Взаимосвязь между показаниями пульса и работой сердечнососудистой системы школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
puls_2.docx | 59.27 КБ |
Министерство образования и науки РТ
МБОУ СОШ №2 г. Туран
Взаимосвязь между показаниями пульса и работой сердечнососудистой системы школьников.
Выполнила: ученица 9 класса ,
Чадамба Баяна
Руководитель: учитель биологии
Сарыглар Аялга
Туран-2016
Содержание
Введение____________________________________________________3
Теоретическая часть
1.1 Пульс и егосвойства________________________________________6
1.2Правила определения пульса_________________________________9
II Практическая часть
2.1 Анализ ритма пульса_____________________________________10
2.2 Анализ ортостатической пробы____________________________12
2.3 Анализ реакции сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку___________________________________________________13
2.4 Анализ восстановления пульса_____________________________14
3. Выводы_________________________________________________15
4. Литература_______________________________________________16
Приложение 1_______________________________________________17
Введение
Актуальность темы: Пульс как показатель здоровья сердца играет огромную роль в диагностике заболеваний. Сердечнососудистые заболевания, наравне с онкологическими заболеваниями и сахарным диабетом прочно удерживают первенство среди самых распространенных и опасных заболеваний XX - XXI века. На сегодняшний день доля смертности по таким болезням составляет 40-60% по миру. На нынешнем этапе проблеме заболеваний сердечнососудистой системы человека уделяется много внимания со стороны медицины. Но, к сожалению, эта проблема недостаточно понятна молодому поколению. Кроме того, в нашей школе таких исследований за последние 10 лет не проводилось. Поэтому данная тема работы является актуальной.
Цель работы: Изучение взаимосвязи между показаниями пульса и работой сердечнососудистой системы человека, на примере девятых и десятых классов МБОУ СОШ №2 г.Турана.
Цель определяет следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретический аспект исследуемой проблемы.
2. Изучить методику диагностирования пульса.
3. Исследовать показания пульса испытуемых по методике диагностирования.
4. Провести сравнительный анализ полученных результатов исследования.
Объект исследования: учащиеся девятого, десятого классов МБОУ СОШ № 2 г.Туран.
Предмет исследования: состояние сердечнососудистой системы через исследование показаний пульса.
Методы исследования:
−Изучение литературных источников.
−Методы диагностирования пульса. (Приложение 1)
−Анализ. Сравнение. Сопоставление. Обобщение полученных данных.
Этапы работы:
1) Подготовительный:
- выбор объекта исследования и постановка цели и задач;
- отработка методики для организации исследования;
- изучение литературы.
2) Практический:
- проведение исследований.
3) Обобщающий:
- анализ полученных данных;
- выявление закономерностей;
- выводы и рекомендации.
Практическая значимость: данная работа может быть использована педагогами для работы на уроке и во внеурочное время, а так же учащимися и их родителями для профилактики сердечнососудистых заболеваний.
I. Теоретические основы исследуемой проблемы
1. Пульс и его свойства
Пульс - толчкообразные колебания стенок сосудов, возникающие в результате сердечной деятельности и зависящие от выброса крови из сердца в сосудистую систему [6, с 533].
Свойства пульса: частота, ритм, высота, напряжение, наполнение.
Частота сердцебиений подвержена многим влияниям и часто изменяется в течение дня. На частоту сердцебиения влияет положение тела: наиболее высокая частота сердцебиения наблюдается в положении стоя, в положении сидя она ниже, а при положении лёжа сердце сокращается ещё медленнее. Частота сердцебиения резко увеличивается при физической нагрузке, изменении эмоционального состояния, дефиците гемоглобина в крови.
Частота сердцебиения так же зависит от возраста:
Ребенок в лоне матери – 160
Ребенок после рождения – 140
От рождения до года – 130
От года до двух лет – 100
От трех до семи лет – 95
От 8 до 14 лет – 80
Средний возраст – 72
Преклонный возраст – 65
При болезни – 120
Время смерти - 160
1.2.Ритм пульса.
Если пульсовые удары следуют один за другим через равные промежутки времени, то пульс правильный или ритмичный. В противном случае наблюдается неправильный, аритмичный пульс. У здоровых людей часто отмечается его урежение на вдохе и учащение на выдохе - дыхательная аритмия; задержка дыхания устраняет этот вид аритмий. При аритмии происходят нарушения в работе сердца за счет изменения темпа или продолжительности сердечных сокращений. Причины возникновения подобных нарушений могут быть различными, однако принято выделять следующие факторы риска: сопутствующие заболевания сердечнососудистой системы, сбой в процессах метаболизма, заболевания эндокринной системы, заболевания центральной и вегетативной нервной системы, длительное лечение препаратами, вызывающими интоксикацию, стрессы, депрессии, психическое напряжение, физические нагрузки, отравления, переохлаждения.
У некоторых людей ритм сердечных сокращений бывает редким и колеблется в пределах 40-60 ударов в минуту. Такой редкий ритм пульса называется брадикардия. Брадикардия возникает при некоторых инфекционных заболеваниях, отравлениях, обморожениях; у здоровых тренированных людей это норма.
Встречаются люди с большим частым ритмом, когда частота сокращений сердца колеблется в пределах 90-100 и может доходить до 140-150. Такой частый ритм называется тахикардией. Учащение пульса у здоровых людей может возникнуть при эмоциональной и физической нагрузках, на вдохе, у больных при лихорадочных состояниях, гипертонической и ишемической болезни сердца.
Определяют следующим образом: на артерию устанавливают подушечки двух или трех пальцев руки и сдавливают артерию одним из пальцев до тех пор, пока второй палец (или) два пальца не перестанут воспринимать пульсовые удары. Напряжение пульса определяют силой, которую необходимо приложить, чтобы прекратилось прохождение по артерии пульсовой волны. Зависит напряжение пульса, прежде всего от величины систолического артериального давления. Если артериальное давление нормальное и артерия сдавливается при умеренном усилии, то говорят о пульсе умеренного напряжения. При высоком артериальном давлении артерию сжать труднее – такой пульс называется напряженным или твердым. Если давление низкое, артерия сжимается легко – пульс мягкий.
Характеризуется наполнением артерии кровью и зависит в первую очередь от величины сердечного выброса, то есть от количества крови, которое выбрасывается в артериальную систему, а так же от общего количества крови циркулирующего в сосудистой системе. При хорошем наполнении можно нащупать под пальцем высокую пульсовую волну, а при плохом – пульс слабый, пульсовые волны малы, плохо различимы. Это может указывать на ослабление работы сердечной мышцы. Особенно плохим признаком является едва ощутимый пульс, называемый невидимым. Высота пульса зависит от напряжения и наполнения. Пульс хорошего напряжения и наполнения называется большим, слабого - малым. Иногда высота пульсовых волн может быть настолько незначительной, что они определяются с трудом. Такой пульс называется нитевидным [7].
1.2. Правила определения лучевого пульса
Лучшее место для прощупывания пульса находится на лучевой артерии на расстоянии ширины большого пальца ниже первой складки кожи запястья у косточки [6, с 533]. Лучевой пульс проверяется тремя пальцами: указательным, средним и безымянным. Не следует проверять пульс:
−непосредственно после приема пищи или лекарства;
−при остром чувстве голода;
−после тяжелой физической работы или напряженного умственного труда;
−после массажа;
−после пребывания у огня, на солнце или морозе;
−плохо выспавшимся.
1.3 Методика диагностирования пульса
Оборудование: часы с секундной стрелкой.
Подсчитывают пульс в течение 10 секунд.
A. Ритмичность пульса (в положении сидя 3 раза).
Разницы между показателями нет – нет аритмии, различия на 1 удар – норма, больше – аритмия.
B. Ортостатическая проба (встать и измерить пульс).
Пульс может: не измениться (возбудимость нервной системы), участиться (у тренированного человека на 1-3 удара за 10 секунд, у нетренированного человека более чем на 3 удара), упасть (повышенный тонус парасимпатической нервной системы)
C. Реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку (приседать 20 раз за 30 секунд).
Чем меньше прибавляется частота пульса, тем более тренированный человек, если усиливается на 50% - нетренированное сердце и возможны различные заболевания С.С.С.
D. Восстановление пульса.
Проверить пульс (сидя):
через 1 минуту отдыха,
через 2 минуты отдыха,
через 3 минуты отдыха
Чем быстрее восстанавливается пульс, тем тренированнее человек, если через 3 минуты пульс восстановится – серьезных нарушений не выявлено.
II. Практическая часть
1. Анализ полученных данных 2009 года
Исследуемые возрастные категории учащихся и педагогов
Таблица 1
Учащиеся | ||||
9 «А» | 9 «Б» | 10 гуманитарный | 10 профильный | |
количество | 23 | 24 | 9 | 6 |
возраст | 14-16лет | 14-16лет | 15-16 лет | 15-16 лет |
1.1.Анализ ритмичности пульса
Таблица 2
9 «А» | 9 «Б» | 10 гуманитарный | 10 профильный | |
Аритмия | 5(21%) | 9(37%) | 3(33%) | 3(50%) |
Норма | 18 (79%) | 15(63%) | 6(67%) | 3(50%) |
Среди всех учащихся значительное количество детей с аритмией выявлено 9б и в 9а классах (14-16 лет). Общее количество с аритмией 20 из 62 исследуемых (32%). Причины возникновения таких нарушений могут быть различными. Возможно, проявление аритмии связаны с тем, что части испытуемых было дискомфортно по тепловому режиму (холодно). Возбуждение, возникающее в результате холода, передается центрами симпатических нервов, учащающих ритм сердечной деятельности. Аритмия может быть заболеванием, и кроме этого аритмия может быть не заболеванием, а физиологическая или дыхательная аритмия, свойственная детскому и юношескому возрасту (то есть на вдохе пульс учащается, а на выдохе замедляется). Частота пульса так же зависит от конституции тела. Общее количество с показателем норма 42 учащихся из 62 исследуемых (68%), а (32%) можно предположить, что эта часть испытуемых является группой риска, так как стрессы и другие условия могут вызвать сбои в работе сердца и привести к заболеваниям сердца.
1.2. Анализ ортостатической пробы
Классы | Увеличение на 1-3 удара | Увеличение более чем на 3 удара | Понижение пульса | Частота не изменилась |
учащиеся | ||||
9 «А» | 15 | 4 | 0 | 4 |
9 «Б» | 13 | 6 | 1 | 5 |
10 гуманитарный | 3 | 5 | 1 | 0 |
10 профильный | 4 | 2 | 0 | 0 |
а) Когда пульс учащается на 1-3 удара за 10 секунд, это говорит о том, что человек тренированный. Таким образом, среди испытуемых учащихся наиболее здоровыми и тренированными являются ученики 14-16 лет.
б) Увеличение частоты пульса более чем на 3 удара говорит о слабой тренированности человека. Исследование показало, что наименее тренированными являются учащиеся 9б класса.
в) Понижение частоты пульса свидетельствует о повышенном тонусе парасимпатической нервной системы и, предположительно, указывает на пониженное артериальное давление. Только 2 ученика с пониженным пульсом было обнаружено в 9 и 10 классах.
г) Если частота пульса не изменилась, это говорит о возбудимости нервной системы. Наибольший процент детей с таким показателям пульса в 9-х классах всего 9 учеников, у которых частота пульса не изменилась. А в 10-х классах таких учеников не оказалось.
1.3.Анализ реакции сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку.
Реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку (приседать 20 раз за 30 секунд) может быть разной. Чем меньше прибавляется частота пульса, тем более тренированный человек, если усиливается на 50% - нетренированное сердце и возможны различные заболевания сердечнососудистой системы.
Увеличение частоты пульса более, чем на 50% | ||
Число учащихся | % от общего числа в группе | |
9 «А» | 15 | 65% |
9 «Б» | 18 | 75% |
10 гуманитарный | 5 | 55% |
10 естественный | 3 | 50% |
Наиболее здоровыми и тренированными явля-ются учащиеся 10 класса, так как у всех участников этих возрастных категорий прибавление частоты пульса после нагрузки не превышает 50%, а это говорит о том, что эти категории являются наиболее тренированными и у них нет нарушений в работе сердечно-сосудистой системы. Чем меньше увеличиваются показания пульса на количество ударов после нагрузки, тем в большей степени сердце увеличивает свою работу не за счет увеличения частоты сердечных сокращений, а за счет увеличения ударного объема крови. Менее здоровыми является 9б класс, так как среди этой категории имеется набольшее количество учащихся, у которых частота пульса превышает 50%.
1.4 Анализ восстановления пульса.
Исследование восстановления пульса (сидя): через 1 минуту отдыха, через 2 минуты отдыха, через 3 минуты отдыха, Чем быстрее восстанавливается пульс, тем тренированнее человек. Если через 3 минуты пульс восстановится – серьезных нарушений у испытуемого не выявлено.По результатам исследования после первой минуты отдыха пульс вос-становился в 9а классе у 6 учащихся (26%), оказалось что эти ученики посещают ДЮСШ. 9б классе у 5 человек (20%), в 10 классе у 7 исследуемых (46%), у тех, у кого пульс восстановился после первой минуты отдыха, говорит о большей тренированности организма. После трехминутного отдыха пульс восстановился у 18 человек из 62 (30%). Это говорит о том, что в работе сердечнососудистой системе серьезных нарушений не выявлено. У остальных 44 человек пульс не восстановился до конца (20%). Это говорит о слабой тренированности учащихся.
IV. Выводы и рекомендации
Изучая взаимосвязь между показаниями пульса и работой сердечнососудистой системой человека в школе, можно сделать следующие выводы:
1. Пульс, как показатель здоровья, имеет ряд свойств (ритм, частота, напряжение и т.д.), которые зависят от многих факторов, как внешних (температура, влажность и др.) так и внутренних (индивидуальные особенности организма);
2. Нарушения деятельности сердечнососудистой системы по всем показателям диагностики выявлены у категории 14-16 лет с возрастными особенностями.
3. Абсолютно здоровых людей по показанию пульса выделено 4 человека из 62 учеников. Нарушение в работе сердечнососудистой системы по всем показателям выявлено у 5 учеников из 62, их мы отнесли к группе «очень» больных людей. Остальные испытуемые по нескольким показаниям имеют нарушения в работе сердечнососудистой системы.
4. Из 62 учеников 18 оказались тренированными, а 44 не тренированными. Все тренированные ученики являются воспитанниками ДЮСШ.
Перспективы.
Для логичного завершения данного исследования и возможностей научного обобщения необходимо произвести дополнительное и повторное исследование в разных возрастных группах.
Результаты исследования в обобщенной форме полезно обсудить среди учащихся, учителей, медицинских работников школы, родителей для разработки системы здоровьесберегающих мероприятий по улучшению состояния здоровья учащихся.
Список литературы:
1. Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Тор-шин В.И. Основы физиологии человека: Учебное из-дание 3-е, переработанное и дополнительное. Том 1. Москва, «РУДН», 2007г.
2. Барабаш Н.А., Ростов Н. Нормальная физиология; руководство к проведению лабораторных работ. «Феникс», 2007г.
3. Билич Г.Л. Биология. Цитология, гистология, анато-мия человека: Учебное пособие для старшеклассни-
ков и абитуриентов. С – Пб., Издательство «Союз» 2001 г.
4. Брыксина З., Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Москва, Издательский центр «Академия», 2000г.
5. Маркосян А.А. Физиология. Москва, «Медицина», 1975г.
6. Палеева Н.Р. Справочник медицинской медсестры
по уходу. Москва, «Медицина», 1981г.
7. Петровский Б.В. Популярная медицинская энцикло-
педия в 1-ом томе. Абор-Ящур - Москва, «Советская
энциклопедия»,1987
Приложение 1
Ледяная внучка
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Солнечная система. Взгляд со стороны
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Огонь фламенко