Любая война - горе. Но Великая Отечественная война, в которой не было пощады ни малому, ни старому, в которой поставили на грань всё человеческое - такой войны в мире не было.Мир подвига неисчерпаем, и все в нем связано крепчайшими нитями: прошлое и настоящее, настоящее и будущее, жизнь, отданная за Победу. Долг живущих на Земле, долг моего поколения вечно помнить поименно героев Великой Отечественной войны, отдавших свои жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_o_letchike_pichugine.doc | 90 КБ |
Министерство образования Тверской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Калязинский колледж им.Н.М. Полежаева»
Тема :« Забытые страницы истории»
(история о старшем сержанте Сергее Степановиче Пичугине.)
Исполнители :
студент группы 3э,
ГБП ОУ «Калязинский колледж им.Н.М. Полежаева»
Чулигин Алексей Юрьевич
Руководитель :
преподаватель
Варова Ольга Юрьевна
г. Калязин,2016г.
Оглавление
Введение 2
2. И помнит мир спасенный… 4
2.1. Воспоминания очевидцев. 6
2.2. Биография героя 7
3. Дневник поиска 8
Заключение 9
Приложение 10
Список использованной литературы 15
Введение
Любая война - горе. Но Великая Отечественная война, в которой не было пощады ни малому, ни старому, в которой поставили на грань всё человеческое - такой войны в мире не было.Мир подвига неисчерпаем, и все в нем связано крепчайшими нитями: прошлое и настоящее, настоящее и будущее, жизнь, отданная за Победу. Долг живущих на Земле, долг моего поколения вечно помнить поименно героев Великой Отечественной войны, отдавших свои жизни.
Мы многое знаем о войне, но каждый новый её эпизод, подробности которого удаётся сегодня узнать, — бесценен. Тем более, когда речь идёт о непрекращающейся поисковой работе, результатом которой становятся новые факты, найденные и захороненные со всеми почестями тела погибших солдат, а также обнаруженные остатки военной техники.
Актуальность избранной проблемы:
Память… Она имеет начало, но не имеет конца.Память о своих героях народ хранил испокон веков. Когда забывают героев – государства рушатся, потому что некому быть примером для молодежи. Когда забывают героев, не уважают их дела и не помнят, за что они шли на смерть, государства умирают. Герои – это люди, рискующие жизнью.
Только знание своей истории, своих героев делает нас сильными, испытывающими любовь к своей Родине, а значит, счастливыми.
Цель проекта: восстановлениебиографии летчика Сергея Степановича Пичугина и описание событий, связанных с его подвигом в нашем районе в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
- опросить очевидцев подвига С.С.Пичугина, анализировать полученную информацию;
- искать материалы архивов ведомств по воссозданию военных действий в небе над деревней РаменьемКалязинского района в 1943 году;
- анализировать материал книги А.В. Кулагина «Небо над Угличем»;
- составить примерную карту поиска места падения самолета;
- подготовить и организовать подъем останков самолета летчика С.С.Пичугина;
- увековечить память о погибшем летчике;
- донести до молодежи нашего района информацию о подвиге героя.
Объект исследования: материалы, связанные с военными действиями в тылунашей страны в годыВеликая Отечественная война
Предмет исследования: история о молодом герое-лётчике, старшем сержанте Сергее Степановиче Пичугине.
Методы исследования:
"Калязинский колледж имени Н.М. Полежаева" хранит и чтит историческое прошлое нашей Родины. При учебном заведении в 1968 году был создан историко-революционный музей, первым директором которого стал Николай Николаевич Родимов.
В 2000 году при подготовке к празднованию 100-летия техникума появилась идея возрождения музея. Придавая исключительно важное значение сохранению истории учебного заведения, директор техникума А.И. Овчинников нашел возможность изыскать средства на его восстановление и дальнейшее содержание. Большая часть экспозиций посвящена вековой истории колледжа (техникума). Удалось найти документы, связанные с основанием низшего механико-технического училища, и рассказать о людях, которые стояли у его истоков.
Наряду с научно-фондовой и экспозиционной деятельностью, музей ведет большую работу по гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи. Такие мероприятия как семинары, конференции, экскурсии, беседы, встречи с ветеранами войны и труда, выпускниками техникума проводятся постоянно не только для его студентов, но и для учащихся школ.
В 2010 году по инициативе студентов"Калязинский колледж имени Н.М. Полежаева»был создан отряд "Путник" при Калязинском краеведческом музеи имени Н.Ф.Никольского. Организаторами отряда стали восемь человек, ребята одной группы: Блинов Алексей, Переведенцев Алексей, Егорова Татьяна, Лукьянов Александр, Смоленцев Влад, Найденов Дмитрий, Куликов Никита, Кашинцева Ульяна. Ими был разработан устав, флаг и герб, выбрана песня.(Приложение фото 1).
На карту современного Калязинского района «Путники» нанесли сетку из небольших квадратов, где каждый квадрат охватывал несколько деревень. Каждый год на семинарах определяли территории, где проводились 4 экспедиции. (Приложение фото 2).За время деятельности отряда «Путник» нами были исследованы территории: Семендяевского, Баринцевского, Старобисловского. Нерльского. Дымовского, Воронцовского, Капшинского сельских поселений.
За пять лет совершили 20 экспедиций по деревням и сёлам нашего района.опрошены около 400 человек, сделано около 15 тысяч фотографий, обследованы 300 деревень и урочищ. Во время исследований был собран разнообразный краеведческий материал, записаны воспоминания старожилов ( 12 тысяч аудиозаписей и 50 видеозаписей ), открыты новые интересные странички в истории малой родины.
Деятельность отряда построена по четырем основным направлениям: социология и методика проведения соцопросов, география и картография, история и археология, организация быта в полевых условиях.
В одну из экспедиций в 2011 году мы посетили деревню Раменье, и местные жители рассказали о бое, который произошел над их деревней в 1943 году. Они наблюдали ночной таран! Но информации об этом событии в современных источниках не было.
Тогда было принято решениесобрать материалы о летчике-герое и предпринять попытку поиска места крушения самолета. Стали детально изучать исторические материалы, обобщать факты о событияхтех далёких лет. Но мы и не предполагали, насколько серьёзно придётся углубляться во все тонкости истории. И, кроме того, перед нами оказалась забытая страница истории Великой Отечественной войны –война ввоздухе над Ярославской областью.
Деревня Раменье, Калязинского района граничит с Углическим районом Ярославской области, и во время ВОВ в небе на границе двух районов можно было часто наблюдать, как советские, так и немецкие самолеты. Они не только пролетали над этой территорией, но и сама территория служила плацдармом военных действий.
2.И помнит мир спасенный…
Казалось, что город Углич (Ярославского района) в годы войны был тыловым городом. Но это не так. Он находился на близком расстоянии от трёх фронтов: Западного (115 км), Калининского (от 115 до 312 км) и Северо-Западного (312 км). Являясь тыловым городом Северо-Западного фронта, Углич фактически был материально - технической, энергетической, медицинской и продуктовой базой.Вокруг него разворачивалось строительство оборонительных сооружений, огневых точек, заграждений. В городе и районе дислоцировались воинские части, среди которых были 12-й Отдельный инженерно-аэродромный батальон,5-ый сапёрный батальон,а с середины 1943 г. учебно-химический отряд. Хотя фронт до Углича не дошел, боевые действия всё-таки происходили в небе над городом.
Как стало теперь известно, немецкое командование тщательно разрабатывало планы налётов на промышленные территории нашей страны и, прежде всего, Сталинградскую, Саратовскую, Горьковскую и Ярославскую области. Особый интерес для гитлеровцев представляли такие города, как Ярославль, Рыбинск, Горький, а также Архангельская транспортная магистраль и сама река Волга – главная артерия центральной и южной России.
В октябре 1941 г. [по данным ГУ ЯО ГАЯО] было совершено 100 налётов вражеской авиации на населённые пункты Ярославской области, при этом погибло 327 человек, ранено 552 человека, разбито 15 жилых домов, 4 вокзала, 175 железнодорожных вагонов, 12 цистерн, 5 паровозов. В то же время удалось подбить три немецких бомбардировщика.
По данным немецкого командования в ночь с 9 на 10 июня 109 (или 110) бомбардировщиков принимали участие в авианалёте на Ярославль, ими были разрушены шесть из семи корпусов шинного завода, где погибло 40 человек; бомбардировке подверглись заводы - асбестовыйи регенеративный. Под обстрел попали махорочная фабрика, ТЭЦ, жилые дома, детские сады №№ 3 и 14, тюрьма, церковь. Убито 77, сгорело 10, ранено 78 человек 13. А в ночь, с 20 на 21 июня (участвовало 85 машин) от немецких бомб пострадали заводы № 656, СК-1, ЯРГРЭС, Московский вокзал, станция Приволжье, северная подстанция, 73 жилых дома.
За эти два налета на город было сброшено, в общей сложности, 937 фугасных бомб общим весом 155 тонн и 742 зажигательные бомбы. Был убит 301 человек, ранено 657. Разрушения коснулись всех районов Ярославля: на автозаводе разрушен кузнечный цех, площадка трофейной резины, линии связи и электропередач; на шинном заводе были повреждены промышленные здания, склады готовой продукции, электроподстанция, железнодорожные пути; на электромашиностроительном заводе – железобетонный корпус, термитный и волочильный цехи, кузница, железнодорожные пути.
В целях противовоздушной обороны по всей Ярославской области разворачиваются части и подразделения войск ПВО. При отражении двух налётов на Ярославль истребительная авиация силами 17 экипажей, подготовленных для ночных действий, произвела 51 вылет, в 18 воздушных боях былосбито 4 самолёта, причем из них тараном -19. Всего вместе с наземными частями ПВО 9-10 июня 1943 г. было уничтожено 6, а 20-21 июня ещё 6 вражеских машин.
21 июня 1943 года, как описано в книге «В небе над Угличем», директора Угличского музея истории города А.В. Кулагиным 85 немецких самолётов из состава разных групп шли на восток в сторону Ярославля.Под огнём зенитной артиллерии ПВО Углича строй был частично нарушен.
Вероятно, одна из отделившихся пар немецких бомбардировщиков подверглась нападению со стороны советского истребителя и была вынуждена изменить курс на юго-восток в сторону Калязина. (Приложение Фото № 3)
Уйти от преследования было нелегко, поэтому немецкие лётчики приняли решение сбросить бомбы. Теперь известны места падения трёх из них:
По-видимому, в этот момент советский летчик на истребителе«Харрикейн» начал активные действия против одного из немецких бомбардировщиков «Хейнкель». В результате боя весь экипаж немецкого самолета погиб (4 или 5 человек по разным сведениям). Сам немецкий бомбардировщикупал на поле недалеко от впадения ручья в речку Инобожь (по некоторым свидетельствам при таране ему отрезало хвост). Советский самолет –в болото за деревней Раменье.
2.1. Воспоминания очевидцев.
Безусловно, тот факт, что на территориюКалязинского района в годы войны падали самолёты, не оставлял равнодушными краеведов, поисковиков, людей, увлечённых историей, да и просто любопытных. Еще в 1943 году было установлено имя героя – Сергей Степанович Пичугин, и его тело было захоронено в Ярославле.
Рассказывают, что ещё в 60-70 годы предпринимались попытки найтисоветский самолёт, привлекалась техника. Был обнаружен фрагмент крыла самолета.
С годами самолёт всё больше погружался в почву и ветшал, предавался забвению и сам подвиг лётчика. Большую краеведческую работу в 90-е годы вела со штабом «Орлёнок» при Доме пионеров г. Калязина Марина Николаевна Иванова. Заинтересованные ею ребятазаписали немало воспоминаний жителей, ими были найдены обломки от обшивки самолёта, которые хранились в комнате Боевой Славы, куда на экскурсии приходили школьников.
Поиски остатков самолёта С.С. Пичугина предпринимал и А.В. Кулагин, в 2010 году были организованы поисковые экспедиции. Их результаты описаны в книге «В небе над Угличем». Тогда местные жители показали примерное место падения самолёта близ деревни Раменье Семендяевского округа. «Работу начали сходу. Пошли мелкие фрагменты обшивки, какие-то железные детали, на некоторых имелись пулевые отверстия». В следующей экспедиции летом этого же года им удалось найти фрагмент лопасти деревянного винта, фрагмент ленты с гильзой и другие детали.
Краеведами записаны воспоминания очевидцев боя - местных жителей Нины Ивановны Дувакиной, Галины Ивановны Архиповой и других.
Так, Владимир Александрович Дувакин, местный лесник и егерь, рассказывал о месте падения немецкого самолёта. Ещё он вспомнил, что сам лично видел бой нашего истребителя с немцем, но куда упал истребитель, не знает. Раньше там было чистое поле, на которое сел потом наш По-2 с какими-то военными, видимо, занимавшимися расследованием происшествия. Сейчас полем это место совсем не назовешь: вокруг растут огромные деревья, окружённые непроходимым кустарником. На месте падения немецкого бомбардировщика были три продолговатые ямы, в которых виднелись обломки металла, а метрах в десяти юго-восточнее – четвёртая. Вот и всё, что осталось от огромной «птицы» с двадцати двух метровым размахом крыльев. Ещё он видел, как вытаскивали немецких лётчиков.
«Люди тащили всё по домам, - говорил Владимир Александрович, - что нужно и не нужно… А ребятишки отламывали кусочки и в костёр…»
Горбунов Николай Павлович (уроженец села Заозерья) говорил, что по рассказам своих родственников, немецкие лётчики были в хорошем обмундировании, поэтому предприимчивые жители сняли одежду и что-то ещё прибирали к рукам.
Жительница д. Раменье Меленкова Нина Ильинична в 2010 году описала бой: «Наш, словно ястреб, вился над немцем, а потом врезался в него, и оба загорелись и стали падать», затем вспомнила: «Наш-то лётчик лежал у камня, и парашют рядом был... А немцев-то похоронили не по правилам. Поэтому тотугол, где немецкий самолёт упал, местные жители считают заколдованным: грибники чувствуют, будто кто-то их там всё время водит...».
Седов Евгений Николаевич, уроженец деревни Иваново говорил, что ещё в детстве ходил с друзьями к останкам немецкого самолёта, а его отец сам видел тот бой, и как наш истребитель, когда кончился боезапас, «отрубил» немцу хвост (хвост упал где-то под Инобожью). Сам бомбардировщик, по его словам, ударился о землю и лежал вверх колёсами. Когда вытаскивали лётчиков, фюзеляж самолёта пришлось перевернуть тракторами, тогда обнаружили еще одного погибшего немецкого летчика.
2.2. Биография героя
В музее боевой и трудовой славы средней школы № 36 города Ярославля хранится вырезка из газеты 1976 года со статьёй заслуженного учителя РСФСР В. Латышева.
Из воинского донесения известно, что Сергей Степанович Пичугин – старший сержант, лётчик 439 истребительного авиаполка родился 22 февраля 1922 года в деревне Матвейково Михневского (ныне Ступинского) района Московской области в семье крестьянина, был 5 ребенком в семье. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал в конторе Метростроя в Москве и одновременно учился в аэроклубеОсовиахима. А затем в числе лучших был направлен во 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени В.П.Чкалова. (Приложение Фото № 4)
Страшная весть о вероломном нападении гитлеровских фашистов болью отразилась в сердцах Сергея и его товарищей. Сергея был направлен в 439 истребительный авиаполк, который охранял небо Ярославля.
«Утренняя тишина 21-го июня 1943 года была нарушена громом авиационных орудий и пулемётных очередей. В небе гремел воздушный бой. Группами и в одиночку, с разных направлений и на разной высоте летели немецкие самолеты «ХЕ-111» (Хейнкель). Наши истребители были в полной готовности. Сергей и его товарищи сидели в кабинах самолетов, ожидая приказа командира. Когда в шлемофонах раздались позывные и короткие слова командира, десятки «ястребков» побежали по полю…
Истребитель Сергея «Харрикейн» набирал высоту. Внизу блеснула серебром Волга, где-то уже далеко виднелись светлые пятнышки торфоболота. Но что это? Недалеко от «ястребка» появился силуэт вражеского самолета. По-воровски он крался к городу. Сблизившись, Сергей дал несколько очередей и не отпускал гашеток до тех пор, пока на правом моторе «ХЕ-111» не появилось пламя. Враг, стараясь сбить огонь, ринулся вниз. Но в это время замолчали пулеметы советского истребителя: у Сергея кончились патроны, но лётчик знал, сколько беды может наделать незваный враг, если отпустить бомбардировщика. «Таран», - решил юный лётчик. Он напряг все силы и бросил машину вперед. Последний удар был точным. Он пришелся по кабине вражеского пилота. Немецкий самолет рухнул вниз.
Сергея при ударе выбросило из кабины. Некоторое время он был в забытье. Затем, почувствовав прохладу, потянулся к кольцу парашюта. Но для раскрытия купола не хватило высоты…» Ему был всего 21 год.
Сергей был похоронен с воинскими почестями в Ярославле на кладбище «Тугова гора» в секторе 10 под № 12. Мраморный обелиск с пятиконечной звездой и надписью «Пичугину С.С. – герои ночного тарана над Ярославлем» поднялся над могилой героя.
В деревне Матвейково, на родине, установлен памятник Пичугину. Сергей представлялся к званию Героя Советского Союза посмертно, но был награжден орденом Ленина. Его имя навечно занесено в списки части. (Приложение Фото № 5)
3. Дневник поиска
24 августа 2013 года отряд « Путник» приступила к практическим поискам места падения самолёта. В лесу близ деревни Раменье обнаружили воронку, где раньше, был небольшой пруд. Сюда, по рассказам местных жителей, на водопой приводили коров. Территория была обследована металлоискателем. Установлено наличие металлических объектов на дне высохшего пруда. Начали копать. Сначала были найдены небольшие кусочки обшивки, и это место стали изучать более тщательно.Оценив обстановку, пришли к необходимости привлечения дополнительного оборудования.
Вторая экспедиция состоялась 30 августа. С помощью металлоискателя обнаруживали небольшие алюминиевые осколки, уже частично обгоревшие, провода, разбитое стекло, части кожи, кусочки фанерные корпуса самолета, топливныетрубки с остатками топлива, предположительно части защиты двигателя (прочный сплав металла). Каждый клочок земли, вынутый из воронки, участники экспедиции тщательно исследовали. (Приложение фото №6).
Главная находка нас ожидала на глубине около 3 метров – это двигатель самолёта. По пучку из 12 проводов выходивших из двигателя, сделали вывод о том, что перед нами двенадцати цилиндровыйдвигатель, а по появившемуся из под земли клочку двигателя поняли, что он V образной формы.С большим интересом ребята рассматривали те части, на которых можно было прочесть хоть какую-то информацию: номерные знаки, логотипы изготовителей и прочее. Вылившеесяиз двигателямасло и топливо, спрессованная глина, болотистая жижа мешала проведению работ по подъему мотора.
Четвёртая экспедиция была предпринята 6 сентября 2013 год. Состав экспедиции расширился. При содействии Главы Калязинского района К.Г.Ильина из Москвы прибыли два специалиста по самолётным двигателям, а так же молодые люди с предприятий города и района. Работа по расчистке шурфа началась.Появлялись новые находки всё более интересные, например кожух от генератора.
Наступил час Х…, когда к расчищенному наполовину двигателю прикрепили лебёдку мощностью 1,5 тонны и попытались поднять его. Двигатель не тронулся с места. Посовещавшись, было принято решение, прикрепить ещё одну лебёдку. Но для этого требовалось найти у двигателя место, за которое можно закрепить «чалку». Стали копать дальше. Глубина шурфа была более трёх метров.Ребята набирали сырую глину в вёдра и передавали их по цепочке, добираясь до цели.Всё новые и новые попытки не давали успеха – двигатель оставался недвижим, видимо, значительная его часть оставалась ещё в глубине. Грунтовые воды тем временем делали своё дело, шурф обрушался…
Пятая экспедиции состоялась 14 сентября 2013 год. С утра, прорубив просеку, чтобы прошёл экскаватор, участники экспедиции подошли к воронке. За работу взялась тяжёлая техника, а ребята искали части самолёта в отвалах. Экскаватор делал своё дело, шурф становился всё шире и глубже, оставалось вычерпать воду.Привязав откопанный двигатель к лебёдке и ковшу экскаватора, постарались его приподнять, и под него подложили ветви деревьев. И вновь попытки оставались тщетными. Тогда было принято грамотное инженерное решение - распределить усилий – и двигатель «зашевелился.«Пошёл!» - раздался радостный крик. И это действительно было счастье! Оставалось закрепить лебёдку и вытащить мотор с глубины 4,5 метра. Напряжённый момент: ковш трактора с трудом выдерживал вес в 670 килограмм, но всё же «сердце» боевого самолёта появилось на поверхности!(Приложение№7)
70 лет пролежал двигатель в земле, погребённый забвением.Находку,закреплённую на тросе, трактором дотащили до деревни Раменье. Здесь можно было рассмотреть её детально. Многие понимали, что этот двигатель – не просто кусок металла. Это часть нашей истории, это своеобразный памятник юному герою Сергею Пичугину.
Теперь двигатель самолёта 87993 МХХ а №7 находится в Калязинском краеведческом музее.(Приложение фото № 8).
Заключение
В процессе работы над проектом мы узнали много интересного, нового. Мы поняли, что учиться можно всю жизнь, и от этого она становится только интересней. Мы оставили свой след в истории нашего края. Свершившееся событие по своему значению огромно. Поднят не просто двигатель — стал достоянием гласности еще один эпизодов из историинашей родины. Сколько их таких было - героев, жизнь положивших за Отечество своё. Сколько их остаётся в безвестности, безмолвии. Сколько солдат ещё лежат в земле без креста и могил...
6.05.15. совместно с администрацией района, общественностью города, отряд «Путник» установил на местах падения советского самолета памятный знак – памятная табличка с именем героя.(Приложение фото № 9).
Я очень рад, что в нашем городе, есть отряд «Путник», которые не за славу и вознаграждение, а по зову сердца ведет поисковую, краеведческую работу.Мои друзья и руководители помогают всем нам сберечь память. А пока память живёт, живём и мы, будут жить наши дети, внуки... Теперь и все калязинцы с уверенностью могут сказать: мы помним твой подвиг, Сергей Пичугин!
Список использованной литературы:
1. Ариас Антонио. В огненном небе/ Лит. Запись Наливайко Б. М. – Мн.: Беларусь, 1988. – 239 с., 8 л. Ил.
2. Богородский В. Н. Память огненных лет. //Авангард. 25.03.1975 г.
3. Боевой состав РККА http://www. *****/files/3/22/35/189/
4. Красная Звезда, № от 01.01.2001.
5. Кулагин А. В. За небо Углича. Углич: Музей истории Углича, 2009. – 81 с. с ил. http://historyofuglitch. *****/Produkciya. Htm
6. Кулагин А. В. За небо Углича//Углече Поле, № 9, май 2010. – сс. 4-11.
7. Газета «Вестник Калязинского района» №14 от 30 сентября 2013 года.
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Л. Нечаев. Яма
На горке
Загадка Бабы-Яги
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью