В данной работе рассматривается проблема загрязнения подземных вод г. Усть – Джегуты.
Цель работы: выявить родник; изучить органолептические характеристики и минералогический состав родниковой воды; установить есть ли источники загрязнения; выработать рекомендации по использованию питьевой воды; создать экологический паспорт выявленного родника.
Задачи: изучение теоретического материала о внешнем влиянии на качество питьевой воды. Исследование проб воды, взятых из родника №1 на органолептические характеристики: запах, цветность, мутность, среду реакции, жесткость, катионы Mn2+, Fe2+ , Fe3+, NH4+, SO42-, Cl-. Поддерживать чистоту родника от бытовых отходов. Проводить работу среди учащихся и их родителей, проживающих в этом микрорайоне по сохранению и поддержанию чистоты родника.
Методы и приемы: наблюдение, эксперимент, тестирование, сравнение, анализ, описание.
Работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме загрязнению подземных вод, т.е. родников на территории г. Усть – Джегуты и проводилась поэтапно. Авторами была определена тема, проведена работа с литературой, собран материал, поставлен эксперимент, проведен экспресс – анализ качества воды и наблюдения, зафиксированы результаты исследования, сделаны выводы и оформлена работа. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке химии, биологии, экологии. В качестве исследовательской задачи, авторами была определена попытка оценить качество подземных вод. Особое внимание было уделено определению химического состава проб воды с учетом ПДК (Предельно Допустимая Концентрация), результаты анализов показали, что все пробы соответствовали ПДК, за исключением жесткости. В данном водоеме она временная (карбонатная), легко устраняется кипячением.
Питьевая вода. | Цветность, градусы | Жесткость градусы | pH | Mn, мг/дм3 | Fe(II) мг/дм3 | Fe(II,III) мг/дм3 | NO2- мг/дм3 | NO3- мг/дм3 | NH4+ мг/дм3 |
ПДК
| не > 200 | <70 | Допускается 6 - 9 | 0,1 | 0,3 | 0,3 | 3,3 | 45 | 2,6 |
Пробы. | 200 | 8,580
| 7-9 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,5 | 45 | 0 |
Сравнивая полученные результаты, авторы приходят к выводу, что источники загрязнения отсутствуют, следовательно, утверждение Новикова Ю.В. о загрязнении подземных вод не имеет отношение к исследуемому роднику на территории г. Усть - Джегуты, так как исследуемая вода отвечает практически всем критериям международного стандарта и ПДК по РФ.
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list_k_rayonnoy_rabote.docx | 28.24 КБ |
oglavlenie.docx | 34.09 КБ |
ekologicheskiy_monitoring.doc | 499 КБ |
КЧР.
Усть – Джегутинский муниципальный район, г. Усть – Джегута.
Конкурс учебно – исследовательских работ и проектов.
Тема:
«Экологический мониторинг родниковой воды г. Усть - Джегуты.»
Авторы: Уртенов Карим Артурович,
Эдиева Рада Расуловна
учащиеся 8 класса
МКОУ «СОШ №2 г Усть – Джегуты»
Руководитель: Мишечкина
Светлана Александровна
учитель химии и биологии
МКОУ «СОШ №2 г Усть – Джегуты».
2016 год.
Оглавление.
а). Методика и результаты исследования, их анализ ___________________ стр.3
а). Итоги и выводы________________________________________________ стр.6
Введение.
Цель работы:
- выявить родник;
- изучить органолептические характеристики и минералогический состав родниковой воды;
- установить есть ли источники загрязнения;
- выработать рекомендации по использованию питьевой воды;
- создать экологический паспорт выявленного родника.
Задачи:
Степень изученности проблемы: мало изучена.
Краткий литературный обзор:
Книга Новикова Ю.В «Охрана окружающей среды» повествует о загрязнении подземных вод и их видах1.
В книге Хапаева С.А. Карачаево – Черкессия – наш край родной, 1992 года издания2, приведены общие сведения о родниках и источниках, почвах, растительности на территории КЧР, а книга Суюнбаевой М.Ю. Природная среда и вопросы экологического воспитания в КЧР (по материалам Усть – Джегутинского района)3 знакомит с данными по району.
В книге Новикова В.С., Губанова И.А. «Школьный атлас – определитель высших растений»4 дается описание высших растений, их характеристики и метод определения по систематике.
Книга Н.Л. Глинка «Общая химия» знакомит с типичными реакциями веществ5.
Место проведения исследования: родник №1 расположен в балке на расстоянии 150 метров в западном направлении ниже пересечения улиц: Ново – партизанская и ул. М.В. Лермонтова на правом берегу реки Кубань в 200 метрах от русла. (Приложение №3 Схема местоположение родника)
Сроки проведения исследования: сентябрь - октябрь 2016 года.
____________________________________________________________________
1 Новиков Ю.В. Охрана окружающей среды: Учебное пособие для учащихся техникумов.-
М,: Высшая школа,1987.
2 С.А. Хапаев, «Карачаево – Черкессия – наш край родной». Черкесск, 1992 г.
3 М.Ю. Суюнбаева, «Природная среда и вопросы экологического воспитания в КЧР (по материалам Усть – Джегутинского района)». Карачаевск, 2010г.
4 Новиков Ю.В. Школьный атлас определитель высших растений: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1985г.
5 Н.Л. Глинка, «Общая химия». Ленинград 1992г.
2. Содержательная часть:
а). Методы исследования:
1. Сбор материала.
С чего все началось?
Мы готовили внеклассное мероприятие: «Охрана природы». Классом собирали материал. Именно в это время мне в руки и попала книга Новикова Ю.В «Охрана окружающей среды». Из нее я узнал о загрязнении подземных вод. «Подземные воды также загрязняются. Выделяют микробное и химическое загрязнение подземных вод».3 Меня заинтересовала данная проблема, и я решил выяснить насколько загрязнены подземные воды (родники) г. Усть – Джегуты. Для исследования мною был взят родник, который получил название: «Родник №1». (Приложение №2 фото родника.) Проведя, опрос жителей данного района и выяснил, что этот родник существует очень давно, использовался местными жителями для питья и бытовых нужд. В настоящее время он используется для водопоя скота. Исследуя научную литературу по данному вопросу1 , к сожалению конкретного материала не нашел. Являясь членом кружка « Химия в экологическом воспитании» решил, используя общие рекомендации провести исследования данного родника.
2. Эксперимент, наблюдение, анализ, описание и обработка материала.
(Приложение №3 фото проводимых исследований)
На правильность полученных результатов анализа влияет способ отбора пробы воды и условия ее хранения. Это учитывал при взятии проб для анализа воды. Пробы были взяты в чистую стеклянную банку, объемом 0,5 литра. Пробы анализировал в течении нескольких часов после отбора по книгам Новикова Ю.В. и др. Методы исследования качества воды водоемов. – М; Медицина,1990г.6, Астафурова В.И. Основы химического анализа: Учеб. Пособие по факультативному курсу для учащихся 9-10 кл. – М.; просвещение.1977г. 7, журналам ХВШ №7/2004,стр.7 «Определение показателей качества воды», Турлакова Е.В 8.; ХВШ №3/2004, стр7 «Какую воду мы пьем?» Речкалова Н.И.9
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАПАХА ВОДЫ.
Определение запаха воды производил таким образом: в чистую широкогорлую колбу объемом 100 мл. наливал исследуемой воды на 2/3 ее объема, прикрывали стеклом, осторожно взбалтывали. Затем, сдвинув с колбы стекло, определили запах воды. Различают ароматический, болотный, гнилостный, древесный, землистый, плесневелый, рыбный, сероводородный, травянистый, неопределенные запахи. Интенсивность запаха воды определяли в баллах: 0 б. – не ощущается, 1б – очень слабый, 2б – слабый, 3 б – заметный, 4 б – отчетливый, 5 б – очень сильный.
Полученные данные сравнил с государственным стандартом интенсивность запаха по которому при 200 не должна превышать 2 б. Каковы же результаты анализа?
№ пробы | Интенсивность запаха | Характер проявления запаха | Оценка в баллах |
1
| 0
| нет
| 0
|
____________________________________________________________________________
6 Новиков Ю.В. и др. Методы исследования качества воды водоемов. – М; Медицина,1990г.
7Астафурова В.И. Основы химического анализа: Учеб. Пособие по факультативному курсу для учащихся 9-10 кл. – М.; просвещение.1977г.
8 Турлакова Е.В. Определение показателей качества воды. Журнал ХВШ №7/2004,стр.7
9 Речкалова Н.И. Какую воду мы пьем? ХВШ №3/2004, стр.7
На основании результатов можно сделать вывод, что запаха родниковой воды соответствует стандарту (0 б).
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУТНОСТИ ВОДЫ.
Здесь определил мутность воды, рассматривая пробирку с водой сверху на темном фоне при достаточном боковом освещении. Известно, что вода может содержать грубодисперсные неорганические и органические примеси. Для питьевой воды допустима мутность 2 мг/л. Каковы же получились результаты?
Проба – прозрачная.
Результаты анализа позволяют сделать вывод, что мутность в пробе отсутствует, вода прозрачная, т.е. наличие грубодисперсных примесей нет.
3.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦВЕТНОСТИ ВОДЫ.
1 способ. Заполняли пробирки водой до высоты 10 -12 см. и рассматривали сверху на белом фоне при достаточном боковом освещении.
№ пробы | Цветность |
1
| Бесцветная (прозрачная)
|
2 способ. 5 мл анализируемого образца отобрать с помощью шприца и поместили во флакон, добавили раствор реагента, перемешали. Сравнили с показателем цветности, он соответствовал 20 градусам, что допустимо по ПДК
4.ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕАКЦИИ СРЕДЫ (рН) ВОДЫ.
Определил pH среды в каждой пробе воды. Выполнил определения: 5 мл анализируемого образца отобрал с помощью шприца и поместил во флакон, добавил раствор реагента, перемешал. В дистиллированной воде – pH = 7 - среда нейтральная, а в родниковой рН = (8-9) среда слабо – щелочная. Соответствует ПДК рН (6-9) – предельно допустимая концентрация компонентов, установленным государством РФ.
5.ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ В ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ.
Брали по 5 мл. питьевой воды и добавляли по капле 5% раствора перманганата калия, окраска сохранялась, значит органических веществ во всех пробах не наблюдается.
6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЛЕЙ КАЛЬЦИЯ И МАГНИЯ, ЖЕСТКОСТЬ.
1 способ. Брали по 4мл. пробы питьевой воды и добавляли несколько капель концентрированной уксусной кислоты и ложечку оксалата кальция. Осадок наблюдался. 2 способ. 5 мл анализируемого образца отобрали с помощью шприца и поместили во флакон, содержащий раствор реагента 1, добавить раствор индикатора, перемешали и прибавляли раствор реагента 2 по одной капле, считая капли, до перехода окраски раствора из розовой в синий. Жесткость определили как число капель реагента 2, умноженное на 0,33 или по таблице. 21 каплю умножили на 0,33 = 6,930. Результат не превышает ПДК (ПДК ≤ 7). Значит, вода во всех пробах содержатся соединения магния и в достаточных количествах, т.е. вода – жесткая. 2 способ. Добавили мыльный раствор в пробы, он лучше образовывал пену в дистиллированной воде, после кипячения слой пены увеличился в родниковой воде, следовательно, жесткость была временной.
7. ПРОВОДИЛИ ОБНАРУЖЕНИЕ хлоридов (ионов CL), сульфатов (ионов SO2-4).
К испытуемым пробам добавляли по 1-2 мл. растворов: нитрата серебра и хлорида бария.
Каковы же полученные результаты?
В родниковой воде и с нитратом серебра и с хлоридом бария наблюдалось помутнение, а по таблице растворимости белый осадок одновременно эти соли дают на карбонаты, значит, ионы хлора и сульфаты отсутствуют.
8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КИСЛОРОДА В ВОДЕ
Отфильтровали пробу воды. К 10 мл отфильтрованной воды добавили 0,5 мл 30% -ной серной кислоты и 1мл 0,01 Н раствора перманганата калия. Тщательно перемешали стеклянной палочкой и оставили на 20 минут.
9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ НИТРИТ-ИОНОВ
Выполнение определения: 10 мл анализируемого образца отобрали с помощью шприца и поместили во флакон, добавил сухой реагент, перемешали и подождали 20 мин. Сравнили окраску раствора с цветовой шкалой и определили концентрацию нитрит - ионов – 45 мг/дм3. Соответствует ПДК:45 мг/дм3
10. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ НИТРАТ-ИНОВ
Выполнение определения: 10 мл анализируемого образца отобрали с помощью шприца и поместили во флакон, добавили сухой реагент, перемешали и подождали 20 мин. Сравнили окраску раствора с цветовой шкалой и определили концентрацию нитрат - ионов – 0 мг/дм3. Соответствует ПДК:0 мг/дм3.
11. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЖЕЛЕЗА Fe(II,III)
Выполнение определения: 5 мл анализируемого образца отобрали с помощью шприца и поместили во флакон, содержащий раствор реагента 1, перемешали, добавили сухой реагент 2. перемешали и подождали 10 мин. Сравнили окраску раствора с цветовой шкалой и определили концентрацию железа(II,III) – 0.3 мг/дм3. Соответствует ПДК – 0,3 мг/дм3.
12. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯМАРГАНЦА (Mn)
Выполнение определения : I0 мл анализируемого образца отобрали с помощью шприца и поместили во флакон, содержащий раствор реагента 1, перемешали, добавили раствор реагента 2 и подождали 10 мин. сравнили окрасу раствора с цветовой шкалой и определили, что концентрация марганца составляет 0.1 мг/дм3. Соответствует ПДК: 0.1мг/дм3
13. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИОНОВ АММОНИЯ
Выполнение определения : 10 мл анализируемого образца отобрали с помощью шприца и поместили во флакон, добавили раствор реагента, перемешали и подождали 5 мин. Сравнили окраску раствора с цветовой шкалой и определить, что концентрация ионов аммония составляет 0 мг/дм3 . Соответствует ПДК : 2.6мг/дм3
9. МЕХАНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЧВЫ ВБЛИЗИ РОДНИКА
Взяли немного почвы, скатали в ладонях в колбаску с тонким кончиком, которая
ломается на изгибе – это суглинистая почва. Определили по специальной таблице. (Приложение №5 таблица «Механический анализ почвы»)
10. ИССЛЕДОВАНИЕ РОДНИКОВОЙ ВОДЫ НА ОБЩУЮ ХИМИЧЕСКУЮ ТОКСИЧНОСТЬ.
Поместил по 10 семян в предварительно пастеризованные чашки Петри и налил на дно одной родниковую воду, а на дно другой – дистиллированную (контрольную). В течение 10 дней наблюдал за проростками. Скорость роста и вегетативная мощность растений в обеих чашках практически одинакова, что позволяет судить об общей чистоте родниковой воды.
11. РАДИАКТИВНОСТЬ МЕСТНОСТИ, ПРИЛЕГАЮЩЕЙ К РОДНИКУ.
Рассмотрел внешний вид мяты, через лупу, сравнил с описанием в книге Новикова В.С., Губанова И.А. «Школьный атлас – определитель высших растений»4. Мята, крапива, произрастающие у родника соответствовали описанию в атласе, без каких либо повреждений (ожогов по краю пластинки или выжженными пятнами), отклонений в строении, что свидетельствовало о нормальном радиоактивном уровне.
12. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДУХА У РОДНИКА НА СОДЕРЖАНИЕ ТВЕРДЫХ ПРИМЕСЕЙ.
Собрал листья вблизи родника. Накрыл лицевую сторону листа липкой лентой, затем аккуратно снял ее и приклеил к листу белой бумаги. Затем с помощью микроскопа и визуально рассмотрели, но подсчитать твердые частицы не смогли, так как их размер меньше1мм. Это говорит о допустимой норме твердых частиц. Если же 1мм и более это - загрязнение.
_____________________________________________________________________________
4 Новиков Ю.В. Школьный атлас определитель высших растений: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1985г.
3. Заключение:
а). Результаты исследований.
Наблюдения были регулярными в течении 2 – х месяцев, интервал наблюдения 2 недели, день наблюдения - воскресенье.
Данные внесены в таблицу:
Дата наблюдения | t0 воды | Цветность | Мутность | Прозрачность | Осадок | Запах | Радиоактивность | Жесткость | Определение содержания растворенного кислорода | Механический анализ почвы вблизи родника | Исследование на общую хим. токсичность р. воды методом биотестирования |
18.09. 16 | 8 | нет | нет | да | нет | нет | нет | да | да | суглинистая | нетоксична |
02.10. 16 | 8 | нет | нет | да | нет | нет | нет | да | да | суглинистая | нетоксична |
16.10. 16 | 8 | нет | нет | да | нет | нет | нет | да | да | суглинистая | нетоксична |
Продолжение таблицы.
Определение среды | Обнаружение органических веществ | Обнаружение солей кальция и магния | Обнаружение сульфатов | Обнаружение карбонатов | Обнаружение хлоридов |
слабощелочная | нет | да | нет | да | нет |
слабощелочная | нет | да | нет | да | нет |
слабощелочная | нет | да | нет | да | нет |
б). Выводы:
Качественное определение главных примесей воды позволяют, определит экологическое благополучие водоема: чем меньше примесей, тем лучше его состояние. Каково же состояние исследуемого родника?
На основании проведенных исследований доступными средствами, я пришел к выводу, что утверждение Новиков Ю.В. о загрязнении подземных вод не имеет отношение к исследуемому роднику, так как исследуемая вода отвечает всем критериям международного стандарта и ПДК РФ (Приложение 8)
- Поддерживать чистоту родника от бытовых отходов.
- Проводить работу среди учащихся и их родителей, проживающих в этом микрорайоне по сохранению и поддержанию чистоты родника.
3. Рекомендации:
Экологическое состояние родника влияет на благополучие человеческой жизни, здоровье человека, так как вода жесткая. Поэтому важно предупредить людей об опасности, подстерегающей их при пользовании водой из родников.
1. Подготовил инструкцию о пользовании питьевой водой из родника и разместил в хим. кабинете, а в виде листовок распространил вместе с учащимися кружка среди школьников. (Приложение №6 Инстркуция№1)
ИНСТРУКЦИЯ №1.
Учащиеся МКОУ «СОШ №2 г. Усть – Джегуты»! Ели вы и ваши родственники пользуетесь питьевой водой из родника, то перед употреблением обязательно ее необходимо прокипятить из-за повышенного содержания соединений карбонатов.
Список используемых ресурсов.
Приложение № 1. Модуль реализации проекта.
Организационная структура.
Учебно – познавательный Научно – исследовательский
модуль модуль
Аналитический модуль
Управленческий кадровый аспект.
МКОУ « СОШ № 2 г. Усть – Джегуты"
Руководитель Члены кружка «Химия вокруг нас»
проекта ученики 8б класса Мишечкина С.А. Уртенов Карим,
Эдиева Рада.
Приложение №2 (фото родника)
Приложение №3 (Схема местоположение родника)
Приложение №4 (фото проводимых исследований).
1.Определение запаха, температуры.
2. и 3. Определение мутности и цветности воды.
4. Определение реакции среды. ( Р - родниковая вода; Д – дистиллированная вода)
5. Определение содержания органических веществ.
( Р - родниковая вода; Д – дистиллированная вода)
6. Определение солей кальция и магния (жесткость воды).
7. Обнаружение хлоридов и сульфатов.
8. Определение содержания кислорода в воде.
9. Механический анализ почвы.
10. Исследование родниковой воды на общую химическую токсичность методом биотестирования.
Наблюдения проводились в октябре 2016г.
11. Радиоактивность местности прилегающей к роднику.
Повреждений и ожогов нет.
12. Исследование воздуха у родника на содержание твердых примесей.
Частицы меньше 1мм практически трудно рассмотреть даже под микроскопом.
Приложение №5 (таблица «Механический анализ почвы»)
Тип почвы | Особенности скатывания почвы |
1. Песчаная почва | Почва не скатывается в шарик |
2. Супесчаная почва | Почва скатывается в шарик |
3. Легкая суглинистая почва | Почва скатывается в толстую колбаску, которая ломается при изгибании |
4.Суглинистая почва | Почва скатывается в колбаску в колбаску с тонким кончиком, ломается, ломается при изгибании |
5.Тяжелая суглинистая почва | Почва скатывается в колбаску с тонким кончиком, при изгибе не ломается |
6.Глинистая почва | Почва скатывается в колбаску, легко сгибается, не ломаясь, в кольцо |
Приложение №6. Инстркуция№1
Нарисуем попугая цветными карандашами
Филимоновская игрушка
Знакомые следы
Сочинение
Весёлая кукушка