец № 4 Образец № 3 | 2 4 |
29 | ул. Герцена д. 3 | Образец № 3 Образец № 4 | 3 5 |
30 | ул. Трубников, д. 24 | Образец № 4 | 5 |
31 | ул. Трубников, д. 24 – д. 23 | Образец № 1 | 4 |
32 | ул. Трубников, д. 23 | Образец № 12 | 4 |
33 | ул. Трубников, д. 22 | Образец № 12 Образец № 1 | 5 4 |
34 | ул. Трубников, д. 21 | Образец № 1 | 2 |
35 | ул. Чкалова д. 34 – д. 36 | Образец № 5 | 4 |
36 | ул. Чкалова д. 36 – д. 38 | Образец № 5 | 4 |
37 | ул. Чкалова д. 39 | Образец № 4 | 4 |
38 | ул. Чкалова д. 41 | Образец № 4 | 4 |
39 | ул. Чкалова д. 43 – д. 45 | Образец № 12 | 4 |
40 | ул. Чкалова д. 45 | Образец № 12 | 4 |
41 | ул. Ватутина (центральная аллея от ул. Володарского до пр. Ильича) | Образец № 12 | 5 |
42 | ул. Ватутина, д. 38, д. 39 | Образец № 13 | 5 |
44 | перекрёсток ул. Чкалова и ул. Герцена | Образец № 8 | 4 |
45 | ул. Ильича (ДК «Огнеупорщик») | Образец № 9 | 5 |
46 | ул. Ильича (ДК «Огнеупорщик») | Образец № 10 | 5 |
47 | ул. Ильича (парк ДК «Огнеупорщик») | Образец № 6 Образец № 2 | 3 4 |
Таким образом, как видно из реестра, большинство исторических объектов архитектурного чугунного литья требуют реставрации.
Заключение.
Художественное чугунное литьё, возникшее несколько веков назад, продолжает украшать архитектурный облик российских городов. Первоуральск в этом плане не является исключением. Хотя объекты чугунного литья в нашем городе существенно моложе, но и эти образцы представляют историческую ценность как элементы единства архитектурного стиля.
К сожалению, как видно из моего исследования, многие архитектурные объекты чугунного литья находятся в плачевном состоянии. Мне бы очень не хотелось, чтобы наш город потерял свой неповторимый облик, утратив своё украшение в виде чугунных решёток, оград, столбов и фонарей.
Поэтому совместно со своим руководителем этого проекта мы подали заявку с предложением о реставрации чугунных решёток на центральных улицах Первоуральска на сайте http://моногорода.рф .
Литература.
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Подарок
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Мальчик и колокольчики ландышей
Зимовье зверей