Исследование роли наставников Царскосельского лицея в духовном и нравственном развитии А.С. Пушкина.
Вложение | Размер |
---|---|
sorokina_o._issl._rab.docx | 755.62 КБ |
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа поселка Уральский»
Свердловской области
Исследовательская работа по литературе
Тема: «Роль наставников Царскосельского лицея
в духовном и нравственном развитии А.С. Пушкина»
Выполнила: Сорокина О.,
учащаяся 8 класса
Научный руководитель:
Сальникова М. В.,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Поселок Уральский
2017
Содержание. C.
в Царскосельском лицее…………………………………………………. 4
Царскосельского лицея……………………………………………... 4
учителей Пушкина и большинства воспитанников……………… 5
А.С. Пушкина………………………………………………………… 7
Источники и литература……………………………………………………. 10
Приложение…………………………………………………………………... 11
Вступление.
Царскосельский лицей, в котором учился Александр Сергеевич Пушкин, сыграл огромную роль в духовном и нравственном развитие поэта. Это было по-настоящему передовое учебное заведение своего времени. Обучение в лицее проходило по специальной углубленной программе. На первых порах существования лицея его директором был В.Ф. Малиновский. Обучали лицеистов десять преподавателей. Некоторые из них были наиболее любимы и уважаемы лицеистами, в том числе и А.С. Пушкиным. Александр Петрович Куницын, Николай Федорович Кошанский, Иван Кузьмич Кайданов оставили глубокий след в душе поэта.
Актуальность данной исследовательской работы заключается в том, что в 8 классе изучаются жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина. Знакомство с наставниками поэта в Царскосельском лицее, исследование их роли в формировании личности помогает нам, современным читателям, глубже понятьвнутренний мир А.С. Пушкина, его стихотворения, посвященные годам обучения в лицее.
Цель исследовательской работы:
- исследовать роль наставников Царскосельского лицея в духовном и нравственном развитии А.С. Пушкина.
Задачи исследовательской работы:
- рассмотреть историю открытияИмператорского лицея в Царском Селе;
- выяснитьособенности данного учебного заведения;
- рассмотреть личностные и профессиональные качества наиболее любимых и уважаемых лицеистами, в том числе и А.С. Пушкиным, наставников лицея;
- проанализировать взаимоотношения А.С. Пушкина и его наставников;
- исследовать влияние наставников лицея на формирование личности молодого А.С. Пушкина.
II.Основная часть.
Наставники А.С. Пушкина в годы учебы в Царскосельском лицее.
II.1.«Отечество нам Царское Село».
Октябрь 1811 года вошел в историю нашей страны открытием Императорского лицея в Царском Селе. Это был первый лицей в России. Целью этого учебного заведения было «образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Лицеем назвал новую школу автор ее проекта М. М. Сперанский, советник императора Александра I в первую половину его царствования. Это время, когда государь находился под влиянием просветительских идей, - время проектов преобразований, надежд и ожиданий, Пушкин назвал его «дней Александровых прекрасное начало». Царскосельский лицей стал детищем этого прекрасного времени. По мысли Сперанского, работавшего в ту пору над планами преобразования Российского государства, новой школе надлежало подготовить молодых людей к осуществлению данных планов. Сперанский считал, что выпускники Лицея должны обладать широтой знаний, умением мыслить, любить Россию и трудиться для ее блага.Одна из задач лицейского образования — развить индивидуальные способности ученика.
Поступлением А.С. Пушкина в лицей занимался дядя поэта, довольно известный в то время писатель, Василий Львович Пушкин. В Лицее Александр был бодр: он развернулся среди товарищей и явился остроумным, подвижным мальчиком, горячим в дружбе, беззаветно преданным товарищем и проявил большую страсть к писательству.
Курс обучения в Лицее был рассчитан на 6 лет; младшие классы обучались по программам средних учебных заведений, старшие – по программе университета. В учебном плане преобладали гуманитарные предметы, особенно юридические, уделялось значительное внимание физическому воспитанию, музыке, рисованию.
II. 2.Василий Федорович Малиновский - первый директор Царскосельского лицея.
Лучшим педагогом в среде лицеистов единогласно считался директор – В.Ф. Малиновский. Русский публицист, дипломат, просветитель, первый директор Царскосельского лицея В.Ф. Малиновский родился в 1765 году в Москве в семье священника. Семья Малиновских имела старинные связи с семьей Пушкиных.
В 1781 году Василий Малиновский окончил философский факультет Московского университета. В царствование императора Павла I, в 1801 году, В.Ф. Малиновский был назначен генеральным консулом в Молдавии и Валахии. Он приехал в Яссы и несколько лет исправлял свою должность совестливо и полезно. Однако В.Ф. Малиновский примерно через два года был отозван, и в 1802 году возвратился в Петербург.
Возможно, не без содействия своего тестя, А.А. Самборского, В.Ф. Малиновский получил назначение на должность директора Императорского Царскосельского лицея в июне 1811 года.
19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие Лицея в Царском Селе. С первых же дней работы в лицее В.Ф. Малиновский стремился создать там особую атмосферу – демократии и свободолюбия. Он все силы отдавал воспитательской работе, общался с родителями учащихся, был с ними в переписке. Особенное влияние на юных воспитанников имели частные беседы, которые Василий Федорович вел с лицеистами не только в урочные часы, но и на прогулках, и даже в собственном доме, куда лицеисты часто были приглашаемы и где проводили "часы досуга". Он всячески помогал своим воспитанникам, защищал их.
В. Ф. Малиновский, самолично отбиравший воспитанников лицея на вступительном экзамене, был к ним достаточно требовательным и в то же время всегда с радостью отмечал их успехи, продвижения в учебе. Для него все воспитанники были равны, независимо от того, богаты они, знатны, какое положение занимают их родители. Например, в письме к матери Владимира Вольховского он писал, что особенно радуется успехам ее сына, который добился успехов сам, своими силами, а не за счет сословного звания или богатства. Малиновский поддерживал своих преподавателей, многим из которых не было еще тридцати лет, поощрял их заниматься наукой, несмотря на заполненность рабочего дня, призывал относиться к воспитанникам строго, но справедливо, уважая в них личность.
Смерть жены, безмерные и постоянные труды расстроили здоровье Малиновского, ослабили его зрение. Его стали преследовать болезни, а 23 марта (4 апреля) 1814 года он скоропостижно скончался в возрасте 49 лет. Талантливый русский дипломат, публицист, педагог, просветитель, В.Ф. Малиновский так и не скопил денег. Он умер в такой бедности, что родной брат похоронил его на свои средства. Пушкин и все другие лицеисты пришли проститься со своим любимым наставником на Большеохтинское (Георгиевское) кладбище Петербурга. В.Ф. Малиновский был похоронен рядом с могилой жены, недалеко от Никольской церкви.
II. 3.Александр Петрович Куницын – один из самых любимых учителей Пушкина и большинства воспитанников.
Родился Александр Петрович в селе Кой, Кашинского уезда, Тверской губернии, в 1783 году, в семье священнослужителя.
Первоначальное образование он получил в духовном училище того же уезда и в Тверской семинарии. Блестящие успехи в учебе были награждены зачислением в Педагогический институт в Санкт - Петербурге в 1803 году, по окончании курса которого, Куницына, как одного из лучших студентов, отправили в Геттингенский универ - внимать лекции права.
Курс лекций Куницына охватывал двенадцать циклов: логика, психология, этика, право естественное, право гражданское русское, право уголовное, финансовое и так дальше. Все это составляло некое единство, так как профессор Куницын считал, что "наука только тогда имеет безупречный обличье, когда все положения оной составляют непрерывную цепочка и одно объясняется довольно другим.
У молодого Куницына был "чистый, звучный и внятный голос", и речь его не могла не пробудить внимания воспитанников, пускай более того им и было всего по 11 - 13 лет. Он был верным помощником и единомышленником Малиновского. А. П. Куницын оказал на Пушкина большое влияние. Именно ему посвятил позднее Пушкин строки, в которых выразил то значение, которое имел Александр Петрович на воспитание и нравственное становление воспитанников и его самого:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возможна…
Один из воспитанников вспоминал: «Пушкин охотнее всех других классов занимался в классе Куницына и то совершенно по-своему: уроков никогда не повторял, мало что записывал, а чтобы переписывать тетради профессора (тогда еще не было учебников, печатных пособий), у него и в обычае не было. Все делалось a livre ouvert (без подготовки, с листа, - франц.)». Куницын чувствовал одаренность мальчика, не его «манера» учиться вызывала у него сложное чувство. Это нашло отражение в характеристике Пушкина: «Пушкин – весьма понятен, замысловат и остроумен, но крайне не прилежен. Он способен только к таким предметам, которые требуют мало напряжения, а потому успехи его очень невелики…»
Александр Петрович Куницын, кроме преподавания и составления курса лекций, занимался изданием учебных пособий по нравственным и гражданским наукам, так как книг не хватало.
Через два года следом окончания Пушкиным лицея А.П.Куницын и Н. И. Тургенев задумали создать вольное среда при Союзе Благоденствия Декабристов для издания журнала "Россиянин XIX века" Сохранился черновой список предполагаемых членов общества - посреди них Пушкин.Со своим профессором Пушкин после окончания лицея виделся всего несколько раз.
В 1820 году Куницын покинул лицей, получив кафедру при Петербургском университете и пост начальника учебного отделения в дежурстве Пажеского и Кадетского корпусов. Но прослужил профессор в Университете кратковременно.
1 июля 1840 года Александра Петровича Куницына не стало. Внезапный инсульт прервал его 30 – ее дело.Хоронили и оплакивали профессора его ученики и друзья.
II. 4.Николай Федорович Кошанский – учитель словесности А.С. Пушкина.
Николай Федорович Кошанский учился в Московском университетском пансионе одновременно с В.А.Жуковским, а будучи студентом Московского университета, преподавал риторику в Благородном университетском пансионе и Московском воспитательном доме, Екатерининском московском институте, пансионах и частных домах. В 1802 году Кошанский окончил Московский университет сразу по двум факультетам: философскому (с золотой медалью) и юридическому. Затем преподавал латинский и греческий язык в университетской гимназии, российскую риторику в Московском университетском пансионе, а с января 1805 г. был магистром философии и свободных наук.
Таким образом, ко времени открытия Царскосельского лицея в 1811 году это был молодой, известный искусствовед-ученый и филолог, преподаватель русского и латинского языка и словесности. Н.Ф. Кошанский преподавал в лицее российскую словесность и латинский язык.
Преподаванию в лицее филологических наук и прежде всего «российской словесности» уделялось главнейшее внимание. Хотя специальный предмет «русский язык» отсутствовал в расписании лицейских дисциплин, но очевидно, что русскому языку и словесности отводилась первенствующая роль.
Занятия в Лицее открылись лекцией Н.Ф. Кошанского “О преимуществах российского слога”.
Для достижения целей воспитания и образования любого пишущего или говорящего человека, по мнению Н.Ф. Кошанского, существуют три средства (и в этом состоит задача риторики): чтение, размышление, собственные упражнения. В лицее он будет постоянно заниматься требованием чтения, образования ума через «размышление» и, конечно, тренировкой поэтического таланта лицеистов.
«По части словесности, - писал в своем отчете Н. Ф Кошанский, - за год читали избранные места из од Ломоносова и Державина и лучшие из басен Хемницера, Дмитриева и Крылова. Сие чтение сопровождаемо было приличным разбором и объяснением, сообразным с летами и понятием воспитанников. Лучшие из стихотворений выучиваемы были наизусть. Из риторики показаны основания периодов и различные роды их сопряжений с лучшими примерами».
По классу Н. Ф Кошанского, отдающего предпочтение высокому стилю, Пушкин находиться где-то в середине – занимает шестнадцатое место.
К концу своей педагогической и ученой карьеры Н.Ф. Кошанский накопил огромный опыт, который реализовал в двух учебниках «Общая реторика» и «Частная риторика», вышедшей посмертно в 1832 году. С тридцатых годов XIX века наступает слава Кошанского как создателя известных учебников «риторики», по которым учились несколько последующих поколений российских учащихся.
II. 5.Иван Кузьмич Кайданов – преподаватель истории.
Иван Кузьмич Кайданов – педагог и писатель.
Рдом из духовного звания, учился в Киевской духовной академии вПедагогическом институте, по окончании курса в 1808 г. отправлен в заграничные университеты.
По возвращении оттуда в 1811 году назначен профессором Царскосельскго лицея и вскоре приобрел известность как автор исторических учебников.
В Царскосельском лицее И.К. Кайданов преподавал историю, был ироничным и доброжелательным человеком. Он понимает лицеистов и не очень обижался даже на их порой дерзкие поступки. Например, однажды Пушкин и его друг Пущин написали достаточно «вольные» стихи в его адрес и прочитали их ему. И. К. Кайданов «берет Пушкина за ухо и тихонько говорит ему: «Не советую вам, Пушкин, заниматься такой поэзией, особенно кому-нибудь сообщать ее. И вы, Пушкин, не давайте волю язычку» (См. Пушкинский Альманах, 1999).
Заключение.
Наставники оставили самые теплые воспоминания у своих воспитанников, а период учебы в Царскосельском лицее будет важным этапом их духовного возмужания, нравственного взросления, становления личности. Позднее это не раз выразится в стихах Пушкина – в его знаменитом стихотворении «19 октября 1825» (кроме этого у поэта есть еще два стихотворения, которые так и называются: «19 октября 1827 года (Бог помочь вам, друзья мои…; «19 октября 1828 года («Усердно помолившись Богу…), Воспоминания в Царском Селе («Воспоминаниями смущенный…, 1829) и др.
Среди святых воспоминаний
Я с детских лет здесь возрастал…
Воспоминания в Царском Селе, 1829
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волнение познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел…
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чащу,
Не помня зла, за благо воздадим.
19 октября 1825
Во многом благодаря своим наставникам – прекрасным, светлым, талантливым людям – так много дал для своих воспитанников Царскосельского лицея, ставший для них поистине Отечеством. Об этом Пушкин напишет в стихотворении «19 октября 1825 года»:
Куда бы ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село…
Источники и литература.
1. http://www.centr-zlatoust.ru/?name=biblioteka&id=695
2. http://persones.ru/biography-14477.html
3. http://family-history.ru/material/history/spb/spb_49.html
4. http://detskiychas.ru/school/pushkin/pushkin_v_litsee/
Приложения.
Вид на Большой Царскосельский дворец и парк. Литография А. Мартынова. Около 1820 года. Фрагмент.
На черновике стихов «Когда владыка ассирийский...» Александр Петрович Куницын и трагический автопортрет Пушкина 9 ноября 1835
Н.Ф. Кошанский.
Воздух - музыкант
Весенняя сказка
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
3 загадки Солнечной системы