ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Нельзя не отменить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.
Тип проекта: краткосрочный проект кружковой работы, направленный на развитие поисково - познавательной деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты.
Цель: Развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи проекта:
1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
2. Развивать у детей познавательные способности.
3. Развивать мышление, речь.
4. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Свою работу над проектом строю по трём взаимосвязанным направлениям:
- живая природа;
- неживая природа;
- человек;
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдаю следующие правила:
1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки) .
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Работа по каждой теме проекта заканчивается итоговым мероприятием: или защитой мини – проекта с родителями, или тематической выставкой, или оформлением газеты или праздником.
В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. Чтобы у ребёнка поддерживался интерес, стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений мной были разработаны рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях «Как помочь маленькому исследователю».
Вниманию родителей были подготовлены консультации:
Одной из практикуемой форм работы с родителями являются вечера совместного экспериментирования.
Ожидаемые результаты:
Календарно – тематический план
Месяц | Тема | Цель | Материалы |
Сентябрь | 1.Где вода?
| помочь определить, что песок и глина по-разному впитывают воду. | прозрачные емкости, мерные стаканчики. сухой песок, сухая глина, вода.
|
| 2.Посадим дерево | помочь определить свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость).
| песок, глина. ёмкости, палочки
|
Октябрь | 1.Волшебный материал | помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.
| песок, глина, дощечки, палочки, изделия из керамики. |
| 2.Поиграем с краскми | познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
| прозрачная вода, краски. две баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши
|
Ноябрь | 1. Окрашивание воды | помочь выявить свойства воды | вода (холодна и теплая) кристаллический краситель. |
| 2.Водянные весы | познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается.
| высокая стеклянная банка, круглая палка длиной 20-30 см из легкого дерева (сосны, липы, осины), гайка, картон.
|
Декабрь | 1.Реактивный кораблик | помочь определить, как с помощью воды можно придать ускорение кораблику.
| дощечка в форме кораблика, пустая жестяная банка с отверстием в дне |
| 2. Друзья | познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.
| стакан, бутылка, закрытая пробкой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).
|
Январь
| 1.Вода бывает теплой, холодной, горячей
| дать понять, что в водоёмах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные.
| вода - холодная, тёплая, горячая, три кусочка льда. три стаканчика, водный термометр.
|
| 2.Танец горошин
| познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.
| вода, горошины баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).
|
Февраль | 1.Поиск воздуха | помочь детям обнаружить воздух вокруг себя | султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость. |
| 2. Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него | показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул.
| воздушный шарик, скотч, игла. |
Март | 1.Веселая полоска | познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность. | полоска мягкой бумаги, лист бумаги, карандаши (для каждого ребёнка). |
| 2.Подводная лодка из винограда | показать как всплывает и поднимается подводная лодка из винограда как рыбка.
| свежая газированная вода (лимонад), виноградинка стакан. |
Апрель | 1.Делаем облако | продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь.
| горячая вода, кусочки льда. трёхлитровая банка, противень. |
| 2.Что любят растения | помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними | два-три одинаковых растения предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности.
|
Май | 1.Хитрые семена | познакомить со способами проращивания семян. | семена бобов, кабачков, земля две баночки, палочка, маленькая лейка, марля, розетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка). |
| 2. Потеря воды во время дыхания | дать понятие о том, что человек теряет воду во время дыхания. | холодное стекло. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате моей работы над проектом были сформированы картотеки опытов и экспериментов с неживой природой для детей старшего дошкольного возраста; игр с водой; проблемных ситуаций; карточки – схемы проведения опытов – экспериментов; разработаны рекомендации для воспитателей и родителей по экспериментированию детей и т. д.
Список используемой литературы:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkie_himiki.pptx | 847.78 КБ |
Слайд 1
Маленькие химикиСлайд 2
Это самая простая химическая реакция, домохозяйки называют «сода гашеная уксусом», детям было очень интересно
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Осенняя паутина
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Одеяльце
Простые летающие модели из бумаги