Целью данной работы является написание сценария и создание учебного видеоматериала по технике безопасности для уроков химии.
Вложение | Размер |
---|---|
tehnika_bezopasnosti_v_kabinete_himii.docx | 535.32 КБ |
prezentatsiya_tehnika_bezopasnosti.pptx | 1.04 МБ |
ЧУОО «Татьянинская школа»
Техника безопасности в кабинете химии
Автор: Сафонов Данила Павлович
Руководитель: Захарова Зоя Геннадьевна
г. Москва
2016 год
Оглавление
Введение - стр. 3
Глава 1 Виды инструктажа по технике безопасности - стр. 4-8
Глава 2. Подготовка видеоматериала. - стр. 9-15
Заключение - стр. 16
Список использованной литературы - стр. 17
Введение
В этом году мы начали изучать новый предмет — химию. На уроках химии нам предстоит проделать много опытов. Это очень интересно, но и очень опасно. Практически любые реактивы, попав на кожу, могут вызвать неприятные последствия (ожоги, раздражения, и.т.д.)
Учеба подразумевает не только плюсы для учеников, а также и возможные минусы, если учебный процесс неправильно организован. Это особенно касается безопасности учащихся во время определенных уроков. Большая опасность присутствует на уроках химии при несоблюдении правил безопасности. Значит ли это, что нельзя в школе преподавать химию, или же преподавать, но только теоретическую часть? Химия это необходимый предмет, а эксперименты помогают повысить интерес к предмету, укрепить знания, так что остается лишь соблюдать нормы безопасности в обучении.
. В чем заключаются правила безопасности на уроках химии и что конкретно нужно соблюдать? Речь идет об общих правилах, которые касаются всех уроков химии, а также дополнительных мер предосторожности в случае проведения определенных экспериментов.
По нашему мнению, на практике ознакомление учащихся с правилами безопасности делается не идеально, многие ребята даже не понимают, как важно обратить внимание на список правил, под которым они просто ставят подпись, что якобы ознакомились.
Чтобы ученики осознали необходимость внимательного изучения и неукоснительного соблюдения правил безопасности, мы решили создать видеоматериал по технике безопасности для уроков химии. Это является целью данного проекта. Для достижения этой цели нужно выполнить следующие задачи:
1) изучить литературные и интернет-источники по теме;
2) провести анкетирование среди учащихся Татьянинской школы и проанализировать его результаты;
3) сочинить сценарий и отснять учебный видеоматериал.
Объектом нашего исследования являются правила техники безопасности, а предметом исследования – соблюдение этих правил учащимися на уроках химии. При выполнении исследовательской части проектной работы используются методы наблюдения, сравнения, анализа, эксперимента.
Писатель-фантаст и биохимик А. Азимов сказал: «Химия - это смерть, упакованная в банки и коробки». Данная работа направлена на то, чтобы показать, что опасность при проведении химического эксперимента можно избежать, соблюдая правила техники безопасности.
.
Глава 1. Виды инструктажа по технике безопасности
§1. Что такое химический эксперимент?
Все естественные науки – науки экспериментальные. Великий Леонардо да Винчи говорил, что науки, которые не родились из эксперимента – основы всех познаний, бесполезны и полны заблуждений.
Эксперимент — слово латинского происхождения, означающее в переводе «опыт», «проба». В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова можно найти такое определение:
Эксперимент — это научный опыт.
Химический эксперимент, таким образом, можно определить как опыт, проводимый на основании химических знаний. Именно такие опыты под руководством учителя учащиеся проводят на уроках химии.
Химия — наука экспериментальная. На протяжении всей истории ее существования с помощью химического эксперимента доказывались или опровергались разные теории, проверялись различные гипотезы, получались новые вещества и выявлялись их свойства. В настоящее время химический эксперимент по-прежнему является основным инструментом проверки достоверности знания. Правильность рассуждений и расчетов в школьном курсе химии может быть проверена с помощью решения экспериментальных задач.
Химический эксперимент всегда проводится с конкретной целью, он четко планируется, для его проведения подбираются специальные условия, необходимое оборудование и реактивы. Нельзя проводить химический эксперимент, не учитывая его возможных последствий! Нельзя бездумно смешивать между собой вещества, это может привести к опасным для здоровья результатам и нанести ущерб имуществу!
Познание безопасного проведения эксперимента приходило с опытом, и химики - экспериментаторы, желая уберечь от опасных ошибок своих последователей, оставляли им предписания: как нужно работать в химической лаборатории, чего ни в коем случае нельзя делать при проведении эксперимента. Так появился свод правил, которые в наше время мы называем правилами техники безопасности. В нашем кабинете химии тоже есть стенд с таким сводом правил, которые нужно соблюдать.
§2. Работы, выполняемые в химическом кабинете.
Основные работы с химическими реактивами и оборудованием, выполняемые в химическом кабинете и непосредственно связанные с изучением химии, могут быть дифференцированы следующим образом:
§3. Инструктаж учащихся.
Требования правил безопасности на уроках химии в первую очередь направлены на снижение опасности во время проведения практических работ. Факторы риска заключаются в термических и химических ожогах, отравлениях ядовитыми парами, порезах и поражении электрическим током. Поэтому так важно знание, понимание и неукоснительное выполнение требований инструкций по охране труда для кабинетов химии всеми учащимися без исключений. Правила техники безопасности регламентируют основные модели поведения учащихся в кабинете химии, которые позволят снизить риск несчастного случая до минимума, а также определяют алгоритм действия в случае внештатной ситуации.
Виды инструктажа по технике безопасности
( в соответствии с ГОСТом 12.0.0004-90 организации обучения безопасности труда)
№ п/п | Вид инструктажа | Время или причины проведения | Ответственный за проведение | Документ для регистрации |
1 | Вводный | На первом уроке химии и с каждым вновь прибывшим учащимся | Зав. кабинетом, учитель | Классный журнал |
2 | Первичный на рабочем месте | Перед практической работой — правила техники безопасности при работе в кабинете химии, и с каждым вновь прибывшим учащимся. | Зав. кабинетом, учитель | Классный журнал |
3 | Повторный | На первом уроке в каждом полугодии. | Зав. кабинетом, учитель | Классный журнал |
4 | Текущий | Перед проведением лабораторных и практических работ. | Учитель | Фиксируется только для практических работ в классном журнале (учителем) и в тетрадях (учащимися) |
5 | Внеплановый | В случае а) грубого нарушения безопасности труда; б) получения травмы; в) отсутствия на занятиях более 60 дней; г) введения в действие новых правил, инструкций по охране труда и технике безопасности. | Зав. кабинетом, учитель | Классный журнал |
6 | Целевой | В случаях: а) постановки химического эксперимента на вечерах заниматель-ной химии: б) проведения экскурсий на промышлен-ные предприятия и в химические лаборатории. | Учитель | Специальный журнал |
Типовая инструкция по охране труда для учащихся при работе в кабинете химии.
1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех учащихся, работающих в кабинете химии.
2. Учащиеся могут находиться в кабинете только в присутствии учителя; пребывание учащихся в помещении лаборантской не допускается.
3. Присутствие посторонних лиц в кабинете химии во время эксперимента допускается только с разрешения учителя.
4. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.
5. Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.
6. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также чётко следовать правилам техники безопасности.
7. Учащимся запрещается бегать по кабинету, шуметь и устраивать игры.
8. Прежде, чем приступать к выполнению эксперимента, учащиеся должны по учебнику или инструктивной карточке изучить и уяснить порядок выполнения предстоящей работы.
9. Приступать к проведению эксперимента учащиеся могут только с разрешения учителя. Учащимся запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные в данной работе.
10. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус! Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.
11. Обо всех разлитых и рассыпанных реактивах учащиеся должны немедленно сообщить учителю. Учащимся запрещается самостоятельно убирать любые вещества.
12. При получении травм (порезы, ожоги и т.п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю.
13. Запрещается оставлять без присмотра включённые нагревательные приборы, а также зажигать горелки и спиртовки без надобности.
14. Уборка рабочих мест по окончании работы производится в соответствии с указаниями учителя.
15. При возникновении аварийных ситуаций во время занятий в кабинете химии (пожар, появление посторонних запахов), не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.
Глава 2. Подготовка видеоматериала.
§1. Социологический опрос учащихся.
Мы решили определить уровень осведомленности учащихся о правилах техники безопасности в кабинете химии и их соблюдении. С этой целью мы провели анкетирование учеников 8 – 11 классов «Татьянинской школы». В опросе участвовал 41 человек. Приводим текст задаваемых вопросов и вариантов ответов на них.
Вопрос | Ответы | Кол-во ответов |
| А) только в школьных кабинетах химии и физики; Б) только в научно-исследовательских лабораториях; В) только на производстве, связанном с риском для жизни; Г) только на транспорте (метро, самолет…); Д) и в школе, и в НИИ, и на производстве, и на транспорте, и в быту. | А) 0 - 0% Б) 1 – 2,4% В) 2 – 4,9% Г) 0 – 0% Д) 38 – 92,7% |
| А) Ничего о них не слышал. Б) Слышал, что они существуют. В) Не ознакомился, только расписался в журнале инструктажа. Г) Ознакомился с правилами поверхностно. Д) Внимательно изучил правила. | А) 0 – 0% Б) 2 – 4,9% В) 6 – 14,6% Г) 27 – 65,9% Д) 6 – 14,6% |
| А) Нет, никогда. Б) Иногда, редко. В) Только при выполнении опасных опытов. Г) На всех практических работах. Д) Всегда, когда нахожусь в кабинете химии. | А) 0 – 0% Б) 2 – 4,9 В) 6 – 14,6% Г) 15 – 36,6% Д) 18 – 43,9% |
4. Каково Ваше мнение о необходимости соблюдения правил техники безопасности? | А) Не задумывался над этим вопросом. Б) Только трус эти правила соблюдает. В) Это необходимо только для людей опасных профессий. Г) Необходимо соблюдать правила при проведении химических опытов. Д) Необходимо знать и соблюдать правила техники безопасности и в кабинете химии, и на транспорте, и на производстве, и в быту. | А) 0 – 0% Б) 4 – 9,8% В) 1 – 2,4% Г) 8 – 19,5% Д) 28 – 68,3% |
Подводя итоги опроса, можно сделать вывод, что подавляющее большинство учащихся (92,7%) осведомлены о существовании правил техники безопасности не только в школьных кабинетах, но и во всех сферах деятельности человека. Многие (68,3%) понимают необходимость их соблюдения. Однако, лишь небольшая группа ребят (14,6%) внимательно изучила правила поведения в кабинете химии, большинство же – только поверхностно ознакомились с ними (65,9%). А всегда соблюдают правила менее половины учащихся (43,9%).
Для того, чтобы акцентировать внимание учащихся и наглядно продемонстрировать им последствия несоблюдения правил техники безопасности в кабинете химии, нами предпринята попытка создания видеофильма по этой теме.
§2 Сценарий видеоматериала.
В нашем фильме мы решили использовать идею демонстрации ситуаций поведения учащихся на уроках химии, основанную на контрасте: плохой ученик – хороший ученик.
Сцена 1. Вход в кабинет.
Плохой ученик заходит в кабинет химии, видит на парте реактивы, потирает раки в предвкушении: «ну, наконец – то, похимичу!».
Хороший ученик, заходя в кабинет химии, обращает внимание на стенд с правилами техники безопасности.
Титры: «Вот послушайте, друзья,
Что на химии нельзя:
Есть и пить, мечтать, играть,
Реактивы разливать,
Все мешать в одной пробирке,
Прожигать на парте дырки.
В общем, будь ты осторожен.
Опыт может быть не сложен,
Но небрежностью своей
Напугаешь ты друзей.»
Сцена 2. Начало работы.
Плохой ученик отбрасывает инструкцию, хватает реактивы, начинает все смешивать.
Хороший ученик читает инструкцию к практической работе, записывает тему работы в тетрадь, начинает работать аккуратно, в соответствии с пунктами инструкции.
Титры: «Не спеши хватать приборы,
А инструкцию читай.
Убедись, что ты все понял,
Вот тогда и начинай!»
Сцена 3. Определение запаха.
Плохой ученик нюхает вещество, поднося горлышко банки близко к носу, получает раздражение слизистых оболочек носа, глаз.
Хороший ученик аккуратно наливает в пробирку небольшое количество вещества и определяет запах, делая движения рукой от отверстия пробирки к носу.
Титры: « Как же нюхать вещества?
В колбу нос совать нельзя!
Запах можно распознать и на расстоянии.
А в сосуды нос совать –
Риск для обоняния.»
Сцена 4. Еда в кабинете химии.
Плохой ученик заходит в кабинет химии, на ходу откусывая от бутерброда. Начинает работать с реактивами, продолжая есть. В результате проливает на себя раствор из пробирки, ему больно.
Титры: «Очень вкусный бутерброд
Так и просится в твой рот.
Не обманывай себя –
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет!»
Сцена 5. Проливание кислоты на одежду.
Плохой ученик наливает в пробирку много вещества, при добавлении кислоты – пена через края пробирки попадает на одежду. Снимает футболку, с удивлением и огорчением рассматривает дыру, прожженную кислотой.
Хороший ученик наливает растворы аккуратно по 1мл, наблюдает выделение пузырьков газа в пробирке.
Титры: « Помни: щелочь, кислота
Вмиг прожгут одежду всем.
Будь внимателен ты с ними
И работай без проблем!»
Сцена 6. Нагревание на спиртовке. Тушение спиртовки.
Хороший ученик зажигает спиртовку, прогревает пробирку по всей длине, нагревает раствор, держа пробирку под наклоном. Тушит спиртовку, закрывая ее колпачком.
Титры: «Всю сначала прогревай,
Уголочком наклоняй,
А потом сильнее там,
Где есть место веществам.»
Плохой ученик не прогревает пробирку, греет ее в вертикальном положении – дно пробирки трескается, горячее содержимое проливается. Чтобы потушить спиртовку, дует – пламя перекидывается на тетрадь, тетрадь загорается.
Титры: «Чтобы пламя погасить,
Спиртовку следует закрыть.
И для этого, дружок,
У нее есть колпачок.
На спиртовку дуть не смей!
Колпачком закрой скорей!»
Сцена 7. Окончание работы.
Плохой ученик: итог работы – горелая тетрадь, ожог на теле, прожженная футболка.
Хороший ученик записал вывод в тетрадь, привел рабочее место в порядок, сдал тетрадь учителю, моет руки.
Титры: «Ты сливал, нагревал реактивы
И отчет подготовил в тетрадке.
Не забудь вымыть руки с мылом,
Чтоб здоровье было в порядке.»
Вывод на фоне стенда по технике безопасности:
«Помни каждый ученик,
Знай любая кроха:
Безопасность - хорошо,
А халатность – плохо!»
На основе данного сценария нами была предпринята попытка создания учебного фильма, в котором обе роли (плохого и хорошего ученика) исполняет автор проекта.
Заключение.
Представить себе химию без химических опытов невозможно. Изучить эту науку, понять ее законы и, конечно, полюбить ее можно только через эксперимент.
«Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области» - писал М.Горький. Химия, обладая огромными возможностями, создает невиданные ранее материалы, облегчает труд людей, экономит время человека, создает ему уют и комфорт, кормит его… Но она же может быть смертельно опасной для человека. Использование людьми достижений современной науки требует высокой общей культуры, знаний, ответственности, соблюдения правил. На уроках химии мы не только получаем азы знаний по предмету, но и учимся ответственному отношению к проведению химического эксперимента
С помощью проведенного социологического опроса мы выяснили, что, хотя большинство учащихся нашей школы осведомлены о существовании правил техники безопасности, но соблюдают их далеко не всегда. Мы изучили вероятные ситуации, в которых на уроках химии учащимся может угрожать опасность. Самая главная опасность при проведении химического эксперимента исходит от химических реактивов и оборудования. Созданный нами видеоматериал покажет ученикам как правильно обращаться с реактивами , чтобы не подвергать опасности себя и окружающих. Советы выполнены в стихотворном виде и сопровождаются наглядными видео-зарисовками конкретных ситуаций на уроке химии.
Наш видеофильм может быть использован на первых уроках химии в 8 классе при изучении правил техники безопасности и приемов обращения с лабораторным оборудованием.
.
Слайд 1
Техника безопасности в кабинете химии Автор работы: Сафонов Даниил Руководитель проекта: Захарова Зоя Геннадьевна 1 ЧУОО « Татьянинская школа» 2016 годСлайд 2
Актуальность работы: «Химия – это смерть, упакованная в банки и коробки.» А. Азимов Наша работа призвана показать, как избежать опасности при проведении химического эксперимента.
Слайд 3
Цель: создать учебный видеоматериал по технике безопасности. Задачи: 1. Изучить литературу по теме; Провести анкетирование учащихся школы ; Сочинить сценарий и снять фильм.
Слайд 4
4 Вопрос Ответы Кол-во ответов 1) По вашему мнению, правила техники безопасности существуют: А) Только в школьных кабинетах химии и физики; Б) Только в научно-исследовательских лабораториях; В) Только на производстве, связанном с риском для жизни; Г) Только на транспорте; Д) И в школе, и в НИИ, и на производстве, и на транспорте, и в быту. А) 0 – 0% Б) 1 – 2,4 % В) 2 – 4,9 % Г) 0 – 0% Д) 38 – 92,7% Анкета
Слайд 5
5 Вопрос Ответы Кол-во ответов 2) Какова степень вашей осведомлённости о правилах техники безопасности в кабинете химии? А) Ничего о них не слышал Б) Слышал, что они существуют В) Не ознакомился, только расписался в журнале инструктажа Г) Ознакомился с правилами поверхностно Д) Внимательно изучил правила А) 0 – 0% Б) 2 – 4,9% В) 6 – 14,6 % Г) 27 – 65,9% Д) 6 – 14,6%
Слайд 6
6 Вопрос Ответ Кол-во Ответов 3) Соблюдаете ли вы технику безопасности в кабинете химии? А) Нет, никогда Б) Иногда, редко В) Только при выполнении опасных опытов Г) На всех практических работах Д) Всегда, когда нахожусь в кабинете химии А) 0 – 0% Б ) 2 – 4,9% В) 6 – 14,6% Г) 15 – 36,6% Д) 18 – 43,9%
Слайд 7
7 Вопрос Ответы Кол-во ответов 4) Каково ваше мнение о необходимости соблюдения правил техники безопасности? А) Не задумываюсь над этим вопросом Б) Только трус эти правила соблюдает В) Это необходимо только для людей опасных профессий Г) Необходимо соблюдать правила при проведении химических опытов Д) Необходимо знать и соблюдать правила техники безопасности везде А) 0 – 0% Б) 4 – 9,8% В) 1 – 2,4 % Г) 8 – 19,5 % Д) 28 – 68,3%
Слайд 8
8 Наш видеоматериал построен на контрасте поведения в кабинете химии "плохого" и "хорошего" ученика
Слайд 9
«Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области.» М. Горький Использование людьми достижений современной науки требует высокой общей культуры, знаний, ответственности, соблюдения правил. Вывод Стародумова Алёна
Слайд 10
Спасибо за внимание!
Сладость для сердца
Упрямый зяблик
Весёлая кукушка
Четыре художника. Осень
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью