В данной работе проведены экспериментальные исследования по теме "Комнатные растения". Сделаны выводы и обобщения по таким вопросам как: потребность растений в воздухе, воде, особенновти фотосинтеза и др. Результат данной работы- Лауреат 1 степени Всероссийского конкурса.
Вложение | Размер |
---|---|
komnatnye_rasteniya_ivko_koltsovo_mbudo_sozvezdie_2.docx | 372.95 КБ |
Всероссийский конкурс-олимпиада «Эврикум»
Конкурс «Terra experimentum»
Комнатные растения
Ивко София
3 класс МБУДО «Созвездие» р.п. Кольцово
Тимофеева Ирина Ивановна
педагог дополнительного образования
МБУДО «Созвездие»
1. Как дышат листья растений?
Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Ход эксперимента: Для опыта используем комнатные растения –спатифиллум (фото №1) и антуриум (фото №2).
фото №1 фото №2
Смажем одну и обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдаем за листьями.
Вывод: Растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Листья «дышат» своей нижней стороной, потому что лист спатифиллума погиб (фото №3), так как был смазан с нижней стороны.
фото №3
2. Какой газ выделяет растение на свету?
Цель: Установить, что растение при фотосинтезе выделяет кислород.
Оборудование: Стеклянная емкость с герметичной крышкой, маленький горшочек с растением, лучинка, спички.
Ход опыта: Поместим внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением. Поставим в теплое, светлое место. Через 2 суток узнаем, накопился ли в банке кислород? Наблюдаем за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки.
Вывод: Растение на свету выделяет кислород, так как кислород горит.
3. Происходит ли фотосинтез в листьях бордового или фиолетового цвета?
Цель: Доказать, что фотосинтез происходит во всех листьях, независимо от окраски.
Оборудование: кипяток, лист бегонии (обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет) (фото №4), стеклянный термостойкий стакан.
Ход опыта: Поместим лист в кипящую воду, через 5—7 минут его рассмотрим. Лист становится зеленым, а вода изменяет окраску (фото №5).
фото №4 фото №5
Вывод: В листе происходит фотосинтез
4. Испарение воды листьями растений.
Цель: Выяснить испаряется вода с листьев или нет.
Оборудование: растение, целлофановый пакетик, нить.
Ход опыта: Надеваем на листочек целлофановый пакетик и закрепим его с помощью нити. Растение поставим в теплое светлое место. Видим, что внутри пакетик «запотел» (фото №6). Спустя несколько часов, снимаем пакетик, в котором мы видим воду. Она испарилась с поверхности листа. Измерили количество воды в пакетике, оно составило 0,3 мл.
фото №6
5. Зависимость количества испаряемой воды от размера листьев.
Цель: установить зависимость количества испаряемой воды от размера листьев растений.
Оборудование: стеклянные емкости, черенки драцены голд и фиалки.
Ход опыта: Срезаем черенки для дальнейшей посадки, помещаем их в колбы. Наливаем одинаковое количество воды. Сверху наливаем растительное масло, что бы вода не испарялась из емкости. Через два дня проверяем уровень воды в каждой колбе. Видим, что уровень воды оставшейся в емкостях неодинаков.
Вывод: Растение с крупными листьями поглощает и испаряет больше воды.
6. Как зависит испарение от особенностей поверхности листьев.
Цель: установить зависимость между структурой поверхности листьев и потребностью их в воде.
Оборудование: Комнатные растения - антуриум, фиалка, спатифиллум, целлофановые пакеты, лупа.
Ход опыта: Надеваем на листья разных растений целлофановые пакетики, плотно закрепляем, наблюдаем за появлением влаги в них, сравниваем количество влаги при испарении с листьев разных растений.
Вывод: фиалку поливать часто не надо т.к. опушенные листья не отдают, а сохраняют влагу; плотные листья антуриума тоже испаряют меньше влаги, чем листья такого же размера, но неплотные.
7. Необходимость кислорода для разрушения хлорофилла.
Цель: отметить различия в окраске листа.
Оборудоваие: стареющий, но еще сохранивший зеленый цвет лист любого светолюбивого растения, стакан с водой, плотная бумага.
Ход опыта: Опускаем лист растения в стакан с водой так, чтобы половина его находилась под водой, а вторая половина - над водой. Для этого закрепляем лист в прорези, укрывающей стакан плотной бумаги. Стакан ставим в темное место. Через 3–5 дней заметили различия в окраске листа: находившаяся в воде часть листа сохранила зеленый цвет, другая – пожелтела (фото №7).
фото №7
Вывод: В разрушении хлорофилла важную роль играет процесс дыхания.
8. Определение способности комнатных растений улавливать пыль.
Нам понадобятся: вата, вода, различные комнатные растения.
Визуальное сравнение степени загрязненности ваты с контролем:
фото №8
После обработки листьев антуриума цвет ваты светло-серый (фото №8)
фото №9
После обработки листьев спатифиллума цвет ваты серый (фото №9)
фото №10
У драцены голд после обработки цвет ваты грязно-серый (фото №10)
Вывод: Растения неодинаково улавливают пыль. Из полученных образцов ваты видно, что более загрязненной оказалась драцена голд. Следовательно, она больше других поглощает пыль.
Исследовательская работа
Цель: Установить влияние стимуляторов роста на укоренение комнатных растений на примере узумбарской фиалки.
Задачи:
Ход эксперимента:
Проведем опыт по размножению одного сорта узамбарской фиалки листовыми черенками, укореняемые разными способами - в воде с использованием стимулятора роста растений, таких как гетероауксин и крезацин.
Гетероауксин - препарат для стимулирования корнеобразования.
Свойства: вызывает накопление и усиленный обмен органических веществ, способствует регенерации части растений в новый индивид, стимулирует образование корней у черенков, ускоряет корнеобразование у рассады и взрослых растений, усиливает рост придаточных корней.
Крезацин - стимулятор корнеобразования. Содержит ортокрезоксиуксусную кислоту. Крезацин повышает прорастание семян, стимулирует рост растений, способствует устойчивости к болезням, повышению урожайности, холодостойкости.
фото №11
После появления корешков длиной 1-2 сантиметра, листочки высаживаем в земляную смесь (фото №12).
фото №12
Таблица «1
Размножение узамбарской фиалки листовыми черенками с использованием стимулятора роста гетероауксина | Размножение узамбарской фиалки листовыми черенками с использованием стимулятора роста крезацина | |
Появление первых корешков | Появились через 13 дней | Появились через 16 дней |
Образование корневой системы | + 8 дней | + 10 дней |
Появление молодых розеток | +20 дней | +20 дней |
Вывод:
В результате исследования влияния стимуляторов роста на укоренения черенков узамбарской фиалки при разном способе укоренения (в почве и в воде), выяснили, что: черенки фиалок, укореняемые в воде и обработанные биостимулятором гетероауксином, быстрее остальных прошли все этапы развития и быстрее образовали розетки листьев (41 дней). Это подтверждает то, что гетероауксин положительно влияет на образование корневой системы узамбарской фиалки при её вегетативном размножении и укоренении в воде. (Таблица №1)
Ответы на вопросы
1 | Где растут в природе эти известные комнатные растения? Назовите континент или страну? А) - кактусы, столетник. Мексика, Бразилия, Боливия, Чили, Аргентина, Канада, Китай, Индия, Австралия, Испания, Монако, Мадагаскар, Шри-Ланка, западные страны Африки. Б ) - бегония, монстера, фуксия, традесканция – Южная Америка В) – аспарагус, герань, циперус, хлорофитум, бальзамин Европа, Азия, Африка Г) – сансевьера, примула, лимон, гибискус Азия, Гималаи, Западный Китай |
2 | Какое комнатное растение стало в веке в России символом бедности и принадлежности к низкому социальному классу? Герань |
3 | Под листьями какого растения нельзя садиться в пасмурную погоду, иначе вы рискуете промокнуть? Монстера |
4 | На каком растении писали древние египтяне? Древние египтяне писали на папирусе. |
5 | Какое комнатное растение называют цветком алхимиков? ( Можно найти в литературе несколько разных вариантов). Манжетки Alchemilla (роса в полнолуние) Фуксия блестяцая |
6 | Какие комнатные растения ядовитые и могут быть опасны? Предложите список безопасных растений для детского сада. К ядовитым комнатным растениям относятся -цикламен, диффенбахия, герань, молочай, гортензия Список безопасных растений для детского сада: фикус, фиалка, бегония, хлорофитум, драцена. |
7 | На фотографии – одно из самых необычных комнатных растений. Как оно называется и каковы его основные особенности? Псевдолитос – это необычный вид кактусов. Дословный перевод названия этого растения с греческого звучит как псевдо-камень. Внешне он д очень походит на камень причудливой формы. В дикой природе эти растения используют свою внешность как способ маскировки. |
8 | В каждой местности существуют традиционные (народные) названия комнатных растений. А иногда одним и тем же именем зовут абсолютно разные растения. Напишите научные названия для каждого растения в приведенном списке и приведите их фотографии. «бабьи сплетни» - традесканция «березка» - роициссус
«ванька мокрый» - бальзамин «денежное дерево» - толстянка
«китайская роза» - гибискус «крапивка» - колеус
«оленьи рога» - платицериум «рождественская звезда» - пуансеттия
|
9 | Когда открыли, что растения выделяют кислород, то есть, как тогда говорили «улучшают воздух», стало модно помещать в комнате множество растений. Но почему – то после сна в таких условиях начинала болеть голова. В чем причина этой головной боли? Некоторые растения могут вызывать аллергию, а также выделять токсичные вещества. |
10 | Существует множество стихотворений о комнатных растениях. Напишите то, которое больше всего вам нравится, а если хотите, сочините свое. Цветы у окна Галина Матвеева Посланцы разных стран и континентов Нам дарят море радостных моментов. Здесь орхидеи сказочный наряд, И нежной розы тонкий аромат. Бегоний удивительные листья, И гроздья колокольчиков повисли. Гардений мраморный букет Встречает утренний рассвет. У пеларгоний пышное цветенье, Бутоны ярки, всем на удивленье. Есть зефирантес розовый и белый, Головками кивают вольно, смело. У амараллисов роскошные цветы Порою зимней - чудо красоты. У фикуса - достоинство и высота, А рядом пальма - просто красота. Драцена, цикламен, кротон... Цветные листья, нежный тон. А гибискуса золотой цветок напоминает сказочный восток. У олеандра буйное цветенье Под летним солнцем -запах, наслажденье. Шлюмбергера, кислица, молочай - Не спутаешь их, даже невзначай. У каждого цветка своё предназначение, Своя краса, свой трепет удивления. Хотя не только и не просто удивляют. Цветы страдают, лечат, вдохновляют. Цветов любимых хоровод Волнует, радует, пленяет круглый год. |
Отзыв о конкурсе. Работать над этим конкурсом мне очень понравилось. Было нелегко выполнять задания экспериментальной части. Потребовалось много времени. Но было познавательно. Узнала много полезной и новой информации.
И тут появился изобретатель
Рисуем подснежники гуашью
Сказка "Колосок"
Корзина с еловыми шишками
Смородинка