Важная часть геометрии – преобразования, выполняемые с помощью циркуля и линейки: параллельный перенос, осевая симметрия, центральная симметрия, поворот, центральное подобие, инверсия. Автор выясняет, какие геометрические преобразования выполняются с помощью единственного равностороннего треугольника-шаблона.
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya.doc | 400.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Тема исследовательской работы:
Построения с помощью равностороннего треугольника-шаблона.
Выполнил работу:
Климин Кирилл, ученик 7 класса.
Научный руководитель:
Разетдинова Эльвира Ахнафовна,
учитель математики.
г. Нефтекамск-2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………..2
Основная часть…………………………………………………………...3
1. Правила построений ..……………………………………............3
2. Построения………………………………………………………...4
2.1. Построение прямой, параллельной данной……………….5
2.2. Построение прямой, перпендикулярной данной………….6
2.3. Построение середины отрезка………………………………7
2.4. Построение прямой, проходящей через две данные точки
2.5. Построение отрезка, равного данному…………………….8
2.6. Построение угла, равного данному………………………...9
3. Выполнение геометрических преобразований…………………...10
Заключение………………………………………………………… 10
Список использованных ресурсов ..………………………………11
Введение
Интеллектуальную игру «геометрия» предложил Фалес Милетский - сначала грекам, а со временем она распространилась по всему миру. Правила этой игры, впервые сформулированные Евклидом в виде постулатов и аксиом, совершенствовались тысячелетиями и окончательно сложились к началу XX века.
Циркуль и линейка – инструменты для реализации правил геометрии на плоскости. Однако проводились эксперименты как с этими, так и с другими (специально сконструированными) инструментами либо для того, чтобы решить задачи, которые не решаются с помощью циркуля и линейки, либо для того, чтобы уменьшить количество инструментов (решение задач минимальными средствами всегда считалось признаком совершенства). Укажем наиболее известные инструменты:
- единственный циркуль (Мор и Маскерони);
- линейка и циркуль постоянного раствора (Мохаммед Абу-ль-Вефа);
- циркуль и линейка с нанесенными на неё двумя метками;
- линейка и вспомогательная фигура (например, вспомогательная окружность Штейнера);
- двусторонняя линейка (линейка с двумя параллельными краями);
- острый или прямой угол;
- пара угольников;
- изгибы бумаги (оригами).
Список инструментов составлен по материалам книг и статей [1-3, 5].
Важная часть геометрии – преобразования, выполняемые с помощью циркуля и линейки: параллельный перенос, осевая симметрия, центральная симметрия, поворот, центральное подобие, инверсия.
Цель работы – выяснить, какие геометрические преобразования выполняются с помощью единственного равностороннего треугольника-шаблона.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
1) сформулировать естественные правила работы с равносторонним треугольником-шаблоном;
2) выполнить построения, необходимые для выполнения геометрических преобразований.
При решении этих задач используются теоретические методы исследования, не выходящие за рамки школьного курса планиметрии.
1. Правила построений
Сформулируем естественные правила работы с равносторонним треугольником-шаблоном. Равносторонним треугольник взят для определённости. Действия с этим равносторонним треугольником-шаблоном отличаются от действий с углами, потому что углы имеют бесконечные размеры.
Естественно, равносторонним треугольником-шаблоном нельзя построить окружность, поэтому будем считать её заданной, если дано положение её центра и положение точки, принадлежащей окружности, или отрезок, равный её радиусу. Прямую будем считать заданной только в том случае, если даны две точки, принадлежащие этой прямой, расстояние между которыми не превышает длины стороны треугольника-шаблона.
Формулировать правила и выполнять построения будем по схеме, изложенной в книге [4]. Разрешается:
1) продолжить отрезок до прямой;
2) соединить две точки, расстояние между которыми не превышает длины стороны треугольника;
3) если даны прямая и точка, находящаяся от неё на расстоянии не более длины высоты треугольника, построить треугольник так, чтобы одна его сторона лежала на данной прямой, а точка принадлежала другой стороне треугольника.
В тексте будем ссылаться на эти правила так: П1, П2, П3. В дальнейшем, если это не оговаривается, всякий треугольник есть равносторонний треугольник-шаблон, длина стороны треугольника равна е, а длина высоты треугольника равна h.
2. Построения
Подчиняясь сформулированным правилам, выполним построения, которые помогут выяснить, какие геометрические преобразования производятся с помощью единственного равностороннего треугольника-шаблона. Доказательства не приводим, так как они содержатся в школьном курсе планиметрии.
2.1. Построение прямой, параллельной данной
Пусть даны прямая a и точка A. Нужно построить прямую, параллельную прямой а, проходящую через точку А. Рассмотрим случай, когда точка A находится от прямой a на расстоянии, которое меньше h. Тогда сначала построим треугольник CDE так, что точка А принадлежит отрезку СE, а точки D и E – прямой а (П3). Затем построим треугольник AFK так, что точка Е принадлежит отрезку AF (П3), как показано на рисунке 1. Прямая AK параллельна прямой а (П1).
Рассмотрим случай, когда точка A находится от прямой a на расстоянии h. Построим треугольник АВС так, что точки В и С лежат на прямой а (П3). Построим треугольник АСD так, что точки B и D не совпадают. Прямая АD параллельна прямой а (П1).
Наконец, рассмотрим случай, когда точка А находится от прямой а на расстоянии, превышающем h. Сначала необходимо построить несколько прямых, параллельных прямой а и находящихся на расстоянии h друг от друга, считая данную прямую, до тех пор, пока расстояние от данной точки до одной из прямых не будет меньше или равно h. Затем через точку А нужно построить прямую l, параллельную ближайшей прямой. Прямая l параллельна прямой а.
В дальнейшем будем ссылаться на это построение, как на Т1.
2.2. Построение прямой, перпендикулярной данной
Пусть даны прямая АВ и точка С. Необходимо построить перпендикуляр к прямой АВ, проходящий через точку С. Построим несколько прямых на расстоянии h (длина высоты треугольника) друг от друга, параллельных АВ (Т1), так, чтобы точка С оказалась между двумя из них. Расстояние от точки С до одной из них не больше 0,5h – но мы не можем знать, до какой. Если точка С не лежит ни на одной из них, выберем любую и обозначим MN. Построим треугольники EFK и PLQ так, что точка С лежит на сторонах FK и PL, а точки E, K, L, Q лежат на прямой MN (см. рис. 2) (П3). Построим треугольники EF`K и P`LQ, симметричные треугольникам EFK и PLQ относительно прямой MN. Прямые KF` и LP` пересекаются в точке О. Построим прямую СО (П2), она перпендикулярна прямой MN, а значит, перпендикулярна прямой AB. Если отрезок СО>e, возьмем другую прямую и повторим описанные выше построения.
Если точка С лежит на одной из построенных прямых, возьмем произвольную точку между ней и соседней прямой. Построим прямую, проходящую через это точку, параллельную данной (Т1). Задача сводится к разобранному случаю.
В дальнейшем будем ссылаться на это построение, как на Т2.
2.3. Построение середины отрезка.
Пусть дан отрезок. Из его концов проведем два луча под углом 60° к отрезку по одну сторону от него (П1, П3). Эти лучи пересекутся в точке. Из этой точки проведем перпендикуляр на данный отрезок (Т2). Основание перпендикуляра – искомая середина.
В дальнейшем будем ссылаться на это построение, как на Т3.
2.4. Построение прямой, проходящей через две данные точки
Если расстояние между точками не превышает е, то, выполнив П1 и П2, мы построим прямую. Сложнее построить прямую, проходящую через две точки, расстояние между которыми больше длины стороны треугольника. Пусть даны точки А и В. Требуется построить отрезок АВ.
Из точки А проведем произвольную прямую, из точки В опустим на неё перпендикуляр ВС (Т2). Из точки В проведём прямую, параллельную АС (Т1), из точки А опустим на неё перпендикуляр AD (Т2). Из середины С1 отрезка АС (Т3) опустим перпендикуляр на отрезок BD (Т2). Из середины D1 отрезка АD (Т3) опустим перпендикуляр на отрезок BC (Т2). Точка пересечения этих перпендикуляров В1 лежит на отрезке АВ. Если АВ1>e, повторим построения для прямоугольника АD1В1С1, найдём точку В2 – его центр – и так далее до тех пор, пока не получится отрезок АВn≤е. Построим отрезок АВn и прямую АВ (П1 и П2). В дальнейшем будем ссылаться на это построение, как на Т4.
2.5. Построение отрезка, равного данному
Пусть даны прямая a и отрезок АВ, а также точка Х, лежащая на прямой а. Необходимо построить отрезок XY, равный отрезку АВ и лежащий на прямой a.
а) Пусть отрезок АВ не лежит на прямой а и параллелен ей. Проведём через точки А и Х прямую (Т4), через точку В – прямую, параллельную АХ (Т1). Точка пересечения этой прямой с прямой а есть искомая точка Y. Если отрезок XY надо отложить от точки Х в другую сторону – повторим построения, поменяв роли точек А и В.
б) Рассмотрим случай, когда отрезок АВ не лежит на прямой а и не параллелен ей. Построим прямую АК, параллельную прямой а (Т1). Построим точки М и N такие, что отрезки АМ и АN равны е, точка М принадлежит прямой АВ, а N – прямой АК. Через точку В проведем прямую, параллельную прямой MN (Т1). Она пересекает прямую AK в точке С. Отрезки АС и АВ равны по теореме Фалеса. Отрезок АС параллелен прямой а, то есть задача сведена к пункту а).
в) Если отрезок АВ лежит на прямой а, построим произвольную прямую, ей параллельную, и построим на ней отрезок, равный АВ, как в пункте а). После этого задача сводится к пункту а).
В дальнейшем будем ссылаться на это построение, как на Т5.
2.6. Построение угла, равного данному
Пусть даны угол ab, прямая l и точка А на ней. Надо построить угол с вершиной в точке А, одна сторона которого лежит на прямой l, равный ab. Построим перпендикуляр к лучу а через вершину угла (Т2), определим какой это угол: острый, тупой или прямой. Рассмотрим случай, когда угол ab острый. Построим точку А, лежащую на прямой l. Построим точку В так, что отрезок АВ равен е и прямые АВ и a параллельны (Т1 и Т5). Построим луч АМ так, что угол ВАМ острый и прямые АМ и b параллельны (Т1). Построим перпендикуляр ВН к прямой АВ так, что точка Н лежит на луче АМ (Т2). На прямой l отложим отрезок АК=АВ так, что угол ВАК острый (Т5). Построим перпендикуляр ЕК к прямой АК (Т2). Построим отрезок KN на прямой ЕК так, что KN=BH (Т5). Угол KAN равен углу ab из равенства треугольников АВН и АКN.
Если угол ab прямой, то необходимо построить перпендикуляр к прямой l через точку A (Т2). Если же угол ab тупой, то задача сводится к построению острого угла, дополняющего угол ab до развернутого.
В дальнейшем будем ссылаться на это построение, как на Т7.
3. Выполнение геометрических преобразований
Полученные результаты позволяют доказать Теорему:
Все геометрические преобразования выполняются с помощью единственного равностороннего треугольника-шаблона.
Доказательство:
1. Для выполнения параллельного переноса нужно уметь строить отрезок, равный данному, в данном направлении от данной точки. Это – построения Т1,Т5.
2. Для выполнения осевой симметрии нужно уметь строить перпендикуляр из данной точки к данной прямой и отрезок, равный данному. Это – построения Т2 и Т5.
3. Для выполнения поворота нужно уметь откладывать угол, равный данному, с вершиной в данной точке от данной прямой. Это – построение Т7.
4. Центральная симметрия – это поворот на 180°, выполняется с помощью построения Т7.
5. Для выполнения центрального подобия необходимо уметь строить пропорциональные отрезки. Это – построение Т6.
6. Для выполнения инверсии относительно заданной окружности нужно уметь строить пропорциональные отрезки. Это – построение Т6.
Теорема доказана.
4. План дальнейшего исследования
В дальнейшем планируется выполнить все построения, выполняемые с помощью циркуля и линейки, единственным равносторонним треугольником-шаблоном. Кроме того, планируется также выполнить построение корней третьей и четвертой степени с помощью двух треугольников-шаблонов.
Список литературы
Прекрасная арфа
Четыре художника. Осень
Рисуем белые грибы пастелью
Карты планет и спутников Солнечной системы
Всему свой срок