Исследовательская работа Максимова Павла- ученика МБОУ "Горхонская СОШ " 73" прослеживает основные параметры развития села Горхон к. 19- н.21 вв Целью исследования было: сравнить численность жителей, количество предприятий на селе, с возможным выводом перспективы развития на будущее. автор изложил материал в графиках, сравнениях, сделал самостоятельные выводы.Работа будет интересна как познавательная для жителей села и учащихся школы.
Вложение | Размер |
---|---|
pashina_rabota.docx | 64.37 КБ |
Горхон в призме веков.
Исследовательская работа по краеведению. 3 место НПК «Шаг в будущее» 2013г.
Выполнил: ученик 10 класса Максимов Павел
Научный руководитель: Потакуева Л.М.
учитель истории
Актуальность.
У каждого человека есть своя малая родина. Это место, где человек родился, вырос. Для меня малая родина – это мой поселок Горхон. Мне было очень интересно узнать историю рождения поселка. Особенность этой работы заключается в том, что никто ранее не занимался исследованием истории поселка. Проделанная работа помогает воссоздать целостную картину возникновения поселка, его названия.
История моего маленького поселка – это история России. Я люблю свой поселок и хочу, чтобы он жил и процветал. Я верю, что у поселка есть будущее.
Моя работа поможет сохранить память односельчан, восстановить связь между поколениями, которую поддерживает школа. Проделанная работа помогла мне приобрести навыки исследовательской деятельности, научила анализировать и синтезировать. Кроме этого полученные знания, я думаю, помогут мне для определения правильной жизненной позиции, для осознания того, что история, какой бы она не была – это судьба наших предков, судьба людей, за плечами которых стоит судьба страны.
Цель исследования: определить взаимосвязь важнейших этапов истории поселка Горхон периода1886-2013.
Задачи исследования:
изучить материал по истории социально-экономического развития п.Горхон периода 1886-2013 гг.;
собрать фактический материал по истории посёлка Горхон;
соотнести основные этапы развития посёлка Горхон, его предприятий с важнейшими вехами истории соответствующего периода.
Гипотеза: предположим, что проследив важнейшие этапы истории развития п.Горхон периода 1886-2013 гг. можно изучить историю посёлка .
Объект исследования: история становления и развития посёлка Горхон с момента основания и до наших времен.
Предмет исследования: факты истории посёлка Горхон, иллюстрирующие основные этапы социально-экономического развития п.Горхон в ХIХ – начале ХХI веков.
Методы исследования: описательный (такие приёмы, как опрос, сопоставление, обобщение, анализируемого материала); метод систематизации и исторической интерпретации исследуемого материала, метод исследования.
Новизна исследования: до настоящего момента все попытки описания истории посёлка сводились к сбору фактического материала на основе воспоминаний старожилов, но никогда этот материал не подвергался исторической интерпретации. Данная работа – попытка произвести такой анализ.
Малая родина с детства
В сердце на веке веков.
Нету ценнее наследства,
Нету милее оков.
Г.И.Замаратский
Введение.
В школе мы изучаем историю нашей Земли, нашей страны. Но на уроках мало говорим об истории родного края. Совсем не знаем об истории своей малой родины – своего поселка. А что я знаю о своей малой Родине? В честь кого древни, села, города получают свои названия? А может, у моего поселка были и другие названия? Этот вопрос не даёт мне покоя. Ведь Родина начинается с Памяти. С исторической памяти обо всём, что было. Познание истории родного края, города, посёлка, своей родословной даёт возможность понять, кто мы есть, кто наши предки, что они нам завещали, лучше оценить прошлое, понять настоящее, заглянуть в будущее, помочь духовному возрождению народа.
Поэтому я решил узнать о том, как возник и строился наш поселок, как развивался. Для того чтобы провести свое исследование я совершил экскурсии по поселку, изучил материалы, имеющиеся в школьных музеях, музее ПЧ-13, библиотеке, побывал на всех предприятиях поселка, побеседовал с работниками администрации СП «Горхонское»
Если углубиться в историю, можно сделать вывод, что история России начинается с сел, деревень, поселков. История каждого интересна и неповторима. Но сейчас многие населенные пункты прекращают свое существование буквально на глазах. Теряется их история, а вместе с этим теряются судьбы людей, живших в этих селениях. В своей исследовательской работе я хочу показать малую часть истории моей малой Родины. Рано или поздно для каждого эта тема становится актуальной.
История села Горхон.
История нашего поселка начинается с того момента, когда первые переселенцы обосновались в этих местах с изыскателями трассы, величайшей в мире по протяженности стальной магистрали. Поэтому выбор места под будущий поселок был уже предопределен предполагаемой дорогой.
Чтобы узнать точную дату основания села, члены музея ГСОШ№73 обратились в 1988 году в государственный архив Иркутской области. Пришел ответ, в котором говориться, что в документах архива , а также в научно-справочной литературе сведений о времени основания ст. Горхон не обнаружено. Затем сделали запрос в архив г.Читы. Ответили, что в статистических описаниях – это 1910год. Это год основания железнодорожных поселков на забайкальской линии. Но было сказано, что поселок при станции Горхон основан с началом постройки дороги – 1886г. Поселок расположен близ реки Ара-Кижа на холме в 50саженях от полосы отчуждения на землях Аракижинского общества. Поселок тянется в длину почти на версту и расположен в две улицы. Жителей 318 душ обоего пола. Из них 185 душ железнодорожных служащих. Я обратился в Горхонскую сельскую администрацию, где получил сведения: поселок Горхон Заиграевского района Республики Бурятия образован в 1886году. Расположен на юге-востоке республики. Территория Муниципального образования сельское поселение «Горхонское» граничит с Читинской областью. Площадь территории составляет 309га. В состав сельского поселения «Горхонское» входят четыре села: п.Горхон, п.Лесозаводской, улус Дэтэ-Тала, Кижа.
Название же «Горхон» в переводе с бурятского языка означает «ручей», «родник». В Горхон, которые сливаются вместе и образуют речку Горхон. Село получило название по имени речки. Село было создано для обслуживания железной дороги.
К 1912г. в поселке проживало уже 27 семей. В настоящее время проживает 2627человек.
В нашем поселке предприятий всех форм собственности на данный момент – 50 единиц. Это ПЧ-13, Депо, станция, ЭЧК, ЖКХ, две школы , два детских садика, два клуба, 18магазинов,6 пилорам, 2 фельдшерских пункта, электростанция, две парикмахерские, лесничество, два аптечных пункта 2 почты, АЗС, 2шиномонтажа, аптечный пункт.
В 1886 году магазинов и других предприятий не было, продукты завозились из Петровского Завода. Из 318 человек- работало 185 человек на железной дороге.
В 70-е годы было:ПЧ-13, депо, два детских сада , 2 школы, 8 магазинов(из которых сохранилось только 2),две столовые, КБО, аптека ,больница, леспромхоз, гараж, 2 клуба , лесничество, 2 почты, колхоз им.Карла Маркса, АЗС, аптека.
Количество работающих:
1)1886 год-185 работающих.(52.8%)
2)1970 год- 2000 работающих.(50%)
3)2013 год- 946 работающих.(36%)
Горхонская школа возникла в поселке в начале ХХ века со строительством железнодорожной магистрали. Обучать детей согласился ссыльный роман Борисович (фамилию не помнят). Обучение шло сначала в домах учеников, а затем в зимовье Н.А.Соловьева. В 1900году обучалось 28 уч-ся. В 1917году под школу приспособили дом священника. Приехала в школу на работу первая учительница – Корабейникова Таисья. За 100 лет существования школы сменилось немало директоров , учителей и еще больше учеников. Почти четыре поколения вырастила Горхонская средняя школа №73. Сначала это было деревянное двухэтажное здание, которого сейчас нет. В 1955г. приняла своих учеников новая школа, а затем к ней добавили пристрой со спортивным залом, библиотекой , столовой. Школа стала средней. В В 1946году в селе Дэдэ-Тала начала работать начальная школа, в 1972г- восьмилетняя, а через 5 лет – новая Ново-Горхонская школа. Сегодня в Горхонской школе обучается 162 уч-ся и работает 18 учителей. В Ново-Горхонской школе обучается 106 уч-ся и работает 16 учителей.
В 1945 году было построено здание детского сада, где с 1947г. были открыты ясли, а в 1968 году было построено новое двухэтажное здание . Так образовался «Подснежник», в нем была открыта круглосуточная группа. Этот детсад посещали 140 детей. В настоящее время посещает 73 ребенка. Работает 4 воспитателя, 4 нянечки, заведующая, Второй детский сад «Березка» открылся в 1948г. Вместе с расширением Горхонского леспромхоза рос и детсад. Количество детей росло от 25 до 120. На данный момент детсад посещает 63 ребенка. Работает 2воспитателя, две нянечки , заведующая , 3работника столовой, завхоз,2 сторожа.
В нашем поселке самая большая организация – это ПЧ-13. Более 500 человек обслуживают участок от станции Онохой до Тайшинского. Из них 350 работают в ПЧ-13, начиная с монтеров, обходчиков путей, дефектоскопистов, наладчиков, заканчивая управлением УУ и РТР, бухгалтерией, технология. В 1964 году работало 509 рабочих, этих же профессий. Сейчас все оснащено компьютерной техникой, поэтому гораздо быстрее осуществить проверку, произвести замену.
ВЫВОД:
1.За столетие мой поселок претерпел большие изменения. Появились новые предприятия преимущественно связанные с инфраструктурой железной дороги.
2. Возросла численность жителей села. Пик роста населения приходился на 70-е гг. 20 века.
3.К, сожалению, идет процесс уменьшения численности жителей. Об этом говорят данные количества обучаемых в школах Горхона.
4.Данные процессы неотделимы от происходящих в стране. Идет отток граждан из села в город.
Литература:
.
В нашем поселке предприятий всех форм собственности на данный момент – 50 единиц. Это ПЧ-13, Депо, станция, ЭЧК, ЖКХ, две школы , два детских садика, два клуба, 18магазинов,6 пилорам, 2 фельдшерских пункта, электростанция, две парикмахерские, лесничество, два аптечных пункта 2 почты, АЗС, 2шиномонтажа, аптечный пункт.
В 1886 году магазинов и других предприятий не было, продукты завозились из Петровского Завода. Из 318 человек- работало 185 человек на железной дороге.
В 70-е годы было:ПЧ-13, депо, два детских сада , 2 школы, 8 магазинов(из которых сохранилось только 2),две столовые, КБО, аптека ,больница, леспромхоз, гараж, 2 клуба , лесничество, 2 почты, колхоз им.Карла Маркса, АЗС, аптека.
Количество работающих:
1)1886 год-185 работающих.(52.8%)
2)1970 год- 2000 работающих.(50%)
3)2013 год- 946 работающих.(36%)
Горхонская школа возникла в поселке в начале ХХ века со строительством железнодорожной магистрали. Обучать детей согласился ссыльный роман Борисович (фамилию не помнят). Обучение шло сначала в домах учеников, а затем в зимовье Н.А.Соловьева. В 1900году обучалось 28 уч-ся. В 1917году под школу приспособили дом священника. Приехала в школу на работу первая учительница – Корабейникова Таисья. За 100 лет существования школы сменилось немало директоров , учителей и еще больше учеников. Почти четыре поколения вырастила Горхонская средняя школа №73. Сначала это было деревянное двухэтажное здание, которого сейчас нет. В 1955г. приняла своих учеников новая школа, а затем к ней добавили пристрой со спортивным залом, библиотекой , столовой. Школа стала средней. В В 1946году в селе Дэдэ-Тала начала работать начальная школа, в 1972г- восьмилетняя, а через 5 лет – новая Ново-Горхонская школа. Сегодня в Горхонской школе обучается 162 уч-ся и работает 18 учителей. В Ново-Горхонской школе обучается 106 уч-ся и работает 16 учителей.
Школа | 1900 | 1970 | 2013 |
ГСОШ №73 | 4 - | 700 уч-ся | 162 |
Н-ГСОШ | 300 уч-ся | 106 | |
Итого: | 28 | 1000 | 268 |
В 1945 году было построено здание детского сада, где с 1947г. были открыты ясли, а в 1968 году было построено новое двухэтажное здание . Так образовался «Подснежник», в нем была открыта круглосуточная группа. Этот детсад посещали 140 детей. В настоящее время посещает 73 ребенка. Работает 4 воспитателя, 4 нянечки, заведующая, Второй детский сад «Березка» открылся в 1948г. Вместе с расширением Горхонского леспромхоза рос и детсад. Количество детей росло от 25 до 120. На данный момент детсад посещает 63 ребенка. Работает 2воспитателя, две нянечки , заведующая , 3работника столовой, завхоз,2 сторожа.
Детский садик | 1945 | 1970 | 2013 |
«Подснежник» | 50 детей | 140 детей | 73 детей |
«Березка» | 25 детей | 120 детей | 63 детей |
В нашем поселке самая большая организация – это ПЧ-13. Более 500 человек обслуживают участок от станции Онохой до Тайшинского. Из них 350 работают в ПЧ-13, начиная с монтеров, обходчиков путей, дефектоскопистов, наладчиков, заканчивая управлением УУ и РТР, бухгалтерией, технология. В 1964 году работало 509 рабочих, этих же профессий. Сейчас все оснащено компьютерной техникой. .
370-учителей
30-учителей
Загадочная система из шести экзопланет
Флейта и Ветер
Весенняя сказка
За чашкой чая
Распускающиеся бумажные цветы на воде