Исследовательская работа о кедре
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа про кедр | 101 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» № 8 г. Нижневартовска
Кедр как живое существо
в фольклоре Югры
Работу выполнила:
Бойко Анна
ученица 3 В класса
Руководитель :
Ширеева Наталья Александровна,
учитель начальных классов
г. Нижневартовск
2013 год
Оглавление
Актуальность темы:
Ухудшение окружающей среды в связи с сокращением площади лесных массивов, в том числе кедровников.
Цель исследования:
Изучение фольклора, связанного с формированием бережного отношения к природе Югры.
Задачи исследования:
Недавно я прочитала, что в России находится 22% лесов Земли, играющих очень важную роль в стабилизации климата и в глобальном биологическом разнообразии. По некоторым оценкам, российские леса поглощают 15% углекислого и угарного газов на планете. Они дают огромное количество кислорода не только Европе, но и всему миру.
Но ведь под воздействием деятельности человека площади лесных массивов сокращаются, при этом точных данных по потерям лесов нет. Значит никто не знает, когда леса России могут перестать быть «лёгкими» и Европы, и всего мира. Человек объясняет свои действия как явление совершенно неизбежное, связанное с развитием производства. Всё это так, но, думаю, что деятельность человека должна сочетаться с бережливым отношением к растительному миру.
А вот формированию бережного отношения к природе, в целом, и к кедру, в частности, мы можем, как мне представляется, поучиться у ханты – коренных жителей Югры, мировоззрение которых заключается в неразрывной связи человека со всем окружающим миром: животными, растениями, водой, землей, сторонами горизонта, небесными светилами, космосом.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра — очень красивая земля, на которой раскинулись великолепные кедровые урманы, разделенные могучими широкими реками, кристальной чистоты озера прячутся в светлых сосновых борах, а дремотно-сонные горы соседствуют с бескрайними клюквенными болотами. Практически весь округ покрыт таежными лесами, только на крайнем северо-западе в приуральской части встречается лесотундра. В зоне средней тайги растут ель, пихта, сосна, лиственница, береза, ольха и, конечно же, царь тайги – кедр.
На протяжении многих столетий материальная и духовная культура Урала и Сибири была тесно связана с кедром. Казаки, пришедшие за Урал, величали кедр «сибирским великаном», а тобольские крестьяне — «заветным деревом». Для населения Горной Шории он был «деревом-коровой» и «деревом-маткой», он и сейчас для многих остается царём тайги, чудо-деревом, патриархом северных лесов, жемчужиной Сибири.
Название главного дерева сибирской тайги – кедр, с ботанической точки зрения, неправильное. Ботаническое название этого красивого дерева - сосна сибирская (Pinus sibirica). Но все, кто знаком с этим красивым, величественным деревом, из которого добывают вкусные орешки, называют его сибирским кедром, а чаще просто кедром.
Кедр - дерево-долгожитель. На его веку проходит жизнь поколений, ведь живет кедр 400-500 лет. Много за это время он увидит и хорошего, и горького. Человек не зря наделил его силой, благородством и относился к нему с почитанием.
Его прочная древесина, мягкая и легкая, - прекрасный строительный материал. Дом из кедровых бревен стоит сотни лет. Идут в дело и смола, и корни деревьев: смолой смолят лодки, а корнями сшивают бересту, лодки, нарты. Из корней изготавливают плетеную посуду корневатики.
В жизни хантов кедр всегда занимал и занимает особое место. Ханты верят, что бог неба сотворил кедр раньше других деревьев. Для них кедр - священное дерево, мост в иной мир – мир духов и живой природы-праматери:
У священного кедра
всегда - чудеса, чудеса.
Желтый бубен – луна
над вершиною кедра висит.
И призывно, ритмично
в него кто-то тихо стучит,
Юча – фея тайги
в белой парке неслышно идет
И взмахнула руками –
у кедра уже хоровод.
В белых парках,
а может, в одеждах тумана они –
Феи бора?
А небо рассыпало всюду огни.
Очарованный этой картиной стою,
Словно временно я оказался в запретном краю.
(А. Тарханов)
У хантов основа самой жизни людей на земле связана с кедром, кедром-кормильцем: согласно мифу о сотворении земли, впервые кедр (нохар юх) показал людям Куль – хозяин Нижнего мира. Воспользовавшись отсутствием Небесного Отца Торума, Куль начал соблазнять людей:
- Зачем вам есть эту малину, что в ней сытного? А вот есть кедр – высокое дерево, на нем шишки. Возьмите эту шишку, и будет у вас полная горсть орехов, и вы будете сыты.
Вернувшись, Нум Торум наказал людей:
- Я говорил вам, что не нужно есть, вы не послушались, теперь оставайтесь на земле.
Так люди узнали о кедре и шишке.
А ведь действительно, одна горсть орехов, и человек уже не будет голоден, потому что главное достоинство сибирского кедра, его семена – орехи, высококалорийные, питательные и целебные. Их полезно есть как взрослым людям, так и детям. Орехи в виде измельченной кашицы, полезны ребенку с самого раннего возраста.
Кедр обожествляли и всячески оберегали, ведь он и кормил, и одевал, и согревал людей. Люди, в свою очередь, помнили об этом и веками передавали из поколения в поколение основы бережного пользования дарами кедра. Современный же человек зачастую, не зная этих основ, проверенных веками, торопясь побыстрее взять дары кедра, губит его.
Коренные жители Сибири невероятно чтили кедры, наделяя их нередко человеческими качествами, такими как сострадание, понимание и взаимопомощь. Вот и у ханты отношение к кедру всегда было особенное. Это и не удивительно. Узнав хантыйскую легенду о кедре, понимаешь, что кедр – это не просто дерево, которое кормило, одевало, согревало людей, это живое существо:
«….Только дышит дерево тяжело»,
«…Жили на этой земле только люди и кедры»,
«…Горько деревьям смотреть на людей. Больно деревьям смотреть на людей».
Каждая строчка легенды говорит, что кедр - живой:
Кедр – живой, ведь он дышит и смотрит,
Кедр – живой, ведь только живое существо может тяжело дышать, только живому существу может быть горько и больно.
При этом легенда показывает, что кедр - это не просто живое существо, он - защитник людей, который, не жалея себя, помогает людям, встав на их защиту от Северных болезней Старика:
«…Оставили они свою хорошую жизнь, в сторону Севера пошли. Корни мощные из земли вытащили, на защиту людей встали».
И что не делал Северных болезней Старик, кедры всё выдержали, только крепче стали.
Не смог Северных болезней Старик с кедрами справиться, отомстил им, заколдовал. А кедр всё равно живым остался, только: «…с тех пор, если человеку холодно – Кедр чувствует. Если человеку больно – Кедр чувствует. Вот и тяжело ему».
Сродни этой хантыйской легенде есть одна красивая алтайская легенда, которую я недавно узнала.
Согласно этой легенде усталый путник устроился на ночлег под одним из таежных великанов, который был очень старым и хотел упасть. Однако кедр не сделал этого до самого момента, как путник не покинул его. В диалоге между старым кедром и молодым прозвучали такие слова таежного дерева, как «возможно ли мне упасть, если под моими ветвями нашел отдых и приют усталый путник».
Вот и получается, как бы тяжело и больно не было кедру, он всё равно думает о человеке, защищает его даже ценой своей жизни.
Изучая фольклор ханты, представляешь могучие кедровые леса, стоящие на защите людей, и понимаешь, что деревья для ханты - не просто защитники, а ещё и прародители, обереги.
Кедр всегда поражал человека своей жизненной силой, долговечностью, незыблемостью. Но пришли иные времена, и, несмотря на кажущиеся бескрайность и неистощимость кедровников и тайги, их, как любую драгоценность, необходимо заботливо оберегать и умело пользоваться дарами.
Интерес к кедру у людей возрастает, и верится, что кедровые леса будут всё дальше простираться – как чудо природы, как символ Сибири, как национальное богатство.
Я хочу, чтобы все люди понимали, что сберегая священные для югорских народов деревья, мы сберегаем свою Родину, и поэтому я постараюсь поделиться этим знанием со своими друзьями, одноклассниками и ребятами моей школы.
Легенда о кедре (хантыйская)
Бабушка и внучка в лесу живут. Деревьев вокруг много. Все они разные. Кедр стоит. Ветви у него огромные, тяжелые. Хвоинки длинные, мягкие. Шишки большие, смолистые, орешки вкусные в шишках попрятаны. Только дышит дерево тяжело.
Внучка маленькая ещё, мало знает. Бабушка старая, много знает.
- Бабушка, почему ему тяжело?
- Давным-давно это было… - стала рассказывать бабушка. Жили на этой земле только люди и кедры. Кедры росли до самого неба. Хорошо им было. Люди же совсем не росли. Плохо им было. Холод на людей шел. Болезнь на людей шла. Это Северных болезней старик зло рассыпал. Люди с холодом сражались. Люди с болезнями сражались. Умирали.
Горько деревьям смотреть на людей. Больно деревьям смотреть на людей. Оставили они свою хорошую жизнь, в сторону Севера пошли. Корни мощные из земли вытащили, на защиту людей встали.
Холод их бьет – не шелохнутся. С каждым разом крепче становятся. Не выдержал Северных болезней Старик. Убежал с этих мест. Но кедрам отомстил. Заколдовал их. С тех пор, если человеку холодно – Кедр чувствует. Если человеку больно – Кедр чувствует. Вот и тяжело ему.
Миф о сотворении мира
Не было ни земли, ни воды, был только один Нум-Торум. Был у Торума дом в воздухе; на расстоянии трех аршин от дверей лежала доска, и только по этой доске ходил Торум, когда он выходил из дома. И ел и пил он только мед и сур. День и ночь он бывал дома, только два-три раза в день выходил гулять. Когда он приходил с прогулки, то садился на место-перину, садился и думал.
Однажды во время его размышлений капнула капля сверху на стол. Капля скатилась со стола, упала на пол, и вышел младенец — женщина Еви. Маленькая девочка открыла дверь и вошла в другую комнату. Когда она оделась в этой комнате в платье, неизвестно откуда полученное, и вышла к Нуму, то он бросился ей на шею, поцеловал ее и сказал:
— Будем с тобою век жить.
Долго жили, коротко жили, у них родился сын. Сын рос очень быстро, потому что такие люди быстро растут, и вышел однажды на преддверную доску гулять. Отец и мать говорили ему:
— Далеко не ходи, ты можешь с этой доски упасть.
Он их успокоил, говоря, что не упадет. Вдруг сверху спустилась бумага6 прямо к сыну Нума и прильнула к ладони правой руки. Бумага эта поднялась вместе с ним кверху, и он пришел к дедушке. Тот его спросил:
— Ты пришел ко мне?
— Да, я пришел.
— Как поживаешь?
— Ничего живу. Дедушка спросил его:
— Что у тебя есть там, внизу, кроме домика, широко ли там или узко?
И он ответил ему:
— Ничего не знаю, широко или узко.
— А есть ли вода или земля?
— Ничего не знаю. Вниз смотрю: везде широко, не видно ни земли, ни воды.
Тогда дедушка дал ему в руки земли и ту бумажку, с которой он поднялся кверху, и спустил его обратно в домик к Нум-Торуму, сказав на прощание:
— Когда ты спустишься вниз, то сбрось с преддверной доски землю вниз.
Когда он спустился, то землю всю высыпал вниз и пришел в дом, который был золотым. Тогда отец и мать спросили его, где он так долго ходил. Он им ответил, что был на улице, на доске, и играл. На другой день дедушка сам спустился в золотой дом Нум-Торума. Его напоили и накормили. Дедушка спросил у мальчика:
— Знаешь ли ты, кто больше — сын или отец?
Он ответил ему, что отец-бог выше сына. Отец и мать стали спорить, что есть один бог. Дедушка сказал им:
— У вас ума нет, маленький умнее вас.
Затем дедущка скрылся. На другой день мальчик опять вышел на ту же доску, посмотрел вниз и увидел землю, но леса нет. Тогда он прибежал к родителям и сказал, что увидел землю, и стал просить спустить его. Его посадили в золотую люльку и спустили на веревке вниз. Когда он, спустившись, правую ногу выставил из люльки на землю, то нога стала тонуть как будто бы в жиже. Тогда отец обратно поднял его. Мальчик рассказал, что спустился, но земля жидкая. Мать стала говорить:
— Ну ладно, сынок, завтра вместе спустимся, сама посмотрю.
Назавтра, утром раненько, спустились оба в люльке, Спустились оба вниз, и вот мать действительно увидела, что земли нет, а есть жидкое болото. Она сначала стала на ноги, потом пришлось нагнуться и уцепиться руками, И вот стала она тонуть и скоро совсем скрылась. Мальчик остался и заплакал. Наконец он потянул за веревку, отец его поднял и стал спрашивать;
— Почему плачешь и где мать?
— Мать,— говорит он,— утонула в болоте.
Отец стал его утешать и сказал:
— Скоро ли, не скоро ли, но все равно все умрут.
Скоро, однако, мать вышла из комнаты смеющаяся и стала говорить сыну:
— Зачем ты плакал? Все равно, когда мир будет на земле, то дети будут также оплакивать своих родителей. Скоро будут деревья и трава на земле, потом народятся везде люди.
На другой день, поутру, мальчика опять опустили на землю. Он вышел из люльки и побежал по земле: болота не было, земля укрепилась. Мальчик из земли сделал двух людей — мужчину и женщину. Когда он на них дунул, они ожили. Потом Торум создал морошку и бруснику — красную ягоду. И сказал Нум-Торум людям:
— Вот вам морошка и красная ягода — питайтесь ими.
Потом он им сказал:
— Когда я уйду от вас, то придет Куль и будет вес соблазнять. Вы ему не верьте, пока я не приду сам; когда приду сам, то скажу иначе.
Он пошевелил веревкой, его подняли кверху. Тогда Куль пришел к вновь созданным людям и стал спрашивать;
— Что? Торум повелел вам есть морошку и красную ягоду?
И он дал им горсть черемухи и сказал:
— Вы едите морошку и красную ягоду — от нее сытости нет, а вот если съесть эту горсть черемухи, то от нее навсегда будешь сыт.
Они не думали есть, но Куль уговорил их. Они съели и почувствовали, что сыты. Куль скрылся. Они продолжали есть черемуху. Когда Торум пришел на землю и стал спрашивать, что они едят, они показали.
— Зачем вы послушались Куля: он соблазнил вас!
Торум пошевелил их рукой, они упали в разные стороны замертво. Торум дунул на них, они опять ожили. Потом он им сказал:
Я вас оживил. Смотрите, придет опять Куль, будет вас соблазнять — вы его не слушайте, ешьте морошку и красную ягоду, которые я повелел вам есть раньше.
Затем он создал зайца и сказал им:
— Этого можно есть.
Затем позволил им есть и малину.
— Смотрите,— сказал он им на прощание,— не давайте себя соблазнять Кулю; ведь вы уже были мертвые, верьте, потому, что дали себя соблазнить Кулю. Теперь я вас опять оставлю здесь, и, если Куль будет вас соблазнять, не слушайте его слов, пока я не приду.
И показал он им три дерева: сосну, лиственницу и березу. После ухода Торума явился Куль и стал спрашивать:
- Зачем вам есть эту малину, что в ней сытного? А вот есть кедр — высокое дерево, на нем шишки. Возьмите эту шишку, и будет у вас полная горсть орехов, и вы будете сыты.
Когда они съели эту шишку, то увидели, что они нагие, и стали друг друга стыдиться, потом соблазнились друг другом и согрешили. После этого они спрятались в траву. Когда пришел Торум и стал их звать, они откликнулись чуть слышно.
— Почему вы спрятались? — спросил он их.
Когда он подошел к ним, они оба сидели на земле и не могли встать на ноги. И сказал им Торум:
— Вот я создал для вас оленей, овечек, зайцев, коров и лошадей; кожей их вы будете одеваться. Я говорил вам, что не нужно есть, вы не послушались, теперь оставайтесь на земле.
Не оставил Торум им ни огня, ни котла, оставил только сырое мясо и сам ушел вверх, на небо. Спустя некоторое время Торум посмотрел с неба вниз и увидел неисчислимое количество людей на земле — столько, что им стало тесно и они начали воевать друг с другом. «Что из этого выйдет? — подумал Торум.— Надо дать им зиму, чтобы они мерзли». И народ стал мерзнуть и умирать от мороза, Потом Торум стал размышлять, отчего осталось так мало народу. И он опять спустился на землю.
Ходил он по земле и думал. Увидел камень и приложил руку к этому камню, и пошел жар от камня. Возле него лежал маленький камень. Когда он взял маленький камень и ударил о большой, то большой рассыпался — и из него вышла женщина-огонь. От камня пошла дорога, неизвестно куда ведущая, но очень широкая. Еще из камня образовалась не целая лодка, то ли нос, то ли корма ее — неизвестно. Взял Торум опять камешки и стал друг о друга ударять, и показался огонь. Тогда Торум сделал из березовой коры трут, изрубил дерево, наколол дров и развел огонь, Когда он развел огонь, то собрал народ и стал отогревать у этого огня.
Потом стал он думать о том, что нельзя людям жить без варева, и сделал котел (из железа ли, из камня ли — неизвестно). И он принес в этот котел воды, повесил котел на палки, убил скотину (то ли корову, то ли овцу — неизвестно). Когда все сварилось, Торум сам сел, закусил, и ему показалась пища вкусной. Накормил он остальных, оставшихся в живых, сказав им
— Вот я вам показал пример, как вам варить: вот огонь, вот вода; как я делал, так делайте и вы. Если будете зябнуть, разложите огонь — отогреетесь. Что добудете и что где достанете — вот так варите и пеките. Питайтесь той пищей, которую я вам посоветовал.
Потом он им показал, как добывать птицу перевесами, рыбу — гимгами, как неводить, как колыданить и всякие промыслы. Затем сказал народу:
— Больше я не приду к вам, так и живите,
Когда Торум поднялся вверх, то спустя некоторое время стал опять смотреть вниз на землю. Видит, что народ размножился, все трудятся. И стал думать: «Вот сколько расплодилось народу, соблазнил их дьявол». Позвал Торум к себе Куля и говорит:
— Ты без моего позволения никого не тронь, не соблазняй, пока не скажу. Когда скажу, укажу на старого или молодого, того и возьмешь. Половину народа ты возьмешь, а половина останется мне.
Алтайская легенда о кедре
В давние времена это было. Возвращаясь по глухой, кедровой тайге с промысла, утомленный охотник расположился на ночлег под древним развесистым кедром. Тот был настолько стар, что весь покрылся извилинами, буграми, мхом, кривыми корявыми ветвями, а на земле под кроной опавшая за всю жизнь хвоя лежала... Охотник настолько устал, что не стал разводить костер, готовить пищу. Лег на прекрасную хвойную подстилку и крепко заснул.
Перед утром он проснулся оттого, что услышал чей-то стон и тихий разговор. Охотник удивился и стал прислушиваться. Разговаривал старый кедр с молодым, стоявшим рядом. Старый кедр стонал, жаловался молодому, что силы его уже покинули, и он не может больше держаться.
Молодой кедр удивленно заметил, мол, что же не падаешь, ведь об этом ты мне говорил еще вчера. "Да, - ответил старый кедр, - вчера я уже совсем собрался падать, но подо мной лег спать уставший человек. Я могу его погубить".
Удивленный охотник пожалел старый кедр, поднялся, крепко обнял когда-то могучий ствол и, поблагодарив его за гостеприимство, отошел в сторону.
Закачался старый кедр и со вздохом облегчения упал на землю. Еще раз поклонился охотник ему и пошел дальше...
Сверчок
Барсучья кладовая. Александр Барков
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Лист Мёбиуса