«Музыка как объединяющая начало нашей семьи»
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_yavlyaetsya_drevneyshim_iskusstvom.docx | 39.97 КБ |
azihanov_ayrat_ramilevich.pdf | 475.19 КБ |
053-mr-2016_azihanov_ayrat_ramilevich.pdf | 543.58 КБ |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КУЗНЕЦКА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 города Кузнецка
(МБОУ СОШ №5 города Кузнецка)
«Династии земли российской – Интернет - конкурс»
Номинация: «Творческая династия»
«Музыка как объединяющая начало нашей семьи»
Автор:
Азиханов Айрат Рамилевич
обучающийся 5 а класса
МБОУ СОШ №5 города Кузнецка
Научный руководитель:
Азиханова Юлия Вялиевна
учитель музыки
МБОУ СОШ №5 города Кузнецка
Кузнецк
2016-2017
Содержание
Введение……………………………………………………………………….. 3
2. Генеалогическое древо на фамилию Кафтаевых …….. ………………...4
2.1. Первая ветвь генеалогического древа …………………………………...4
2.2. Вторая ветвь генеалогического древа ………. …………………………5
2.3. Третья ветвь генеалогического древа ………. ………………………….7
3. Другая ветвь генеалогического древа на фамилию Ернеевых…………..8
Заключение ……………………………………………………………….. …13
Литература…………………………………………………………………….14
Введение
Почитать и уважать историю, традиции своей семьи, профессии своих родственников и предков, хранить память о них я считаю обязанностью каждого. Сохраняя память о них, сохраняешь свое имя в истории своей семьи, своего рода. Актуальность моей работы заключается в том, что сегодня в нашем обществе возрастает интерес к своим корням. Исходя из этого, основная цель моего исследования –выявление роли музыки, в моей семьи. Составление музыкальной династии.
При исследовании я ставил перед собой следующие задачи:
-изучить архивные документы по данной теме;
-записать воспоминания ныне живущих представителей этой династии; систематизировать изученный материал;
-доказать значимость музыки в жизни моей семьи на протяжении нескольких поколений.
Объект исследования: история родословной
Предмет исследования: род Кафтаевых – Ернеевых
Методы исследования:
- ознакомление с историей музыкантов моей семьи .
- поиск и изучение источников.
В процессе работы над родословной были использованы следующие источники:
-семейный архив, устная родовая история,
-дополнительная литература, документы, газеты.
Гипотеза. Данной работой считаю необходимым доказать, что музыка - это неотъемлемая часть жизни нашей семьи, объединяет нашу семью и делает дружнее и добрее.
2. Генеалогическое древо нашей музыкальной династии
К исследованию данной проблемы меня подтолкнула находка, обнаруженная в прабабушкиной кладовке. В большом старинном футляре, находился старый истрёпанный музыкальный инструмент аккордеон. Аккордео́н (от французкого accordéon) — язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой. Современная разновидность ручной гармоники. В 1829 году это название дал венский органный мастер К. Демиан (нем.)русск. усовершенствованной им гармони.[2. стр.13]Прабабушка начала рассказ кто является родоначальником музыкальной династии Кафтаевых.
2.1. Первая ветвь генеалогического древа
В 1951году мой прадедушка Кафтаев Махмуд Джалилович( 1930-2007гг) вернулся с армии с аккордеоном в руках. Это был первый немецкий аккордеон «Weltmeister »в селе. Компания Weltmeister (Германия), основанная в 1852 году, специализируется на производстве баянов и аккордеонов. Инструменты фирмы Weltmeister отличаются высоким качеством сборки и превосходным звучанием. Использование тщательно подобранных материалов позволяет компании занимать одно из первых мест на международном рынке музыкальной продукции.[ 3 стр.1]На вечерах, на свадьбах мой прадед играл красивые мелодичные мелодии на своем любимом инструменте[1.]. Сельчане уважали и восхищались моим прадедом. Многие девушки были влюблены в него, но выбрал он шестнадцатилетнюю девушку Мишкину Розу Махмудовну (мою прабабушку). Каждый день почти вся молодежь села собиралась в их доме. Они пели, танцевали, многие учились играть на инструменте [6.1 из слов моей прабабушки].
2.2. Вторая ветвь генеалогического древа
У них родилось трое детей. Каждого прадед научил владеть этим инструментом, но более профессионального обучения захотела моя бабушка Кафтаева ( по мужу Ернеева) Гульсум Махмудовна(1966г.р.).В то время в селе не было музыкальной школы. И ей приходилось ездить в поселок Сосновоборск музыкальную школу по классу аккордеон. Руководство колхоза и сельской администрации были обеспокоены тем, что в большом, богатом селе нет своей музыкальной школы. Ведь татарское село Индерка, богатое не только полями, фермами, но и своими талантами. На свадьбах издавна свои доморощенные гармонисты, баянисты, на народных гуляньях свои голосистые певцы и, как огонь, плясуны радовали зрителей. Председатель колхоза Хайдар Давыдович Зябиров знал увлечения односельчан и гордился ими. Ни одно собрание не обходилось без концерта, колхозники далеко за полночь расходились по домам, делясь своими впечатлениями и восхищаясь талантливыми земляками. А однажды председатель сказал: "Пора нам позаботится о подрастающем поколении. Было бы отлично, если б оно с раннего детства получало необходимые знания, раскрывало разносторонние способности, творчески росло и развивалось на лучших образцах братских культур." [6.2 из слов моей бабушки]
Предложение было с радостью подхвачено, и на одном из заседаний было решено отремонтировать бывшее здание правления колхоза и подарить детям добротное, уютное и приспособленное помещение. Это было в 1977 году. Так по инициативе и под руководством Зябирова Х.Д. в родном селе открывается детская музыкальная школа, и приобретаются первые музыкальные инструменты.
Но в то время еще не было своих специалистов, все преподаватели были из Сосновоборской музыкальной школы, поэтому она считалась ее филиалом. Осуществлял учебный процесс небольшой коллектив преподавателей под руководством директора Курышевой Т.Н. [5.2 стр 2]
Прослышав о способностях бабушки, председатель колхоза Зябиров Хайдар Давыдович решает дать направление на обучение в Кузнецкое музыкальное училище.
Кузнецкое музыкальное училищеоткрытов1969году. Молодые специалисты, выпускники Нижегородской консерватории В.Г. Селиванов, Т.Г. Бобосина, В.И. Грязнов, получившие направление на работу в город Кузнецк, составили основу преподавательского коллектива нового учебного заведения.
Возглавили училище В.С. Дмитриев (директор), Ермакова З.А. (зав.учебной частью). Первый набор студентов составил пятьдесят пять человек. Они были первыми на отделениях "Фортепиано" и " Народные инструменты".
Самое молодое среднее специальное учебное заведение в Пензенской области Кузнецкое музыкальное училище сразу же завоевало популярность среди горожан. Через год в училище появились первые творческие коллективы, которые стали принимать участие в общегородских мероприятиях и концертах[5.1.стр.1 ].
И вот в 1981 году Кафтаева(по мужу Ернеева) Гульсум Махмудовна поступает в училище на народное отделение. Моей бабушке повезло, что её обучали опытные и талантливые педагоги: Панфилов В.А., Чернобровкина Л.А., Николаева. Получив, диплом Гульсум Махмудовна возвращается в свое село, где возглавляет музыкальную школу и начинает обучать музыкальному искусству детей сельской местности. За свой 30 долгий и трудоемкий педагогический стаж моя бабушка выпустила более 60 выпускников. Она привила любовь к музыке многим своим ученикам, которые продолжили дальше обучаться в средних и высших учебных заведеньях. В их числе были и мои родные тети и дяди.
2.3. Третья ветвь генеалогического древа
Кафтаева( по мужу Шаша)Найля Рашидовна(1979 г.р.) -является дочкой Кафтаевой Сони Махмудовны, средней дочерью прадедушки. В 1998 г. она окончила Кузнецкое музыкальное училище по классу аккордеон. А в 2009 году получила диплом Саратовского Государственного Педагогического университета имени Чернышевского факультета музыка.
14 лет проработала аккомпаниатором в Индерском сельском библиотечно-досуговом центре. Награждена районной почётной грамотой за многолетний и плодотворный труд в отрасли культуры. С 2011-2013 года являлась руководителем хорового коллектива «Раздолье» в Пензенском лесном колледже где награждена дипломом за проявленную творческую инициативу и активную гражданскую позицию. В данный момент работает музыкальным руководителем в детском саду «Искорка». [6.3.]
Сестры Кафтаевы Динара (1979 г.р.) и Эльмира( 1985 г.р.) Гаязовны –детиКафтаева Гаяза Махмудовича, старшего сына прадедушки. Которые обе закончили, Пензенское музыкальное училище по классу аккордеон. Но только одна из них продолжила обучение в высшем учебном заведении – это Казанскую академию искусств. Обладая талантом, Кафтаева Динара участвовала в различных международных конкурсах и выезжала с концертной деятельностью в различные города России и заграничные страны. Так в городе Санкт-Петербурге в очередном выступлении в фестивале аккордионистов, она встречает своего будущего мужа. В данный момент сидит в декретном отпуске. [6.4.]
3. Другая ветвь музыкального рода приходится на фамилию Ернеевы.
Ернеева (ныне Шагвалеева по мужу)Венера Зиннятовна (1982 г.р.) – является мне тетей по линии дедушки Ернеева Вяли Харисовича. В 1992 году поступает в сельскую музыкальную школу по классу баян. В протяжении своей учебы выявляется талант на народный стиль пения. После окончания 9 классов средней общеобразовательной школы поступает в Пензенский культпросвет училище на народно-вокальное отделение. С 2002 года работает в Индерскойсельской библиотечно-досуговом центре. Она дает много концертов, ставит фольклорные вечера, принимает активное участие в районных, областных конкурсах, фестивалях татарской культуры. Она является руководителем и солисткой татарского народного ансамбля «Былбылым». Каждый год ансамбль под её руководством открывает областной праздник Сабантуй.[4.стр.9 ] Венера Зиннятовна является дипломанткой фестиваля имени О. Гришина, имени Л.Руслановой, дипломанткой межрегионального фестиваля «Играй гармонь» в г.Казань. тетя Венера неоднократно выступала и выступает в сопровождение губернаторского ансамбля «Старгород», в дуэте исполняла песни с заслуженной артисткой СССР Верой Аношиной. В 2012году принимала участие в первом всероссийском конкурсе «Авылкызы» (девушка села) в г. Пенза. В августе 2012г. Она была приглашена на финал всероссийского конкурса г.Казань, где заняла призовое 3-е место. Работая в библиотечно-досуговом центре, она большое внимание уделяет одаренным детям, ведет кружок сольного пения. Ее ученики принимают активное участие во всех мероприятиях, проводимых в нашем родном селе, селе Индерка. Ее ученица Волкова Юлия стала дипломанткой фестиваля «Край талантов», принимала участие в конкурсе «Одаренные дети», где заняла почетное 3-е место.
За последние годы значительно изменилось отношение к культуре, возросло понимание ее важности и ведущей роли в современном обществе, усилилось признание культуры. В качестве одного из важнейших ресурсов не только социального, но и экономического развития в библиотечно-досуговых центрах появился интернет. Благодаря интернету мы стали чаще общаться с коллегами из других регионов, появилась возможность обмениваться прекрасными традициями и обычаями. В условиях возрастающего запроса к количеству и качеству культурно-досуговых мероприятий Шагвалеева В.З. ищет новые пути, разрабатывает современные формы и методы своей работы, совершенствуя ее качество. Сейчас она создала клуб молодых семей, куда приходят молодые пары, для них она организовывает встречи с различными специалистами, с ними проводит игровые развлекательные мероприятия, конкурсы, тематические фольклорные программы концерты, праздники. Семья Шагвалеевых является лауреатом финала областного конкурса молодых семей «Успешная семья - 2012». Венера Зиннятовна довольна своей работой. Для этого в БДЦ созданы все условия заниматься своим любимым делом, радовать своих односельчан. БДЦ полностью оснащен музыкально-акустической аппаратурой. Все односельчане с большим удовольствием посещают мероприятия, дети занимаются в кружках, для каждого жителя села найдутся кружки по интересам. Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, в процентном соотношении от общего числа населения в МБУК «Индерский сельский БДЦ» составляет 81%.
Венера Зиннятовна к своим должностным обязанностям относится с большой ответственностью, в работе показала себя исполнительным, ответственным, грамотным специалистом. Самокритична, способна выслушать критические замечания в свой адрес. Среди коллег пользуется уважением, чуткая и отзывчивая.
За время своей деятельности Венера Зиннятовна была награждена:
12.В 2013г. Награждена грантом Управлением культуры и архива Пензенской области за личный вклад в развитии и сохранении культуры;
13.В 2014г.Награждена Благодарственным письмом Управлением Культуры и архива Пензенской области. [6.5.]
Ернеева Диана Зиннятовна (1987 г.р.)- младшая сестра Венеры Зиннятовны, тоже не осталась без участия в получении музыкального образования. Закончила Кузнецкий музыкальный колледж хорового отделения. Работает в ДШИ №2 села Индерки, с выездными классами в село Маркино.
Ернеев Рашид Алиеевич( 1986 г.р.) – сын родного брата моего дедушки. Закончил ДШИ№2 села Индерка по классу баян и гитара.
Ернеев Батыр Вялиевич (1989 г.р.) – мой родной дядя, который тоже закончил ДШИ№2 с.Индерки по классу гитара.
Ернеева (ныне Азиханова по мужу) Юлия Вялиевна( 1984 г.р.) –моя мама, дочь бабушки. Образование высшее, окончила СГПУ (Самарский Государственный Педагогический Университет) по специальности учитель музыки;
- стаж педагогической работы – 10 лет в должности учителя;
- стаж в данном учреждении – 3 года.
На уроках музыки
-учит осваивать стилистику и музыкальный язык композиторов; понимать народное поэтическое, песенное и инструментальное музыкальное творчество как часть духовной культуры народа; постигать особенности и характерные черты разных жанров музыки; размышлять о духовной составляющей музыки композиторов, основных средствах выразительности;
-приобщает обучающихся к искусству интерпретации музыкального произведения;
-использует на уроках разно уровневые творческие задания;
-проводит нестандартные уроки по обобщению и закреплению изученного материала: уроки-путешествия, уроки-соревнования, уроки-праздники, уроки-дискуссии, уроки-концерты;
- проводит уроки с применением новых информационных технологий [5.3. стр. 10-15]
Обучающиеся под её руководством активно участвовали в конкурсах и занимали призовые места:
2012 год - областной конкурс агитбригад «Безопасное колесо» - постановка музыкального номера - I место;
2014 год - областной проект «Арт-Профи Форум» в номинации «Творческий конкурс рекламы- презентаций профессий» - постановка музыкального номера - участие 2014 год;
2011-2014 годы – участие обучающихся в городском фестивале детского творчества «Как голос звонких родников» в номинации «Вокал»: 18 человек (10 % от общего количества обучающихся). 7 человек (3%) – ежегодно становятся лауреатами городского фестиваля детского творчества «Как голос звонких родников».
2013-2014 годы – участие обучающихся в городском проекте «Танцующая школа»: 2013 год – номинация «Шаг вперёд», 2014 г.- номинация «Волна успеха», танец «Полонез» (постановка под моим руководством) - лауреат; 2014 год – участие двух обучающихся в городском фестивале «Память сердца» - лауреаты.
В 2013-2014 учебном году явилась инициатором реализации школьного творческого проекта «Битва хоров». Под моим руководством было проведено 3 тура проекта при 100 % участии 1-11 классов. [6.6.]
Моя мама - отличная мама и хороший педагог. Мне нравится мамина профессия, она вкладывает всё душу в свою работу.
Сейчас мне 9 лет, порой, и я задумываюсь о выборе профессии. С детства окружен музыкальной атмосферой: звучание разных мелодий на музыкальных инструментах, мамины учебники, журналы, музыкальные диски. В нашей семье мы все понимаем ценность и необходимость образования. В этом году я тоже решил познать язык музыки и поступил в музыкальную школу по классу гитара. Возможно, я, тоже продолжу музыкальную династию.
Заключение
Семья – это частичка общества, которая объединяет родных людей в единое целое, делает их связи неразрывными. И в этом нам помогает музыка. Не один семейный праздник не обходится без игры на аккордеоне, пения и танцев, которые делают нас счастливыми. Каждый из нас вносил свою дольку в благосостояние семьи и мог рассчитывать на помощь другого. Примером таких ситуаций, может служить выступление родных с музыкальной композицией на внеклассных мероприятиях [ 1].
Династией признается наличие четырёх, пяти поколений в одной семье, занимающейся одним родом деятельности. Изучив документы, проведя опрос членов семьи, я доказал, что семья Кафтаевых –действительно династия музыкантов, так как четыре поколений этой семьи занимались и занимаются одним родом деятельности. Они преподают разные предметы, но их объединяют профессионализм, стремление к творчеству, и желание отдавать сердце детям. Я преклоняюсь перед людьми, избравшими этот нелегкий труд. Я ими горжусь!!! А потому поставленные задачи выполнены, цель работы достигнута.
В дальнейшем буду продолжать изучать свою родословную.
Династия — гордое слово!
Сплелись поколения в нём.
Мы славу труда своих предков
Достойно сквозь годы пронесем.
Потомственный врач, учитель…
Как славно и гордо звучит!
И в русле семейного счастья
Наш дух единенья кипит.
Так пусть же растут, процветают
На благо любимой страны.
Ведь трудовые династии,
Бесспорно, нужны и важны! [5.4стр. 44]
Список использованных источников и литературы:
1.Архивный источник:
Семейный альбом семьи Кафтаевых и Ернеевых.
2.Энциклопедический словарь: Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
3. Интернет ресурсы: http://accordion-museum.com/ru/accordions/de/weltmeister
4. Статья в газете:«Мир людей» №33 15 август 1996
5. Статья в сборнике:
5.1.ГБОУ СПО «Кузнецкий музыкальный колледж» 2000-стр.1
5.2. МБОУДОД ДШИ№2 села Индерка 2008-стр.2
5.3.«Музыка» Художественно-образное развитие школьников 2008 – стр. 10-15
5.4.Сборник стихов Валерий Брюсов 1998-стр 44
6.Устная родовая история:
6.1.Интервью с Кафтаевой Р.М
6.2.Интервью сКафтаевой(Ернеевой) Г. М.
6.3.Интервью с Кафтаевой (Шаша) Н Р.
6.4.Интервью с Кафтаевым Г.М.
6.5.Интервью с Ернеевой(Шагвалиевой)В.З.
6.6. интервью с Ернеевой (Азихановой ) Ю.В.
Мороз Иванович
Отчего синичка развеселилась
Две лягушки
Алые паруса
Рыжие листья